Барьеры входа на рынок

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 

Барьеры входа на рынок являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Барьеры для вступления в рынок представляют собой факторы, препятствующие проникновению на рынок новых компаний. Для рассматриваемого сегмента рынка срезанных роз можно выделить следующие основные барьеры для вхождения на рынок:

Присутствие на рынке крупных компаний, экспортирующих цветы из Голландии, Эквадора, Колумбии, Израиля, Кении.

Высокие требования к качеству продукции, предъявляемые на аукционах в Нидерландах. (В среднем отбраковывается до 20% поставляемой продукции).

Инерционность мышления потребителей, ориентирующихся в повседневной практике на уже известные фирмы - поставщики срезанных роз.

Анализ конкурентных сил по модели Портера

Анализ конкурентных сил проводился с целью определить благоприятные возможности и угрозы, с которыми может встретиться Предприятие на рынке [15].

Согласно модели Портера на рынке действует пять основных сил, являющихся движущими силами конкуренции. Рассмотрим их более подробно.

1. Влияние угрозы появления новых конкурентов (первая сила Портера).

Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от наличия барьеров для входа и реакции существующих конкурентов. Если барьеры входа высоки и претенденты сталкиваются с мощным противодействием прочно укоренившихся в отрасли конкурентов, очевидно, что претенденты не будут представлять серьезной опасности.

Барьеры входа новых компаний на европейский рынок срезанных цветов достаточно высоки. Все рыночные сегменты поделены между уже существующими производителями и поставщиками продукции. Чтобы занять место в определенном сегменте новому претенденту необходимо будет оттеснить существующих производителей. Новые производители (Узбекистан, Армения), скорее всего, будут реализовывать свою продукцию под маркой крупных фирм-реализаторов. При этом необходимо отметить, что на цветочных биржах в Голландии (где Предприятие в основном предполагает реализовывать свою продукцию) спрос на  продукцию зависит не от фирмы-производителя, а от качества продукции.

Предприятию необходимо особое внимание уделять качеству выпускаемой продукции и реализовывать ее на рынке через голландского представителя (реализатора). Такая схема позволит снизить возможные маркетинговые риски.

2. Конкуренция внутри отрасли (вторая сила Портера).

На конкуренцию внутри отрасли влияют следующие факторы:

структура отраслевой конкуренции;

условия спроса;

высота барьеров выхода из отрасли.

1. Структура отраслевой конкуренции

На европейском рынке срезанных роз в настоящее время в основном конкурируют между собой экспортеры из Нидерландов, Колумбии, Эквадора, Израиля и стран Восточной и Южной Африки (Кения, Зимбабве, ЮАР).

2. Условия спроса.

В январе - феврале 2004 г. цены на срезанные розы на европейском рынке упали в среднем на 50%. Данный факт был связан с понижением объемов продаж (даже в период праздников). Из-за плохих погодных условий (обильных снегопадов), которые наблюдались в первые месяцы в Европейских странах, существенно сократился спрос на данную продукцию, так как была затруднена доставка срезанных цветов к конечному потребителю.

В июле 2004 г. падение цен на розы (на 17%) было вызвано введением запрета на ввоз в Россию цветов с голландских аукционов.

По мнению экспертов, если Россия в ближайшее время не откроет свои границы, то ожидается, что рынок роз вернется в стабильное состояние, но уже с более низким уровнем цен, так как Россия являлась основным потребителем наиболее дорогих сортов роз "Гран При".

3. Высота барьеров выхода из отрасли.

Барьеры выхода начинают влиять на конкуренцию, когда спрос в отрасли падает. В данной ситуации объемы продаж срезанных роз в основном снизились в денежном выражении, так как на долю России приходится 2% от общего объема потребляемой продукции. Другие участники рынка сохранили прежние объемы потребления продукции и дальнейшего падения спроса не ожидается, поэтому указанный фактор в данном случае не является существенным.

3. Влияние потребителей (третья сила Портера).

Изменение потребительских предпочтений заставляют Предприятие постепенно заменять ассортимент выпускаемой продукции и переходить на выпуск более качественного, но заведомо более дорогого товара. Мода на сорта роз держится в среднем 2-3 года. Предприятию необходимо вести мониторинг рынка срезанных цветов, посещать международные выставки (например, ежегодную цветочную выставку в Челси), где определяются основные направления развития рынка, быть в курсе всех новых разработок в данной области.

Успех Предприятия на европейском рынке будет во многом зависеть от эффективности ассортиментной политики.

4. Влияние поставщиков (четвертая сила Портера).

На сегодняшний день основными крупными поставщиками срезанных роз на европейский рынок являются страны, указанные в пункте «Структура отраслевой конкуренции».

5. Влияние продуктов-заменителей (пятая сила Портера).

Существование полностью заменяющих продуктов составляет серьезную конкурентную угрозу, ограничивающую цены и прибыльность.

В настоящее время растет мода на горшечные живые цветы. Это связано с тем, что горшечные розы не уступают срезанным по своей привлекательности, а по срокам эксплуатации превосходят их.

При этом следует иметь ввиду, что для каждого случая (праздника) необходимо учитывать свой субститут (товар-заменитель). Тем не менее, полной замены такого товара, как живые срезанные розы, скорее всего не произойдет.

Ситуационный анализ

Анализ рынка и конкурентов касался внешнего окружения Предприятия. Цель ситуационного анализа - оценить стратегическую позицию Предприятия в таком окружении.

SWOT-анализ

SWOT-анализ является важнейшей составной частью ситуационного анализа, и должен ответить на следующие вопросы:

- что является для продвигаемой продукции сильными, слабыми сторонами, благоприятными возможностями и угрозами;

- насколько сильны конкурентные позиции продукции Предприятия.

Качественно на основании экспертных оценок определяем перечень сильных и слабых сторон, их взаимосвязь с возможностями и угрозами и составляем матрицу SWOT-анализа. Ниже в таблице представлены основные факторы, учтенные при SWOT-анализе.

Потенциальные внутренние сильные  стороны (S):

Потенциальные внутренние слабости(W):

Высокое качество товара

Сезонность производства продукции

Использование современных технологий выращивания роз

Достаточно жесткие правила хранения товара (т.к. розы - скоропортящийся товар)

Использование высококачественного исходного материала (розовых кустов)

Угроза получения большого процента бракованной продукции (при нарушении технологии выращивания и транспортировки)

Наличие отлаженных каналов сбыта продукции

Выращивание "немодных" сортов роз

Опытный персонал менеджеров по продажам

Неквалифицированный персонал

Наличие маркетинговой службы

 

Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):

Потенциальные внешние угрозы (Т):

Растущий рынок с большим потенциалом

Появление новых конкурентов

Высокие цены конкурентов

Наличие субститутов (товаров-заменителей)

Доступность средств коммуникации

Влияние моды на ожидания потребителя

Аукционная система торгов на рынке.

 

 

Барьеры входа на рынок являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Барьеры для вступления в рынок представляют собой факторы, препятствующие проникновению на рынок новых компаний. Для рассматриваемого сегмента рынка срезанных роз можно выделить следующие основные барьеры для вхождения на рынок:

Присутствие на рынке крупных компаний, экспортирующих цветы из Голландии, Эквадора, Колумбии, Израиля, Кении.

Высокие требования к качеству продукции, предъявляемые на аукционах в Нидерландах. (В среднем отбраковывается до 20% поставляемой продукции).

Инерционность мышления потребителей, ориентирующихся в повседневной практике на уже известные фирмы - поставщики срезанных роз.

Анализ конкурентных сил по модели Портера

Анализ конкурентных сил проводился с целью определить благоприятные возможности и угрозы, с которыми может встретиться Предприятие на рынке [15].

Согласно модели Портера на рынке действует пять основных сил, являющихся движущими силами конкуренции. Рассмотрим их более подробно.

1. Влияние угрозы появления новых конкурентов (первая сила Портера).

Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от наличия барьеров для входа и реакции существующих конкурентов. Если барьеры входа высоки и претенденты сталкиваются с мощным противодействием прочно укоренившихся в отрасли конкурентов, очевидно, что претенденты не будут представлять серьезной опасности.

Барьеры входа новых компаний на европейский рынок срезанных цветов достаточно высоки. Все рыночные сегменты поделены между уже существующими производителями и поставщиками продукции. Чтобы занять место в определенном сегменте новому претенденту необходимо будет оттеснить существующих производителей. Новые производители (Узбекистан, Армения), скорее всего, будут реализовывать свою продукцию под маркой крупных фирм-реализаторов. При этом необходимо отметить, что на цветочных биржах в Голландии (где Предприятие в основном предполагает реализовывать свою продукцию) спрос на  продукцию зависит не от фирмы-производителя, а от качества продукции.

Предприятию необходимо особое внимание уделять качеству выпускаемой продукции и реализовывать ее на рынке через голландского представителя (реализатора). Такая схема позволит снизить возможные маркетинговые риски.

2. Конкуренция внутри отрасли (вторая сила Портера).

На конкуренцию внутри отрасли влияют следующие факторы:

структура отраслевой конкуренции;

условия спроса;

высота барьеров выхода из отрасли.

1. Структура отраслевой конкуренции

На европейском рынке срезанных роз в настоящее время в основном конкурируют между собой экспортеры из Нидерландов, Колумбии, Эквадора, Израиля и стран Восточной и Южной Африки (Кения, Зимбабве, ЮАР).

2. Условия спроса.

В январе - феврале 2004 г. цены на срезанные розы на европейском рынке упали в среднем на 50%. Данный факт был связан с понижением объемов продаж (даже в период праздников). Из-за плохих погодных условий (обильных снегопадов), которые наблюдались в первые месяцы в Европейских странах, существенно сократился спрос на данную продукцию, так как была затруднена доставка срезанных цветов к конечному потребителю.

В июле 2004 г. падение цен на розы (на 17%) было вызвано введением запрета на ввоз в Россию цветов с голландских аукционов.

По мнению экспертов, если Россия в ближайшее время не откроет свои границы, то ожидается, что рынок роз вернется в стабильное состояние, но уже с более низким уровнем цен, так как Россия являлась основным потребителем наиболее дорогих сортов роз "Гран При".

3. Высота барьеров выхода из отрасли.

Барьеры выхода начинают влиять на конкуренцию, когда спрос в отрасли падает. В данной ситуации объемы продаж срезанных роз в основном снизились в денежном выражении, так как на долю России приходится 2% от общего объема потребляемой продукции. Другие участники рынка сохранили прежние объемы потребления продукции и дальнейшего падения спроса не ожидается, поэтому указанный фактор в данном случае не является существенным.

3. Влияние потребителей (третья сила Портера).

Изменение потребительских предпочтений заставляют Предприятие постепенно заменять ассортимент выпускаемой продукции и переходить на выпуск более качественного, но заведомо более дорогого товара. Мода на сорта роз держится в среднем 2-3 года. Предприятию необходимо вести мониторинг рынка срезанных цветов, посещать международные выставки (например, ежегодную цветочную выставку в Челси), где определяются основные направления развития рынка, быть в курсе всех новых разработок в данной области.

Успех Предприятия на европейском рынке будет во многом зависеть от эффективности ассортиментной политики.

4. Влияние поставщиков (четвертая сила Портера).

На сегодняшний день основными крупными поставщиками срезанных роз на европейский рынок являются страны, указанные в пункте «Структура отраслевой конкуренции».

5. Влияние продуктов-заменителей (пятая сила Портера).

Существование полностью заменяющих продуктов составляет серьезную конкурентную угрозу, ограничивающую цены и прибыльность.

В настоящее время растет мода на горшечные живые цветы. Это связано с тем, что горшечные розы не уступают срезанным по своей привлекательности, а по срокам эксплуатации превосходят их.

При этом следует иметь ввиду, что для каждого случая (праздника) необходимо учитывать свой субститут (товар-заменитель). Тем не менее, полной замены такого товара, как живые срезанные розы, скорее всего не произойдет.

Ситуационный анализ

Анализ рынка и конкурентов касался внешнего окружения Предприятия. Цель ситуационного анализа - оценить стратегическую позицию Предприятия в таком окружении.

SWOT-анализ

SWOT-анализ является важнейшей составной частью ситуационного анализа, и должен ответить на следующие вопросы:

- что является для продвигаемой продукции сильными, слабыми сторонами, благоприятными возможностями и угрозами;

- насколько сильны конкурентные позиции продукции Предприятия.

Качественно на основании экспертных оценок определяем перечень сильных и слабых сторон, их взаимосвязь с возможностями и угрозами и составляем матрицу SWOT-анализа. Ниже в таблице представлены основные факторы, учтенные при SWOT-анализе.

Потенциальные внутренние сильные  стороны (S):

Потенциальные внутренние слабости(W):

Высокое качество товара

Сезонность производства продукции

Использование современных технологий выращивания роз

Достаточно жесткие правила хранения товара (т.к. розы - скоропортящийся товар)

Использование высококачественного исходного материала (розовых кустов)

Угроза получения большого процента бракованной продукции (при нарушении технологии выращивания и транспортировки)

Наличие отлаженных каналов сбыта продукции

Выращивание "немодных" сортов роз

Опытный персонал менеджеров по продажам

Неквалифицированный персонал

Наличие маркетинговой службы

 

Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):

Потенциальные внешние угрозы (Т):

Растущий рынок с большим потенциалом

Появление новых конкурентов

Высокие цены конкурентов

Наличие субститутов (товаров-заменителей)

Доступность средств коммуникации

Влияние моды на ожидания потребителя

Аукционная система торгов на рынке.