Примечания к Приложению 3

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 

     1  Федоров  Н.Ф.  Собрание  сочинений в четырех томах. М.,

1995. Т.1. С.291.

     2 Уотсон Л. Ошибка Ромео // Жизнь  земная  и  последующая.

М., 1991. С. 346.

     3  Парацельс  Т.  Великая  астрономия,  или Проницательная

философия   большого   и   малого   мира   //   Чаша   Гермеса:

Гуманистическая   мысль   эпохи   Возрождения  и  герметическая

традиция. М., 1996. С. 305.

     4 Одоевский В.Ф. [Беседа с Шеллингом] //  О  литературе  и

искусстве. М., 1982. С. 140.

     5  См.: Двойрин Г.Б. Единая голографическая информационная

теория Вселенной. СПб., 1996. С.67.

     6 Давид-Неэль А. Мистики и маги Тибета. М., 1991. С.84.

     7 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания  и  умозрения.

М., 1994. С. 248 -- 249.

     8  См.:  Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2.

М., 1975. С. 132.

     9 Из Книги сияния (Зогар) // Знание  за  пределами  науки:

Мистицизм,  герметизм,  астрология,  магия  в  интеллектуальных

традициях I -- ХIV веков.

     10 См.:  Шипов  Г.И.  Теория  физического  вакуума:  Новая

парадигма. М., 1993, С.362.

     11  См:  Рейзема  Я.В. Мыслящий Универсум: Фундаментальные

категории  Универсума,  технологии  общественного  разума.  М.,

1991.

     12 См.: Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света:

Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М., 1993.

     13 Умов Н.И. Собрание сочинений. Т.3. С. 414, 495, 517.

     14   См.:   Чижевский   А.Л.   Теория  Космических  Эр  //

Циолковский К.Э. Грезы о Земле и Небе. Тула, 1986.  С.  424  --

427.

     Анучин  В.И.  Очерк шаманства у енисейских остяков.

СПб., 1914;

     Арутюнов  С.А.,  Сергеев  Д.А.  Проблемы этнической

истории Берингоморья. М., 1975.

     Бадер  О.Н.  Элементы  культа светил в палеолите //

Древняя Русь и славяне. М., 1978;

     Бобринской  А.А.  О некоторых символических знаках,

общих первобытной орнаментике всех народов Европы и  Азии.  М.,

1902;

     Бессонова  С.С.  Религиозные  представления скифов.

К., 1983;

     Болсуновский К.В. Жертвенник Гермеса-Световида. К.,

1909; Большой  иллюстрированный  атлас  первобытного  человека.

Прага, 1982;

     Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. М., 1996; В

стране легенд. М., 1972;

     Виноградов     Н.    Соловецкие    лабиринты,    их

происхождение и место в ряду  однородных  памятников.  Соловки,

1927;

     Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни. М., 1981;

     Гамкрелидзе Т.В.,

     Иванов  В.Вс. История происхождения индоевропейских

языков // В мире науки. 1990. No5;

     Голан А. Миф и символ. М., 1993;

     Галич  М.  История  доколумбовых  цивилизаций.  М.,

1990;

     Гусева    Н.Р.   Индуизм:   История   формирования.

Культовая практика. М., 1977;

     Гурина  Н.Н.  Время, врезанное в камень: Из истории

древних лапландцев. Мурманск, 1982;

     Грушко   Е.А.,  Медведев  Ю.М.  Словарь  славянской

мифологии. Н.Новгород, 1995;

     Даркевич  В.П.  Символы небесных светил в орнаменте

Древней Руси // Советская археология. 1960. No4;

     Доронин  А.И.  Руси  волшебная  палитра.  М., 1992;

Древние цивилизации. М.,  1989;  Древний  мир  на  Юге  России:

Изборник  источников.  М.,  1918;  Древности Прикамья. М., б/г;

Древность: Арьи. Славяне. М., 1996; Древняя Сибирь. Л., 1976;

       Ельницкий Л.А. Знания древних о северных странах.

М., 1961;

     Зарубин  Л.А.  Солнце  и  зори  в  праславянском  и

славянском    изобразительном    искусстве     //     Советское

славяноведение. 1975. No1;

     Зданович Г.Б. Аркаим: арии на Урале // Фантастика и

наука. Вып. 25. М., 1992.

     Иван    Яковлевич    Билибин:    Статьи.    Письма.

Воспоминания о художнике. Л.,  1970;  Иллюстрированная  история

религии  в 2-х томах. М., 1992; Иллюстрированный мифологический

словарь. СПб., 1994; Культура Русского Севера. Л., 1988;

     Леббок  Дж. Доисторические времена, или Первобытная

эпоха человечества. М., 1876;

     Липинская Я.,

     Марциняк. Я. Мифология Древнего Египта. М., 1983;

     Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической

символики в индоевропейских языках: Образ мира и  мир  образов.

М.,

     Максимова   А.Г.,  Ермолаева  А.С.,  Марьяшев  А.Н.

Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата., 1985; 1996;

     Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956;

     Медоев А.Г. Гравюры на скалах. Ч.1. Алма-Ата, 1979;

     Морозов  И.В.  Таинственным  путем  Гермеса. Минск,

1994; На Непрядве. М., 1980; Наука и религия (журнал). 1991  --

1997;

     Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956;

     Никитин  А.Л.  Распахнутая  земля,  или  Путь через

лабиринт. М., 1973;

     Оборин  В.А.,  Чагин  Г.Н. Чудские древности Рифея:

Пермский звериный стиль. Пермь, 1988; Образ -- смысл в античном

искусстве. М., 1990;

     Раевский  Д.С.  Модель  мира скифской культуры. М.,

1985;

     Рапов  О.М.  Знаки  Рюриковичей  и символ сокола //

Советская археология. 1968. No3; Русский рисованный лубок конца

ХVIII -- начала ХIХ века. М., 1992;

     Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987;

     Саватеев    Ю.А.    Наскальные   рисунки   Карелии.

Петрозаводск, 1983;

     Седов  В.В.  Восточные славяне в VI -- ХIII вв. М.,

1982; Словарь античности. М., 1989;

     Толстой   И.И.   О   русских  амулетах,  называемых

змеевиками // Записки русского археологического общества.  Т.3.

Вып. 3/4; СПб., 1888;

     Филип Ян. Кельтская цивилизация. Прага, 1961;

     Хокинс Дж. Кроме Стоунхенджа. М., 1977;

     Чарнолусский В.В. В краю летучего камня. М., 1972;

     Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана: История индийского

материализма. М., 1961;

     Шилов  Ю.А. Прародина ариев: История, обряды, мифы.

К., 1995; Он же. Космические тайны курганов.  М.,  1990;  Эпоха

бронзы лесной полосы СССР. М., 1987.

     1   Карамзин   Н.М.  История  государства  Российского,  в

двенадцати томах. Т.I. М., 1989. С.31.

     2 См.: Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд  из

Восточной    Европы.    Этногенетические    легенды.   Догадки.

Протогипотезы ХVI -- ХVIII века. СПб., 1996.

     3 Тредиаковский В.К.  Полное  собрание  сочинений  в  трех

томах. Т.3. СПБ., 1849. С. 378.

     4  Ломоносов  М.В.  Древняя  российская  история от начала

российского народа до кончины великого князя  Ярослава  Первого

или до 1054 года. СПб, 1766. С. 13.

     5  Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.

Ч.I. М., 1876. С. 217.

     6 См.: Самоквасов Д.Я. Происхождение русского народа.  М.,

1908. С. 8.

     7   Учение.   Пятикнижие  Моисеево.  Серия  "От  Бытия  до

Откровения". М., 1993. С.66.

     8 Вишну- Пурана. СПб., 1995. С.12.

     9 См.: Крылова Л.П. Керносовский идол (стела) // Энеолит и

бронзовый  век  Украины.  Киев,  1976;  Шилов   Ю.А.   Мифы   о

"космических  странниках"  и  календарная  служба Европы V -- I

тысячелетия до н.э. // Историко-астрономические исследования --

1991. М., 1992. Он же. Прародина ариев: История, обряды и мифы.

Киев, 1995.

     10 См.: Розанов  В.В.  Из  восточных  мотивов  //  В  мире

неясного и неразрешенного. М., 1995. С.346.

     11  Доленга-Ходаковский  З.  Разыскания касательно русской

истории // Вестник Европы. 1819. No20. С. 284.

     12 Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в четырех  томах.  Т.1.

М., 1995. С. 359.

     13 Вернадский Г.В. Древняя Русь. М., 1996. С. 283.

     14  Цит. по: Лосев А.Ф. Теогония и космогония // Мифология

греков и римлян. М., 1996. С. 784, 786.

     15 Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980. С.11.

     16 Генон Р. Символы священной науки. М., 1997. С.53.

     17 См.: Лосев А.Ф. Из ранних произведений.  М.,  1990.  С.

403.

     18  Цит. по: Коккьяра Дж. История фольклористики в Европе.

М., 1960. С. 378.

     19 См.: Повести временных лет  (Лаврентьевская  летопись).

Арзамас, 1993. С.39.

     20  См.:  Памятники  старинной русской литературы. Вып. З.

СПб., 1862. С. 18.

     21  См.:  Истрин  В.М.  Откровение  Мефодия  Патарского  и

апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской

литературе. М,. 1897. С. 118.

     22  См.:  Памятники  старинной  русской литературы. Вып.3.

СПб., 1862. С. 18, 19.

     23 См.: Федоров Ф.Н. Собрание сочинений в  четырех  томах.

Т.I. М.,1995. С. 226, 204, 205, 243.

     24 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863.

С. 349.

     25 См.: Елачич Е.А. Крайний Север как родина человечества.

СПб., 1910.

     26  См.:  Струнина  М.  Где жили гипербореи? // Техника --

молодежи. 1984. No10; Нейман В. Арктида --  легендарная  страна

//  Там  же;  Темкин Г. Колыбель под семью звездами // Дорогами

тысячелетий. Сб. исторических очерков и статей. Кн.2. М., 1988;

Дугин А. Гиперборейская теория. М., 1993; Генон Р. Атлантида  и

Гиперборея;  Асов  А.  Времена  Святогора;  Константоновский А.

Златые крылья прародины; Лазарев Е. Желанный берег изгнанных из

рая; Рыжов Э. Огненный меч с юга // Наука и религия. 1994. No9;

Струнина М. Где Атлант небо держал; Грицков В. Гибель  Седьмого

континента  //  Чудеса и приключения. 1995. No2; Жарникова С.В.

Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне.  М.,

1996;  Громов  В.Е.  Вавилон  найден.  На  Севере // Российская

газета. 1996. 18 октября.

     27 См.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания в трех томах.

Т.I. М., 1961.  С.80,  92  --  93;  Святский  Д.О.  Под  сводом

хрустального  неба:  Очерки  по  астральной мифологии в области

религиозного и народного мировоззрения. СПб., 1913. С. 39.

     28 Полное собрание  русских  летописей.  Т.31.  М.,  1968.

С.11.

     29 Цит.по: Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом

развитии. М., 1957. С. 405.

     30 См.: Леббок Дж. Доисторические времена, или Первобытная

эпоха человечества. М., 1876. С. 33 -- 35.

     31 Страбон. География. М., 1994. С.106.

     32  Древнегреческий текст Сивиллиных книг и перевод стихов

97 -- 157, где приводится история титанов, даны в Приложении  I

к   кн.:  Гаркави  А.Я.  О  первоначальном  обиталище  семитов,

индоевропейцев и хамитов. СПб., 1872. С.113  --  118.  Известны

иные   --   более   поздние  и  христианизированные  --  версии

знаменитых книг (см.: Книги Сивилл. М., 1996).

     33 См.: Словарь русского языка XI -- XVII вв. Вып. 8.  М.,

1981 С.14, 72.

     34 Плутарх. Об Исиде и Осирисе // Вестник древней истории.

1977. No4. С.243.

     35 Макушев В. Сказания иностранцев о быте и нравах славян.

СПб., 1861. С. 82.

     36   Ковалевский  А.П.  Книга  Ахмера  ибн-Фалдана  о  его

путешествии на Волгу в 921  --  922  гг.  (Статьи,  переводы  и

комментарии). Харьков, 1956. С.139.

     36-а   Цит.   по:  Лосев  А.Ф.  Античная  мифология  в  ее

историческом развитии. С.420.

     37 Бурцев А.Е. Обзор  русского  народного  быта  Северного

края. Т. 2. СПб., 1902. С.103.

     38  Ломоносов  М.В.  Избранные  произведения в двух томах.

Т.1. М., 1986. С. 424.

     38-а Цит. по: Хэнкок Г. Следы Богов. М., 1997. С 15 -- 16.

     39  Литература  Древнего  Востока.  Иран,   Индия,   Китай

(тексты). М., 1984. С. 196 -- 197.

     40  Геродот.  История в девяти книгах. Л., 1972. С. 124 --

125.

     40-а Чертков А.Д. О языке пеласгов, населявших  Италию,  и

сравнении  его  с древле-словенским // Временник императорского

Московского общества истории и древностей российских.  Кн.  25.

М.,1857, С. 58 -- 59.

     41  Пиндар.  Геракл  Гиперборейский  // Оды. Фрагменты. М.

1980. С.20-21.

     42 См.: Лукиан. Собрание  сочинений  в  двух  томах.  Т.2.

М.-Л.,   1935.   С.  328  --  329.  В  жизнеописаниях  Пифагора

содержатся намеки о его связях с Гипербореей: Пифагор общался с

гиперборейцами,   а    ученики    именовали    его    Аполлоном

Гиперборейским  (см.:  Ямвлих. Жизнь Пифагора // Человек. 1997.

No3.).

     43 См.: Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М.,  1957.  С.

63 -- 86.

     44  См.:  Толстой  И.И.  О  русских  амулетах,  называемых

змеевиками // Записки Русского археологического общества. СПб.,

1888. Т.3. Вып.3/4.

     45 См.: Рапов О.М. Знаки Рюриковичей и  символ  сокола  //

Советская археология. 1968. No3.

     46 См.: Мифы индейцев Южной Америки. СПб., 1994. С. 155 --

157, 305.

     47 Песни, собранные П.В.Киреевским. Вып.4. М., 1862. С.17.

     48   См.:   Срезневский   И.И.  Исследование  о  языческом

богослужении древних славян. СПб., 1848. С. 29.

     49 См.: Денисова И. М. Вопросы изучения культа  священного

дерева у русских. М., 1995.

     50  См.: Русский эротический фольклор. М., 1995. С. 245 --

285.

     51 Костомаров Н.И. Славянская мифология. Киев, 1847. С.41.

     52 Песни, собранные П.Н.  Рыбниковым.  Т.З.  Петрозаводск,

1864. С.321.

     53  См.:  Анучин  Д.Н. К истории ознакомления с Сибирью до

Ермака. Древнее  русское  сказание  "О  человецех  незнаемых  в

Восточной    стране"    //    Древности.    Труды   Московского

археологического общества. Т.14. М., 1890. С. 232 -- 233.

     54 См.: Эрбен (Ербен) К.Я. О славянской мифологии. (Письмо

к А.Ф.Самарину). // Русская беседа. 1857. Кн.4. С.82.

     55 См.: Афанасьев А.Н. Несколько слов о соотношении  языка

с   народными   поверьями  //  Происхождение  мифа.  Статьи  по

фольклору, этнографии и мифологии. М., 1996.  С.  206  --  207,

391.

     56  См.:  Ларин  Б.А. Об архаике в семантической структуре

слова  (яр  --  юр  --  буй)  //   История

русского  языка  и  общее  языкознание  (Избранные работы). М.,

1977. С. 90-91.

     57  См.:  Афанасьев  А.Н.   Языческие   представления   об

Острове-Буяне  // Временник императорского Московского общества

истории  и  древностей  российских.  Кн.9.  М.,  1851;  Он  же.

Поэтические  воззрения  славян на природу. Т.2. М., 1868. С.132

-- 133.

     58 Соболев А. Обряд  прощания  с  землей  перед  исповедью

(заговоры и духовные стихи). Владимир, 1914. С. 17 -- 24.

     59  См.:  Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности.

Т.1. М., 1897. С.209.

     60 Русские заговоры. М., 1993. С.125.

     61  Те  немногие  былины,  которые  удалось   записать   в

Малороссии,   посвящены   "младшим   богатырям"   и   близки  к

историческим песням (См.: Веселовский А.Н. Южнорусские  былины.

Т.1-2. СПб., 1881 -- 1884).

     62  Великорусские  сказки  в  записях И.А.Худякова. М.-Л.,

1964. С.194. Более поздний сокращенный  вариант,  записанный  в

тех  же  местах, интересен изменением и самого имени героини --

Снежурочка (см.: Песни и  сказки  пушкинских  мест.  М.,  1979.

С.183 -- 184).

     63  Мережковский  Д.С.  Атлантида -- Европа: Тайна Запада.

М., 1992. С.194 -- 195.

     64 См.: Толстой И.И. Остров Белый и Таврика на  Евксинском

Понте. Пг., 1918.

     65 См.: Памятники отреченной русской литературы. Т.2. СПб,

1863. С. 78 -- 92.

     66  Полное собрание русских летописей. Т.6. СПб., 1853. С.

88 -- 89.

     67 Клюев Н.А. Письма к Н.Ф.Христофоровой-Садомовой, Томск,

сентябрь -- начало октября 1936 г. // Новый мир. 1988. No8.  С.

196.

     68 См., напр.: Куратов А.А. О каменных лабиринтах Северной

Европы: Опыт классификации //Советская археология. 1970. No 1.

     69 См.: Святский Д.О. Соловецкие лабиринты и культ Солнца.

// Мироведение, Т.17. 1928. No2. С. 114 -- 115.

     70  См.:  Шейн  П.В.  Великорусс  в своих песнях, обрядах,

обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. СПб., 1900.  Т.1.

Вып.1. С.348.

     71  См.: Фролов Б.А. Происхождение календаря. // Календарь

в культуре народов мира. М., 1993. С. 17, 36.

     72 См.: Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 192,

210, 211, 233, 245, 425 и др.; Эпоха бронзы Кавказа  и  Средней

Азии:  Ранняя  и  средняя  бронза Кавказа. М., 1994. С. 19, 40,

267, табл. VII и др.

     73 Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень. Мурманск,  1982.

С.105.

     74   Священник   А.Грандилевский.   Родина  Ломоносова  (в

доисторические времена). //  Известия  Архангельского  общества

изучения Русского Севера. 1909. No 12. С.39.

     75 См.: Стингл М. Индейцы без томогавков. М., 1978. С. 141

-- 142.

     76  См.: Симченко Ю.Б. Тамги народов Сибири XVII века. М.,

1965. С. 38, 137, 139, 141 и др. Здесь  же  приведены  тамги  в

виде  трезубцев  (С.41,  179) и свастики -- еще одного древнего

сакрального символа  Солнца  (С.  114,  115,  165).  Последнее,

кстати,     вопреки    утверждениям    фашистских    идеологов,

неопровержимо   доказывает    неарийское    (неиндоевропейское)

происхождение  свастики, широко распространенной также у саамов

(лопарей), единственного непришлого северного народа,  издревле

живущего  за  полярным кругом с доисторических и гиперборейских

времен.

     77  См.:  Иванов  С.В.   Орнамент   народов   Сибири   как

исторический источник. М.-Л., 1963. С.464 -- 473.

     78  См.:  Фробениус  Л.  Детство человечества. СПб., 1910.

С.303.

     79 Генон Р. Символы священной науки. М., 1997. С.  137  --

141.

     80  См.: Цицерон. О природе богов // Философские трактаты.

М., 1985. С. 175.

     81 См., напр.: Кейпер Ф.Б.Я. Космология и зачатие // Труды

по ведийской мифологии. М., 1986; Слингер П., Дуглас  Н.  Тайны

пола. М., 1993.

     82  См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.5.

М.-Л., 1962. С.36.

     83 Великорусские заклинания.  Сборник  Л.Н.Майкова.  СПб.,

1994. С. 15 -- 16.

     84     См.:     Иловайский     Д.И.     Собиратели    Руси

(Московско-литовский период, или Собиратели  Руси).  М.,  1996.

С.165 -- 166.

     85  См.: Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.

С.40.

     86 См.: Гальковский Н.М. Борьба христианства  с  остатками

язычества в Древней Руси. Т.1. Харьков, 1916. С.51.

     87  Путевые  заметки  Эриха Лассоты, отправленного римским

императором Рудольфом к запорожцам в 1594 г. Спб., 1873. С.  22

-- 23.

     88  См.:  Никольский  Н.М.  Этюды  по  истории финикийских

общинных и земледельческих культов. Минск, 1947. С. 168 -- 169.

     89   См.:   Яншина   Э.М.    Формирование    и    развитие

древнекитайской мифологии. М., 1984. С. 34.

     90  См.:  Фурдуй  Р.С., Швайдак Ю.М. Прелесть тайны. Киев,

1992. С. 9-37.

     91 Никифоров А.И.  Просто  о  Севере:  Впечатления.  Думы.

Встречи // Русский эротический фольклор. М., 1995. С. 524.

     92  См.:  Пискарев  А.И.  О местонахождении каменных баб в

России //  Записки  императорского  археологического  общества,

Т.3.  СПб.,  1851.  Норцов  А.Н. Древнейшая история Тамбовского

края по греческим писателям. Тамбов, 1901. Уваров А.С. Сведения

о каменных бабах (с 40 рис.) // Сборник мелких трудов, Т.2. М.,

1910.

     93  См.:  Сумцов   Н.Ф.   Культурные   переживания:   186.

Религиозно-мистическое   значение   каменных  баб  //  Киевская

старина. 1890. No7.

     94 См.:  Казанский  Н.Н.  К  этимологии  теонима  Гера  //

Палеобалканистика и античность. М., 1989. С. 54 -- 58.

     95   См.:  Гусева  Н.Р.  Арктическая  родина  в  Ведах  //

Древность: Арьи, Славяне. М., 1996. С. 8-9.

     96 Цит.: Тураев Б.А. Бог Тот: Опыт исследования в  области

истории древнеегипетской культуры. Лейпциг, 1898. С.95.

     97   Б.А.Тураев  приводит  список  из  170  (!)  различных

эпитетов Тота-Гермеса. См.: Там же. С.167 -- 175.

     98 См.: Вико Д. Основания новой  науки  об  общей  природе

наций. Л., 1940. С. 50.

     99 Плутарх. Моралии // Вестник древней истории. 1978. No1.

С. 239.

     100 См.: Церен Э. Лунный Бог. М., 1976. С. 208 -- 209.

     101  Цит.  по : Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год

сказаний,  поверий,  обычаев  и   пословиц   русского   народа.

Смоленск, 1995. С.53.

     102 См.: Ермолов А.С. Народное погодоведение. М., 1995. С.

264, 265 и сл.

     103 См.: Богораз-Тан В.Г. Чукчи. Т. 2. Л., 1939. С. 130.

     104   См.:   Славянские   древности:   Этнолингвистический

словарь. Т.1. М., 1995. С. 498 -- 500.

     105  Цит.  по:  Рабинович   Б.Л.   Алхимия   как   феномен

средневековой  культуры.  М.,  1979.  С.  323.  И далее следует

философская расшифровка: "4. Солнце -- его отец. Луна -- матерь

его. Ветер вынашивает его во чреве  своем.  Земля  вскармливает

его.  5.  Единое,  и  только  оно,  --  первопричина всяческого

совершенства  --  повсеместно,  всегда.  6.   Мощь   его   есть

наимощнейшая  мощь  --  и  даже  более  того!  --  и  явлена  в

безграничии своем на земле ..." (Там же. С. 324).

     106 См.: Гомеровские гимны:  III  К  Гермесу  //  Античные

гимны. М., 1988.

     107 Платон. Тимей // Сочинения в трех томах. Т.3. Ч.1. М.,

1971. С.463.

     108 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. С.39.

     109  Цит. по: Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб.,

1914. С. 385.

     110  См.:  Никольский   Н.М.   Происхождение   и   история

белорусской свадебной обрядности. Минск, 1956.

     111  См.:  Болсуновский К.В. Жертвенник Гермеса-Световида:

Мифологическое исследование. Киев, 1909.

     112 См.: Зелинский Ф.Ф. Гермес Трижды-Великий // Из  жизни

идей. Т.З. СПб., 1907. С.90.

     113 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М. 1992 С.99.

     114  Мюллер М. Сравнительная мифология // Летописи русской

литературы и древности. Т.5. М., 1863. С. 75.

     115 Буслаев Ф.И. Волот Волотович  //  Исторические  очерки

русской  народной поэзии и искусства. Т.1. СПб, 1861. С. 455 --

469.

     116 Младшая Эдда. Л. 1970. С. 24 -- 25.

     117 Бессонов П.А. Калики перехожие. Ч.1. Вып.2. М.,  1861.

С.340.

     118 Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI --

XIX веков. М., 1991. С. 36.

     119  См.:  Максимович  М.А. В каком веке жил Илья Муромец?

//Собрание сочинений в трех томах. Т.1. Киев, 1876. 123 -- 126.

     120 Илья Муромец. М., 1958. С. 13.

     121 Беломорские былины, записанные А.Марковым.  М.,  1901.

С.307 -- 309.

     122  Онежские  былины,  записанные  А.Ф.Гильфердингом. 2-е

издание. Т. 1. СПб., 1894. С.5.

     123 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. 2-е издание. Т.1. М.,

1909. С.9.

     124 Великорусские  заклинания.  Сборник  Л.Н.Майкова.СПб.,

1994. С.15.

     125 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. 1-е издание. Ч.1. М.,

1861. С. 40 -- 41.

     126  См.:  Стасов  В.В.  Происхождение  русских  былин  //

Вестник Европы. 1868. No 3. С. 225 -- 262.

     127   Бессонов   П.А.   Заметка   //   Песни,    собранные

П.Н.Рыбниковым. Т.2. М.,1861. С. СХХХ.

     128    Бессонов   П.А.   Заметка   //   Песни,   собранные

П.В.Киреевским. Вып. 4. М., 1862. С. СXXIX.

     129 См.: Славянские древности: Этнолингвистический словарь

в пяти томах. Т. 1. М., 1995. С. 195.

     130 См.: Янчук Н.А. К вопросу  об  отражении  апокрифов  в

народном  творчестве  //  Известия  отделения  русского языка и

словесности (ИОРЯС). 1907. Т.12. Кн.1. С. 138 -- 143.

     131 Цит. по:  Порфирьев  И.Я.  Апокрифические  сказания  о

ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. С. 203 -- 204.

     1  Федоров  Н.Ф.  Собрание  сочинений в четырех томах. М.,

1995. Т.1. С.291.

     2 Уотсон Л. Ошибка Ромео // Жизнь  земная  и  последующая.

М., 1991. С. 346.

     3  Парацельс  Т.  Великая  астрономия,  или Проницательная

философия   большого   и   малого   мира   //   Чаша   Гермеса:

Гуманистическая   мысль   эпохи   Возрождения  и  герметическая

традиция. М., 1996. С. 305.

     4 Одоевский В.Ф. [Беседа с Шеллингом] //  О  литературе  и

искусстве. М., 1982. С. 140.

     5  См.: Двойрин Г.Б. Единая голографическая информационная

теория Вселенной. СПб., 1996. С.67.

     6 Давид-Неэль А. Мистики и маги Тибета. М., 1991. С.84.

     7 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания  и  умозрения.

М., 1994. С. 248 -- 249.

     8  См.:  Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2.

М., 1975. С. 132.

     9 Из Книги сияния (Зогар) // Знание  за  пределами  науки:

Мистицизм,  герметизм,  астрология,  магия  в  интеллектуальных

традициях I -- ХIV веков.

     10 См.:  Шипов  Г.И.  Теория  физического  вакуума:  Новая

парадигма. М., 1993, С.362.

     11  См:  Рейзема  Я.В. Мыслящий Универсум: Фундаментальные

категории  Универсума,  технологии  общественного  разума.  М.,

1991.

     12 См.: Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света:

Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М., 1993.

     13 Умов Н.И. Собрание сочинений. Т.3. С. 414, 495, 517.

     14   См.:   Чижевский   А.Л.   Теория  Космических  Эр  //

Циолковский К.Э. Грезы о Земле и Небе. Тула, 1986.  С.  424  --

427.

     Анучин  В.И.  Очерк шаманства у енисейских остяков.

СПб., 1914;

     Арутюнов  С.А.,  Сергеев  Д.А.  Проблемы этнической

истории Берингоморья. М., 1975.

     Бадер  О.Н.  Элементы  культа светил в палеолите //

Древняя Русь и славяне. М., 1978;

     Бобринской  А.А.  О некоторых символических знаках,

общих первобытной орнаментике всех народов Европы и  Азии.  М.,

1902;

     Бессонова  С.С.  Религиозные  представления скифов.

К., 1983;

     Болсуновский К.В. Жертвенник Гермеса-Световида. К.,

1909; Большой  иллюстрированный  атлас  первобытного  человека.

Прага, 1982;

     Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. М., 1996; В

стране легенд. М., 1972;

     Виноградов     Н.    Соловецкие    лабиринты,    их

происхождение и место в ряду  однородных  памятников.  Соловки,

1927;

     Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни. М., 1981;

     Гамкрелидзе Т.В.,

     Иванов  В.Вс. История происхождения индоевропейских

языков // В мире науки. 1990. No5;

     Голан А. Миф и символ. М., 1993;

     Галич  М.  История  доколумбовых  цивилизаций.  М.,

1990;

     Гусева    Н.Р.   Индуизм:   История   формирования.

Культовая практика. М., 1977;

     Гурина  Н.Н.  Время, врезанное в камень: Из истории

древних лапландцев. Мурманск, 1982;

     Грушко   Е.А.,  Медведев  Ю.М.  Словарь  славянской

мифологии. Н.Новгород, 1995;

     Даркевич  В.П.  Символы небесных светил в орнаменте

Древней Руси // Советская археология. 1960. No4;

     Доронин  А.И.  Руси  волшебная  палитра.  М., 1992;

Древние цивилизации. М.,  1989;  Древний  мир  на  Юге  России:

Изборник  источников.  М.,  1918;  Древности Прикамья. М., б/г;

Древность: Арьи. Славяне. М., 1996; Древняя Сибирь. Л., 1976;

       Ельницкий Л.А. Знания древних о северных странах.

М., 1961;

     Зарубин  Л.А.  Солнце  и  зори  в  праславянском  и

славянском    изобразительном    искусстве     //     Советское

славяноведение. 1975. No1;

     Зданович Г.Б. Аркаим: арии на Урале // Фантастика и

наука. Вып. 25. М., 1992.

     Иван    Яковлевич    Билибин:    Статьи.    Письма.

Воспоминания о художнике. Л.,  1970;  Иллюстрированная  история

религии  в 2-х томах. М., 1992; Иллюстрированный мифологический

словарь. СПб., 1994; Культура Русского Севера. Л., 1988;

     Леббок  Дж. Доисторические времена, или Первобытная

эпоха человечества. М., 1876;

     Липинская Я.,

     Марциняк. Я. Мифология Древнего Египта. М., 1983;

     Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической

символики в индоевропейских языках: Образ мира и  мир  образов.

М.,

     Максимова   А.Г.,  Ермолаева  А.С.,  Марьяшев  А.Н.

Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата., 1985; 1996;

     Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956;

     Медоев А.Г. Гравюры на скалах. Ч.1. Алма-Ата, 1979;

     Морозов  И.В.  Таинственным  путем  Гермеса. Минск,

1994; На Непрядве. М., 1980; Наука и религия (журнал). 1991  --

1997;

     Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956;

     Никитин  А.Л.  Распахнутая  земля,  или  Путь через

лабиринт. М., 1973;

     Оборин  В.А.,  Чагин  Г.Н. Чудские древности Рифея:

Пермский звериный стиль. Пермь, 1988; Образ -- смысл в античном

искусстве. М., 1990;

     Раевский  Д.С.  Модель  мира скифской культуры. М.,

1985;

     Рапов  О.М.  Знаки  Рюриковичей  и символ сокола //

Советская археология. 1968. No3; Русский рисованный лубок конца

ХVIII -- начала ХIХ века. М., 1992;

     Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987;

     Саватеев    Ю.А.    Наскальные   рисунки   Карелии.

Петрозаводск, 1983;

     Седов  В.В.  Восточные славяне в VI -- ХIII вв. М.,

1982; Словарь античности. М., 1989;

     Толстой   И.И.   О   русских  амулетах,  называемых

змеевиками // Записки русского археологического общества.  Т.3.

Вып. 3/4; СПб., 1888;

     Филип Ян. Кельтская цивилизация. Прага, 1961;

     Хокинс Дж. Кроме Стоунхенджа. М., 1977;

     Чарнолусский В.В. В краю летучего камня. М., 1972;

     Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана: История индийского

материализма. М., 1961;

     Шилов  Ю.А. Прародина ариев: История, обряды, мифы.

К., 1995; Он же. Космические тайны курганов.  М.,  1990;  Эпоха

бронзы лесной полосы СССР. М., 1987.

     1   Карамзин   Н.М.  История  государства  Российского,  в

двенадцати томах. Т.I. М., 1989. С.31.

     2 См.: Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд  из

Восточной    Европы.    Этногенетические    легенды.   Догадки.

Протогипотезы ХVI -- ХVIII века. СПб., 1996.

     3 Тредиаковский В.К.  Полное  собрание  сочинений  в  трех

томах. Т.3. СПБ., 1849. С. 378.

     4  Ломоносов  М.В.  Древняя  российская  история от начала

российского народа до кончины великого князя  Ярослава  Первого

или до 1054 года. СПб, 1766. С. 13.

     5  Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.

Ч.I. М., 1876. С. 217.

     6 См.: Самоквасов Д.Я. Происхождение русского народа.  М.,

1908. С. 8.

     7   Учение.   Пятикнижие  Моисеево.  Серия  "От  Бытия  до

Откровения". М., 1993. С.66.

     8 Вишну- Пурана. СПб., 1995. С.12.

     9 См.: Крылова Л.П. Керносовский идол (стела) // Энеолит и

бронзовый  век  Украины.  Киев,  1976;  Шилов   Ю.А.   Мифы   о

"космических  странниках"  и  календарная  служба Европы V -- I

тысячелетия до н.э. // Историко-астрономические исследования --

1991. М., 1992. Он же. Прародина ариев: История, обряды и мифы.

Киев, 1995.

     10 См.: Розанов  В.В.  Из  восточных  мотивов  //  В  мире

неясного и неразрешенного. М., 1995. С.346.

     11  Доленга-Ходаковский  З.  Разыскания касательно русской

истории // Вестник Европы. 1819. No20. С. 284.

     12 Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в четырех  томах.  Т.1.

М., 1995. С. 359.

     13 Вернадский Г.В. Древняя Русь. М., 1996. С. 283.

     14  Цит. по: Лосев А.Ф. Теогония и космогония // Мифология

греков и римлян. М., 1996. С. 784, 786.

     15 Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980. С.11.

     16 Генон Р. Символы священной науки. М., 1997. С.53.

     17 См.: Лосев А.Ф. Из ранних произведений.  М.,  1990.  С.

403.

     18  Цит. по: Коккьяра Дж. История фольклористики в Европе.

М., 1960. С. 378.

     19 См.: Повести временных лет  (Лаврентьевская  летопись).

Арзамас, 1993. С.39.

     20  См.:  Памятники  старинной русской литературы. Вып. З.

СПб., 1862. С. 18.

     21  См.:  Истрин  В.М.  Откровение  Мефодия  Патарского  и

апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской

литературе. М,. 1897. С. 118.

     22  См.:  Памятники  старинной  русской литературы. Вып.3.

СПб., 1862. С. 18, 19.

     23 См.: Федоров Ф.Н. Собрание сочинений в  четырех  томах.

Т.I. М.,1995. С. 226, 204, 205, 243.

     24 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863.

С. 349.

     25 См.: Елачич Е.А. Крайний Север как родина человечества.

СПб., 1910.

     26  См.:  Струнина  М.  Где жили гипербореи? // Техника --

молодежи. 1984. No10; Нейман В. Арктида --  легендарная  страна

//  Там  же;  Темкин Г. Колыбель под семью звездами // Дорогами

тысячелетий. Сб. исторических очерков и статей. Кн.2. М., 1988;

Дугин А. Гиперборейская теория. М., 1993; Генон Р. Атлантида  и

Гиперборея;  Асов  А.  Времена  Святогора;  Константоновский А.

Златые крылья прародины; Лазарев Е. Желанный берег изгнанных из

рая; Рыжов Э. Огненный меч с юга // Наука и религия. 1994. No9;

Струнина М. Где Атлант небо держал; Грицков В. Гибель  Седьмого

континента  //  Чудеса и приключения. 1995. No2; Жарникова С.В.

Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне.  М.,

1996;  Громов  В.Е.  Вавилон  найден.  На  Севере // Российская

газета. 1996. 18 октября.

     27 См.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания в трех томах.

Т.I. М., 1961.  С.80,  92  --  93;  Святский  Д.О.  Под  сводом

хрустального  неба:  Очерки  по  астральной мифологии в области

религиозного и народного мировоззрения. СПб., 1913. С. 39.

     28 Полное собрание  русских  летописей.  Т.31.  М.,  1968.

С.11.

     29 Цит.по: Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом

развитии. М., 1957. С. 405.

     30 См.: Леббок Дж. Доисторические времена, или Первобытная

эпоха человечества. М., 1876. С. 33 -- 35.

     31 Страбон. География. М., 1994. С.106.

     32  Древнегреческий текст Сивиллиных книг и перевод стихов

97 -- 157, где приводится история титанов, даны в Приложении  I

к   кн.:  Гаркави  А.Я.  О  первоначальном  обиталище  семитов,

индоевропейцев и хамитов. СПб., 1872. С.113  --  118.  Известны

иные   --   более   поздние  и  христианизированные  --  версии

знаменитых книг (см.: Книги Сивилл. М., 1996).

     33 См.: Словарь русского языка XI -- XVII вв. Вып. 8.  М.,

1981 С.14, 72.

     34 Плутарх. Об Исиде и Осирисе // Вестник древней истории.

1977. No4. С.243.

     35 Макушев В. Сказания иностранцев о быте и нравах славян.

СПб., 1861. С. 82.

     36   Ковалевский  А.П.  Книга  Ахмера  ибн-Фалдана  о  его

путешествии на Волгу в 921  --  922  гг.  (Статьи,  переводы  и

комментарии). Харьков, 1956. С.139.

     36-а   Цит.   по:  Лосев  А.Ф.  Античная  мифология  в  ее

историческом развитии. С.420.

     37 Бурцев А.Е. Обзор  русского  народного  быта  Северного

края. Т. 2. СПб., 1902. С.103.

     38  Ломоносов  М.В.  Избранные  произведения в двух томах.

Т.1. М., 1986. С. 424.

     38-а Цит. по: Хэнкок Г. Следы Богов. М., 1997. С 15 -- 16.

     39  Литература  Древнего  Востока.  Иран,   Индия,   Китай

(тексты). М., 1984. С. 196 -- 197.

     40  Геродот.  История в девяти книгах. Л., 1972. С. 124 --

125.

     40-а Чертков А.Д. О языке пеласгов, населявших  Италию,  и

сравнении  его  с древле-словенским // Временник императорского

Московского общества истории и древностей российских.  Кн.  25.

М.,1857, С. 58 -- 59.

     41  Пиндар.  Геракл  Гиперборейский  // Оды. Фрагменты. М.

1980. С.20-21.

     42 См.: Лукиан. Собрание  сочинений  в  двух  томах.  Т.2.

М.-Л.,   1935.   С.  328  --  329.  В  жизнеописаниях  Пифагора

содержатся намеки о его связях с Гипербореей: Пифагор общался с

гиперборейцами,   а    ученики    именовали    его    Аполлоном

Гиперборейским  (см.:  Ямвлих. Жизнь Пифагора // Человек. 1997.

No3.).

     43 См.: Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М.,  1957.  С.

63 -- 86.

     44  См.:  Толстой  И.И.  О  русских  амулетах,  называемых

змеевиками // Записки Русского археологического общества. СПб.,

1888. Т.3. Вып.3/4.

     45 См.: Рапов О.М. Знаки Рюриковичей и  символ  сокола  //

Советская археология. 1968. No3.

     46 См.: Мифы индейцев Южной Америки. СПб., 1994. С. 155 --

157, 305.

     47 Песни, собранные П.В.Киреевским. Вып.4. М., 1862. С.17.

     48   См.:   Срезневский   И.И.  Исследование  о  языческом

богослужении древних славян. СПб., 1848. С. 29.

     49 См.: Денисова И. М. Вопросы изучения культа  священного

дерева у русских. М., 1995.

     50  См.: Русский эротический фольклор. М., 1995. С. 245 --

285.

     51 Костомаров Н.И. Славянская мифология. Киев, 1847. С.41.

     52 Песни, собранные П.Н.  Рыбниковым.  Т.З.  Петрозаводск,

1864. С.321.

     53  См.:  Анучин  Д.Н. К истории ознакомления с Сибирью до

Ермака. Древнее  русское  сказание  "О  человецех  незнаемых  в

Восточной    стране"    //    Древности.    Труды   Московского

археологического общества. Т.14. М., 1890. С. 232 -- 233.

     54 См.: Эрбен (Ербен) К.Я. О славянской мифологии. (Письмо

к А.Ф.Самарину). // Русская беседа. 1857. Кн.4. С.82.

     55 См.: Афанасьев А.Н. Несколько слов о соотношении  языка

с   народными   поверьями  //  Происхождение  мифа.  Статьи  по

фольклору, этнографии и мифологии. М., 1996.  С.  206  --  207,

391.

     56  См.:  Ларин  Б.А. Об архаике в семантической структуре

слова  (яр  --  юр  --  буй)  //   История

русского  языка  и  общее  языкознание  (Избранные работы). М.,

1977. С. 90-91.

     57  См.:  Афанасьев  А.Н.   Языческие   представления   об

Острове-Буяне  // Временник императорского Московского общества

истории  и  древностей  российских.  Кн.9.  М.,  1851;  Он  же.

Поэтические  воззрения  славян на природу. Т.2. М., 1868. С.132

-- 133.

     58 Соболев А. Обряд  прощания  с  землей  перед  исповедью

(заговоры и духовные стихи). Владимир, 1914. С. 17 -- 24.

     59  См.:  Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности.

Т.1. М., 1897. С.209.

     60 Русские заговоры. М., 1993. С.125.

     61  Те  немногие  былины,  которые  удалось   записать   в

Малороссии,   посвящены   "младшим   богатырям"   и   близки  к

историческим песням (См.: Веселовский А.Н. Южнорусские  былины.

Т.1-2. СПб., 1881 -- 1884).

     62  Великорусские  сказки  в  записях И.А.Худякова. М.-Л.,

1964. С.194. Более поздний сокращенный  вариант,  записанный  в

тех  же  местах, интересен изменением и самого имени героини --

Снежурочка (см.: Песни и  сказки  пушкинских  мест.  М.,  1979.

С.183 -- 184).

     63  Мережковский  Д.С.  Атлантида -- Европа: Тайна Запада.

М., 1992. С.194 -- 195.

     64 См.: Толстой И.И. Остров Белый и Таврика на  Евксинском

Понте. Пг., 1918.

     65 См.: Памятники отреченной русской литературы. Т.2. СПб,

1863. С. 78 -- 92.

     66  Полное собрание русских летописей. Т.6. СПб., 1853. С.

88 -- 89.

     67 Клюев Н.А. Письма к Н.Ф.Христофоровой-Садомовой, Томск,

сентябрь -- начало октября 1936 г. // Новый мир. 1988. No8.  С.

196.

     68 См., напр.: Куратов А.А. О каменных лабиринтах Северной

Европы: Опыт классификации //Советская археология. 1970. No 1.

     69 См.: Святский Д.О. Соловецкие лабиринты и культ Солнца.

// Мироведение, Т.17. 1928. No2. С. 114 -- 115.

     70  См.:  Шейн  П.В.  Великорусс  в своих песнях, обрядах,

обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. СПб., 1900.  Т.1.

Вып.1. С.348.

     71  См.: Фролов Б.А. Происхождение календаря. // Календарь

в культуре народов мира. М., 1993. С. 17, 36.

     72 См.: Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 192,

210, 211, 233, 245, 425 и др.; Эпоха бронзы Кавказа  и  Средней

Азии:  Ранняя  и  средняя  бронза Кавказа. М., 1994. С. 19, 40,

267, табл. VII и др.

     73 Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень. Мурманск,  1982.

С.105.

     74   Священник   А.Грандилевский.   Родина  Ломоносова  (в

доисторические времена). //  Известия  Архангельского  общества

изучения Русского Севера. 1909. No 12. С.39.

     75 См.: Стингл М. Индейцы без томогавков. М., 1978. С. 141

-- 142.

     76  См.: Симченко Ю.Б. Тамги народов Сибири XVII века. М.,

1965. С. 38, 137, 139, 141 и др. Здесь  же  приведены  тамги  в

виде  трезубцев  (С.41,  179) и свастики -- еще одного древнего

сакрального символа  Солнца  (С.  114,  115,  165).  Последнее,

кстати,     вопреки    утверждениям    фашистских    идеологов,

неопровержимо   доказывает    неарийское    (неиндоевропейское)

происхождение  свастики, широко распространенной также у саамов

(лопарей), единственного непришлого северного народа,  издревле

живущего  за  полярным кругом с доисторических и гиперборейских

времен.

     77  См.:  Иванов  С.В.   Орнамент   народов   Сибири   как

исторический источник. М.-Л., 1963. С.464 -- 473.

     78  См.:  Фробениус  Л.  Детство человечества. СПб., 1910.

С.303.

     79 Генон Р. Символы священной науки. М., 1997. С.  137  --

141.

     80  См.: Цицерон. О природе богов // Философские трактаты.

М., 1985. С. 175.

     81 См., напр.: Кейпер Ф.Б.Я. Космология и зачатие // Труды

по ведийской мифологии. М., 1986; Слингер П., Дуглас  Н.  Тайны

пола. М., 1993.

     82  См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.5.

М.-Л., 1962. С.36.

     83 Великорусские заклинания.  Сборник  Л.Н.Майкова.  СПб.,

1994. С. 15 -- 16.

     84     См.:     Иловайский     Д.И.     Собиратели    Руси

(Московско-литовский период, или Собиратели  Руси).  М.,  1996.

С.165 -- 166.

     85  См.: Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.

С.40.

     86 См.: Гальковский Н.М. Борьба христианства  с  остатками

язычества в Древней Руси. Т.1. Харьков, 1916. С.51.

     87  Путевые  заметки  Эриха Лассоты, отправленного римским

императором Рудольфом к запорожцам в 1594 г. Спб., 1873. С.  22

-- 23.

     88  См.:  Никольский  Н.М.  Этюды  по  истории финикийских

общинных и земледельческих культов. Минск, 1947. С. 168 -- 169.

     89   См.:   Яншина   Э.М.    Формирование    и    развитие

древнекитайской мифологии. М., 1984. С. 34.

     90  См.:  Фурдуй  Р.С., Швайдак Ю.М. Прелесть тайны. Киев,

1992. С. 9-37.

     91 Никифоров А.И.  Просто  о  Севере:  Впечатления.  Думы.

Встречи // Русский эротический фольклор. М., 1995. С. 524.

     92  См.:  Пискарев  А.И.  О местонахождении каменных баб в

России //  Записки  императорского  археологического  общества,

Т.3.  СПб.,  1851.  Норцов  А.Н. Древнейшая история Тамбовского

края по греческим писателям. Тамбов, 1901. Уваров А.С. Сведения

о каменных бабах (с 40 рис.) // Сборник мелких трудов, Т.2. М.,

1910.

     93  См.:  Сумцов   Н.Ф.   Культурные   переживания:   186.

Религиозно-мистическое   значение   каменных  баб  //  Киевская

старина. 1890. No7.

     94 См.:  Казанский  Н.Н.  К  этимологии  теонима  Гера  //

Палеобалканистика и античность. М., 1989. С. 54 -- 58.

     95   См.:  Гусева  Н.Р.  Арктическая  родина  в  Ведах  //

Древность: Арьи, Славяне. М., 1996. С. 8-9.

     96 Цит.: Тураев Б.А. Бог Тот: Опыт исследования в  области

истории древнеегипетской культуры. Лейпциг, 1898. С.95.

     97   Б.А.Тураев  приводит  список  из  170  (!)  различных

эпитетов Тота-Гермеса. См.: Там же. С.167 -- 175.

     98 См.: Вико Д. Основания новой  науки  об  общей  природе

наций. Л., 1940. С. 50.

     99 Плутарх. Моралии // Вестник древней истории. 1978. No1.

С. 239.

     100 См.: Церен Э. Лунный Бог. М., 1976. С. 208 -- 209.

     101  Цит.  по : Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год

сказаний,  поверий,  обычаев  и   пословиц   русского   народа.

Смоленск, 1995. С.53.

     102 См.: Ермолов А.С. Народное погодоведение. М., 1995. С.

264, 265 и сл.

     103 См.: Богораз-Тан В.Г. Чукчи. Т. 2. Л., 1939. С. 130.

     104   См.:   Славянские   древности:   Этнолингвистический

словарь. Т.1. М., 1995. С. 498 -- 500.

     105  Цит.  по:  Рабинович   Б.Л.   Алхимия   как   феномен

средневековой  культуры.  М.,  1979.  С.  323.  И далее следует

философская расшифровка: "4. Солнце -- его отец. Луна -- матерь

его. Ветер вынашивает его во чреве  своем.  Земля  вскармливает

его.  5.  Единое,  и  только  оно,  --  первопричина всяческого

совершенства  --  повсеместно,  всегда.  6.   Мощь   его   есть

наимощнейшая  мощь  --  и  даже  более  того!  --  и  явлена  в

безграничии своем на земле ..." (Там же. С. 324).

     106 См.: Гомеровские гимны:  III  К  Гермесу  //  Античные

гимны. М., 1988.

     107 Платон. Тимей // Сочинения в трех томах. Т.3. Ч.1. М.,

1971. С.463.

     108 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. С.39.

     109  Цит. по: Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб.,

1914. С. 385.

     110  См.:  Никольский   Н.М.   Происхождение   и   история

белорусской свадебной обрядности. Минск, 1956.

     111  См.:  Болсуновский К.В. Жертвенник Гермеса-Световида:

Мифологическое исследование. Киев, 1909.

     112 См.: Зелинский Ф.Ф. Гермес Трижды-Великий // Из  жизни

идей. Т.З. СПб., 1907. С.90.

     113 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М. 1992 С.99.

     114  Мюллер М. Сравнительная мифология // Летописи русской

литературы и древности. Т.5. М., 1863. С. 75.

     115 Буслаев Ф.И. Волот Волотович  //  Исторические  очерки

русской  народной поэзии и искусства. Т.1. СПб, 1861. С. 455 --

469.

     116 Младшая Эдда. Л. 1970. С. 24 -- 25.

     117 Бессонов П.А. Калики перехожие. Ч.1. Вып.2. М.,  1861.

С.340.

     118 Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI --

XIX веков. М., 1991. С. 36.

     119  См.:  Максимович  М.А. В каком веке жил Илья Муромец?

//Собрание сочинений в трех томах. Т.1. Киев, 1876. 123 -- 126.

     120 Илья Муромец. М., 1958. С. 13.

     121 Беломорские былины, записанные А.Марковым.  М.,  1901.

С.307 -- 309.

     122  Онежские  былины,  записанные  А.Ф.Гильфердингом. 2-е

издание. Т. 1. СПб., 1894. С.5.

     123 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. 2-е издание. Т.1. М.,

1909. С.9.

     124 Великорусские  заклинания.  Сборник  Л.Н.Майкова.СПб.,

1994. С.15.

     125 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. 1-е издание. Ч.1. М.,

1861. С. 40 -- 41.

     126  См.:  Стасов  В.В.  Происхождение  русских  былин  //

Вестник Европы. 1868. No 3. С. 225 -- 262.

     127   Бессонов   П.А.   Заметка   //   Песни,    собранные

П.Н.Рыбниковым. Т.2. М.,1861. С. СХХХ.

     128    Бессонов   П.А.   Заметка   //   Песни,   собранные

П.В.Киреевским. Вып. 4. М., 1862. С. СXXIX.

     129 См.: Славянские древности: Этнолингвистический словарь

в пяти томах. Т. 1. М., 1995. С. 195.

     130 См.: Янчук Н.А. К вопросу  об  отражении  апокрифов  в

народном  творчестве  //  Известия  отделения  русского языка и

словесности (ИОРЯС). 1907. Т.12. Кн.1. С. 138 -- 143.

     131 Цит. по:  Порфирьев  И.Я.  Апокрифические  сказания  о

ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. С. 203 -- 204.