54. Место бизнес-прогнозов в системе расчетов операционных бюджетов предприятия
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
При подготовке операционных бюджетов используются бизнес-прогнозы, которые подразделяются на несколько видов:
1) прогноз изменения цен. На этом этапе составления операционного бюджета анализируются фактические цены на сырье, готовую продукцию, энергию и т. д. Далее прогнозируется изменение цен по данным статьям. Наиважнейшим моментом на данном этапе является ценовая политика предприятия, которая способствует укреплению его на рынке. При определении цены на готовую продукцию преследуются цели повышения показателей рентабельности. Необходимо проанализировать спрос на данную продукцию, его эластичность, уровень цен у предприятий-конкурентов, государственное регулирование рыночных цен и т. д. Расчет цен производится в соответствии с себестоимостью продукции, а также уровнем прибыли предприятия;
2) прогноз курса валют и уровня инфляции. При формировании бюджета, особенно на долгосрочный период, необходимо учитывать уровень инфляции, прогнозируемый на бюджетный период. Важность процессов инфляции заключается в занижении стоимости активов предприятия при инфляционных процессах;
3) прогноз расчетов с покупателями. На данном этапе определяется круг потребителей конечной продукции (работ, услуг). Кроме того, определяется политика отношений с предприятиями-потребителями, в связи с чем необходима отлаженная сбытовая система. На данном этапе проводятся также маркетинговые исследования, для которых часто созданы специальные службы. С помощью маркетинга анализируется положение предприятия на рынке, прогнозируется спрос на продукцию, условия сбыта и т. д. В ходе анализа ситуации на рынке составляется оптимистичный и пессимистичный прогноз. Для повышения эффективности маркетингового планирования, составляются оперативные прогнозы;
4) прогноз складских запасов и незавершенного производства. Использование нормативов оборотных средств предприятия способствует обеспечению бесперебойности производственного процесса. Кроме того, соблюдается режим экономии средств, а также эффективность их использования. Следствием данного этапа выступает обоснованность и целесообразность хранимых на складах остатков. То же самое касается прогноза незавершенного производства, объем которого прямо пропорционален самому производственному циклу. Для формирования данного вида прогноза необходима информация о готовности изделий. Здесь используется коэффициент нарастания затрат;
5) прогноз производственной мощности предприятия. Здесь анализируются возможности предприятия, обеспеченность необходимым оборудованием и техникой. Прогноз производственных мощностей напрямую связан с прогнозом выпуска готовой продукции;
6) прогноз условно-постоянных расходов. Данный этап включает планирование общепроизводственных и общехозяйственных расходов предприятия;
7) прогноз расчетов с поставщиками. Здесь прогнозируется процесс снабжения, приобретения.
При подготовке операционных бюджетов используются бизнес-прогнозы, которые подразделяются на несколько видов:
1) прогноз изменения цен. На этом этапе составления операционного бюджета анализируются фактические цены на сырье, готовую продукцию, энергию и т. д. Далее прогнозируется изменение цен по данным статьям. Наиважнейшим моментом на данном этапе является ценовая политика предприятия, которая способствует укреплению его на рынке. При определении цены на готовую продукцию преследуются цели повышения показателей рентабельности. Необходимо проанализировать спрос на данную продукцию, его эластичность, уровень цен у предприятий-конкурентов, государственное регулирование рыночных цен и т. д. Расчет цен производится в соответствии с себестоимостью продукции, а также уровнем прибыли предприятия;
2) прогноз курса валют и уровня инфляции. При формировании бюджета, особенно на долгосрочный период, необходимо учитывать уровень инфляции, прогнозируемый на бюджетный период. Важность процессов инфляции заключается в занижении стоимости активов предприятия при инфляционных процессах;
3) прогноз расчетов с покупателями. На данном этапе определяется круг потребителей конечной продукции (работ, услуг). Кроме того, определяется политика отношений с предприятиями-потребителями, в связи с чем необходима отлаженная сбытовая система. На данном этапе проводятся также маркетинговые исследования, для которых часто созданы специальные службы. С помощью маркетинга анализируется положение предприятия на рынке, прогнозируется спрос на продукцию, условия сбыта и т. д. В ходе анализа ситуации на рынке составляется оптимистичный и пессимистичный прогноз. Для повышения эффективности маркетингового планирования, составляются оперативные прогнозы;
4) прогноз складских запасов и незавершенного производства. Использование нормативов оборотных средств предприятия способствует обеспечению бесперебойности производственного процесса. Кроме того, соблюдается режим экономии средств, а также эффективность их использования. Следствием данного этапа выступает обоснованность и целесообразность хранимых на складах остатков. То же самое касается прогноза незавершенного производства, объем которого прямо пропорционален самому производственному циклу. Для формирования данного вида прогноза необходима информация о готовности изделий. Здесь используется коэффициент нарастания затрат;
5) прогноз производственной мощности предприятия. Здесь анализируются возможности предприятия, обеспеченность необходимым оборудованием и техникой. Прогноз производственных мощностей напрямую связан с прогнозом выпуска готовой продукции;
6) прогноз условно-постоянных расходов. Данный этап включает планирование общепроизводственных и общехозяйственных расходов предприятия;
7) прогноз расчетов с поставщиками. Здесь прогнозируется процесс снабжения, приобретения.