6. БУХГАЛТЕРСКИЙ И ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 

Объем раздела далеко не отражает всей величины и важности данного вопроса для предприятия. Но настоящая книга не учебник по бухгалтерскому учету, к тому же я не бухгалтер.

В этом разделе мы рассмотрим одновременно и финансовый, и бухгалтерский учет. Раздел посвящен важности данных учетов, их жизненной необходимости для организации и некоторым тонкостям ведения. Основная часть материала будет посвящена бухгалтерскому учету. Практически финансовый и бухгалтерский учеты не связаны, но оба они отражают финансы предприятия, оперируют одними и теми же терминами и выдают сальдо (баланс приходов и расходов) по итогам деятельности. Поэтому оба учета будут рассмотрены вместе, с рассмотрением общих и отличительных черт.

В процессе работы вы сразу столкнетесь с двумя видами учета — финансовым и бухгалтерским. Есть еще один — управленческий. Его мы рассмотрим в отдельном разделе. Перед началом своей практической деятельности вы займетесь бизнес-планированием. Это и будет началом финансового учета. Далее, в процессе работы вам придется сдавать бухгалтерские балансы, декларации об НДС, начислять зарплату и т. п. Это будет бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет — это распределение средств и затрат по виртуальным счетам бухгалтерского учета согласно формальным требованиям государства. Финансовый учет — это реальное движение и состояние денег в организации. Разница принципиальная и огромная. Одни и те же формулировки в финансовом и бухгалтерском учете имеют различные значения. Воз-

можно даже недопонимание в общении с бухгалтерией в связи с использованием одних и тех же терминов в разном значении. Бухгалтерский учет нужен государству, финансовый — вам. Именно финансовый учет показывает вам, сколько у вас действительно денег в наличии, сколько денег вы можете и должны изъять из своего бизнеса.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Уделите этому базовому закону большое внимание. Бухгалтерский учет на предприятии можно вести по-разному. Результат тоже будет отличаться. При этом итог финансового учета будет один и тот же.

Организовывать и вести бухгалтерский учет должен бухгалтер, а финансовый — вы, как собственник и директор. Ничего сложного в финансовом учете нет, все как в жизни. Берется отчетный период, продолжительность которого произвольна (обычно календарный месяц), далее, как в бухгалтерии, — было количество денег на начало периода, пришло количество денег в течение периода, ушло количество денег за период, выводится итоговое сальдо (баланс между приходом и расходом). Просто в финансовом учете вас не интересует, на что потрачены деньги по отношению к статьям затрат. Пришли деньги — значит пришли, ушли деньги — значит ушли. Ушли либо безвозвратно, например на налоги, либо на время, например в товар. Но денег все равно у вас нет. Или есть, например, в собственных наличных. Если есть прибыль — то она есть, и вы ее изъяли. Если нет — то нет, и забрать вам нечего. А в бухгалтерском учете деньги и прибыль могут как быть, так и не быть по сравнению с реальностью. Это возможно, например, когда вы произвели отгрузку товара, показали его в балансе как реализацию, а деньги за него еще не получили. Или вам сделали предоплату, а товар вами даже не закуплен. Бухгалтер посчитает прибыль. А денег-то в действительности нет. Ситуация вполне реальная. Возникновение ее зависит от методологии учета в бухгалтерии данной операции: «по отгрузке» или «по оплате». Вариант выбирается самостоятельно предприятием один раз на год. В зависимости от того, какой принцип выбран, по-разному считаются отгрузки, и по-разному начисляются налоги. Также часто различия возникают из-за начисления амортизации. Купив какое-либо основное средство (например, автомобиль), вы после покупки начинаете начислять виртуальную прибыль на одном из счетов бухгалтерского учета в виде амортизации (износа) данного основного средства. В действительности денег опять же нет.

Также отличается понятие «затрат». Для бухгалтерии — это расходы, которые можно списать по бухгалтерскому учету на затраты предприятия, т. е. не облагать налогами. Государство разрешает что-то относить на затраты, что-то нет. Если что-то разрешат — то вы сначала потратите деньги на все, что нужно (аренду, товар, телефон, зарплату и пр.), а потом из остатка денег заплатите налоги и получите балансовую прибыль. Если не разрешает — то вы сначала посчитаете балансовую прибыль, уплатите с нее налоги, а потом только потратите деньги на то, что вам нужно. Налогооблагаемая база во втором случае больше, налоги тоже больше. Сейчас (2005 г.) налог на прибыль 24% — величина немалая. Данные расчеты подпадают под действие Налогового кодекса. Уважайте эту трудную книгу.

Важность бухгалтерского учета выражается в том, что он связывает вас с государством. За все ваши ошибки вас будут наказывать штрафами и пени. Величины различны. Некоторые способны разорить. Я знаю случаи, когда нарушения в ведении бухгалтерского учета были таковы, что фирму было проще закрыть, чем продолжать деятельность. Взамен открывалась новая. (Увлекаться подобным решением проблем бухгалтерии не следует.) Причем иногда нарушений не нужно много, например достаточно один раз неправильно посчитать НДС.

Овладевайте бухгалтерским учетом! Относитесь к нему с большим вниманием и осторожностью.

Если у вас нет собственных знаний но бухгалтерии, то еще перед началом регистрации предприятия необходимо получить хорошую консультацию по бухгалтерскому учету. Это позволит вам заранее определиться с формой ведения бухгалтерского учета. Чтобы сразу получить, например, разрешение на ведение бухгалтерии путем применения упрощенной системы налогообложения («упрощении»). В результате вы сэкономите и время, и деньги. Если не сэкономите деньги, то хотя бы не потеряете.

Постарайтесь получить хорошую, подробную консультацию. Для этого будет необходимо достаточно подробно описать планируемый или действующий бизнес.

Уже при непосредственной деятельности желательно иметь хоть какие-то знания по бухгалтерскому учету, иначе вы не будете понимать самых элементарных вещей, например, что говорит и делает ваш бухгалтер, какие документы вы подписываете, что в них написано. В моей практике я подписывал такую ерунду с точки зрения бухгалтерского учета, что часть ошибок после нашел даже сам. Захочет ли ваш бухгалтер вас учить и дополнительно что-то объяснять, неизвестно. Кроме того, учить умеют далеко не все. Также из-за незнания бухгалтерского учета собственнику очень трудно проконтролировать действительный объем работы бухгалтерии, реальную потребность в персонале и оргтехнике. Бухгалтеры понимают это очень быстро, и некоторые этим пользуются. Редко, но бывает. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Поэтому попытайтесь закончить какие-нибудь коротенькие курсы, купить словарь бухгалтерских терминов, самоучитель по бухгалтерии. Литературы хорошей много. Вам необходимы хотя бы общие понятия. Эффективно привлекать сторонних профессиональных консультантов для анализа работы бухгалтерии, его трудозатрат и общей эффективности, но консультанты дороги и на начальном этапе обычно не требуются. Можно обойтись знакомым бухгалтером.

Обязательно заведите календарь бухгалтера. Его можно найти в магазинах специализированной литературы. Интернете, поискать в печатных изданиях, посвященных бухгалтерскому учету, поспрашивать у знакомых. В нем указано, какие налоги и когда платить, когда какие декларации сдавать. Не вовремя сданная отчетность — это штраф, не вовремя уплаченный налог — пени. Календарь повесьте у рабочего стола на видном месте. Сразу внимательно просмотрите его и выделите цветом все даты, относящиеся к деятельности вашей организации. Затем внесите их в ежедневник. Внести необходимо не последним днем сдачи отчетности или уплаты налога, а загодя. Примерно за неделю-полторы.

Определяет бухгалтерский учет на предприятии приказ об учетной политике. Приказ принимается в начале деятельности и далее обновляется каждый раз в начале нового календарного года. Его порядковый номер один из первых. Документ очень серьезный. Как видите, вариантов бухгалтерского учета одного и того же действия несколько. Причем применять можно только один принцип в учете и менять его нельзя в течение всего календарного года. Базовый приказ об учетной политике, размещенный в Интернете, состоит из 120 страниц. Затем его корректируют, учитывая потребности организации. Желательно поручить подготовку данного приказа опытному бухгалтеру.

Отдельно разберем НДС. Несмотря на то, что платят его не все, знать принципы расчета необходимо. Легче разговаривать с клиентами, которые учитывают НДС в своих расчетах. Налог самый большой. На 2005 г. составляет 18% от стоимости товара или услуги. Налог очень прозрачный, легко контролируется. Налог на прибыль формально больше (24%), но он может отсутствовать по итогам деятельности предприятия либо быть минимальным. От НДС обычно никуда не деться. Еще раз обращаю внимание, он может составить до 18% от вашего оборота.

НДС — налог на добавленную стоимость. Рассмотрим возникновение НДС по пунктам.

1. Предприятие создает какой-либо продукт, для производства которого используются сырье и материалы, расходуются тепло, вода и электроэнергия. То есть осуществляются производственные затраты. Далее этот продукт продается потребителю. Цена продажи включает в себя производственные затраты (себестоимость) и прибыль (добавленная стоимость) данного производства.

Пусть цена продажи товара (услуги) = 100 р.

При продаже покупателю на эту цену добавляется величина НДС (на 2005 г. она составляет 18%). Это будет цена с НДС, т. е. полная цена, которую должен заплатить покупатель. Таким образом, покупатель платит: 100 р. + 18 р. (18% НДС) = 118 р.

Цена продажи + НДС = Цена продажи с НДС (Полная цена)

2. Допустим, затраты на производство единицы продукции составили 90 р.

Налог на добавленную стоимость в идеале =

= (100 - 90) х 18% = 1,80 руб.

Возникает налог на добавленную стоимость, т. е. налог с наценки. В идеале - это налог, взимаемый с разницы между ценой продажи товара и стоимости использованных материалов, ресурсов, произведенных затрат.

3. Далее покупатель уже выступает в роли продавца. Он добавляет свою наценку. Допустим, 25 р. Но добавляет он ее на сумму без учета НДС, т. е. на 100 р. первоначальной цены. Таким образом, его цена стала 100 р. + 25 р. = 125 р. без учета НДС. Полная продажная цена будет 125 р. + 22,50 р. (18% НДС) = 147,50 р.

Цена продавца = первоначальная цена +

+ наценка продавца = 100 р. + 25 р. = 125 р.

Полная продажная цена продавца = цена продавца +

+ НДС = 125 р. + 22,50 р. = 147,50 р.

Покупатель заплатит продавцу 147,50 с учетом НДС.

4. Продавец сделал наценку 25 р. Добавил стоимости. Если мы посчитаем 18% от 25 р., то получим 4 р. 50 коп. Это и будет налог на добавленную стоимость, который необходимо отдать государству.

5. Обратите внимание: в деятельности организации будет учитываться НДС, полученный от покупателей, и НДС, оплаченный продавцу. В первый раз, при покупке, величина НДС была 18 р., во второй раз, при продаже, 22,50. При покупке покупатель отдал продавцу свой НДС в размере 18 р. При продаже купленного товара он же получил чужой НДС в размере 22,50 р. Из-за наценки на товар в 25 р. появилась разница в суммах НДС в размере 4,50 р. И при расчете величины НДС для уплаты государству берется тот НДС, который мы заплатили, тот НДС, который мы получили, считается разница и она выплачивается государству. В данном случае разница совпала с НДС с наценки продавца и составила 4,50 р.:

НДС государству = НДС, полученный от покупателей –

- НДС, оплаченный продавцу = 22,50 р. -18 р. = 4,50 р.

Если мы добавим в примере расчета НДС еще одно действие, то сумма НДС к уплате государству изменится. Допустим, организация одновременно с операцией купли-продажи товара приобрела справочную литературу для собственного использования на сумму 20 р. с учетом НДС:

цена литературы = цена без НДС + НДС =

= 16,95 р. + 3,05 р. - 20 р.

Тогда расчет НДС к оплате государству будет следующий:

НДС полученный - НДС уплаченный = 22,50 р. - 18 р. –

- 3,05 р. = 1,45 р.

По итогам деятельности за отчетный период мы должны заплатить государству 1 р. 45 коп. Немного.

Может получиться отрицательная разница. Это нормально. Значит, вы купили больше, чем продали. Обращаю внимание: считается весь полученный и уплаченный НДС. Тот, который вы заплатили и за товар, и за услуги.

Считаем, что одновременно с операцией купли-продажи товара, приобретения справочной литературы организация оплатила подписку на газету стоимостью 150 р. с учетом НДС:

цена подписки без НДС + НДС = 127,12 р. + 22,88 р. = 150 р.

Пересчитываем НДС для уплаты государству:

НДС полученный - НДС уплаченный = 22,50 р. - 18 р. –

- 3,05 р. - 22,08 р. = -20,63 р.

Как видите, получилось отрицательное значение НДС. Если бы вместо услуги либо товара, предназначенного для собственного использования, был куплен товар для продажи, но его не успели бы реализовать в отчетный период, то НДС считался бы точно так же. Если в отчетный период вам сделали предоплату за товар, а вы не успели в этот период купить и отгрузить оплаченное, то весь полученный по предоплате НДС уходит государству. Обращаю ваше внимание: в расчеты попадают только суммы отчетного периода. Если вам заплатили первого числа следующего периода — уже не берем данные в расчет.

Порядок расчета и уплаты налога на добавленную стоимость регулируется главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ. С 1 января 2006 г. внесены серьезные изменения.

Учтите, что данный пример показывает принцип расчета НДС. В реальной бухгалтерии существуют понятия — приход, уход, оплата — и различные периоды для подсчета. Само суммирование производится в соответствии с выбранным принципом «по отгрузке» или «по оплате». Конечный результат может отличаться из-за попадания либо непопадания цифры периода времени в подсчет. Но принцип подсчета все равно в этом: пришел НДС, ушел НДС, разница.

При отрицательном значении НДС происходит так называемый «зачет НДС». Если НДС отрицательный, то в идеале государство должно его вам вернуть, т. е. перечислить на ваш расчетный счет. Обычно этого не бывает. Государство соглашается, что оно вам должно, и не против, если в следующем расчетном периоде эта разница будет учтена. При ведении реальной деятельности отрицательный НДС бывает редко и недолго. При предъявлении требований к государству выплаты НДС налоговая инспекция часто назначает проверку. Если сумма большая — проверка гарантирована. Будьте к этому готовы. Если все подсчитано правильно, бояться ее не следует.

Самое главное во всем этом, что конечный покупатель заплатит по полной. В розничной продаже НДС компенсировать уже некому. Предприятия же, использующие классическую систему налогообложения, т. е. с начислением НДС, в зачете НДС заинтересованы. Восемнадцать процентов от суммы платежа — сумма солидная. Многие частные предприниматели и те, кто используют упрощенную систему налогообложения, НДС не выставляют и работают в основном с частными лицами, так называемой «розницей». Обычно — это сфера услуг и розничные магазины. Для работы с юридическими лицами может не подойти. Поэтому сразу определитесь, кто ваш клиент.

В бухгалтерском учете могут возникать проблемы достаточно неожиданные, например вмененный доход, упрощенная система налогообложения. В общем, учитесь и готовьтесь.

Объем раздела далеко не отражает всей величины и важности данного вопроса для предприятия. Но настоящая книга не учебник по бухгалтерскому учету, к тому же я не бухгалтер.

В этом разделе мы рассмотрим одновременно и финансовый, и бухгалтерский учет. Раздел посвящен важности данных учетов, их жизненной необходимости для организации и некоторым тонкостям ведения. Основная часть материала будет посвящена бухгалтерскому учету. Практически финансовый и бухгалтерский учеты не связаны, но оба они отражают финансы предприятия, оперируют одними и теми же терминами и выдают сальдо (баланс приходов и расходов) по итогам деятельности. Поэтому оба учета будут рассмотрены вместе, с рассмотрением общих и отличительных черт.

В процессе работы вы сразу столкнетесь с двумя видами учета — финансовым и бухгалтерским. Есть еще один — управленческий. Его мы рассмотрим в отдельном разделе. Перед началом своей практической деятельности вы займетесь бизнес-планированием. Это и будет началом финансового учета. Далее, в процессе работы вам придется сдавать бухгалтерские балансы, декларации об НДС, начислять зарплату и т. п. Это будет бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет — это распределение средств и затрат по виртуальным счетам бухгалтерского учета согласно формальным требованиям государства. Финансовый учет — это реальное движение и состояние денег в организации. Разница принципиальная и огромная. Одни и те же формулировки в финансовом и бухгалтерском учете имеют различные значения. Воз-

можно даже недопонимание в общении с бухгалтерией в связи с использованием одних и тех же терминов в разном значении. Бухгалтерский учет нужен государству, финансовый — вам. Именно финансовый учет показывает вам, сколько у вас действительно денег в наличии, сколько денег вы можете и должны изъять из своего бизнеса.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Уделите этому базовому закону большое внимание. Бухгалтерский учет на предприятии можно вести по-разному. Результат тоже будет отличаться. При этом итог финансового учета будет один и тот же.

Организовывать и вести бухгалтерский учет должен бухгалтер, а финансовый — вы, как собственник и директор. Ничего сложного в финансовом учете нет, все как в жизни. Берется отчетный период, продолжительность которого произвольна (обычно календарный месяц), далее, как в бухгалтерии, — было количество денег на начало периода, пришло количество денег в течение периода, ушло количество денег за период, выводится итоговое сальдо (баланс между приходом и расходом). Просто в финансовом учете вас не интересует, на что потрачены деньги по отношению к статьям затрат. Пришли деньги — значит пришли, ушли деньги — значит ушли. Ушли либо безвозвратно, например на налоги, либо на время, например в товар. Но денег все равно у вас нет. Или есть, например, в собственных наличных. Если есть прибыль — то она есть, и вы ее изъяли. Если нет — то нет, и забрать вам нечего. А в бухгалтерском учете деньги и прибыль могут как быть, так и не быть по сравнению с реальностью. Это возможно, например, когда вы произвели отгрузку товара, показали его в балансе как реализацию, а деньги за него еще не получили. Или вам сделали предоплату, а товар вами даже не закуплен. Бухгалтер посчитает прибыль. А денег-то в действительности нет. Ситуация вполне реальная. Возникновение ее зависит от методологии учета в бухгалтерии данной операции: «по отгрузке» или «по оплате». Вариант выбирается самостоятельно предприятием один раз на год. В зависимости от того, какой принцип выбран, по-разному считаются отгрузки, и по-разному начисляются налоги. Также часто различия возникают из-за начисления амортизации. Купив какое-либо основное средство (например, автомобиль), вы после покупки начинаете начислять виртуальную прибыль на одном из счетов бухгалтерского учета в виде амортизации (износа) данного основного средства. В действительности денег опять же нет.

Также отличается понятие «затрат». Для бухгалтерии — это расходы, которые можно списать по бухгалтерскому учету на затраты предприятия, т. е. не облагать налогами. Государство разрешает что-то относить на затраты, что-то нет. Если что-то разрешат — то вы сначала потратите деньги на все, что нужно (аренду, товар, телефон, зарплату и пр.), а потом из остатка денег заплатите налоги и получите балансовую прибыль. Если не разрешает — то вы сначала посчитаете балансовую прибыль, уплатите с нее налоги, а потом только потратите деньги на то, что вам нужно. Налогооблагаемая база во втором случае больше, налоги тоже больше. Сейчас (2005 г.) налог на прибыль 24% — величина немалая. Данные расчеты подпадают под действие Налогового кодекса. Уважайте эту трудную книгу.

Важность бухгалтерского учета выражается в том, что он связывает вас с государством. За все ваши ошибки вас будут наказывать штрафами и пени. Величины различны. Некоторые способны разорить. Я знаю случаи, когда нарушения в ведении бухгалтерского учета были таковы, что фирму было проще закрыть, чем продолжать деятельность. Взамен открывалась новая. (Увлекаться подобным решением проблем бухгалтерии не следует.) Причем иногда нарушений не нужно много, например достаточно один раз неправильно посчитать НДС.

Овладевайте бухгалтерским учетом! Относитесь к нему с большим вниманием и осторожностью.

Если у вас нет собственных знаний но бухгалтерии, то еще перед началом регистрации предприятия необходимо получить хорошую консультацию по бухгалтерскому учету. Это позволит вам заранее определиться с формой ведения бухгалтерского учета. Чтобы сразу получить, например, разрешение на ведение бухгалтерии путем применения упрощенной системы налогообложения («упрощении»). В результате вы сэкономите и время, и деньги. Если не сэкономите деньги, то хотя бы не потеряете.

Постарайтесь получить хорошую, подробную консультацию. Для этого будет необходимо достаточно подробно описать планируемый или действующий бизнес.

Уже при непосредственной деятельности желательно иметь хоть какие-то знания по бухгалтерскому учету, иначе вы не будете понимать самых элементарных вещей, например, что говорит и делает ваш бухгалтер, какие документы вы подписываете, что в них написано. В моей практике я подписывал такую ерунду с точки зрения бухгалтерского учета, что часть ошибок после нашел даже сам. Захочет ли ваш бухгалтер вас учить и дополнительно что-то объяснять, неизвестно. Кроме того, учить умеют далеко не все. Также из-за незнания бухгалтерского учета собственнику очень трудно проконтролировать действительный объем работы бухгалтерии, реальную потребность в персонале и оргтехнике. Бухгалтеры понимают это очень быстро, и некоторые этим пользуются. Редко, но бывает. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Поэтому попытайтесь закончить какие-нибудь коротенькие курсы, купить словарь бухгалтерских терминов, самоучитель по бухгалтерии. Литературы хорошей много. Вам необходимы хотя бы общие понятия. Эффективно привлекать сторонних профессиональных консультантов для анализа работы бухгалтерии, его трудозатрат и общей эффективности, но консультанты дороги и на начальном этапе обычно не требуются. Можно обойтись знакомым бухгалтером.

Обязательно заведите календарь бухгалтера. Его можно найти в магазинах специализированной литературы. Интернете, поискать в печатных изданиях, посвященных бухгалтерскому учету, поспрашивать у знакомых. В нем указано, какие налоги и когда платить, когда какие декларации сдавать. Не вовремя сданная отчетность — это штраф, не вовремя уплаченный налог — пени. Календарь повесьте у рабочего стола на видном месте. Сразу внимательно просмотрите его и выделите цветом все даты, относящиеся к деятельности вашей организации. Затем внесите их в ежедневник. Внести необходимо не последним днем сдачи отчетности или уплаты налога, а загодя. Примерно за неделю-полторы.

Определяет бухгалтерский учет на предприятии приказ об учетной политике. Приказ принимается в начале деятельности и далее обновляется каждый раз в начале нового календарного года. Его порядковый номер один из первых. Документ очень серьезный. Как видите, вариантов бухгалтерского учета одного и того же действия несколько. Причем применять можно только один принцип в учете и менять его нельзя в течение всего календарного года. Базовый приказ об учетной политике, размещенный в Интернете, состоит из 120 страниц. Затем его корректируют, учитывая потребности организации. Желательно поручить подготовку данного приказа опытному бухгалтеру.

Отдельно разберем НДС. Несмотря на то, что платят его не все, знать принципы расчета необходимо. Легче разговаривать с клиентами, которые учитывают НДС в своих расчетах. Налог самый большой. На 2005 г. составляет 18% от стоимости товара или услуги. Налог очень прозрачный, легко контролируется. Налог на прибыль формально больше (24%), но он может отсутствовать по итогам деятельности предприятия либо быть минимальным. От НДС обычно никуда не деться. Еще раз обращаю внимание, он может составить до 18% от вашего оборота.

НДС — налог на добавленную стоимость. Рассмотрим возникновение НДС по пунктам.

1. Предприятие создает какой-либо продукт, для производства которого используются сырье и материалы, расходуются тепло, вода и электроэнергия. То есть осуществляются производственные затраты. Далее этот продукт продается потребителю. Цена продажи включает в себя производственные затраты (себестоимость) и прибыль (добавленная стоимость) данного производства.

Пусть цена продажи товара (услуги) = 100 р.

При продаже покупателю на эту цену добавляется величина НДС (на 2005 г. она составляет 18%). Это будет цена с НДС, т. е. полная цена, которую должен заплатить покупатель. Таким образом, покупатель платит: 100 р. + 18 р. (18% НДС) = 118 р.

Цена продажи + НДС = Цена продажи с НДС (Полная цена)

2. Допустим, затраты на производство единицы продукции составили 90 р.

Налог на добавленную стоимость в идеале =

= (100 - 90) х 18% = 1,80 руб.

Возникает налог на добавленную стоимость, т. е. налог с наценки. В идеале - это налог, взимаемый с разницы между ценой продажи товара и стоимости использованных материалов, ресурсов, произведенных затрат.

3. Далее покупатель уже выступает в роли продавца. Он добавляет свою наценку. Допустим, 25 р. Но добавляет он ее на сумму без учета НДС, т. е. на 100 р. первоначальной цены. Таким образом, его цена стала 100 р. + 25 р. = 125 р. без учета НДС. Полная продажная цена будет 125 р. + 22,50 р. (18% НДС) = 147,50 р.

Цена продавца = первоначальная цена +

+ наценка продавца = 100 р. + 25 р. = 125 р.

Полная продажная цена продавца = цена продавца +

+ НДС = 125 р. + 22,50 р. = 147,50 р.

Покупатель заплатит продавцу 147,50 с учетом НДС.

4. Продавец сделал наценку 25 р. Добавил стоимости. Если мы посчитаем 18% от 25 р., то получим 4 р. 50 коп. Это и будет налог на добавленную стоимость, который необходимо отдать государству.

5. Обратите внимание: в деятельности организации будет учитываться НДС, полученный от покупателей, и НДС, оплаченный продавцу. В первый раз, при покупке, величина НДС была 18 р., во второй раз, при продаже, 22,50. При покупке покупатель отдал продавцу свой НДС в размере 18 р. При продаже купленного товара он же получил чужой НДС в размере 22,50 р. Из-за наценки на товар в 25 р. появилась разница в суммах НДС в размере 4,50 р. И при расчете величины НДС для уплаты государству берется тот НДС, который мы заплатили, тот НДС, который мы получили, считается разница и она выплачивается государству. В данном случае разница совпала с НДС с наценки продавца и составила 4,50 р.:

НДС государству = НДС, полученный от покупателей –

- НДС, оплаченный продавцу = 22,50 р. -18 р. = 4,50 р.

Если мы добавим в примере расчета НДС еще одно действие, то сумма НДС к уплате государству изменится. Допустим, организация одновременно с операцией купли-продажи товара приобрела справочную литературу для собственного использования на сумму 20 р. с учетом НДС:

цена литературы = цена без НДС + НДС =

= 16,95 р. + 3,05 р. - 20 р.

Тогда расчет НДС к оплате государству будет следующий:

НДС полученный - НДС уплаченный = 22,50 р. - 18 р. –

- 3,05 р. = 1,45 р.

По итогам деятельности за отчетный период мы должны заплатить государству 1 р. 45 коп. Немного.

Может получиться отрицательная разница. Это нормально. Значит, вы купили больше, чем продали. Обращаю внимание: считается весь полученный и уплаченный НДС. Тот, который вы заплатили и за товар, и за услуги.

Считаем, что одновременно с операцией купли-продажи товара, приобретения справочной литературы организация оплатила подписку на газету стоимостью 150 р. с учетом НДС:

цена подписки без НДС + НДС = 127,12 р. + 22,88 р. = 150 р.

Пересчитываем НДС для уплаты государству:

НДС полученный - НДС уплаченный = 22,50 р. - 18 р. –

- 3,05 р. - 22,08 р. = -20,63 р.

Как видите, получилось отрицательное значение НДС. Если бы вместо услуги либо товара, предназначенного для собственного использования, был куплен товар для продажи, но его не успели бы реализовать в отчетный период, то НДС считался бы точно так же. Если в отчетный период вам сделали предоплату за товар, а вы не успели в этот период купить и отгрузить оплаченное, то весь полученный по предоплате НДС уходит государству. Обращаю ваше внимание: в расчеты попадают только суммы отчетного периода. Если вам заплатили первого числа следующего периода — уже не берем данные в расчет.

Порядок расчета и уплаты налога на добавленную стоимость регулируется главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ. С 1 января 2006 г. внесены серьезные изменения.

Учтите, что данный пример показывает принцип расчета НДС. В реальной бухгалтерии существуют понятия — приход, уход, оплата — и различные периоды для подсчета. Само суммирование производится в соответствии с выбранным принципом «по отгрузке» или «по оплате». Конечный результат может отличаться из-за попадания либо непопадания цифры периода времени в подсчет. Но принцип подсчета все равно в этом: пришел НДС, ушел НДС, разница.

При отрицательном значении НДС происходит так называемый «зачет НДС». Если НДС отрицательный, то в идеале государство должно его вам вернуть, т. е. перечислить на ваш расчетный счет. Обычно этого не бывает. Государство соглашается, что оно вам должно, и не против, если в следующем расчетном периоде эта разница будет учтена. При ведении реальной деятельности отрицательный НДС бывает редко и недолго. При предъявлении требований к государству выплаты НДС налоговая инспекция часто назначает проверку. Если сумма большая — проверка гарантирована. Будьте к этому готовы. Если все подсчитано правильно, бояться ее не следует.

Самое главное во всем этом, что конечный покупатель заплатит по полной. В розничной продаже НДС компенсировать уже некому. Предприятия же, использующие классическую систему налогообложения, т. е. с начислением НДС, в зачете НДС заинтересованы. Восемнадцать процентов от суммы платежа — сумма солидная. Многие частные предприниматели и те, кто используют упрощенную систему налогообложения, НДС не выставляют и работают в основном с частными лицами, так называемой «розницей». Обычно — это сфера услуг и розничные магазины. Для работы с юридическими лицами может не подойти. Поэтому сразу определитесь, кто ваш клиент.

В бухгалтерском учете могут возникать проблемы достаточно неожиданные, например вмененный доход, упрощенная система налогообложения. В общем, учитесь и готовьтесь.