5. ЧТО КОГО ИНТЕРЕСУЕТ И КТО В ЧЕМ РАЗБИРАЕТСЯ.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

                 -------------------------------------------

     Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо  представ-

 ление о всей окружающей действительности. В обслуживании социума люди коопе-

 рируют. Механизм этого явления, по нашим представлениям,  достаточно  прост:

 отдельные аспекты действительности отражается в мозгу с разной степенью диф-

 ференциации и осознанности. Те аспекты, которыми пользуется лишь  сам  инди-

 вид отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт,  навы-

 ки. Те же, информация о которых передается обществу,  воспринимаются  диффе-

 ренцированно с большей точностью, позволяющей  осмыслить  эту  информацию  и

 представить ее в словесной форме.

     Что это за аспекты?

     Приспособление организма к окружению - непрекращающаяся цепь актов физи-

 ческой активности. Все, что происходит вокруг человека в  объективном  мире,

 тоже не что иное как цепь актов физической активности.  Можно  сказать,  что

 то, что происходит с нами и вокруг нас, это те же цепи актов физической  ак-

 тивности. А цепь актов физической активности - нечто иное, как четыре  такта

 двигателя внутреннего сгорания:

     1. потенциальная энергия,

     2. превращение потенциальной в кинетическую,

     3. кинетическая энергия,

     4. использование кинетической энергии.

 Это и является четырьмя аспектами восприятия окружающего мира, которые из-за

 своей типной природы человек воспринимает с разной осознанностью: один  луч-

 ше разбирается в потенциальных возможностях другого человека, его способнос-

 тях /1 такт/, другой в его эмоциональной жизни /2 такт/, третий в том как он

 работает /4 такт/. Каждому из этих аспектов присвоим символ и будем их назы-

 вать интравертными элементами информационного метаболизма человека:

     - потенциальная энергия          - кинетичская энергия

     - превращение потенциальной      - использование кинетичес-

       в кинетическую                   кой энергии

 Благодаря этим элементам человек получает информацию о:

   - потенциальной энергии наблюдаемого объекта и субъекта, о его  физических

 и психических возможностях;

   - возбужденности и возбуждаемости объекта, настроениях и эмоциях человека;

   - мобилизованности, воле и силе, красоте наблюдаемых объектов и субъектов;

   - активности объекта и субъекта, их способности трудиться.

     Однако, окружающий нас мир состоит не только из движущихся тел, но и  из

 полей их взаимодействия. Их можно называть психологическими полями.  Состав-

 ные части этих полей - отношения между объектами и процессами,  воспринимае-

 мые людьми как определенные чувства. Так появляются еще четыре измерения ок-

 ружающего мира, которые из-за своей типной природы  человек  тоже  восприни-

 мает с разной осознанностью. Каждому из них тоже присвоим символ и будем  их

 называть экстравертными элементами информационного метаболизма человека.

   - отношения между процессами, происходящими в одно и то же время-простран-

 ство;

   - отношения между следующими друг за другом процессами - время;

   - объективные отношения между двумя объектами и отдельными  их  свойствами

 отношения объектов или измерение объекта объектом;

   - субъективные отношения между двумя объектами или субъектами

   - притяжение-отталкивание.

     Благодаря этим элементам ИМ человек получает информацию:

   - о качествах пространства, то есть о том, что в нем происходит,  о  само-

 чувствии находящихся в этом пространстве людей;

   - об отношениях между процессами, событиями и поступками во времени, о на-

 личии или отсутствии времени, опасности или безопасности будущего;

   - об объективных соотношениях между объектами, их весе, величине,  ценнос-

 ти и т.п., то есть о любых соизмеряемых параметрах;

   - о притягательной или отталкивающей силе объектов и субъектов, о их  нуж-

 ности и ненужности друг другу, симпатиях и антипатиях, любви и ненависти.

     Несколько слов о происхождении графических символов.

     Интравертную символику мы обозначили кружком , фигурой, которая  создает

 впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним  миром.  Интуи-

 цию - треугольником , который отлично вписывается в круг. Логика и  этика  -

 это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса.  Поэто-

 му если логику обозначили квадратом , как символом  строгости  мышления,  то

 для внутренней стороны того же явления эмоционального  накала  нужно  подоб-

 рать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла .

     Однородным экстравертным элементам присвоены те же символы, только  дру-

 гого цвета:  ,  ,  ,  .

     Итак, в процессе информационного метаболизма каждый человек пользуется 8

 элементами ИМ, каждый из которых отражает один из объективных аспектов окру-

 жающего мира. Теперь, каждому из этих элементов присвоим условное  название,

 которым в будущем и будем пользоваться.

     Рис.1

 Отражаемый                    Название качества психики  Символ

 аспект мира                   человека или элемента ИМ,

                               благодаря которому человек

                               получает информацию про

                               данный аспект мира

 -----------------------------------------------------------------

 Потенциальная энергия.        Интравертная интуиция

 Превращение потенциальной     Интравертная этика

 энергии в кинетическую

 Кинетическая энергия          Интравертная сенсорика

 Использование кинетической     Интравертная логика

 энергии

 Пространство                  Экстравертная сенсорика

 Время                         Экстравертная интуиция

 Соотношения                   Экстравертная логика

 Притяжение-отталкивание       Экстравертная этика

      Все 8 элементов ИМ находятся в психике каждого индивида.

 Т.е. каждый из нас пользуется теми же формами восприятия и  переработки  ин-

 формации. Но в сложных, требующих  интеллектуальных  усилий  ситуациях  люди

 склонны доверять только одной паре элементов: одному экстравертному м  одно-

 му интровертному. Они-то и определяют тип ИМ. И дают нам право называть  его

 логическим, этическим и т.п. Кроме того, когда в этой паре вторым, т.е.  оп-

 ределяющим активные, творческие отношения индивида с внешним миром,  являет-

 ся экстраверный элемент, мы называем человека экстравертом, когда  интровер-

 тный - интровертом.

     Можно сказать, что два элемента являются как будто  бы  более  интеллек-

 туальными и более осознанными, чем все другие. Поэтому человек, который  хо-

 чет быть и казаться как можно более толковым, делает усилия, насколько это в

 его воле, во всей деятельности пользоваться только этими  двумя  элементами.

 Например, индивид с развитым логическим мышлением избегает говорить о  своих

 чувствах.

     Теперь уже можно познакомиться со всем списком типов ИМ,  в  тех  назва-

 ниях, которыми мы пользуемся во всех своих работах /см. рис.2/.

     Интересно было узнать, какие, психические свойства и  какие  психические

 типы распространены среди населения республики /Литовская  ССР/.  Для  этого

 обследовано 100 мужчин и 100 женщин, данные обследования приведены на том же

 рис.2. Несомненно, такая незначительная и совершенно случайная  выборка  лю-

 дей /200 человек/ не может представлять республику. Но ее достаточно для по-

 нятия того, что нет ни одного типа ИМ, распространенного только  среди  муж-

 чин или только среди женщин.

     Отсюда релятивность таких понятий как  женственность  и  мужественность:

 каждый тип ИМ вкладывает в эти слова другой смысл. Экстраверт настоящую жен-

 ственность видит в интровертной девушке, интроверт - в  экстравертной,  лич-

 ность логического типа ИМ - в этическом мышлении, личность  этического  типа

 ИМ - в логическом мышлении. Нет ни абсолютной женственности,  ни  абсолютной

 мужественности. Есть мужчины и женщины с разными  психическими  структурами,

 которые не только кажутся, но и являются идеально женственными или  идеально

 мужественными, когда должным образом дополняют нашу собственную  психическую

 структуру.

     Рис.2

     Распределение типов ИМ среди мужчин и женщин Литовской ССР.

        Название типа           Символ  Мужчины Женщины

                                типа

      Шизотимы

     --------

  1. Логико-сенсорный экстраверт            5      2

  2. Логико-интуитивный экстраверт          4      2

  3. Логико-сенсорный интроверт             6      3

  4. Логико-интуитивный интроверт           6      5

  5. Этико-сенсорный экстраверт             3     10

  6. Этико-интуитивный экстраверт           5      9

  7. Этико-сенсорный интроверт              3      4

  8. Этико-интуитивный интроверт            3     10

     Циклотимы

     ---------

  9. Сенсорно-логический экстраверт         9      3

 10. Сенсорно-этический экстраверт          4      9

 11. Сенсорно-логический интроверт         12      8

 12. Сенсорно-этический интроверт           7     15

 13. Интуитивно-логический экстраверт      11      4

 14. Интуитивно-этический экстраверт       10      6

 15. Интуитивно-логический интроверт        8      2

 16. Интуитивно-этический интроверт         4      8

         Всего:                           100    100

  Из них  этические                        39     71

        экстраверты                        51     45

        интроверты                         49     55

        логические                         61     29

     Поэтому дальше при разговоре о сочетаниях психических структур, ради из-

 бежания лишней путаницы, не будем учитывать пола. Будем говорить об  индиви-

 дах с сенсорным, интуитивным, логическим и с этическим типом ИМ.

     В примерах, где ради образности говорится "он", таким же  образом  можно

 сказать и "она". В отдельных конкретных выборках, однако, соотношение психи-

 ческих  типов  представляет  высокую  поляризованность.  В  одной  из  групп

 Вильнюсского педагогического института в 1978/79 гг. оказалось 28  студенток

 с ведущими этическими элементами и лишь одна с ведущим логическим  элементом

 ИМ, интровертных 20 и экстравертных типов личности - 9.

                 -------------------------------------------

     Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо  представ-

 ление о всей окружающей действительности. В обслуживании социума люди коопе-

 рируют. Механизм этого явления, по нашим представлениям,  достаточно  прост:

 отдельные аспекты действительности отражается в мозгу с разной степенью диф-

 ференциации и осознанности. Те аспекты, которыми пользуется лишь  сам  инди-

 вид отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт,  навы-

 ки. Те же, информация о которых передается обществу,  воспринимаются  диффе-

 ренцированно с большей точностью, позволяющей  осмыслить  эту  информацию  и

 представить ее в словесной форме.

     Что это за аспекты?

     Приспособление организма к окружению - непрекращающаяся цепь актов физи-

 ческой активности. Все, что происходит вокруг человека в  объективном  мире,

 тоже не что иное как цепь актов физической активности.  Можно  сказать,  что

 то, что происходит с нами и вокруг нас, это те же цепи актов физической  ак-

 тивности. А цепь актов физической активности - нечто иное, как четыре  такта

 двигателя внутреннего сгорания:

     1. потенциальная энергия,

     2. превращение потенциальной в кинетическую,

     3. кинетическая энергия,

     4. использование кинетической энергии.

 Это и является четырьмя аспектами восприятия окружающего мира, которые из-за

 своей типной природы человек воспринимает с разной осознанностью: один  луч-

 ше разбирается в потенциальных возможностях другого человека, его способнос-

 тях /1 такт/, другой в его эмоциональной жизни /2 такт/, третий в том как он

 работает /4 такт/. Каждому из этих аспектов присвоим символ и будем их назы-

 вать интравертными элементами информационного метаболизма человека:

     - потенциальная энергия          - кинетичская энергия

     - превращение потенциальной      - использование кинетичес-

       в кинетическую                   кой энергии

 Благодаря этим элементам человек получает информацию о:

   - потенциальной энергии наблюдаемого объекта и субъекта, о его  физических

 и психических возможностях;

   - возбужденности и возбуждаемости объекта, настроениях и эмоциях человека;

   - мобилизованности, воле и силе, красоте наблюдаемых объектов и субъектов;

   - активности объекта и субъекта, их способности трудиться.

     Однако, окружающий нас мир состоит не только из движущихся тел, но и  из

 полей их взаимодействия. Их можно называть психологическими полями.  Состав-

 ные части этих полей - отношения между объектами и процессами,  воспринимае-

 мые людьми как определенные чувства. Так появляются еще четыре измерения ок-

 ружающего мира, которые из-за своей типной природы  человек  тоже  восприни-

 мает с разной осознанностью. Каждому из них тоже присвоим символ и будем  их

 называть экстравертными элементами информационного метаболизма человека.

   - отношения между процессами, происходящими в одно и то же время-простран-

 ство;

   - отношения между следующими друг за другом процессами - время;

   - объективные отношения между двумя объектами и отдельными  их  свойствами

 отношения объектов или измерение объекта объектом;

   - субъективные отношения между двумя объектами или субъектами

   - притяжение-отталкивание.

     Благодаря этим элементам ИМ человек получает информацию:

   - о качествах пространства, то есть о том, что в нем происходит,  о  само-

 чувствии находящихся в этом пространстве людей;

   - об отношениях между процессами, событиями и поступками во времени, о на-

 личии или отсутствии времени, опасности или безопасности будущего;

   - об объективных соотношениях между объектами, их весе, величине,  ценнос-

 ти и т.п., то есть о любых соизмеряемых параметрах;

   - о притягательной или отталкивающей силе объектов и субъектов, о их  нуж-

 ности и ненужности друг другу, симпатиях и антипатиях, любви и ненависти.

     Несколько слов о происхождении графических символов.

     Интравертную символику мы обозначили кружком , фигурой, которая  создает

 впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним  миром.  Интуи-

 цию - треугольником , который отлично вписывается в круг. Логика и  этика  -

 это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса.  Поэто-

 му если логику обозначили квадратом , как символом  строгости  мышления,  то

 для внутренней стороны того же явления эмоционального  накала  нужно  подоб-

 рать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла .

     Однородным экстравертным элементам присвоены те же символы, только  дру-

 гого цвета:  ,  ,  ,  .

     Итак, в процессе информационного метаболизма каждый человек пользуется 8

 элементами ИМ, каждый из которых отражает один из объективных аспектов окру-

 жающего мира. Теперь, каждому из этих элементов присвоим условное  название,

 которым в будущем и будем пользоваться.

     Рис.1

 Отражаемый                    Название качества психики  Символ

 аспект мира                   человека или элемента ИМ,

                               благодаря которому человек

                               получает информацию про

                               данный аспект мира

 -----------------------------------------------------------------

 Потенциальная энергия.        Интравертная интуиция

 Превращение потенциальной     Интравертная этика

 энергии в кинетическую

 Кинетическая энергия          Интравертная сенсорика

 Использование кинетической     Интравертная логика

 энергии

 Пространство                  Экстравертная сенсорика

 Время                         Экстравертная интуиция

 Соотношения                   Экстравертная логика

 Притяжение-отталкивание       Экстравертная этика

      Все 8 элементов ИМ находятся в психике каждого индивида.

 Т.е. каждый из нас пользуется теми же формами восприятия и  переработки  ин-

 формации. Но в сложных, требующих  интеллектуальных  усилий  ситуациях  люди

 склонны доверять только одной паре элементов: одному экстравертному м  одно-

 му интровертному. Они-то и определяют тип ИМ. И дают нам право называть  его

 логическим, этическим и т.п. Кроме того, когда в этой паре вторым, т.е.  оп-

 ределяющим активные, творческие отношения индивида с внешним миром,  являет-

 ся экстраверный элемент, мы называем человека экстравертом, когда  интровер-

 тный - интровертом.

     Можно сказать, что два элемента являются как будто  бы  более  интеллек-

 туальными и более осознанными, чем все другие. Поэтому человек, который  хо-

 чет быть и казаться как можно более толковым, делает усилия, насколько это в

 его воле, во всей деятельности пользоваться только этими  двумя  элементами.

 Например, индивид с развитым логическим мышлением избегает говорить о  своих

 чувствах.

     Теперь уже можно познакомиться со всем списком типов ИМ,  в  тех  назва-

 ниях, которыми мы пользуемся во всех своих работах /см. рис.2/.

     Интересно было узнать, какие, психические свойства и  какие  психические

 типы распространены среди населения республики /Литовская  ССР/.  Для  этого

 обследовано 100 мужчин и 100 женщин, данные обследования приведены на том же

 рис.2. Несомненно, такая незначительная и совершенно случайная  выборка  лю-

 дей /200 человек/ не может представлять республику. Но ее достаточно для по-

 нятия того, что нет ни одного типа ИМ, распространенного только  среди  муж-

 чин или только среди женщин.

     Отсюда релятивность таких понятий как  женственность  и  мужественность:

 каждый тип ИМ вкладывает в эти слова другой смысл. Экстраверт настоящую жен-

 ственность видит в интровертной девушке, интроверт - в  экстравертной,  лич-

 ность логического типа ИМ - в этическом мышлении, личность  этического  типа

 ИМ - в логическом мышлении. Нет ни абсолютной женственности,  ни  абсолютной

 мужественности. Есть мужчины и женщины с разными  психическими  структурами,

 которые не только кажутся, но и являются идеально женственными или  идеально

 мужественными, когда должным образом дополняют нашу собственную  психическую

 структуру.

     Рис.2

     Распределение типов ИМ среди мужчин и женщин Литовской ССР.

        Название типа           Символ  Мужчины Женщины

                                типа

      Шизотимы

     --------

  1. Логико-сенсорный экстраверт            5      2

  2. Логико-интуитивный экстраверт          4      2

  3. Логико-сенсорный интроверт             6      3

  4. Логико-интуитивный интроверт           6      5

  5. Этико-сенсорный экстраверт             3     10

  6. Этико-интуитивный экстраверт           5      9

  7. Этико-сенсорный интроверт              3      4

  8. Этико-интуитивный интроверт            3     10

     Циклотимы

     ---------

  9. Сенсорно-логический экстраверт         9      3

 10. Сенсорно-этический экстраверт          4      9

 11. Сенсорно-логический интроверт         12      8

 12. Сенсорно-этический интроверт           7     15

 13. Интуитивно-логический экстраверт      11      4

 14. Интуитивно-этический экстраверт       10      6

 15. Интуитивно-логический интроверт        8      2

 16. Интуитивно-этический интроверт         4      8

         Всего:                           100    100

  Из них  этические                        39     71

        экстраверты                        51     45

        интроверты                         49     55

        логические                         61     29

     Поэтому дальше при разговоре о сочетаниях психических структур, ради из-

 бежания лишней путаницы, не будем учитывать пола. Будем говорить об  индиви-

 дах с сенсорным, интуитивным, логическим и с этическим типом ИМ.

     В примерах, где ради образности говорится "он", таким же  образом  можно

 сказать и "она". В отдельных конкретных выборках, однако, соотношение психи-

 ческих  типов  представляет  высокую  поляризованность.  В  одной  из  групп

 Вильнюсского педагогического института в 1978/79 гг. оказалось 28  студенток

 с ведущими этическими элементами и лишь одна с ведущим логическим  элементом

 ИМ, интровертных 20 и экстравертных типов личности - 9.