ТЕМА 3 . Безработица на рынке труда
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Безработица |
Виды безработицы: фрикционная, |
Занятость |
структурная, циклическая |
Уровень (норма) безработицы |
Полная занятость |
Экономически активное население |
Естественный уровень безработицы |
Занятые |
Закон Оукена |
Безработные |
Методы регулирования уровня |
Кривая Филлипса Естественная безработица |
безработицы и занятости: активные и пассивные, прямые |
|
и косвенные. |
3.1. Безработица: сущность, причины возникновения.
Измерение безработицы
В каждый момент времени трудоспособное население, предлагающее свои услуги на рынке труда, делится на две группы: работающие (занятые); не работающие, но активно ищущие работу (безработные). Это разделение обусловлено соотношением предложения труда и спроса на рабочую силу, которое формируется на рынке труда под влиянием социально-экономических и производственных факторов.
Предложение труда – это совокупность экономически активного населения страны, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда. Спрос на труд – это совокупность востребованной наёмной рабочей силы со стороны работодателей в пределах их платёжеспособности и производственной потребности. В результате взаимодействия спроса на труд и предложения труда на данном рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости (безработицы) в экономике.
Занятость отражает соответствие предложения труда и спроса на рабочую силу.
Безработица – это такое неравновесное состояние рынка, когда предложение труда превышает спрос на него. Соотношение числа занятых и безработных графически изображено на рис. 3.1, где DL – кривая спроса на труд (рабочую силу); SL – кривая предложения труда; точка E – состояние равновесия, при котором предложение труда и спрос на него (Lе) равны при равновесном уровне заработной платы Wе.
W (зар. плата)
SL
W1
We E
DL
0 L2 Le L1 L (количество труда)
Рис. 3.1. Безработица на рынке труда
При ставке заработной платы W1 число занятых соответствует отрезку OL2, число безработных – отрезку L2L1.
В совокупности занятые и безработные составляют рабочую силу в размере OL1.
По методологии Международной организации труда (МОТ) трудоспособное население в возрасте от 16 лет и старше подразделяется на 4 группы (рис. 3.2).
Экономически активное население (рабочая сила) – лица трудоспособного возраста, участвующие в общественном производстве. К ним относятся следующие категории:
наёмные работники;
самостоятельные работники;
помогающие члены семьи на семейных предприятиях;
сезонные работники;
временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск);
учащиеся вечерних отделений;
ученики, проходящие профессиональную подготовку на производстве;
военнослужащие.
Экономически неактивное (пассивное) население – лица, не имеющие работы и активно её не ищущие. Они считаются выбывшими из состава рабочей силы. К ним относятся лица, потенциально имеющие возможность работать, но по каким-либо причинам не работающие:
1) учащиеся очной формы обучения;
2) домохозяйки;
3) пенсионеры;
4) бездомные;
5) отчаявшиеся найти работу и прекратившие её поиски;
6) лица, находящиеся длительное время в институциональных учреждениях (психиатрических больницах, тюрьмах).
Рис. 3.2. Классификация трудоспособного населения
Занятые – лица, имеющие оплачиваемую работу на полный, неполный рабочий день, неделю, а также временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, переподготовкой.
Безработные – лица трудоспособного возраста, которые в настоящее время не имеют работы, активно ищут её, готовы к ней приступить и не имеют других источников дохода, кроме заработной платы, в сфере оплачиваемой занятости.
В России безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. Принятая система учета безработицы в нашей стране не отражает реального состояния российского рынка труда в каждый момент времени, поскольку большинство безработных не регистри-
руется на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посреднических структур.
Существуют основные теоретические направления в исследовании причин безработицы: неоклассическое, марксистское, кейнсианское и монетаристское.
Неоклассическое направление рассматривает безработицу как добровольное, вызванное слишком высокими требованиями к оплате труда, временное явление. Поэтому причиной безработицы становится отказ работников трудиться за меньшую зарплату.
Уменьшение размеров безработицы и восстановление равновесия на рынке труда в условиях совершенной конкуренции обеспечивается посредством регулирования цены труда, которая гибко реагирует на спрос рынка рабочей силы. Превышение предложения труда над спросом на рабочую силу способствует снижению высокого уровня заработной платы (W1) до равновесного значения (We). В результате понижение ставки заработной платы сокращает предложение рабочей силы до уровня Lе, а снижение издержек на наём рабочей силы увеличивает спрос предпринимателей на рабочую силу до значения Lе. Не соглашаясь с понижением номинальной заработной платы, работники делают добровольный выбор между занятостью и безработицей в пользу последней.
Марксистское направление рассматривает безработицу как результат накопления капитала, при котором потребность в живом труде с развитием научно-технического прогресса (НТП) растёт медленнее, чем потребность в машинах и оборудовании. В итоге часть рабочей силы высвобождается из общественного производства, образуя «резервную армию труда», которой можно манипулировать в интересах капитала.
Кейнсианское направление рассматривает основной причиной безработицы недостаток совокупного спроса, совокупных расходов в экономике, особенно в условиях спада производства, когда безработные согласны работать за меньшую заработную плату. Уровень занятости определяется динамикой эффективного спроса, который в свою очередь складывается из ожидаемых расходов на потребление домашних хозяйств и предполагаемых инвестиций производительного сектора экономики.
Сторонники этого направления выступают за государственное регулирование рынка труда путём увеличения либо уменьшения совокупного спроса для предотвращения неравновесного состояния рынка. Стимулирование совокупного спроса путём активной финансовой политики (налоги, государственные инвестиции) способствует росту объёма производства, повышению спроса на рабочую силу.
Монетаристское направление рассматривает безработицу как следствие деформации, инерционности и негибкости рынка труда.
Данный рынок неоднороден и состоит из многих специализированных рынков, сложившихся в рамках отдельных территорий, отраслей или групп профессий. Разнообразие рынков труда делает невозможным установление равновесия на всех рынках одновременно. Перераспределение рабочей силы из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные регионы страны, устранение дисбаланса между востребованными и неактуальными профессиями в результате структурных сдвигов в экономике не может происходить мгновенно, а требует времени и финансовых ресурсов.
Кроме того, вмешательство государства и профсоюзов в функционирование рынка труда путём контроля за заработной платой усиливает негибкость, инерционность рынка труда, порождая безработицу на одних специализированных рынках и неудовлетворенный спрос на рабочую силу на других рынках. Так, консервация заработной платы на рынках, где спрос на рабочую силу упал ниже её предложения, поддерживает предложение рабочей силы на прежнем уровне, в то время как другие рынки испытывают недостаток предложения рабочей силы.
Исходя из рассмотренных научных теорий, выделяют основные причины безработицы:
падение темпов экономического роста;
технический прогресс;
структурная перестройка экономики;
инфляция;
демографическая и социально-экономическая политика государства;
вмешательство профсоюзов в функционирование рынка труда.
Для количественного измерения размеров безработицы применяют два показателя:
а) уровень безработицы, который определяется как соотношение численности официально зарегистрированных безработных и численности рабочей силы или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу.
Формула расчёта фактического уровня безработицы имеет вид
U %=(U/N) · 100,
где U % – уровень безработицы; U – численность безработных; N – численность рабочей силы;
б) продолжительность безработицы – это время пребывания в качестве безработного.
В табл. 3.1 приведена динамика уровня безработицы в экономике РФ за период с 1992 по 2000 гг.
Таблица 3.1
Динамика уровня безработицы в экономике РФ
за период с 1992 по 2000 гг. (тыс. чел.)
|
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Экономич. активные |
74946 |
72947 |
70488 |
70861 |
69660 |
68079 |
66736 |
72392 |
71085 |
Занятые |
71068 |
68642 |
64785 |
64149 |
62928 |
60021 |
57860 |
63298 |
64686 |
Безработные |
3877 |
4305 |
5702 |
6712 |
6732 |
8058 |
8876 |
9094 |
6999 |
Уровень безработицы |
5,2 |
5,9 |
8,1 |
9,5 |
9,7 |
11,8 |
13,3 |
12,6 |
9,8 |
Прирост уровня безработицы |
|
0,7 |
2,2 |
1,4 |
0,2 |
2,1 |
1,5 |
-0,7 |
-2,8 |
3.2. Виды безработицы. Уровень естественной
безработицы
По характеру проявления и причинам, вызывающим безработицу, она делится на несколько видов.
Общепринятая в мире классификация безработицы включает три основных вида (типа): фрикционную, структурную и циклическую.
Фрикционная безработица – временная незанятость вследствие добровольного перехода людей на другую работу, связанная с ее поиском и ожиданием. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует времени.
Фрикционная безработица обусловлена изменениями в предложении рабочей силы, является добровольной и связана со свободой выбора профессии, места и времени работы. Она является неизбежным продуктом динамичности рынка труда. Ее величина зависит от частоты перемещения рабочей силы и вакансий, а также скорости и эффективности, с которой люди, ищущие работу, и вакансии находят друг друга.
Её особенности:
а) она охватывает довольно большое количество людей во всех демографических группах, отраслях и регионах;
б) она продолжается относительно короткий период времени;
в) определенный объем фрикционной безработицы неизбежен при любых условиях.
Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались "устаревшими" или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса. В связи с невозможностью быстрой подготовки новых и переподготовки ранее занятых работников предложение рабочей силы не соответствует по качественным параметрам изменившемуся спросу на труд. Эта безработица является вынужденной.
Её особенности:
а) она затрагивает определенные группы рабочей силы в результате технологических сдвигов, упадка ведущих отраслей экономики или регионального перемещения рабочих мест;
б) как правило, носит довольно долговременный характер.
Циклическая безработица (иногда ее называют безработицей недостаточного спроса, или кейнсианской безработицей) возникает в результате неспособности совокупного спроса в экономике создать достаточное количество рабочих мест для всех желающих работать, т. е. является следствием абсолютного сокращения совокупного спроса.
Циклическая безработица тесно связана с движением экономического цикла: в фазе подъема уровень безработицы снижается, а в фазе депрессии – возрастает. Вместе с тем безработица недостаточного спроса может возникать не только по причине цикличного экономического развития, но и в результате хронического экономического застоя, что принято называть «долговременной стагнацией».
Её особенности (по сравнению с фрикционной и структурной безработицей):
а) наличие существенных ежегодных колебаний занятости, связанных с общим экономическим циклом;
б) широкое распространение в масштабах всей экономики;
в) продолжительность циклической безработицы, как правило (но не обязательно), превышает продолжительность фрикционной, но уступает продолжительности структурной безработицы.
Социально-экономические процессы, характерные для фрикционной и структурной безработицы, объективны и естественны для рыночной системы хозяйства. Они обусловлены несовершенством функционирования рынка труда, его запоздалой реакцией на изменение в спросе и предложении. Поэтому наличие этих двух форм безработицы – закономерное явление на рынке труда. Американский ученый-монетарист М. Фридман объединил фрикционную и структурную безработицы в одно понятие – «естественная безработица», поставив ей в соответствие понятие «полной занятости» населения. Тем самым была выдвинута аксиома о том, что в реальной экономике не может быть стопроцентного вовлечения в производство всего трудоспособного населения страны.
«Полная занятость» в экономике подразумевает наличие «естественной безработицы», которая представляет собой устойчивую на протяжении длительного периода долю фрикционных и структурных безработных в составе рабочей силы (уровень естественной безработицы). Полная занятость получила название нормальной безработицы.
Таким образом, естественная безработица отражает равновесное состояние рынка труда в условиях полной занятости, когда количество ищущих работу совпадает с числом вакансий. Превышение фактического уровня безработицы по сравнению с естественным нарушает сбалансированность рынка труда, что выражается в появлении в экономике циклических безработных, желающих работать, но не находящих работу в силу абсолютного сокращения спроса на труд в период спада производства.
Уровень естественной (нормальной) безработицы (или уровень безработицы при полной занятости) – сочетание фрикционной и структурной безработицы, соответствующей потенциальному ВНП. Это «нормальный», минимально возможный в стране уровень безработицы. В большинстве развитых стран этот показатель равен 4-6 %.
Если фактическая безработица фиксируется на уровне 8 %, то это значит, что она функционирует в условиях неполной занятости, при этом 2-3 % безработицы приходится на её циклическую форму.
Уровень естественной безработицы в последние годы имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, если в 60-е годы в промышленно развитых странах этот показатель составлял 4-5 %, то в 70-80-е годы он возрос до 7-8 %. Это объясняется высокой социальной защищенностью граждан в этих странах (увеличением пособий по безработице и бедности, ростом минимальной заработной платы, смягчением требований к получающим пособия), приводящей к длительным поискам работы, повышению требовательности безработных к предлагаемой работе, к предпочтению высокого социального пособия занятости.
В то же время увеличение периода поисков работы вызывает частичную утрату профессиональных и квалификационных качеств рабочей силы. Все это изменяет реальные условия функционирования рынка труда в сторону его большей инерционности, что выражается в росте естественной безработицы.
Тенденция к увеличению естественного уровня безработицы в долгосрочном периоде связана с увеличением доли молодёжи, женщин в составе рабочей силы, более частыми структурными сдвигами в экономике.
Кроме основных видов безработицы, имеют место на рынке труда другие виды:
Сезонная безработица обычно отождествляется с фрикционной безработицей и возникает в результате сезонных колебаний спроса и предложения труда. Связана с высвобождением занятых после окончания уборки урожая, лова рыбы, лесозаготовок и других работ. Уровень предложения труда может изменяться в связи с наплывом выпускников школ и высших учебных заведений в летние месяцы, что часто непосредственно вызывает увеличение безработицы. Сезонная безработица редко представляет собой серьезную проблему для экономики страны в целом, однако она может создать весьма неприятные и чувствительные проблемы для некоторых регионов и обществ, которые тесно связаны с сезонным бизнесом.
Региональная безработица возникает в отдельных районах в связи с массовым закрытием предприятий.
Скрытая безработица включает людей, которые формально работают, но фактически занимают лишнее рабочее место. Значительные масштабы скрытой (латентной) безработицы характерны для современной экономики России и Башкортостана. Объясняется это большим количеством крупных оборонных и градообразующих предприятий. Оборонные предприятия не закрываются и не реструктурируются в ожидании крупных федеральных заказов. Работники этих предприятий не увольняются. Они либо годами считаются находящимися в административных отпусках, либо выходят на работу раз в неделю. Если же предприятие является градообразующим, а рынок труда – локальным, то массовые увольнения могут привести к резкому обострению социальной обстановки в регионе.
3.3. Последствия (издержки) безработицы.
Закон Оукена
Безработица имеет экономические, социальные и политические последствия.
Экономические последствия заключаются в издержках, которые несёт общество в целом и собственно безработные.
Экономические последствия проявляются:
а) в потере обществом части ВНП;
б) в снижении жизненного уровня безработных;
в) в потере безработными квалификации;
г) в необходимости направления бюджетных ресурсов на выплату пособий по безработице.
Наиболее существенные экономические издержки общество несёт в связи с потерей ВНП. Эти потери измеряют, сопоставляя, с одной стороны, разницу между потенциальным и фактическим ВНП, с другой стороны, разницу между естественной и фактической безработицей по закону американского экономиста А. Оукена.
Закон Оукена (Окуня) связывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВНП по следующим формулам:
(Y-Yp)/Yp = -b · (u-up),
где Y – фактический объём производства; Yp – потенциальный ВНП; u – фактический уровень безработицы; up – естественный уровень безработицы; b – эмпирический коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы.
Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1 %, то фактический объём производства будет ниже потенциального на b %.
Коэффициент b устанавливается эмпирическим путём и различен в разных странах. Нередко его значения попадают в интервал от 2 до 3, что свидетельствует о значительных потерях ВНП, вызванных циклической безработицей:
(Y-Y_) / Y_ = -b · (u-u_),
где Y - фактический объём производства в текущем году; Y_- фактический объём производства в прошлом году; u - фактический уровень безработицы в текущем году; u_- фактический уровень безработицы в прошлом году; b - эмпирический коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы, изменяется по данным различных авторов в пределах от 2 до 3 %.
Если фактический уровень безработицы не изменился по отношению к показателю предыдущего года, то темп роста реального ВНП составляет 2-3 % в год. Этот темп обусловлен приростом населения, накоплением капитала и научно-техническим прогрессом. При каждом увеличении уровня безработицы на 1 % (по отношению к показателю прошлого года) темп роста реального ВНП снижается на 2-3 %.
Социальные последствия безработицы проявляются:
1) в утрате совокупности статусов, с которыми связана жизнь человека: престиж, самоуважение, самоутверждение;
2) в исключении человека из привычных сообществ: трудового коллектива, круга знакомых, друзей;
3) в росте психических заболеваний, самоубийств, преступности в промышленно развитых странах.
Политические последствия безработицы проявляются в возникновении реакционных политических режимов, в усилении политической напряжённости в обществе.
Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для выработки политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости со стороны государства.
3.4. Методы борьбы с безработицей. Взаимосвязь
безработицы, инфляции и ВНП
Государственное регулирование рынка труда – это комплекс экономических, административных, законодательных и организационных мер государства по защите работников от финансовых потерь, вызванных безработицей.
Методы борьбы с безработицей определяются научной концепцией, которой руководствуется правительство страны при разработке государственных программ занятости.
Согласно взглядам классиков (Д. Рикардо, А. Маршалл, А. Пигу), государственное вмешательство в экономику и в проблемы рынка труда не только не нужно, но и вредно.
Так, А. Пигу и его последователи, считавшие причиной безработицы высокую заработную плату, предлагали:
- содействовать снижению заработной платы;
- разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
- государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы. Из рекомендаций А. Пигу до сих пор широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.
В современной экономической теории существуют различные взгляды на механизм регулирования занятости в условиях рынка. Выделяют основные направления регулирования занятости: неоклассическое, кейнсианское, монетарное.
Неоклассическое направление исходит из того, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда.
Кейнсианское направление исходит из того, что если основной причиной безработицы является падение совокупных расходов в экономике, то государство путем стимулирования платежеспособного спроса на рынке товаров и услуг может существенно снизить безработицу. Для этого используются следующие меры фискальной и кредитно-денежной политики:
1) оплата общественных работ, организованных государством в производственной и социальной инфраструктуре (строительство дорог, больниц, школ и т.д.) за счёт государственного бюджета с целью занять население ради социальной стабильности и поддержания минимального потребительского спроса;
2) увеличение госзаказов крупным фирмам, имеющим большую сеть хозяйственных связей с поставщиками и смежниками, вследствие чего расширяется инвестиционная деятельность за пределами одной фирмы, увеличивается спрос на рабочую силу;
3) снижение учётной ставки процента делает кредит более дешёвым и доступным, стимулирующим предпринимательскую деятельность, направленную на расширение инвестиционного спроса и спроса на рабочую силу;
4) снижение ставок подоходного налога ведёт к росту номинальной заработной платы, обусловливающей рост потребительского спроса со стороны домашних хозяйств, вследствие чего увеличивается совокупное предложение и спрос на рабочую силу.
Однако меры по увеличению государственных расходов и сокращению налогов приводят к дефициту госбюджета и росту инфляции. Это значит, что между безработицей и инфляцией существует взаимообратная связь: рост инфляции сопровождается уменьшением безработицы и наоборот. Эта зависимость, подтвержденная эмпири-
ческими данными британского экономиста А. Филлипса в 50-е годы в Англии, называется кривой Филлипса. Она отражает альтернативную взаимозависимость уровня безработицы и средней заработной платы как важнейшего фактора инфляции на разных фазах экономического цикла (рис. 3.3). А именно:
а) в периоды спада и депрессии, характеризующиеся избытком рабочей силы на рынке труда, уровень заработной платы понижается, т. е. спад производства вызывает => рост безработицы => снижение заработной платы (доходов), расходов и совокупного спроса, а в результате => падение цен на товарном рынке;
б) в периоды оживления и подъёма, когда экономика близка к состоянию полной занятости, предприниматели вынуждены повышать ставки заработной платы для привлечения рабочей силы в производство. Таким образом, подъём производства вызывает =>снижение безработицы => рост заработной платы (доходов), расходов и совокупного спроса, а в итоге => рост цен на товарном рынке.
Заработная |
|
|
||||||||||||||||
плата Уровень цен (Р) |
Краткосрочная кривая Филлипса |
Долгосрочная кривая Филлипса |
||||||||||||||||
Уровень инфляции (π) |
|
|||||||||||||||||
|
Уровень безработицы (U) |
Рис. 3.3. Кривая Филлипса в краткосрочном
и долгосрочном периодах
В модифицированном виде кривая Филлипса представляет собой графическое изображение зависимости между инфляцией и безработицей (рис. 3.3).
Кривая Филлипса исходит из того, что уровень инфляции обусловлен тремя факторами:
а) ожидаемой инфляцией;
б) отклонением безработицы от естественного уровня;
в) шоками изменения предложения, вызванными повышениями уровня цен на сырье:
p=pe - b · (u - up) + e,
где p – фактический уровень инфляции; pe – ожидаемый уровень инфляции; u – фактический уровень безработицы; up – естественный уровень безработицы; (u – up) – циклическая безработица; e – резкие изменения (шоки) предложения; b – эмпирический коэффициент (>0), отражающий реакцию инфляции на циклическую безработицу.
Кривая Филлипса допускает проблему выбора между безработицей и инфляцией спроса, что находит отражение в государственной стабилизационной политике полной занятости западных стран: для снижения инфляции правительство допускает увеличение уровня безработицы и, наоборот, рост занятости требует ослабления контроля над инфляцией.
Практика экономического регулирования со стороны правительств западных стран показала, что кривая Филлипса может быть применима только в краткосрочном периоде, поскольку в долгосрочной перспективе (5–10 лет) динамика инфляции и безработицы неоднозначна. В 70-е годы в экономике западных стран высокий темп инфляции сопровождался высоким уровнем безработицы (стагфляцией). В 80-е годы наблюдалось одновременное снижение инфляции и безработицы. Это объясняется тем, что инфляционные ожидания наёмных работников и работодателей побуждают их индексировать заработную плату в договорах с администрацией и вследствие этого не менять стратегию предпринимателей по найму работников. В результате рост инфляции сопровождается ростом (а не снижением) номинальной заработной платы, ростом издержек производства, не позволяющим расширять производство, и на этой основе увеличивать спрос на рабочую силу, т. е. снижать уровень безработицы. Эти меры обусловлены прошлым опытом проведения государством стабилизационной политики полной занятости. Поэтому, как бы государство ни стремилось снизить естественный уровень безработицы путем интенсивного наращивания совокупного спроса, это приведет лишь к краткосрочной стабилизации занятости ниже ее естественного уровня. Последующий рост безработицы до этого уровня неотвратим, как неотвратимо движение экономики к долгосрочному равновесию. Согласно теории естественного уровня безработицы, если естественный уровень безработицы (Up) равен фактическому (U), то рынок труда приходит к равновесному состоянию, а ожидаемый уровень инфляции (pе) равен фактическому: Up = u, pe = p. Кривая Филлипса в долгосрочном периоде является абсолютно неэластичной к изменению цен при достижении полной занятости (становится вертикальной - рис. 3.3). Действие кривой Филлипса проявляется и в нашей стране. Рост инфляционной денежной эмиссии в первые годы рыночных реформ (1992-1993 гг.) создавал условия, при которых безработица стремилась к меньшим, чем естественная норма, значениям. Дальнейшее ускорение роста безработицы в 1994-2000 гг. связано с активной антиинфляционной политикой ограничения совокупного спроса, которая в соответствии с кривой Филлипса привела к значительному сокращению темпов инфляции при одновременном ускорении темпов безработицы.
Кейнсианские программы успешно применялись после второй мировой войны. Однако наступил период, когда возникли естественные трудности для их претворения в жизнь. Финансирование кейнсианских программ за счёт госбюджета не могло быть беспредельным. Кроме того, причиной экономического спада стало подорожание ресурсов. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.
Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной. Монетарное направление для оздоровления экономики предлагает в условиях, когда безработица и спад протекают на фоне инфляции, осуществить меры фискальной и кредитно-денежной политики, направленные на ускорение темпов кризиса, с целью быстрейшего его преодоления:
а) уменьшить дефицит государственного бюджета, отказавшись от значительной части социальных программ, тем самым затормозить инфляцию и сохранить здоровую рыночную среду;
б) повысить эффективность рынка во время циклического спада, не препятствуя банкротствам, в ходе которых реализуется санирующая функция рынка, путём повышения учётной ставки процента и, соответственно, удорожания кредита. Массовые банкротства и труднодоступные кредитные ресурсы выдвигают на авангардные позиции наиболее сильных производителей, которые расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу;
в) снизить налоги на доходы, что позволит повысить номинальную заработную плату, спрос на товары со стороны домашних хозяйств, поднять доходы предпринимателей, увеличить их сбережения, спрос на рабочую силу, совокупное предложение; в конечном итоге обеспечить экономический рост и смягчение безработицы;
г) обеспечить эффективные изменения в структуре занятости, создавая дополнительные возможности для повышения квалификации и получения новых профессий.
Как показывает мировая практика, все меры по регулированию занятости подразделяются:
а) по характеру воздействия на рынок труда: на активные и пассивные;
б) по уровню воздействия на рынок труда: на прямые (реализуемые на уровне отдельных предприятий и регионов программы по увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, по переподготовке рабочей силы, по социальному страхованию безработицы) и косвенные (осуществляемые на макроуровне экономики меры налоговой и денежно-кредитной политики).
Активная политика занятости – совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня.
К средствам активной политики занятости относятся:
1. Информация о рынке труда – сведения о возможностях трудоустройства, информация о роде занятий и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложении рабочей силы. Информация распространяется в центрах занятости, через средства массовой информации, общественные организации, предприятия.
2. Содействие в трудоустройстве, преследующее цель минимизации времени поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях. Необходимые для этого мероприятия:
а) поддержание банка вакансий для информирования граждан о возможностях трудоустройства;
б) подбор подходящего места работы и работников по запросу работодателя; в) проведение «ярмарок вакансий» и «ярмарок специалистов»;
г) обучение навыкам работы и специальная форма интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
3. Профессиональное обучение безработных, направленное на предоставление возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию для последующего трудоустройства.
4. Профессиональное консультирование в центрах занятости, призванное повысить обоснованность выбора гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, сформировать мотивации высшего порядка, в том числе и в трудовой деятельности.
5. Временная, субсидируемая занятость, а также квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определённой социальной категории) и поддержка рабочих мест – программы с частичным финансированием органами занятости и работодателями.
Пассивная политика занятости – меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей – бесплатно или по сниженным ценам и др.).
К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах.
В развитых странах и в нашей стране на современном этапе преимущественно применяются прямые методы, непосредственно направленные на региональный уровень рынка труда. Косвенные же меры стимулирования занятости на макроуровне через увеличение
совокупного спроса фискальными и кредитно-денежными методами в силу кризисного состояния российских финансов и антиинфляционной направленности современной экономической политики имеют ограниченное применение.
Вопросы для самопроверки
Как должен измениться равновесный уровень безработицы в ответ на экзогенное снижение инвестиций в течение нескольких лет и на экзогенный рост производительности?
В рыболовецких и туристских регионах средние уровни безработицы в длительном периоде выше, чем в индустриальных регионах. Как это можно объяснить?
Какие виды безработицы Вам известны? Как следует понимать полную занятость?
Какова тенденция движения естественного уровня безработицы? Чем вызвана такая тенденция?
Какими способами можно бороться с безработицей?
Возможно ли полное отсутствие безработицы?
Как, по Вашему мнению, влияет деятельность профсоюзов на величину безработицы?
Может ли безработица принести пользу обществу?
Как Вы считаете, что опаснее для стабильности государства: безработица или инфляция?
Какие типы безработицы преобладают, по Вашему мнению, в современной России?
Что представляет собой кривая Филлипса? В чём заключается взаимосвязь инфляции и занятости?
Безработица |
Виды безработицы: фрикционная, |
Занятость |
структурная, циклическая |
Уровень (норма) безработицы |
Полная занятость |
Экономически активное население |
Естественный уровень безработицы |
Занятые |
Закон Оукена |
Безработные |
Методы регулирования уровня |
Кривая Филлипса Естественная безработица |
безработицы и занятости: активные и пассивные, прямые |
|
и косвенные. |
3.1. Безработица: сущность, причины возникновения.
Измерение безработицы
В каждый момент времени трудоспособное население, предлагающее свои услуги на рынке труда, делится на две группы: работающие (занятые); не работающие, но активно ищущие работу (безработные). Это разделение обусловлено соотношением предложения труда и спроса на рабочую силу, которое формируется на рынке труда под влиянием социально-экономических и производственных факторов.
Предложение труда – это совокупность экономически активного населения страны, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда. Спрос на труд – это совокупность востребованной наёмной рабочей силы со стороны работодателей в пределах их платёжеспособности и производственной потребности. В результате взаимодействия спроса на труд и предложения труда на данном рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости (безработицы) в экономике.
Занятость отражает соответствие предложения труда и спроса на рабочую силу.
Безработица – это такое неравновесное состояние рынка, когда предложение труда превышает спрос на него. Соотношение числа занятых и безработных графически изображено на рис. 3.1, где DL – кривая спроса на труд (рабочую силу); SL – кривая предложения труда; точка E – состояние равновесия, при котором предложение труда и спрос на него (Lе) равны при равновесном уровне заработной платы Wе.
W (зар. плата)
SL
W1
We E
DL
0 L2 Le L1 L (количество труда)
Рис. 3.1. Безработица на рынке труда
При ставке заработной платы W1 число занятых соответствует отрезку OL2, число безработных – отрезку L2L1.
В совокупности занятые и безработные составляют рабочую силу в размере OL1.
По методологии Международной организации труда (МОТ) трудоспособное население в возрасте от 16 лет и старше подразделяется на 4 группы (рис. 3.2).
Экономически активное население (рабочая сила) – лица трудоспособного возраста, участвующие в общественном производстве. К ним относятся следующие категории:
наёмные работники;
самостоятельные работники;
помогающие члены семьи на семейных предприятиях;
сезонные работники;
временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск);
учащиеся вечерних отделений;
ученики, проходящие профессиональную подготовку на производстве;
военнослужащие.
Экономически неактивное (пассивное) население – лица, не имеющие работы и активно её не ищущие. Они считаются выбывшими из состава рабочей силы. К ним относятся лица, потенциально имеющие возможность работать, но по каким-либо причинам не работающие:
1) учащиеся очной формы обучения;
2) домохозяйки;
3) пенсионеры;
4) бездомные;
5) отчаявшиеся найти работу и прекратившие её поиски;
6) лица, находящиеся длительное время в институциональных учреждениях (психиатрических больницах, тюрьмах).
Рис. 3.2. Классификация трудоспособного населения
Занятые – лица, имеющие оплачиваемую работу на полный, неполный рабочий день, неделю, а также временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, переподготовкой.
Безработные – лица трудоспособного возраста, которые в настоящее время не имеют работы, активно ищут её, готовы к ней приступить и не имеют других источников дохода, кроме заработной платы, в сфере оплачиваемой занятости.
В России безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. Принятая система учета безработицы в нашей стране не отражает реального состояния российского рынка труда в каждый момент времени, поскольку большинство безработных не регистри-
руется на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посреднических структур.
Существуют основные теоретические направления в исследовании причин безработицы: неоклассическое, марксистское, кейнсианское и монетаристское.
Неоклассическое направление рассматривает безработицу как добровольное, вызванное слишком высокими требованиями к оплате труда, временное явление. Поэтому причиной безработицы становится отказ работников трудиться за меньшую зарплату.
Уменьшение размеров безработицы и восстановление равновесия на рынке труда в условиях совершенной конкуренции обеспечивается посредством регулирования цены труда, которая гибко реагирует на спрос рынка рабочей силы. Превышение предложения труда над спросом на рабочую силу способствует снижению высокого уровня заработной платы (W1) до равновесного значения (We). В результате понижение ставки заработной платы сокращает предложение рабочей силы до уровня Lе, а снижение издержек на наём рабочей силы увеличивает спрос предпринимателей на рабочую силу до значения Lе. Не соглашаясь с понижением номинальной заработной платы, работники делают добровольный выбор между занятостью и безработицей в пользу последней.
Марксистское направление рассматривает безработицу как результат накопления капитала, при котором потребность в живом труде с развитием научно-технического прогресса (НТП) растёт медленнее, чем потребность в машинах и оборудовании. В итоге часть рабочей силы высвобождается из общественного производства, образуя «резервную армию труда», которой можно манипулировать в интересах капитала.
Кейнсианское направление рассматривает основной причиной безработицы недостаток совокупного спроса, совокупных расходов в экономике, особенно в условиях спада производства, когда безработные согласны работать за меньшую заработную плату. Уровень занятости определяется динамикой эффективного спроса, который в свою очередь складывается из ожидаемых расходов на потребление домашних хозяйств и предполагаемых инвестиций производительного сектора экономики.
Сторонники этого направления выступают за государственное регулирование рынка труда путём увеличения либо уменьшения совокупного спроса для предотвращения неравновесного состояния рынка. Стимулирование совокупного спроса путём активной финансовой политики (налоги, государственные инвестиции) способствует росту объёма производства, повышению спроса на рабочую силу.
Монетаристское направление рассматривает безработицу как следствие деформации, инерционности и негибкости рынка труда.
Данный рынок неоднороден и состоит из многих специализированных рынков, сложившихся в рамках отдельных территорий, отраслей или групп профессий. Разнообразие рынков труда делает невозможным установление равновесия на всех рынках одновременно. Перераспределение рабочей силы из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные регионы страны, устранение дисбаланса между востребованными и неактуальными профессиями в результате структурных сдвигов в экономике не может происходить мгновенно, а требует времени и финансовых ресурсов.
Кроме того, вмешательство государства и профсоюзов в функционирование рынка труда путём контроля за заработной платой усиливает негибкость, инерционность рынка труда, порождая безработицу на одних специализированных рынках и неудовлетворенный спрос на рабочую силу на других рынках. Так, консервация заработной платы на рынках, где спрос на рабочую силу упал ниже её предложения, поддерживает предложение рабочей силы на прежнем уровне, в то время как другие рынки испытывают недостаток предложения рабочей силы.
Исходя из рассмотренных научных теорий, выделяют основные причины безработицы:
падение темпов экономического роста;
технический прогресс;
структурная перестройка экономики;
инфляция;
демографическая и социально-экономическая политика государства;
вмешательство профсоюзов в функционирование рынка труда.
Для количественного измерения размеров безработицы применяют два показателя:
а) уровень безработицы, который определяется как соотношение численности официально зарегистрированных безработных и численности рабочей силы или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу.
Формула расчёта фактического уровня безработицы имеет вид
U %=(U/N) · 100,
где U % – уровень безработицы; U – численность безработных; N – численность рабочей силы;
б) продолжительность безработицы – это время пребывания в качестве безработного.
В табл. 3.1 приведена динамика уровня безработицы в экономике РФ за период с 1992 по 2000 гг.
Таблица 3.1
Динамика уровня безработицы в экономике РФ
за период с 1992 по 2000 гг. (тыс. чел.)
|
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Экономич. активные |
74946 |
72947 |
70488 |
70861 |
69660 |
68079 |
66736 |
72392 |
71085 |
Занятые |
71068 |
68642 |
64785 |
64149 |
62928 |
60021 |
57860 |
63298 |
64686 |
Безработные |
3877 |
4305 |
5702 |
6712 |
6732 |
8058 |
8876 |
9094 |
6999 |
Уровень безработицы |
5,2 |
5,9 |
8,1 |
9,5 |
9,7 |
11,8 |
13,3 |
12,6 |
9,8 |
Прирост уровня безработицы |
|
0,7 |
2,2 |
1,4 |
0,2 |
2,1 |
1,5 |
-0,7 |
-2,8 |
3.2. Виды безработицы. Уровень естественной
безработицы
По характеру проявления и причинам, вызывающим безработицу, она делится на несколько видов.
Общепринятая в мире классификация безработицы включает три основных вида (типа): фрикционную, структурную и циклическую.
Фрикционная безработица – временная незанятость вследствие добровольного перехода людей на другую работу, связанная с ее поиском и ожиданием. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует времени.
Фрикционная безработица обусловлена изменениями в предложении рабочей силы, является добровольной и связана со свободой выбора профессии, места и времени работы. Она является неизбежным продуктом динамичности рынка труда. Ее величина зависит от частоты перемещения рабочей силы и вакансий, а также скорости и эффективности, с которой люди, ищущие работу, и вакансии находят друг друга.
Её особенности:
а) она охватывает довольно большое количество людей во всех демографических группах, отраслях и регионах;
б) она продолжается относительно короткий период времени;
в) определенный объем фрикционной безработицы неизбежен при любых условиях.
Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались "устаревшими" или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса. В связи с невозможностью быстрой подготовки новых и переподготовки ранее занятых работников предложение рабочей силы не соответствует по качественным параметрам изменившемуся спросу на труд. Эта безработица является вынужденной.
Её особенности:
а) она затрагивает определенные группы рабочей силы в результате технологических сдвигов, упадка ведущих отраслей экономики или регионального перемещения рабочих мест;
б) как правило, носит довольно долговременный характер.
Циклическая безработица (иногда ее называют безработицей недостаточного спроса, или кейнсианской безработицей) возникает в результате неспособности совокупного спроса в экономике создать достаточное количество рабочих мест для всех желающих работать, т. е. является следствием абсолютного сокращения совокупного спроса.
Циклическая безработица тесно связана с движением экономического цикла: в фазе подъема уровень безработицы снижается, а в фазе депрессии – возрастает. Вместе с тем безработица недостаточного спроса может возникать не только по причине цикличного экономического развития, но и в результате хронического экономического застоя, что принято называть «долговременной стагнацией».
Её особенности (по сравнению с фрикционной и структурной безработицей):
а) наличие существенных ежегодных колебаний занятости, связанных с общим экономическим циклом;
б) широкое распространение в масштабах всей экономики;
в) продолжительность циклической безработицы, как правило (но не обязательно), превышает продолжительность фрикционной, но уступает продолжительности структурной безработицы.
Социально-экономические процессы, характерные для фрикционной и структурной безработицы, объективны и естественны для рыночной системы хозяйства. Они обусловлены несовершенством функционирования рынка труда, его запоздалой реакцией на изменение в спросе и предложении. Поэтому наличие этих двух форм безработицы – закономерное явление на рынке труда. Американский ученый-монетарист М. Фридман объединил фрикционную и структурную безработицы в одно понятие – «естественная безработица», поставив ей в соответствие понятие «полной занятости» населения. Тем самым была выдвинута аксиома о том, что в реальной экономике не может быть стопроцентного вовлечения в производство всего трудоспособного населения страны.
«Полная занятость» в экономике подразумевает наличие «естественной безработицы», которая представляет собой устойчивую на протяжении длительного периода долю фрикционных и структурных безработных в составе рабочей силы (уровень естественной безработицы). Полная занятость получила название нормальной безработицы.
Таким образом, естественная безработица отражает равновесное состояние рынка труда в условиях полной занятости, когда количество ищущих работу совпадает с числом вакансий. Превышение фактического уровня безработицы по сравнению с естественным нарушает сбалансированность рынка труда, что выражается в появлении в экономике циклических безработных, желающих работать, но не находящих работу в силу абсолютного сокращения спроса на труд в период спада производства.
Уровень естественной (нормальной) безработицы (или уровень безработицы при полной занятости) – сочетание фрикционной и структурной безработицы, соответствующей потенциальному ВНП. Это «нормальный», минимально возможный в стране уровень безработицы. В большинстве развитых стран этот показатель равен 4-6 %.
Если фактическая безработица фиксируется на уровне 8 %, то это значит, что она функционирует в условиях неполной занятости, при этом 2-3 % безработицы приходится на её циклическую форму.
Уровень естественной безработицы в последние годы имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, если в 60-е годы в промышленно развитых странах этот показатель составлял 4-5 %, то в 70-80-е годы он возрос до 7-8 %. Это объясняется высокой социальной защищенностью граждан в этих странах (увеличением пособий по безработице и бедности, ростом минимальной заработной платы, смягчением требований к получающим пособия), приводящей к длительным поискам работы, повышению требовательности безработных к предлагаемой работе, к предпочтению высокого социального пособия занятости.
В то же время увеличение периода поисков работы вызывает частичную утрату профессиональных и квалификационных качеств рабочей силы. Все это изменяет реальные условия функционирования рынка труда в сторону его большей инерционности, что выражается в росте естественной безработицы.
Тенденция к увеличению естественного уровня безработицы в долгосрочном периоде связана с увеличением доли молодёжи, женщин в составе рабочей силы, более частыми структурными сдвигами в экономике.
Кроме основных видов безработицы, имеют место на рынке труда другие виды:
Сезонная безработица обычно отождествляется с фрикционной безработицей и возникает в результате сезонных колебаний спроса и предложения труда. Связана с высвобождением занятых после окончания уборки урожая, лова рыбы, лесозаготовок и других работ. Уровень предложения труда может изменяться в связи с наплывом выпускников школ и высших учебных заведений в летние месяцы, что часто непосредственно вызывает увеличение безработицы. Сезонная безработица редко представляет собой серьезную проблему для экономики страны в целом, однако она может создать весьма неприятные и чувствительные проблемы для некоторых регионов и обществ, которые тесно связаны с сезонным бизнесом.
Региональная безработица возникает в отдельных районах в связи с массовым закрытием предприятий.
Скрытая безработица включает людей, которые формально работают, но фактически занимают лишнее рабочее место. Значительные масштабы скрытой (латентной) безработицы характерны для современной экономики России и Башкортостана. Объясняется это большим количеством крупных оборонных и градообразующих предприятий. Оборонные предприятия не закрываются и не реструктурируются в ожидании крупных федеральных заказов. Работники этих предприятий не увольняются. Они либо годами считаются находящимися в административных отпусках, либо выходят на работу раз в неделю. Если же предприятие является градообразующим, а рынок труда – локальным, то массовые увольнения могут привести к резкому обострению социальной обстановки в регионе.
3.3. Последствия (издержки) безработицы.
Закон Оукена
Безработица имеет экономические, социальные и политические последствия.
Экономические последствия заключаются в издержках, которые несёт общество в целом и собственно безработные.
Экономические последствия проявляются:
а) в потере обществом части ВНП;
б) в снижении жизненного уровня безработных;
в) в потере безработными квалификации;
г) в необходимости направления бюджетных ресурсов на выплату пособий по безработице.
Наиболее существенные экономические издержки общество несёт в связи с потерей ВНП. Эти потери измеряют, сопоставляя, с одной стороны, разницу между потенциальным и фактическим ВНП, с другой стороны, разницу между естественной и фактической безработицей по закону американского экономиста А. Оукена.
Закон Оукена (Окуня) связывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВНП по следующим формулам:
(Y-Yp)/Yp = -b · (u-up),
где Y – фактический объём производства; Yp – потенциальный ВНП; u – фактический уровень безработицы; up – естественный уровень безработицы; b – эмпирический коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы.
Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1 %, то фактический объём производства будет ниже потенциального на b %.
Коэффициент b устанавливается эмпирическим путём и различен в разных странах. Нередко его значения попадают в интервал от 2 до 3, что свидетельствует о значительных потерях ВНП, вызванных циклической безработицей:
(Y-Y_) / Y_ = -b · (u-u_),
где Y - фактический объём производства в текущем году; Y_- фактический объём производства в прошлом году; u - фактический уровень безработицы в текущем году; u_- фактический уровень безработицы в прошлом году; b - эмпирический коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы, изменяется по данным различных авторов в пределах от 2 до 3 %.
Если фактический уровень безработицы не изменился по отношению к показателю предыдущего года, то темп роста реального ВНП составляет 2-3 % в год. Этот темп обусловлен приростом населения, накоплением капитала и научно-техническим прогрессом. При каждом увеличении уровня безработицы на 1 % (по отношению к показателю прошлого года) темп роста реального ВНП снижается на 2-3 %.
Социальные последствия безработицы проявляются:
1) в утрате совокупности статусов, с которыми связана жизнь человека: престиж, самоуважение, самоутверждение;
2) в исключении человека из привычных сообществ: трудового коллектива, круга знакомых, друзей;
3) в росте психических заболеваний, самоубийств, преступности в промышленно развитых странах.
Политические последствия безработицы проявляются в возникновении реакционных политических режимов, в усилении политической напряжённости в обществе.
Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для выработки политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости со стороны государства.
3.4. Методы борьбы с безработицей. Взаимосвязь
безработицы, инфляции и ВНП
Государственное регулирование рынка труда – это комплекс экономических, административных, законодательных и организационных мер государства по защите работников от финансовых потерь, вызванных безработицей.
Методы борьбы с безработицей определяются научной концепцией, которой руководствуется правительство страны при разработке государственных программ занятости.
Согласно взглядам классиков (Д. Рикардо, А. Маршалл, А. Пигу), государственное вмешательство в экономику и в проблемы рынка труда не только не нужно, но и вредно.
Так, А. Пигу и его последователи, считавшие причиной безработицы высокую заработную плату, предлагали:
- содействовать снижению заработной платы;
- разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
- государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы. Из рекомендаций А. Пигу до сих пор широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.
В современной экономической теории существуют различные взгляды на механизм регулирования занятости в условиях рынка. Выделяют основные направления регулирования занятости: неоклассическое, кейнсианское, монетарное.
Неоклассическое направление исходит из того, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда.
Кейнсианское направление исходит из того, что если основной причиной безработицы является падение совокупных расходов в экономике, то государство путем стимулирования платежеспособного спроса на рынке товаров и услуг может существенно снизить безработицу. Для этого используются следующие меры фискальной и кредитно-денежной политики:
1) оплата общественных работ, организованных государством в производственной и социальной инфраструктуре (строительство дорог, больниц, школ и т.д.) за счёт государственного бюджета с целью занять население ради социальной стабильности и поддержания минимального потребительского спроса;
2) увеличение госзаказов крупным фирмам, имеющим большую сеть хозяйственных связей с поставщиками и смежниками, вследствие чего расширяется инвестиционная деятельность за пределами одной фирмы, увеличивается спрос на рабочую силу;
3) снижение учётной ставки процента делает кредит более дешёвым и доступным, стимулирующим предпринимательскую деятельность, направленную на расширение инвестиционного спроса и спроса на рабочую силу;
4) снижение ставок подоходного налога ведёт к росту номинальной заработной платы, обусловливающей рост потребительского спроса со стороны домашних хозяйств, вследствие чего увеличивается совокупное предложение и спрос на рабочую силу.
Однако меры по увеличению государственных расходов и сокращению налогов приводят к дефициту госбюджета и росту инфляции. Это значит, что между безработицей и инфляцией существует взаимообратная связь: рост инфляции сопровождается уменьшением безработицы и наоборот. Эта зависимость, подтвержденная эмпири-
ческими данными британского экономиста А. Филлипса в 50-е годы в Англии, называется кривой Филлипса. Она отражает альтернативную взаимозависимость уровня безработицы и средней заработной платы как важнейшего фактора инфляции на разных фазах экономического цикла (рис. 3.3). А именно:
а) в периоды спада и депрессии, характеризующиеся избытком рабочей силы на рынке труда, уровень заработной платы понижается, т. е. спад производства вызывает => рост безработицы => снижение заработной платы (доходов), расходов и совокупного спроса, а в результате => падение цен на товарном рынке;
б) в периоды оживления и подъёма, когда экономика близка к состоянию полной занятости, предприниматели вынуждены повышать ставки заработной платы для привлечения рабочей силы в производство. Таким образом, подъём производства вызывает =>снижение безработицы => рост заработной платы (доходов), расходов и совокупного спроса, а в итоге => рост цен на товарном рынке.
Заработная |
|
|
||||||||||||||||
плата Уровень цен (Р) |
Краткосрочная кривая Филлипса |
Долгосрочная кривая Филлипса |
||||||||||||||||
Уровень инфляции (π) |
|
|||||||||||||||||
|
Уровень безработицы (U) |
Рис. 3.3. Кривая Филлипса в краткосрочном
и долгосрочном периодах
В модифицированном виде кривая Филлипса представляет собой графическое изображение зависимости между инфляцией и безработицей (рис. 3.3).
Кривая Филлипса исходит из того, что уровень инфляции обусловлен тремя факторами:
а) ожидаемой инфляцией;
б) отклонением безработицы от естественного уровня;
в) шоками изменения предложения, вызванными повышениями уровня цен на сырье:
p=pe - b · (u - up) + e,
где p – фактический уровень инфляции; pe – ожидаемый уровень инфляции; u – фактический уровень безработицы; up – естественный уровень безработицы; (u – up) – циклическая безработица; e – резкие изменения (шоки) предложения; b – эмпирический коэффициент (>0), отражающий реакцию инфляции на циклическую безработицу.
Кривая Филлипса допускает проблему выбора между безработицей и инфляцией спроса, что находит отражение в государственной стабилизационной политике полной занятости западных стран: для снижения инфляции правительство допускает увеличение уровня безработицы и, наоборот, рост занятости требует ослабления контроля над инфляцией.
Практика экономического регулирования со стороны правительств западных стран показала, что кривая Филлипса может быть применима только в краткосрочном периоде, поскольку в долгосрочной перспективе (5–10 лет) динамика инфляции и безработицы неоднозначна. В 70-е годы в экономике западных стран высокий темп инфляции сопровождался высоким уровнем безработицы (стагфляцией). В 80-е годы наблюдалось одновременное снижение инфляции и безработицы. Это объясняется тем, что инфляционные ожидания наёмных работников и работодателей побуждают их индексировать заработную плату в договорах с администрацией и вследствие этого не менять стратегию предпринимателей по найму работников. В результате рост инфляции сопровождается ростом (а не снижением) номинальной заработной платы, ростом издержек производства, не позволяющим расширять производство, и на этой основе увеличивать спрос на рабочую силу, т. е. снижать уровень безработицы. Эти меры обусловлены прошлым опытом проведения государством стабилизационной политики полной занятости. Поэтому, как бы государство ни стремилось снизить естественный уровень безработицы путем интенсивного наращивания совокупного спроса, это приведет лишь к краткосрочной стабилизации занятости ниже ее естественного уровня. Последующий рост безработицы до этого уровня неотвратим, как неотвратимо движение экономики к долгосрочному равновесию. Согласно теории естественного уровня безработицы, если естественный уровень безработицы (Up) равен фактическому (U), то рынок труда приходит к равновесному состоянию, а ожидаемый уровень инфляции (pе) равен фактическому: Up = u, pe = p. Кривая Филлипса в долгосрочном периоде является абсолютно неэластичной к изменению цен при достижении полной занятости (становится вертикальной - рис. 3.3). Действие кривой Филлипса проявляется и в нашей стране. Рост инфляционной денежной эмиссии в первые годы рыночных реформ (1992-1993 гг.) создавал условия, при которых безработица стремилась к меньшим, чем естественная норма, значениям. Дальнейшее ускорение роста безработицы в 1994-2000 гг. связано с активной антиинфляционной политикой ограничения совокупного спроса, которая в соответствии с кривой Филлипса привела к значительному сокращению темпов инфляции при одновременном ускорении темпов безработицы.
Кейнсианские программы успешно применялись после второй мировой войны. Однако наступил период, когда возникли естественные трудности для их претворения в жизнь. Финансирование кейнсианских программ за счёт госбюджета не могло быть беспредельным. Кроме того, причиной экономического спада стало подорожание ресурсов. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.
Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной. Монетарное направление для оздоровления экономики предлагает в условиях, когда безработица и спад протекают на фоне инфляции, осуществить меры фискальной и кредитно-денежной политики, направленные на ускорение темпов кризиса, с целью быстрейшего его преодоления:
а) уменьшить дефицит государственного бюджета, отказавшись от значительной части социальных программ, тем самым затормозить инфляцию и сохранить здоровую рыночную среду;
б) повысить эффективность рынка во время циклического спада, не препятствуя банкротствам, в ходе которых реализуется санирующая функция рынка, путём повышения учётной ставки процента и, соответственно, удорожания кредита. Массовые банкротства и труднодоступные кредитные ресурсы выдвигают на авангардные позиции наиболее сильных производителей, которые расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу;
в) снизить налоги на доходы, что позволит повысить номинальную заработную плату, спрос на товары со стороны домашних хозяйств, поднять доходы предпринимателей, увеличить их сбережения, спрос на рабочую силу, совокупное предложение; в конечном итоге обеспечить экономический рост и смягчение безработицы;
г) обеспечить эффективные изменения в структуре занятости, создавая дополнительные возможности для повышения квалификации и получения новых профессий.
Как показывает мировая практика, все меры по регулированию занятости подразделяются:
а) по характеру воздействия на рынок труда: на активные и пассивные;
б) по уровню воздействия на рынок труда: на прямые (реализуемые на уровне отдельных предприятий и регионов программы по увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, по переподготовке рабочей силы, по социальному страхованию безработицы) и косвенные (осуществляемые на макроуровне экономики меры налоговой и денежно-кредитной политики).
Активная политика занятости – совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня.
К средствам активной политики занятости относятся:
1. Информация о рынке труда – сведения о возможностях трудоустройства, информация о роде занятий и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложении рабочей силы. Информация распространяется в центрах занятости, через средства массовой информации, общественные организации, предприятия.
2. Содействие в трудоустройстве, преследующее цель минимизации времени поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях. Необходимые для этого мероприятия:
а) поддержание банка вакансий для информирования граждан о возможностях трудоустройства;
б) подбор подходящего места работы и работников по запросу работодателя; в) проведение «ярмарок вакансий» и «ярмарок специалистов»;
г) обучение навыкам работы и специальная форма интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
3. Профессиональное обучение безработных, направленное на предоставление возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию для последующего трудоустройства.
4. Профессиональное консультирование в центрах занятости, призванное повысить обоснованность выбора гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, сформировать мотивации высшего порядка, в том числе и в трудовой деятельности.
5. Временная, субсидируемая занятость, а также квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определённой социальной категории) и поддержка рабочих мест – программы с частичным финансированием органами занятости и работодателями.
Пассивная политика занятости – меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей – бесплатно или по сниженным ценам и др.).
К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах.
В развитых странах и в нашей стране на современном этапе преимущественно применяются прямые методы, непосредственно направленные на региональный уровень рынка труда. Косвенные же меры стимулирования занятости на макроуровне через увеличение
совокупного спроса фискальными и кредитно-денежными методами в силу кризисного состояния российских финансов и антиинфляционной направленности современной экономической политики имеют ограниченное применение.
Вопросы для самопроверки
Как должен измениться равновесный уровень безработицы в ответ на экзогенное снижение инвестиций в течение нескольких лет и на экзогенный рост производительности?
В рыболовецких и туристских регионах средние уровни безработицы в длительном периоде выше, чем в индустриальных регионах. Как это можно объяснить?
Какие виды безработицы Вам известны? Как следует понимать полную занятость?
Какова тенденция движения естественного уровня безработицы? Чем вызвана такая тенденция?
Какими способами можно бороться с безработицей?
Возможно ли полное отсутствие безработицы?
Как, по Вашему мнению, влияет деятельность профсоюзов на величину безработицы?
Может ли безработица принести пользу обществу?
Как Вы считаете, что опаснее для стабильности государства: безработица или инфляция?
Какие типы безработицы преобладают, по Вашему мнению, в современной России?
Что представляет собой кривая Филлипса? В чём заключается взаимосвязь инфляции и занятости?