4.4.1. Элементарные механизмы распознавания
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Воздействующие на рецепторы сенсорной системы физические параметры стимула преобразуются в определенные состояния центральной нервной системы (ЦНС). Распознавание символа о (это ноль или буква О ?), подобно любому другому акту опознания, только при условии, что ЦНС сохранила следы воспринимавшихся в прошлом стимулов (в данном случае символьного окружения и более глобального контекста) в таком виде, который позволяет установить соответствие между воспринимаемым стимулом и этими следами. Только после того как установлено такое соответствие, стимул приобретает значение и содержащаяся в нем информация получает интерпретацию. Информация о прошлых событиях составляет, таким образом, необходимую предпосылку для распознавания поступающей в данный момент информации. Процесс распознавания значений будем называть семантическим кодированием. Следовательно семантическое кодирование (СК) представляет собой соотнесение актуальных стимулов с наличным содержанием памяти. Результат этого процесса переживается субъектом как восприятие.
Уже на уровне распознавания проявляется известный автоматизм. Значение стимула дается нам чаще всего непосредственно и не сопровождается переживаниями, позволяющими заметить, что распознавание опосредствуется сложными механизмами переработки информации. Тем не менее процесс распознавания необходимо изучать, что так как он является базовым при попадании информации в память. Системы ИИ (СИИ) необходимо строить по этому же принципу. Первым этапом ввода данных в память (СИИ) должен сопровождаться СК.
Экспериментальные исследования показали [15], что кратковременное воздействие зрительного стимула приводит к сенсорным эффектам, достаточным для распознавания его значения. Информация о стимуле после его исчезновения сохраняется в первоначальной форме в течении 200-400 мс и может быть использована для выборочной обработки тех или иных ее частей. Это свойство ЦНС было названо ультракратковременной памятью (УКП). Зафиксированные в УКП сенсорные эффекты образуют исходные данные для СК. Процесс распознавания значений, занимает, по-видимому, больше времени, чем требуется для простой регистрации сенсорных воздействий, и его ресурсов хватает не более чем, на 4-5 букв. Важно подчеркнуть, что критерии ориентирующие на распознавание семантики, в этом временном промежутке не работают [15].
Проанализируем, что же из этого следует?
1. Наличие информации о стимуле в первоначальной форме в течении 200-400 мс говорит о наличии в бессознательном зрительного программного буфера для восприятия текстовой информации, емкость которого 4-5 букв.
2. Сохранность информации говорит об осуществлении процедуры создания ее копии, с той целью, чтобы в процессе обработки ее исключить какое-либо повреждение (разрушение данных). В случае разрушения данных всегда есть возможность сделать еще одну копию.
3. Существующие возможности современных программных средств позволяют хранить в буфере несравненно больший объем текста. В этом компьютеры превосходят человека.
После фиксации стимула в УКП начинается процесс семантического кодирования, протекающий селективно к различным частям (признакам) информации о стимуле. Как было установлено в эксперименте СК может протекать или последовательно или параллельно ко всем признакам стимула [15]. Отсюда следует предположить о наличии процедуры разбивающий стимул на элементарные части (декомпозиция стимула) и выявление в памяти их аналогов. В случае если какое-то подавляющее количество этих элементарных частей находит свой аналог, стимул идентифицируется с вероятностью близкой к единице.
Согласно проведенным в экспериментам, опознание признаков зрительных стимулов начинается с глобальных характеристик фигуры в целом, которые затем дополняются постепенно выявляемыми деталями [15].
С точки зрения психологии процессы протекающие в УКП могут происходить как автоматически, так быть и произвольно управляемыми. В случае обработки в УКП нескольких сенсорных структур, установлено, что зрительные признаки каждого отдельного стимула проверяются последовательно. В [15] указано, что наблюдаемая последовательность проверки признаков формируется автоматически.
Этому, казалось бы, противоречат данные самонаблюдения, согласно которым мы направляем внимание на определенные части стимульного поля и абстрагируемся от остальных его частей. Конечно, следует соблюдать осторожность, чтобы избежать поспешных и неоправданных выводов. Нам представляется важным не то, что при смене точки фиксации те или иные части стимульного поля могут в результате движения глаз оказаться в центре внимания. Речь идет о внутренней организации процессов переработки информации, которая ускользает от самонаблюдения, необходимо преодолеть его недостаточность и глубже проникнуть в существо проблемы.
В каких же случаях происходит автоматическое кодирование в УКП?
Полученные данные свидетельствуют о том, что автоматическое кодирование происходит прежде всего в тех случаях, когда стимулы связаны всегда с одними и теми же значениями и реакциями встречаются достаточно часто. Если же на одни и те же стимулы следует реагировать по-разному, то в процессе кодирования приходится осуществлять управляемый поиск (произвольный), который связан с ограниченностью когнитивных ресурсов и эффективность которого при симультанной стимуляции может снижаться. Автоматические процессы кодирования имеют место, следовательно, в тех случаях, когда субъект располагает весьма значительным опытом восприятия стимуляции, устойчивым образом связанной с возможными реакциями. Во взаимодействии с окружающей средой это весьма частый случай. Таковы, например, сотни и тысячи объектов повседневного обихода, с которыми нам постоянно приходится сталкиваться, от стола и стула до близких знакомых, входящих в узкий круг нашего общества, и, конечно, слова нашей речи, которые следовало бы, скорее всего, поставить на первое место. Значение стимуляции, связанной с такими объектами и их привычным контекстом, распознается согласно высказанным соображениям, автоматически [15].
При исследовании процесса распознавания хронометрический анализ распознавания значений становится центральным вопросом. Процесс кодирования может протекать чрезвычайно быстро и при этом не быть объектом сознательного интереса. Как показали исследования [15], распознавание значения зрительного стимула и его воздействие на психические процессы могут осуществляться чрезвычайно быстро, не требуя специального внимания. За доли секунды воспринятый материал сопоставляется с теми содержаниями памяти, которые репрезентируют знание о предметах и отношениях, обусловивших возникновение стимуляции. За доли секунды распределение энергетических воздействий в рецепторах зрительной системы превращается в обладающую значением информацию о свойствах окружающего мира.
Итак, согласно имеющимися и только частично рассмотренным данным, можно сделать следующие выводы:
1. Сенсорные воздействия зрительных стимулов в течение нескольких сот миллисекунд хранятся в ЦНС в относительно неизмененной форме и могут быть подвергнуты дальнейшей обработке.
2. В процессе такой обработки последовательно выделяются сначала глобальные, а затем все более специфические, локальные признаки стимулов, что делает возможным обращение к хранимой в памяти информации, соответствующей воспринятому стимулу. С этого момента начинается собственно процесс кодирования в смысле распознавания значений.
3. Процесс кодирования может быть автоматическим или произвольно управляемым. Автоматические процессы имеют место в тех случаях, когда один и тот же стимул прочно связан с определенными реакциями. В противном случае выделение признаков может осуществляться в режиме управляемого поиска, который требует произвольно направленного внимания и может вызывать снижение эффективности кодирования при кратковременном предъявлении стимулов.
4. Автоматические процессы кодирования протекают параллельно и независимо друг от друга, управляемые же могут осуществляться параллельно только в рамках указанного ограничения и, следовательно, ведут к взаимному ослаблению.
Установленные зависимости кодирования зрительных стимулов справедливы и для кодирование звуковых стимулов: звуковой стимул также хранится в сенсорном регистре, элементы стимуляции могут оказывать свое воздействие еще до полного опознания и др.
Любой зрительный стимул, идет ли речь о рисунке, букве, слове, здании или фотографии, является в некотором смысле конфигурацией. С этой позиции поставлена задача выявления особенностей зрительного кодирования конфигураций [15]. Под конфигурацией будем понимать статистический зрительный стимул рисунок, фотография, неподвижный трехмерный ландшафт, букву, плакат и т.д. Рассматривая кодирование таких стимулов, мы будем искать ответ на вопрос об особенностях признаков, обработка которых обеспечивает узнавание конфигураций.
Поставленные Хофманом и сотр. [15] эксперименты позволяют предположить, что при кодировании конфигураций глобальные признаки, характеризующие объект в целом, имеют приоритет перед локальными. По-видимому, именно они позволяют осуществлять быстрое сравнение двух конфигураций, определяют долговременное хранение визуальных характеристик в памяти и обеспечивают быстрый доступ к значению данной конкретной конфигурации. При экспериментах со сравнением двух конфигураций установлено, что преобразование репрезентированных в УКП сенсорных воздействий в организованное множество структурных элементов образует первую фазу кодирования конфигураций. Отнесение сформированной структуры к хранящемуся в памяти знанию о значении стимула составляет вторую фазу, отличный от первого и требующий дополнительных затрат времени. Обобщая результаты исследований был сделан вывод, что при сравнении двух конфигураций может использоваться два различных уровня кодирования: уровень принятия решения о сенсорных признаках стимулов, и уровень, на котором происходит сопоставление активируемых стимулами содержаний памяти. Таким образом необходимо различать зрительное кодирование, обусловленное сенсорными особенностями стимуляции, и понятийное кодирование, обусловленное знанием ее структуры.
Подводя итог приведенному материалу из [15] и, сделанному, по ходу его изложения, некоторым выводам, целесообразно интерпретировать его с технической позиции, с целью использования в построении модуля распознавания образов в СИИ. Ниже предлагается концепция послойного распознавания (КПР).
Рисунок 8. Общая схема распознавания зрительных стимулов. 1-6 этапы распознавания зрительного стимула.
Из рис. 8 видно, что после зрительной стимуляции, зрительный стимул, как исходное изображение, проходит несколько этапов распознавания, прежде, чем мы говорим я вижу то и вижу это . Изображение которое мы видим , не есть зрительный стимул в его первичной форме. Оно является результатом предшествующей обработки исходного изображения. Опишем этапы распознавания.
Этап 1. В результате активности рецепторов (датчиков, сенсоров) сетчатки электромагнитное излучение (ЭМИ) преобразуется в электрический сигнал химической природы. Эти сигналы передаются последовательно (по мере активации рецепторов) в сенсорный буфер (регистр). Где и остается в течение нескольких сот миллисекунд. Затем буфер освобождается, путем простой перезаписи данных.
Этого времени хватает, чтобы Модуль деструктор (МД), осуществляющий разложение (деструкцию) исходного стимула по глобальным признаками анализируемой конфигурации, создал копию данных из сенсорного буфера. Копия, по-видимому, размещается в МД.
Этап 2. Затем МД начинает процесс деструкции исходного изображения, по сути здесь начинается процесс распознавания по глобальным признакам. При этом МД обращается к блоку памяти содержащему встречавшиеся ранее глобальные признаки зрительных стимулов. Если при распознавании встречается новая конфигурация, ее глобальные признаки заносятся в БД этого блока памяти. Эта процедура реализуется в самом блоке.
Этап 3. В процессе деструкции МД выделяет несколько слоев. Слой фундаментальное понятие. Слой является сложным (векторным) объектом выделенным из исходного изображения. Он включает в себя некоторое описания составленное для него МД. Описание содержит ориентиры для анализа локальных зрительных стимулов и идентификационный номер слоя, используемые Модулем конструктором (МК).
Этап 4. Слои находятся в Диспетчере слоев (ДС) особом модуле, выполняющего несколько функций. ДС является буфером, а также инициализирует МД и МК. По сути ДС это среда обмена между ДМ и МК. ДС освобождается, путем перезаписи слоев.
Этап 5. Как только в ДС появляется очередной слой, происходит инициализация МК, который делает копию слоя и размещает ее в себе. Далее происходит анализ локальных признаков слоя, путем обращения МК к блоку памяти локальных визуальных признаков. Именно здесь происходит семантическое кодирование. Объекты окружающего нас мира получают на этом этапе свое вербальное описание. Текст становится текстом, пейзаж пейзажем, еда едой и т.д. После распознавания локальных признаков МК дает каждому слою свое описание, так формируется дескриптор слоя. Кстати, именно за счет него происходит наращивание ассоциаций.
Этап 6. И последний в распознавании. МК производит сборку слоев уже в канале Видео-объекта среды сознания. И это есть то, что мы видим . То что видит наше сознание. Здесь каждый предмет имеет свое имя. Отсюда начинается визуальное знание окружающего человека мира и I-объект становится способным манипулировать частями зрительной картины, обращаясь к ним как бы напрямую, ведь он как бы видит , а на самом деле считывая дескриптор слоев в канале Видео-объекта.
Подведем итоги по этому разделу.
1. Распознавание зрительного стимула, а очевидно и стимулов других модальностей, происходит в бессознательном и лишь затем, уже в готовом, виде передается в соответствующий объект среды сознания.
2. Процессы распознавания осуществляются автоматически за счет технических возможностей нейросетей и отчасти, за счет вводимых поправок, вырабатываемых на основе логико-семантических связей, возникновение которых опять таки обусловлено нейросетями. То есть поправки являются вторичными.
3. Память, в той дефенции, как ее трактует психология, не соответствует действительности. Экспериментально показано наличие сенсорных буферов (регистров), выполняющих функции памяти. Логические необходимым является наличие буферной функции у различных модулей бессознательного для целей временного хранения данных, то есть на период их текущей обработки.
4. Целесообразно произвести моделирование процесса распознавания зрительных стимулов с использованием КПР.
5. Роль сознания в распознавании ничтожна. На деле, среда сознания пассивна в восприятии, так не в состоянии контролировать врожденные механизмы бессознательного.
6. Исходя из данных раздела следует говорить о наличии псевдозрения, так как в Видео-объект попадает не исходное изображение в чистом виде, а уже обработанные данные имеющие сложный логико-семантический дескриптор. Человек не видит в чистом виде, он как зритель в кинотеатре воспринимает сделанное чем-то внешним изображение. Это внешнее является бессознательным.
7. Остается нерешенным вопрос произвольного поиска в процессе распознавания. С точки зрения КПР, феномен произвольного поиска, как и вообще произвольность, - это результат отсутствия данных об объекте поиска в памяти, связанный с нестабильностью взаимодействия I-объекта и Видео-объекта.
Воздействующие на рецепторы сенсорной системы физические параметры стимула преобразуются в определенные состояния центральной нервной системы (ЦНС). Распознавание символа о (это ноль или буква О ?), подобно любому другому акту опознания, только при условии, что ЦНС сохранила следы воспринимавшихся в прошлом стимулов (в данном случае символьного окружения и более глобального контекста) в таком виде, который позволяет установить соответствие между воспринимаемым стимулом и этими следами. Только после того как установлено такое соответствие, стимул приобретает значение и содержащаяся в нем информация получает интерпретацию. Информация о прошлых событиях составляет, таким образом, необходимую предпосылку для распознавания поступающей в данный момент информации. Процесс распознавания значений будем называть семантическим кодированием. Следовательно семантическое кодирование (СК) представляет собой соотнесение актуальных стимулов с наличным содержанием памяти. Результат этого процесса переживается субъектом как восприятие.
Уже на уровне распознавания проявляется известный автоматизм. Значение стимула дается нам чаще всего непосредственно и не сопровождается переживаниями, позволяющими заметить, что распознавание опосредствуется сложными механизмами переработки информации. Тем не менее процесс распознавания необходимо изучать, что так как он является базовым при попадании информации в память. Системы ИИ (СИИ) необходимо строить по этому же принципу. Первым этапом ввода данных в память (СИИ) должен сопровождаться СК.
Экспериментальные исследования показали [15], что кратковременное воздействие зрительного стимула приводит к сенсорным эффектам, достаточным для распознавания его значения. Информация о стимуле после его исчезновения сохраняется в первоначальной форме в течении 200-400 мс и может быть использована для выборочной обработки тех или иных ее частей. Это свойство ЦНС было названо ультракратковременной памятью (УКП). Зафиксированные в УКП сенсорные эффекты образуют исходные данные для СК. Процесс распознавания значений, занимает, по-видимому, больше времени, чем требуется для простой регистрации сенсорных воздействий, и его ресурсов хватает не более чем, на 4-5 букв. Важно подчеркнуть, что критерии ориентирующие на распознавание семантики, в этом временном промежутке не работают [15].
Проанализируем, что же из этого следует?
1. Наличие информации о стимуле в первоначальной форме в течении 200-400 мс говорит о наличии в бессознательном зрительного программного буфера для восприятия текстовой информации, емкость которого 4-5 букв.
2. Сохранность информации говорит об осуществлении процедуры создания ее копии, с той целью, чтобы в процессе обработки ее исключить какое-либо повреждение (разрушение данных). В случае разрушения данных всегда есть возможность сделать еще одну копию.
3. Существующие возможности современных программных средств позволяют хранить в буфере несравненно больший объем текста. В этом компьютеры превосходят человека.
После фиксации стимула в УКП начинается процесс семантического кодирования, протекающий селективно к различным частям (признакам) информации о стимуле. Как было установлено в эксперименте СК может протекать или последовательно или параллельно ко всем признакам стимула [15]. Отсюда следует предположить о наличии процедуры разбивающий стимул на элементарные части (декомпозиция стимула) и выявление в памяти их аналогов. В случае если какое-то подавляющее количество этих элементарных частей находит свой аналог, стимул идентифицируется с вероятностью близкой к единице.
Согласно проведенным в экспериментам, опознание признаков зрительных стимулов начинается с глобальных характеристик фигуры в целом, которые затем дополняются постепенно выявляемыми деталями [15].
С точки зрения психологии процессы протекающие в УКП могут происходить как автоматически, так быть и произвольно управляемыми. В случае обработки в УКП нескольких сенсорных структур, установлено, что зрительные признаки каждого отдельного стимула проверяются последовательно. В [15] указано, что наблюдаемая последовательность проверки признаков формируется автоматически.
Этому, казалось бы, противоречат данные самонаблюдения, согласно которым мы направляем внимание на определенные части стимульного поля и абстрагируемся от остальных его частей. Конечно, следует соблюдать осторожность, чтобы избежать поспешных и неоправданных выводов. Нам представляется важным не то, что при смене точки фиксации те или иные части стимульного поля могут в результате движения глаз оказаться в центре внимания. Речь идет о внутренней организации процессов переработки информации, которая ускользает от самонаблюдения, необходимо преодолеть его недостаточность и глубже проникнуть в существо проблемы.
В каких же случаях происходит автоматическое кодирование в УКП?
Полученные данные свидетельствуют о том, что автоматическое кодирование происходит прежде всего в тех случаях, когда стимулы связаны всегда с одними и теми же значениями и реакциями встречаются достаточно часто. Если же на одни и те же стимулы следует реагировать по-разному, то в процессе кодирования приходится осуществлять управляемый поиск (произвольный), который связан с ограниченностью когнитивных ресурсов и эффективность которого при симультанной стимуляции может снижаться. Автоматические процессы кодирования имеют место, следовательно, в тех случаях, когда субъект располагает весьма значительным опытом восприятия стимуляции, устойчивым образом связанной с возможными реакциями. Во взаимодействии с окружающей средой это весьма частый случай. Таковы, например, сотни и тысячи объектов повседневного обихода, с которыми нам постоянно приходится сталкиваться, от стола и стула до близких знакомых, входящих в узкий круг нашего общества, и, конечно, слова нашей речи, которые следовало бы, скорее всего, поставить на первое место. Значение стимуляции, связанной с такими объектами и их привычным контекстом, распознается согласно высказанным соображениям, автоматически [15].
При исследовании процесса распознавания хронометрический анализ распознавания значений становится центральным вопросом. Процесс кодирования может протекать чрезвычайно быстро и при этом не быть объектом сознательного интереса. Как показали исследования [15], распознавание значения зрительного стимула и его воздействие на психические процессы могут осуществляться чрезвычайно быстро, не требуя специального внимания. За доли секунды воспринятый материал сопоставляется с теми содержаниями памяти, которые репрезентируют знание о предметах и отношениях, обусловивших возникновение стимуляции. За доли секунды распределение энергетических воздействий в рецепторах зрительной системы превращается в обладающую значением информацию о свойствах окружающего мира.
Итак, согласно имеющимися и только частично рассмотренным данным, можно сделать следующие выводы:
1. Сенсорные воздействия зрительных стимулов в течение нескольких сот миллисекунд хранятся в ЦНС в относительно неизмененной форме и могут быть подвергнуты дальнейшей обработке.
2. В процессе такой обработки последовательно выделяются сначала глобальные, а затем все более специфические, локальные признаки стимулов, что делает возможным обращение к хранимой в памяти информации, соответствующей воспринятому стимулу. С этого момента начинается собственно процесс кодирования в смысле распознавания значений.
3. Процесс кодирования может быть автоматическим или произвольно управляемым. Автоматические процессы имеют место в тех случаях, когда один и тот же стимул прочно связан с определенными реакциями. В противном случае выделение признаков может осуществляться в режиме управляемого поиска, который требует произвольно направленного внимания и может вызывать снижение эффективности кодирования при кратковременном предъявлении стимулов.
4. Автоматические процессы кодирования протекают параллельно и независимо друг от друга, управляемые же могут осуществляться параллельно только в рамках указанного ограничения и, следовательно, ведут к взаимному ослаблению.
Установленные зависимости кодирования зрительных стимулов справедливы и для кодирование звуковых стимулов: звуковой стимул также хранится в сенсорном регистре, элементы стимуляции могут оказывать свое воздействие еще до полного опознания и др.
Любой зрительный стимул, идет ли речь о рисунке, букве, слове, здании или фотографии, является в некотором смысле конфигурацией. С этой позиции поставлена задача выявления особенностей зрительного кодирования конфигураций [15]. Под конфигурацией будем понимать статистический зрительный стимул рисунок, фотография, неподвижный трехмерный ландшафт, букву, плакат и т.д. Рассматривая кодирование таких стимулов, мы будем искать ответ на вопрос об особенностях признаков, обработка которых обеспечивает узнавание конфигураций.
Поставленные Хофманом и сотр. [15] эксперименты позволяют предположить, что при кодировании конфигураций глобальные признаки, характеризующие объект в целом, имеют приоритет перед локальными. По-видимому, именно они позволяют осуществлять быстрое сравнение двух конфигураций, определяют долговременное хранение визуальных характеристик в памяти и обеспечивают быстрый доступ к значению данной конкретной конфигурации. При экспериментах со сравнением двух конфигураций установлено, что преобразование репрезентированных в УКП сенсорных воздействий в организованное множество структурных элементов образует первую фазу кодирования конфигураций. Отнесение сформированной структуры к хранящемуся в памяти знанию о значении стимула составляет вторую фазу, отличный от первого и требующий дополнительных затрат времени. Обобщая результаты исследований был сделан вывод, что при сравнении двух конфигураций может использоваться два различных уровня кодирования: уровень принятия решения о сенсорных признаках стимулов, и уровень, на котором происходит сопоставление активируемых стимулами содержаний памяти. Таким образом необходимо различать зрительное кодирование, обусловленное сенсорными особенностями стимуляции, и понятийное кодирование, обусловленное знанием ее структуры.
Подводя итог приведенному материалу из [15] и, сделанному, по ходу его изложения, некоторым выводам, целесообразно интерпретировать его с технической позиции, с целью использования в построении модуля распознавания образов в СИИ. Ниже предлагается концепция послойного распознавания (КПР).
Рисунок 8. Общая схема распознавания зрительных стимулов. 1-6 этапы распознавания зрительного стимула.
Из рис. 8 видно, что после зрительной стимуляции, зрительный стимул, как исходное изображение, проходит несколько этапов распознавания, прежде, чем мы говорим я вижу то и вижу это . Изображение которое мы видим , не есть зрительный стимул в его первичной форме. Оно является результатом предшествующей обработки исходного изображения. Опишем этапы распознавания.
Этап 1. В результате активности рецепторов (датчиков, сенсоров) сетчатки электромагнитное излучение (ЭМИ) преобразуется в электрический сигнал химической природы. Эти сигналы передаются последовательно (по мере активации рецепторов) в сенсорный буфер (регистр). Где и остается в течение нескольких сот миллисекунд. Затем буфер освобождается, путем простой перезаписи данных.
Этого времени хватает, чтобы Модуль деструктор (МД), осуществляющий разложение (деструкцию) исходного стимула по глобальным признаками анализируемой конфигурации, создал копию данных из сенсорного буфера. Копия, по-видимому, размещается в МД.
Этап 2. Затем МД начинает процесс деструкции исходного изображения, по сути здесь начинается процесс распознавания по глобальным признакам. При этом МД обращается к блоку памяти содержащему встречавшиеся ранее глобальные признаки зрительных стимулов. Если при распознавании встречается новая конфигурация, ее глобальные признаки заносятся в БД этого блока памяти. Эта процедура реализуется в самом блоке.
Этап 3. В процессе деструкции МД выделяет несколько слоев. Слой фундаментальное понятие. Слой является сложным (векторным) объектом выделенным из исходного изображения. Он включает в себя некоторое описания составленное для него МД. Описание содержит ориентиры для анализа локальных зрительных стимулов и идентификационный номер слоя, используемые Модулем конструктором (МК).
Этап 4. Слои находятся в Диспетчере слоев (ДС) особом модуле, выполняющего несколько функций. ДС является буфером, а также инициализирует МД и МК. По сути ДС это среда обмена между ДМ и МК. ДС освобождается, путем перезаписи слоев.
Этап 5. Как только в ДС появляется очередной слой, происходит инициализация МК, который делает копию слоя и размещает ее в себе. Далее происходит анализ локальных признаков слоя, путем обращения МК к блоку памяти локальных визуальных признаков. Именно здесь происходит семантическое кодирование. Объекты окружающего нас мира получают на этом этапе свое вербальное описание. Текст становится текстом, пейзаж пейзажем, еда едой и т.д. После распознавания локальных признаков МК дает каждому слою свое описание, так формируется дескриптор слоя. Кстати, именно за счет него происходит наращивание ассоциаций.
Этап 6. И последний в распознавании. МК производит сборку слоев уже в канале Видео-объекта среды сознания. И это есть то, что мы видим . То что видит наше сознание. Здесь каждый предмет имеет свое имя. Отсюда начинается визуальное знание окружающего человека мира и I-объект становится способным манипулировать частями зрительной картины, обращаясь к ним как бы напрямую, ведь он как бы видит , а на самом деле считывая дескриптор слоев в канале Видео-объекта.
Подведем итоги по этому разделу.
1. Распознавание зрительного стимула, а очевидно и стимулов других модальностей, происходит в бессознательном и лишь затем, уже в готовом, виде передается в соответствующий объект среды сознания.
2. Процессы распознавания осуществляются автоматически за счет технических возможностей нейросетей и отчасти, за счет вводимых поправок, вырабатываемых на основе логико-семантических связей, возникновение которых опять таки обусловлено нейросетями. То есть поправки являются вторичными.
3. Память, в той дефенции, как ее трактует психология, не соответствует действительности. Экспериментально показано наличие сенсорных буферов (регистров), выполняющих функции памяти. Логические необходимым является наличие буферной функции у различных модулей бессознательного для целей временного хранения данных, то есть на период их текущей обработки.
4. Целесообразно произвести моделирование процесса распознавания зрительных стимулов с использованием КПР.
5. Роль сознания в распознавании ничтожна. На деле, среда сознания пассивна в восприятии, так не в состоянии контролировать врожденные механизмы бессознательного.
6. Исходя из данных раздела следует говорить о наличии псевдозрения, так как в Видео-объект попадает не исходное изображение в чистом виде, а уже обработанные данные имеющие сложный логико-семантический дескриптор. Человек не видит в чистом виде, он как зритель в кинотеатре воспринимает сделанное чем-то внешним изображение. Это внешнее является бессознательным.
7. Остается нерешенным вопрос произвольного поиска в процессе распознавания. С точки зрения КПР, феномен произвольного поиска, как и вообще произвольность, - это результат отсутствия данных об объекте поиска в памяти, связанный с нестабильностью взаимодействия I-объекта и Видео-объекта.