1. ПРИРОДА ЭРОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

                         --------------------------

     Где причина эротической любви? В очеловеченном половом инстинкте.

     Так думают довольно часто. Но любовь удовлетворяет не одну, а  две,  со-

 вершенно независимые друг от  друга  потребности:  потребность  снятия  сек-

 суального напряжения и потребность психической связи с другим человеком. Обе

 зависимы от интеллекта, культуры, социальных условий, взаимосвязанных  между

 собой, но не являются причиной друг друга. Наиболее убедительной нам  кажет-

 ся гипотеза, по которой феномен любви объясняется природой человека как пар-

 ного существа.

     Об этом размышляли многие философы. "Один человек еще не человек, -  пи-

 сал Фейербах, - только в паре он обретает гармоничную  целостность".  Истин-

 ная сущность любви состоит в том, - читаем у Гегеля, - чтобы  отказаться  от

 самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом же исчезновении и заб-

 вении впервые обрести самого себя, забыть и обладать самим  собой.  /Гегель.

 Соч.,Т.N13, 1940, стр.108/ Подобным образом рассуждает Эрих  Фромм:  "Любовь

 позволяет быть собой и сохранить свою целостность. Любовь является  парадок-

 сом, в котором два существа становятся одним и, однако, остаются двумя".

     Для объяснения этого не очень-то понятного явления древними греками  ис-

 пользовался миф об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диа-

 логе Платона "Пир".Миф о том, что когда-то люди имели двойное тело - две па-

 ры рук и ног, два лица. И только рассерженный Зевс рассек их пополам. Поэто-

 му каждый человек сейчас является половинкой, постоянно жаждущей  восстанов-

 ления своего прежнего полного Я.

     Похоже звучат строки Ю.Рюрикова: "Это физическое ощущение своей слитнос-

 ти с другим человеком - ощущение совершенно фантастическое. Мы знаем, что  в

 обычном состоянии человек не может ощущать чувства другого человека, пережи-

 вать их, и только в апогее сильной любви есть какой-то  странный  психологи-

 ческий мираж, когда разные Я как бы исчезают, сливаются друг в друга, и  лю-

 ди делаются психологическими андрогинами... это чуть ли не буквальное "пере-

 селение душ" - как будто часть твоей "души" перебралась в тело другого чело-

 века, слилась с его нервами, и теперь ты чувствуешь его  чувства  точно  так

 же, как свои... почему это бывает только у любящих, только у близких  людей,

 - неясно, психологам и  физиологам  еще  предстоит  разрешит  эту  загадку".

 /Ю.Рюриков. "Три влечения". М., 1968, стр.157-158/

     Если эротическая любовь является последствием психической структуры  че-

 ловека, то о ней можно говорить не только на языке искусства, но и  на  точ-

 ном языке науки. Убежденность, что люди вступают в брак не только для  того,

 чтобы иметь детей и сексуальную жизнь, что одинокая жизнь, как  и  психичес-

 кое одиночество в браке, ненормальные явления, заставляют смотреть  на  брак

 более серьезно.

                         --------------------------

     Где причина эротической любви? В очеловеченном половом инстинкте.

     Так думают довольно часто. Но любовь удовлетворяет не одну, а  две,  со-

 вершенно независимые друг от  друга  потребности:  потребность  снятия  сек-

 суального напряжения и потребность психической связи с другим человеком. Обе

 зависимы от интеллекта, культуры, социальных условий, взаимосвязанных  между

 собой, но не являются причиной друг друга. Наиболее убедительной нам  кажет-

 ся гипотеза, по которой феномен любви объясняется природой человека как пар-

 ного существа.

     Об этом размышляли многие философы. "Один человек еще не человек, -  пи-

 сал Фейербах, - только в паре он обретает гармоничную  целостность".  Истин-

 ная сущность любви состоит в том, - читаем у Гегеля, - чтобы  отказаться  от

 самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом же исчезновении и заб-

 вении впервые обрести самого себя, забыть и обладать самим  собой.  /Гегель.

 Соч.,Т.N13, 1940, стр.108/ Подобным образом рассуждает Эрих  Фромм:  "Любовь

 позволяет быть собой и сохранить свою целостность. Любовь является  парадок-

 сом, в котором два существа становятся одним и, однако, остаются двумя".

     Для объяснения этого не очень-то понятного явления древними греками  ис-

 пользовался миф об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диа-

 логе Платона "Пир".Миф о том, что когда-то люди имели двойное тело - две па-

 ры рук и ног, два лица. И только рассерженный Зевс рассек их пополам. Поэто-

 му каждый человек сейчас является половинкой, постоянно жаждущей  восстанов-

 ления своего прежнего полного Я.

     Похоже звучат строки Ю.Рюрикова: "Это физическое ощущение своей слитнос-

 ти с другим человеком - ощущение совершенно фантастическое. Мы знаем, что  в

 обычном состоянии человек не может ощущать чувства другого человека, пережи-

 вать их, и только в апогее сильной любви есть какой-то  странный  психологи-

 ческий мираж, когда разные Я как бы исчезают, сливаются друг в друга, и  лю-

 ди делаются психологическими андрогинами... это чуть ли не буквальное "пере-

 селение душ" - как будто часть твоей "души" перебралась в тело другого чело-

 века, слилась с его нервами, и теперь ты чувствуешь его  чувства  точно  так

 же, как свои... почему это бывает только у любящих, только у близких  людей,

 - неясно, психологам и  физиологам  еще  предстоит  разрешит  эту  загадку".

 /Ю.Рюриков. "Три влечения". М., 1968, стр.157-158/

     Если эротическая любовь является последствием психической структуры  че-

 ловека, то о ней можно говорить не только на языке искусства, но и  на  точ-

 ном языке науки. Убежденность, что люди вступают в брак не только для  того,

 чтобы иметь детей и сексуальную жизнь, что одинокая жизнь, как  и  психичес-

 кое одиночество в браке, ненормальные явления, заставляют смотреть  на  брак

 более серьезно.