Обзор российского рынка срезанных цветов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43
Подсчитать точное количество цветов, реализуемых на российском рынке, в настоящее время не представляется возможным, так как на российский рынок срезанные цветы поступают в основном по так называемым «серым схемам».
По разным оценкам, объем российского рынка срезанных цветов колеблется от 500 млн. (официальные данные) до 1,2 млрд. долларов в год (с учетом "серых поставок") [1, 2].
По официальным данным поставки из Голландии составляют 75%, около 12% приходится на цветы из Эквадора и Колумбии, небольшой процент имеет и Израиль.
Ниже представлена диаграмма, отражающая объемы российского и московского рынка срезанных цветов за 2003 г.
По оценкам Голландского совета цветоводов в ближайшие 10 лет Россия выйдет на второе после Германии место среди импортеров голландских цветов. На сегодняшний день Россия входит в десятку крупнейших клиентов голландских цветочных аукционов [1].
В настоящее время российский рынок срезанных цветов примерно на 90% импортный. По данным компании «FloraHolland» объем закупок России на торговых площадках компании в 2003 г. составил примерно 86 млн. евро [3]. Начиная с 2001 года, экспорт цветов из Голландии ежегодно возрастал на 20% - 25% вплоть до 28 июня 2004 г., когда вышло постановление о запрете на ввоз всех цветов из Голландии. Виной тому оказалось мелкое насекомое с темно-бурым тельцем длиной 1-1,5 мм и двумя парами крыльев, окаймленных длинными волосками. Цветочный трипс (пузыреножка) обнаружился в партии цветов в горшках, купленной краснодарским предприятием "Самсон" у голландской фирмы Baardse.
По мнению экспертов газеты «Ведомости» [4] данное Решение Федеральной службы по ветеринарному контролю способно парализовать рынок объемом более 1 млрд. долларов. Несколько подмосковных, краснодарских и ставропольских теплиц не в состоянии насытить огромный рынок.
Однако судить о российском рынке импортной срезки, основываясь исключительно на данных о голландском экспорте, было бы некорректно: Нидерланды - не единственная страна, где российские фирмы закупают цветы. Помимо Нидерландов российские компании закупают продукцию непосредственно в странах-производителях, таких как Коста-Рика, Мадагаскар, Филиппины, Колумбия и Эквадор. Там фирмы, минуя посредников с их аукционами, заключают прямые договоры с фермерами и поставляют на российский рынок их продукцию. В среднем, такие цветы на 20 – 30% дешевле голландских.
По официальным подсчетам компании «Цветы Белой Дачи», объем московского рынка срезанных цветов составляет примерно $150 млн. в год. По неофициальным подсчетам экспертов, годовой оборот московского рынка срезанных цветов составляет примерно 500 млн. долларов США [1]. Такое несоответствие в данных связано с тем, что большая часть импортной срезки поставляется по так называемым «серым схемам». Наиболее распространенная «серая схема» состоит в следующем: ввозимые срезанные цветы декларируются в таможенных документах как газонная трава и зелень (что минимум в 5 - 6 раз дешевле настоящего цветка), затем оплачиваются все таможенные платежи (очень низкие для такого товара), и далее цветы попадают на рынок.
По неофициальным данным, сумма таможенных платежей, включающая в себя НДС, таможенную пошлину и вознаграждение всевозможным посредникам, составляет $14 тыс. за фуру, что как минимум в два раза меньше, чем в случае с "белым" импортом.
В среднем каждая роза, купленная на аукционе в Нидерландах обходится покупателю в 0,36 евро. Розы, приобретаемые по прямым официальным поставкам из других стран, стоят на 20-30% дешевле, то есть от 0,29 до 0,25 евро. На московских прилавках те же самые розы реализуются уже от 70 до 150 рублей за штуку (от 1,95 € до 4,2 €) [3,4].
Основные поставщики
В настоящее время на столичном рынке работает более ста фирм-импортеров, при этом не больше пятнадцати из них контролируют до 70% рынка. Основными поставщиками являются такие организации, как "Бизнес букет", "Грин Лайн", "Амадей", “Starlite”, в сферу интересов которых входит не только импорт, но и оптовая и розничная продажи, доставка, дизайн. Рентабельность подобных фирм намного выше, чем у организаций, занимающихся каким-то одним направлением цветочного бизнеса.
Помимо крупных фирм, занимающихся цветочным бизнесом в России, на рынке существует огромное количество фирм и частных предпринимателей, которые занимаются розничной продажей цветов. Среди них есть очень крупные, имеющие десятки и даже сотни торговых точек. Фирма "Цветы метро", например, контролирует более половины продаж цветов в московском метро и имеет в около 200 торговых точек. Ассортимент цветочных павильонов в метро, как правило, однообразен, уровень услуг и качество продукции также находятся не на высоте. Зато деятельность компании "Цветы метро" направлена, скорее, на непрерывный поток покупателей, а не на качество товара. Пока данная тактика себя вполне оправдывает: большая часть гостей и жителей столицы покупает цветы в метро, поэтому в настоящее время такой бизнес является наиболее прибыльным.
Основные потребители срезанных цветов
В 2002 г. экспертами голландской компании «Bulneth» были проведены полевые исследования, имеющие целью определение потребительских предпочтений сложившихся на российском рынке срезанных цветов.
Объектами исследования были выбраны девять наиболее крупных российских городов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Мурманск, Архангельск, Екатеринбург, Омск, Ростов-на-Дону, Владивосток
В качестве единицы выборки были избраны жители вышеназванных городов в возрасте от 18 до 70 лет. Всего было опрошено 2250 человек. Ниже приведены результаты этого исследования:
Процентный состав покупателей срезанных цветов в России
Число покупателей срезанных цветов в девяти городах составляет в среднем 81% от общей численности населения. В Москве этот показатель составляет 69% (в 1998 году - 73%), в Санкт-Петербурге 91% (в 1998 году - 59%). Процент покупателей срезанных цветов в группах населения пожилого возраста ниже. В возрастной категории от 20 до 40 лет процент покупателей составляет 87%. В группе населения в возрасте 40 – 50 лет соответственно 83%, в группе населения 50 – 60 лет – 63% и среди жителей в возрасте 60 – несколько выше (76%).
Самой главной причиной того, почему определенная категория не покупает цветы, является тот факт, что, по мнению этих покупателей, цветы слишком дорогие. Наряду с этим они отмечают также то обстоятельство, что они выращивают цветочные культуры сами.
Подсчитать точное количество цветов, реализуемых на российском рынке, в настоящее время не представляется возможным, так как на российский рынок срезанные цветы поступают в основном по так называемым «серым схемам».
По разным оценкам, объем российского рынка срезанных цветов колеблется от 500 млн. (официальные данные) до 1,2 млрд. долларов в год (с учетом "серых поставок") [1, 2].
По официальным данным поставки из Голландии составляют 75%, около 12% приходится на цветы из Эквадора и Колумбии, небольшой процент имеет и Израиль.
Ниже представлена диаграмма, отражающая объемы российского и московского рынка срезанных цветов за 2003 г.
По оценкам Голландского совета цветоводов в ближайшие 10 лет Россия выйдет на второе после Германии место среди импортеров голландских цветов. На сегодняшний день Россия входит в десятку крупнейших клиентов голландских цветочных аукционов [1].
В настоящее время российский рынок срезанных цветов примерно на 90% импортный. По данным компании «FloraHolland» объем закупок России на торговых площадках компании в 2003 г. составил примерно 86 млн. евро [3]. Начиная с 2001 года, экспорт цветов из Голландии ежегодно возрастал на 20% - 25% вплоть до 28 июня 2004 г., когда вышло постановление о запрете на ввоз всех цветов из Голландии. Виной тому оказалось мелкое насекомое с темно-бурым тельцем длиной 1-1,5 мм и двумя парами крыльев, окаймленных длинными волосками. Цветочный трипс (пузыреножка) обнаружился в партии цветов в горшках, купленной краснодарским предприятием "Самсон" у голландской фирмы Baardse.
По мнению экспертов газеты «Ведомости» [4] данное Решение Федеральной службы по ветеринарному контролю способно парализовать рынок объемом более 1 млрд. долларов. Несколько подмосковных, краснодарских и ставропольских теплиц не в состоянии насытить огромный рынок.
Однако судить о российском рынке импортной срезки, основываясь исключительно на данных о голландском экспорте, было бы некорректно: Нидерланды - не единственная страна, где российские фирмы закупают цветы. Помимо Нидерландов российские компании закупают продукцию непосредственно в странах-производителях, таких как Коста-Рика, Мадагаскар, Филиппины, Колумбия и Эквадор. Там фирмы, минуя посредников с их аукционами, заключают прямые договоры с фермерами и поставляют на российский рынок их продукцию. В среднем, такие цветы на 20 – 30% дешевле голландских.
По официальным подсчетам компании «Цветы Белой Дачи», объем московского рынка срезанных цветов составляет примерно $150 млн. в год. По неофициальным подсчетам экспертов, годовой оборот московского рынка срезанных цветов составляет примерно 500 млн. долларов США [1]. Такое несоответствие в данных связано с тем, что большая часть импортной срезки поставляется по так называемым «серым схемам». Наиболее распространенная «серая схема» состоит в следующем: ввозимые срезанные цветы декларируются в таможенных документах как газонная трава и зелень (что минимум в 5 - 6 раз дешевле настоящего цветка), затем оплачиваются все таможенные платежи (очень низкие для такого товара), и далее цветы попадают на рынок.
По неофициальным данным, сумма таможенных платежей, включающая в себя НДС, таможенную пошлину и вознаграждение всевозможным посредникам, составляет $14 тыс. за фуру, что как минимум в два раза меньше, чем в случае с "белым" импортом.
В среднем каждая роза, купленная на аукционе в Нидерландах обходится покупателю в 0,36 евро. Розы, приобретаемые по прямым официальным поставкам из других стран, стоят на 20-30% дешевле, то есть от 0,29 до 0,25 евро. На московских прилавках те же самые розы реализуются уже от 70 до 150 рублей за штуку (от 1,95 € до 4,2 €) [3,4].
Основные поставщики
В настоящее время на столичном рынке работает более ста фирм-импортеров, при этом не больше пятнадцати из них контролируют до 70% рынка. Основными поставщиками являются такие организации, как "Бизнес букет", "Грин Лайн", "Амадей", “Starlite”, в сферу интересов которых входит не только импорт, но и оптовая и розничная продажи, доставка, дизайн. Рентабельность подобных фирм намного выше, чем у организаций, занимающихся каким-то одним направлением цветочного бизнеса.
Помимо крупных фирм, занимающихся цветочным бизнесом в России, на рынке существует огромное количество фирм и частных предпринимателей, которые занимаются розничной продажей цветов. Среди них есть очень крупные, имеющие десятки и даже сотни торговых точек. Фирма "Цветы метро", например, контролирует более половины продаж цветов в московском метро и имеет в около 200 торговых точек. Ассортимент цветочных павильонов в метро, как правило, однообразен, уровень услуг и качество продукции также находятся не на высоте. Зато деятельность компании "Цветы метро" направлена, скорее, на непрерывный поток покупателей, а не на качество товара. Пока данная тактика себя вполне оправдывает: большая часть гостей и жителей столицы покупает цветы в метро, поэтому в настоящее время такой бизнес является наиболее прибыльным.
Основные потребители срезанных цветов
В 2002 г. экспертами голландской компании «Bulneth» были проведены полевые исследования, имеющие целью определение потребительских предпочтений сложившихся на российском рынке срезанных цветов.
Объектами исследования были выбраны девять наиболее крупных российских городов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Мурманск, Архангельск, Екатеринбург, Омск, Ростов-на-Дону, Владивосток
В качестве единицы выборки были избраны жители вышеназванных городов в возрасте от 18 до 70 лет. Всего было опрошено 2250 человек. Ниже приведены результаты этого исследования:
Процентный состав покупателей срезанных цветов в России
Число покупателей срезанных цветов в девяти городах составляет в среднем 81% от общей численности населения. В Москве этот показатель составляет 69% (в 1998 году - 73%), в Санкт-Петербурге 91% (в 1998 году - 59%). Процент покупателей срезанных цветов в группах населения пожилого возраста ниже. В возрастной категории от 20 до 40 лет процент покупателей составляет 87%. В группе населения в возрасте 40 – 50 лет соответственно 83%, в группе населения 50 – 60 лет – 63% и среди жителей в возрасте 60 – несколько выше (76%).
Самой главной причиной того, почему определенная категория не покупает цветы, является тот факт, что, по мнению этих покупателей, цветы слишком дорогие. Наряду с этим они отмечают также то обстоятельство, что они выращивают цветочные культуры сами.