4.4.7. Создание новой информации
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Описание деятельности памяти было бы не полным, если не упомянуть о механизмах получения новой, не содержащийся в восприятии информации. Какие механизмы позволяют получать индивиду на основе имеющегося содержимого памяти новые сведения?
Прежде, чем говорить о новой информации необходимо сначала дать хотя бы предварительное определение новой информации. Новая информация это сведения об окружающем индивида мире и объективных отношениях в нем, отсутствовавших ранее в его памяти.
Проведенные психологические эксперименты [15], показали, что интеграция информации является источником естественного вывода. Интеграция информации в сложные когнитивные структуры представляет собой основную закономерность восприятия и переработки информации человеком. Для такой интеграции и запоминания возникающих целостных структур используются преимущественно семантические связи. Здесь работает основной принцип гештальтпсихологии целое больше суммы частей .
Другим моментом в возникновении новой информации лежит механизм дополнения имеющийся информации как источник естественного вывода. Однако, существуют ситуации, в которых создание новой информации не может быть сведено ни к процессу интеграции, ни к процессам дополнения. Они основаны, по-видимому, на таких когнитивных операциях, как сравнение предъявленных порций информации, установление связей между ними и их трансформации [15]. Исследования показали, что отрицание маркированных прилагательных (например, немаленький, некороткий, неплоский и т.п.) чаще приводит к трансформациям (большой, длинный, глубокий), чем отрицание соответствующих немаркированных прилагательных (небольшой, недлинный, неглубокий и т.п.). Применение трансформаций зависит не только от языкового выражения, но также и от когнитивной сложности связанного с ним содержания. Следовательно, превращение отрицательных высказываний в утвердительные можно рассматривать как когнитивную трансформацию [15]. Часто основу естественного вывода составляют механизмы распознавания и формирования аналогий. Аналогия представляет собой отношение между двумя семантическими структурами. Вывод по аналогии приобретает характер порождения новой информации в тех случаях, когда он относится к парам объектам, принадлежащих к весьма различным предметным областям, то есть, прежде всего, когда очевидное отношение в одной предметной области позволяет открыть скрытое существование того же отношения в другой предметной области [15]. Таковы взгляды психологии на создание новой информации.
Конечно, наука еще находится в самом начале разработки этого подхода. Некоторые успехи имеют место в теориях творчества [46, 47]. Но пока еще не созданы программные имитаторы творчества за исключением некоторых разновидностей построителей графических сред.
В модели бессознательного (рис. 13) введено наличие Среды вербализации (СВ). Она содержит набор модулей выполняющих различные функции. Один из них - это Построитель новой информации (ПНИ). Этот модуль реализует математику построения новой информации.
Для построения образа объективной реальности требуется интеграция разделенных в пространстве и времени, но объективно связанных между собой сведений. Такая интеграция осуществляется в форме семантической организации разрозненных данных в целостные структуры, которые, будучи отражением объективной реальности, содержат больше информации, чем было использовано для их построения. Обусловленный этой интеграцией феномен порождения дополнительной информации можно рассматривать как процесс воссоздания свойств источника информации в моделирующей среде, о которых в первоначально принятом сообщении содержаться только отрывочные сведения. Этот процесс, по-видимому, лежит также в основе механизмов, которые заполняют пробелы в воспринятых сообщениях путем воспроизведения обобщенного знания о возможных свойствах и отношениях. Создание новой информации в памяти служит, таким образом, задаче построения целостной картины объективного мира.
Создание информации обеспечивается, далее, путем целенаправленного применения операций трансформации знаний. В этом случае речь идет уже не только о целостном отражении объективной реальности, но и о построении таких репрезентаций, обработка которых была бы наиболее легкой с точки зрения целенаправленного вывода новой информации для обеспечения решения различных задач. Создание новой информации за счет когнитивных трансформаций определяется поэтому не только закономерностями памяти, но также и закономерностями целенаправленных процессов мышления.
Описание деятельности памяти было бы не полным, если не упомянуть о механизмах получения новой, не содержащийся в восприятии информации. Какие механизмы позволяют получать индивиду на основе имеющегося содержимого памяти новые сведения?
Прежде, чем говорить о новой информации необходимо сначала дать хотя бы предварительное определение новой информации. Новая информация это сведения об окружающем индивида мире и объективных отношениях в нем, отсутствовавших ранее в его памяти.
Проведенные психологические эксперименты [15], показали, что интеграция информации является источником естественного вывода. Интеграция информации в сложные когнитивные структуры представляет собой основную закономерность восприятия и переработки информации человеком. Для такой интеграции и запоминания возникающих целостных структур используются преимущественно семантические связи. Здесь работает основной принцип гештальтпсихологии целое больше суммы частей .
Другим моментом в возникновении новой информации лежит механизм дополнения имеющийся информации как источник естественного вывода. Однако, существуют ситуации, в которых создание новой информации не может быть сведено ни к процессу интеграции, ни к процессам дополнения. Они основаны, по-видимому, на таких когнитивных операциях, как сравнение предъявленных порций информации, установление связей между ними и их трансформации [15]. Исследования показали, что отрицание маркированных прилагательных (например, немаленький, некороткий, неплоский и т.п.) чаще приводит к трансформациям (большой, длинный, глубокий), чем отрицание соответствующих немаркированных прилагательных (небольшой, недлинный, неглубокий и т.п.). Применение трансформаций зависит не только от языкового выражения, но также и от когнитивной сложности связанного с ним содержания. Следовательно, превращение отрицательных высказываний в утвердительные можно рассматривать как когнитивную трансформацию [15]. Часто основу естественного вывода составляют механизмы распознавания и формирования аналогий. Аналогия представляет собой отношение между двумя семантическими структурами. Вывод по аналогии приобретает характер порождения новой информации в тех случаях, когда он относится к парам объектам, принадлежащих к весьма различным предметным областям, то есть, прежде всего, когда очевидное отношение в одной предметной области позволяет открыть скрытое существование того же отношения в другой предметной области [15]. Таковы взгляды психологии на создание новой информации.
Конечно, наука еще находится в самом начале разработки этого подхода. Некоторые успехи имеют место в теориях творчества [46, 47]. Но пока еще не созданы программные имитаторы творчества за исключением некоторых разновидностей построителей графических сред.
В модели бессознательного (рис. 13) введено наличие Среды вербализации (СВ). Она содержит набор модулей выполняющих различные функции. Один из них - это Построитель новой информации (ПНИ). Этот модуль реализует математику построения новой информации.
Для построения образа объективной реальности требуется интеграция разделенных в пространстве и времени, но объективно связанных между собой сведений. Такая интеграция осуществляется в форме семантической организации разрозненных данных в целостные структуры, которые, будучи отражением объективной реальности, содержат больше информации, чем было использовано для их построения. Обусловленный этой интеграцией феномен порождения дополнительной информации можно рассматривать как процесс воссоздания свойств источника информации в моделирующей среде, о которых в первоначально принятом сообщении содержаться только отрывочные сведения. Этот процесс, по-видимому, лежит также в основе механизмов, которые заполняют пробелы в воспринятых сообщениях путем воспроизведения обобщенного знания о возможных свойствах и отношениях. Создание новой информации в памяти служит, таким образом, задаче построения целостной картины объективного мира.
Создание информации обеспечивается, далее, путем целенаправленного применения операций трансформации знаний. В этом случае речь идет уже не только о целостном отражении объективной реальности, но и о построении таких репрезентаций, обработка которых была бы наиболее легкой с точки зрения целенаправленного вывода новой информации для обеспечения решения различных задач. Создание новой информации за счет когнитивных трансформаций определяется поэтому не только закономерностями памяти, но также и закономерностями целенаправленных процессов мышления.