тема 10. особенности переходной
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12экономики россии
Командно-административная |
Ваучеры |
экономика |
Акционирование |
Централизованное государственное |
Либерализация цен |
управление экономикой |
Рыночная инфраструктура |
Хозяйственный механизм |
Бартер |
Долгосрочные планы |
Неплатежи |
Пятилетние планы |
Теневая экономика |
Дефицит |
Коррупция |
Переходная экономика |
Безопасность России |
Приватизация |
|
10.1. Объективная необходимость преобразования
командно-административной экономики
Объективная необходимость перевода экономики России от командно-административной к рыночной, начатого более 10 лет назад, была продиктована ухудшением экономической ситуации в стране, нарастанием социальных противоречий и конфликтов.
В целях предотвращения драматического развертывания событий были приняты конструктивные решения, в частности, - программа по стабилизации экономики и переходу к рыночным отношениям в России (весна, 1991 г.). С учетом проделанной работы по реализации этого документа и изменений в системе хозяйствования, происшедших за прошедшие годы, делается вывод о том, что сегодняшняя Россия – это страна с рыночной экономикой. Можно согласиться и не согласиться с таким утверждением, но фактом остается и то, что многогранные негативные явления в жизни страны полностью все еще не преодолены, хотя перелом в развитии экономики произошел.
В новых условиях Россия проводит социально-экономическую политику, главной целью которой являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, модернизация экономики и на ее основе достижение устойчивых темпов экономического развития, прогрессивных сдвигов в структуре экономики, повышение конкурентоспособности отечественных товаров и т. д.
Экономика, которая функционировала в Советском Союзе более чем 70 лет, определена как командно-административная и характеризовалась безраздельным господством только государственной формы собственности и соответствующими ей предприятиями, всеобщим централизованно-плановым регулированием социально-экономичес-ких процессов.
Государство, руководствуясь теоретическими положениями марксистской политической экономии и тем, что установившаяся форма собственности, объединяющая многочисленные предприятия, отрасли, регионы в единый, целостный организм, делает согласованное хозяйствование в масштабе всей страны объективной необходимостью, осуществляло централизованное государственное управление экономикой.
При этом государство применяло разнообразные методы и средства, комплекс которых считался хозяйственным механизмом. Среди них выделялись:
- разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития страны в виде: долгосрочных (до 20 лет); перспективных (на 5 лет) и текущих (на 1 год);
- утверждение отчетов об их выполнении;
- разработка единого государственного бюджета страны и утверждение отчета о его выполнении;
- руководство единой кредитно-денежной системой;
- установление налогов и доходов, поступающих в государственный бюджет;
- определение политики в области цен и оплаты труда;
- контроль за работой отраслевых органов народного хозяйства по руководству объединениями и предприятиями;
- определение основных направлений научно-технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов и т.д.
Долгосрочные планы разрабатывались на несколько пятилетий. Первым планом такого рода был план ГОЭЛРО. Его считали целой ступенью в развитии экономической теории и практики. План ГОЭЛРО представлял не только грандиозные масштабы электрификации страны, но и гармонически соединял земледелие, промышленность и транспорт.
В дальнейшем долгосрочные планы составлялись в виде расчетов перспектив развития отдельных отраслей, районов, служили основой при разработке пятилетних планов.
Последним долгосрочным планом был план экономического и социального развития Советского Союза на период до 2000 года. Он был составлен на основе целевых комплексных программ, какими были продовольственная, энергетическая программы, программы подъема машиностроения, химизации народного хозяйства, развития производства товаров народного потребления и сферы услуг.
Перспективные пятилетние планы составлялись на пять лет и являлись основной формой планирования на всех уровнях, охватывали планы развития предприятий (объединений, комбинатов), отраслей народного хозяйства, весь народнохозяйственный комплекс страны. За 1928-1990 гг. составлялись и выполнялись 12 пятилетних планов, последний из которых – за 1986-1990 гг.
Применение методов и средств, т.е. хозяйственного механизма, характерного для командной экономики, обеспечивало выполнение принятых планов. В результате в Советском Союзе был создан мощный экономический потенциал, решены многие социальные вопросы. Для таких выводов были серьезные основания.
Разрушенная двумя войнами (первая мировая и гражданская с 1914 по 1920 гг.) экономика России была восстановлена за 6 лет. В 1926 г. объем производства достиг уровня 1913 г.
В последующие годы экономика страны развивалась уверенно, высокими темпами, не считая годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и послевоенного восстановления. Так, до 1970-х годов среднегодовые темпы производства валового общественного продукта (ВОВ), национального дохода (НД), промышленной продукции, производительности труда были достаточно высокими и превышали 7 %.
По производству валового национального продукта (ВНП), НД, промышленной продукции Советский Союз вышел на второе место, после США. Производство НД составляло 67 % к уровню США,
промышленной продукции – 80 %, угля – 90 %, нефти – 144 %, стали 199 % и т. д.
Наряду с достигнутыми бесспорными положительными результатами в экономическом и социальном развитии страны, особенно начиная с Х пятилетки (1976-1980 гг.), усилились неблагоприятные тенденции в экономике, возникло немало трудностей.
Одно из них – падение из пятилетия в пятилетие темпов роста экономики, производительности труда, жизненного уровня населения (см. табл. 10.1).
Таблица 10.1
Рост национального дохода, производительности труда
и реальных доходов за 1966-1985 гг.
|
Пятилетки |
|||
|
VIII (1966-1970 гг.) |
IX (1971-1975 гг.) |
X (1976-1980 гг.) |
XI (1981-1985 гг.) |
Среднегодовые темпы роста НД |
7,2 |
5,1 |
3,9 |
3,1 |
Среднегодовые темпы роста производительности труда |
6,8 |
4,6 |
3,2 |
3,1 |
Среднегодовые темпы роста реальных доходов |
6,6 |
4,8 |
4,4 |
4,2 |
Данные таблицы показывают неуклонное падение темпов роста как производства, так и жизненного уровня населения. И в стране принимались меры по преодолению такой динамики. Осуществлялись анализ сложившейся ситуации, уточнения текущих и долговременных целей, путей их достижения, применения новых форм организации производства и его стимулирования. Но все это делалось в рамках командной системы. Достаточно вспомнить решения пленумов и съездов коммунистической партии Советского Союза. Так, в 1957 г. Пленум ЦК КПСС принял постановление «О переходе к территориальному принципу управления экономикой», в 1965 г. – «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании пла-
нирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» и др.
XXVII съезд КПСС (март, 1986 г.) принял постановление «Об ускорении социально-экономического развития страны». Как говорится в документе, эта задача может быть выполнена на основе перестройки методов управления общественными процессами, хозяйственного механизма, мышления и настроения людей в духе понимания цели ускорения социально-экономического развития страны и активной борьбы за него.
Однако, несмотря на принимаемые меры, процесс ухудшения экономической ситуации шел не только по нарастающей, но и расширялся. Постепенно он охватил финансовую сферу, сферу денежного обращения, доходы и расходы населения, потребительский рынок. Так, дефицит государственного бюджета в 1989 г. составил 91,8 млрд руб., что равняется приблизительно 10 % ВНП против 3-4 % в нормально развивающейся рыночной экономике.
В этих условиях для финансирования расходов бюджета, т.е. для покрытия его дефицита, государство встало на путь привлечения средств из ресурсов Госбанка СССР. Это вызывало нарастание государственного внутреннего долга. Так, в 1985 г. он составил 141,6 млрд руб., а в 1988 г. – 311,8 млрд руб., в 1989 г. – 398,2 млрд руб. Эмиссия наличных денег в 1989 г. достигла 18 млрд руб. по сравнению с 4 млрд руб. в 1985 г. Рубль начал резко обесцениваться и постепенно перестал выполнять функцию средства обращения.
Не менее разрушительную роль играло и нарастающее расхождение между денежными доходами и расходами населения. Результатом этого являлись быстрый рост неудовлетворенного спроса населения (дефицит) и диспропорции, складывающиеся на потребительском рынке. При этом значительная часть денежных доходов накапливалась на руках у населения, вместо того, чтобы использоваться для оплаты товаров и услуг. Такой высокий рост денежных доходов населения, не подкрепленный приростом товаров и услуг, – главная причина несбалансированности рынка и растущей инфляции. Из оценки ситуации следовало, что экономика страны ближе подходит к той грани, за которой нужно будет говорить уже не об экономическом кризисе, а о катастрофе.
В этих условиях стало совершенно очевидным, что для преодоления кризиса необходим переход к рынку, создание соответствующих ему структур, включая многообразие видов и форм собственности, организацию предпринимательства, реорганизацию финансовой системы, кредитного дела, введение соответствующей рынку системы налогов и т.д. Распад СССР и образование суверенных государств ускорили его переход к рынку, эффективность которого доказана мировым опытом. Так была разработана и «Программа по стабилизации экономики и переходу к рыночным отношениям», о чем говорилось выше.
10.2. Переход к рыночным отношениям – условие
преодоления кризисных явлений в экономике
Программа исходила из того, что в условиях рынка управлять поведением экономических субъектов, т.е. предприятий и предпринимателей, можно, лишь опираясь на их интерес, а не на директивы и указания сверху.
Благоприятные и выгодные для предпринимателей условия хозяйствования создаются, если в их деятельность никто не вправе вмешиваться, когда эта деятельность проходит в рамках законов. Поэтому должны быть приняты законы, четко очерчивающие рамки деятельности экономических субъектов. При этом функции государства должны сводиться к налогам и гарантиям. Только так, обеспечив экономический интерес производителей, правовую стабильность, можно обеспечить экономический рост. Это главная цель Программы по стабилизации экономики и переходу к рыночным отношениям.
Для достижения этой цели, как предусматривала Программа, должны были быть реализованы:
Приватизация и разгосударствление собственности.
Стимулирование деловой активности.
Защита экономических прав и свобод от негативных внешних воздействий.
Бюджетно-финансовая политика и кредитно-денежная система.
Социальная защита населения и некоторые другие.
Эти положения Программы перехода к рынку закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. В ее статье 8 говорится:
1. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Основой экономики любой системы, многообразия организационных форм производства является собственность, ее многообразие или однообразие. Если в командной системе собственность и предприятия являются государственными, то в рыночной экономике они приобретают многообразные формы – индивидуальная частная, коллективная, государственная.
Весной 1991 г. был принят Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», а в августе 1992 г. – Указ Президента РФ «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ». На основе этого Указа началось крупномасштабное мероприятие, направленное на ускорение создания рыночной экономики путем массовой приватизации на основе использования приватизационных чеков – ваучеров.
В результате ваучерной приватизации до 1993 г. были переданы в частную и коллективную собственность десятки тысяч промышленных предприятий, предприятия торговли и общественного питания, ателье и мастерские бытового обслуживания и т.д., что послужило основой вывода о том, что в стране появился слой массовых собственников.
Продолжающаяся поныне приватизация осуществляется в виде продажи имущества предприятий на аукционах, инвестиционных и коммерческих торгах, иными словами, в современных условиях приватизация не чековая, а денежная. Результаты ее оцениваются по деньгам, вырученным от реализации собственности.
Рыночные отношения, как известно, немыслимы без рыночных цен, уравновешивающих спрос и предложение. Поэтому вместе с приватизацией и акционированием собственности, созданием условий для активной хозяйственной деятельности всем собственникам менялись существующие системы цен и практика ценообразования.
19 декабря 1991 г. правительство РСФСР приняло постановление «О мерах по либерализации цен». В нем говорится: «Предприятиям и организациям, другим юридическим лицам, расположенным на территории РСФСР, независимо от подчиненности и форм собственности применять со 2 января 1992 г. на всю продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги свободные (рыночные) цены и тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции производить по свободным (рыночным ценам). Вместе с тем в постановлении предусматривались предельные коэффициенты повышения цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, имеющие важную социальную значимость. В частности, предельные размеры повышения цен и тарифов на основные потребительские товары (услуги), реализуемые населению, от 2 до 5 раз. Например, на хлеб – 3 раза, молоко, кефир – 3 раза, сахар – 3,5, услуги пассажирского транспорта – 2, услуги связи – 3 и т.д.
Широкое развитие получила рыночная инфраструктура. Она создавалась на основе соответствующих законов и представлена сетью предприятий розничной торговли, посреднических предприятий, бирж, ярмарок, центров оптовой торговли, аукционов, кредитных учреждений, страховых и транспортных фирм, сетью информации и других, обслуживающих рынок структур.
Важнейшим условием перехода России к рынку явилось реформирование всей кредитной системы. Без этого, как учит мировая практика, рынок немыслим. В 1992 г. были приняты Законы «О Центральном Банке России», «О банках и банковской деятельности». Банковская система, состоящая из Центрального Банка России, национальных банков республик в составе РФ и коммерческих банков, должна привлекать денежные средства и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности и т.д.
10.3. Обострение экономической ситуации на первых
этапах перехода к рынку и меры ее стабилизации
Неуклонное замедление темпов роста производства, происшедшее на протяжении почти 20 лет, при переходе к рынку, т.е. в начале 90-х годов, не остановилось, а сменилось его спадом (см. табл. 10.2).
Таблица 10.2
Основные показатели экономического развития РФ
за 1992-1998 гг. (в % к предыдущему году)
Наименование |
Годы |
||||||
продукта |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998
|
Валовой внутренний продукт |
85,5 |
91,3 |
87,4 |
96,0 |
94,0 |
100,9 |
95,4 |
Продукция промышленности |
82,0 |
86,0 |
79,0 |
97,0 |
95,0 |
102,0 |
99,8 |
Продукция сельского хозяйства |
91,0 |
96,0 |
88,0 |
92,0 |
93,0 |
101,5 |
87,7 |
Инвестиции в основной капитал |
- |
- |
- |
90,0 |
82,0 |
95,0 |
93,3 |
Данные таблицы показывают, что, несмотря на начавшееся внедрение рыночных механизмов регулирования экономики, спад производства продолжался, ухудшались другие ключевые показатели. Только за 1993-1996 гг. ВВП снизился почти на 30 %, а совокупные потери составили 230 млрд долларов.
Общий объем производства ВВП сократился с 2010 млрд долларов в 1990 г. до 1265 млрд долларов в 2000 г., т.е. на 37,2 %. В 2000 г. в расчете на душу населения в России произведено ВВП на 8,9 тыс. долларов, в мире – 8,1 тыс. долларов, в США – 36,1, в Японии – 27,6, в Мексике – 8,8 тыс. долларов.
Произошел скачок цен. Например, государственные регулируемые мировые цены на нефть поднялись до 1800-2000 неденоминированных рублей, а были – 350 руб., за природный газ 1100-1600 руб. за тысячу куб. м, а было 260 руб.
В 1992 г. по сравнению с 1991 г. цены на продовольственные товары увеличились в 16 раз, на мясо, масло, сыры, молочные продукты – в 29 раз. Жизнь подорожала в 13 раз. В последующие годы цены возрастали еще больше, следовательно, продолжалось падение уровня жизни населения.
Спад производства, стремительный рост расходов государства, дефицит его бюджета, рост цен способствовали разворачиванию инфляционных процессов в переходной экономике России. Темпы инфляции в 1993-1996 гг. приняли угрожающий характер и ее перерастание в гиперинфляцию стало реальным.
В Программе перехода России к рынку главнейшее внимание уделялось финансовым, денежно-кредитным отношениям, налогам. Однако вся эта система, особенно в начале переходного периода, не использовалась как эффективный механизм функционирования рыночной экономики.
Широко стал практиковаться так называемый бартер. В его условиях администрации заводов и фабрик занимались не перспективами развития производства, а поиском способов выплатить работникам зарплату продуктами питания и потребительскими товарами. Эти задачи, равно как и проблемы материально-технического снабжения, решались через обмен товара на товар. Но бартерный обмен по природе своей малоэффективен, он не в силах обеспечить предприятия ресурсами в должной мере, и хозяйственные связи рвутся, производство приходит в упадок.
В данном случае речь идет только о бартере между предприятиями. Но он стал широко практиковаться в расчетах с работниками за выполненную работу натурой. Предприятия своим работникам вместо живых денег выдавали посуду, утюги, обувь и т.д. Такая форма оплаты труда применялась и в бюджетной сфере.
Бартерная система расчетов не только не удовлетворяет потребности работников, не практична с точки зрения интересов работников, громоздкая по организации, но и опасна своей бесконтрольностью.
Положение обострялось все возрастающими неплатежами. Суммарная взаимная задолженность всех российских предприятий и организаций друг другу, неплатежи зарплаты работникам предприятий и бюджетной сферы, долги в бюджет, по кредитам банков и зай-
мов достигли в 1997 г. 431,5 трлн руб. против 244,3 трлн руб. в 1996 г. Подобное положение в экономике характеризуется как паралич платежей, бюджетный кризис, дефицит денег и т.д.
В переходной экономике России небывалого в мировой практике развития получила теневая экономики. Она представлена подпольным предпринимательством, например, производством винно-водочных изделий, наркобизнесом, рэкетом, порнографией, контрабандным завозом товаров из-за границы и т.д. По некоторым данным в РФ теневая экономика составляет примерно 40-50 % ВВП против 15-20 % в странах Запада.
Расширение масштабов теневой экономики, установление постоянных связей мафиози с представителями власти, легальной экономики в целях расширения своего бизнеса и безопасности своей деятельности привели к росту, с одной стороны, экономической преступности, т.е. коррупции чиновников любого уровня и любой сферы, и, с другой – общей преступности. Все это реальная угроза безопасности России.
В условиях сосредоточения крупной собственности в руках небольшой группы людей и развития на ее базе свободного предпринимательства, коррупции и других произошло расслоение населения на богатых, состоятельных, средних, что-то типа среднего класса, малообеспеченных и бедных, которые в 1996 г. составляли соответственно 3-5 %, 15, 20, 20, 40 %.
Естественно, что в расслоении населения по уровню доходов из года в год происходят изменения. Но резкое расслоение, поляризация общества на два полюса – богатых и бедных – остается неизменным. Это есть не что иное, как проявление социальной несправедливости, нарушение прав и защищенности людей в условиях перехода к рынку.
10.4. Полное использование рыночных механизмов –
условие устойчивого развития экономики
В 1999 г., на девятом году перехода России к рынку и спустя всего один год после крупнейшего в истории нашей страны финансового кризиса в августе 1998 г. в экономике наметились позитивные тенденции: остановился спад производства, начался его рост. Объем ВВП, являющегося конечным результатом производственной деятельности, увеличился на 3,2 %, а промышленной продукции – на 8,1 %.
В 2000 г. рост происходил более высокими темпами и охватил практически все сферы экономики (см. табл. 10.3.).
Таблица 10.3
Динамика важнейших экономических показателей РФ
(2000 г. в процентах к 1999 г.)
Показатели |
Темпы роста |
Валовой внутренний продукт |
107,7 |
Продукция промышленности |
109,0 |
Продукция сельского хозяйства |
105,0 |
Инвестиции в основной капитал |
117,4 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
109,1 |
Оборот розничной торговли |
108,9 |
Объем платных услуг населению |
105,7 |
Экспорт товаров |
138,9 |
Импорт товаров |
111,9 |
Данные таблицы свидетельствуют о последовательном наращивании позитивных тенденций, наметившихся за последние годы в экономике РФ. Это рост ВВП, его структурные изменения, повышение инвестиционной активности в основной капитал, доходов населения и т.д. Продолжились положительные тенденции и в 2001 г.
Из позитивных тенденций, наметившихся в 1999 г. и продолжавшихся в 2001 г., можно сделать вывод о том, что рыночные механизмы в переходной экономике России начинают действовать. Дело теперь за тем, чтобы с учетом недоработок и ошибок, допущенных при подготовке программ и при их реализации, устранить противоречия переходной экономики, запустить на полную мощь все механизмы рынка.
Непредвиденное развитие переходной экономики, ее неустойчивость вытекают из природы самой переходной экономики, в которой действуют старые и новые состояния, процессы, факторы. В связи с этим трудно предсказать, какие отношения возьмут верх, установятся.
Пока же в переходной экономике России противостоят старое и новое, имеют место распад и созидание, экономика рыночная и центрально управляемая, воровство и приватизация, право частной собственности и противоправное присвоение собственности, предпринимательство и преступность и т. д.
Актуальная задача современного этапа в том, чтобы всему, не соответствующему классическим отношениям, мешающему переходным процессам, противопоставить антикризисные меры, меры по укреплению и расширению рыночных отношений, законность, принятие поддерживаемых народом ясных и конкретных действий.
Ключевым фактором решения этой задачи, как показывает мировая практика, должно стать сочетание в определенных оптимальных пропорциях рыночного регулирования экономики и участия государства в этом процессе.
Между тем выработанная и реализуемая программа преобразований в России исходила из того, что рыночные механизмы сами по себе абсолютно эффективны, причем настолько, что экономика может саморегулироваться без прямого вмешательства государства. Государство должно ограничиться косвенным регулированием экономики посредством четкого определения «правил игры» на рынке, а также воздействия на ключевые параметры денежной политики: объемы эмиссии, темпы инфляции, процентные ставки и т. д. Все это привело к негативным последствиям, о которых говорилось выше.
Следовательно, речь идет не о полном отказе государства от выполнения экономической роли, а об определении его места, роли и границ в рыночной экономике, полномочий в ней, чтобы оно не диктовало и не требовало, что, как и для кого производить, а всего лишь выявляло потребности общества во благах, создавало условия для их производства и потребления, контролировало выполнение законов и т.д. Жизнеспособность подобной экономической модели подтверждается успехами многих стран, в частности, восточно-азиатских.
Использование мирового опыта государственного регулирования экономики с учетом российской специфики – фактор преодоления противоречий переходной экономики и придания экономике тенденций устойчивого роста.
вопросы для самопроверки
По каким признакам различаются основные ступени в развитии общества? Почему объективно возникают переходные состояния в развитии общества?
Что такое переходная экономика и по каким критериям различаются типы переходной экономики?
Каковы сущность, причины и этапы развития кризиса административно-командной системы в Советском Союзе?
Почему на смену административно-командной системы должна прийти именно рыночная система?
Каковы экономические и социальные результаты приватизации в переходной экономике России?
В чем необходимость и каковы формы обеспечения социальной защиты в переходной экономике?
Почему в переходной экономике на протяжении первого этапа ее функционирования наблюдался спад производства, расслоение населения по уровню доходов?
В чем состоят принципиальные различия государственного регулирования в командно-административной и рыночной экономике?
Что такое безопасность, каковы ее основные черты и проблемы в России в период рыночных преобразований?
Какие меры принимает правительство РФ в современных условиях в области социальной политики и модернизации экономики?
список литературы
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2000. – 448 с.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2000. – 272 с.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2000. – 588 с.
Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. – СПб.: Изд-во «Лань», 2000. – 880 с.
Гальперин В.М. и др. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / Общ. ред. Л.С. Тарасевича. – СПб: Изд-во СПб. ГУЭФ, 1999. – 656 с.
Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 432 с.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Ключевые вопросы: Учебное пособие. – 3-е изд., доп. / Под ред. А.И Добрынина.– М.: ИНФРА-М, 2000. – 199 с.
Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2000.- 472 с.
Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 574 с.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 972 с.
Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. - 2-е изд. / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова.– М.: ИТД «КНО Рус»; Изд-во ГНОМ и Д, 2000. – 544 с.
Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 784 с.
Самуэльсон А., Нордхаус В.Д. Экономика / Пер. с англ. – М.: Изд-во БИНОМ, 1997. – 800 с.
Селищев А.С., Леусский А.И. Макроэкономика: Открытая экономика. Экономический рост. Общее экономическое равновесие. – 2-е изд., исправ. – СПб.: Питер Ком, 2001. – 448 с.
Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие: Учебное пособие для вузов / Науч. ред. О.Ю. Мамедов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: Проспект, 1999. – 792 с.
Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2000. – 896 с.
Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., доп. и исправ. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Изд-во ГУЭФ; Питер Ком, 2001. – 544 с.
Экономическая теория: Учебник для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Камаева В.Д.– М.: ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
ДЕГТЯРЕВА Ирина Викторовна
ФАХРЕТДИНОВА Гузель Рамзиевна
ЯКОВЛЕВА Татьяна Николаевна
КАРИМОВА Зухра Рафаиловна
КУДРЯШОВА Ольга Константиновна
ХАНОВА Оксана Юрьевна
ФАТХУЛЛИНА Ляля Закиевна
БОГОСЛОВСКАЯ Ольга Сергеевна
МИЯНОВ Амир Фаизович
экономика
Макроэкономика
Учебное издание
Редактор З.Г. Кашаева
Подписано в печать 29.06. 2004. Формат 60х84 1/16.
Бумага офсетная. Печать плоская. Гарнитура Times New Roman Cyr. Усл. печ. л. 12,5. Усл. кр.-отт. 12,5. Уч.- изд. л. 12,4.
Тираж 300 экз. Заказ № 158
Уфимский государственный авиационный технический университет
Редакционно-издательский комплекс УГАТУ
450000, Уфа-центр, ул. К. Маркса, 12.
экономики россии
Командно-административная |
Ваучеры |
экономика |
Акционирование |
Централизованное государственное |
Либерализация цен |
управление экономикой |
Рыночная инфраструктура |
Хозяйственный механизм |
Бартер |
Долгосрочные планы |
Неплатежи |
Пятилетние планы |
Теневая экономика |
Дефицит |
Коррупция |
Переходная экономика |
Безопасность России |
Приватизация |
|
10.1. Объективная необходимость преобразования
командно-административной экономики
Объективная необходимость перевода экономики России от командно-административной к рыночной, начатого более 10 лет назад, была продиктована ухудшением экономической ситуации в стране, нарастанием социальных противоречий и конфликтов.
В целях предотвращения драматического развертывания событий были приняты конструктивные решения, в частности, - программа по стабилизации экономики и переходу к рыночным отношениям в России (весна, 1991 г.). С учетом проделанной работы по реализации этого документа и изменений в системе хозяйствования, происшедших за прошедшие годы, делается вывод о том, что сегодняшняя Россия – это страна с рыночной экономикой. Можно согласиться и не согласиться с таким утверждением, но фактом остается и то, что многогранные негативные явления в жизни страны полностью все еще не преодолены, хотя перелом в развитии экономики произошел.
В новых условиях Россия проводит социально-экономическую политику, главной целью которой являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, модернизация экономики и на ее основе достижение устойчивых темпов экономического развития, прогрессивных сдвигов в структуре экономики, повышение конкурентоспособности отечественных товаров и т. д.
Экономика, которая функционировала в Советском Союзе более чем 70 лет, определена как командно-административная и характеризовалась безраздельным господством только государственной формы собственности и соответствующими ей предприятиями, всеобщим централизованно-плановым регулированием социально-экономичес-ких процессов.
Государство, руководствуясь теоретическими положениями марксистской политической экономии и тем, что установившаяся форма собственности, объединяющая многочисленные предприятия, отрасли, регионы в единый, целостный организм, делает согласованное хозяйствование в масштабе всей страны объективной необходимостью, осуществляло централизованное государственное управление экономикой.
При этом государство применяло разнообразные методы и средства, комплекс которых считался хозяйственным механизмом. Среди них выделялись:
- разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития страны в виде: долгосрочных (до 20 лет); перспективных (на 5 лет) и текущих (на 1 год);
- утверждение отчетов об их выполнении;
- разработка единого государственного бюджета страны и утверждение отчета о его выполнении;
- руководство единой кредитно-денежной системой;
- установление налогов и доходов, поступающих в государственный бюджет;
- определение политики в области цен и оплаты труда;
- контроль за работой отраслевых органов народного хозяйства по руководству объединениями и предприятиями;
- определение основных направлений научно-технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов и т.д.
Долгосрочные планы разрабатывались на несколько пятилетий. Первым планом такого рода был план ГОЭЛРО. Его считали целой ступенью в развитии экономической теории и практики. План ГОЭЛРО представлял не только грандиозные масштабы электрификации страны, но и гармонически соединял земледелие, промышленность и транспорт.
В дальнейшем долгосрочные планы составлялись в виде расчетов перспектив развития отдельных отраслей, районов, служили основой при разработке пятилетних планов.
Последним долгосрочным планом был план экономического и социального развития Советского Союза на период до 2000 года. Он был составлен на основе целевых комплексных программ, какими были продовольственная, энергетическая программы, программы подъема машиностроения, химизации народного хозяйства, развития производства товаров народного потребления и сферы услуг.
Перспективные пятилетние планы составлялись на пять лет и являлись основной формой планирования на всех уровнях, охватывали планы развития предприятий (объединений, комбинатов), отраслей народного хозяйства, весь народнохозяйственный комплекс страны. За 1928-1990 гг. составлялись и выполнялись 12 пятилетних планов, последний из которых – за 1986-1990 гг.
Применение методов и средств, т.е. хозяйственного механизма, характерного для командной экономики, обеспечивало выполнение принятых планов. В результате в Советском Союзе был создан мощный экономический потенциал, решены многие социальные вопросы. Для таких выводов были серьезные основания.
Разрушенная двумя войнами (первая мировая и гражданская с 1914 по 1920 гг.) экономика России была восстановлена за 6 лет. В 1926 г. объем производства достиг уровня 1913 г.
В последующие годы экономика страны развивалась уверенно, высокими темпами, не считая годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и послевоенного восстановления. Так, до 1970-х годов среднегодовые темпы производства валового общественного продукта (ВОВ), национального дохода (НД), промышленной продукции, производительности труда были достаточно высокими и превышали 7 %.
По производству валового национального продукта (ВНП), НД, промышленной продукции Советский Союз вышел на второе место, после США. Производство НД составляло 67 % к уровню США,
промышленной продукции – 80 %, угля – 90 %, нефти – 144 %, стали 199 % и т. д.
Наряду с достигнутыми бесспорными положительными результатами в экономическом и социальном развитии страны, особенно начиная с Х пятилетки (1976-1980 гг.), усилились неблагоприятные тенденции в экономике, возникло немало трудностей.
Одно из них – падение из пятилетия в пятилетие темпов роста экономики, производительности труда, жизненного уровня населения (см. табл. 10.1).
Таблица 10.1
Рост национального дохода, производительности труда
и реальных доходов за 1966-1985 гг.
|
Пятилетки |
|||
|
VIII (1966-1970 гг.) |
IX (1971-1975 гг.) |
X (1976-1980 гг.) |
XI (1981-1985 гг.) |
Среднегодовые темпы роста НД |
7,2 |
5,1 |
3,9 |
3,1 |
Среднегодовые темпы роста производительности труда |
6,8 |
4,6 |
3,2 |
3,1 |
Среднегодовые темпы роста реальных доходов |
6,6 |
4,8 |
4,4 |
4,2 |
Данные таблицы показывают неуклонное падение темпов роста как производства, так и жизненного уровня населения. И в стране принимались меры по преодолению такой динамики. Осуществлялись анализ сложившейся ситуации, уточнения текущих и долговременных целей, путей их достижения, применения новых форм организации производства и его стимулирования. Но все это делалось в рамках командной системы. Достаточно вспомнить решения пленумов и съездов коммунистической партии Советского Союза. Так, в 1957 г. Пленум ЦК КПСС принял постановление «О переходе к территориальному принципу управления экономикой», в 1965 г. – «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании пла-
нирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» и др.
XXVII съезд КПСС (март, 1986 г.) принял постановление «Об ускорении социально-экономического развития страны». Как говорится в документе, эта задача может быть выполнена на основе перестройки методов управления общественными процессами, хозяйственного механизма, мышления и настроения людей в духе понимания цели ускорения социально-экономического развития страны и активной борьбы за него.
Однако, несмотря на принимаемые меры, процесс ухудшения экономической ситуации шел не только по нарастающей, но и расширялся. Постепенно он охватил финансовую сферу, сферу денежного обращения, доходы и расходы населения, потребительский рынок. Так, дефицит государственного бюджета в 1989 г. составил 91,8 млрд руб., что равняется приблизительно 10 % ВНП против 3-4 % в нормально развивающейся рыночной экономике.
В этих условиях для финансирования расходов бюджета, т.е. для покрытия его дефицита, государство встало на путь привлечения средств из ресурсов Госбанка СССР. Это вызывало нарастание государственного внутреннего долга. Так, в 1985 г. он составил 141,6 млрд руб., а в 1988 г. – 311,8 млрд руб., в 1989 г. – 398,2 млрд руб. Эмиссия наличных денег в 1989 г. достигла 18 млрд руб. по сравнению с 4 млрд руб. в 1985 г. Рубль начал резко обесцениваться и постепенно перестал выполнять функцию средства обращения.
Не менее разрушительную роль играло и нарастающее расхождение между денежными доходами и расходами населения. Результатом этого являлись быстрый рост неудовлетворенного спроса населения (дефицит) и диспропорции, складывающиеся на потребительском рынке. При этом значительная часть денежных доходов накапливалась на руках у населения, вместо того, чтобы использоваться для оплаты товаров и услуг. Такой высокий рост денежных доходов населения, не подкрепленный приростом товаров и услуг, – главная причина несбалансированности рынка и растущей инфляции. Из оценки ситуации следовало, что экономика страны ближе подходит к той грани, за которой нужно будет говорить уже не об экономическом кризисе, а о катастрофе.
В этих условиях стало совершенно очевидным, что для преодоления кризиса необходим переход к рынку, создание соответствующих ему структур, включая многообразие видов и форм собственности, организацию предпринимательства, реорганизацию финансовой системы, кредитного дела, введение соответствующей рынку системы налогов и т.д. Распад СССР и образование суверенных государств ускорили его переход к рынку, эффективность которого доказана мировым опытом. Так была разработана и «Программа по стабилизации экономики и переходу к рыночным отношениям», о чем говорилось выше.
10.2. Переход к рыночным отношениям – условие
преодоления кризисных явлений в экономике
Программа исходила из того, что в условиях рынка управлять поведением экономических субъектов, т.е. предприятий и предпринимателей, можно, лишь опираясь на их интерес, а не на директивы и указания сверху.
Благоприятные и выгодные для предпринимателей условия хозяйствования создаются, если в их деятельность никто не вправе вмешиваться, когда эта деятельность проходит в рамках законов. Поэтому должны быть приняты законы, четко очерчивающие рамки деятельности экономических субъектов. При этом функции государства должны сводиться к налогам и гарантиям. Только так, обеспечив экономический интерес производителей, правовую стабильность, можно обеспечить экономический рост. Это главная цель Программы по стабилизации экономики и переходу к рыночным отношениям.
Для достижения этой цели, как предусматривала Программа, должны были быть реализованы:
Приватизация и разгосударствление собственности.
Стимулирование деловой активности.
Защита экономических прав и свобод от негативных внешних воздействий.
Бюджетно-финансовая политика и кредитно-денежная система.
Социальная защита населения и некоторые другие.
Эти положения Программы перехода к рынку закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. В ее статье 8 говорится:
1. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Основой экономики любой системы, многообразия организационных форм производства является собственность, ее многообразие или однообразие. Если в командной системе собственность и предприятия являются государственными, то в рыночной экономике они приобретают многообразные формы – индивидуальная частная, коллективная, государственная.
Весной 1991 г. был принят Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», а в августе 1992 г. – Указ Президента РФ «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ». На основе этого Указа началось крупномасштабное мероприятие, направленное на ускорение создания рыночной экономики путем массовой приватизации на основе использования приватизационных чеков – ваучеров.
В результате ваучерной приватизации до 1993 г. были переданы в частную и коллективную собственность десятки тысяч промышленных предприятий, предприятия торговли и общественного питания, ателье и мастерские бытового обслуживания и т.д., что послужило основой вывода о том, что в стране появился слой массовых собственников.
Продолжающаяся поныне приватизация осуществляется в виде продажи имущества предприятий на аукционах, инвестиционных и коммерческих торгах, иными словами, в современных условиях приватизация не чековая, а денежная. Результаты ее оцениваются по деньгам, вырученным от реализации собственности.
Рыночные отношения, как известно, немыслимы без рыночных цен, уравновешивающих спрос и предложение. Поэтому вместе с приватизацией и акционированием собственности, созданием условий для активной хозяйственной деятельности всем собственникам менялись существующие системы цен и практика ценообразования.
19 декабря 1991 г. правительство РСФСР приняло постановление «О мерах по либерализации цен». В нем говорится: «Предприятиям и организациям, другим юридическим лицам, расположенным на территории РСФСР, независимо от подчиненности и форм собственности применять со 2 января 1992 г. на всю продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги свободные (рыночные) цены и тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции производить по свободным (рыночным ценам). Вместе с тем в постановлении предусматривались предельные коэффициенты повышения цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, имеющие важную социальную значимость. В частности, предельные размеры повышения цен и тарифов на основные потребительские товары (услуги), реализуемые населению, от 2 до 5 раз. Например, на хлеб – 3 раза, молоко, кефир – 3 раза, сахар – 3,5, услуги пассажирского транспорта – 2, услуги связи – 3 и т.д.
Широкое развитие получила рыночная инфраструктура. Она создавалась на основе соответствующих законов и представлена сетью предприятий розничной торговли, посреднических предприятий, бирж, ярмарок, центров оптовой торговли, аукционов, кредитных учреждений, страховых и транспортных фирм, сетью информации и других, обслуживающих рынок структур.
Важнейшим условием перехода России к рынку явилось реформирование всей кредитной системы. Без этого, как учит мировая практика, рынок немыслим. В 1992 г. были приняты Законы «О Центральном Банке России», «О банках и банковской деятельности». Банковская система, состоящая из Центрального Банка России, национальных банков республик в составе РФ и коммерческих банков, должна привлекать денежные средства и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности и т.д.
10.3. Обострение экономической ситуации на первых
этапах перехода к рынку и меры ее стабилизации
Неуклонное замедление темпов роста производства, происшедшее на протяжении почти 20 лет, при переходе к рынку, т.е. в начале 90-х годов, не остановилось, а сменилось его спадом (см. табл. 10.2).
Таблица 10.2
Основные показатели экономического развития РФ
за 1992-1998 гг. (в % к предыдущему году)
Наименование |
Годы |
||||||
продукта |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998
|
Валовой внутренний продукт |
85,5 |
91,3 |
87,4 |
96,0 |
94,0 |
100,9 |
95,4 |
Продукция промышленности |
82,0 |
86,0 |
79,0 |
97,0 |
95,0 |
102,0 |
99,8 |
Продукция сельского хозяйства |
91,0 |
96,0 |
88,0 |
92,0 |
93,0 |
101,5 |
87,7 |
Инвестиции в основной капитал |
- |
- |
- |
90,0 |
82,0 |
95,0 |
93,3 |
Данные таблицы показывают, что, несмотря на начавшееся внедрение рыночных механизмов регулирования экономики, спад производства продолжался, ухудшались другие ключевые показатели. Только за 1993-1996 гг. ВВП снизился почти на 30 %, а совокупные потери составили 230 млрд долларов.
Общий объем производства ВВП сократился с 2010 млрд долларов в 1990 г. до 1265 млрд долларов в 2000 г., т.е. на 37,2 %. В 2000 г. в расчете на душу населения в России произведено ВВП на 8,9 тыс. долларов, в мире – 8,1 тыс. долларов, в США – 36,1, в Японии – 27,6, в Мексике – 8,8 тыс. долларов.
Произошел скачок цен. Например, государственные регулируемые мировые цены на нефть поднялись до 1800-2000 неденоминированных рублей, а были – 350 руб., за природный газ 1100-1600 руб. за тысячу куб. м, а было 260 руб.
В 1992 г. по сравнению с 1991 г. цены на продовольственные товары увеличились в 16 раз, на мясо, масло, сыры, молочные продукты – в 29 раз. Жизнь подорожала в 13 раз. В последующие годы цены возрастали еще больше, следовательно, продолжалось падение уровня жизни населения.
Спад производства, стремительный рост расходов государства, дефицит его бюджета, рост цен способствовали разворачиванию инфляционных процессов в переходной экономике России. Темпы инфляции в 1993-1996 гг. приняли угрожающий характер и ее перерастание в гиперинфляцию стало реальным.
В Программе перехода России к рынку главнейшее внимание уделялось финансовым, денежно-кредитным отношениям, налогам. Однако вся эта система, особенно в начале переходного периода, не использовалась как эффективный механизм функционирования рыночной экономики.
Широко стал практиковаться так называемый бартер. В его условиях администрации заводов и фабрик занимались не перспективами развития производства, а поиском способов выплатить работникам зарплату продуктами питания и потребительскими товарами. Эти задачи, равно как и проблемы материально-технического снабжения, решались через обмен товара на товар. Но бартерный обмен по природе своей малоэффективен, он не в силах обеспечить предприятия ресурсами в должной мере, и хозяйственные связи рвутся, производство приходит в упадок.
В данном случае речь идет только о бартере между предприятиями. Но он стал широко практиковаться в расчетах с работниками за выполненную работу натурой. Предприятия своим работникам вместо живых денег выдавали посуду, утюги, обувь и т.д. Такая форма оплаты труда применялась и в бюджетной сфере.
Бартерная система расчетов не только не удовлетворяет потребности работников, не практична с точки зрения интересов работников, громоздкая по организации, но и опасна своей бесконтрольностью.
Положение обострялось все возрастающими неплатежами. Суммарная взаимная задолженность всех российских предприятий и организаций друг другу, неплатежи зарплаты работникам предприятий и бюджетной сферы, долги в бюджет, по кредитам банков и зай-
мов достигли в 1997 г. 431,5 трлн руб. против 244,3 трлн руб. в 1996 г. Подобное положение в экономике характеризуется как паралич платежей, бюджетный кризис, дефицит денег и т.д.
В переходной экономике России небывалого в мировой практике развития получила теневая экономики. Она представлена подпольным предпринимательством, например, производством винно-водочных изделий, наркобизнесом, рэкетом, порнографией, контрабандным завозом товаров из-за границы и т.д. По некоторым данным в РФ теневая экономика составляет примерно 40-50 % ВВП против 15-20 % в странах Запада.
Расширение масштабов теневой экономики, установление постоянных связей мафиози с представителями власти, легальной экономики в целях расширения своего бизнеса и безопасности своей деятельности привели к росту, с одной стороны, экономической преступности, т.е. коррупции чиновников любого уровня и любой сферы, и, с другой – общей преступности. Все это реальная угроза безопасности России.
В условиях сосредоточения крупной собственности в руках небольшой группы людей и развития на ее базе свободного предпринимательства, коррупции и других произошло расслоение населения на богатых, состоятельных, средних, что-то типа среднего класса, малообеспеченных и бедных, которые в 1996 г. составляли соответственно 3-5 %, 15, 20, 20, 40 %.
Естественно, что в расслоении населения по уровню доходов из года в год происходят изменения. Но резкое расслоение, поляризация общества на два полюса – богатых и бедных – остается неизменным. Это есть не что иное, как проявление социальной несправедливости, нарушение прав и защищенности людей в условиях перехода к рынку.
10.4. Полное использование рыночных механизмов –
условие устойчивого развития экономики
В 1999 г., на девятом году перехода России к рынку и спустя всего один год после крупнейшего в истории нашей страны финансового кризиса в августе 1998 г. в экономике наметились позитивные тенденции: остановился спад производства, начался его рост. Объем ВВП, являющегося конечным результатом производственной деятельности, увеличился на 3,2 %, а промышленной продукции – на 8,1 %.
В 2000 г. рост происходил более высокими темпами и охватил практически все сферы экономики (см. табл. 10.3.).
Таблица 10.3
Динамика важнейших экономических показателей РФ
(2000 г. в процентах к 1999 г.)
Показатели |
Темпы роста |
Валовой внутренний продукт |
107,7 |
Продукция промышленности |
109,0 |
Продукция сельского хозяйства |
105,0 |
Инвестиции в основной капитал |
117,4 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
109,1 |
Оборот розничной торговли |
108,9 |
Объем платных услуг населению |
105,7 |
Экспорт товаров |
138,9 |
Импорт товаров |
111,9 |
Данные таблицы свидетельствуют о последовательном наращивании позитивных тенденций, наметившихся за последние годы в экономике РФ. Это рост ВВП, его структурные изменения, повышение инвестиционной активности в основной капитал, доходов населения и т.д. Продолжились положительные тенденции и в 2001 г.
Из позитивных тенденций, наметившихся в 1999 г. и продолжавшихся в 2001 г., можно сделать вывод о том, что рыночные механизмы в переходной экономике России начинают действовать. Дело теперь за тем, чтобы с учетом недоработок и ошибок, допущенных при подготовке программ и при их реализации, устранить противоречия переходной экономики, запустить на полную мощь все механизмы рынка.
Непредвиденное развитие переходной экономики, ее неустойчивость вытекают из природы самой переходной экономики, в которой действуют старые и новые состояния, процессы, факторы. В связи с этим трудно предсказать, какие отношения возьмут верх, установятся.
Пока же в переходной экономике России противостоят старое и новое, имеют место распад и созидание, экономика рыночная и центрально управляемая, воровство и приватизация, право частной собственности и противоправное присвоение собственности, предпринимательство и преступность и т. д.
Актуальная задача современного этапа в том, чтобы всему, не соответствующему классическим отношениям, мешающему переходным процессам, противопоставить антикризисные меры, меры по укреплению и расширению рыночных отношений, законность, принятие поддерживаемых народом ясных и конкретных действий.
Ключевым фактором решения этой задачи, как показывает мировая практика, должно стать сочетание в определенных оптимальных пропорциях рыночного регулирования экономики и участия государства в этом процессе.
Между тем выработанная и реализуемая программа преобразований в России исходила из того, что рыночные механизмы сами по себе абсолютно эффективны, причем настолько, что экономика может саморегулироваться без прямого вмешательства государства. Государство должно ограничиться косвенным регулированием экономики посредством четкого определения «правил игры» на рынке, а также воздействия на ключевые параметры денежной политики: объемы эмиссии, темпы инфляции, процентные ставки и т. д. Все это привело к негативным последствиям, о которых говорилось выше.
Следовательно, речь идет не о полном отказе государства от выполнения экономической роли, а об определении его места, роли и границ в рыночной экономике, полномочий в ней, чтобы оно не диктовало и не требовало, что, как и для кого производить, а всего лишь выявляло потребности общества во благах, создавало условия для их производства и потребления, контролировало выполнение законов и т.д. Жизнеспособность подобной экономической модели подтверждается успехами многих стран, в частности, восточно-азиатских.
Использование мирового опыта государственного регулирования экономики с учетом российской специфики – фактор преодоления противоречий переходной экономики и придания экономике тенденций устойчивого роста.
вопросы для самопроверки
По каким признакам различаются основные ступени в развитии общества? Почему объективно возникают переходные состояния в развитии общества?
Что такое переходная экономика и по каким критериям различаются типы переходной экономики?
Каковы сущность, причины и этапы развития кризиса административно-командной системы в Советском Союзе?
Почему на смену административно-командной системы должна прийти именно рыночная система?
Каковы экономические и социальные результаты приватизации в переходной экономике России?
В чем необходимость и каковы формы обеспечения социальной защиты в переходной экономике?
Почему в переходной экономике на протяжении первого этапа ее функционирования наблюдался спад производства, расслоение населения по уровню доходов?
В чем состоят принципиальные различия государственного регулирования в командно-административной и рыночной экономике?
Что такое безопасность, каковы ее основные черты и проблемы в России в период рыночных преобразований?
Какие меры принимает правительство РФ в современных условиях в области социальной политики и модернизации экономики?
список литературы
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2000. – 448 с.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2000. – 272 с.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2000. – 588 с.
Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. – СПб.: Изд-во «Лань», 2000. – 880 с.
Гальперин В.М. и др. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / Общ. ред. Л.С. Тарасевича. – СПб: Изд-во СПб. ГУЭФ, 1999. – 656 с.
Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 432 с.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Ключевые вопросы: Учебное пособие. – 3-е изд., доп. / Под ред. А.И Добрынина.– М.: ИНФРА-М, 2000. – 199 с.
Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2000.- 472 с.
Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 574 с.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 972 с.
Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. - 2-е изд. / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова.– М.: ИТД «КНО Рус»; Изд-во ГНОМ и Д, 2000. – 544 с.
Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 784 с.
Самуэльсон А., Нордхаус В.Д. Экономика / Пер. с англ. – М.: Изд-во БИНОМ, 1997. – 800 с.
Селищев А.С., Леусский А.И. Макроэкономика: Открытая экономика. Экономический рост. Общее экономическое равновесие. – 2-е изд., исправ. – СПб.: Питер Ком, 2001. – 448 с.
Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие: Учебное пособие для вузов / Науч. ред. О.Ю. Мамедов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: Проспект, 1999. – 792 с.
Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2000. – 896 с.
Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., доп. и исправ. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Изд-во ГУЭФ; Питер Ком, 2001. – 544 с.
Экономическая теория: Учебник для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Камаева В.Д.– М.: ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
ДЕГТЯРЕВА Ирина Викторовна
ФАХРЕТДИНОВА Гузель Рамзиевна
ЯКОВЛЕВА Татьяна Николаевна
КАРИМОВА Зухра Рафаиловна
КУДРЯШОВА Ольга Константиновна
ХАНОВА Оксана Юрьевна
ФАТХУЛЛИНА Ляля Закиевна
БОГОСЛОВСКАЯ Ольга Сергеевна
МИЯНОВ Амир Фаизович
экономика
Макроэкономика
Учебное издание
Редактор З.Г. Кашаева
Подписано в печать 29.06. 2004. Формат 60х84 1/16.
Бумага офсетная. Печать плоская. Гарнитура Times New Roman Cyr. Усл. печ. л. 12,5. Усл. кр.-отт. 12,5. Уч.- изд. л. 12,4.
Тираж 300 экз. Заказ № 158
Уфимский государственный авиационный технический университет
Редакционно-издательский комплекс УГАТУ
450000, Уфа-центр, ул. К. Маркса, 12.