Глава 1. Экстраверсия и интроверсия

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 

 

В первом разделе мы определили четыре основные группы-«клуба», но читатель, возможно, не очень удовлетворен результатом такого довольно грубого деления людей, хотя и оно, согласитесь, может оказаться достаточно полезным.

Теперь попробуем продвинуться дальше, к более дифференцированным свойствам психики людей, и, соответственно, к более точному описанию их характеров.

Конечно, вы уже заметили, что те герои романа, о которых у нас шла речь, оказавшись в одних группах, тем не менее сильно отличаются друг от друга. В самом деле, старик Болконский, суровый и педантичный, доводящий порой свою дочь, княжну Марью до слез, в чем-то сильно отличается от Николая Ростова, ставшего впоследствии мужем княжны Марьи, мужем, который сделал ее счастливой. Однако и тот, и другой — логики и сенсорики, следовательно, оба принадлежат клубу Практиков.

Те же мысли о различии «одноклубников» приходят в голову, когда мы сравниваем философа Пьера и деятельного непоседу, азартного экспериментатора капитана Тушина, хотя оба принадлежат к Исследователям. Отличаются друг от друга также Наташа Ростова, которая стремится обязательно сделать все по-своему, как ей кажется лучше, и ее отец, граф Илья Андреевич Ростов, мягкий, покладистый человек, не желающий ни с кем ссориться и предпочитающий лучше уступить или промолчать. А ведь они оба и этики, и сенсорики, следовательно — Социалы. И наконец, в рассмотренной нами паре Гуманитариев, обладателей сильных этики и интуиции, в князе Андрее и его сестре княжне Марье, также очень много различий. Действительно, стремящийся к славе, бывающий желчным и резким князь Андрей мало похож на княжну, которая любит уединение и общение с «божьими людьми».

И это означает только то, что мы, рассмотрев всего две шкалы признаков, отнюдь не описали этим все психологические особенности и различия между людьми. Следовательно, необходимо сделать новый шаг и рассмотреть очередную, теперь уже третью шкалу отличий, к чему мы теперь и переходим. В этом нам опять помогут те же герои, о которых уже шла речь — мы попытаемся понять, какова суть основных отличий между ними и нет ли в этих отличиях общих черт?

Снова начнем с Практиков. В чем отличия старика Болконского и Николая Ростова? Давайте разберемся. Старый князь любит тишину и уединение, не очень охотно общается с соседями и гостями, которые изредка его навещают. «Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении».

Таким образом, перед нами — довольно скрытный человек, который, в основном, предпочитает интеллектуальную деятельность — в его кабинете «стеклянные шкафы библиотеки... высокий стол для писания в стоячем положении».

А Николай Ростов — блестящий гусар, любимец женщин, открыт и общителен. «Как только вошел Николай в своей гусарской форме, распространяя вокруг себя запах духов и вина..., его обступили; все взгляды обратились на него, и он сразу почувствовал, что вступил в... опьяняющее его удовольствием положение всеобщего любимца».

Можно, конечно, подумать, что здесь все дело — в возрасте, и молодость Николая делает его более открытым. Однако если обратиться к его уже зрелой жизни, описанной Толстым, то и в эту пору мы можем отметить совершенно разные подходы к той же практической деятельности. Женившись на княжне Марье, он продолжает быть радушным и гостеприимным человеком, его дом постоянно открыт для родственников. Хозяйственная деятельность также доставляет ему большое удовольствие, однако эта деятельность вовсе не кабинетная, а больше связана с сельскохозяйственными работами. Княжна Марья «не понимала, отчего он так радостно, переходя от окна к балкону, улыбался под усами и подмигивал, когда на засыхающие всходы овса выпадал теплый частый дождик, или отчего, когда в покос или уборку угрожающая туча уносилась ветром, он, красный, загорелый и в поту, с запахом полыни и горечавки в волосах, приходя с гумна, радостно потирая руки, говорил: "Ну, еще денек, и мое и крестьянское все будет в гумне"».

Итак, Н. А. Болконский больше сосредоточен на своих мыслях, и у него довольно жесткая система внутренних установок, которым он не только подчиняется сам, но и требует, чтобы подчинялись окружающие люди. А Николай Ростов, напротив, открыт в своей деятельности всему тому, что происходит вокруг него, и его установки определяются внешними условиями и их изменениями. С такими разными направленностями связаны, в частности, необщительность князя и, напротив, открытый стиль жизни Николая.

Та же тенденция явно просматривается и в паре исследователей, к которым мы отнесли Пьера Безухова и капитана Тушина. Пьер мучительно пытается найти ответы на свои вопросы в философских размышлениях, масонстве, стремится понять скрытые пружины действий многих людей. Он пытается проникнуть в сущность происходящих событий, увидеть их во всеобщей взаимосвязи друг с другом.

Таким образом, Пьер, так же, как старик Болконский, обращен к своему внутреннему миру больше, чем к внешним событиям. А вот капитан Тушин в чем-то сродни Николаю Ростову: его привлекает все происходящее вокруг, он быстро следует своими действиями за изменяющейся ситуацией — переключает свое внимание на передислокацию противника и успешно ведет бой с французами.

Исходя из этих различий, мы можем определить третью альтернативу, которая отличает людей по направленности внимания либо на свою собственную установку, свои мысли, либо на то, что происходит вокруг. В соответствии с направленностью вовне, одна из этих установок носит название экстраверсии, а другая, характеризующая направленность вовнутрь, на собственные мысли по соответствующему поводу, — интроверсии. Эти установки мы можем также теперь узнать и в двух других парах.

Действительно, все внимание Наташи, все ее устремления направлены на окружающих людей (этик), она активно вмешивается в любую жизненную ситуацию (вспомните эпизод с вывозом раненых). Для нее характерно стремление к полнокровной физической жизни, ей трудно подчиняться принятым условностям, ей свойственна волевая импульсивность и стремление во что бы то ни стало добиться своего. Очень показательно ее поведение после знакомства с Анатолем Курагиным. Не думая о последствиях, она отказывает жениху и готова сломя голову нестись навстречу новой влюбленности: «Она убежит с ним! — думала Соня. — Она на все способна».

Нам теперь понятно, что Наташа принадлежит к экстравертированному типу, а вот ее отец, граф Илья Андреевич Ростов предпочитает жизнь, далекую от волнений. Поэтому ему «страшно было думать, что что-нибудь постыдное случилось с его любимой дочерью, он так любил свое веселое спокойствие, что он избегал расспросов и все старался уверить себя, что ничего особенного не было, и только тужил о том, что по случаю ее нездоровья откладывался их отъезд в деревню».

Здесь мы должны признать, что граф не только не стремится следовать внешним обстоятельствам, сложившимся в доме (отказ Наташи жениху, ее несостоявшийся побег и, как следствие всего этого, — болезнь), но всеми силами старается этого всего просто не замечать, поскольку ему «веселое спокойствие» — дороже. В этом случае мы можем достаточно уверенно говорить об интровертированной установке сознания графа.

И, наконец, в паре Гуманитариев — князь Андрей и княжна Марья — альтернатива экстраверсии — интроверсии выступает с особенно очевидной убедительностью. Князь Андрей стремится к славе, хочет, чтобы его все любили и чтобы о нем узнали все вокруг. А княжна Марья предпочитает жить уединенно, и все ее помыслы связаны с внутренней убежденностью в том, что главное — это доброта, высокая нравственность и духовность, которые она постоянно проявляет, но никак не афиширует. Таким образом, экстравертность князя Андрея и интровертность княжны Марьи также обнаруживаются с достаточной наглядностью.

В разных жизненных ситуациях экстравертность и интровертность могут выступать самым разным образом. Исходя из того, что мы уже знаем об этих альтернативах, попробуем перечислить еще некоторые моменты характерного их проявления.

Итак, внимание экстраверта, направление его мыслей, проявление эмоций определяется тем, что находится вне его, объектами, которые его окружают. Поэтому для него очень важно, чтобы различные внешние впечатления как можно чаще будоражили его, вели его за собой, поскольку именно в этом он видит смысл своего существования. Одновременно он легко приспосабливает обстоятельства к своим потребностям, меняя их. В частности, он, как правило, первым проявляет инициативу в знакомстве с тем, кто ему кажется интересным. Таким образом, экстраверт — хозяин внешних обстоятельств, которыми он успешно манипулирует по своему усмотрению.

Интроверт, в отличие от экстраверта, опирается в своих поступках на собственные установки по поводу происходящего. Поэтому обилие внешних впечатлений его может утомлять — ведь каждое новое впечатление интроверт должен переработать в своем сознании, чтобы сформировать к этому определенное отношение. Понятно поэтому, что он предпочитает получать внешнюю информацию небольшими дозами, чтобы лучше справиться с необходимостью выработки своей установки. Соответственно, внешнее поведение интроверта выглядит подчас закрытым, замкнутым, без особой необходимости интроверт не станет обращаться к незнакомому человеку. Ему бывает трудно в течение длительного времени находиться в шумной компании, он больше, чем экстраверт, тяготеет к одиночеству или общению с немногочисленными близкими друзьями.

Таким образом, интроверту, в отличие от экстраверта, бывает трудно менять внешние обстоятельства, он не чувствует свою власть над ними, скорее они владеют им и заставляют приспосабливаться. Удивительно точно эти разные позиции экстраверсии и интроверсии описаны Толстым в эпизоде, когда интроверт Пьер Безухов не в состоянии противиться желанию князя Василия Курагина женить его на своей дочери. Пьер, не желая этого брака, всячески противится обстоятельствам, но не может их изменить. Обратите внимание на то, как именно князь Василий Курагин, экстраверт, берет инициативу в свои руки, чтобы сделать решительный шаг:

«Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил ей о любви. Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье-то чужое место. (...)

Княгиня подошла к двери, прошлась мимо нее с значительным, равнодушным видом и заглянула в гостиную. Пьер и Элен так же сидели и разговаривали.

Все то же, — отвечала она мужу.

Князь Василий нахмурился, сморщил рот в сторону, щеки его запрыгали с свойственным ему неприятным, грубым выражением; он, встряхнувшись, встал, закинул назад голову и решительными шагами, мимо дам, прошел в маленькую гостиную...

— Слава богу! — сказал он. — Жена мне все сказала! — Он обнял одною рукой Пьера, другою — дочь. — Друг мой Леля! Я очень, очень рад. — Голос его задрожал. — Я любил твоего отца... и она будет тебе хорошая жена... бог да благословит вас!».

У каждого человека, как мы уже упоминали, в поведении обнаруживается, кроме основного, также и второй, более слабый полюс каждой шкалы. И действительно, понятно, что каждый экстраверт когда-то вынужден проявлять и интровертные свойства — нельзя же, в конце концов, никогда и ни к чему не сформировать своего отношения. То же можно сказать и об интровертах — трудно представить себе человека, который бы ни разу в жизни не изменил бы обстоятельств, которые его не устраивают, а только всегда к ним приспосабливался. Поэтому, говоря об экстравертной или интровертной направленности поведения человека, мы имеем в виду преимущественность той или иной установки, но ни в коем случае не абсолютность превалирования одного при полном отсутствии другого.

Эти характерные особенности хорошо заметны в портретах экстравертов и интровертов. Поскольку известно, что существует асимметрия головного мозга, по-видимому, эти проявления связаны с тем, что в разных частях головного мозга расположены соответствующие центры, ответственные за экстравертное или интровертное восприятие. Однако следует оговориться, что явно эти внешние особенности заметны отнюдь не всегда.

Довольно часто бывает так, что в разговоре происходит попеременное изменение указанных внешних признаков — активность одного глаза в какие-то моменты меняется активностью другого, и требуется значительное время, чтобы установить преимущественную активность одного из них. Более того, встречаются случаи даже обратной активности, правда, они встречаются значительно реже, чем описанные выше. Так или иначе, к внешним проявлениям следует относиться только как к дополнительной характеристике. При достаточно длительном опыте работы каждый может основываться на иных моментах.

 

Как экстраверсия, так и интроверсия бывают хорошо заметны не только в манере поведения, но и в особенностях лиц людей. Обратите, прежде всего, внимание на то, что у экстравертов (37—39) чаще бывает активной левая часть лица, что проявляется более широко раскрытым левым глазом, иногда — приподнятой левой бровью (37) и более удлиненной левой половиной лица. Об интровертах следует сказать обратное (40—42).

Экстраверт, разглядывая действительность, сам ей открыт, он как будто старается забраться повыше, чтобы увидеть вокруг себя возможно больше. Поэтому для его взгляда характерна широкая «распахнутость», желание вобрать в себя как можно больше всяческих впечатлений извне (37, 38). Интроверт — напротив, старается лимитировать свои контакты с миром ограниченными дозами, поэтому он как бы выглядывает из своей немного прикрытой «раковины» (41, 42).

 

Подведем итоги. Итак:

Экстраверт:

— ориентирован преимущественно на внешний мир;

— если ситуация его не устраивает — меняет ее;

— легко вступает в контакты;

— способен к постоянному восприятию новой информации;

— стремится к новым впечатлениям.

Интроверт:

— ориентирован на собственное восприятие внешнего мира;

— предпочитает приспособиться к новой ситуации, а не менять ее;

— предпочитает ограничивать свои контакты узким кругом лиц;

— ему требуется время, чтобы разобраться с новой ситуацией и выработать к ней свое отношение;

— обилие новых впечатлений для него утомительно.

 

 

В первом разделе мы определили четыре основные группы-«клуба», но читатель, возможно, не очень удовлетворен результатом такого довольно грубого деления людей, хотя и оно, согласитесь, может оказаться достаточно полезным.

Теперь попробуем продвинуться дальше, к более дифференцированным свойствам психики людей, и, соответственно, к более точному описанию их характеров.

Конечно, вы уже заметили, что те герои романа, о которых у нас шла речь, оказавшись в одних группах, тем не менее сильно отличаются друг от друга. В самом деле, старик Болконский, суровый и педантичный, доводящий порой свою дочь, княжну Марью до слез, в чем-то сильно отличается от Николая Ростова, ставшего впоследствии мужем княжны Марьи, мужем, который сделал ее счастливой. Однако и тот, и другой — логики и сенсорики, следовательно, оба принадлежат клубу Практиков.

Те же мысли о различии «одноклубников» приходят в голову, когда мы сравниваем философа Пьера и деятельного непоседу, азартного экспериментатора капитана Тушина, хотя оба принадлежат к Исследователям. Отличаются друг от друга также Наташа Ростова, которая стремится обязательно сделать все по-своему, как ей кажется лучше, и ее отец, граф Илья Андреевич Ростов, мягкий, покладистый человек, не желающий ни с кем ссориться и предпочитающий лучше уступить или промолчать. А ведь они оба и этики, и сенсорики, следовательно — Социалы. И наконец, в рассмотренной нами паре Гуманитариев, обладателей сильных этики и интуиции, в князе Андрее и его сестре княжне Марье, также очень много различий. Действительно, стремящийся к славе, бывающий желчным и резким князь Андрей мало похож на княжну, которая любит уединение и общение с «божьими людьми».

И это означает только то, что мы, рассмотрев всего две шкалы признаков, отнюдь не описали этим все психологические особенности и различия между людьми. Следовательно, необходимо сделать новый шаг и рассмотреть очередную, теперь уже третью шкалу отличий, к чему мы теперь и переходим. В этом нам опять помогут те же герои, о которых уже шла речь — мы попытаемся понять, какова суть основных отличий между ними и нет ли в этих отличиях общих черт?

Снова начнем с Практиков. В чем отличия старика Болконского и Николая Ростова? Давайте разберемся. Старый князь любит тишину и уединение, не очень охотно общается с соседями и гостями, которые изредка его навещают. «Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении».

Таким образом, перед нами — довольно скрытный человек, который, в основном, предпочитает интеллектуальную деятельность — в его кабинете «стеклянные шкафы библиотеки... высокий стол для писания в стоячем положении».

А Николай Ростов — блестящий гусар, любимец женщин, открыт и общителен. «Как только вошел Николай в своей гусарской форме, распространяя вокруг себя запах духов и вина..., его обступили; все взгляды обратились на него, и он сразу почувствовал, что вступил в... опьяняющее его удовольствием положение всеобщего любимца».

Можно, конечно, подумать, что здесь все дело — в возрасте, и молодость Николая делает его более открытым. Однако если обратиться к его уже зрелой жизни, описанной Толстым, то и в эту пору мы можем отметить совершенно разные подходы к той же практической деятельности. Женившись на княжне Марье, он продолжает быть радушным и гостеприимным человеком, его дом постоянно открыт для родственников. Хозяйственная деятельность также доставляет ему большое удовольствие, однако эта деятельность вовсе не кабинетная, а больше связана с сельскохозяйственными работами. Княжна Марья «не понимала, отчего он так радостно, переходя от окна к балкону, улыбался под усами и подмигивал, когда на засыхающие всходы овса выпадал теплый частый дождик, или отчего, когда в покос или уборку угрожающая туча уносилась ветром, он, красный, загорелый и в поту, с запахом полыни и горечавки в волосах, приходя с гумна, радостно потирая руки, говорил: "Ну, еще денек, и мое и крестьянское все будет в гумне"».

Итак, Н. А. Болконский больше сосредоточен на своих мыслях, и у него довольно жесткая система внутренних установок, которым он не только подчиняется сам, но и требует, чтобы подчинялись окружающие люди. А Николай Ростов, напротив, открыт в своей деятельности всему тому, что происходит вокруг него, и его установки определяются внешними условиями и их изменениями. С такими разными направленностями связаны, в частности, необщительность князя и, напротив, открытый стиль жизни Николая.

Та же тенденция явно просматривается и в паре исследователей, к которым мы отнесли Пьера Безухова и капитана Тушина. Пьер мучительно пытается найти ответы на свои вопросы в философских размышлениях, масонстве, стремится понять скрытые пружины действий многих людей. Он пытается проникнуть в сущность происходящих событий, увидеть их во всеобщей взаимосвязи друг с другом.

Таким образом, Пьер, так же, как старик Болконский, обращен к своему внутреннему миру больше, чем к внешним событиям. А вот капитан Тушин в чем-то сродни Николаю Ростову: его привлекает все происходящее вокруг, он быстро следует своими действиями за изменяющейся ситуацией — переключает свое внимание на передислокацию противника и успешно ведет бой с французами.

Исходя из этих различий, мы можем определить третью альтернативу, которая отличает людей по направленности внимания либо на свою собственную установку, свои мысли, либо на то, что происходит вокруг. В соответствии с направленностью вовне, одна из этих установок носит название экстраверсии, а другая, характеризующая направленность вовнутрь, на собственные мысли по соответствующему поводу, — интроверсии. Эти установки мы можем также теперь узнать и в двух других парах.

Действительно, все внимание Наташи, все ее устремления направлены на окружающих людей (этик), она активно вмешивается в любую жизненную ситуацию (вспомните эпизод с вывозом раненых). Для нее характерно стремление к полнокровной физической жизни, ей трудно подчиняться принятым условностям, ей свойственна волевая импульсивность и стремление во что бы то ни стало добиться своего. Очень показательно ее поведение после знакомства с Анатолем Курагиным. Не думая о последствиях, она отказывает жениху и готова сломя голову нестись навстречу новой влюбленности: «Она убежит с ним! — думала Соня. — Она на все способна».

Нам теперь понятно, что Наташа принадлежит к экстравертированному типу, а вот ее отец, граф Илья Андреевич Ростов предпочитает жизнь, далекую от волнений. Поэтому ему «страшно было думать, что что-нибудь постыдное случилось с его любимой дочерью, он так любил свое веселое спокойствие, что он избегал расспросов и все старался уверить себя, что ничего особенного не было, и только тужил о том, что по случаю ее нездоровья откладывался их отъезд в деревню».

Здесь мы должны признать, что граф не только не стремится следовать внешним обстоятельствам, сложившимся в доме (отказ Наташи жениху, ее несостоявшийся побег и, как следствие всего этого, — болезнь), но всеми силами старается этого всего просто не замечать, поскольку ему «веселое спокойствие» — дороже. В этом случае мы можем достаточно уверенно говорить об интровертированной установке сознания графа.

И, наконец, в паре Гуманитариев — князь Андрей и княжна Марья — альтернатива экстраверсии — интроверсии выступает с особенно очевидной убедительностью. Князь Андрей стремится к славе, хочет, чтобы его все любили и чтобы о нем узнали все вокруг. А княжна Марья предпочитает жить уединенно, и все ее помыслы связаны с внутренней убежденностью в том, что главное — это доброта, высокая нравственность и духовность, которые она постоянно проявляет, но никак не афиширует. Таким образом, экстравертность князя Андрея и интровертность княжны Марьи также обнаруживаются с достаточной наглядностью.

В разных жизненных ситуациях экстравертность и интровертность могут выступать самым разным образом. Исходя из того, что мы уже знаем об этих альтернативах, попробуем перечислить еще некоторые моменты характерного их проявления.

Итак, внимание экстраверта, направление его мыслей, проявление эмоций определяется тем, что находится вне его, объектами, которые его окружают. Поэтому для него очень важно, чтобы различные внешние впечатления как можно чаще будоражили его, вели его за собой, поскольку именно в этом он видит смысл своего существования. Одновременно он легко приспосабливает обстоятельства к своим потребностям, меняя их. В частности, он, как правило, первым проявляет инициативу в знакомстве с тем, кто ему кажется интересным. Таким образом, экстраверт — хозяин внешних обстоятельств, которыми он успешно манипулирует по своему усмотрению.

Интроверт, в отличие от экстраверта, опирается в своих поступках на собственные установки по поводу происходящего. Поэтому обилие внешних впечатлений его может утомлять — ведь каждое новое впечатление интроверт должен переработать в своем сознании, чтобы сформировать к этому определенное отношение. Понятно поэтому, что он предпочитает получать внешнюю информацию небольшими дозами, чтобы лучше справиться с необходимостью выработки своей установки. Соответственно, внешнее поведение интроверта выглядит подчас закрытым, замкнутым, без особой необходимости интроверт не станет обращаться к незнакомому человеку. Ему бывает трудно в течение длительного времени находиться в шумной компании, он больше, чем экстраверт, тяготеет к одиночеству или общению с немногочисленными близкими друзьями.

Таким образом, интроверту, в отличие от экстраверта, бывает трудно менять внешние обстоятельства, он не чувствует свою власть над ними, скорее они владеют им и заставляют приспосабливаться. Удивительно точно эти разные позиции экстраверсии и интроверсии описаны Толстым в эпизоде, когда интроверт Пьер Безухов не в состоянии противиться желанию князя Василия Курагина женить его на своей дочери. Пьер, не желая этого брака, всячески противится обстоятельствам, но не может их изменить. Обратите внимание на то, как именно князь Василий Курагин, экстраверт, берет инициативу в свои руки, чтобы сделать решительный шаг:

«Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил ей о любви. Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье-то чужое место. (...)

Княгиня подошла к двери, прошлась мимо нее с значительным, равнодушным видом и заглянула в гостиную. Пьер и Элен так же сидели и разговаривали.

Все то же, — отвечала она мужу.

Князь Василий нахмурился, сморщил рот в сторону, щеки его запрыгали с свойственным ему неприятным, грубым выражением; он, встряхнувшись, встал, закинул назад голову и решительными шагами, мимо дам, прошел в маленькую гостиную...

— Слава богу! — сказал он. — Жена мне все сказала! — Он обнял одною рукой Пьера, другою — дочь. — Друг мой Леля! Я очень, очень рад. — Голос его задрожал. — Я любил твоего отца... и она будет тебе хорошая жена... бог да благословит вас!».

У каждого человека, как мы уже упоминали, в поведении обнаруживается, кроме основного, также и второй, более слабый полюс каждой шкалы. И действительно, понятно, что каждый экстраверт когда-то вынужден проявлять и интровертные свойства — нельзя же, в конце концов, никогда и ни к чему не сформировать своего отношения. То же можно сказать и об интровертах — трудно представить себе человека, который бы ни разу в жизни не изменил бы обстоятельств, которые его не устраивают, а только всегда к ним приспосабливался. Поэтому, говоря об экстравертной или интровертной направленности поведения человека, мы имеем в виду преимущественность той или иной установки, но ни в коем случае не абсолютность превалирования одного при полном отсутствии другого.

Эти характерные особенности хорошо заметны в портретах экстравертов и интровертов. Поскольку известно, что существует асимметрия головного мозга, по-видимому, эти проявления связаны с тем, что в разных частях головного мозга расположены соответствующие центры, ответственные за экстравертное или интровертное восприятие. Однако следует оговориться, что явно эти внешние особенности заметны отнюдь не всегда.

Довольно часто бывает так, что в разговоре происходит попеременное изменение указанных внешних признаков — активность одного глаза в какие-то моменты меняется активностью другого, и требуется значительное время, чтобы установить преимущественную активность одного из них. Более того, встречаются случаи даже обратной активности, правда, они встречаются значительно реже, чем описанные выше. Так или иначе, к внешним проявлениям следует относиться только как к дополнительной характеристике. При достаточно длительном опыте работы каждый может основываться на иных моментах.

 

Как экстраверсия, так и интроверсия бывают хорошо заметны не только в манере поведения, но и в особенностях лиц людей. Обратите, прежде всего, внимание на то, что у экстравертов (37—39) чаще бывает активной левая часть лица, что проявляется более широко раскрытым левым глазом, иногда — приподнятой левой бровью (37) и более удлиненной левой половиной лица. Об интровертах следует сказать обратное (40—42).

Экстраверт, разглядывая действительность, сам ей открыт, он как будто старается забраться повыше, чтобы увидеть вокруг себя возможно больше. Поэтому для его взгляда характерна широкая «распахнутость», желание вобрать в себя как можно больше всяческих впечатлений извне (37, 38). Интроверт — напротив, старается лимитировать свои контакты с миром ограниченными дозами, поэтому он как бы выглядывает из своей немного прикрытой «раковины» (41, 42).

 

Подведем итоги. Итак:

Экстраверт:

— ориентирован преимущественно на внешний мир;

— если ситуация его не устраивает — меняет ее;

— легко вступает в контакты;

— способен к постоянному восприятию новой информации;

— стремится к новым впечатлениям.

Интроверт:

— ориентирован на собственное восприятие внешнего мира;

— предпочитает приспособиться к новой ситуации, а не менять ее;

— предпочитает ограничивать свои контакты узким кругом лиц;

— ему требуется время, чтобы разобраться с новой ситуацией и выработать к ней свое отношение;

— обилие новых впечатлений для него утомительно.