Тема . Иностранные инвестиции в Россию.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли свободные для предпринимательства.

Свободный финансовый капитал оценили 20 трлн. долларов.

Есть официальная точка зрения, что следует активно привлекать иностранные инвестиции и создавать привлекательный климат для инвестиций. Но есть другая точка зрения, что приток иностранного капитала приведёт к серьёзной конкуренции для российской промышленности. Оби эти точки зрения нормальны.

Если мы ставим цель интеграции в мировое хозяйство, признаём открытость экономики, то нельзя и признавать и объективность процессов притока капитала в Россию.

Значение иностранных капиталовложений для России.

Благодаря инвестициям:

Будет ускорение эконом и тех прогресса.

Обновление и модернизации производственного аппарата и оборудования.

Овладение передовыми методами организации производства.

Обеспечить занятость, подготовить квалифицированны кадры отвечающие требованиям рыночной экономики.

Проблемы и специфика России:

Большая обширность территории и не развитая коммуникационная структура.

Наличие устаревшего производственного аппарата и оборудования.

Огромный ВПК.

Слабо развитое сельское хозяйство.

По оценкам западных специалистов Россия может конкурировать на уровне предложения капитала в размере максимум до сорока млрд. долларов в год (но Россия не может переварить даже свои инвестиции).

Тема. Инвестиционный климат России.

Инвестиционный климат – это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые, в конечном счёте, предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

Компании «Standard and points investor service» и «Moodis investor service» разработали специальную шкалу кредитного рейтинга.

Что привлекает иностранных вкладчиков в Россию: богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы; огромный внутренний рынок; кадры с достаточно высоким уровнем базового образования; отсутствие серьёзной конкуренции со стороны российских производителей; возможность получение прибылей (сверхприбылей).

Российские власти не могут предложить ни адекватной структурной политики, не долгосрочных льгот по налогам, таможенному режиму, реинвестированию, репатриации прибыли и т.д.

Правовая база для иностранных инвестиций.

Конституция РФ, гражданский кодекс и таможенный кодекс.

Закон «об иностранных инвестициях», который гарантирует правовую защиту деятельности иностранных инвесторов на территории РФ, гарантирует использование различных форм инвестирования, гарантию компенсации при национализации и ликвидации имущества иностранного инвестора или его предприятия, гарантию от не благоприятного изменения для иностранного инвестора, гарантию о использовании на территории РФ и перевода за рубеж доходов прибыли и других правомерно полученных сумм.

Закон «о разделе продукции». Законом установлены правовые основы отношений, которые возникают в процессе осуществления инвестиций; в поиске, разведку и добычу минерального сырья.

По мнению европейского делового клуба в России существуют три сферы, реформы в которых движутся очень медленно: соглашение о разделе продукции; внедрение международных правил бухгалтерского учёта; необходимость получения иностранным инвесторам в своё распоряжение канал быстрого реагирования, по которому они могли бы жаловаться на российских чиновников, которые сдерживают процесс инвестирования.

Наибольший интерес для западных портфельных инвесторов представляют следующие области экономики: 75% инвестиций идёт топливно-энергетический комплекс; в алюминиевые заводы; в предприятия связи и коммуникации; в порты и пароходства; в предприятия по производству цемента; в предприятия по производству минеральных удобрений; в крупные горно-добывающие предприятия; в предприятия пищевой промышленности.

Инвестиционные риски в России насчитывают пять типов:

риски, связанные с политической не стабильностью;

риск резкого колебания на российском рынке ценных бумаг;

закрытость российского фондового рынка, особенно информационная;

технологические;

правовые риски;

Что касается крупных прямых инвестиций, то количество их в России мало (до двадцати млрд. долларов прямых инвестиций).

Практика иностранного инвестирования в Россию показывает, что существенные вложения в российскую экономику не в интересах западных государств и ТНК.

Негативные последствия иностранных вложений:

приоритетное внимание западных фирм к добыче ресурсов и экспорту энергоносителей;

слабое государственное регулирование процесса привлечения иностранного  капитала;

скупка акций российских компаний по более низким ценам;

иностранные деньги могут быть не совсем «чистыми».

Тема. Интеграционные процессы в международных экономических отношениях

Интеграция связана с интернационализацией хозяйственной жизни.

Накопленный опыт развития интеграционных процессов в мировом хозяйстве свидетельствуют о прохождении четырёх этапов в становлении и развитии мировой интеграции.

Первый этап. Образование зон свободной торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами участницами.

Второй этап. Образование таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капитала.

Тритий этап. Представляет начальную стадию реальной экономической интеграции и возникновение экономического союза.

Четвёртый этап. Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и ограничениями национального регулирования.

Международная интеграция это трёхуровневая модель.

Первый уровень. Микроуровень. Интеграция на уровне корпораций.

Второй уровень. Межгосударственный уровень. Страны договариваются о совместной деятельности, в процессе которой переплетаются труд и капитал этих стран.

Третий уровень. Наднациональный уровень. Отход от своих суверенитетов.

Четыре этапа в процессе европейской интеграции.

Конец 50-х – середина 70-х.

Общий таможенный союз, аграрный рынок, в ЕС вошли ВБ, Ирландия, Дания.

ЕС поставила цели:

постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами участницами;

установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

ликвидация ограничений для свободного перемещения людей, капиталов и услуг;

разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;

создание валютного союза;

унификация налоговой системы;

сближение законодательств;

разработка принципов согласования экономической политики.

Середина 70-х – середина 80-х годов.

Принятие программы европейского валютного сотрудничества. Создание механизма внешних политических консультаций. В этом этапе начался первый кризис, что связано с вступлением в ЕС Греции.

Вторая половина 80-х – начало 90-х годов.

Этап дальнейшего расширения сообщества – Испания и Португалия.

С середины 90-х годов и по настоящее время.

ЕС становится экономическим центром как США и Япония. Вступление Латвии, Литвы и Эстонии.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) – Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария.

В 1994 году ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании единого экономического пространства, в это соглашение не вошла Швейцария.

В 1990 году Венгрия, Польша и Чехословакия образовали вышеградскую тройку.

С 1993 года в эту вышеградскую тройку вступила Румыния и Словения и стала называться СЕФТА

В 1998 присоединилась Болгария.

Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЕС) Объединение на принципах крупномасштабного строительства. Азербайджан, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Румыния, Турция, Украина, Россия.

Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA). США, Канада и Мексика.

Южно-американский общий рынок. В 1991 году между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем  был создан МЕРКОСУР. Интеграция разных по экономическому развитию стран и эта интеграция успешна.

В 1989 году в Северной Африке образован союз арабского МАГРИБА – Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис.

В 2001 году в Каире собралась организация африканского единства из представителей всех стран Африки, для обсуждения возможности интеграции.

С 1981 года функционирует совет по сотрудничеству ряда арабских государств персидского залива Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединённые Арабские Эмираты, Аман (нефтяная шестёрка).

Азиатское тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Объединяется 21 государство, в том числе и Россия.

Перспективы развития АТЭС и интеграционные процессы. Планируется создание зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной деятельности к 2020 году, а для развитых стран к 2010 году. В 21 веке АТЭС станет стержнем экономического роста в мире.

Экономические отношения России с региональными группировками.

Россия и ЕС. Для товаров ЕС, Россия устанавливает национальный режим.

Россия и АТЭС. Общий объём регионального товарооборота оценивается примерно 2 трл. долларов, Участие России 1%. Имеются различные проекты строительства магистральных трубопроводов, линий передач, телекоммуникаций проходящих через территории этих стран. Существует проблема международной трудовой миграции из стран АТЭС. Другая опасность состоит в том, что Россия может закрепить свою роль как сырьевого и энергетического придатка в восточной Азии.

В области международных экономических отношений Россия стоит перед не простым выбором или идти более тесным путём в европейскую интеграцию, или развивать растущую перспективность сотрудничества со странами АТЭС, или сотрудничать со странами СНГ.

Россия и СНГ.

Наследие от СССР единых коммуникационных, инфраструктурных связей, традиций и культурных связей. Но, становление новых государственных образований в странах СНГ сопровождалось заметным падением объёмов производства, сокращением производственных, научных, технических, культурных связей между вновь образовавшимися странами.

В 1995 году Россия, Белоруссия и Казахстан объявляют о создании таможенного союза. Потом присоединились Киргизия и Таджикистан.

В мае 2000-го года образование ЕВРОЗЭС.

Торговые отношения стран СНГ. Внешнеторговый оборот стран СНГ возрастал до 1997 года и составлял 138 млрд. долларов. Начиная с 1997 по 200 год – 59 млрд. долларов. С 2000 года увеличивается по 5% в год. Это связано с тем, что цены на мировом рынке оказываются дешевле, чем внутренние цены в странах СНГ.

Одним из главных катализаторов развития эффективных отношений между странами является совместное создание ТНК и ТФПГ (транс национальных финансово-промышленных групп).

После распада СССР в отношениях между странами СНГ возникла проблема внешней задолженности, общий объём около 6 млрд. долларов (Украина 2,4 и Казахстан 1,6 по состоянию на 2002 год).

Политической интеграции мало, должна начаться взаимная экономическая интеграция.

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли свободные для предпринимательства.

Свободный финансовый капитал оценили 20 трлн. долларов.

Есть официальная точка зрения, что следует активно привлекать иностранные инвестиции и создавать привлекательный климат для инвестиций. Но есть другая точка зрения, что приток иностранного капитала приведёт к серьёзной конкуренции для российской промышленности. Оби эти точки зрения нормальны.

Если мы ставим цель интеграции в мировое хозяйство, признаём открытость экономики, то нельзя и признавать и объективность процессов притока капитала в Россию.

Значение иностранных капиталовложений для России.

Благодаря инвестициям:

Будет ускорение эконом и тех прогресса.

Обновление и модернизации производственного аппарата и оборудования.

Овладение передовыми методами организации производства.

Обеспечить занятость, подготовить квалифицированны кадры отвечающие требованиям рыночной экономики.

Проблемы и специфика России:

Большая обширность территории и не развитая коммуникационная структура.

Наличие устаревшего производственного аппарата и оборудования.

Огромный ВПК.

Слабо развитое сельское хозяйство.

По оценкам западных специалистов Россия может конкурировать на уровне предложения капитала в размере максимум до сорока млрд. долларов в год (но Россия не может переварить даже свои инвестиции).

Тема. Инвестиционный климат России.

Инвестиционный климат – это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые, в конечном счёте, предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

Компании «Standard and points investor service» и «Moodis investor service» разработали специальную шкалу кредитного рейтинга.

Что привлекает иностранных вкладчиков в Россию: богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы; огромный внутренний рынок; кадры с достаточно высоким уровнем базового образования; отсутствие серьёзной конкуренции со стороны российских производителей; возможность получение прибылей (сверхприбылей).

Российские власти не могут предложить ни адекватной структурной политики, не долгосрочных льгот по налогам, таможенному режиму, реинвестированию, репатриации прибыли и т.д.

Правовая база для иностранных инвестиций.

Конституция РФ, гражданский кодекс и таможенный кодекс.

Закон «об иностранных инвестициях», который гарантирует правовую защиту деятельности иностранных инвесторов на территории РФ, гарантирует использование различных форм инвестирования, гарантию компенсации при национализации и ликвидации имущества иностранного инвестора или его предприятия, гарантию от не благоприятного изменения для иностранного инвестора, гарантию о использовании на территории РФ и перевода за рубеж доходов прибыли и других правомерно полученных сумм.

Закон «о разделе продукции». Законом установлены правовые основы отношений, которые возникают в процессе осуществления инвестиций; в поиске, разведку и добычу минерального сырья.

По мнению европейского делового клуба в России существуют три сферы, реформы в которых движутся очень медленно: соглашение о разделе продукции; внедрение международных правил бухгалтерского учёта; необходимость получения иностранным инвесторам в своё распоряжение канал быстрого реагирования, по которому они могли бы жаловаться на российских чиновников, которые сдерживают процесс инвестирования.

Наибольший интерес для западных портфельных инвесторов представляют следующие области экономики: 75% инвестиций идёт топливно-энергетический комплекс; в алюминиевые заводы; в предприятия связи и коммуникации; в порты и пароходства; в предприятия по производству цемента; в предприятия по производству минеральных удобрений; в крупные горно-добывающие предприятия; в предприятия пищевой промышленности.

Инвестиционные риски в России насчитывают пять типов:

риски, связанные с политической не стабильностью;

риск резкого колебания на российском рынке ценных бумаг;

закрытость российского фондового рынка, особенно информационная;

технологические;

правовые риски;

Что касается крупных прямых инвестиций, то количество их в России мало (до двадцати млрд. долларов прямых инвестиций).

Практика иностранного инвестирования в Россию показывает, что существенные вложения в российскую экономику не в интересах западных государств и ТНК.

Негативные последствия иностранных вложений:

приоритетное внимание западных фирм к добыче ресурсов и экспорту энергоносителей;

слабое государственное регулирование процесса привлечения иностранного  капитала;

скупка акций российских компаний по более низким ценам;

иностранные деньги могут быть не совсем «чистыми».

Тема. Интеграционные процессы в международных экономических отношениях

Интеграция связана с интернационализацией хозяйственной жизни.

Накопленный опыт развития интеграционных процессов в мировом хозяйстве свидетельствуют о прохождении четырёх этапов в становлении и развитии мировой интеграции.

Первый этап. Образование зон свободной торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами участницами.

Второй этап. Образование таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капитала.

Тритий этап. Представляет начальную стадию реальной экономической интеграции и возникновение экономического союза.

Четвёртый этап. Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и ограничениями национального регулирования.

Международная интеграция это трёхуровневая модель.

Первый уровень. Микроуровень. Интеграция на уровне корпораций.

Второй уровень. Межгосударственный уровень. Страны договариваются о совместной деятельности, в процессе которой переплетаются труд и капитал этих стран.

Третий уровень. Наднациональный уровень. Отход от своих суверенитетов.

Четыре этапа в процессе европейской интеграции.

Конец 50-х – середина 70-х.

Общий таможенный союз, аграрный рынок, в ЕС вошли ВБ, Ирландия, Дания.

ЕС поставила цели:

постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами участницами;

установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

ликвидация ограничений для свободного перемещения людей, капиталов и услуг;

разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;

создание валютного союза;

унификация налоговой системы;

сближение законодательств;

разработка принципов согласования экономической политики.

Середина 70-х – середина 80-х годов.

Принятие программы европейского валютного сотрудничества. Создание механизма внешних политических консультаций. В этом этапе начался первый кризис, что связано с вступлением в ЕС Греции.

Вторая половина 80-х – начало 90-х годов.

Этап дальнейшего расширения сообщества – Испания и Португалия.

С середины 90-х годов и по настоящее время.

ЕС становится экономическим центром как США и Япония. Вступление Латвии, Литвы и Эстонии.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) – Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария.

В 1994 году ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании единого экономического пространства, в это соглашение не вошла Швейцария.

В 1990 году Венгрия, Польша и Чехословакия образовали вышеградскую тройку.

С 1993 года в эту вышеградскую тройку вступила Румыния и Словения и стала называться СЕФТА

В 1998 присоединилась Болгария.

Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЕС) Объединение на принципах крупномасштабного строительства. Азербайджан, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Румыния, Турция, Украина, Россия.

Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA). США, Канада и Мексика.

Южно-американский общий рынок. В 1991 году между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем  был создан МЕРКОСУР. Интеграция разных по экономическому развитию стран и эта интеграция успешна.

В 1989 году в Северной Африке образован союз арабского МАГРИБА – Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис.

В 2001 году в Каире собралась организация африканского единства из представителей всех стран Африки, для обсуждения возможности интеграции.

С 1981 года функционирует совет по сотрудничеству ряда арабских государств персидского залива Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединённые Арабские Эмираты, Аман (нефтяная шестёрка).

Азиатское тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Объединяется 21 государство, в том числе и Россия.

Перспективы развития АТЭС и интеграционные процессы. Планируется создание зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной деятельности к 2020 году, а для развитых стран к 2010 году. В 21 веке АТЭС станет стержнем экономического роста в мире.

Экономические отношения России с региональными группировками.

Россия и ЕС. Для товаров ЕС, Россия устанавливает национальный режим.

Россия и АТЭС. Общий объём регионального товарооборота оценивается примерно 2 трл. долларов, Участие России 1%. Имеются различные проекты строительства магистральных трубопроводов, линий передач, телекоммуникаций проходящих через территории этих стран. Существует проблема международной трудовой миграции из стран АТЭС. Другая опасность состоит в том, что Россия может закрепить свою роль как сырьевого и энергетического придатка в восточной Азии.

В области международных экономических отношений Россия стоит перед не простым выбором или идти более тесным путём в европейскую интеграцию, или развивать растущую перспективность сотрудничества со странами АТЭС, или сотрудничать со странами СНГ.

Россия и СНГ.

Наследие от СССР единых коммуникационных, инфраструктурных связей, традиций и культурных связей. Но, становление новых государственных образований в странах СНГ сопровождалось заметным падением объёмов производства, сокращением производственных, научных, технических, культурных связей между вновь образовавшимися странами.

В 1995 году Россия, Белоруссия и Казахстан объявляют о создании таможенного союза. Потом присоединились Киргизия и Таджикистан.

В мае 2000-го года образование ЕВРОЗЭС.

Торговые отношения стран СНГ. Внешнеторговый оборот стран СНГ возрастал до 1997 года и составлял 138 млрд. долларов. Начиная с 1997 по 200 год – 59 млрд. долларов. С 2000 года увеличивается по 5% в год. Это связано с тем, что цены на мировом рынке оказываются дешевле, чем внутренние цены в странах СНГ.

Одним из главных катализаторов развития эффективных отношений между странами является совместное создание ТНК и ТФПГ (транс национальных финансово-промышленных групп).

После распада СССР в отношениях между странами СНГ возникла проблема внешней задолженности, общий объём около 6 млрд. долларов (Украина 2,4 и Казахстан 1,6 по состоянию на 2002 год).

Политической интеграции мало, должна начаться взаимная экономическая интеграция.