Часть 2

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 

     1 См.: Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана: История индийского

материализма. М., 1961. С.327.

     2  Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.

Ч.1. М., 1876. С.593.

     3 Цит. по: Алмазов А.И.  Тайная  исповедь  в  православной

восточной церкви. Т.3. Одесса. 1894. С.153.

     4  Цит.  по: Новомбергский Н. Колдовство в Московской Руси

XVII столетия. СПб., 1906. С.76.

     5 См.: Барсов Н.И. К литературе об  историческом  значении

русских  народных  заклинаний//  Русская  старина.  1893. No 1.

С.217.

     6 Аристотель. Сочинения в четырех томах.  Т.3.  М.,  1981.

С.291.

     7  См.:  Миролюбов  Ю.  Риг-Веда  и  язычество//  Собрание

сочинений. Т.4. Мюнхен, 1981. С.138 -- 139, 173.

     8 См.: Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб.,  1884.

С.142.

     9  Глинка  Г.А.  Древняя  религия  славян//  Мифы  древних

славян. Саратов, 1993. С.112.

     10 Касторский М.  Начертания  славянской  мифологии.  СПб,

1841. С.121.

     11 См.: Эпштейн М.П. Учение Якова Абрамова в изложении его

учеников// Логос. Л., 1991. С.245 -- 252.

     12 См.: Сторожевы А. и В. Россия во времени. Кн.1. Древняя

история сибирских и славянских народов. Сургут -- Москва. 1997.

С.21.

     13 Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С.29.

     14   См.,   напр.:   Махабхарата.   Книга  третья.  Лесная

(Араньякапарва). -- М.: Наука, 1987. С.22 -- 23.

     15 См.,  напр.:  Плутарх.  Застольные  беседы.  М.,  1990.

С.198, 488.

     16 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.

Т.2. М., 1876. С.291.

     17   См.:  Васильев  М.А.  "Хорс  жидовин":  древнерусское

языческое  Божество  в  контексте   проблем   Khazaro-Slavica//

Славяноведение. 1995. No 2.

     18  См.:  Срезневский  И.И.  Об  обожании Солнца у древних

славян// Журнал министерства народного просвещения. Ч.51. 1846.

С.36 -- 37.

     19  Колчин  А.  Верования  крестьян  Тульской   губернии//

Этнографическое обозрение. 1899. N 3. С.4-6.

     20 См.: Шепинг Д.О. Мифы славянского язычества. М., 1849.

     21  См.:  Русские  Веды.  М.,  1992.  С.298, Баженова А.И.

Солнечные боги славян// Предисловие к кн.: Мифы древних славян.

Саратов, 1993. С.13.

     22 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С.246.

     23 См.: Иванов Вячеслав.  Пролегомены  о  демонах:  Лик  и

личины России// Собрание сочинений. Т.3. Брюссель, 1979. С.245.

     24  См.:  Ошар  П.  Символ  креста//  Атеист. 1927. No 16.

Оттиск данного номера журнала, содержащий тематическую подборку

из нескольких переводных статей, обосновывающих в том  числе  и

"огненные  корни"  символа  креста,  был  также  издан  в  виде

отдельной брошюры под названием "История креста".

     25 См.: Потебня А.А. О  некоторых  символах  в  славянской

народной поэзии// Слово и миф. С.290-291, 296, 299.

     26  Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия

и поэзия. М., 1880. С.70.

     27  Календарные  обычаи  и  обряды  в  странах  Зарубежной

Европы:  летне-осенние  праздники. М., 1978. С.186. (Интересно,

что Моравия -- это название  исторической  чешской  области,  и

река  Морава  --  производные  от  того же общеиндоевропейского

корня "мор", от которого образовано и слово "Морена").

     28 Цит. по:  Иванов  И.  Культ  Перуна  у  южных  славян//

Известия  Отделения русского языка и словесности (ИОРЯС). 1903.

Кн.4. С.152.

     29 Сумцов Н.Ф. О  народных  воззрениях  на  новорожденного

ребенка//  Журнал  министерства  народного  просвещения. Ноябрь

1880. Ч.212. С.92 -- 93.

     30 См.: Кейпер Ф.Б.Я.  Космогония  и  зачатие//  Труды  по

ведийской мифологии. М., 1986.

     Аналогичные   выводы   получены   в   результате  новейших

психологических исследований с помощью ЛСД  (см.:  Гроф  С.  За

пределами   мозга.  М.,  1993;  Он  же.  Области  человеческого

бессознательного. М., 1994).

     31 См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах.  Т.5.

М.-Л., 1962. С.36.

     32  См.:  Великорусские  заклинания. Сборник Л.Н. Майкова.

СПб., 1994. С.15 -- 16.

     33 См.: Телегин С.М. Мифология восточных славян. М., 1994.

С.25.

     34 См.: Зарубин Л.А. Сходные изображения Солнца и  зари  у

индоарийцев  и  славян//  Советское славяноведение. 1971. No 6.

С.72; Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950. С.23.

     35 См. илл. в кн.:  Петровский  Н.С.,  Белов  А.М.  Страна

Большого Хани. М., 1973. С.388 -- 389.

     36  См.:  Ефименко  П. О Яриле, языческом Божестве русских

славян. СПб., 1869. С.9.

     37 См.: Элиаде М. Космос и история. С.66 и последующие.

     38 Отсюда же  вытекает  понятие  значительного  временного

отрезка  --  "Эра"  (из  латинского  языка)  и  представление о

воздушной стихии, откуда через греческую основу "аэр"  возникло

множество словесных новообразований, начинающихся с "аэро-".

     39  См.:  Русская ономастика и ономастика России. Словарь.

М., 1994. С.287.

     40 См.: Волошина Т.А., Астапов  С.Н.  Языческая  мифология

славян. Ростов н/Д, 1996. С.82 -- 91.

     41 См.: Шилов Ю.А. Прародина ариев: История, обряды, мифы.

Киев, 1995.

     42  См.:  Шилов Ю.А. Космические тайны курганов. М., 1990.

С.  255  --  257.  Автор  проводит  аналогии  между  шумерскими

представлениями   о   мироздании  и  сходными  (по  композиции)

изображениями на стенах могильника кургана Солнца  и  шумерских

печатях.   Не   вызывает   сомнения   общность  космологических

представлений. Кроме того, имеются бесспорные  свидетельства  о

прямых  контактах,  в  частности,  при  раскопках в южнорусских

степях были обнаружены предметы шумерского происхождения.

     43 См.: Афанасьев А.Н.  Поэтические  воззрения  славян  на

природу. Т.3. М., 1869. С.196 -- 197.

     44 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.

Т.3. М., 1869. С.206 -- 207.

     45   См.:   Сумцов   Н.Ф.  Религиозно-мифическое  значение

малорусской свадьбы. Киев, 1885.

     46 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.

Ч.2. М., 1879. С.269.

     47 Рукописи графа А.С.Уварова. Т.2. СПб., 1858.  С.122  --

123.

     48  См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.163

-- 164.

     49 См.: Пушкин А.С. Полное  собрание  сочинений  в  десяти

томах. Т.3. М., 1957. С.456.

     50  Надеждин  Н.И.  О  русских  народных  мифах и сагах, в

применении их к географии и  особенно  к  этнографии  русской//

Русская беседа. 1857. No 3. С.5.

     51  Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского

населения северо-западного края. Т.2. СПб., 1893. С.178.

     52 Мифология древнего мира. М., 1977. С.341.

     Подобные  вопросы  были   распространены   не   только   в

индоевропейской,  но  и  в  иных  культурах.  Так, в знаменитых

"Вопросах к небу" древнекитайского поэта Цюй Юаня  (IV-III  вв.

до н.э.) спрашивается:

     Каков был довременный мир --

     Чей может высказать язык?

     Кто Твердь и Землю -- "Верх и Низ" --

     Без качеств и без форм постиг?

     Во тьме без дна и без краев

     Свет зародился от чего?..

     53  Хомяков  А.С.  О  старом и новом: Статьи и очерки. М.,

1988. С.301 -- 302.

     54 См.: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М.,  1965.  С.41  --

42.

     55  Уоллис  Бадж  Е.А. Путешествие души в царстве мертвых:

Египетская Книга мертвых. М., 1995. С.197 -- 198.

     56  Франк-Каменецкий  И.Г.  Адам  и  Пуруша:  Макрокосм  и

Микрокосм в иудейской и индийской космогонии// Памяти академика

Н.Я. Марра. М.-Л., 1938. С.466 -- 467.

     57 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863.

С.448.

     58    Песни    русских    сектантов   мистиков//   Записки

императорского Русского географического общества  по  отделению

этнографии. Т.35. СПб., 1912. С.49.

     59 Там же. С.119.

     60 См.: Панов И. Ересь жидовствующих// Журнал министерства

народного  просвещения.  1877.  Ч. 189 -- 190 (январь -- март);

Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные  еретические  движения

на Руси. М.-Л., 1955.

     61   См.:   Соболевский  А.И.  Литература  жидовствующих//

Переводная литература Московской Руси XIV -- XVII  века.  СПб.,

1903; Келтуяла В.А. Курс истории русской литературы. Ч.1. Кн.2.

СПб., 1911; Пыпин А.Н. История русской литературы. Т.1-2. СПб.,

1902;  Сперанский  М.Н. История древней русской литературы. М.,

1914; Тихонравов Н.С. Древняя русская литература// Сочинения  в

трех томах. Т.1. М., 1898.

     62 Цит. по: Соболевский А.И. Указ. соч. -- С.409 -- 410.

     63 Святский Д.О. Астрономическая книга "Шестокрыл" на Руси

XV века. -- Мироведение, 1927, т.16. -- С.68.

     64 См.: Башем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. С.513

-- 515.

     65 См.: Воеводский Л.Ф. Каннибализм в греческой мифологии.

СПб., 1874. С.281.

     66 Волошин М.А. Лики творчества. Л., 1988. С.110.

     67   См.:   Сумцов  Н.Ф.  Мышь  в  народной  словесности//

Этнографическое обозрение. 1891. No 1. С.91.

     68 См.: Сумцов Н.Ф.  Писанки.  Киев,  1891.  С.32  --  36.

Автор,    известный    русский   профессор-этнограф,   отмечает

повсеместность     распространения     пятиконечной      звезды

(пентаграммы)  в  прошлом  у  различных народов: на Королинских

островах пятиугольные звезды выкалывались в виде татуировок;  в

Марокко   используются  как  амулеты;  лопари  в  тундре  метят

звездами оленей; в Древнем  Риме  и  Византии  их  выбивали  на

щитах; находят пентограммы и на доисторических мечах. Точно так

же свастику, помимо индоарийцев, использовали монголы, тибетцы,

финикийцы,   этруски,   финны.   Выводы  ученых  прошлого  века

подтверждаются и дополняются современными исследованиями.  Так,

израильский   историк   А.Голан,   издавший   свод   древнейшей

символики, приводит  многие  десятки  изображений  свастики  из

культур  эпохи  неолита,  энеолита,  бронзы и железного века, а

также взятые  из  различных  периодов  истории  народов  Индии,

Ирана,  Кавказа,  Древней  Азии,  Европы,  Сибири, доколумбовой

Америки  и  т.д.  Аналогичным   образом   пятиконечная   звезда

встречается  у  древних  народов  Малой  Азии,  Шумера,  Крита,

Египта,  Ирана,  Грузии,  Осетии,  Испании,  Чехии,   Словакии,

Венгрии,  России.  Примерно  тот  же  ареал распространения и у

шестиконечной   звезды,   которая,   по   мнению   израильского

исследователя,    стала    специфическим   еврейским   символом

сравнительно недавно; он был заимствован иудейскими  идеологами

и  стал  использоваться как самостоятельный еврейский символ не

ранее 12 -- 14 вв. (см.: Голан А. Миф и символ. М., 1893. С.119

-- 122; 148 -- 153; рис.212 -- 234; 316 -- 327).

     69 Цит. по: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на

природу. Т.1. М., 1865. С.535 -- 536.

     70 См.: Коробко Н.И. Образ птицы, творящей мир, в  русской

народной  поэзии  и  письменности// Известия отделения русского

языка и словесности императорской академии  наук.  1909.  Т.14.

Кн.4. С.185.

     71  Песни,  собранные П.Н.Рыбниковым. Издание второе. Т.3.

М., 1910. С.186.

     72  Цит.  по:  Сумцов  Н.Ф.  Очерки  истории   южнорусских

апокрифических  сказаний и песен. Киев, 1888. С.23. Аналогичную

космогоническую  легенду,  но  из   другого   списка   приводит

А.Н.Афанасьев  во  2-м  томе  "Поэтических  воззрений славян на

природу". С.463.

     73  См.:  Смоленский  этнографический  сборник   (составил

В.Н.Добровольский). Ч.1.СПб., 1891. С.229 -- 230.

     74 Там же, с.235.

     75 Этнографическое обозрение. 1909. No 2. С.171 -- 172.

     76  См.:  Булашев Г.О. Украинский народ в своих легендах и

религиозных воззрениях и верованиях.  Вып.  1:  Космологические

украинские народные воззрения и верования. Киев, 1909.

     77 Украинские сказки в двух книгах. Кн.2. М., 1993. С.14.

     78   См.:   Веселовский  А.  К  вопросу  о  дуалистических

космогониях// Этнографическое обозрение. 1890. No 2. С.43.

     79 См.: Уваров П.С. Алконост// Сборник мелких трудов. Т.1.

М., 1910. С.304 -- 305.

     80 См.: Словарь античности. М., 1989. С.264.

     81  С.:  Успенский  Б.А.  Вопрос  о  сирийском   языке   в

славянской   письменности:   почему   дьявол   может   говорить

по-сирийски?// Избранные труды. Т.2. Язык и культура. М., 1994.

С.49 -- 50.

     82 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М.,  1981.

С.476 -- 477.

     83  Соколов  М.И.  Феникс  в  апокрифах об Енохе и Варухе.

СПб., 1904. С.8-9.

     84 Цит. по: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965. С.150.

     85    Лосев    А.Ф.    Олимпийская    мифология    в    ее

социально-историческом     развитии//     Труды     Московского

государственного  педагогического  института  им.   В.И.Ленина.

Т.72. Вып.3. М., 1953. С.47.

     86  Подробнее  о  древнерусских  свастиках,  восходящих  к

доиндоевропейским временам, см.: Жарникова С.В.  Древние  тайны

Русского Севера// Древность: Арьи. Славяне. М., 1996. Старожилы

Севера    рассказывают,    что   в   годы   войны   специальные

уполномоченные НКВД  добирались  до  самых  глухих  деревень  с

единственной  целью:  изъять  и уничтожить традиционные рубахи,

передники,  полотенца  и  т.п.,  на   которых   испокон   веков

вышивались свастики.

     87  См.: Бобринской А.А. О некоторых символических знаках,

общих первобытной орнаметике всех народов Европы и Азии// Труды

Ярославского  областного  съезда   исследователей   истории   и

древностей Ростово-Суздальской области. М., 1902.

     88  См.:  Рыбаков  Б.А.  Язычество Древней Руси. М., 1987.

С.469.

     89 См.: Миролюбов  Ю.  Собрание  сочинений.  Т.6.  Русская

мифология. Мюнхен, 1982. С.51 -- 52.

     90 См.: Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила.

Т.2. М., 1993. С.297 -- 299.

     91   Снегирев  И.М.  Русские  простонародные  праздники  и

суеверные обряды. Вып. 2. М., 1838. С.68 -- 69.

     92 См.: Шрадер О. Индоевропейцы. СПб., 1913. С.181 -- 182.

     93 См.:  Дмитриева  С.И.  Фольклор  и  народное  искусство

русских Европейского Севера. М., 1988. С.57.

     94  Цит. по: Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей

о славянах и русских (с половины VII века до конца  X  века  по

Р.Х.). СПб., 1870. С.125.

     95  См.:  Словарь русского языка XI -- XVII вв. Вып.7. М.,

1980. С.231, 242.

     96 См.: Славянские древности: Этнолингвистический  словарь

в пяти томах. Т.1. М., 1995. С.314 -- 315.

     97  См.:  Гумилев  Л.Н.  Бон (древняя тибетская религия)//

Древний Тибет. М., 1996. С.274.

     98 См.: Славянский фольклор: Тексты. М., 1987. С.184.

     99  Плотин.  Эннеады,  III  8,  10//   Антология   мировой

философии. Т.1. Ч.1. М., 1969. С.551.

     100  См.:  Костомаров Н.И. Славянская мифология. М., 1995.

С.5.

     101 Ткаченко Г.А. Госмос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в

"Люйши чунцю". М., 1990. С.40,47.

     102   См.:    Двойрин    Г.Б.    Единая    голографическая

информационная теория Вселенной. СПб., 1996. С.17 -- 18.

     103  Цит.  по:  Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев,

1977. С.9-10.

     104 См.: Константин Багрянородный. Об управлении империей.

М., 1991. С.49; Ивакин Г.Ю. Священный  дуб  языческих  славян//

Советская этнография. 1979. No 2.

     105  Памятники  отреченной  русской  литературы.  Т.2. М.,

1863. С.348 -- 349.

     106 См.: Шарль де Бросс. Оракул Додоны// Шарль де Бросс  о

фетишизме. М., 1973.

     107  См.: Русский эротический фольклор. М., 1995. С.245 --

309.

     108 См. фото в кн.: Тахо-Годи  А.А.  Греческая  мифология.

М., 1989. С.124.

     109 См.: Иванов В.И. Дионис и прадионисийство, СПб., 1994.

С.188 -- 191.

     110 См.: Никольский Н.М. Дохристианские верования и культы

днепровских славян. М., 1929. С.12.

     111  Цит.  по: Никольский Н.М. История русской церкви. М.,

1985. С.40.

     112 См.:  Дэвлет  М.А.  Листы  каменной  книги  Улуг-Хема.

Кызыл, 1990. С.95.

     113  См.:  Максимова  А.Г.,  Ермолаева А.С., Марьяшев А.Г.

Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата, 1985. С.37.

     114 См.: Барсов Е.В. Об олонецких  древностях//  Древности

(труды)  Московского  археологического общества. Т.7. М., 1878.

С.229 -- 230.

     115 См.: Шаповалова Г.Г. Севернорусская легенда об олене//

Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973.

     116 См.: Сумцов Н.Ф. Тур  в  народной  словесности.  СПб.,

1887. С.14.

     117  Цит.  по:  Бернштам Т.А. Следы архаических ритуалов и

культов в русских  молодежных  играх  "ящер"  и  "олень"  (опыт

реконструкции)//  Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции

фактов традиционной культуры. Л., 1990. С.32.

     118 См.: Белорусский сборник. Вып.3. Витебск, 1887.  С.292

-- 295.

     119    Колесница   Солнца.   Восемь   тетрадей   индийской

классической лирики в переводах С.С.Верцевой. М.: Наука,  1991.

С.5.

     120  Авеста;  избранные  гимны.  М.: Дружба народов, 1993.

С.54.

     121 См.: Афанасьев А.Н. Поэтические  воззрения  славян  на

природу. Т.1. М., 1865. С.631.

     122    Сумцов   Н.Ф.   Заяц   в   народной   словесности//

Этнографическое обозрение. 1891. No 3.

     123 См.: Русская сказка: Избранные мастера. Т.1. Л., 1931.

С.224 --  236.  Сказка  об  Иване-Кобылине  сыне  имеется  и  в

сборнике И.А.Худякова.

     124 См.: Лауэнштайн Д. Эливсинские мистерии. М., 1996.

     125   См.:   Мельников-Печерский   П.И.   Полное  собрание

сочинений. Т.3. Кн.6. СПб., 1909. С.4 -- 5.

     126 Мельников-Печерский П.И.  Полное  собрание  сочинений.

Т.3. Кн.7. СПб., 1909. С.256 -- 258.

     127  Памятники литературы Древней Руси: XIV -- середина XV

века. М., 1981. С.169.

     128 Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т.9. М.,  1952.

С.421.

     129  Соловьев  В.С. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1989.

С.355.

     130 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения.

М., 1994. С.166.

     131 Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. Париж, 1946.

С.7.

     132 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины.  Т.1.  М.,

1990.  С.375.  См.  также: Флоренский П.А. София// Богословский

вестник. 1911. No 6. С.598.

     133 См.: Розанов В.В.  Люди  лунного  света.  СПб.,  1913.

С.31.

     134  Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати

томах. Т.14. Л., 1976. С.328.

     135 Цит.  по:  Смирнов  С.И.  Исповедь  земле//  Чтения  в

императорском  Обществе  истории  и  древностей  российских при

Московском университете. Кн. 249. М., 1914.

     136 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в  тридцати

томах. Т.6. Л., 1976. С.405.

     137  См.: Клюев Н.А. Письмо Н.Ф.Христофоровой-Садомовой от

5 апреля 1937 г. Новый мир. 1988. No 8. С.200.

     138 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения.

М., 1994. С.166.

     Конец книги

 

     1 См.: Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана: История индийского

материализма. М., 1961. С.327.

     2  Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.

Ч.1. М., 1876. С.593.

     3 Цит. по: Алмазов А.И.  Тайная  исповедь  в  православной

восточной церкви. Т.3. Одесса. 1894. С.153.

     4  Цит.  по: Новомбергский Н. Колдовство в Московской Руси

XVII столетия. СПб., 1906. С.76.

     5 См.: Барсов Н.И. К литературе об  историческом  значении

русских  народных  заклинаний//  Русская  старина.  1893. No 1.

С.217.

     6 Аристотель. Сочинения в четырех томах.  Т.3.  М.,  1981.

С.291.

     7  См.:  Миролюбов  Ю.  Риг-Веда  и  язычество//  Собрание

сочинений. Т.4. Мюнхен, 1981. С.138 -- 139, 173.

     8 См.: Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб.,  1884.

С.142.

     9  Глинка  Г.А.  Древняя  религия  славян//  Мифы  древних

славян. Саратов, 1993. С.112.

     10 Касторский М.  Начертания  славянской  мифологии.  СПб,

1841. С.121.

     11 См.: Эпштейн М.П. Учение Якова Абрамова в изложении его

учеников// Логос. Л., 1991. С.245 -- 252.

     12 См.: Сторожевы А. и В. Россия во времени. Кн.1. Древняя

история сибирских и славянских народов. Сургут -- Москва. 1997.

С.21.

     13 Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С.29.

     14   См.,   напр.:   Махабхарата.   Книга  третья.  Лесная

(Араньякапарва). -- М.: Наука, 1987. С.22 -- 23.

     15 См.,  напр.:  Плутарх.  Застольные  беседы.  М.,  1990.

С.198, 488.

     16 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.

Т.2. М., 1876. С.291.

     17   См.:  Васильев  М.А.  "Хорс  жидовин":  древнерусское

языческое  Божество  в  контексте   проблем   Khazaro-Slavica//

Славяноведение. 1995. No 2.

     18  См.:  Срезневский  И.И.  Об  обожании Солнца у древних

славян// Журнал министерства народного просвещения. Ч.51. 1846.

С.36 -- 37.

     19  Колчин  А.  Верования  крестьян  Тульской   губернии//

Этнографическое обозрение. 1899. N 3. С.4-6.

     20 См.: Шепинг Д.О. Мифы славянского язычества. М., 1849.

     21  См.:  Русские  Веды.  М.,  1992.  С.298, Баженова А.И.

Солнечные боги славян// Предисловие к кн.: Мифы древних славян.

Саратов, 1993. С.13.

     22 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С.246.

     23 См.: Иванов Вячеслав.  Пролегомены  о  демонах:  Лик  и

личины России// Собрание сочинений. Т.3. Брюссель, 1979. С.245.

     24  См.:  Ошар  П.  Символ  креста//  Атеист. 1927. No 16.

Оттиск данного номера журнала, содержащий тематическую подборку

из нескольких переводных статей, обосновывающих в том  числе  и

"огненные  корни"  символа  креста,  был  также  издан  в  виде

отдельной брошюры под названием "История креста".

     25 См.: Потебня А.А. О  некоторых  символах  в  славянской

народной поэзии// Слово и миф. С.290-291, 296, 299.

     26  Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия

и поэзия. М., 1880. С.70.

     27  Календарные  обычаи  и  обряды  в  странах  Зарубежной

Европы:  летне-осенние  праздники. М., 1978. С.186. (Интересно,

что Моравия -- это название  исторической  чешской  области,  и

река  Морава  --  производные  от  того же общеиндоевропейского

корня "мор", от которого образовано и слово "Морена").

     28 Цит. по:  Иванов  И.  Культ  Перуна  у  южных  славян//

Известия  Отделения русского языка и словесности (ИОРЯС). 1903.

Кн.4. С.152.

     29 Сумцов Н.Ф. О  народных  воззрениях  на  новорожденного

ребенка//  Журнал  министерства  народного  просвещения. Ноябрь

1880. Ч.212. С.92 -- 93.

     30 См.: Кейпер Ф.Б.Я.  Космогония  и  зачатие//  Труды  по

ведийской мифологии. М., 1986.

     Аналогичные   выводы   получены   в   результате  новейших

психологических исследований с помощью ЛСД  (см.:  Гроф  С.  За

пределами   мозга.  М.,  1993;  Он  же.  Области  человеческого

бессознательного. М., 1994).

     31 См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах.  Т.5.

М.-Л., 1962. С.36.

     32  См.:  Великорусские  заклинания. Сборник Л.Н. Майкова.

СПб., 1994. С.15 -- 16.

     33 См.: Телегин С.М. Мифология восточных славян. М., 1994.

С.25.

     34 См.: Зарубин Л.А. Сходные изображения Солнца и  зари  у

индоарийцев  и  славян//  Советское славяноведение. 1971. No 6.

С.72; Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950. С.23.

     35 См. илл. в кн.:  Петровский  Н.С.,  Белов  А.М.  Страна

Большого Хани. М., 1973. С.388 -- 389.

     36  См.:  Ефименко  П. О Яриле, языческом Божестве русских

славян. СПб., 1869. С.9.

     37 См.: Элиаде М. Космос и история. С.66 и последующие.

     38 Отсюда же  вытекает  понятие  значительного  временного

отрезка  --  "Эра"  (из  латинского  языка)  и  представление о

воздушной стихии, откуда через греческую основу "аэр"  возникло

множество словесных новообразований, начинающихся с "аэро-".

     39  См.:  Русская ономастика и ономастика России. Словарь.

М., 1994. С.287.

     40 См.: Волошина Т.А., Астапов  С.Н.  Языческая  мифология

славян. Ростов н/Д, 1996. С.82 -- 91.

     41 См.: Шилов Ю.А. Прародина ариев: История, обряды, мифы.

Киев, 1995.

     42  См.:  Шилов Ю.А. Космические тайны курганов. М., 1990.

С.  255  --  257.  Автор  проводит  аналогии  между  шумерскими

представлениями   о   мироздании  и  сходными  (по  композиции)

изображениями на стенах могильника кургана Солнца  и  шумерских

печатях.   Не   вызывает   сомнения   общность  космологических

представлений. Кроме того, имеются бесспорные  свидетельства  о

прямых  контактах,  в  частности,  при  раскопках в южнорусских

степях были обнаружены предметы шумерского происхождения.

     43 См.: Афанасьев А.Н.  Поэтические  воззрения  славян  на

природу. Т.3. М., 1869. С.196 -- 197.

     44 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.

Т.3. М., 1869. С.206 -- 207.

     45   См.:   Сумцов   Н.Ф.  Религиозно-мифическое  значение

малорусской свадьбы. Киев, 1885.

     46 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.

Ч.2. М., 1879. С.269.

     47 Рукописи графа А.С.Уварова. Т.2. СПб., 1858.  С.122  --

123.

     48  См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.163

-- 164.

     49 См.: Пушкин А.С. Полное  собрание  сочинений  в  десяти

томах. Т.3. М., 1957. С.456.

     50  Надеждин  Н.И.  О  русских  народных  мифах и сагах, в

применении их к географии и  особенно  к  этнографии  русской//

Русская беседа. 1857. No 3. С.5.

     51  Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского

населения северо-западного края. Т.2. СПб., 1893. С.178.

     52 Мифология древнего мира. М., 1977. С.341.

     Подобные  вопросы  были   распространены   не   только   в

индоевропейской,  но  и  в  иных  культурах.  Так, в знаменитых

"Вопросах к небу" древнекитайского поэта Цюй Юаня  (IV-III  вв.

до н.э.) спрашивается:

     Каков был довременный мир --

     Чей может высказать язык?

     Кто Твердь и Землю -- "Верх и Низ" --

     Без качеств и без форм постиг?

     Во тьме без дна и без краев

     Свет зародился от чего?..

     53  Хомяков  А.С.  О  старом и новом: Статьи и очерки. М.,

1988. С.301 -- 302.

     54 См.: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М.,  1965.  С.41  --

42.

     55  Уоллис  Бадж  Е.А. Путешествие души в царстве мертвых:

Египетская Книга мертвых. М., 1995. С.197 -- 198.

     56  Франк-Каменецкий  И.Г.  Адам  и  Пуруша:  Макрокосм  и

Микрокосм в иудейской и индийской космогонии// Памяти академика

Н.Я. Марра. М.-Л., 1938. С.466 -- 467.

     57 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863.

С.448.

     58    Песни    русских    сектантов   мистиков//   Записки

императорского Русского географического общества  по  отделению

этнографии. Т.35. СПб., 1912. С.49.

     59 Там же. С.119.

     60 См.: Панов И. Ересь жидовствующих// Журнал министерства

народного  просвещения.  1877.  Ч. 189 -- 190 (январь -- март);

Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные  еретические  движения

на Руси. М.-Л., 1955.

     61   См.:   Соболевский  А.И.  Литература  жидовствующих//

Переводная литература Московской Руси XIV -- XVII  века.  СПб.,

1903; Келтуяла В.А. Курс истории русской литературы. Ч.1. Кн.2.

СПб., 1911; Пыпин А.Н. История русской литературы. Т.1-2. СПб.,

1902;  Сперанский  М.Н. История древней русской литературы. М.,

1914; Тихонравов Н.С. Древняя русская литература// Сочинения  в

трех томах. Т.1. М., 1898.

     62 Цит. по: Соболевский А.И. Указ. соч. -- С.409 -- 410.

     63 Святский Д.О. Астрономическая книга "Шестокрыл" на Руси

XV века. -- Мироведение, 1927, т.16. -- С.68.

     64 См.: Башем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. С.513

-- 515.

     65 См.: Воеводский Л.Ф. Каннибализм в греческой мифологии.

СПб., 1874. С.281.

     66 Волошин М.А. Лики творчества. Л., 1988. С.110.

     67   См.:   Сумцов  Н.Ф.  Мышь  в  народной  словесности//

Этнографическое обозрение. 1891. No 1. С.91.

     68 См.: Сумцов Н.Ф.  Писанки.  Киев,  1891.  С.32  --  36.

Автор,    известный    русский   профессор-этнограф,   отмечает

повсеместность     распространения     пятиконечной      звезды

(пентаграммы)  в  прошлом  у  различных народов: на Королинских

островах пятиугольные звезды выкалывались в виде татуировок;  в

Марокко   используются  как  амулеты;  лопари  в  тундре  метят

звездами оленей; в Древнем  Риме  и  Византии  их  выбивали  на

щитах; находят пентограммы и на доисторических мечах. Точно так

же свастику, помимо индоарийцев, использовали монголы, тибетцы,

финикийцы,   этруски,   финны.   Выводы  ученых  прошлого  века

подтверждаются и дополняются современными исследованиями.  Так,

израильский   историк   А.Голан,   издавший   свод   древнейшей

символики, приводит  многие  десятки  изображений  свастики  из

культур  эпохи  неолита,  энеолита,  бронзы и железного века, а

также взятые  из  различных  периодов  истории  народов  Индии,

Ирана,  Кавказа,  Древней  Азии,  Европы,  Сибири, доколумбовой

Америки  и  т.д.  Аналогичным   образом   пятиконечная   звезда

встречается  у  древних  народов  Малой  Азии,  Шумера,  Крита,

Египта,  Ирана,  Грузии,  Осетии,  Испании,  Чехии,   Словакии,

Венгрии,  России.  Примерно  тот  же  ареал распространения и у

шестиконечной   звезды,   которая,   по   мнению   израильского

исследователя,    стала    специфическим   еврейским   символом

сравнительно недавно; он был заимствован иудейскими  идеологами

и  стал  использоваться как самостоятельный еврейский символ не

ранее 12 -- 14 вв. (см.: Голан А. Миф и символ. М., 1893. С.119

-- 122; 148 -- 153; рис.212 -- 234; 316 -- 327).

     69 Цит. по: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на

природу. Т.1. М., 1865. С.535 -- 536.

     70 См.: Коробко Н.И. Образ птицы, творящей мир, в  русской

народной  поэзии  и  письменности// Известия отделения русского

языка и словесности императорской академии  наук.  1909.  Т.14.

Кн.4. С.185.

     71  Песни,  собранные П.Н.Рыбниковым. Издание второе. Т.3.

М., 1910. С.186.

     72  Цит.  по:  Сумцов  Н.Ф.  Очерки  истории   южнорусских

апокрифических  сказаний и песен. Киев, 1888. С.23. Аналогичную

космогоническую  легенду,  но  из   другого   списка   приводит

А.Н.Афанасьев  во  2-м  томе  "Поэтических  воззрений славян на

природу". С.463.

     73  См.:  Смоленский  этнографический  сборник   (составил

В.Н.Добровольский). Ч.1.СПб., 1891. С.229 -- 230.

     74 Там же, с.235.

     75 Этнографическое обозрение. 1909. No 2. С.171 -- 172.

     76  См.:  Булашев Г.О. Украинский народ в своих легендах и

религиозных воззрениях и верованиях.  Вып.  1:  Космологические

украинские народные воззрения и верования. Киев, 1909.

     77 Украинские сказки в двух книгах. Кн.2. М., 1993. С.14.

     78   См.:   Веселовский  А.  К  вопросу  о  дуалистических

космогониях// Этнографическое обозрение. 1890. No 2. С.43.

     79 См.: Уваров П.С. Алконост// Сборник мелких трудов. Т.1.

М., 1910. С.304 -- 305.

     80 См.: Словарь античности. М., 1989. С.264.

     81  С.:  Успенский  Б.А.  Вопрос  о  сирийском   языке   в

славянской   письменности:   почему   дьявол   может   говорить

по-сирийски?// Избранные труды. Т.2. Язык и культура. М., 1994.

С.49 -- 50.

     82 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М.,  1981.

С.476 -- 477.

     83  Соколов  М.И.  Феникс  в  апокрифах об Енохе и Варухе.

СПб., 1904. С.8-9.

     84 Цит. по: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965. С.150.

     85    Лосев    А.Ф.    Олимпийская    мифология    в    ее

социально-историческом     развитии//     Труды     Московского

государственного  педагогического  института  им.   В.И.Ленина.

Т.72. Вып.3. М., 1953. С.47.

     86  Подробнее  о  древнерусских  свастиках,  восходящих  к

доиндоевропейским временам, см.: Жарникова С.В.  Древние  тайны

Русского Севера// Древность: Арьи. Славяне. М., 1996. Старожилы

Севера    рассказывают,    что   в   годы   войны   специальные

уполномоченные НКВД  добирались  до  самых  глухих  деревень  с

единственной  целью:  изъять  и уничтожить традиционные рубахи,

передники,  полотенца  и  т.п.,  на   которых   испокон   веков

вышивались свастики.

     87  См.: Бобринской А.А. О некоторых символических знаках,

общих первобытной орнаметике всех народов Европы и Азии// Труды

Ярославского  областного  съезда   исследователей   истории   и

древностей Ростово-Суздальской области. М., 1902.

     88  См.:  Рыбаков  Б.А.  Язычество Древней Руси. М., 1987.

С.469.

     89 См.: Миролюбов  Ю.  Собрание  сочинений.  Т.6.  Русская

мифология. Мюнхен, 1982. С.51 -- 52.

     90 См.: Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила.

Т.2. М., 1993. С.297 -- 299.

     91   Снегирев  И.М.  Русские  простонародные  праздники  и

суеверные обряды. Вып. 2. М., 1838. С.68 -- 69.

     92 См.: Шрадер О. Индоевропейцы. СПб., 1913. С.181 -- 182.

     93 См.:  Дмитриева  С.И.  Фольклор  и  народное  искусство

русских Европейского Севера. М., 1988. С.57.

     94  Цит. по: Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей

о славянах и русских (с половины VII века до конца  X  века  по

Р.Х.). СПб., 1870. С.125.

     95  См.:  Словарь русского языка XI -- XVII вв. Вып.7. М.,

1980. С.231, 242.

     96 См.: Славянские древности: Этнолингвистический  словарь

в пяти томах. Т.1. М., 1995. С.314 -- 315.

     97  См.:  Гумилев  Л.Н.  Бон (древняя тибетская религия)//

Древний Тибет. М., 1996. С.274.

     98 См.: Славянский фольклор: Тексты. М., 1987. С.184.

     99  Плотин.  Эннеады,  III  8,  10//   Антология   мировой

философии. Т.1. Ч.1. М., 1969. С.551.

     100  См.:  Костомаров Н.И. Славянская мифология. М., 1995.

С.5.

     101 Ткаченко Г.А. Госмос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в

"Люйши чунцю". М., 1990. С.40,47.

     102   См.:    Двойрин    Г.Б.    Единая    голографическая

информационная теория Вселенной. СПб., 1996. С.17 -- 18.

     103  Цит.  по:  Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев,

1977. С.9-10.

     104 См.: Константин Багрянородный. Об управлении империей.

М., 1991. С.49; Ивакин Г.Ю. Священный  дуб  языческих  славян//

Советская этнография. 1979. No 2.

     105  Памятники  отреченной  русской  литературы.  Т.2. М.,

1863. С.348 -- 349.

     106 См.: Шарль де Бросс. Оракул Додоны// Шарль де Бросс  о

фетишизме. М., 1973.

     107  См.: Русский эротический фольклор. М., 1995. С.245 --

309.

     108 См. фото в кн.: Тахо-Годи  А.А.  Греческая  мифология.

М., 1989. С.124.

     109 См.: Иванов В.И. Дионис и прадионисийство, СПб., 1994.

С.188 -- 191.

     110 См.: Никольский Н.М. Дохристианские верования и культы

днепровских славян. М., 1929. С.12.

     111  Цит.  по: Никольский Н.М. История русской церкви. М.,

1985. С.40.

     112 См.:  Дэвлет  М.А.  Листы  каменной  книги  Улуг-Хема.

Кызыл, 1990. С.95.

     113  См.:  Максимова  А.Г.,  Ермолаева А.С., Марьяшев А.Г.

Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата, 1985. С.37.

     114 См.: Барсов Е.В. Об олонецких  древностях//  Древности

(труды)  Московского  археологического общества. Т.7. М., 1878.

С.229 -- 230.

     115 См.: Шаповалова Г.Г. Севернорусская легенда об олене//

Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973.

     116 См.: Сумцов Н.Ф. Тур  в  народной  словесности.  СПб.,

1887. С.14.

     117  Цит.  по:  Бернштам Т.А. Следы архаических ритуалов и

культов в русских  молодежных  играх  "ящер"  и  "олень"  (опыт

реконструкции)//  Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции

фактов традиционной культуры. Л., 1990. С.32.

     118 См.: Белорусский сборник. Вып.3. Витебск, 1887.  С.292

-- 295.

     119    Колесница   Солнца.   Восемь   тетрадей   индийской

классической лирики в переводах С.С.Верцевой. М.: Наука,  1991.

С.5.

     120  Авеста;  избранные  гимны.  М.: Дружба народов, 1993.

С.54.

     121 См.: Афанасьев А.Н. Поэтические  воззрения  славян  на

природу. Т.1. М., 1865. С.631.

     122    Сумцов   Н.Ф.   Заяц   в   народной   словесности//

Этнографическое обозрение. 1891. No 3.

     123 См.: Русская сказка: Избранные мастера. Т.1. Л., 1931.

С.224 --  236.  Сказка  об  Иване-Кобылине  сыне  имеется  и  в

сборнике И.А.Худякова.

     124 См.: Лауэнштайн Д. Эливсинские мистерии. М., 1996.

     125   См.:   Мельников-Печерский   П.И.   Полное  собрание

сочинений. Т.3. Кн.6. СПб., 1909. С.4 -- 5.

     126 Мельников-Печерский П.И.  Полное  собрание  сочинений.

Т.3. Кн.7. СПб., 1909. С.256 -- 258.

     127  Памятники литературы Древней Руси: XIV -- середина XV

века. М., 1981. С.169.

     128 Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т.9. М.,  1952.

С.421.

     129  Соловьев  В.С. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1989.

С.355.

     130 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения.

М., 1994. С.166.

     131 Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. Париж, 1946.

С.7.

     132 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины.  Т.1.  М.,

1990.  С.375.  См.  также: Флоренский П.А. София// Богословский

вестник. 1911. No 6. С.598.

     133 См.: Розанов В.В.  Люди  лунного  света.  СПб.,  1913.

С.31.

     134  Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати

томах. Т.14. Л., 1976. С.328.

     135 Цит.  по:  Смирнов  С.И.  Исповедь  земле//  Чтения  в

императорском  Обществе  истории  и  древностей  российских при

Московском университете. Кн. 249. М., 1914.

     136 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в  тридцати

томах. Т.6. Л., 1976. С.405.

     137  См.: Клюев Н.А. Письмо Н.Ф.Христофоровой-Садомовой от

5 апреля 1937 г. Новый мир. 1988. No 8. С.200.

     138 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения.

М., 1994. С.166.

     Конец книги