Оценка рынка
К оглавлению1 2 3 4 5 7 8 9 10 12 13 14 15
На Западе профессиональные автогонки проводятся практически с начала века, с момента появления серийных автомобилей. Традиция проведения соревнований в течение 90 лет сформировала целую отрасль бизнеса развлечений. В силу того, что подобные соревнования всегда притягивали к себе огромное число зрителей, автогонки стали прекрасным местом, где автомобилестроительные фирмы могли демонстрировать потенциальным покупателям свои последние достижения: новые автомобили, авторезину, аксессуары и т.д. Фирма, выпустившая победивший в автогонках автомобиль, могла рассчитывать на значительный рост прибылей от продажи своих машин. В связи с этим автомобилестроительные фирмы и другие предприятия (часто далекие от автобизнеса, но желающие разместить свою рекламу на бортах гоночных машин и прославиться вместе с победителем соревнований) не жалели и не жалеют денег на развитие автогонок.
Для проведения соревнований строятся огромные стадионы, вмещающие до полумиллиона зрителей, прокладываются специальные трассы (например, трассы "Формула").
В СССР всякая конкуренция отсутствовала в принципе, не только в автоделе, поэтому не было стимулов для автомобилестроительных заводов вкладывать деньги в организацию соревнований. Такую роскошь из альтруистических соображений могло позволить себе только государство. У нас получили некоторое развитие мотоспорт и автокросс. Но из-за плохой организации соревнований, отсутствия специальных трасс, отсутствия нормальных помещений и трибун для зрителей, эти гонки никогда не собирали более или менее значительных аудиторий.
Можно было бы констатировать полное отсутствие рынка подобных услуг, если бы два года назад в Крылатском не начали проводить так называемые "Гонки на выживание". Эти соревнования были организованы АО "Коррида-А" и начали регулярно проводиться с января 1994 года. В течение года проходит примерно 15 соревнований и к концу 1995 года было проведено 30 стартов.
Рублевая цена входного билета в пересчете на долларовый эквивалент составляет в среднем 4 доллара и растет в зависимости от роста валютного курса.
Трибуны стадиона для проведения "Гонок на выживание" рассчитаны на 8000 человек. Если на первые соревнования приходило не более 700 человек (январь-март 1994 г.), то уже в середине летнего сезона 1994 г. (май-ноябрь) было 8000 зрителей. В летний период маленький стадион не мог вместить всех желающих посмотреть соревнования и зрители располагались на холмах вокруг стадиона.
Необходимо отметить, что такое нарастание зрительского интереса — более чем в 10 раз за незначительный отрезок времени (5 месяцев), было достигнуто практически только за счет устной рекламы соревнований (по принципу: "Я там был, советую посмотреть"). Популярность соревнований мгновенно выросла, несмотря на то, что:
а) полностью отсутствовала какая-либо системная рекламная кампания;
б) не были созданы сколько-нибудь комфортные условия для зрителей, участников соревнований и обслуживающего персонала (неудобные открытые трибуны, отсутствие обслуживания зрителей во время соревнований, подверженность зрителей капризам погоды, грязь на стадионе и т.д. и т.п.).
Эти соревнования, проводимые в экстремальных условиях (с точки зрения организации, с точки зрения удобств) с полным правом носят название "гонок на выживание" как для участников, так и для зрителей.
К концу летнего сезона 1994 года организаторы соревнований пришли к выводу, что для поддержания и развития достигнутого успеха необходимо:
а) организовать и регулярно проводить рекламную кампанию;
б) провести реконструкцию стадиона и трассы.
По свидетельству руководителей АО "Коррида-А" наибольший эффект, с точки зрения роста зрительской популярности, дают регулярные телевизионные передачи "Гонки на выживание" по московскому каналу, трансляция соревнований по кабельному телевидению, информация о соревнованиях в журнале "За рулем".
Фирма АО "Коррида-А" планирует построить в 1996-1998 годах новую трассу длиной 1 км, трибуны на 15-20 тысяч зрителей, гостиницу пятизвездного класса, рестораны, кафе, магазины. Общая сумма планируемых на развитие комплекса инвестиций достигнет 60 млн. долларов США.
Среди спонсоров и инвесторов проекта такие компании как:
ТВТ, Юникол-76, АО "Логоваз", "Сименс-Трик", Монтана, Тексако, Финансовая корпорация "Траст", банк "Метрополь", Уникомбанк, Союзный банк развития, банк "Деловой кредит" и ряд коммерческих банков.
Соревнования планируется проводить в плане развлекательного шоу с элементами каскадерства. Ввиду низкой стоимости входных билетов, соревнования рассчитаны на широкую аудиторию, начиная от низкооплачиваемых служащих и студентов и кончая так называемым "средним классом".
Оценивая потенциальную аудиторию предлагаемых соревнований по кольцевым автомобильным гонкам, можно предположить, что определяющим посещаемость фактором станет цена входного билета. Цены на билеты будут дифференцированы в зависимости от занимаемого ряда, близости старта и боксов. Представляется целесообразным установить диапазон цен на входные билеты в пределах 40-100 долл. США.
Учитывая пропорциональное соотношение дешевых и дорогих мест, можем принять для последующих расчетов среднюю стоимость входного билета — 50 долларов США.
По данным "Статистического обозрения" № 10 за 1995 год в структуре использования денежных доходов населения России 74% составляют расходы на покупку товаров и оплату услуг (эти расходы не включают обязательные платежи и взносы, накопления в банках и покупку конвертируемой валюты в "чулок").
Согласно публикуемому Госкомстатом России обзору "Социально-экономическое положение России", 11% населения Москвы имели на конец 1994 года среднедушевой доход свыше 1,2 млн. руб. или 343 долл. в месяц на человека (по курсу доллара на тот же момент). Это значит, что ежемесячные расходы этой категории людей на приобретение товаров и оплату услуг составляли 254 долл. в месяц.
По данным Госкомстата население Москвы и Московской области составляет примерно 15,6 млн. человек, не считая приезжих. Несложные вычисления показывают, что наша потенциальная аудитория равна 1,7 млн. человек.
Этот же вывод косвенно подтверждают данные ГАИ Москвы. Согласно этим данным, на конец 1995 года в регионе Москвы и Московской области зарегистрировано 550 тысяч автомашин-иномарок (европейского, американского и японского производства). Такие автомобили приобретаются людьми, имеющими достаточные средства на их содержание. Из расчета: один автомобиль на семью из 3-х человек, получается 1,65 млн. человек с доходом выше среднего.
Приведенные цифры отражают статистику по учтенным доходам. Ясно, что реальные доходы этой категории людей в 2-3 раза больше официальных.
Кроме того, эта статистика не учитывает достаточно большой контингент мелких предпринимателей, не получающих зарплату по "ведомости" (например, распространенные в Москве "челноки" и др.).
Помимо этого, остался за пределами данных миллионный контингент приезжих. Можно по-разному оценивать материальное положение приезжающих в Москву людей. Особенно в последние годы среди них возросло количество беженцев и неимущих. Однако основная масса "приезжих" всегда направлялась в Москву для того, чтобы что-то купить, чтобы потратить деньги.
Все вышесказанное позволяет оценить потенциальную аудиторию соревнований по автомобильным гонкам в Москве и Московской области в 2,0-2,5 млн. человек. Это те люди, которые имеют достаточный доход, чтобы тратить в год по три тысячи долларов и более на покупки и развлечения. Вполне реальной представляется вероятность, для таких людей, потратить небольшую сумму на невиданное доселе развлечение один или два раза в год.
В течение года на СК может быть проведено примерно 30 соревнований. Определенный нами состав более чем достаточен, чтобы заполнять стадион на 48 тысяч зрителей в течение всего года.
Что же может побуждать этих людей покупать билеты на соревнования и посещать СК? Можно выделить следующие основные причины:
• потребность в необычном, невиданном еще зрелище;
• желание опасного, рискованного, азартного зрелища;
• желание побывать в престижном месте в кругу известных людей;
• желание интересно провести время с друзьями или с семьей;
• доступность, территориальная близость такого необычного соревнования;
• желание устроить детей в спортивную школу;
• желание заняться спортом самому;
• желание воспользоваться услугами какой-либо службы комплекса.
Очевидно, что работа СК должна быть направлена на расширение охвата клиентов, на предоставление конкурентоспособных тарифов на услуги, а также системы скидок, поощряющих приобретение билетов и оплату услуг.
В заключение необходимо отметить, что нестабильность экономической, политической и социальной ситуации в стране, а также продолжающаяся инфляция не повлияют существенно отрицательно на работу СК. Эта уверенность продиктована следующими факторами:
1. Предприятие практически не имеет конкурентов в Москве, области, да и в России в целом.
2. При любом раскладе политических сил социальная направленность проекта очевидна и полезна.
3. Идущие в стране реформы уже сформировали (особенно наглядно это видно в Москве) достаточно большую прослойку людей, имеющих хороший доход. Этот "средний класс" имеет возможность и желание потратить свои деньги на необычное развлечение.
4. Политика Центрального Банка позволяет надеяться на стабильное, прогнозируемое движение курса доллара, что, в свою очередь, дает возможность достаточно точно выстроить финансовую политику СК.
5. Подобное предприятие является очевидно выгодным партнерам для инвестирования средств как российских, так и зарубежных финансовых компаний.
6. Осуществление проекта в дальнейшем позволит дать толчок развитию отечественного автомобилестроения и всех смежных отраслей.
Все это позволяет дать уверенно положительную оценку рынка подобных услуг в России.
На Западе профессиональные автогонки проводятся практически с начала века, с момента появления серийных автомобилей. Традиция проведения соревнований в течение 90 лет сформировала целую отрасль бизнеса развлечений. В силу того, что подобные соревнования всегда притягивали к себе огромное число зрителей, автогонки стали прекрасным местом, где автомобилестроительные фирмы могли демонстрировать потенциальным покупателям свои последние достижения: новые автомобили, авторезину, аксессуары и т.д. Фирма, выпустившая победивший в автогонках автомобиль, могла рассчитывать на значительный рост прибылей от продажи своих машин. В связи с этим автомобилестроительные фирмы и другие предприятия (часто далекие от автобизнеса, но желающие разместить свою рекламу на бортах гоночных машин и прославиться вместе с победителем соревнований) не жалели и не жалеют денег на развитие автогонок.
Для проведения соревнований строятся огромные стадионы, вмещающие до полумиллиона зрителей, прокладываются специальные трассы (например, трассы "Формула").
В СССР всякая конкуренция отсутствовала в принципе, не только в автоделе, поэтому не было стимулов для автомобилестроительных заводов вкладывать деньги в организацию соревнований. Такую роскошь из альтруистических соображений могло позволить себе только государство. У нас получили некоторое развитие мотоспорт и автокросс. Но из-за плохой организации соревнований, отсутствия специальных трасс, отсутствия нормальных помещений и трибун для зрителей, эти гонки никогда не собирали более или менее значительных аудиторий.
Можно было бы констатировать полное отсутствие рынка подобных услуг, если бы два года назад в Крылатском не начали проводить так называемые "Гонки на выживание". Эти соревнования были организованы АО "Коррида-А" и начали регулярно проводиться с января 1994 года. В течение года проходит примерно 15 соревнований и к концу 1995 года было проведено 30 стартов.
Рублевая цена входного билета в пересчете на долларовый эквивалент составляет в среднем 4 доллара и растет в зависимости от роста валютного курса.
Трибуны стадиона для проведения "Гонок на выживание" рассчитаны на 8000 человек. Если на первые соревнования приходило не более 700 человек (январь-март 1994 г.), то уже в середине летнего сезона 1994 г. (май-ноябрь) было 8000 зрителей. В летний период маленький стадион не мог вместить всех желающих посмотреть соревнования и зрители располагались на холмах вокруг стадиона.
Необходимо отметить, что такое нарастание зрительского интереса — более чем в 10 раз за незначительный отрезок времени (5 месяцев), было достигнуто практически только за счет устной рекламы соревнований (по принципу: "Я там был, советую посмотреть"). Популярность соревнований мгновенно выросла, несмотря на то, что:
а) полностью отсутствовала какая-либо системная рекламная кампания;
б) не были созданы сколько-нибудь комфортные условия для зрителей, участников соревнований и обслуживающего персонала (неудобные открытые трибуны, отсутствие обслуживания зрителей во время соревнований, подверженность зрителей капризам погоды, грязь на стадионе и т.д. и т.п.).
Эти соревнования, проводимые в экстремальных условиях (с точки зрения организации, с точки зрения удобств) с полным правом носят название "гонок на выживание" как для участников, так и для зрителей.
К концу летнего сезона 1994 года организаторы соревнований пришли к выводу, что для поддержания и развития достигнутого успеха необходимо:
а) организовать и регулярно проводить рекламную кампанию;
б) провести реконструкцию стадиона и трассы.
По свидетельству руководителей АО "Коррида-А" наибольший эффект, с точки зрения роста зрительской популярности, дают регулярные телевизионные передачи "Гонки на выживание" по московскому каналу, трансляция соревнований по кабельному телевидению, информация о соревнованиях в журнале "За рулем".
Фирма АО "Коррида-А" планирует построить в 1996-1998 годах новую трассу длиной 1 км, трибуны на 15-20 тысяч зрителей, гостиницу пятизвездного класса, рестораны, кафе, магазины. Общая сумма планируемых на развитие комплекса инвестиций достигнет 60 млн. долларов США.
Среди спонсоров и инвесторов проекта такие компании как:
ТВТ, Юникол-76, АО "Логоваз", "Сименс-Трик", Монтана, Тексако, Финансовая корпорация "Траст", банк "Метрополь", Уникомбанк, Союзный банк развития, банк "Деловой кредит" и ряд коммерческих банков.
Соревнования планируется проводить в плане развлекательного шоу с элементами каскадерства. Ввиду низкой стоимости входных билетов, соревнования рассчитаны на широкую аудиторию, начиная от низкооплачиваемых служащих и студентов и кончая так называемым "средним классом".
Оценивая потенциальную аудиторию предлагаемых соревнований по кольцевым автомобильным гонкам, можно предположить, что определяющим посещаемость фактором станет цена входного билета. Цены на билеты будут дифференцированы в зависимости от занимаемого ряда, близости старта и боксов. Представляется целесообразным установить диапазон цен на входные билеты в пределах 40-100 долл. США.
Учитывая пропорциональное соотношение дешевых и дорогих мест, можем принять для последующих расчетов среднюю стоимость входного билета — 50 долларов США.
По данным "Статистического обозрения" № 10 за 1995 год в структуре использования денежных доходов населения России 74% составляют расходы на покупку товаров и оплату услуг (эти расходы не включают обязательные платежи и взносы, накопления в банках и покупку конвертируемой валюты в "чулок").
Согласно публикуемому Госкомстатом России обзору "Социально-экономическое положение России", 11% населения Москвы имели на конец 1994 года среднедушевой доход свыше 1,2 млн. руб. или 343 долл. в месяц на человека (по курсу доллара на тот же момент). Это значит, что ежемесячные расходы этой категории людей на приобретение товаров и оплату услуг составляли 254 долл. в месяц.
По данным Госкомстата население Москвы и Московской области составляет примерно 15,6 млн. человек, не считая приезжих. Несложные вычисления показывают, что наша потенциальная аудитория равна 1,7 млн. человек.
Этот же вывод косвенно подтверждают данные ГАИ Москвы. Согласно этим данным, на конец 1995 года в регионе Москвы и Московской области зарегистрировано 550 тысяч автомашин-иномарок (европейского, американского и японского производства). Такие автомобили приобретаются людьми, имеющими достаточные средства на их содержание. Из расчета: один автомобиль на семью из 3-х человек, получается 1,65 млн. человек с доходом выше среднего.
Приведенные цифры отражают статистику по учтенным доходам. Ясно, что реальные доходы этой категории людей в 2-3 раза больше официальных.
Кроме того, эта статистика не учитывает достаточно большой контингент мелких предпринимателей, не получающих зарплату по "ведомости" (например, распространенные в Москве "челноки" и др.).
Помимо этого, остался за пределами данных миллионный контингент приезжих. Можно по-разному оценивать материальное положение приезжающих в Москву людей. Особенно в последние годы среди них возросло количество беженцев и неимущих. Однако основная масса "приезжих" всегда направлялась в Москву для того, чтобы что-то купить, чтобы потратить деньги.
Все вышесказанное позволяет оценить потенциальную аудиторию соревнований по автомобильным гонкам в Москве и Московской области в 2,0-2,5 млн. человек. Это те люди, которые имеют достаточный доход, чтобы тратить в год по три тысячи долларов и более на покупки и развлечения. Вполне реальной представляется вероятность, для таких людей, потратить небольшую сумму на невиданное доселе развлечение один или два раза в год.
В течение года на СК может быть проведено примерно 30 соревнований. Определенный нами состав более чем достаточен, чтобы заполнять стадион на 48 тысяч зрителей в течение всего года.
Что же может побуждать этих людей покупать билеты на соревнования и посещать СК? Можно выделить следующие основные причины:
• потребность в необычном, невиданном еще зрелище;
• желание опасного, рискованного, азартного зрелища;
• желание побывать в престижном месте в кругу известных людей;
• желание интересно провести время с друзьями или с семьей;
• доступность, территориальная близость такого необычного соревнования;
• желание устроить детей в спортивную школу;
• желание заняться спортом самому;
• желание воспользоваться услугами какой-либо службы комплекса.
Очевидно, что работа СК должна быть направлена на расширение охвата клиентов, на предоставление конкурентоспособных тарифов на услуги, а также системы скидок, поощряющих приобретение билетов и оплату услуг.
В заключение необходимо отметить, что нестабильность экономической, политической и социальной ситуации в стране, а также продолжающаяся инфляция не повлияют существенно отрицательно на работу СК. Эта уверенность продиктована следующими факторами:
1. Предприятие практически не имеет конкурентов в Москве, области, да и в России в целом.
2. При любом раскладе политических сил социальная направленность проекта очевидна и полезна.
3. Идущие в стране реформы уже сформировали (особенно наглядно это видно в Москве) достаточно большую прослойку людей, имеющих хороший доход. Этот "средний класс" имеет возможность и желание потратить свои деньги на необычное развлечение.
4. Политика Центрального Банка позволяет надеяться на стабильное, прогнозируемое движение курса доллара, что, в свою очередь, дает возможность достаточно точно выстроить финансовую политику СК.
5. Подобное предприятие является очевидно выгодным партнерам для инвестирования средств как российских, так и зарубежных финансовых компаний.
6. Осуществление проекта в дальнейшем позволит дать толчок развитию отечественного автомобилестроения и всех смежных отраслей.
Все это позволяет дать уверенно положительную оценку рынка подобных услуг в России.