10. Определение действий и оперативных форм.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 

Беседуя, люди составляют связки ключей своих внутренних процессов. Такими ключами являются слова, используемые для описания переживаний. К примеру, в нашей культуре легко узнать, когда человек говорит о происшедшем, а не происходящем или могущим произойти в будущем; просто нужно прислушаться временной глагольной форме. Но лингвистические маркеры используются гораздо шире, чем просто чтобы определять прошлое, настоящее и будущее. Они выявляют также понятия всех ступеней поведения — действий и оперативных форм, — о которых идет речь. К счастью, все мы воспитаны в данной культуре и обладаем лингвистическими декодерами, воспринимаемыми как часть нашего биологического и культурного наследия. Мы используем, распознаем и реагируем на язык, являющийся ключом к неразгаданной тайне наших внутренних процессов. Наиболее важными лингвистическими понятиями для определения последовательности оперативных форм, в которых задействован индивид, являются определяющие последовательности наречия — "тогда", "затем", "потом", "после", "вслед", "сначала" и т.д. Используемые для разделения глаголов, определяющих какой-то тип действия или деятельности, такие наречия служат для маркировки значительного изменения. Например, в ответ на преднамеренно общий вопрос: "Как вы подходите к техдокументации?" — Боб (субъект из примеров в предыдущей главе) отвечает:

 — Сначала я определяю специфическую тему, затем произвожу необходимое исследование, потом, когда это сделано, решаю каким стилем воспользоваться, планируя, и только потом начинаю писать.

Данным утверждением Боб сообщает, что организует задачу написания технической документации по пяти действиям: выбор темы, исследования, выбор стиля, планирование, написание. Во всех случаях, кроме одного, он маркирует изменение деятельности указанием "затем — потом". При написании Бобом документации эти действия представляют собой отдельные шаги — хотя, как мы знаем из предыдущей главы, не обязательно независимые. Наречия используются часто в маркировке изменений в действиях, но не всегда, — деятельность по планированию он не обозначил наречием. В данном случае изменение действия очевидно из факта, что поведения, определяемые в каждой из трех фраз его ответа, являются разными. Когда индивид пользуется новым глаголом (определять, планировать, писать и т.д.), чтобы выразить другое действие, такое действие является поведенческим проявлением другой оперативной формы или набора оперативных форм. Для маркировки таких сдвигов в деятельности наличие наречий необязательно.

Для Боба выбор стиля и планирование воспринимаются как отдельные действия, что демонстрируется фактом описания всего процесса по очередности, не смешивая одно действие с другим. Другой человек, для которого написание техдокументации не включает в себя выбор стиля, описал бы процесс так: "Выбираю тему, затем произвожу исследование, потом планирую и, наконец, пишу."

Отвечая на наши вопросы, Боб старался помочь, и ответы его были исчерпывающи. Люди, не привыкшие к детальному описанию своих внутренних процессов, даже когда их просят об этом, легко могут пропустить какой-нибудь шаг, который кажется им тривиальным или само собой разумеющимся. Так откуда же тогда знать, что выявлен весь набор действий, лежащих в основе специфического результата? Это делается посредством опроса субъекта о границах действий, которые вами уже выявлены. Вопросы, которые почти всегда выявляют такую информацию, представляются вариантами следующего.

Есть ли еще что-нибудь, что вы делаете прежде чем(выбрать тему)?

Когда вы (выбрали тему), после этого вы готовы (начать исследование)?

Вне зависимости от формы вопроса, он заставляет индивида задуматься, насколько это в его силах, а не выпустил ли он что-нибудь.

Получив описание действий, ответственных за проявление результирующего поведения, вам требуется решить, являются ли какие-нибудь из этих действий сами по себе проявлением более одной оперативной формы. Выявить это можно, применив тот же вопрос к каждому действию, что применялся к результирующему поведению.

Как вы подходите к (выбору темы)?

Отвечая на этот вопрос, субъект либо обозначит набор оценок (каждая из которых, по-видимому, означает одну оперативную форму), либо начнет описывать единственную оперативную форму для данного действия. Очевидно, если он предлагает вам набор оценок — каждая из этих оперативных форм представляет собой поведенческий шаг, который может потребовать исследования и определения. Если, наоборот, отвечая на вопрос, он описывает единственную оценку, то можно проверить, чтобы убедиться, что это единственная оперативная форма, задав вопросы в общей форме.

 Есть ли еще какие-нибудь соображения по (выбору темы)?

Является ли описываемое вами единственным, что вы оцениваете, прежде чем (выбрать тему)?

Такой процесс схематически можно выразить так.

Результат

Написание технической документации

Спрашиваете "Как вы подходите к написанию техдокументации?"

Получаете Выбор темы исследование Выбор стиля

Действия

Спрашиваете ("как вы подходите..?)

Спрашиваете ("Есть ли еще соображения..?)

Получаете оперативные формы Выбор темы необходимо знать? источник информации? Выделение информации Выбор стиля

В отношении выявления оперативных форм существует еще более важное лингвистическое понятие: использование союза "и". Подобно наречиям, обозначающим последовательность, использование "и" между описаниями двух оценок указывает, что обе эти оперативные формы являются отдельными шагами. Более того, уже само "и" показывает на одновременное существование двух (или более) оперативных форм. Мы взяли следующее описание у женщины, очень способной в хореографии.

 — Ну, если звучит музыка, у меня появляются ощущения, как она звучит, и я ощущаю шаги, совпадающими по ритму... и после у меня получается несколько разрозненных кусков в голове, и затем вырисовываются связующие звенья.

Последовательность, описанная ею здесь, имеет четыре оперативных формы. Две первых имеют место одновременно (ощущаю звуки и подгоняю по ритму), на что указывает используемый ею союз "и". Оперативные формы здесь разные (что подтверждается дополнительными вопросами, критерии и референции разные), но происходят одновременно.

Следующий отрывок выявления содержит примеры всех понятий в отношении определения числа и типов действий и оперативных форм, лежащих в основе проявления результата. В данном примере у субъекта, Алана, особый дар к конструированию. Его творения, хоть и просты, но очень искусны. Разговор ведется о кормушке для птиц, которую он недавно смастерил (для большей выразительности понятий мы выделяем их курсивом)

МЛ: Как вы подходите к конструированию кормушки?

Алан: Ну, некоторое время планирую ее, затем просто строю.

Первый ответ Алана говорит нам, что он делает различия между действием по планированию и действием по постройке. Это последовательные шаги, на что указывает использование "затем".

МЛ: А как вы подходите к планированию?

Алан: Я размышляю о необходимых функциях кормушки и из чего ее сделать.

МЛ: Что вы имеете в виду под словом "функции"?

Алан: Она должна выдержать семечки, и чтобы они были сухими. Должно быть место для птиц. И все такое.

Вопрос: "А как вы подходите к планированию?" — должен выявить, состоит ли Аланово планирование из более чем одной оперативной формы и, если это так, какие они. Алан отвечает, описывая два поведения: оценку необходимых функций и оценку необходимых материалов. Эти два поведения, вероятно, одновременны, на что показывает "и", а не "и затем". Как мы выяснили позже, функциональность оказывает воздействие на его оценку необходимых материалов. То есть выводы "оценки функций" высвечивают информативные референции в оперативной форме "оценки материалов". Вопрос: "Что вы имеете в виду под функциями?" призван начать определение эквивалента критерия для "функций".

МЛ: Хорошо, есть что-нибудь, что вы должны сделать, прежде чем начать обдумывать функции и т.д.?

Алан: Да нет, ничего такого, если только я не мастерю что-то для других. Тогда я сначала выясню, чего он хочет.

МЛ: Давайте предположим, что мастерите кормушку для дома.

Алан: Хорошо.

Майкл Либо тестирует по шагам, предшествующим "оценке функции и материалов", и обнаруживает наличие предшествующего поведения "сбора информации" в особом контексте конструирования для постороннего человека. (Если вас интересует конструирование для других, вам захочется найти оперативные формы, используемые Аланом в сборе такой информации).

МЛ: Обдумав функции кормушки, решив, какие материалы использовать, после этого вы готовы строить кормушку?

Алан: Ну, нет. Затем я определяю ее форму и обдумываю, какие материалы в моем распоряжении. По возможности я предпочитаю пользоваться уже имеющимся.

Затем проверяется, заканчивается ли планирование Алана только оценкой функций и материалов. Оказывается, что нет. Выясняется, что затем он "определяет форму" и (одновременно) "обдумывает, какие материалы в его распоряжении".

МЛ: Так. Определившись с формой и материалами, вы готовы приступать к работе?

Алан: Ну, разве что собрать вместе материалы и инструменты и выкроить время, а так готов.

Действия по планированию кормушки заканчиваются, когда он приходит к определенным выводам в отношении формы и имеющихся материалов. Эти выводы показаны как информативные референции прошлого в последующем действии сбора материалов и инструментов и в действиях, вовлеченных в саму постройку кормушки (информация о пользовании материалами, порядок действий и т.д.)

Результат

Конструирование

Действия Планирование Собирание инструментов и материалов Постройка

Оперативные формы ? ?

Сбор информации Функции Необходимые материалы Дизайн Наличие материалов

Определившись с набором оперативных форм, лежащих в основе результата, как это мы сделали здесь с Аланом, можно начинать выявление оперативных форм для каждого из шагов. Конечно, в процессе определения результата, действий и количества оперативных форм часто вы будете высвечивать информацию в отношении содержания этих оперативных форм. К примеру, в описании шагов, которые Алан осуществляет во время планирования конструкции для постороннего человека, выясняется критерий, которым он пользуется в рамках оперативной формы сбора информации — желание другого человека.

Если вам показалось, что в процедуре проявления требуется чрезвычайная тщательность, — вы совершенно правы. Если бы намеревались просто оценить Алана, не было бы необходимости собирать всю эту информацию. Оценить можно было бы и просто любуясь его искусной работой. Информация об Алане еще больше усиливает наше им восхищение, но мы забрасывали наш исследовательский невод вовсе не для того, чтобы весь улов состоял из чувства восхищения. Мы хотим скопировать особый дар Алана. А копирование — и по определению, и на практике, — требует совершенно точной подгонки всех деталей и переменных. Скопировать навык гораздо труднее, чем просто оценить его, но награда в смысле расширения восприятия и компетентности огромна.

Беседуя, люди составляют связки ключей своих внутренних процессов. Такими ключами являются слова, используемые для описания переживаний. К примеру, в нашей культуре легко узнать, когда человек говорит о происшедшем, а не происходящем или могущим произойти в будущем; просто нужно прислушаться временной глагольной форме. Но лингвистические маркеры используются гораздо шире, чем просто чтобы определять прошлое, настоящее и будущее. Они выявляют также понятия всех ступеней поведения — действий и оперативных форм, — о которых идет речь. К счастью, все мы воспитаны в данной культуре и обладаем лингвистическими декодерами, воспринимаемыми как часть нашего биологического и культурного наследия. Мы используем, распознаем и реагируем на язык, являющийся ключом к неразгаданной тайне наших внутренних процессов. Наиболее важными лингвистическими понятиями для определения последовательности оперативных форм, в которых задействован индивид, являются определяющие последовательности наречия — "тогда", "затем", "потом", "после", "вслед", "сначала" и т.д. Используемые для разделения глаголов, определяющих какой-то тип действия или деятельности, такие наречия служат для маркировки значительного изменения. Например, в ответ на преднамеренно общий вопрос: "Как вы подходите к техдокументации?" — Боб (субъект из примеров в предыдущей главе) отвечает:

 — Сначала я определяю специфическую тему, затем произвожу необходимое исследование, потом, когда это сделано, решаю каким стилем воспользоваться, планируя, и только потом начинаю писать.

Данным утверждением Боб сообщает, что организует задачу написания технической документации по пяти действиям: выбор темы, исследования, выбор стиля, планирование, написание. Во всех случаях, кроме одного, он маркирует изменение деятельности указанием "затем — потом". При написании Бобом документации эти действия представляют собой отдельные шаги — хотя, как мы знаем из предыдущей главы, не обязательно независимые. Наречия используются часто в маркировке изменений в действиях, но не всегда, — деятельность по планированию он не обозначил наречием. В данном случае изменение действия очевидно из факта, что поведения, определяемые в каждой из трех фраз его ответа, являются разными. Когда индивид пользуется новым глаголом (определять, планировать, писать и т.д.), чтобы выразить другое действие, такое действие является поведенческим проявлением другой оперативной формы или набора оперативных форм. Для маркировки таких сдвигов в деятельности наличие наречий необязательно.

Для Боба выбор стиля и планирование воспринимаются как отдельные действия, что демонстрируется фактом описания всего процесса по очередности, не смешивая одно действие с другим. Другой человек, для которого написание техдокументации не включает в себя выбор стиля, описал бы процесс так: "Выбираю тему, затем произвожу исследование, потом планирую и, наконец, пишу."

Отвечая на наши вопросы, Боб старался помочь, и ответы его были исчерпывающи. Люди, не привыкшие к детальному описанию своих внутренних процессов, даже когда их просят об этом, легко могут пропустить какой-нибудь шаг, который кажется им тривиальным или само собой разумеющимся. Так откуда же тогда знать, что выявлен весь набор действий, лежащих в основе специфического результата? Это делается посредством опроса субъекта о границах действий, которые вами уже выявлены. Вопросы, которые почти всегда выявляют такую информацию, представляются вариантами следующего.

Есть ли еще что-нибудь, что вы делаете прежде чем(выбрать тему)?

Когда вы (выбрали тему), после этого вы готовы (начать исследование)?

Вне зависимости от формы вопроса, он заставляет индивида задуматься, насколько это в его силах, а не выпустил ли он что-нибудь.

Получив описание действий, ответственных за проявление результирующего поведения, вам требуется решить, являются ли какие-нибудь из этих действий сами по себе проявлением более одной оперативной формы. Выявить это можно, применив тот же вопрос к каждому действию, что применялся к результирующему поведению.

Как вы подходите к (выбору темы)?

Отвечая на этот вопрос, субъект либо обозначит набор оценок (каждая из которых, по-видимому, означает одну оперативную форму), либо начнет описывать единственную оперативную форму для данного действия. Очевидно, если он предлагает вам набор оценок — каждая из этих оперативных форм представляет собой поведенческий шаг, который может потребовать исследования и определения. Если, наоборот, отвечая на вопрос, он описывает единственную оценку, то можно проверить, чтобы убедиться, что это единственная оперативная форма, задав вопросы в общей форме.

 Есть ли еще какие-нибудь соображения по (выбору темы)?

Является ли описываемое вами единственным, что вы оцениваете, прежде чем (выбрать тему)?

Такой процесс схематически можно выразить так.

Результат

Написание технической документации

Спрашиваете "Как вы подходите к написанию техдокументации?"

Получаете Выбор темы исследование Выбор стиля

Действия

Спрашиваете ("как вы подходите..?)

Спрашиваете ("Есть ли еще соображения..?)

Получаете оперативные формы Выбор темы необходимо знать? источник информации? Выделение информации Выбор стиля

В отношении выявления оперативных форм существует еще более важное лингвистическое понятие: использование союза "и". Подобно наречиям, обозначающим последовательность, использование "и" между описаниями двух оценок указывает, что обе эти оперативные формы являются отдельными шагами. Более того, уже само "и" показывает на одновременное существование двух (или более) оперативных форм. Мы взяли следующее описание у женщины, очень способной в хореографии.

 — Ну, если звучит музыка, у меня появляются ощущения, как она звучит, и я ощущаю шаги, совпадающими по ритму... и после у меня получается несколько разрозненных кусков в голове, и затем вырисовываются связующие звенья.

Последовательность, описанная ею здесь, имеет четыре оперативных формы. Две первых имеют место одновременно (ощущаю звуки и подгоняю по ритму), на что указывает используемый ею союз "и". Оперативные формы здесь разные (что подтверждается дополнительными вопросами, критерии и референции разные), но происходят одновременно.

Следующий отрывок выявления содержит примеры всех понятий в отношении определения числа и типов действий и оперативных форм, лежащих в основе проявления результата. В данном примере у субъекта, Алана, особый дар к конструированию. Его творения, хоть и просты, но очень искусны. Разговор ведется о кормушке для птиц, которую он недавно смастерил (для большей выразительности понятий мы выделяем их курсивом)

МЛ: Как вы подходите к конструированию кормушки?

Алан: Ну, некоторое время планирую ее, затем просто строю.

Первый ответ Алана говорит нам, что он делает различия между действием по планированию и действием по постройке. Это последовательные шаги, на что указывает использование "затем".

МЛ: А как вы подходите к планированию?

Алан: Я размышляю о необходимых функциях кормушки и из чего ее сделать.

МЛ: Что вы имеете в виду под словом "функции"?

Алан: Она должна выдержать семечки, и чтобы они были сухими. Должно быть место для птиц. И все такое.

Вопрос: "А как вы подходите к планированию?" — должен выявить, состоит ли Аланово планирование из более чем одной оперативной формы и, если это так, какие они. Алан отвечает, описывая два поведения: оценку необходимых функций и оценку необходимых материалов. Эти два поведения, вероятно, одновременны, на что показывает "и", а не "и затем". Как мы выяснили позже, функциональность оказывает воздействие на его оценку необходимых материалов. То есть выводы "оценки функций" высвечивают информативные референции в оперативной форме "оценки материалов". Вопрос: "Что вы имеете в виду под функциями?" призван начать определение эквивалента критерия для "функций".

МЛ: Хорошо, есть что-нибудь, что вы должны сделать, прежде чем начать обдумывать функции и т.д.?

Алан: Да нет, ничего такого, если только я не мастерю что-то для других. Тогда я сначала выясню, чего он хочет.

МЛ: Давайте предположим, что мастерите кормушку для дома.

Алан: Хорошо.

Майкл Либо тестирует по шагам, предшествующим "оценке функции и материалов", и обнаруживает наличие предшествующего поведения "сбора информации" в особом контексте конструирования для постороннего человека. (Если вас интересует конструирование для других, вам захочется найти оперативные формы, используемые Аланом в сборе такой информации).

МЛ: Обдумав функции кормушки, решив, какие материалы использовать, после этого вы готовы строить кормушку?

Алан: Ну, нет. Затем я определяю ее форму и обдумываю, какие материалы в моем распоряжении. По возможности я предпочитаю пользоваться уже имеющимся.

Затем проверяется, заканчивается ли планирование Алана только оценкой функций и материалов. Оказывается, что нет. Выясняется, что затем он "определяет форму" и (одновременно) "обдумывает, какие материалы в его распоряжении".

МЛ: Так. Определившись с формой и материалами, вы готовы приступать к работе?

Алан: Ну, разве что собрать вместе материалы и инструменты и выкроить время, а так готов.

Действия по планированию кормушки заканчиваются, когда он приходит к определенным выводам в отношении формы и имеющихся материалов. Эти выводы показаны как информативные референции прошлого в последующем действии сбора материалов и инструментов и в действиях, вовлеченных в саму постройку кормушки (информация о пользовании материалами, порядок действий и т.д.)

Результат

Конструирование

Действия Планирование Собирание инструментов и материалов Постройка

Оперативные формы ? ?

Сбор информации Функции Необходимые материалы Дизайн Наличие материалов

Определившись с набором оперативных форм, лежащих в основе результата, как это мы сделали здесь с Аланом, можно начинать выявление оперативных форм для каждого из шагов. Конечно, в процессе определения результата, действий и количества оперативных форм часто вы будете высвечивать информацию в отношении содержания этих оперативных форм. К примеру, в описании шагов, которые Алан осуществляет во время планирования конструкции для постороннего человека, выясняется критерий, которым он пользуется в рамках оперативной формы сбора информации — желание другого человека.

Если вам показалось, что в процедуре проявления требуется чрезвычайная тщательность, — вы совершенно правы. Если бы намеревались просто оценить Алана, не было бы необходимости собирать всю эту информацию. Оценить можно было бы и просто любуясь его искусной работой. Информация об Алане еще больше усиливает наше им восхищение, но мы забрасывали наш исследовательский невод вовсе не для того, чтобы весь улов состоял из чувства восхищения. Мы хотим скопировать особый дар Алана. А копирование — и по определению, и на практике, — требует совершенно точной подгонки всех деталей и переменных. Скопировать навык гораздо труднее, чем просто оценить его, но награда в смысле расширения восприятия и компетентности огромна.