5. ЧТО КОГО ИНТЕРЕСУЕТ И КТО В ЧЕМ РАЗБИРАЕТСЯ.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12-------------------------------------------
Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо представ-
ление о всей окружающей действительности. В обслуживании социума люди коопе-
рируют. Механизм этого явления, по нашим представлениям, достаточно прост:
отдельные аспекты действительности отражается в мозгу с разной степенью диф-
ференциации и осознанности. Те аспекты, которыми пользуется лишь сам инди-
вид отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт, навы-
ки. Те же, информация о которых передается обществу, воспринимаются диффе-
ренцированно с большей точностью, позволяющей осмыслить эту информацию и
представить ее в словесной форме.
Что это за аспекты?
Приспособление организма к окружению - непрекращающаяся цепь актов физи-
ческой активности. Все, что происходит вокруг человека в объективном мире,
тоже не что иное как цепь актов физической активности. Можно сказать, что
то, что происходит с нами и вокруг нас, это те же цепи актов физической ак-
тивности. А цепь актов физической активности - нечто иное, как четыре такта
двигателя внутреннего сгорания:
1. потенциальная энергия,
2. превращение потенциальной в кинетическую,
3. кинетическая энергия,
4. использование кинетической энергии.
Это и является четырьмя аспектами восприятия окружающего мира, которые из-за
своей типной природы человек воспринимает с разной осознанностью: один луч-
ше разбирается в потенциальных возможностях другого человека, его способнос-
тях /1 такт/, другой в его эмоциональной жизни /2 такт/, третий в том как он
работает /4 такт/. Каждому из этих аспектов присвоим символ и будем их назы-
вать интравертными элементами информационного метаболизма человека:
- потенциальная энергия - кинетичская энергия
- превращение потенциальной - использование кинетичес-
в кинетическую кой энергии
Благодаря этим элементам человек получает информацию о:
- потенциальной энергии наблюдаемого объекта и субъекта, о его физических
и психических возможностях;
- возбужденности и возбуждаемости объекта, настроениях и эмоциях человека;
- мобилизованности, воле и силе, красоте наблюдаемых объектов и субъектов;
- активности объекта и субъекта, их способности трудиться.
Однако, окружающий нас мир состоит не только из движущихся тел, но и из
полей их взаимодействия. Их можно называть психологическими полями. Состав-
ные части этих полей - отношения между объектами и процессами, воспринимае-
мые людьми как определенные чувства. Так появляются еще четыре измерения ок-
ружающего мира, которые из-за своей типной природы человек тоже восприни-
мает с разной осознанностью. Каждому из них тоже присвоим символ и будем их
называть экстравертными элементами информационного метаболизма человека.
- отношения между процессами, происходящими в одно и то же время-простран-
ство;
- отношения между следующими друг за другом процессами - время;
- объективные отношения между двумя объектами и отдельными их свойствами
отношения объектов или измерение объекта объектом;
- субъективные отношения между двумя объектами или субъектами
- притяжение-отталкивание.
Благодаря этим элементам ИМ человек получает информацию:
- о качествах пространства, то есть о том, что в нем происходит, о само-
чувствии находящихся в этом пространстве людей;
- об отношениях между процессами, событиями и поступками во времени, о на-
личии или отсутствии времени, опасности или безопасности будущего;
- об объективных соотношениях между объектами, их весе, величине, ценнос-
ти и т.п., то есть о любых соизмеряемых параметрах;
- о притягательной или отталкивающей силе объектов и субъектов, о их нуж-
ности и ненужности друг другу, симпатиях и антипатиях, любви и ненависти.
Несколько слов о происхождении графических символов.
Интравертную символику мы обозначили кружком , фигурой, которая создает
впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним миром. Интуи-
цию - треугольником , который отлично вписывается в круг. Логика и этика -
это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса. Поэто-
му если логику обозначили квадратом , как символом строгости мышления, то
для внутренней стороны того же явления эмоционального накала нужно подоб-
рать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла .
Однородным экстравертным элементам присвоены те же символы, только дру-
гого цвета: , , , .
Итак, в процессе информационного метаболизма каждый человек пользуется 8
элементами ИМ, каждый из которых отражает один из объективных аспектов окру-
жающего мира. Теперь, каждому из этих элементов присвоим условное название,
которым в будущем и будем пользоваться.
Рис.1
Отражаемый Название качества психики Символ
аспект мира человека или элемента ИМ,
благодаря которому человек
получает информацию про
данный аспект мира
-----------------------------------------------------------------
Потенциальная энергия. Интравертная интуиция
Превращение потенциальной Интравертная этика
энергии в кинетическую
Кинетическая энергия Интравертная сенсорика
Использование кинетической Интравертная логика
энергии
Пространство Экстравертная сенсорика
Время Экстравертная интуиция
Соотношения Экстравертная логика
Притяжение-отталкивание Экстравертная этика
Все 8 элементов ИМ находятся в психике каждого индивида.
Т.е. каждый из нас пользуется теми же формами восприятия и переработки ин-
формации. Но в сложных, требующих интеллектуальных усилий ситуациях люди
склонны доверять только одной паре элементов: одному экстравертному м одно-
му интровертному. Они-то и определяют тип ИМ. И дают нам право называть его
логическим, этическим и т.п. Кроме того, когда в этой паре вторым, т.е. оп-
ределяющим активные, творческие отношения индивида с внешним миром, являет-
ся экстраверный элемент, мы называем человека экстравертом, когда интровер-
тный - интровертом.
Можно сказать, что два элемента являются как будто бы более интеллек-
туальными и более осознанными, чем все другие. Поэтому человек, который хо-
чет быть и казаться как можно более толковым, делает усилия, насколько это в
его воле, во всей деятельности пользоваться только этими двумя элементами.
Например, индивид с развитым логическим мышлением избегает говорить о своих
чувствах.
Теперь уже можно познакомиться со всем списком типов ИМ, в тех назва-
ниях, которыми мы пользуемся во всех своих работах /см. рис.2/.
Интересно было узнать, какие, психические свойства и какие психические
типы распространены среди населения республики /Литовская ССР/. Для этого
обследовано 100 мужчин и 100 женщин, данные обследования приведены на том же
рис.2. Несомненно, такая незначительная и совершенно случайная выборка лю-
дей /200 человек/ не может представлять республику. Но ее достаточно для по-
нятия того, что нет ни одного типа ИМ, распространенного только среди муж-
чин или только среди женщин.
Отсюда релятивность таких понятий как женственность и мужественность:
каждый тип ИМ вкладывает в эти слова другой смысл. Экстраверт настоящую жен-
ственность видит в интровертной девушке, интроверт - в экстравертной, лич-
ность логического типа ИМ - в этическом мышлении, личность этического типа
ИМ - в логическом мышлении. Нет ни абсолютной женственности, ни абсолютной
мужественности. Есть мужчины и женщины с разными психическими структурами,
которые не только кажутся, но и являются идеально женственными или идеально
мужественными, когда должным образом дополняют нашу собственную психическую
структуру.
Рис.2
Распределение типов ИМ среди мужчин и женщин Литовской ССР.
Название типа Символ Мужчины Женщины
типа
Шизотимы
--------
1. Логико-сенсорный экстраверт 5 2
2. Логико-интуитивный экстраверт 4 2
3. Логико-сенсорный интроверт 6 3
4. Логико-интуитивный интроверт 6 5
5. Этико-сенсорный экстраверт 3 10
6. Этико-интуитивный экстраверт 5 9
7. Этико-сенсорный интроверт 3 4
8. Этико-интуитивный интроверт 3 10
Циклотимы
---------
9. Сенсорно-логический экстраверт 9 3
10. Сенсорно-этический экстраверт 4 9
11. Сенсорно-логический интроверт 12 8
12. Сенсорно-этический интроверт 7 15
13. Интуитивно-логический экстраверт 11 4
14. Интуитивно-этический экстраверт 10 6
15. Интуитивно-логический интроверт 8 2
16. Интуитивно-этический интроверт 4 8
Всего: 100 100
Из них этические 39 71
экстраверты 51 45
интроверты 49 55
логические 61 29
Поэтому дальше при разговоре о сочетаниях психических структур, ради из-
бежания лишней путаницы, не будем учитывать пола. Будем говорить об индиви-
дах с сенсорным, интуитивным, логическим и с этическим типом ИМ.
В примерах, где ради образности говорится "он", таким же образом можно
сказать и "она". В отдельных конкретных выборках, однако, соотношение психи-
ческих типов представляет высокую поляризованность. В одной из групп
Вильнюсского педагогического института в 1978/79 гг. оказалось 28 студенток
с ведущими этическими элементами и лишь одна с ведущим логическим элементом
ИМ, интровертных 20 и экстравертных типов личности - 9.
-------------------------------------------
Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо представ-
ление о всей окружающей действительности. В обслуживании социума люди коопе-
рируют. Механизм этого явления, по нашим представлениям, достаточно прост:
отдельные аспекты действительности отражается в мозгу с разной степенью диф-
ференциации и осознанности. Те аспекты, которыми пользуется лишь сам инди-
вид отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт, навы-
ки. Те же, информация о которых передается обществу, воспринимаются диффе-
ренцированно с большей точностью, позволяющей осмыслить эту информацию и
представить ее в словесной форме.
Что это за аспекты?
Приспособление организма к окружению - непрекращающаяся цепь актов физи-
ческой активности. Все, что происходит вокруг человека в объективном мире,
тоже не что иное как цепь актов физической активности. Можно сказать, что
то, что происходит с нами и вокруг нас, это те же цепи актов физической ак-
тивности. А цепь актов физической активности - нечто иное, как четыре такта
двигателя внутреннего сгорания:
1. потенциальная энергия,
2. превращение потенциальной в кинетическую,
3. кинетическая энергия,
4. использование кинетической энергии.
Это и является четырьмя аспектами восприятия окружающего мира, которые из-за
своей типной природы человек воспринимает с разной осознанностью: один луч-
ше разбирается в потенциальных возможностях другого человека, его способнос-
тях /1 такт/, другой в его эмоциональной жизни /2 такт/, третий в том как он
работает /4 такт/. Каждому из этих аспектов присвоим символ и будем их назы-
вать интравертными элементами информационного метаболизма человека:
- потенциальная энергия - кинетичская энергия
- превращение потенциальной - использование кинетичес-
в кинетическую кой энергии
Благодаря этим элементам человек получает информацию о:
- потенциальной энергии наблюдаемого объекта и субъекта, о его физических
и психических возможностях;
- возбужденности и возбуждаемости объекта, настроениях и эмоциях человека;
- мобилизованности, воле и силе, красоте наблюдаемых объектов и субъектов;
- активности объекта и субъекта, их способности трудиться.
Однако, окружающий нас мир состоит не только из движущихся тел, но и из
полей их взаимодействия. Их можно называть психологическими полями. Состав-
ные части этих полей - отношения между объектами и процессами, воспринимае-
мые людьми как определенные чувства. Так появляются еще четыре измерения ок-
ружающего мира, которые из-за своей типной природы человек тоже восприни-
мает с разной осознанностью. Каждому из них тоже присвоим символ и будем их
называть экстравертными элементами информационного метаболизма человека.
- отношения между процессами, происходящими в одно и то же время-простран-
ство;
- отношения между следующими друг за другом процессами - время;
- объективные отношения между двумя объектами и отдельными их свойствами
отношения объектов или измерение объекта объектом;
- субъективные отношения между двумя объектами или субъектами
- притяжение-отталкивание.
Благодаря этим элементам ИМ человек получает информацию:
- о качествах пространства, то есть о том, что в нем происходит, о само-
чувствии находящихся в этом пространстве людей;
- об отношениях между процессами, событиями и поступками во времени, о на-
личии или отсутствии времени, опасности или безопасности будущего;
- об объективных соотношениях между объектами, их весе, величине, ценнос-
ти и т.п., то есть о любых соизмеряемых параметрах;
- о притягательной или отталкивающей силе объектов и субъектов, о их нуж-
ности и ненужности друг другу, симпатиях и антипатиях, любви и ненависти.
Несколько слов о происхождении графических символов.
Интравертную символику мы обозначили кружком , фигурой, которая создает
впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним миром. Интуи-
цию - треугольником , который отлично вписывается в круг. Логика и этика -
это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса. Поэто-
му если логику обозначили квадратом , как символом строгости мышления, то
для внутренней стороны того же явления эмоционального накала нужно подоб-
рать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла .
Однородным экстравертным элементам присвоены те же символы, только дру-
гого цвета: , , , .
Итак, в процессе информационного метаболизма каждый человек пользуется 8
элементами ИМ, каждый из которых отражает один из объективных аспектов окру-
жающего мира. Теперь, каждому из этих элементов присвоим условное название,
которым в будущем и будем пользоваться.
Рис.1
Отражаемый Название качества психики Символ
аспект мира человека или элемента ИМ,
благодаря которому человек
получает информацию про
данный аспект мира
-----------------------------------------------------------------
Потенциальная энергия. Интравертная интуиция
Превращение потенциальной Интравертная этика
энергии в кинетическую
Кинетическая энергия Интравертная сенсорика
Использование кинетической Интравертная логика
энергии
Пространство Экстравертная сенсорика
Время Экстравертная интуиция
Соотношения Экстравертная логика
Притяжение-отталкивание Экстравертная этика
Все 8 элементов ИМ находятся в психике каждого индивида.
Т.е. каждый из нас пользуется теми же формами восприятия и переработки ин-
формации. Но в сложных, требующих интеллектуальных усилий ситуациях люди
склонны доверять только одной паре элементов: одному экстравертному м одно-
му интровертному. Они-то и определяют тип ИМ. И дают нам право называть его
логическим, этическим и т.п. Кроме того, когда в этой паре вторым, т.е. оп-
ределяющим активные, творческие отношения индивида с внешним миром, являет-
ся экстраверный элемент, мы называем человека экстравертом, когда интровер-
тный - интровертом.
Можно сказать, что два элемента являются как будто бы более интеллек-
туальными и более осознанными, чем все другие. Поэтому человек, который хо-
чет быть и казаться как можно более толковым, делает усилия, насколько это в
его воле, во всей деятельности пользоваться только этими двумя элементами.
Например, индивид с развитым логическим мышлением избегает говорить о своих
чувствах.
Теперь уже можно познакомиться со всем списком типов ИМ, в тех назва-
ниях, которыми мы пользуемся во всех своих работах /см. рис.2/.
Интересно было узнать, какие, психические свойства и какие психические
типы распространены среди населения республики /Литовская ССР/. Для этого
обследовано 100 мужчин и 100 женщин, данные обследования приведены на том же
рис.2. Несомненно, такая незначительная и совершенно случайная выборка лю-
дей /200 человек/ не может представлять республику. Но ее достаточно для по-
нятия того, что нет ни одного типа ИМ, распространенного только среди муж-
чин или только среди женщин.
Отсюда релятивность таких понятий как женственность и мужественность:
каждый тип ИМ вкладывает в эти слова другой смысл. Экстраверт настоящую жен-
ственность видит в интровертной девушке, интроверт - в экстравертной, лич-
ность логического типа ИМ - в этическом мышлении, личность этического типа
ИМ - в логическом мышлении. Нет ни абсолютной женственности, ни абсолютной
мужественности. Есть мужчины и женщины с разными психическими структурами,
которые не только кажутся, но и являются идеально женственными или идеально
мужественными, когда должным образом дополняют нашу собственную психическую
структуру.
Рис.2
Распределение типов ИМ среди мужчин и женщин Литовской ССР.
Название типа Символ Мужчины Женщины
типа
Шизотимы
--------
1. Логико-сенсорный экстраверт 5 2
2. Логико-интуитивный экстраверт 4 2
3. Логико-сенсорный интроверт 6 3
4. Логико-интуитивный интроверт 6 5
5. Этико-сенсорный экстраверт 3 10
6. Этико-интуитивный экстраверт 5 9
7. Этико-сенсорный интроверт 3 4
8. Этико-интуитивный интроверт 3 10
Циклотимы
---------
9. Сенсорно-логический экстраверт 9 3
10. Сенсорно-этический экстраверт 4 9
11. Сенсорно-логический интроверт 12 8
12. Сенсорно-этический интроверт 7 15
13. Интуитивно-логический экстраверт 11 4
14. Интуитивно-этический экстраверт 10 6
15. Интуитивно-логический интроверт 8 2
16. Интуитивно-этический интроверт 4 8
Всего: 100 100
Из них этические 39 71
экстраверты 51 45
интроверты 49 55
логические 61 29
Поэтому дальше при разговоре о сочетаниях психических структур, ради из-
бежания лишней путаницы, не будем учитывать пола. Будем говорить об индиви-
дах с сенсорным, интуитивным, логическим и с этическим типом ИМ.
В примерах, где ради образности говорится "он", таким же образом можно
сказать и "она". В отдельных конкретных выборках, однако, соотношение психи-
ческих типов представляет высокую поляризованность. В одной из групп
Вильнюсского педагогического института в 1978/79 гг. оказалось 28 студенток
с ведущими этическими элементами и лишь одна с ведущим логическим элементом
ИМ, интровертных 20 и экстравертных типов личности - 9.