Тема . Международная миграция рабочей силы.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11Международная миграция рабочей силы существует в разных формах: трудовая, семейная, туристическая.
Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет своё наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах мировой экономики.
Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и не экономического характера. Факторы неэкономического характера: политически, национальный, религиозный, расовые проблемы, семейные. Причинами экономического характера, является различный уровень экономического развития отдельных стран.
Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие, специалисты и учёные.
Международная трудовая миграция по началу возникает как стихия, но постепенно государство охватывает его своим регулированием.
Волны международной миграции рабочей силы.
Первая волна. Середина 19-го века связана с картофельным голодом в Ирландии. Массовая миграция в США.
Вторая волна. Широкомасштабная миграция. 80-ые года 19-го века и вплоть до перовой мировой войны.
Третья волна. 20-ые годы 20-го века.
Четвертая волна. После второй мировой войны связана с «утечкой мозгов».
Пятая волна. После венгерских событий.
Шестая волна. 74-75 и 80-ые годы, связь с вьетнамской войной и режимом Кастро на Кубе.
Седьмая волна. Из Мексики в США. 90-годы.
1960 годы массовые потоки миграции из Испании, Греции, Турции, Алжира в более развитые страны Европы.
Направления миграции.
В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:
Миграция из развивающихся стран в развитые страны.
Миграция в рамках развитых стран.
Миграция между развивающимися странами.
Миграция из бывших социалистических стран в более развитые страны.
Миграция квалифицированных специалистов и работников из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.
Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся означает обеспечение ряда отраслей инфроструктурных служб необходимыми работниками, без которых не возможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь.
В середине девяностых годов в США работало 1500 южнокорейских специалистов. США осуществляет привлечение интеллектуально развитых специалистов.
Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленных стран, связана, в большей степени, с не экономическими факторами, чем с экономическими.
В последние годы растёт миграция рабочей силы между развивающимися странами.
Движение осуществляется между новыми индустриальными странами и странами-членами ОПЕК с одной стороны, и с другими развивающимися странами с другой стороны.
Существует миграция рабочей силы из развитых стран в развивающиеся, в основном это поток квалифицированной рабочей силы из стран Европы и северной Америки.
В развивающихся странах более высокая зарплата у преподавателей, инженеров, конструкторов, менеджеров и т.д.
В настоящее время в России работает от трёх до четырёх миллионов нелегальных эмигрантов из стран СНГ. Помимо миграции рабочей силы, существует проблема беженцев. В России более миллиона беженцев. По оценкам экспертов ООН с 1990 по 1994 год Россию покинуло семь миллионов человек. В странах СНГ в настоящий момент проживает 25 миллионов русских, которые потенциально могут стать эмигрантами в Россию.
Влияние миграции рабочей силы на экономику.
Для страны принимающей рабочую силу это ведёт к конкурентоспособности её товаров, вследствие уменьшения издержек производства связанные с более низкой ценой иностранной рабочей силы. Помимо этого можно отметить следующее:
Иностранные рабочие предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания.
При импорте квалифицированной рабочей силы принимающая сторона экономит на затратах, на образование и на профессиональную подготовку.
Иностранные рабочие часто рассматриваются как определённый амортизатор в случае кризисов и безработицы.
Иностранные рабочие не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации всякого рода социальных программ.
Помимо специалистов организации экономического сотрудничества и развития эмигранты улучшают демографическую картину развитых стран страдающих старением.
Отрицательные моменты, связанные с импортом рабочей силы. К ним следует отнести, возникновение социальной напряжённости в обществе. Это приводит к межнациональной неприязни, занятости рабочих мест иностранцами, понижению зарплаты и т.д.
Выгоды стран экспортёров.
Основная выгода состоит в том, что экспорт рабочей силы рассматривается как важный источник валютных поступлений. Имеется три основных источника валютных поступлений:
налоги с прибыли фирм посредников;
денежные переводы мигрантов на родину;
личные инвестирования мигрантов;
привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств используемых в инвестиционных целях.
Трудящиеся стран экспортёров обучаются новым трудовым и профессиональным навыкам, знакомятся с передовой организацией труда. Происходит, также, снижение социальной напряжённости, в целом, в стране экспортёре рабочей силы. В тоже время, страны экспортёры рабочей силы сталкиваются и с негативными явлениями и главное, это отток квалифицированной рабочей силы, инициативных кадров необходимых национальной экономике.
Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Европа. Трудовые ресурсы США исторически сложились за счёт эмигрантов. С 50-х годов прошлого века США осуществляют политику привлечения высококвалифицированных работников. В 70-ые годы эмиграция достигла 4.5 миллиона в год. В 80-ые годы темпы эмиграции ёще более возросли.
На западную Европу приходится одна четвёртая иностранных рабочих всего мира. Средне годовой прирост иностранных рабочих составляет 600 тыс. человек в год (германия, Франция, Великобритания).
Новые центры миграции рабочей силы.
К числу таких центров относятся нефтедобывающие страны ближнего востока.
Важным центром притяжения рабочей силы являются такие страны как Австралия и новая Зеландия.
Одним из центров притяжения рабочей силы является ЮАР (привлекается квалифицированная рабочая сила из развитых стран, а неквалифицированная – из стран Африки).
В латинской Америке рабочих в основном принимает Аргентина и Венесуэла.
Государственное регулирование эмиграции рабочей силы.
С одной стороны следуя принципам открытой экономики требует от государства соблюдение принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой стороны реальная обстановка в стране заставляет применять различного рода запреты и ограничения.
Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 года провозгласила свободный выбор места работы и жительства человека как основополагающее право. Однако реальные условия требуют выработки национальной миграционной политики включающей комплекс законодательных и организационных мер позволяющих регулировать въезд и выезд из страны.
Основой эмиграционной политики является регулирование трёх фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулируется следующим принципами:
Обеспечение прав работника на свободу перемещения и трудоустройства.
Гарантии возвращения эмигрантов на родину.
Обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся эмигрантов.
Содействие смягчению безработице благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом.
Ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены.
Предоставление социальных гарантий трудящимся эмигрантам.
Совершенствование внутреннего рынка труда по средствам приёма репатриантов освоивших за рубежом специальности необходимые для развития народного хозяйства.
Права и правила Европейского Сообщества связанные с рабочей силой.
Параграф 52 римского договора 1957 года (вступил в силу в 68 году) предоставляет право гражданам стран ЕС искать работу на территории ЕС.
Шенгенское соглашение с 1993 года установило единые визовые правила на территории ЕС.
Дублинская конвенция 1990 года установила правила предоставления убежища.
В дек 1999 года была принята хартия основных социальных прав рабочих европейского сообщества.
Работник в праве выбрать любой вид работы на основе принципов равноправия в области трудоустройства, условий труда и социальной защиты.
Результатом миграции в странах ЕС может стать демпинг.
Российские власти также используют определённые меры для регулирования въезда рабочей силы в страну.
Вхождение России как равноправного партнёра мирового хозяйства неизбежно связано с процессом международной миграции рабочей силы.
Экономическая эмиграция из России определяется следующими факторами:
во-первых, более высоким уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда предлагаемыми там;
К числу положительных факторов можно отнести:
снижение давления на внутренний рынок труда;
минимизация существующих в его структуре дисбалансов;
уменьшение безработицы;
финансовые поступления от мигрантов;
повышение профессионального и культурного уровня работников мигрантов.
Россия должна в ближайшее время приложить максимум усилий для освоения международного рынка труда. В перспективе Россия могла бы держать от одного до полутора миллиона человек.
Интеллектуальная эмиграция из России.
Упущенная выгода 50-60 миллиардов.
Бизнес эмиграция из-за криминала и чиновников.
06.05.2005г.
.
.
.
.
.
.
…закрепляют неоколониальную зависимость слаборазвитых стран.
4. важная информация о разных странах распространяется на международном уровне глобальными разведывательными сетями МНК или ТНК.
5. МНК предлагают продукцию, которая не отвечает потребностям общества и закрепляют классовые различия.
6. ТНК избегают уплаты налогов.
7. устанавливая искусственные трансфертные цены ТНК подрывает попытки разных стран управлять собственной экономикой.
8. наилучшие рабочие места предоставляются гражданам тех стран, в которой находится штаб-квартира ТНК.
9. ТНК передают слабо развитым странам несоответствующие их уровню развития технологий.
10. интересами местных рабочих ТНК пренебрегают, т.к. их деятельность носит глобальный характер.
К числу форм экспансии ТНК относят:
лицензирование;
франчайзинг;
управленческие контракты;
оказание технической помощи и маркетинговых услуг;
сдача предприятий под ключ;
ограничение, по времени, договора по созданию совместных предприятий и соглашения по отдельным видам операций;
разделение продукции за участие в совместных предприятиях в области разведки, добычи и транспортировки продукции.
Формирование ТНК в России.
Газпром, Сибнефть и др.; на 2000 год – 87 финансово-промышленных групп, транснациональные финансово-промышленные группы – появились в странах СНГ.
До образования ФГП в России уже существуют собственные ТНК: государственный концерн «Нафта» Москва – бывший «Союзнефтьэкспорт»; ГКС объединения.
Сейчас 200 корпораций, которые можно причислить к ТНК.
ФГП, в основном, создаются в оборонном секторе.
13.05.2005г.
Международная миграция рабочей силы существует в разных формах: трудовая, семейная, туристическая.
Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет своё наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах мировой экономики.
Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и не экономического характера. Факторы неэкономического характера: политически, национальный, религиозный, расовые проблемы, семейные. Причинами экономического характера, является различный уровень экономического развития отдельных стран.
Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие, специалисты и учёные.
Международная трудовая миграция по началу возникает как стихия, но постепенно государство охватывает его своим регулированием.
Волны международной миграции рабочей силы.
Первая волна. Середина 19-го века связана с картофельным голодом в Ирландии. Массовая миграция в США.
Вторая волна. Широкомасштабная миграция. 80-ые года 19-го века и вплоть до перовой мировой войны.
Третья волна. 20-ые годы 20-го века.
Четвертая волна. После второй мировой войны связана с «утечкой мозгов».
Пятая волна. После венгерских событий.
Шестая волна. 74-75 и 80-ые годы, связь с вьетнамской войной и режимом Кастро на Кубе.
Седьмая волна. Из Мексики в США. 90-годы.
1960 годы массовые потоки миграции из Испании, Греции, Турции, Алжира в более развитые страны Европы.
Направления миграции.
В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:
Миграция из развивающихся стран в развитые страны.
Миграция в рамках развитых стран.
Миграция между развивающимися странами.
Миграция из бывших социалистических стран в более развитые страны.
Миграция квалифицированных специалистов и работников из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.
Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся означает обеспечение ряда отраслей инфроструктурных служб необходимыми работниками, без которых не возможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь.
В середине девяностых годов в США работало 1500 южнокорейских специалистов. США осуществляет привлечение интеллектуально развитых специалистов.
Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленных стран, связана, в большей степени, с не экономическими факторами, чем с экономическими.
В последние годы растёт миграция рабочей силы между развивающимися странами.
Движение осуществляется между новыми индустриальными странами и странами-членами ОПЕК с одной стороны, и с другими развивающимися странами с другой стороны.
Существует миграция рабочей силы из развитых стран в развивающиеся, в основном это поток квалифицированной рабочей силы из стран Европы и северной Америки.
В развивающихся странах более высокая зарплата у преподавателей, инженеров, конструкторов, менеджеров и т.д.
В настоящее время в России работает от трёх до четырёх миллионов нелегальных эмигрантов из стран СНГ. Помимо миграции рабочей силы, существует проблема беженцев. В России более миллиона беженцев. По оценкам экспертов ООН с 1990 по 1994 год Россию покинуло семь миллионов человек. В странах СНГ в настоящий момент проживает 25 миллионов русских, которые потенциально могут стать эмигрантами в Россию.
Влияние миграции рабочей силы на экономику.
Для страны принимающей рабочую силу это ведёт к конкурентоспособности её товаров, вследствие уменьшения издержек производства связанные с более низкой ценой иностранной рабочей силы. Помимо этого можно отметить следующее:
Иностранные рабочие предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания.
При импорте квалифицированной рабочей силы принимающая сторона экономит на затратах, на образование и на профессиональную подготовку.
Иностранные рабочие часто рассматриваются как определённый амортизатор в случае кризисов и безработицы.
Иностранные рабочие не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации всякого рода социальных программ.
Помимо специалистов организации экономического сотрудничества и развития эмигранты улучшают демографическую картину развитых стран страдающих старением.
Отрицательные моменты, связанные с импортом рабочей силы. К ним следует отнести, возникновение социальной напряжённости в обществе. Это приводит к межнациональной неприязни, занятости рабочих мест иностранцами, понижению зарплаты и т.д.
Выгоды стран экспортёров.
Основная выгода состоит в том, что экспорт рабочей силы рассматривается как важный источник валютных поступлений. Имеется три основных источника валютных поступлений:
налоги с прибыли фирм посредников;
денежные переводы мигрантов на родину;
личные инвестирования мигрантов;
привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств используемых в инвестиционных целях.
Трудящиеся стран экспортёров обучаются новым трудовым и профессиональным навыкам, знакомятся с передовой организацией труда. Происходит, также, снижение социальной напряжённости, в целом, в стране экспортёре рабочей силы. В тоже время, страны экспортёры рабочей силы сталкиваются и с негативными явлениями и главное, это отток квалифицированной рабочей силы, инициативных кадров необходимых национальной экономике.
Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Европа. Трудовые ресурсы США исторически сложились за счёт эмигрантов. С 50-х годов прошлого века США осуществляют политику привлечения высококвалифицированных работников. В 70-ые годы эмиграция достигла 4.5 миллиона в год. В 80-ые годы темпы эмиграции ёще более возросли.
На западную Европу приходится одна четвёртая иностранных рабочих всего мира. Средне годовой прирост иностранных рабочих составляет 600 тыс. человек в год (германия, Франция, Великобритания).
Новые центры миграции рабочей силы.
К числу таких центров относятся нефтедобывающие страны ближнего востока.
Важным центром притяжения рабочей силы являются такие страны как Австралия и новая Зеландия.
Одним из центров притяжения рабочей силы является ЮАР (привлекается квалифицированная рабочая сила из развитых стран, а неквалифицированная – из стран Африки).
В латинской Америке рабочих в основном принимает Аргентина и Венесуэла.
Государственное регулирование эмиграции рабочей силы.
С одной стороны следуя принципам открытой экономики требует от государства соблюдение принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой стороны реальная обстановка в стране заставляет применять различного рода запреты и ограничения.
Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 года провозгласила свободный выбор места работы и жительства человека как основополагающее право. Однако реальные условия требуют выработки национальной миграционной политики включающей комплекс законодательных и организационных мер позволяющих регулировать въезд и выезд из страны.
Основой эмиграционной политики является регулирование трёх фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулируется следующим принципами:
Обеспечение прав работника на свободу перемещения и трудоустройства.
Гарантии возвращения эмигрантов на родину.
Обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся эмигрантов.
Содействие смягчению безработице благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом.
Ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены.
Предоставление социальных гарантий трудящимся эмигрантам.
Совершенствование внутреннего рынка труда по средствам приёма репатриантов освоивших за рубежом специальности необходимые для развития народного хозяйства.
Права и правила Европейского Сообщества связанные с рабочей силой.
Параграф 52 римского договора 1957 года (вступил в силу в 68 году) предоставляет право гражданам стран ЕС искать работу на территории ЕС.
Шенгенское соглашение с 1993 года установило единые визовые правила на территории ЕС.
Дублинская конвенция 1990 года установила правила предоставления убежища.
В дек 1999 года была принята хартия основных социальных прав рабочих европейского сообщества.
Работник в праве выбрать любой вид работы на основе принципов равноправия в области трудоустройства, условий труда и социальной защиты.
Результатом миграции в странах ЕС может стать демпинг.
Российские власти также используют определённые меры для регулирования въезда рабочей силы в страну.
Вхождение России как равноправного партнёра мирового хозяйства неизбежно связано с процессом международной миграции рабочей силы.
Экономическая эмиграция из России определяется следующими факторами:
во-первых, более высоким уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда предлагаемыми там;
К числу положительных факторов можно отнести:
снижение давления на внутренний рынок труда;
минимизация существующих в его структуре дисбалансов;
уменьшение безработицы;
финансовые поступления от мигрантов;
повышение профессионального и культурного уровня работников мигрантов.
Россия должна в ближайшее время приложить максимум усилий для освоения международного рынка труда. В перспективе Россия могла бы держать от одного до полутора миллиона человек.
Интеллектуальная эмиграция из России.
Упущенная выгода 50-60 миллиардов.
Бизнес эмиграция из-за криминала и чиновников.
06.05.2005г.
.
.
.
.
.
.
…закрепляют неоколониальную зависимость слаборазвитых стран.
4. важная информация о разных странах распространяется на международном уровне глобальными разведывательными сетями МНК или ТНК.
5. МНК предлагают продукцию, которая не отвечает потребностям общества и закрепляют классовые различия.
6. ТНК избегают уплаты налогов.
7. устанавливая искусственные трансфертные цены ТНК подрывает попытки разных стран управлять собственной экономикой.
8. наилучшие рабочие места предоставляются гражданам тех стран, в которой находится штаб-квартира ТНК.
9. ТНК передают слабо развитым странам несоответствующие их уровню развития технологий.
10. интересами местных рабочих ТНК пренебрегают, т.к. их деятельность носит глобальный характер.
К числу форм экспансии ТНК относят:
лицензирование;
франчайзинг;
управленческие контракты;
оказание технической помощи и маркетинговых услуг;
сдача предприятий под ключ;
ограничение, по времени, договора по созданию совместных предприятий и соглашения по отдельным видам операций;
разделение продукции за участие в совместных предприятиях в области разведки, добычи и транспортировки продукции.
Формирование ТНК в России.
Газпром, Сибнефть и др.; на 2000 год – 87 финансово-промышленных групп, транснациональные финансово-промышленные группы – появились в странах СНГ.
До образования ФГП в России уже существуют собственные ТНК: государственный концерн «Нафта» Москва – бывший «Союзнефтьэкспорт»; ГКС объединения.
Сейчас 200 корпораций, которые можно причислить к ТНК.
ФГП, в основном, создаются в оборонном секторе.
13.05.2005г.