3. Роли в нашей жизни.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
Один из способов описания нашей жизни, нашего поведения - это ввести понятие роли. Роль - это то, во что мы играем. Роль как бы имеет свою цель, свою направленность. С одной стороны, это очень удобно - роль имеет более-менее подходящий для многих ситуаций набор вариантов поведения. Вернее, роль - это шаблон, по которому строится поведение в данной ситуации. Плюс еще то, что роль - это не мы. И ошибки сделанные при исполнении это не наши ошибки. Это виновата роль.
Проблема роли - ее четкая направленность на достижение цели и, очень часто, отсутствие гибкости. Обычно, наработки и достижения одной роли не доступны другой.
Еще одно - обычный человек привык играть 3-4 роли. Хороший актер имеет в своем репертуаре 7-9 типажей.
Но очень большой плюс роли это то, что они более-менее известны. Для того, чтобы жить в обществе и играть в социальные игры нам необходимо хорошо разбираться в ролях других людей. И мы можем использовать этот ресурс. Есть достаточно простая техника перехода из одной роли в другую. Так же мы можем расширить роль, сделать ее более гибкой. Итак, первое упражнение.
Какую роль вы играете в жизни.
Разбейтесь на группы по 4-5 человек и попробуйте обсудить и определить, какую роль каждый из вас обычно играет в жизни. Попробуйте дать ей имя. И еще подумайте о том, каким ситуациям эта роль подходит, а каким она совершенно соответствует. Скажем так, попробуйте найти сильные и слабые стороны этой роли.
Естественно, многих людей вы видите почти впервые и не можете с уверенностью сказать о них что-то определенное. Но я еще раз напоминаю вам, что это игра. И вы можете потренировать свою интуицию. И наблюдательность. Потому что роль находит отражение во всем. В одежде, голосе, позе, походке. И на человеке играющем роль “Безалаберного” даже костюм за 1.500$ будет сидеть как мятая и жеваная майка, а на “Победительнице” маечка будет выглядеть как костюм от Диора. Попробуйте все это увидеть и услышать.
Для каждого из вас то, что вам скажут другие - это только то, что можно принять к сведению. Решение принимаете вы сами. Но мнение других - это повод к размышлению. Это совершенно не “окончательный диагноз”.
ё 20 мин.
Сценка.
Я вижу, что вы уже справились с заданием. Теперь сделайте, пожалуйста, следующее. Придумайте каждой основной роли членов вашей микрогруппы метафору. В данном случае это некий сценический образ, фраза плюс настроение.
“Вообще-то я замужем”.
“Мне ТАК грустно”.
“Никто МЕНЯ не любит”.
“Я ТАК РАД вас всех видеть!”
После этого попробуйте придумать сценку на 2-3 минуты, в которой эти роли были бы максимально обозначены. Именно сценку. Чтобы было взаимодействие, а не пять монологов подряд. Скорее всего, это будет гротеск, абстракция или символика. Хотя, может быть и совершенно жизненная ситуация.
ё 15 мин.
Театр.
В общий круг. Какая группа хочет быть первой? Прекрасно. Начали.
ё 15 мин.
Список ситуаций.
Сейчас уже будет перерыв. Но вы не просто будете отдыхать. У вас у всех будет задание. Возьмите бумажку и напишите 5-7 ситуаций, в которых ваша роль проявляется наиболее ярко. Не более частых ситуаций, а наиболее характерных. И сделайте так, чтобы среди этих ситуаций были как такие, в которых эта роль хорошо соответствует моменту, так и такие, в которых она (роль) вас ограничивает и вы ведете себя не лучшим образом. То есть, ситуация вызывает у вас трудности.
Один из способов описания нашей жизни, нашего поведения - это ввести понятие роли. Роль - это то, во что мы играем. Роль как бы имеет свою цель, свою направленность. С одной стороны, это очень удобно - роль имеет более-менее подходящий для многих ситуаций набор вариантов поведения. Вернее, роль - это шаблон, по которому строится поведение в данной ситуации. Плюс еще то, что роль - это не мы. И ошибки сделанные при исполнении это не наши ошибки. Это виновата роль.
Проблема роли - ее четкая направленность на достижение цели и, очень часто, отсутствие гибкости. Обычно, наработки и достижения одной роли не доступны другой.
Еще одно - обычный человек привык играть 3-4 роли. Хороший актер имеет в своем репертуаре 7-9 типажей.
Но очень большой плюс роли это то, что они более-менее известны. Для того, чтобы жить в обществе и играть в социальные игры нам необходимо хорошо разбираться в ролях других людей. И мы можем использовать этот ресурс. Есть достаточно простая техника перехода из одной роли в другую. Так же мы можем расширить роль, сделать ее более гибкой. Итак, первое упражнение.
Какую роль вы играете в жизни.
Разбейтесь на группы по 4-5 человек и попробуйте обсудить и определить, какую роль каждый из вас обычно играет в жизни. Попробуйте дать ей имя. И еще подумайте о том, каким ситуациям эта роль подходит, а каким она совершенно соответствует. Скажем так, попробуйте найти сильные и слабые стороны этой роли.
Естественно, многих людей вы видите почти впервые и не можете с уверенностью сказать о них что-то определенное. Но я еще раз напоминаю вам, что это игра. И вы можете потренировать свою интуицию. И наблюдательность. Потому что роль находит отражение во всем. В одежде, голосе, позе, походке. И на человеке играющем роль “Безалаберного” даже костюм за 1.500$ будет сидеть как мятая и жеваная майка, а на “Победительнице” маечка будет выглядеть как костюм от Диора. Попробуйте все это увидеть и услышать.
Для каждого из вас то, что вам скажут другие - это только то, что можно принять к сведению. Решение принимаете вы сами. Но мнение других - это повод к размышлению. Это совершенно не “окончательный диагноз”.
ё 20 мин.
Сценка.
Я вижу, что вы уже справились с заданием. Теперь сделайте, пожалуйста, следующее. Придумайте каждой основной роли членов вашей микрогруппы метафору. В данном случае это некий сценический образ, фраза плюс настроение.
“Вообще-то я замужем”.
“Мне ТАК грустно”.
“Никто МЕНЯ не любит”.
“Я ТАК РАД вас всех видеть!”
После этого попробуйте придумать сценку на 2-3 минуты, в которой эти роли были бы максимально обозначены. Именно сценку. Чтобы было взаимодействие, а не пять монологов подряд. Скорее всего, это будет гротеск, абстракция или символика. Хотя, может быть и совершенно жизненная ситуация.
ё 15 мин.
Театр.
В общий круг. Какая группа хочет быть первой? Прекрасно. Начали.
ё 15 мин.
Список ситуаций.
Сейчас уже будет перерыв. Но вы не просто будете отдыхать. У вас у всех будет задание. Возьмите бумажку и напишите 5-7 ситуаций, в которых ваша роль проявляется наиболее ярко. Не более частых ситуаций, а наиболее характерных. И сделайте так, чтобы среди этих ситуаций были как такие, в которых эта роль хорошо соответствует моменту, так и такие, в которых она (роль) вас ограничивает и вы ведете себя не лучшим образом. То есть, ситуация вызывает у вас трудности.