3. ПРЕИМУЩЕСТВА ТИПОЛОГИИ К.Г.ЮНГА.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

                       -------------------------------

     Об одном из преимуществ мы уже говорили. Это - структурный подход.  Кро-

 ме  того,  автор  классифицирует  здоровых,  а  не  больных  людей,  поэтому

 пользуются не такими неприятными названиями как другие /рис.3/. За его  наз-

 ваниями не психические отклонения, а самые сильные стороны психики человека,

 называемые автором психическими функциями. Основные функции - это способнос-

 ти человека с особым умением разбираться в определенных  аспектах  мира.  Мы

 эти функции будем называть элементами информационного метаболизма человека.

     К сожалению названия К.Г.Юнга нам тоже не совсем подходят.  Поэтому  то,

 что он условно называл мышлением, мы условно назовем логикой, то, что он на-

 зывал эмоциями, - этикой. Не беремся утверждать, что наши названия  идеальны

 и что в будущем не удастся подобрать ничего подходящего, но они более точны,

 чем юнговские. Например, когда К.Г.Юнг противопоставляет  мыслительные  типы

 эмоциональным, создается впечатление, что первые "мыслят", а  вторые  "живут

 эмоциями". На самом деле же они все мыслят, только мыслят о  другом:  первые

 об объективном, вторые о субъективном в окружающем их мире. Поэтому, если мы

 про этих последних говорим: "у этих людей преобладает  этическое  мышление",

 это не прозвучит такой несуразицей, как если бы мы  сказали  "у  этих  людей

 преобладает эмоциональное мышление".  У  людей  с  "этическим"  мышлением  -

 склонность оценивать и судить окружающее с точки зрения  этичности-  неэтич-

 ности отношений и поступков. Людей с "логическим" мышлением в основном инте-

 ресует логичность - алогичность отношений и поступков. Итак, с одной  сторо-

 ны, мы остались при принципе К.Г.Юнга строить названия, опираясь  на  наибо-

 лее развитые стороны психики человека, а с другой стороны, эти названия нем-

 ного изменили. Поэтому вместо юнговских:

          мышление, эмоции, сенсорика, интуиция

 появились:

          логика, этика, сенсорика, интуиция.

     Вторая поправка, которую нам пришлось внести, - сдвоение названий. И сам

 Юнг утверждал, и мы в своей практике убедились, что характер человека  опре-

 деляется не одной, а двумя "функциями". Когда, например,  говорим  "логичес-

 кий тип", то не знаем, который логический: тот, что с сенсорикой,  или  тот,

 что с интуицией. Они очень сильно отличаются. Тот, что с сенсорикой, - прак-

 тичный, деятельный человек. Второй более стратег, чем тактик, склонен к тео-

 риям, философствованию, строительству того, что называют воздушными замками.

 Они отличаются во всей повседневности, во всех мелочах. Первый всегда опрят-

 ный, знает, что красиво, что нет, всегда  собранный.  Второй  -  рассеянный,

 старается сколько может быть опрятным и сосредоточенным, но это  ему  далеко

 не всегда удается.

     Юнговские термины экстравертированный-интровертированный мы заменили  на

 ныне распространенные экстраверт-интроверт, хотя считаем, что еще более под-

 ходящими были бы термины экстратим-интратим, сделанные по аналогии с кречме-

 ровскими терминами шизотим-циклотим, потому что после работы  Айзенка,  сог-

 ласно тестам которого распространилась тенденция каждого общительного  чело-

 века называть экстравертом, а каждого замкнутого - интровертом, эти  термины

 стали двусмысленными.

                       -------------------------------

     Об одном из преимуществ мы уже говорили. Это - структурный подход.  Кро-

 ме  того,  автор  классифицирует  здоровых,  а  не  больных  людей,  поэтому

 пользуются не такими неприятными названиями как другие /рис.3/. За его  наз-

 ваниями не психические отклонения, а самые сильные стороны психики человека,

 называемые автором психическими функциями. Основные функции - это способнос-

 ти человека с особым умением разбираться в определенных  аспектах  мира.  Мы

 эти функции будем называть элементами информационного метаболизма человека.

     К сожалению названия К.Г.Юнга нам тоже не совсем подходят.  Поэтому  то,

 что он условно называл мышлением, мы условно назовем логикой, то, что он на-

 зывал эмоциями, - этикой. Не беремся утверждать, что наши названия  идеальны

 и что в будущем не удастся подобрать ничего подходящего, но они более точны,

 чем юнговские. Например, когда К.Г.Юнг противопоставляет  мыслительные  типы

 эмоциональным, создается впечатление, что первые "мыслят", а  вторые  "живут

 эмоциями". На самом деле же они все мыслят, только мыслят о  другом:  первые

 об объективном, вторые о субъективном в окружающем их мире. Поэтому, если мы

 про этих последних говорим: "у этих людей преобладает  этическое  мышление",

 это не прозвучит такой несуразицей, как если бы мы  сказали  "у  этих  людей

 преобладает эмоциональное мышление".  У  людей  с  "этическим"  мышлением  -

 склонность оценивать и судить окружающее с точки зрения  этичности-  неэтич-

 ности отношений и поступков. Людей с "логическим" мышлением в основном инте-

 ресует логичность - алогичность отношений и поступков. Итак, с одной  сторо-

 ны, мы остались при принципе К.Г.Юнга строить названия, опираясь  на  наибо-

 лее развитые стороны психики человека, а с другой стороны, эти названия нем-

 ного изменили. Поэтому вместо юнговских:

          мышление, эмоции, сенсорика, интуиция

 появились:

          логика, этика, сенсорика, интуиция.

     Вторая поправка, которую нам пришлось внести, - сдвоение названий. И сам

 Юнг утверждал, и мы в своей практике убедились, что характер человека  опре-

 деляется не одной, а двумя "функциями". Когда, например,  говорим  "логичес-

 кий тип", то не знаем, который логический: тот, что с сенсорикой,  или  тот,

 что с интуицией. Они очень сильно отличаются. Тот, что с сенсорикой, - прак-

 тичный, деятельный человек. Второй более стратег, чем тактик, склонен к тео-

 риям, философствованию, строительству того, что называют воздушными замками.

 Они отличаются во всей повседневности, во всех мелочах. Первый всегда опрят-

 ный, знает, что красиво, что нет, всегда  собранный.  Второй  -  рассеянный,

 старается сколько может быть опрятным и сосредоточенным, но это  ему  далеко

 не всегда удается.

     Юнговские термины экстравертированный-интровертированный мы заменили  на

 ныне распространенные экстраверт-интроверт, хотя считаем, что еще более под-

 ходящими были бы термины экстратим-интратим, сделанные по аналогии с кречме-

 ровскими терминами шизотим-циклотим, потому что после работы  Айзенка,  сог-

 ласно тестам которого распространилась тенденция каждого общительного  чело-

 века называть экстравертом, а каждого замкнутого - интровертом, эти  термины

 стали двусмысленными.