Глава 3. Совместное действие двух альтернатив. «Клубы»

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 

 

До сих пор мы исследовали только две соционические шкалы, логика—этика и сенсорика—интуиция (всего их — четыре), но уже сейчас можем получить вполне важный практический результат.

Из определения рассмотренных выше альтернативных пар ясно, что эти признаки описывают совершенно разные стороны психики людей, и эти шкалы не зависят друг от друга, а это означает, что, например, среди логиков могут встречаться как сенсорики, так и интуиты. То же самое можно сказать и об этиках. Аналогично, среди сенсориков одинаково часто встречаются как этики, так и логики, что также справедливо и для интуитов.

Следовательно, удобнее всего это обстоятельство отобразить на плоскости двумя взаимно перпендикулярными осями, одна из которых представляет собой шкалу логика—этика, а другая — сенсорика—интуиция.

 

Схема 1. Четыре варианта психотипов

 

Мы получили, таким образом, четыре области, в каждой из которых представлены два наиболее сильных полюса наших шкал:

I — сильны логика и сенсорика, такие люди чувствуют себя уверенно в практической жизни, почему и получили название ПРАКТИКИ.

II — сильны логика и интуиция, качества, совершенно необходимые для философов, ученых, тех, кто занимается любыми исследованиями, поэтому название этой группы — ИССЛЕДОВАТЕЛИ.

III — сильны этика и сенсорика, представители этих ведущих сторон психики способны эмоционально откликнуться на чужие потребности и оказать конкретную сенсорную помощь, это — СОЦИАЛЫ.

IV — наконец, обладатели сильной этики и сильной интуиции — наиболее из всех перечисленных выше групп оторваны от реальности, склонны к фантазиям, поэзии, музыке, литературному творчеству. Они получили название ГУМАНИТАРИИ.

В соционике эти четыре группы названы «клубы», поскольку очевидно, что в клубы люди собираются по интересам. Наличие же одинаковых ведущих функций и обеспечивает одинаковость как интересов, так и возможностей.

А теперь давайте снова вернемся к героям Толстого, о которых уже шла речь выше, и постараемся выяснить, каковы же вторые сильные полюса в их характерах, — ведь пока мы определили для них только по одной сильной функции.

Начнем со старика Болконского и его дочери княжны Марьи. Напомним читателю, что, как мы установили выше, отец — логик, а княжна — этик. А как проявляются их психологические особенности в области сенсорики и интуиции? Вспомним замечание Толстого о том порядке, в котором старый князь держал свои вещи, как он «обтер стамеску», закончив работу, в то время как письменный стол княжны Марьи всегда завален «тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочна, как отец ее порядочен».

Могут ли эти качества быть просто воспитанными с детства? Вряд ли, тем более что отец регулярно сам занимается со своею дочерью и ежедневно наставляет ее, стараясь привить ей те черты характера, которые присущи ему самому. Однако его усилия не приводят к желаемому результату. И снова в этой паре героев мы находим проявления теперь уже другой альтернативной пары характеристик: сенсорность старого князя и интуитивность его дочери, княжны Марьи.

Приведем еще некоторые выдержки из романа, в которых явно прослеживаются деятельность, конкретность восприятия старого князя и оторванность от непосредственно происходящего — княжны Марьи. Вот описание отца:

«И он, как всегда, бодрыми шагами вошел в гостиную, быстро окинул глазами всех, заметил и перемену платья маленькой княгини, и ленточку Вourinne, и уродливую прическу княжны Марьи, и улыбки и Bourinne и Анатоля, и одиночество своей княжны в общем разговоре. «Убралась, как дура! — подумал он, злобно взглянув на дочь. — Стыда нет! А он ее и знать не хочет!». Так способен отметить все мелочи в своем сознании только человек с исключительно конкретным, сенсорным восприятием.

А что же княжна? Она выходит замуж за графа Николая Ростова и очень счастлива в этом браке. Примечателен с интересующих нас позиций разговор ее с мужем:

«Она смотрела на него и не то что думала о другом, а чувствовала о другом. (...) Кроме этого чувства, поглощавшего ее всю и мешавшего ей вникать в подробности планов мужа, в голове ее мелькали мысли, не имеющие ничего общего с тем, что он говорил (...). Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна. На лице ее выступило строгое выражение затаенного высокого страдания души, тяготящейся телом».

Очень наглядна разница в последних двух цитатах между сенсориком — отцом и интуитом — дочерью, заключающаяся в том, что в отличие от сенсорика, интуит не привязан к непосредственному окружению, а напротив — он часто и непроизвольно отрывается от него, уходя в свой мир переживаний и видений.

Теперь выясним, каковы вторые сильные полюса в психике интуита Пьера Безухова и сенсорика Наташи Ростовой....

Наверное, читателю не надо приводить особенно много аргументов в пользу того, чтобы отнести Наташу к этикам, а не к логикам. Достаточно вспомнить несколько эпизодов очень характерного поведения Наташи.

«Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.

— Соня! что ты?... Что с тобой? У-у-у!

И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала».

Как видите, Наташа немедленно включилась в эмоциональную ситуацию, сердцем почувствовала горе своей подруги и, даже не зная причины этого горя, почувствовала то же, что чувствовала Соня. Этик действительно умеет настроиться в резонанс с чувствами другого человека.

Вот еще один эпизод:

«Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц, с начала обеда насторожила уши и знала, что что-нибудь есть между ее отцом и Анной Михайловной и что-нибудь касающееся брата и что Анна Михайловна приготавливает».

Именно оттенки интонаций более всего способен отличать этик, это и есть как раз то свойство характера, которое сильно отличает этика от логика. Ведь логик тоже способен испытывать и улавливать эмоции, однако ему трудно почувствовать все их тонкости. Нюансы чувств, их оттенки от логика ускользают.

Что же касается характера Пьера Безухова, то здесь естественно сделать выбор в пользу Пьера-логика. Действительно, мы уже приводили ранее цитату о философских поисках Пьера, его размышлениях о смысле жизни, смысле происходящего вокруг, поиск ответов на эти вопросы в масонской ложе, в которую вступает Пьер, — все эти мучительные раздумья сопровождают его на протяжении всего романа. Сравните эти поиски логика Пьера с религиозностью этика — княжны Марьи, для нее религия — это безусловная вера без размышлений, в то время как для Пьера — это логический анализ.

Возможно, читатели возразят такой характеристике, вспомнив, например, эпизод спасения Пьером девочки из огня или факты беспримерной доброты этого человека в финансовых делах. Однако более подробно этот вопрос мы исследуем в нашем дальнейшем рассмотрении — ведь и логики могут быть и добрыми, и самоотверженными людьми, а, кроме того, неумение считать деньги скорее относится к слабой сенсорике и просто к тому факту, что деньги отнюдь не являются предметом заботы Пьера — он очень богат.

Поскольку наш анализ позднее включит в себя, кроме названных выше героев романа — отца и дочери Болконских, Наташи Ростовой и Пьера Безухова, также и подробное рассмотрение психотипов князя Андрея Болконского, отца и сына Ростовых, капитана Тушина — мы не будем сейчас перегружать наше исследование всех особенностей их характеров. Заметим только, что Николай Ростов — так же как и Наташа — сенсорик, он практичен и деятелен, ему чужды философствования, в отличие от князя Андрея, который вместе со своим другом Пьером очень любит рассуждения о смысле жизни, о поисках справедливости, он часто уходит в свои фантазии, например, о славе.

Старый граф Ростов, которого мы определили как сенсорика, по второй альтернативной паре признаков — конечно же, этик, вспомните его любовь к тому, чтобы всем угодить, доставить удовольствие вкусной едой, ну а капитан Тушин — логик, для него военные действия — что-то вроде логической игры на местности-карте, которая находится перед глазами.

Теперь рассмотрим 4 варианта пар сильных функций с учетом тех примеров поведения, которые мы привели ранее для героев романа «Война и мир». Посмотрите еще раз на схему, приведенную выше.

I — ПРАКТИКИ, у них сильны логика и сенсорика. Логиками и сенсориками мы определили раньше старого князя Н. А. Болконского и молодого графа Николая Ростова. Оба они конкретны и деятельны, уверены в своей правоте, их сознание и опыт опираются на практическую сторону жизни, им чужды оторванность от реальности и мечтательность. Николай — прекрасно ведет свое хозяйство, а в годы службы в армии он проявляет себя великолепным офицером, который не только не тяготится военной дисциплиной и порядком, но и находит в них определенный стержень, что служит для него надежным жизненным ориентиром.

II — ИССЛЕДОВАТЕЛИ, обладатели сильной логики и интуиции, они явно отличаются от практиков. Отличие лишь в одном качестве (интуиция вместо сенсорики) — и сразу же перед нами оказываются люди совершенно другого склада, в романе Толстого это граф Пьер Безухов и капитан Тушин. Именно интуитивность постоянно вовлекает Пьера в поиски смысла жизни, в философское отношение к происходящему, а Тушин с легкостью загорается новыми возможностями победить стоящего перед ним врага, он смело экспериментирует и фантазирует.

III — СОЦИАЛЫ, те у кого сильны этика и сенсорика. Конечно, нам сразу же вспоминаются граф Илья Андреевич Ростов и его дочь Наташа. Оба героя эмоциональны, проявляют душевную щедрость и умение позаботиться о тех, кто рядом. Наташа не может допустить, чтобы раненые остались беззащитными перед наступающими французами, Илья Андреевич, как никто другой, умеет устроить праздник и пир, не считаясь с собственными затратами — лишь бы всем было приятно. В этих людях сочетаются способность сопереживать и почувствовать душою боль другого человека вместе с умением конкретно позаботиться, сделать то, что в их силах, чтобы помочь, в том числе накормить, одеть и обуть, обеспечить уход за ранеными и больными.

IV — ГУМАНИТАРИИ, это те, у кого сильны этика и интуиция. В романе Толстого мы также встретились с героями, которые относятся к этому «клубу». Это брат и сестра Болконские, княжна Марья и князь Андрей. Представители этого клуба характеризуются сильной эмоциональностью и склонностью к мистике, философии, религии и фантазиям, частой оторванностью от реальности.

 

Перед вами портреты представителей всех четырех «клубов» — Практиков, Исследователей, Социалов и Гуманитариев. Каждая горизонтальная тройка лиц — один «клуб». Вглядитесь внимательно в их лица и постарайтесь найти внешние сходства внутри одного «клуба» и отличия между ними.

Практики выглядят спокойными людьми, беспристрастно рассматривающими окружающий мир; в их глазах оценка того, что перед их глазами, желание понять, какая от этого может быть практическая польза. В лицах (25 и 27) хорошо ощущается волевая решимость добиться того, что они считают необходимым.

В глазах же Исследователей хорошо заметен пытливый интерес к происходящему (28, 30), иногда — вопрос (29). И те и другие, будучи логиками, мало заботятся о том, какое они производят впечатление на окружающих, поэтому в выражениях лиц нет стремления очаровать собеседника или проявить какие-то иные эмоции.

В группе Социалов, напротив, очень хорошо заметна эмоциональность, желание понравиться (31, 33). Юноша (32) проявляет явное живое участие в происходящем, при этом взгляд его совершенно конкретен, как у истинного сенсорика. Как правило, у Социалов самые «теплые» лица, выражающие готовность помочь.

А вот Гуманитарии-интуиты выглядят несколько холоднее социалов, поскольку гуманитарии зачастую просто «отсутствуют», погруженные в свои фантазии. Читателю может показаться несколько неожиданной «неулыбчивость» приведенной тройки представителей этиков-интуитов. В чем дело? В следующей главе, когда речь пойдет об экстраверсии и интроверсии, мы этот вопрос легко решим. Сейчас отметим только то, что не каждый этик готов внешне проявлять свои эмоции — вспомните княжну Марью. Лицо мужчины (34) по характеру очень близко к тому типу, к которому принадлежит княжна, в глазах — боль за человека, стремление к самоусовершенствованию. Среди Гуманитариев также много тех, кто от природы наделен артистическими талантами. Такие люди готовы играть где угодно и кого угодно (36). В женщине (35) хорошо ощущается хрупкость, ранимость натуры.

 

Все перечисленные психологические особенности Практиков, Исследователей, Социалов и Гуманитариев можно встретить не только на страницах романов разных литературных произведений, они встречаются на каждом шагу в реальной жизни.

В заключение этого раздела приведем фамилии известных деятелей, расположив их также по «клубному» принципу. Заметим однако, что, когда речь идет об этих людях, можно только делать предположение об их принадлежности к тому или иному типу, поскольку, по понятным причинам, проверить это, спросив прямо, мы не можем. Поэтому к любым определениям такого рода следует относиться лишь как к версии автора.

ПРАКТИКИ

П. Романов (Петр I), В. Ульянов (Ленин), Джугашвили (Сталин), П. Столыпин. Г. Коль, М. Тэтчер, Д. Дудаев, С. Хусейн, А. Масхадов, Н. Назарбаев, А. Лукашенко.

Г. Жуков, Ю. Лужков, А. Лебедь, Г. Старовойтова.

А. Кристи, Ж. Сименон.

Н. Михалков, М. Ульянов, К. Лавров, Л. Гурченко, И. Розанова, А. Карпов.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

Ф. Рузвельт, У. Черчилль, Д. Кеннеди, Н. Крупская.

К. Юнг, И. Ньютон, А. Эйнштейн, Р. Фейнман, Р. Вуд, К. Циолковский, Н. Бор, А. Сахаров, А. Аугустинавичюте.

Л. Бетховен, Л. Толстой, С. Рахманинов, А. Чехов, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Е. Мравинский, М. Растропович.

С. Бондарчук, Г. Уланова, М. Плисецкая, Д. Мазина, Э. Пиаф, П. Ришар, Ю. Никулин, М. Жванецкий.

СОЦИАЛЫ

Наполеон I, M. Горбачев.

Ж. Верн, Дюма-отец, Дюма-сын, И. Тургенев.

Б. Бардо, Э. Тейлор, М. Плачидо, Е. Леонов, О. Табаков, А. Калягин, Л. Куравлев.

A. Пугачева, С. Ротару, В. Добрынин, Ф. Меркьюри, П. Маккартни.

ГУМАНИТАРИИ

Иван Грозный, Н. Романов (Николай II), В. Жириновский.

B. Ван Гог, К. Паустовский, Д. Лихачев, А. Солженицын.

Ф. Шаляпин, А. Вертинский, Ч. Чаплин, А. Райкин, С. Лемешев, А. Миронов, О. Меньшиков, В. Спиваков, Э. Рязанов, Д. Леннон.

Уже по тем фамилиям, которые приведены в списке, а также по названиям сильных функций представителей того или иного «клуба», можно сделать вывод о профессиональных возможностях этих людей.

Очевидно, что Практики, кроме буквально практической деятельности, связанной с промышленным производством, сельским хозяйством, организацией дела любого масштаба, вплоть до руководства государством, также прекрасно могут реализовать себя в силовых структурах — службе в армии и органах правопорядка. Практики могут оказаться востребованными и в спорте, в том числе профессиональном.

Для Исследователей наиболее притягательной оказывается научная работа, обратите внимание, как много имен выдающихся ученых в списке, и это, конечно, не случайно. Также здесь мы видим и политиков, и представителей художественной интеллигенции, однако большинство из них являются деятелями скорее академического направления, как в писательском деле, так и в музыке. Некоторые исследователи — успешные бизнесмены.

Среди группы Социалов также много артистов, музыкантов, однако, в отличие от Исследователей, направленность их в большинстве случаев иная: для них притягательны более легкие жанры, в том числе эстрадные. Не чужды Социалы и политики, хотя и в меньшей степени, чем представители других «клубов», кроме того, как и положено Социалам, они хорошо реализуют себя в медицине, сфере услуг, посреднической деятельности, рекламе — вообще в работе с людьми.

Гуманитариям можно посоветовать любую деятельность, связанную с искусством, работу в печатных органах, журналистике, а также в психологии и в области духовных знаний. Некоторые представители этого «клуба» тяготеют к политике, правда, не так часто эта деятельность может считаться успешной. Гораздо удачнее их карьера может сложиться на театральных подмостках или в преподавании.

 

 

До сих пор мы исследовали только две соционические шкалы, логика—этика и сенсорика—интуиция (всего их — четыре), но уже сейчас можем получить вполне важный практический результат.

Из определения рассмотренных выше альтернативных пар ясно, что эти признаки описывают совершенно разные стороны психики людей, и эти шкалы не зависят друг от друга, а это означает, что, например, среди логиков могут встречаться как сенсорики, так и интуиты. То же самое можно сказать и об этиках. Аналогично, среди сенсориков одинаково часто встречаются как этики, так и логики, что также справедливо и для интуитов.

Следовательно, удобнее всего это обстоятельство отобразить на плоскости двумя взаимно перпендикулярными осями, одна из которых представляет собой шкалу логика—этика, а другая — сенсорика—интуиция.

 

Схема 1. Четыре варианта психотипов

 

Мы получили, таким образом, четыре области, в каждой из которых представлены два наиболее сильных полюса наших шкал:

I — сильны логика и сенсорика, такие люди чувствуют себя уверенно в практической жизни, почему и получили название ПРАКТИКИ.

II — сильны логика и интуиция, качества, совершенно необходимые для философов, ученых, тех, кто занимается любыми исследованиями, поэтому название этой группы — ИССЛЕДОВАТЕЛИ.

III — сильны этика и сенсорика, представители этих ведущих сторон психики способны эмоционально откликнуться на чужие потребности и оказать конкретную сенсорную помощь, это — СОЦИАЛЫ.

IV — наконец, обладатели сильной этики и сильной интуиции — наиболее из всех перечисленных выше групп оторваны от реальности, склонны к фантазиям, поэзии, музыке, литературному творчеству. Они получили название ГУМАНИТАРИИ.

В соционике эти четыре группы названы «клубы», поскольку очевидно, что в клубы люди собираются по интересам. Наличие же одинаковых ведущих функций и обеспечивает одинаковость как интересов, так и возможностей.

А теперь давайте снова вернемся к героям Толстого, о которых уже шла речь выше, и постараемся выяснить, каковы же вторые сильные полюса в их характерах, — ведь пока мы определили для них только по одной сильной функции.

Начнем со старика Болконского и его дочери княжны Марьи. Напомним читателю, что, как мы установили выше, отец — логик, а княжна — этик. А как проявляются их психологические особенности в области сенсорики и интуиции? Вспомним замечание Толстого о том порядке, в котором старый князь держал свои вещи, как он «обтер стамеску», закончив работу, в то время как письменный стол княжны Марьи всегда завален «тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочна, как отец ее порядочен».

Могут ли эти качества быть просто воспитанными с детства? Вряд ли, тем более что отец регулярно сам занимается со своею дочерью и ежедневно наставляет ее, стараясь привить ей те черты характера, которые присущи ему самому. Однако его усилия не приводят к желаемому результату. И снова в этой паре героев мы находим проявления теперь уже другой альтернативной пары характеристик: сенсорность старого князя и интуитивность его дочери, княжны Марьи.

Приведем еще некоторые выдержки из романа, в которых явно прослеживаются деятельность, конкретность восприятия старого князя и оторванность от непосредственно происходящего — княжны Марьи. Вот описание отца:

«И он, как всегда, бодрыми шагами вошел в гостиную, быстро окинул глазами всех, заметил и перемену платья маленькой княгини, и ленточку Вourinne, и уродливую прическу княжны Марьи, и улыбки и Bourinne и Анатоля, и одиночество своей княжны в общем разговоре. «Убралась, как дура! — подумал он, злобно взглянув на дочь. — Стыда нет! А он ее и знать не хочет!». Так способен отметить все мелочи в своем сознании только человек с исключительно конкретным, сенсорным восприятием.

А что же княжна? Она выходит замуж за графа Николая Ростова и очень счастлива в этом браке. Примечателен с интересующих нас позиций разговор ее с мужем:

«Она смотрела на него и не то что думала о другом, а чувствовала о другом. (...) Кроме этого чувства, поглощавшего ее всю и мешавшего ей вникать в подробности планов мужа, в голове ее мелькали мысли, не имеющие ничего общего с тем, что он говорил (...). Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна. На лице ее выступило строгое выражение затаенного высокого страдания души, тяготящейся телом».

Очень наглядна разница в последних двух цитатах между сенсориком — отцом и интуитом — дочерью, заключающаяся в том, что в отличие от сенсорика, интуит не привязан к непосредственному окружению, а напротив — он часто и непроизвольно отрывается от него, уходя в свой мир переживаний и видений.

Теперь выясним, каковы вторые сильные полюса в психике интуита Пьера Безухова и сенсорика Наташи Ростовой....

Наверное, читателю не надо приводить особенно много аргументов в пользу того, чтобы отнести Наташу к этикам, а не к логикам. Достаточно вспомнить несколько эпизодов очень характерного поведения Наташи.

«Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.

— Соня! что ты?... Что с тобой? У-у-у!

И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала».

Как видите, Наташа немедленно включилась в эмоциональную ситуацию, сердцем почувствовала горе своей подруги и, даже не зная причины этого горя, почувствовала то же, что чувствовала Соня. Этик действительно умеет настроиться в резонанс с чувствами другого человека.

Вот еще один эпизод:

«Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц, с начала обеда насторожила уши и знала, что что-нибудь есть между ее отцом и Анной Михайловной и что-нибудь касающееся брата и что Анна Михайловна приготавливает».

Именно оттенки интонаций более всего способен отличать этик, это и есть как раз то свойство характера, которое сильно отличает этика от логика. Ведь логик тоже способен испытывать и улавливать эмоции, однако ему трудно почувствовать все их тонкости. Нюансы чувств, их оттенки от логика ускользают.

Что же касается характера Пьера Безухова, то здесь естественно сделать выбор в пользу Пьера-логика. Действительно, мы уже приводили ранее цитату о философских поисках Пьера, его размышлениях о смысле жизни, смысле происходящего вокруг, поиск ответов на эти вопросы в масонской ложе, в которую вступает Пьер, — все эти мучительные раздумья сопровождают его на протяжении всего романа. Сравните эти поиски логика Пьера с религиозностью этика — княжны Марьи, для нее религия — это безусловная вера без размышлений, в то время как для Пьера — это логический анализ.

Возможно, читатели возразят такой характеристике, вспомнив, например, эпизод спасения Пьером девочки из огня или факты беспримерной доброты этого человека в финансовых делах. Однако более подробно этот вопрос мы исследуем в нашем дальнейшем рассмотрении — ведь и логики могут быть и добрыми, и самоотверженными людьми, а, кроме того, неумение считать деньги скорее относится к слабой сенсорике и просто к тому факту, что деньги отнюдь не являются предметом заботы Пьера — он очень богат.

Поскольку наш анализ позднее включит в себя, кроме названных выше героев романа — отца и дочери Болконских, Наташи Ростовой и Пьера Безухова, также и подробное рассмотрение психотипов князя Андрея Болконского, отца и сына Ростовых, капитана Тушина — мы не будем сейчас перегружать наше исследование всех особенностей их характеров. Заметим только, что Николай Ростов — так же как и Наташа — сенсорик, он практичен и деятелен, ему чужды философствования, в отличие от князя Андрея, который вместе со своим другом Пьером очень любит рассуждения о смысле жизни, о поисках справедливости, он часто уходит в свои фантазии, например, о славе.

Старый граф Ростов, которого мы определили как сенсорика, по второй альтернативной паре признаков — конечно же, этик, вспомните его любовь к тому, чтобы всем угодить, доставить удовольствие вкусной едой, ну а капитан Тушин — логик, для него военные действия — что-то вроде логической игры на местности-карте, которая находится перед глазами.

Теперь рассмотрим 4 варианта пар сильных функций с учетом тех примеров поведения, которые мы привели ранее для героев романа «Война и мир». Посмотрите еще раз на схему, приведенную выше.

I — ПРАКТИКИ, у них сильны логика и сенсорика. Логиками и сенсориками мы определили раньше старого князя Н. А. Болконского и молодого графа Николая Ростова. Оба они конкретны и деятельны, уверены в своей правоте, их сознание и опыт опираются на практическую сторону жизни, им чужды оторванность от реальности и мечтательность. Николай — прекрасно ведет свое хозяйство, а в годы службы в армии он проявляет себя великолепным офицером, который не только не тяготится военной дисциплиной и порядком, но и находит в них определенный стержень, что служит для него надежным жизненным ориентиром.

II — ИССЛЕДОВАТЕЛИ, обладатели сильной логики и интуиции, они явно отличаются от практиков. Отличие лишь в одном качестве (интуиция вместо сенсорики) — и сразу же перед нами оказываются люди совершенно другого склада, в романе Толстого это граф Пьер Безухов и капитан Тушин. Именно интуитивность постоянно вовлекает Пьера в поиски смысла жизни, в философское отношение к происходящему, а Тушин с легкостью загорается новыми возможностями победить стоящего перед ним врага, он смело экспериментирует и фантазирует.

III — СОЦИАЛЫ, те у кого сильны этика и сенсорика. Конечно, нам сразу же вспоминаются граф Илья Андреевич Ростов и его дочь Наташа. Оба героя эмоциональны, проявляют душевную щедрость и умение позаботиться о тех, кто рядом. Наташа не может допустить, чтобы раненые остались беззащитными перед наступающими французами, Илья Андреевич, как никто другой, умеет устроить праздник и пир, не считаясь с собственными затратами — лишь бы всем было приятно. В этих людях сочетаются способность сопереживать и почувствовать душою боль другого человека вместе с умением конкретно позаботиться, сделать то, что в их силах, чтобы помочь, в том числе накормить, одеть и обуть, обеспечить уход за ранеными и больными.

IV — ГУМАНИТАРИИ, это те, у кого сильны этика и интуиция. В романе Толстого мы также встретились с героями, которые относятся к этому «клубу». Это брат и сестра Болконские, княжна Марья и князь Андрей. Представители этого клуба характеризуются сильной эмоциональностью и склонностью к мистике, философии, религии и фантазиям, частой оторванностью от реальности.

 

Перед вами портреты представителей всех четырех «клубов» — Практиков, Исследователей, Социалов и Гуманитариев. Каждая горизонтальная тройка лиц — один «клуб». Вглядитесь внимательно в их лица и постарайтесь найти внешние сходства внутри одного «клуба» и отличия между ними.

Практики выглядят спокойными людьми, беспристрастно рассматривающими окружающий мир; в их глазах оценка того, что перед их глазами, желание понять, какая от этого может быть практическая польза. В лицах (25 и 27) хорошо ощущается волевая решимость добиться того, что они считают необходимым.

В глазах же Исследователей хорошо заметен пытливый интерес к происходящему (28, 30), иногда — вопрос (29). И те и другие, будучи логиками, мало заботятся о том, какое они производят впечатление на окружающих, поэтому в выражениях лиц нет стремления очаровать собеседника или проявить какие-то иные эмоции.

В группе Социалов, напротив, очень хорошо заметна эмоциональность, желание понравиться (31, 33). Юноша (32) проявляет явное живое участие в происходящем, при этом взгляд его совершенно конкретен, как у истинного сенсорика. Как правило, у Социалов самые «теплые» лица, выражающие готовность помочь.

А вот Гуманитарии-интуиты выглядят несколько холоднее социалов, поскольку гуманитарии зачастую просто «отсутствуют», погруженные в свои фантазии. Читателю может показаться несколько неожиданной «неулыбчивость» приведенной тройки представителей этиков-интуитов. В чем дело? В следующей главе, когда речь пойдет об экстраверсии и интроверсии, мы этот вопрос легко решим. Сейчас отметим только то, что не каждый этик готов внешне проявлять свои эмоции — вспомните княжну Марью. Лицо мужчины (34) по характеру очень близко к тому типу, к которому принадлежит княжна, в глазах — боль за человека, стремление к самоусовершенствованию. Среди Гуманитариев также много тех, кто от природы наделен артистическими талантами. Такие люди готовы играть где угодно и кого угодно (36). В женщине (35) хорошо ощущается хрупкость, ранимость натуры.

 

Все перечисленные психологические особенности Практиков, Исследователей, Социалов и Гуманитариев можно встретить не только на страницах романов разных литературных произведений, они встречаются на каждом шагу в реальной жизни.

В заключение этого раздела приведем фамилии известных деятелей, расположив их также по «клубному» принципу. Заметим однако, что, когда речь идет об этих людях, можно только делать предположение об их принадлежности к тому или иному типу, поскольку, по понятным причинам, проверить это, спросив прямо, мы не можем. Поэтому к любым определениям такого рода следует относиться лишь как к версии автора.

ПРАКТИКИ

П. Романов (Петр I), В. Ульянов (Ленин), Джугашвили (Сталин), П. Столыпин. Г. Коль, М. Тэтчер, Д. Дудаев, С. Хусейн, А. Масхадов, Н. Назарбаев, А. Лукашенко.

Г. Жуков, Ю. Лужков, А. Лебедь, Г. Старовойтова.

А. Кристи, Ж. Сименон.

Н. Михалков, М. Ульянов, К. Лавров, Л. Гурченко, И. Розанова, А. Карпов.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

Ф. Рузвельт, У. Черчилль, Д. Кеннеди, Н. Крупская.

К. Юнг, И. Ньютон, А. Эйнштейн, Р. Фейнман, Р. Вуд, К. Циолковский, Н. Бор, А. Сахаров, А. Аугустинавичюте.

Л. Бетховен, Л. Толстой, С. Рахманинов, А. Чехов, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Е. Мравинский, М. Растропович.

С. Бондарчук, Г. Уланова, М. Плисецкая, Д. Мазина, Э. Пиаф, П. Ришар, Ю. Никулин, М. Жванецкий.

СОЦИАЛЫ

Наполеон I, M. Горбачев.

Ж. Верн, Дюма-отец, Дюма-сын, И. Тургенев.

Б. Бардо, Э. Тейлор, М. Плачидо, Е. Леонов, О. Табаков, А. Калягин, Л. Куравлев.

A. Пугачева, С. Ротару, В. Добрынин, Ф. Меркьюри, П. Маккартни.

ГУМАНИТАРИИ

Иван Грозный, Н. Романов (Николай II), В. Жириновский.

B. Ван Гог, К. Паустовский, Д. Лихачев, А. Солженицын.

Ф. Шаляпин, А. Вертинский, Ч. Чаплин, А. Райкин, С. Лемешев, А. Миронов, О. Меньшиков, В. Спиваков, Э. Рязанов, Д. Леннон.

Уже по тем фамилиям, которые приведены в списке, а также по названиям сильных функций представителей того или иного «клуба», можно сделать вывод о профессиональных возможностях этих людей.

Очевидно, что Практики, кроме буквально практической деятельности, связанной с промышленным производством, сельским хозяйством, организацией дела любого масштаба, вплоть до руководства государством, также прекрасно могут реализовать себя в силовых структурах — службе в армии и органах правопорядка. Практики могут оказаться востребованными и в спорте, в том числе профессиональном.

Для Исследователей наиболее притягательной оказывается научная работа, обратите внимание, как много имен выдающихся ученых в списке, и это, конечно, не случайно. Также здесь мы видим и политиков, и представителей художественной интеллигенции, однако большинство из них являются деятелями скорее академического направления, как в писательском деле, так и в музыке. Некоторые исследователи — успешные бизнесмены.

Среди группы Социалов также много артистов, музыкантов, однако, в отличие от Исследователей, направленность их в большинстве случаев иная: для них притягательны более легкие жанры, в том числе эстрадные. Не чужды Социалы и политики, хотя и в меньшей степени, чем представители других «клубов», кроме того, как и положено Социалам, они хорошо реализуют себя в медицине, сфере услуг, посреднической деятельности, рекламе — вообще в работе с людьми.

Гуманитариям можно посоветовать любую деятельность, связанную с искусством, работу в печатных органах, журналистике, а также в психологии и в области духовных знаний. Некоторые представители этого «клуба» тяготеют к политике, правда, не так часто эта деятельность может считаться успешной. Гораздо удачнее их карьера может сложиться на театральных подмостках или в преподавании.