Обзор российского рынка срезанных цветов

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 

Подсчитать точное количество цветов, реализуемых на российском рынке, в настоящее время не представляется возможным, так как на российский рынок срезанные цветы поступают в основном по так называемым «серым схемам».

По разным оценкам, объем российского рынка срезанных цветов колеблется от 500 млн. (официальные данные) до 1,2 млрд. долларов в год (с учетом "серых поставок") [1, 2].

 По официальным данным поставки из Голландии составляют 75%, около 12% приходится на цветы из Эквадора и Колумбии, небольшой процент имеет и Израиль.

Ниже представлена диаграмма, отражающая объемы российского и московского рынка срезанных цветов за 2003 г.

По оценкам Голландского совета цветоводов в ближайшие 10 лет Россия выйдет на второе после Германии место среди импортеров голландских цветов. На сегодняшний день Россия входит в десятку крупнейших клиентов голландских цветочных аукционов [1].

В настоящее время российский рынок срезанных цветов примерно на 90% импортный. По данным компании «FloraHolland» объем закупок России на торговых площадках компании в 2003 г. составил примерно 86 млн. евро [3]. Начиная с 2001 года, экспорт цветов из Голландии ежегодно возрастал на 20% - 25% вплоть до 28 июня 2004 г., когда вышло постановление о запрете на ввоз всех цветов из Голландии. Виной тому оказалось мелкое насекомое с темно-бурым тельцем длиной 1-1,5 мм и двумя парами крыльев, окаймленных длинными волосками. Цветочный трипс (пузыреножка) обнаружился в партии цветов в горшках, купленной краснодарским предприятием "Самсон" у голландской фирмы Baardse.

По мнению экспертов газеты «Ведомости» [4] данное Решение Федеральной службы по ветеринарному контролю способно парализовать рынок объемом более 1 млрд. долларов. Несколько подмосковных, краснодарских и ставропольских теплиц не в состоянии насытить огромный рынок.

Однако судить о российском рынке импортной срезки, основываясь исключительно на данных о голландском экспорте, было бы некорректно: Нидерланды - не единственная страна, где российские фирмы закупают цветы. Помимо Нидерландов российские компании закупают продукцию непосредственно в странах-производителях, таких как Коста-Рика, Мадагаскар, Филиппины, Колумбия и Эквадор. Там фирмы, минуя посредников с их аукционами, заключают прямые договоры с фермерами и поставляют на российский рынок их продукцию. В среднем, такие цветы на 20 – 30% дешевле голландских.

По официальным подсчетам компании «Цветы Белой Дачи», объем московского рынка срезанных цветов составляет примерно $150 млн. в год. По неофициальным подсчетам экспертов, годовой оборот московского рынка срезанных цветов составляет примерно 500 млн. долларов США [1]. Такое несоответствие в данных связано с тем, что большая часть импортной срезки поставляется по так называемым «серым схемам». Наиболее распространенная «серая схема» состоит в следующем: ввозимые срезанные цветы декларируются в таможенных документах как газонная трава и зелень (что минимум в 5 - 6 раз дешевле настоящего цветка), затем оплачиваются все таможенные платежи (очень низкие для такого товара), и далее цветы попадают на рынок.

По неофициальным данным, сумма таможенных платежей, включающая в себя НДС, таможенную пошлину и вознаграждение всевозможным посредникам, составляет $14 тыс. за фуру, что как минимум в два раза меньше, чем в случае с "белым" импортом.

В среднем каждая роза, купленная на аукционе в Нидерландах обходится покупателю в 0,36 евро. Розы, приобретаемые по прямым официальным поставкам из других стран, стоят на 20-30% дешевле, то есть от 0,29 до 0,25 евро. На московских прилавках те же самые розы реализуются уже от 70 до 150 рублей за штуку (от 1,95 € до 4,2 €) [3,4].

Основные поставщики

В настоящее время на столичном рынке работает более ста фирм-импортеров, при этом не больше пятнадцати из них контролируют до 70% рынка. Основными поставщиками являются такие организации, как "Бизнес букет", "Грин Лайн", "Амадей", “Starlite”, в сферу интересов которых входит не только импорт, но и оптовая и розничная продажи, доставка, дизайн. Рентабельность подобных фирм намного выше, чем у организаций, занимающихся каким-то одним направлением цветочного бизнеса.

Помимо крупных фирм, занимающихся  цветочным бизнесом в России, на рынке существует огромное количество фирм и частных предпринимателей, которые занимаются розничной продажей цветов. Среди них есть очень крупные, имеющие десятки и даже сотни торговых точек. Фирма "Цветы метро", например, контролирует более половины продаж цветов в московском метро и имеет в около 200 торговых точек. Ассортимент цветочных павильонов в метро, как правило, однообразен, уровень услуг и качество продукции также находятся не на высоте. Зато деятельность компании "Цветы метро" направлена, скорее, на непрерывный поток покупателей, а не на качество товара. Пока данная тактика себя вполне оправдывает: большая часть гостей и жителей столицы покупает цветы в метро, поэтому в настоящее время такой бизнес является наиболее прибыльным.

Основные потребители срезанных цветов

В 2002 г. экспертами голландской компании «Bulneth» были проведены полевые исследования, имеющие целью определение потребительских предпочтений сложившихся на российском рынке срезанных цветов.

Объектами исследования были выбраны девять наиболее крупных российских городов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Мурманск, Архангельск, Екатеринбург, Омск, Ростов-на-Дону, Владивосток

В качестве единицы выборки были избраны жители вышеназванных городов в возрасте от 18 до 70 лет. Всего было опрошено 2250 человек. Ниже приведены результаты этого исследования:

Процентный состав покупателей срезанных цветов в России

Число покупателей срезанных цветов в девяти городах составляет в среднем 81% от общей численности населения. В Москве этот показатель составляет 69% (в 1998 году - 73%), в Санкт-Петербурге 91% (в 1998 году - 59%). Процент покупателей срезанных цветов в группах населения пожилого возраста ниже. В возрастной категории от 20 до 40 лет процент покупателей составляет 87%. В группе населения в возрасте 40 – 50 лет соответственно 83%, в группе населения 50 – 60 лет – 63% и среди жителей в возрасте 60 – несколько выше (76%).

Самой главной причиной того, почему определенная категория не покупает цветы, является тот факт, что, по мнению этих покупателей, цветы слишком дорогие. Наряду с этим они отмечают также то обстоятельство, что они выращивают цветочные культуры сами.

Подсчитать точное количество цветов, реализуемых на российском рынке, в настоящее время не представляется возможным, так как на российский рынок срезанные цветы поступают в основном по так называемым «серым схемам».

По разным оценкам, объем российского рынка срезанных цветов колеблется от 500 млн. (официальные данные) до 1,2 млрд. долларов в год (с учетом "серых поставок") [1, 2].

 По официальным данным поставки из Голландии составляют 75%, около 12% приходится на цветы из Эквадора и Колумбии, небольшой процент имеет и Израиль.

Ниже представлена диаграмма, отражающая объемы российского и московского рынка срезанных цветов за 2003 г.

По оценкам Голландского совета цветоводов в ближайшие 10 лет Россия выйдет на второе после Германии место среди импортеров голландских цветов. На сегодняшний день Россия входит в десятку крупнейших клиентов голландских цветочных аукционов [1].

В настоящее время российский рынок срезанных цветов примерно на 90% импортный. По данным компании «FloraHolland» объем закупок России на торговых площадках компании в 2003 г. составил примерно 86 млн. евро [3]. Начиная с 2001 года, экспорт цветов из Голландии ежегодно возрастал на 20% - 25% вплоть до 28 июня 2004 г., когда вышло постановление о запрете на ввоз всех цветов из Голландии. Виной тому оказалось мелкое насекомое с темно-бурым тельцем длиной 1-1,5 мм и двумя парами крыльев, окаймленных длинными волосками. Цветочный трипс (пузыреножка) обнаружился в партии цветов в горшках, купленной краснодарским предприятием "Самсон" у голландской фирмы Baardse.

По мнению экспертов газеты «Ведомости» [4] данное Решение Федеральной службы по ветеринарному контролю способно парализовать рынок объемом более 1 млрд. долларов. Несколько подмосковных, краснодарских и ставропольских теплиц не в состоянии насытить огромный рынок.

Однако судить о российском рынке импортной срезки, основываясь исключительно на данных о голландском экспорте, было бы некорректно: Нидерланды - не единственная страна, где российские фирмы закупают цветы. Помимо Нидерландов российские компании закупают продукцию непосредственно в странах-производителях, таких как Коста-Рика, Мадагаскар, Филиппины, Колумбия и Эквадор. Там фирмы, минуя посредников с их аукционами, заключают прямые договоры с фермерами и поставляют на российский рынок их продукцию. В среднем, такие цветы на 20 – 30% дешевле голландских.

По официальным подсчетам компании «Цветы Белой Дачи», объем московского рынка срезанных цветов составляет примерно $150 млн. в год. По неофициальным подсчетам экспертов, годовой оборот московского рынка срезанных цветов составляет примерно 500 млн. долларов США [1]. Такое несоответствие в данных связано с тем, что большая часть импортной срезки поставляется по так называемым «серым схемам». Наиболее распространенная «серая схема» состоит в следующем: ввозимые срезанные цветы декларируются в таможенных документах как газонная трава и зелень (что минимум в 5 - 6 раз дешевле настоящего цветка), затем оплачиваются все таможенные платежи (очень низкие для такого товара), и далее цветы попадают на рынок.

По неофициальным данным, сумма таможенных платежей, включающая в себя НДС, таможенную пошлину и вознаграждение всевозможным посредникам, составляет $14 тыс. за фуру, что как минимум в два раза меньше, чем в случае с "белым" импортом.

В среднем каждая роза, купленная на аукционе в Нидерландах обходится покупателю в 0,36 евро. Розы, приобретаемые по прямым официальным поставкам из других стран, стоят на 20-30% дешевле, то есть от 0,29 до 0,25 евро. На московских прилавках те же самые розы реализуются уже от 70 до 150 рублей за штуку (от 1,95 € до 4,2 €) [3,4].

Основные поставщики

В настоящее время на столичном рынке работает более ста фирм-импортеров, при этом не больше пятнадцати из них контролируют до 70% рынка. Основными поставщиками являются такие организации, как "Бизнес букет", "Грин Лайн", "Амадей", “Starlite”, в сферу интересов которых входит не только импорт, но и оптовая и розничная продажи, доставка, дизайн. Рентабельность подобных фирм намного выше, чем у организаций, занимающихся каким-то одним направлением цветочного бизнеса.

Помимо крупных фирм, занимающихся  цветочным бизнесом в России, на рынке существует огромное количество фирм и частных предпринимателей, которые занимаются розничной продажей цветов. Среди них есть очень крупные, имеющие десятки и даже сотни торговых точек. Фирма "Цветы метро", например, контролирует более половины продаж цветов в московском метро и имеет в около 200 торговых точек. Ассортимент цветочных павильонов в метро, как правило, однообразен, уровень услуг и качество продукции также находятся не на высоте. Зато деятельность компании "Цветы метро" направлена, скорее, на непрерывный поток покупателей, а не на качество товара. Пока данная тактика себя вполне оправдывает: большая часть гостей и жителей столицы покупает цветы в метро, поэтому в настоящее время такой бизнес является наиболее прибыльным.

Основные потребители срезанных цветов

В 2002 г. экспертами голландской компании «Bulneth» были проведены полевые исследования, имеющие целью определение потребительских предпочтений сложившихся на российском рынке срезанных цветов.

Объектами исследования были выбраны девять наиболее крупных российских городов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Мурманск, Архангельск, Екатеринбург, Омск, Ростов-на-Дону, Владивосток

В качестве единицы выборки были избраны жители вышеназванных городов в возрасте от 18 до 70 лет. Всего было опрошено 2250 человек. Ниже приведены результаты этого исследования:

Процентный состав покупателей срезанных цветов в России

Число покупателей срезанных цветов в девяти городах составляет в среднем 81% от общей численности населения. В Москве этот показатель составляет 69% (в 1998 году - 73%), в Санкт-Петербурге 91% (в 1998 году - 59%). Процент покупателей срезанных цветов в группах населения пожилого возраста ниже. В возрастной категории от 20 до 40 лет процент покупателей составляет 87%. В группе населения в возрасте 40 – 50 лет соответственно 83%, в группе населения 50 – 60 лет – 63% и среди жителей в возрасте 60 – несколько выше (76%).

Самой главной причиной того, почему определенная категория не покупает цветы, является тот факт, что, по мнению этих покупателей, цветы слишком дорогие. Наряду с этим они отмечают также то обстоятельство, что они выращивают цветочные культуры сами.