Оценка рынка

К оглавлению1 2 3 4 5  7 8 9 10  12 13 14 15 

 

На Западе профессиональные автогонки проводятся практи­чески с начала века, с момента появления серийных автомобилей. Традиция проведения соревнований в течение 90 лет сформиро­вала целую отрасль бизнеса развлечений. В силу того, что подоб­ные соревнования всегда притягивали к себе огромное число зри­телей, автогонки стали прекрасным местом, где автомобилестро­ительные фирмы могли демонстрировать потенциальным покупа­телям свои последние достижения: новые автомобили, авторези­ну, аксессуары и т.д. Фирма, выпустившая победивший в авто­гонках автомобиль, могла рассчитывать на значительный рост прибылей от продажи своих машин. В связи с этим автомобилестро­ительные фирмы и другие предприятия (часто далекие от автобиз­неса, но желающие разместить свою рекламу на бортах гоночных машин и прославиться вместе с победителем соревнований) не жа­лели и не жалеют денег на развитие автогонок.

Для проведения соревнований строятся огромные стадионы, вме­щающие до полумиллиона зрителей, прокладываются специальные трассы (например, трассы "Формула").

В СССР всякая конкуренция отсутствовала в принципе, не толь­ко в автоделе, поэтому не было стимулов для автомобилестроитель­ных заводов вкладывать деньги в организацию соревнований. Та­кую роскошь из альтруистических соображений могло позволить себе только государство. У нас получили некоторое развитие мото­спорт и автокросс. Но из-за плохой организации соревнований, от­сутствия специальных трасс, отсутствия нормальных помещений и трибун для зрителей, эти гонки никогда не собирали более или менее значительных аудиторий.

Можно было бы констатировать полное отсутствие рынка подоб­ных услуг, если бы два года назад в Крылатском не начали прово­дить так называемые "Гонки на выживание". Эти соревнования были организованы АО "Коррида-А" и начали регулярно проводиться с января 1994 года. В течение года проходит примерно 15 соревнований и к концу 1995 года было проведено 30 стартов.

Рублевая цена входного билета в пересчете на долларовый экви­валент составляет в среднем 4 доллара и растет в зависимости от роста валютного курса.

Трибуны стадиона для проведения "Гонок на выживание" рас­считаны на 8000 человек. Если на первые соревнования приходило не более 700 человек (январь-март 1994 г.), то уже в середине лет­него сезона 1994 г. (май-ноябрь) было 8000 зрителей. В летний пери­од маленький стадион не мог вместить всех желающих посмотреть соревнования и зрители располагались на холмах вокруг стадиона.

Необходимо отметить, что такое нарастание зрительского инте­реса — более чем в 10 раз за незначительный отрезок времени (5 месяцев), было достигнуто практически только за счет устной рек­ламы соревнований (по принципу: "Я там был, советую посмот­реть"). Популярность соревнований мгновенно выросла, несмотря на то, что:

а) полностью отсутствовала какая-либо системная рекламная кампания;

б) не были созданы сколько-нибудь комфортные условия для зрителей, участников соревнований и обслуживающего персонала (неудобные открытые трибуны, отсутствие обслуживания зрителей во время соревнований, подверженность зрителей капризам пого­ды, грязь на стадионе и т.д. и т.п.).

Эти соревнования, проводимые в экстремальных условиях (с точки зрения организации, с точки зрения удобств) с полным правом носят название "гонок на выживание" как для участников, так и для зрителей.

К концу летнего сезона 1994 года организаторы соревнований пришли к выводу, что для поддержания и развития достигнутого успеха необходимо:

а) организовать и регулярно проводить рекламную кампанию;

б) провести реконструкцию стадиона и трассы. 

По свидетельству руководителей АО "Коррида-А" наибольший эффект, с точки зрения роста зрительской популярности, дают регулярные телевизионные передачи "Гонки на выживание" по мос­ковскому каналу, трансляция соревнований по кабельному телеви­дению, информация о соревнованиях в журнале "За рулем".

Фирма АО "Коррида-А" планирует построить в 1996-1998 годах новую трассу длиной 1 км, трибуны на 15-20 тысяч зрителей, гос­тиницу пятизвездного класса, рестораны, кафе, магазины. Общая сумма планируемых на развитие комплекса инвестиций достигнет 60 млн. долларов США.

Среди спонсоров и инвесторов проекта такие компании как:

ТВТ, Юникол-76, АО "Логоваз", "Сименс-Трик", Монтана, Тексако, Финансовая корпорация "Траст", банк "Метрополь", Уни­комбанк, Союзный банк развития, банк "Деловой кредит" и ряд коммерческих банков.

Соревнования планируется проводить в плане развлекательного шоу с элементами каскадерства. Ввиду низкой стоимости входных билетов, соревнования рассчитаны на широкую аудиторию, начи­ная от низкооплачиваемых служащих и студентов и кончая так на­зываемым "средним классом".

Оценивая потенциальную аудиторию предлагаемых соревнова­ний по кольцевым автомобильным гонкам, можно предположить, что определяющим посещаемость фактором станет цена входного билета. Цены на билеты будут дифференцированы в зависимости от занимаемого ряда, близости старта и боксов. Представляется целесо­образным установить диапазон цен на входные билеты в пределах 40-100 долл. США.

Учитывая пропорциональное соотношение дешевых и дорогих мест, можем принять для последующих расчетов среднюю стоимость входного билета — 50 долларов США.

По данным "Статистического обозрения" № 10 за 1995 год в структуре использования денежных доходов населения России 74% составляют расходы на покупку товаров и оплату услуг (эти расхо­ды не включают обязательные платежи и взносы, накопления в банках и покупку конвертируемой валюты в "чулок").

Согласно публикуемому Госкомстатом России обзору "Социаль­но-экономическое положение России", 11% населения Москвы имели на конец 1994 года среднедушевой доход свыше 1,2 млн. руб. или 343 долл. в месяц на человека (по курсу доллара на тот же момент). Это значит, что ежемесячные расходы этой категории лю­дей на приобретение товаров и оплату услуг составляли 254 долл. в месяц.

По данным Госкомстата население Москвы и Московской обла­сти составляет примерно 15,6 млн. человек, не считая приезжих. Несложные вычисления показывают, что наша потенциальная ауди­тория равна 1,7 млн. человек.

Этот же вывод косвенно подтверждают данные ГАИ Москвы. Согласно этим данным, на конец 1995 года в регионе Москвы и Московской области зарегистрировано 550 тысяч автомашин-ино­марок (европейского, американского и японского производства). Такие автомобили приобретаются людьми, имеющими достаточные средства на их содержание. Из расчета: один автомобиль на семью из 3-х человек, получается 1,65 млн. человек с доходом выше среднего.

Приведенные цифры отражают статистику по учтенным доходам. Ясно, что реальные доходы этой категории людей в 2-3 раза боль­ше официальных.

Кроме того, эта статистика не учитывает достаточно большой контингент мелких предпринимателей, не получающих зарплату по "ведомости" (например, распространенные в Москве "челноки" и др.).

Помимо этого, остался за пределами данных миллионный кон­тингент приезжих. Можно по-разному оценивать материальное по­ложение приезжающих в Москву людей. Особенно в последние годы среди них возросло количество беженцев и неимущих. Однако ос­новная масса "приезжих" всегда направлялась в Москву для того, чтобы что-то купить, чтобы потратить деньги.

Все вышесказанное позволяет оценить потенциальную аудито­рию соревнований по автомобильным гонкам в Москве и Москов­ской области в 2,0-2,5 млн. человек. Это те люди, которые имеют достаточный доход, чтобы тратить в год по три тысячи долларов и более на покупки и развлечения. Вполне реальной представляется вероятность, для таких людей, потратить небольшую сумму на не­виданное доселе развлечение один или два раза в год.

В течение года на СК может быть проведено примерно 30 сорев­нований. Определенный нами состав более чем достаточен, чтобы заполнять стадион на 48 тысяч зрителей в течение всего года.

Что же может побуждать этих людей покупать билеты на сорев­нования и посещать СК? Можно выделить следующие основные причины:

• потребность в необычном, невиданном еще зрелище;

• желание опасного, рискованного, азартного зрелища;

• желание побывать в престижном месте в кругу известных лю­дей;

• желание интересно провести время с друзьями или с семьей;

• доступность, территориальная близость такого необычного со­ревнования;

• желание устроить детей в спортивную школу;

• желание заняться спортом самому;

• желание воспользоваться услугами какой-либо службы комп­лекса.

Очевидно, что работа СК должна быть направлена на расшире­ние охвата клиентов, на предоставление конкурентоспособных та­рифов на услуги, а также системы скидок, поощряющих приобре­тение билетов и оплату услуг.

В заключение необходимо отметить, что нестабильность эконо­мической, политической и социальной ситуации в стране, а также продолжающаяся инфляция не повлияют существенно отрицатель­но на работу СК. Эта уверенность продиктована следующими фак­торами:

1. Предприятие практически не имеет конкурентов в Москве, области, да и в России в целом.

2. При любом раскладе политических сил социальная направлен­ность проекта очевидна и полезна.

3. Идущие в стране реформы уже сформировали (особенно на­глядно это видно в Москве) достаточно большую прослойку лю­дей, имеющих хороший доход. Этот "средний класс" имеет возмож­ность и желание потратить свои деньги на необычное развлечение.

4. Политика Центрального Банка позволяет надеяться на ста­бильное, прогнозируемое движение курса доллара, что, в свою оче­редь, дает возможность достаточно точно выстроить финансовую политику СК.

5. Подобное предприятие является очевидно выгодным партне­рам для инвестирования средств как российских, так и зарубежных финансовых компаний.

6. Осуществление проекта в дальнейшем позволит дать толчок развитию отечественного автомобилестроения и всех смежных от­раслей.

Все это позволяет дать уверенно положительную оценку рынка подобных услуг в России.

 

 

На Западе профессиональные автогонки проводятся практи­чески с начала века, с момента появления серийных автомобилей. Традиция проведения соревнований в течение 90 лет сформиро­вала целую отрасль бизнеса развлечений. В силу того, что подоб­ные соревнования всегда притягивали к себе огромное число зри­телей, автогонки стали прекрасным местом, где автомобилестро­ительные фирмы могли демонстрировать потенциальным покупа­телям свои последние достижения: новые автомобили, авторези­ну, аксессуары и т.д. Фирма, выпустившая победивший в авто­гонках автомобиль, могла рассчитывать на значительный рост прибылей от продажи своих машин. В связи с этим автомобилестро­ительные фирмы и другие предприятия (часто далекие от автобиз­неса, но желающие разместить свою рекламу на бортах гоночных машин и прославиться вместе с победителем соревнований) не жа­лели и не жалеют денег на развитие автогонок.

Для проведения соревнований строятся огромные стадионы, вме­щающие до полумиллиона зрителей, прокладываются специальные трассы (например, трассы "Формула").

В СССР всякая конкуренция отсутствовала в принципе, не толь­ко в автоделе, поэтому не было стимулов для автомобилестроитель­ных заводов вкладывать деньги в организацию соревнований. Та­кую роскошь из альтруистических соображений могло позволить себе только государство. У нас получили некоторое развитие мото­спорт и автокросс. Но из-за плохой организации соревнований, от­сутствия специальных трасс, отсутствия нормальных помещений и трибун для зрителей, эти гонки никогда не собирали более или менее значительных аудиторий.

Можно было бы констатировать полное отсутствие рынка подоб­ных услуг, если бы два года назад в Крылатском не начали прово­дить так называемые "Гонки на выживание". Эти соревнования были организованы АО "Коррида-А" и начали регулярно проводиться с января 1994 года. В течение года проходит примерно 15 соревнований и к концу 1995 года было проведено 30 стартов.

Рублевая цена входного билета в пересчете на долларовый экви­валент составляет в среднем 4 доллара и растет в зависимости от роста валютного курса.

Трибуны стадиона для проведения "Гонок на выживание" рас­считаны на 8000 человек. Если на первые соревнования приходило не более 700 человек (январь-март 1994 г.), то уже в середине лет­него сезона 1994 г. (май-ноябрь) было 8000 зрителей. В летний пери­од маленький стадион не мог вместить всех желающих посмотреть соревнования и зрители располагались на холмах вокруг стадиона.

Необходимо отметить, что такое нарастание зрительского инте­реса — более чем в 10 раз за незначительный отрезок времени (5 месяцев), было достигнуто практически только за счет устной рек­ламы соревнований (по принципу: "Я там был, советую посмот­реть"). Популярность соревнований мгновенно выросла, несмотря на то, что:

а) полностью отсутствовала какая-либо системная рекламная кампания;

б) не были созданы сколько-нибудь комфортные условия для зрителей, участников соревнований и обслуживающего персонала (неудобные открытые трибуны, отсутствие обслуживания зрителей во время соревнований, подверженность зрителей капризам пого­ды, грязь на стадионе и т.д. и т.п.).

Эти соревнования, проводимые в экстремальных условиях (с точки зрения организации, с точки зрения удобств) с полным правом носят название "гонок на выживание" как для участников, так и для зрителей.

К концу летнего сезона 1994 года организаторы соревнований пришли к выводу, что для поддержания и развития достигнутого успеха необходимо:

а) организовать и регулярно проводить рекламную кампанию;

б) провести реконструкцию стадиона и трассы. 

По свидетельству руководителей АО "Коррида-А" наибольший эффект, с точки зрения роста зрительской популярности, дают регулярные телевизионные передачи "Гонки на выживание" по мос­ковскому каналу, трансляция соревнований по кабельному телеви­дению, информация о соревнованиях в журнале "За рулем".

Фирма АО "Коррида-А" планирует построить в 1996-1998 годах новую трассу длиной 1 км, трибуны на 15-20 тысяч зрителей, гос­тиницу пятизвездного класса, рестораны, кафе, магазины. Общая сумма планируемых на развитие комплекса инвестиций достигнет 60 млн. долларов США.

Среди спонсоров и инвесторов проекта такие компании как:

ТВТ, Юникол-76, АО "Логоваз", "Сименс-Трик", Монтана, Тексако, Финансовая корпорация "Траст", банк "Метрополь", Уни­комбанк, Союзный банк развития, банк "Деловой кредит" и ряд коммерческих банков.

Соревнования планируется проводить в плане развлекательного шоу с элементами каскадерства. Ввиду низкой стоимости входных билетов, соревнования рассчитаны на широкую аудиторию, начи­ная от низкооплачиваемых служащих и студентов и кончая так на­зываемым "средним классом".

Оценивая потенциальную аудиторию предлагаемых соревнова­ний по кольцевым автомобильным гонкам, можно предположить, что определяющим посещаемость фактором станет цена входного билета. Цены на билеты будут дифференцированы в зависимости от занимаемого ряда, близости старта и боксов. Представляется целесо­образным установить диапазон цен на входные билеты в пределах 40-100 долл. США.

Учитывая пропорциональное соотношение дешевых и дорогих мест, можем принять для последующих расчетов среднюю стоимость входного билета — 50 долларов США.

По данным "Статистического обозрения" № 10 за 1995 год в структуре использования денежных доходов населения России 74% составляют расходы на покупку товаров и оплату услуг (эти расхо­ды не включают обязательные платежи и взносы, накопления в банках и покупку конвертируемой валюты в "чулок").

Согласно публикуемому Госкомстатом России обзору "Социаль­но-экономическое положение России", 11% населения Москвы имели на конец 1994 года среднедушевой доход свыше 1,2 млн. руб. или 343 долл. в месяц на человека (по курсу доллара на тот же момент). Это значит, что ежемесячные расходы этой категории лю­дей на приобретение товаров и оплату услуг составляли 254 долл. в месяц.

По данным Госкомстата население Москвы и Московской обла­сти составляет примерно 15,6 млн. человек, не считая приезжих. Несложные вычисления показывают, что наша потенциальная ауди­тория равна 1,7 млн. человек.

Этот же вывод косвенно подтверждают данные ГАИ Москвы. Согласно этим данным, на конец 1995 года в регионе Москвы и Московской области зарегистрировано 550 тысяч автомашин-ино­марок (европейского, американского и японского производства). Такие автомобили приобретаются людьми, имеющими достаточные средства на их содержание. Из расчета: один автомобиль на семью из 3-х человек, получается 1,65 млн. человек с доходом выше среднего.

Приведенные цифры отражают статистику по учтенным доходам. Ясно, что реальные доходы этой категории людей в 2-3 раза боль­ше официальных.

Кроме того, эта статистика не учитывает достаточно большой контингент мелких предпринимателей, не получающих зарплату по "ведомости" (например, распространенные в Москве "челноки" и др.).

Помимо этого, остался за пределами данных миллионный кон­тингент приезжих. Можно по-разному оценивать материальное по­ложение приезжающих в Москву людей. Особенно в последние годы среди них возросло количество беженцев и неимущих. Однако ос­новная масса "приезжих" всегда направлялась в Москву для того, чтобы что-то купить, чтобы потратить деньги.

Все вышесказанное позволяет оценить потенциальную аудито­рию соревнований по автомобильным гонкам в Москве и Москов­ской области в 2,0-2,5 млн. человек. Это те люди, которые имеют достаточный доход, чтобы тратить в год по три тысячи долларов и более на покупки и развлечения. Вполне реальной представляется вероятность, для таких людей, потратить небольшую сумму на не­виданное доселе развлечение один или два раза в год.

В течение года на СК может быть проведено примерно 30 сорев­нований. Определенный нами состав более чем достаточен, чтобы заполнять стадион на 48 тысяч зрителей в течение всего года.

Что же может побуждать этих людей покупать билеты на сорев­нования и посещать СК? Можно выделить следующие основные причины:

• потребность в необычном, невиданном еще зрелище;

• желание опасного, рискованного, азартного зрелища;

• желание побывать в престижном месте в кругу известных лю­дей;

• желание интересно провести время с друзьями или с семьей;

• доступность, территориальная близость такого необычного со­ревнования;

• желание устроить детей в спортивную школу;

• желание заняться спортом самому;

• желание воспользоваться услугами какой-либо службы комп­лекса.

Очевидно, что работа СК должна быть направлена на расшире­ние охвата клиентов, на предоставление конкурентоспособных та­рифов на услуги, а также системы скидок, поощряющих приобре­тение билетов и оплату услуг.

В заключение необходимо отметить, что нестабильность эконо­мической, политической и социальной ситуации в стране, а также продолжающаяся инфляция не повлияют существенно отрицатель­но на работу СК. Эта уверенность продиктована следующими фак­торами:

1. Предприятие практически не имеет конкурентов в Москве, области, да и в России в целом.

2. При любом раскладе политических сил социальная направлен­ность проекта очевидна и полезна.

3. Идущие в стране реформы уже сформировали (особенно на­глядно это видно в Москве) достаточно большую прослойку лю­дей, имеющих хороший доход. Этот "средний класс" имеет возмож­ность и желание потратить свои деньги на необычное развлечение.

4. Политика Центрального Банка позволяет надеяться на ста­бильное, прогнозируемое движение курса доллара, что, в свою оче­редь, дает возможность достаточно точно выстроить финансовую политику СК.

5. Подобное предприятие является очевидно выгодным партне­рам для инвестирования средств как российских, так и зарубежных финансовых компаний.

6. Осуществление проекта в дальнейшем позволит дать толчок развитию отечественного автомобилестроения и всех смежных от­раслей.

Все это позволяет дать уверенно положительную оценку рынка подобных услуг в России.