9

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

     Все  страны,  включенные   в   систему   МКХ   подчиняются

регулирующему  действию мирового рынка независимо от локального

соотношения государственной и частной  собственности.  Отметим,

что   успешное   использование  рынка  в  качестве  инструмента

планирования  станет  возможным  лишь  в   том   случае,   если

планирование   будет   руководствоваться   теми  же  объективно

обусловленными нормативами и  пропорциями  воспроизводства,  на

которые традиционно ориентируется рынок. Во всех прочих случаях

вместо   сотрудничества   плана   и  рынка  будет  иметь  место

конфронтация между ними: план будет мешать рынку,  а  рынок  --

плану.    Постараемся    набросать   схему   развития   России,

сообразованную с будущим мировой  экономики.  Эту  схему  можно

рассматривать и как корректный вариант перестройки, то есть тот

вариант,  который способен поднимать эффективность экономики, а

не душить ее. Как уже отмечалось, оторванность от системы МКХ и

высокий    удельный    вес    государственной     собственности

предопределяют ведущую роль планирования и подсобную роль рынка

в республиках бывшего Советского Союза.

     В  настоящее время в связи с полным расстройством финансов

и обесцениванием рубля поднять материальную  заинтересованность

можно лишь путем укрепления денежной системы в стране. Одним из

наиболее  удобных  и безболезненных способов стабилизации цен и

укрепления финансово --  кредитных  рычагов  в  государственном

секторе  может  послужить  введение  в обращение так называемых

расчетных    денег,    обязательных    для    расчетов    между

государственными  предприятиями.  Расчетные  цены  на продукцию

государственных    предприятий    (в     расчетных     деньгах)

устанавливаются  в  централизованном  порядке  и фиксируются на

этом  уровне  на   определенный   срок.   Все   расчеты   между

государственными   предприятиями  осуществляются  через  банки,

которые строго контролируют соблюдение дисциплины цен. В  целях

минимизации  массы расчетных денег все банковские расчеты между

государственными предприятиями целесообразно проводить  в  виде

безналичных  операций, перечисляя обусловленные суммы со счетов

плательщиков на счета  кредиторов.  Наличные  расчетные  деньги

потребуются  только  для  выплаты  заработной  платы работникам

государственных  предприятий,   поскольку   в   государственной

торговле  платежным средством будут служить лишь наличные рубли

в паре с расчетными деньгами,  для  выплат  части  прибыли  (из

фондов   экономического  стимулирования)  и,  может  быть,  для

покупки сырья и материалов в частном секторе. Расчетные  деньги

могут  свободно обмениваться на традиционные рубли по рыночному

курсу. Для этого должна быть организована сеть меняльных  касс,

осуществляющих   куплю  --  продажу  расчетных  денег.  Наличие

допустимой массы расчетных денег,  устойчивость  расчетных  цен

будут  оказывать  стабилизирующее  влияние на экономику страны,

сдерживать  инфляцию  в   частном   секторе   и   содействовать

нормализации  экономической  и  социальной жизни. Думается, что

при нынешнем развале  экономики  и  тотальном  дефиците  только

сосуществование  двух  параллельных  денежных  систем  способно

спасти нас в какой-то мере от пагубных последствий галопирующей

и безбрежной инфляции. Только в этом случае,  только  благодаря

отгороженности    расчетных    денег    от   дестабилизирующего

воздействия частного сектора есть еще надежда вырваться из  пут

инфляционной  спирали. Другие не сулят нам ничем хорошего. Даже

самая  свирепая  денежная   реформа,   в   результате   которой

существующие   рубли   были   бы   упразднены   без  какой-либо

компенсации и заменены другими, не смогла  бы  надолго  уберечь

нашу   экономику  от  вползания  на  новые  витки  инфляционной

спирали. Рыночная стихия частного сектора опять  обесценила  бы

новую  денежную  единицу  и  разрушила бы всю покоящуюся на ней

финансово-кредитную систему.

     Обратим внимание на то  обстоятельство,  что  предлагаемый

нами  выход  из  экономического и финансового кризиса нетипичен

для капиталистических стран. И в этом нет ничего удивительного.

Последние никогда в подобный кризис  не  попадали  и  не  могли

попасть.  Государственный  сектор  в  этих странах еще не играл

решающей роли. Поэтому и выход из  несвойственного  им  кризиса

нужно  искать  совсем  не  там,  где  привыкли  они. Пока у нас

преобладает    государственная    собственность,     разрушение

государственного   сектора   ведет   к   развалу  экономики,  а

восстановление     последней     предполагает      нормализацию

государственного  сектора  как  необходимое  условие.  Ситуация

могла бы измениться только при том  условии,  если  бы  частная

собственность    стала   доминирующей.   Умелое   использование

государственной собственности в странах бывшего СССР и  сейчас,

в  состоянии разрухи, способно при определенных условиях помочь

стабилизации экономики и ее восстановлению, включая  и  уровень

эффективности.   Однако   государственная  собственность  плохо

приспособлена для дальнейшего экономического  развития  страны.

Как   уже   отмечалось,   экономическую   эффективность   можно

существенно повышать только на основе частной  собственности  в

условиях  системы МКХ. Вопреки распространенному мнению процесс

приватизации государственной собственности в  нашей  стране  не

только   не   успеет   завершиться   в  одночасье,  но  и  даже

развернуться. Нам  понадобилось  несколько  лет,  чтобы  только

осмыслить   проблему   приватизации  и  лишь  приступить  к  ее

практическому решению. Надо думать, что на  само  осуществление

решения  уйдет  гораздо больше времени. И уж совсем неизвестно,

сколько времени потребуется на вхождение нашей страны в систему

МКХ, и вообще успеет ли она войти и занять  там  свою  нишу  до

глобальной   смены   форм  собственности.  Но  в  любом  случае

приватизация нам необходима для обеспечения нормальных  условий

экономической  жизни,  и  потому  ее  нельзя  ни  подменять, ни

запрещать. Она должна идти своим естественным путем, не забегая

вперед, но и не отставая. По-видимому,  наиболее  благоприятные

условия  для  локальной приватизации будут существовать в таких

отраслях народного хозяйства, как сельское хозяйство, розничная

торговля, сфера услуг, легкая и  пищевая  промышленность.  Если

этому    процессу   не   помешает   глобальное   обобществление

собственности, то частный сектор может на  время  стать  у  нас

господствующим  до  тех пор, пока глобальные процессы полностью

не  одолеют  локальные.  Если  же   глобальное   преобразование

собственности  осуществится чересчур быстро и наша национальная

приватизация не успеет состояться, то произойдет так называемая

конвергенция собственности, когда  обобществление  в  стране  и

мире  достигнет  примерно  одного  уровня  и  когда  они начнут

двигаться в одну сторону, в  сторону  обобществления,  то  есть

когда каждый из участников изменит направление своем движения.

     Последнее  обстоятельство  говорит, между прочим, и о том,

что  предсказания,  сделанные  в  свое  время   отцами   теории

конвергенции,  были  не  так  уж  далеки  от  истины. Их идея о

постепенном сглаживании  социально  --  экономических  различий

между  капиталистической  и  социалистической  системами сейчас

представляется вполне разумной и  адекватной  действительности.

Незаслуженную  критику  в адрес создателей этой теории, которой

пестрели страницы нашей печати, можно, пожалуй, извинить только

повальным затмением сознания  опять-таки  в  связи  с  верой  в

незыблемость догматов исторического материализма.

     Все  страны,  включенные   в   систему   МКХ   подчиняются

регулирующему  действию мирового рынка независимо от локального

соотношения государственной и частной  собственности.  Отметим,

что   успешное   использование  рынка  в  качестве  инструмента

планирования  станет  возможным  лишь  в   том   случае,   если

планирование   будет   руководствоваться   теми  же  объективно

обусловленными нормативами и  пропорциями  воспроизводства,  на

которые традиционно ориентируется рынок. Во всех прочих случаях

вместо   сотрудничества   плана   и  рынка  будет  иметь  место

конфронтация между ними: план будет мешать рынку,  а  рынок  --

плану.    Постараемся    набросать   схему   развития   России,

сообразованную с будущим мировой  экономики.  Эту  схему  можно

рассматривать и как корректный вариант перестройки, то есть тот

вариант,  который способен поднимать эффективность экономики, а

не душить ее. Как уже отмечалось, оторванность от системы МКХ и

высокий    удельный    вес    государственной     собственности

предопределяют ведущую роль планирования и подсобную роль рынка

в республиках бывшего Советского Союза.

     В  настоящее время в связи с полным расстройством финансов

и обесцениванием рубля поднять материальную  заинтересованность

можно лишь путем укрепления денежной системы в стране. Одним из

наиболее  удобных  и безболезненных способов стабилизации цен и

укрепления финансово --  кредитных  рычагов  в  государственном

секторе  может  послужить  введение  в обращение так называемых

расчетных    денег,    обязательных    для    расчетов    между

государственными  предприятиями.  Расчетные  цены  на продукцию

государственных    предприятий    (в     расчетных     деньгах)

устанавливаются  в  централизованном  порядке  и фиксируются на

этом  уровне  на   определенный   срок.   Все   расчеты   между

государственными   предприятиями  осуществляются  через  банки,

которые строго контролируют соблюдение дисциплины цен. В  целях

минимизации  массы расчетных денег все банковские расчеты между

государственными предприятиями целесообразно проводить  в  виде

безналичных  операций, перечисляя обусловленные суммы со счетов

плательщиков на счета  кредиторов.  Наличные  расчетные  деньги

потребуются  только  для  выплаты  заработной  платы работникам

государственных  предприятий,   поскольку   в   государственной

торговле  платежным средством будут служить лишь наличные рубли

в паре с расчетными деньгами,  для  выплат  части  прибыли  (из

фондов   экономического  стимулирования)  и,  может  быть,  для

покупки сырья и материалов в частном секторе. Расчетные  деньги

могут  свободно обмениваться на традиционные рубли по рыночному

курсу. Для этого должна быть организована сеть меняльных  касс,

осуществляющих   куплю  --  продажу  расчетных  денег.  Наличие

допустимой массы расчетных денег,  устойчивость  расчетных  цен

будут  оказывать  стабилизирующее  влияние на экономику страны,

сдерживать  инфляцию  в   частном   секторе   и   содействовать

нормализации  экономической  и  социальной жизни. Думается, что

при нынешнем развале  экономики  и  тотальном  дефиците  только

сосуществование  двух  параллельных  денежных  систем  способно

спасти нас в какой-то мере от пагубных последствий галопирующей

и безбрежной инфляции. Только в этом случае,  только  благодаря

отгороженности    расчетных    денег    от   дестабилизирующего

воздействия частного сектора есть еще надежда вырваться из  пут

инфляционной  спирали. Другие не сулят нам ничем хорошего. Даже

самая  свирепая  денежная   реформа,   в   результате   которой

существующие   рубли   были   бы   упразднены   без  какой-либо

компенсации и заменены другими, не смогла  бы  надолго  уберечь

нашу   экономику  от  вползания  на  новые  витки  инфляционной

спирали. Рыночная стихия частного сектора опять  обесценила  бы

новую  денежную  единицу  и  разрушила бы всю покоящуюся на ней

финансово-кредитную систему.

     Обратим внимание на то  обстоятельство,  что  предлагаемый

нами  выход  из  экономического и финансового кризиса нетипичен

для капиталистических стран. И в этом нет ничего удивительного.

Последние никогда в подобный кризис  не  попадали  и  не  могли

попасть.  Государственный  сектор  в  этих странах еще не играл

решающей роли. Поэтому и выход из  несвойственного  им  кризиса

нужно  искать  совсем  не  там,  где  привыкли  они. Пока у нас

преобладает    государственная    собственность,     разрушение

государственного   сектора   ведет   к   развалу  экономики,  а

восстановление     последней     предполагает      нормализацию

государственного  сектора  как  необходимое  условие.  Ситуация

могла бы измениться только при том  условии,  если  бы  частная

собственность    стала   доминирующей.   Умелое   использование

государственной собственности в странах бывшего СССР и  сейчас,

в  состоянии разрухи, способно при определенных условиях помочь

стабилизации экономики и ее восстановлению, включая  и  уровень

эффективности.   Однако   государственная  собственность  плохо

приспособлена для дальнейшего экономического  развития  страны.

Как   уже   отмечалось,   экономическую   эффективность   можно

существенно повышать только на основе частной  собственности  в

условиях  системы МКХ. Вопреки распространенному мнению процесс

приватизации государственной собственности в  нашей  стране  не

только   не   успеет   завершиться   в  одночасье,  но  и  даже

развернуться. Нам  понадобилось  несколько  лет,  чтобы  только

осмыслить   проблему   приватизации  и  лишь  приступить  к  ее

практическому решению. Надо думать, что на  само  осуществление

решения  уйдет  гораздо больше времени. И уж совсем неизвестно,

сколько времени потребуется на вхождение нашей страны в систему

МКХ, и вообще успеет ли она войти и занять  там  свою  нишу  до

глобальной   смены   форм  собственности.  Но  в  любом  случае

приватизация нам необходима для обеспечения нормальных  условий

экономической  жизни,  и  потому  ее  нельзя  ни  подменять, ни

запрещать. Она должна идти своим естественным путем, не забегая

вперед, но и не отставая. По-видимому,  наиболее  благоприятные

условия  для  локальной приватизации будут существовать в таких

отраслях народного хозяйства, как сельское хозяйство, розничная

торговля, сфера услуг, легкая и  пищевая  промышленность.  Если

этому    процессу   не   помешает   глобальное   обобществление

собственности, то частный сектор может на  время  стать  у  нас

господствующим  до  тех пор, пока глобальные процессы полностью

не  одолеют  локальные.  Если  же   глобальное   преобразование

собственности  осуществится чересчур быстро и наша национальная

приватизация не успеет состояться, то произойдет так называемая

конвергенция собственности, когда  обобществление  в  стране  и

мире  достигнет  примерно  одного  уровня  и  когда  они начнут

двигаться в одну сторону, в  сторону  обобществления,  то  есть

когда каждый из участников изменит направление своем движения.

     Последнее  обстоятельство  говорит, между прочим, и о том,

что  предсказания,  сделанные  в  свое  время   отцами   теории

конвергенции,  были  не  так  уж  далеки  от  истины. Их идея о

постепенном сглаживании  социально  --  экономических  различий

между  капиталистической  и  социалистической  системами сейчас

представляется вполне разумной и  адекватной  действительности.

Незаслуженную  критику  в адрес создателей этой теории, которой

пестрели страницы нашей печати, можно, пожалуй, извинить только

повальным затмением сознания  опять-таки  в  связи  с  верой  в

незыблемость догматов исторического материализма.