11. Учет автомобильного топлива и автошин
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
При учете топлива существует две особенности.
1. Для всех автотранспортных предприятий (АТП) топливо считается израсходованным не в момент заправки, а в момент предоставления водителем товарно—транспортной накладной (ТТН) с подтверждением объема выполненной работы на основании ТТН и установленных на территории РФ норм расчета норм расхода на фактически выполненный пробег и работу. Если фактический расход превышает нормативный, то АТП имеет право при наличии объективных причин списать сверхнормативный расход за счет прибыли, находящейся в распоряжении АТП, если этого не случилось, то перерасход возлагается на виновного с возмещением ущерба либо за счет начисленной заработной платы, либо через суд.
2. Для АТП, имеющих АЗС, оптовая поставка производится в весовых единицах, а учет заправок ведется в объемных, значит, принятое топливо необходимо сразу перевести в объемные единицы с пересчетом цен на единицу объема и вести дальнейший учет в едином измерителе.
Учет по шинам ведется аналогично другим ТМЦ, но имеются особенности по списанию затрат на производство и натуральному учету в процессе эксплуатации. Эти особенности вызваны следующими факторами:
1) автошины являются оборотными средствами, но имеют достаточно длительный период эксплуатации, определяющийся пробегом;
2) в соответствии с правилами технической эксплуатации замена автошин производится комплектно, поэтому замена связана с большими единовременными затратами;
3) автошины, прошедшие нормативный эксплуатационный пробег, могут быть при определенных условиях сданы в ремонт (наложение протектора) с последующей эксплуатацией.
Исходя из этих особенностей учет автошин имеет следующую специфику:
1) во избежание неравномерных единовременных затрат, связанных с полнокомплектной заменой, АТП может создать резерв на восстановление износа и ремонт шин. Затраты по созданию резерва относятся на себестоимость равномерно по нормам в зависимости от фактического пробега шин;
2) для обеспечения правильного расчета резерва в АТП ведется индивидуальный учет пробега, а значит, и резерва по каждой автошине, и для этого на нее заведена индивидуальная карточка;
3) резерв на восстановление шин уменьшается в момент передачи их со склада;
4) по автошинам, списанным ввиду полного износа, определяют перепробег или недопробег, и производятся соответствующие проводки, если известен виновник недопробега, разница удерживается из зарплаты, а если – перепробега, то выплачивается премия.
При учете топлива существует две особенности.
1. Для всех автотранспортных предприятий (АТП) топливо считается израсходованным не в момент заправки, а в момент предоставления водителем товарно—транспортной накладной (ТТН) с подтверждением объема выполненной работы на основании ТТН и установленных на территории РФ норм расчета норм расхода на фактически выполненный пробег и работу. Если фактический расход превышает нормативный, то АТП имеет право при наличии объективных причин списать сверхнормативный расход за счет прибыли, находящейся в распоряжении АТП, если этого не случилось, то перерасход возлагается на виновного с возмещением ущерба либо за счет начисленной заработной платы, либо через суд.
2. Для АТП, имеющих АЗС, оптовая поставка производится в весовых единицах, а учет заправок ведется в объемных, значит, принятое топливо необходимо сразу перевести в объемные единицы с пересчетом цен на единицу объема и вести дальнейший учет в едином измерителе.
Учет по шинам ведется аналогично другим ТМЦ, но имеются особенности по списанию затрат на производство и натуральному учету в процессе эксплуатации. Эти особенности вызваны следующими факторами:
1) автошины являются оборотными средствами, но имеют достаточно длительный период эксплуатации, определяющийся пробегом;
2) в соответствии с правилами технической эксплуатации замена автошин производится комплектно, поэтому замена связана с большими единовременными затратами;
3) автошины, прошедшие нормативный эксплуатационный пробег, могут быть при определенных условиях сданы в ремонт (наложение протектора) с последующей эксплуатацией.
Исходя из этих особенностей учет автошин имеет следующую специфику:
1) во избежание неравномерных единовременных затрат, связанных с полнокомплектной заменой, АТП может создать резерв на восстановление износа и ремонт шин. Затраты по созданию резерва относятся на себестоимость равномерно по нормам в зависимости от фактического пробега шин;
2) для обеспечения правильного расчета резерва в АТП ведется индивидуальный учет пробега, а значит, и резерва по каждой автошине, и для этого на нее заведена индивидуальная карточка;
3) резерв на восстановление шин уменьшается в момент передачи их со склада;
4) по автошинам, списанным ввиду полного износа, определяют перепробег или недопробег, и производятся соответствующие проводки, если известен виновник недопробега, разница удерживается из зарплаты, а если – перепробега, то выплачивается премия.