1.2. Институциональные основы

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 

системы социальной защиты населения РБ

Социальная политика в республике ориентирована на поддержку эффективного, производительного труда как основы материального благополучия граждан.

 Для смягчения негативных последствий снижения уровня жизни наименее защищенных категорий населения, обеспечения социально-психологической адаптации людей к изменившимся экономическим условиям посредством оказания им социальной помощи в различных формах, реализации мер, исключающих дальнейшее ухудшение уровня жизни, в том числе создания необходимых условий и предоставления возможностей для реализации собственного потенциала человека, ежегодно принимается Программа  социальной поддержки населения Республики Башкортостан.

 Первая Программа была разработана в 1991 г. рабочей группой Совета Министров под руководством Р.Ф.Гатауллина. В качестве конечных результатов реализации Программы было обозначено улучшение материального положения граждан с учетом демографической и социально-экономической ситуации; предоставление в необходимом объеме социальной помощи и услуг нуждающимся гражданам, совершенствование механизма предоставления социальной помощи.

В дальнейшем с каждым годом объемы финансирования Программы увеличиваются, повышается их эффективность.

Меры, предусмотренные названными программами были  направлены на оказание адресной социальной поддержки гражданам, нуждающимся в социальной защите, которые в силу своих индивидуальных особенностей (возраст, состояние здоровья) или других объективных причин (размер среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума, экстремальная ситуация, отсутствие работы  и т.п.) оказываются в гораздо более трудном по сравнению с остальными гражданами положении и не имеют возможности улучшить его собственными силами.

Социальная защита нетрудоспособного и неимущего населения осуществляется по двум основным направлениям: социальное обеспечение (в том числе социальное обслуживание) и социальная помощь.

Социальное обеспечение предусматривает  дополнительное пенсионное  обеспечение,  систему  социальных   выплат,   пособий, компенсаций, предоставление льгот и социальных услуг.

Социальные выплаты, пособия, компенсации, льготы направляются на:

а) усиление социальной помощи  детям,  нуждающимся  в  особой государственной  поддержке,  в  соответствии  с Законом Республики Башкортостан «О  государственной  поддержке  многодетных  семей  в Республике    Башкортостан»,    Указом    Президента    Республики Башкортостан от 20 сентября 2000 года № УП-575  «О  дополнительных мерах  государственной  поддержки  отдельных категорий многодетных семей»;

б) социальную  защиту  ветеранов  в  соответствии  с  Законом Республики Башкортостан «О ветеранах войны,  труда  и  Вооруженных Сил»;

 в) обеспечение   приемлемого   уровня   жизни   инвалидов   в соответствии с   Законом  Республики  Башкортостан  «О  социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан».

 Социальное обслуживание граждан осуществляется в соответствии с Законом РБ от 7 июля 1997 года № 105-з «О социальном обслуживании населения в РБ», постановлениями Кабинета Министров Республики Башкортостан от 17 марта 1998 года № 43 «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О социальном обслуживании населения Республики Башкортостан» и от 11 сентября 1997 года № 177 «О предоставлении платных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Республики Башкортостан»[26].

Социальное обслуживание граждан включает:

 – социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

– полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

– стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания независимо от их ведомственной подчиненности;

– срочное социальное обслуживание;

– социально-консультативную помощь;

– оказание материальной помощи;

– выплату социального пособия;

– предоставление временного приюта;

– реабилитационные услуги.

Социальное обслуживание по желанию граждан может осуществляться на постоянной или временной основе.

Продолжается работа по созданию педиатрической службы медико-социальной экспертизы и принятию на освидетельствование детей до 18 лет для получения статуса «ребенок-инвалид», совершенствованию работы по реализации социальной защиты детей-инвалидов, расширению Республиканского реабилитационного центра с открытием отделения социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями, внедрению новых технологий медико-социальной и психолого-социальной реабилитации детей инвалидов.

С целью профилактики правонарушений среди молодежи продолжается работа по укреплению материально-технической базы муниципальных и студенческих клубов. При этом предусматривается активное участие молодежи в самодеятельном творчестве, досуговых занятиях. Для оказания социально-психологической помощи и услуг молодым гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, предусматривается продолжить укрепление сети социально-психологических центров и служб.

Важнейшим направлением в социальной политике республики является социальная помощь гражданам, которые не могут самостоятельно обеспечивать себе приемлемый уровень жизни.

Реализация мер по оказанию социальной помощи населению в республике осуществляется по следующим направлениям:

– социальная помощь молодежи и студентам;

– социальная помощь малоимущим гражданам;

– социальная помощь семьям с детьми.

В числе приоритетных направлений социальной поддержки населения республики сохраняется социальная помощь семьям с детьми.

При этом предусматривается проведение мероприятий, направленных на реализацию основных положений государственной политики в отношении детей и семей с детьми.

Во исполнение    Закона    Республики     Башкортостан     «О государственной   поддержке   многодетных   семей   в   Республике Башкортостан» и Указа Президента  Республики  Башкортостан  от  20 сентября    2000   года   №   УП-575   «О   дополнительных   мерах государственной поддержки отдельных категорий  многодетных  семей» будут осуществляться:

предоставление многодетным  малоимущим  семьям  30-процентной скидки в оплате коммунальных услуг (водоснабжение,  водоотведение, теплоснабжение,     горячее     водоснабжение,      газоснабжение, электроснабжение,  вывоз  бытовых отходов,  обслуживание лифтового хозяйства) в пределах нормативов потребления  и  оплате  стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи  населению, проживающему в домах без центрального отопления;

предоставление бесплатных лекарств, приобретаемых по рецептам врачей,  согласно  Перечню   лекарственных   средств   и   изделий медицинского   назначения,   разрешенных  к  отпуску  на  льготных основаниях,   утвержденному   Кабинетом    Министров    Республики Башкортостан,  для  детей  в возрасте до 6 лет и права на льготный проезд на внутригородском транспорте (кроме  такси),  в  автобусах пригородных     и     внутрирайонных     линий     для    учащихся общеобразовательных школ;

выплата ежемесячного пособия отдельным категориям многодетных семей,  имеющих четырех детей, – в размере одной  тысячи  рублей; имеющих  пять  и  более  детей  –  в  размере одной тысячи пятисот рублей;

дополнительные льготы   для  семей,  проживающих  в  сельской  местности:

выплата ежемесячного   пособия   при   рождении   ребенка  до исполнения ему возраста одного года  в  размере  115  рублей,  при рождении    ребенка    в   семьях,   имеющих   четырех   и   более несовершеннолетних детей, – в размере 230 рублей;

освобождение многодетных   семей,  имеющих  четырех  и  более несовершеннолетних  детей,  от   платы   за   жилье   (техническое обслуживание)  в  пределах  социальных  норм  и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение,   газоснабжение,  электроснабжение,  вывоз  бытовых отходов,  обслуживание лифтового хозяйства) в пределах  нормативов потребления  и  от  оплаты  стоимости  топлива,  приобретаемого  в пределах норм,  установленных для населения,  проживающего в дома без центрального отопления.

Кроме того,    в     соответствии     с     законодательством предусматривается:

выплата пособия   в   размере   115    рублей    неработающим трудоспособным лицам,  осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет,  получающим компенсационную выплату к пенсии по уходу за нетрудоспособными гражданами;

бесплатное обеспечение детей первого - второго года жизни  из малоимущих семей продуктами детского питания;

отдых и оздоровление детей в рамках  Республиканской  целевой программы  «Организация  досуга,  отдыха  и оздоровления детей» на 1999-2005 годы.

Мероприятия по  оказанию   социальной   помощи   молодежи   и студентам предусматривают:

компенсацию удорожания  питания   студентам   республиканских учреждений среднего и высшего профессионального образования;

выплату дополнительного специального  социального  пособия  в размере   115   рублей   семьям   студентов   высших   и   средних профессиональных учебных заведений очной формы  обучения,  имеющим детей,  в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 22 января 1998 года № УП-26 «О проведении Года семьи,  усилении  защиты материнства и детства в Республике Башкортостан»;

организацию диетического  питания  для   хронически   больных  студентов;

предоставление льгот по  проезду  на  всех  видах  транспорта (кроме  такси  и воздушных видов транспорта) в пределах Республики Башкортостан два раза в год от места учебы и обратно  студентам  и учащимся    республиканских    учреждений   среднего   и   высшего профессионального образования;

предоставление льгот   по  проезду  на  городском  транспорте (кроме такси) студентам-сиротам;

организацию летнего оздоровительного отдыха студентов.

В качестве  критериев  оказания  адресной  социальной  помощи  используются два основных условия:

сложившиеся размеры   среднедушевого  дохода  семьи  (одиноко проживающего гражданина) ниже величины прожиточного минимума;

принадлежность гражданина к определенной социальной категории населения.

К малоимущим  категориям граждан,  имеющим право на получение социального пособия, относятся:

инвалиды и дети-инвалиды;

неработающие пенсионеры   (одинокие   пенсионеры,    одинокие супружеские пары,  не имеющие близких родственников,  обязанных по закону их содержать);

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

беременные женщины с 20 недель беременности;

неработающие трудоспособные   лица,  осуществляющие  уход  за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, за инвалидом 1 группы;

дети из многодетных семей;

дети из неполных семей;

студенты государственных высших и средних специальных учебных заведений очной формы обучения;

несовершеннолетние, освобожденные из мест лишения свободы.

Социальное пособие не облагается  налогом,  не  включается  в средний  заработок для исчисления отпускных,  алиментов,  пенсий и предоставления  компенсаций   (субсидий)   на   оплату   жилья   и коммунальных услуг.

Социальное пособие выплачивается  в  денежной  и  натуральной форме, в виде оплаты предоставленных услуг.

Выплата социальных   пособий   малоимущим    гражданам    при необходимости  производится  социальными  чеками  в  счет платы за товары  народного  потребления,  жилищно-коммунальные  услуги, сетевой  и сжиженный газ,  электроэнергию и теплоэнергию,  а также путем использования других неденежных форм выплаты.

С учетом  финансового положения семей комиссиям по социальной защите населения администраций районов и  городов  предоставляется право   определять  конкретную  форму  предоставления  социального пособия малоимущим гражданам: денежную или натуральную.

Предоставление социального   пособия   в  денежном  выражении осуществляется  через  филиалы  Башкирского  отделения  Уральского банка   Сбербанка   России,   сельские  советы,  кассы  управлений социальной защиты населения,  почтовыми переводами через отделения связи.

Предоставление социального пособия  в  натуральном  выражении осуществляется  в  размере  не более начисленной суммы социального пособия в виде:

продовольственных и  (или) непродовольственных товаров первой необходимости, выдаваемых предприятиями торговли;

оплаты жилищно-коммунальных услуг,  сетевого и сжиженного газа, электроэнергии и теплоэнергии;

талонов на  организацию малого подворья – приобретение птицы молодняка сельскохозяйственных животных,  крупного рогатого скота комбикормов  и  т.п.  через организации,  занимающиеся реализацией сельскохозяйственной продукции;

талонов на  обеспечение  горячим  питанием  через предприятия общественного питания (социальные столовые), определенные для этих целей администрациями районов и городов.

В исключительных случаях,  в соответствии с решением комиссии по социальной защите населения администрации района,  города,  при оказании адресной социальной помощи на организацию малого подворья социальное  пособие может предоставляться в размере,  рассчитанном на текущий квартал;  многодетным  семьям,  имеющим  пять  и  более несовершеннолетних детей, - рассчитанном на текущий год.

В 2003  году   будет   продолжена   работа    по    оказанию единовременной   материальной   помощи,  а  также  по  организации благотворительного  питания   для   нуждающихся   семей   (одиноко проживающих  граждан).  При  этом  в  части  оказания материальной помощи   предусматривается   разработать   порядок   разграничения полномочий между администрациями районов и городов и Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Кроме того,  будет  оказываться  социальная помощь малоимущим гражданам за счет средств бюджетов районов  и  городов  Республики Башкортостан,   привлечения   средств   предприятий,   хозяйств  и организаций,  благотворительных фондов,  благотворительных взносов граждан   в  денежной  или  натуральной  форме  (горячее  питание, продукты,  одежда,  сено,  фураж для хозяйства, организация малого подворья),  содействие  в  ремонте  жилых  помещений,  помощь  при заготовке на зиму овощей и топлива бесплатно или по  более  низким ценам для нетрудоспособных малообеспеченных граждан,  материальная помощь на газификацию жилья инвалидам Великой Отечественной войны, будет  осуществляться  льготное  торговое  и  бытовое обслуживание малоимущих   слоев   населения,   выдача   напрокат   пенсионерам, инвалидам,  малоимущим  семьям предметов длительного пользования и предметов домашнего обихода.

Работа в  части оказания социально приоритетных видов бытовых  услуг  для  малоимущих  слоев  населения  будет  осуществляться  в  соответствии   с   постановлением  Кабинета  Министров  Республики Башкортостан от 17 марта 1997 года № 50 «О муниципальном заказе на социально приоритетные виды бытовых услуг».

Предусматривается организация    социальных    столовых     с бесплатным  питанием  на  базе предприятий общественного питания  муниципальных   центров   социального   обслуживания    населения, реализация комплекса мер по созданию запаса (банка) вещей, который формируется  из  ассортимента  гуманитарной  и   благотворительной помощи,  частных  пожертвований,  некондиционной продукции местных предприятий для последующей выдачи малоимущим гражданам,  а  также служб социального такси.

В районах  и  городах  республики проводятся  акции, привлекающие внимание к проблемам пожилых людей,  инвалидов, семей с детьми и других  категорий  граждан,  нуждающихся  в социальной защите: месячники,  недели, дни милосердия, День Победы (9 мая), Международный день семьи (15 мая), Международный день защиты детей (1 июня),   Международный   день   пожилых  людей  (1 октября), Всероссийский  день  матери  (24 ноября), Международный   день инвалидов (3 декабря) с организацией   и   проведением благотворительных  вечеров  и  концертов,   выставок,   спортивных мероприятий, аукционов, средства от которых будут перечисляться на адресную  социальную   поддержку   населения,   а   также   встреч представителей администраций  районов  и  городов,  депутатов  с ветеранами войны, труда, инвалидами, многодетными семьями.

В таблице представлены данные по финансированию Программ социальной поддержки населения Республики Башкортостан на 2000 - 2002 года (в тыс. руб.).

                                                                                            Таблица 1

Финансирование основных мероприятий по социальной

поддержке населения Республики Башкортостан, т. руб.

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Всего по Республике

Башкортостан:

 

       4922197,8

 

       3981548,5

 

       4797609,6

 

Общая сумма расходов, предполагаемая в бюджете Республики Башкортостан, на 2003 г. (это и республиканский и местный бюджеты районов и городов) на реализацию Программы социальной поддержки – 5,6 млрд. руб. [40].

Однако запланированные значения отличаются от фактически выделенных средств на реализацию Программ социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Финансирование социальной помощи населению республики возрастает с каждым годом, это связанно с увеличения численности малоимущих граждан, увеличение расходов на покрытие разницы между тарифами и фактическими расходами: на транспорт, жилищно-коммунальные услуги, повышением расходов на детей-сирот, подростков и студентов, увеличение расходов на дотации и тому подобное.

Особое место в социальной защите в РБ уделяется инвалидам.

Инвалид – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливаются I, II или III группы инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются законодательством (см. Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 сентября 1997 года № 173 «О порядке признания граждан инвалидами и создании государственной службы медико-социальной экспертизы Республики Башкортостан»)[8].

Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности инвалидам гарантируется социальная поддержка, социальная помощь или социальное обеспечение. Социальная поддержка в системе социальной зашиты инвалидов включает меры, направленные на создание условий самостоятельного преодоления ограничений жизнедеятельности. Социальная помощь в системе социальной защиты инвалидов включает адекватные потребности инвалида меры, позволяющие при условии их предоставления самостоятельно осуществлять свою жизнедеятельность. Социальное обеспечение в системе социальной зашиты инвалидов включает меры материального обеспечения и социального обслуживания лиц не способных по состоянию здоровья обеспечить свою жизнедеятельность.

Реабилитация инвалидов – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Целями реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Реабилитация инвалидов включает в себя:

         1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии и протезирования;

         2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;

         3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

В РБ происходят перемены в улучшении социальной сферы. Министерство труда и социальной защиты населения активно работает в этом направлении.

Общие требования к деятельности учреждений, предоставляющих социальные услуги, отражены в типовом уставе государственной (муниципальной) организации социального обслуживания, утвержденном постановлением коллегии Министерства от 26 марта 1998 года, в соответствии с которым разработаны и утверждены уставы государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания.

Нормативы обеспеченности населения объектами социальной сферы закреплены постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 14 декабря 2000 года № 347 «О совершенствовании системы планирования государственных капитальных вложений в строительство объектов социальной сферы».

Во исполнение Закона Республики Башкортостан «О минимальных социальных нормативах Республики Башкортостан» постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 декабря 2000 года № 368 утвержден Порядок разработки и использования минимальных социальных нормативов.

Кризис российского общества, в котором все больше нарастают сомнения относительно нормального функционирования общественных институтов в условиях переходной, «больной» экономики, чрезмерно ориентированной на получение прибыли для отдельных личностей или компаний, заставляет государство пересмотреть свои подходы к добровольным гражданским организациям – неправительственным организациям, определить их место и роль в социуме.

Новым вектором социальной политики, имеющим фундаментальный характер, должен стать принцип социального диалога и социального партнерства с неправительственными организациями [85; c.6].

В Республике Башкортостан приняты следующие нормативно-правовые акты, на основе которых строится политика государственных органов по отношению к неправительственным организациям, в том числе и социальной сферы:

Закон Республики Башкортостан от 4 июня 1999 г. «О территориальном общественном самоуправлении в Республике Башкортостан» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 25 июля 2001 г. № 229-з «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан «О территориальном общественном самоуправлении в Республике Башкортостан»);

Закон Республики Башкортостан от 6 марта 2001 г. № 189-з «Об обеспечении свободы деятельности общественных объединений в Республике Башкортостан»;

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 21 июня 2000 года № 173 «Об утверждении Правил государственной регистрации общественных объединений в Республике Башкортостан»;

Постановление Законодательной палаты Государственного собрания Республики Башкортостан от 13 июля 1995 года № ЗП-103 «Об оказании финансовой помощи благотворительным фондам, общественным организациям и предприятиям, находящимся на частичном бюджетном финансировании»;

Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 октября 2000 г. № 1099-р «О совете по взаимодействию с республиканскими общественными объединениями»;

Решение Координационного совета по вопросу о государственной поддержке предприятий ВОИ в Республике Башкортостан от 19 декабря 2000 г. № 2 «О государственной поддержке предприятий общественных организаций инвалидов в Республике Башкортостан».

В республике зарегистрировано 462 республиканских общественные объединения, 560 религиозных организаций. Свыше 10 % из них оказывают социальные услуги.

В Республике Башкортостан сложилась практика проведения совместных мероприятий органов социальной защиты населения и неправительственных общественных организаций, юридических и физических лиц в различных формах: поддержке менее благополучных слоев населения, оказании услуг и др.

Функция непосредственного осуществления социального диалога с общественными территориальными объединениями возложена на администрации районов и городов.

Расширению рынка предоставляемых социальных услуг населению способствует практика оказания шефской помощи. Предприятиями районов и городов пенсионерам и инвалидам, работавшим там ранее, оказывается социальная помощь в виде заготовки на зиму кормов, доставки топлива, вспашки огородов и уборки урожая, ремонта жилья и др. По данным администраций районов и городов в 2001 г. такую шефскую помощь получили более 227 тысяч нуждающихся граждан.

В ряде районов и городов республики также оказывается шефская помощь одиноким престарелым и инвалидам школьниками в традициях тимуровских команд: школьники закрепляются практически за всеми ветеранами, вдовами погибших, умерших участников Великой Отечественной войны, одинокими престарелыми гражданами и инвалидами и оказывают, как правило, помощь в решении бытовых вопросов.

В республике наряду с государственным финансированием учреждений социального обслуживания населения используются и благотворительные средства, направляемые на социальные нужды.

Так, в 2000 г. в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10 февраля 2000 г. № 102-р органами социальной защиты проводилась работа по оказанию гуманитарной помощи слабозащищенным категориям населения, поступившей из США в виде продуктов переработки зерна в объеме 2042,6 тонн муки и 30,86 тонн крупы манной.

В 2001 г. проведена аналогичная работа по оказанию гуманитарной помощи малоимущим гражданам согласно предложения Межрегиональной Благотворительной Общественной организации «Организация Помощи и Утешения». Общий объем помощи, поступившей в Республику Башкортостан – 800 тонн, из них 380,7 тонн – для малоимущих граждан и 57,8 тонн для республиканских стационарных и муниципальных нестационарных учреждений, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Большая работа в осуществлении указанных мероприятий проводится в районах и городах совместно с Республиканским комитетом Общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Названной организацией через управления социальной защиты районов и городов осуществляется выдача малоимущему населению продуктовых посылок, предметов первой необходимости, медикаментов, перевязочных материалов.

В течение 2001 г. специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, была оказана спонсорская помощь в виде промышленных и продовольственных товаров, бытовой и оргтехники. Оказанная помощь осуществлялась не на договорной основе и носила разовый характер. В основном, спонсорами являлись частные предприниматели, различные организации (банки, лесхозы, дорожные управления и т.д.), частные лица, церкви и мечети.

Например, Зианчуринскому приюту для детей и подростков общественным фондом «Толпар» г. Салавата были выделены денежные средства в размере 10 тыс. руб., Кугарчинским социальным приютом на средства Юмагузинского водохранилища было закуплено кухонное оборудование на сумму 30 тыс. руб. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Стерлитамака активно сотрудничает со 170 учреждениями, организациями и предприятиями, в их числе и общественные организации «Пионеры Башкортостана» и «Возрождение».

В 45 районах и городах республики социальная поддержка населения осуществляется в виде раздачи малоимущим гражданам вещей, бывших в употреблении, из так называемых Банков вещей, формируемых из вещей, сданных частными лицами, предприятиями и организациями различных форм собственности.

В районах и городах ведется работа по оказанию социальной помощи малоимущим гражданам за счет благотворительных средств, а также средств общественных и религиозных объединений. Сложилась практика перечислений части заработной платы работников предприятий, учреждений, организаций республики в детские дома, приюты, а также добровольные пожертвования граждан на социальные нужды.

В 2001 г. благодаря поступившим на социальные нужды благотворительным средствам, получили помощь свыше 2 тыс. человек, нуждающихся в помощи; средствами общественных объединений республики была оказана помощь более 3,6 тыс. гражданам, религиозные объединения оказали помощь свыше 7 тыс. нуждающимся гражданам.

Указанные средства направлялись для помощи малообеспеченным слоям населения на приобретение предметов первой необходимости, продуктов питания, оказание помощи в ремонте жилья, приобретении скота, кормов для скота, оказание материальной помощи и др.

В тесном сотрудничестве, с государственными органами, администрациями районов и городов, органами социальной защиты населения работают республиканские общественные организации Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, осуществляя социально реабилитационную деятельность в области обучения, трудоустройства инвалидов, организации спортивной, культурно-массовой работы, развитию туризма и др. При финансовой, организационной, технической поддержке администраций районов и городов в республике проводятся спартакиады, спортивные соревнования, зональные и республиканские творческие конкурсы, организуемые названными республиканскими организациями.

В республике с апреля 1987 г. действует Союз женщин Республики Башкортостан. Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан утверждена Республиканская целевая программа «Женщины Башкортостана».

Решение проблем в области социальной защиты ветеранов и граждан, пострадавших от воздействия радиации, осуществляется в тесном сотрудничестве органов социальной защиты Башкирским республиканским советом ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Республиканским комитетом ветеранов войны и  военной  службы. Башкирской республиканской организацией Всероссийского общества инвалидов, общественным объединением «Союз-Чернобыль», республиканской организацией Общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» России, региональным  комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации в Республике Башкортостан и соответствующими организациями в районах и городах.

Названные организации принимают активное участие в подготовке предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам социальной защиты соответствующих категорий граждан, ведут разъяснительную работу и содействуют предоставлению льгот и выплате компенсаций, предусмотренных законодательством для данных категорий граждан.

В целях развития активности граждан и некоммерческих общественных объединений в городе Уфе действует автономная некоммерческая организация «Центр поддержки общественных инициатив». В тесном сотрудничестве с органами социальной защиты населения г. Уфы создается кризисный центр «Биришма» для женщин, пострадавших от насилия в семье, одним из звеньев которого является телефон доверия.

Учитывая важность и необходимость активного участия общественных объединений и неправительственных организаций в процессах формирования и реализации государственной политики в области решения социальных проблем, считаем необходимым и далее развивать социальное партнерство неправительственных организаций и государственных структур.

системы социальной защиты населения РБ

Социальная политика в республике ориентирована на поддержку эффективного, производительного труда как основы материального благополучия граждан.

 Для смягчения негативных последствий снижения уровня жизни наименее защищенных категорий населения, обеспечения социально-психологической адаптации людей к изменившимся экономическим условиям посредством оказания им социальной помощи в различных формах, реализации мер, исключающих дальнейшее ухудшение уровня жизни, в том числе создания необходимых условий и предоставления возможностей для реализации собственного потенциала человека, ежегодно принимается Программа  социальной поддержки населения Республики Башкортостан.

 Первая Программа была разработана в 1991 г. рабочей группой Совета Министров под руководством Р.Ф.Гатауллина. В качестве конечных результатов реализации Программы было обозначено улучшение материального положения граждан с учетом демографической и социально-экономической ситуации; предоставление в необходимом объеме социальной помощи и услуг нуждающимся гражданам, совершенствование механизма предоставления социальной помощи.

В дальнейшем с каждым годом объемы финансирования Программы увеличиваются, повышается их эффективность.

Меры, предусмотренные названными программами были  направлены на оказание адресной социальной поддержки гражданам, нуждающимся в социальной защите, которые в силу своих индивидуальных особенностей (возраст, состояние здоровья) или других объективных причин (размер среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума, экстремальная ситуация, отсутствие работы  и т.п.) оказываются в гораздо более трудном по сравнению с остальными гражданами положении и не имеют возможности улучшить его собственными силами.

Социальная защита нетрудоспособного и неимущего населения осуществляется по двум основным направлениям: социальное обеспечение (в том числе социальное обслуживание) и социальная помощь.

Социальное обеспечение предусматривает  дополнительное пенсионное  обеспечение,  систему  социальных   выплат,   пособий, компенсаций, предоставление льгот и социальных услуг.

Социальные выплаты, пособия, компенсации, льготы направляются на:

а) усиление социальной помощи  детям,  нуждающимся  в  особой государственной  поддержке,  в  соответствии  с Законом Республики Башкортостан «О  государственной  поддержке  многодетных  семей  в Республике    Башкортостан»,    Указом    Президента    Республики Башкортостан от 20 сентября 2000 года № УП-575  «О  дополнительных мерах  государственной  поддержки  отдельных категорий многодетных семей»;

б) социальную  защиту  ветеранов  в  соответствии  с  Законом Республики Башкортостан «О ветеранах войны,  труда  и  Вооруженных Сил»;

 в) обеспечение   приемлемого   уровня   жизни   инвалидов   в соответствии с   Законом  Республики  Башкортостан  «О  социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан».

 Социальное обслуживание граждан осуществляется в соответствии с Законом РБ от 7 июля 1997 года № 105-з «О социальном обслуживании населения в РБ», постановлениями Кабинета Министров Республики Башкортостан от 17 марта 1998 года № 43 «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О социальном обслуживании населения Республики Башкортостан» и от 11 сентября 1997 года № 177 «О предоставлении платных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Республики Башкортостан»[26].

Социальное обслуживание граждан включает:

 – социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

– полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

– стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания независимо от их ведомственной подчиненности;

– срочное социальное обслуживание;

– социально-консультативную помощь;

– оказание материальной помощи;

– выплату социального пособия;

– предоставление временного приюта;

– реабилитационные услуги.

Социальное обслуживание по желанию граждан может осуществляться на постоянной или временной основе.

Продолжается работа по созданию педиатрической службы медико-социальной экспертизы и принятию на освидетельствование детей до 18 лет для получения статуса «ребенок-инвалид», совершенствованию работы по реализации социальной защиты детей-инвалидов, расширению Республиканского реабилитационного центра с открытием отделения социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями, внедрению новых технологий медико-социальной и психолого-социальной реабилитации детей инвалидов.

С целью профилактики правонарушений среди молодежи продолжается работа по укреплению материально-технической базы муниципальных и студенческих клубов. При этом предусматривается активное участие молодежи в самодеятельном творчестве, досуговых занятиях. Для оказания социально-психологической помощи и услуг молодым гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, предусматривается продолжить укрепление сети социально-психологических центров и служб.

Важнейшим направлением в социальной политике республики является социальная помощь гражданам, которые не могут самостоятельно обеспечивать себе приемлемый уровень жизни.

Реализация мер по оказанию социальной помощи населению в республике осуществляется по следующим направлениям:

– социальная помощь молодежи и студентам;

– социальная помощь малоимущим гражданам;

– социальная помощь семьям с детьми.

В числе приоритетных направлений социальной поддержки населения республики сохраняется социальная помощь семьям с детьми.

При этом предусматривается проведение мероприятий, направленных на реализацию основных положений государственной политики в отношении детей и семей с детьми.

Во исполнение    Закона    Республики     Башкортостан     «О государственной   поддержке   многодетных   семей   в   Республике Башкортостан» и Указа Президента  Республики  Башкортостан  от  20 сентября    2000   года   №   УП-575   «О   дополнительных   мерах государственной поддержки отдельных категорий  многодетных  семей» будут осуществляться:

предоставление многодетным  малоимущим  семьям  30-процентной скидки в оплате коммунальных услуг (водоснабжение,  водоотведение, теплоснабжение,     горячее     водоснабжение,      газоснабжение, электроснабжение,  вывоз  бытовых отходов,  обслуживание лифтового хозяйства) в пределах нормативов потребления  и  оплате  стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи  населению, проживающему в домах без центрального отопления;

предоставление бесплатных лекарств, приобретаемых по рецептам врачей,  согласно  Перечню   лекарственных   средств   и   изделий медицинского   назначения,   разрешенных  к  отпуску  на  льготных основаниях,   утвержденному   Кабинетом    Министров    Республики Башкортостан,  для  детей  в возрасте до 6 лет и права на льготный проезд на внутригородском транспорте (кроме  такси),  в  автобусах пригородных     и     внутрирайонных     линий     для    учащихся общеобразовательных школ;

выплата ежемесячного пособия отдельным категориям многодетных семей,  имеющих четырех детей, – в размере одной  тысячи  рублей; имеющих  пять  и  более  детей  –  в  размере одной тысячи пятисот рублей;

дополнительные льготы   для  семей,  проживающих  в  сельской  местности:

выплата ежемесячного   пособия   при   рождении   ребенка  до исполнения ему возраста одного года  в  размере  115  рублей,  при рождении    ребенка    в   семьях,   имеющих   четырех   и   более несовершеннолетних детей, – в размере 230 рублей;

освобождение многодетных   семей,  имеющих  четырех  и  более несовершеннолетних  детей,  от   платы   за   жилье   (техническое обслуживание)  в  пределах  социальных  норм  и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение,   газоснабжение,  электроснабжение,  вывоз  бытовых отходов,  обслуживание лифтового хозяйства) в пределах  нормативов потребления  и  от  оплаты  стоимости  топлива,  приобретаемого  в пределах норм,  установленных для населения,  проживающего в дома без центрального отопления.

Кроме того,    в     соответствии     с     законодательством предусматривается:

выплата пособия   в   размере   115    рублей    неработающим трудоспособным лицам,  осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет,  получающим компенсационную выплату к пенсии по уходу за нетрудоспособными гражданами;

бесплатное обеспечение детей первого - второго года жизни  из малоимущих семей продуктами детского питания;

отдых и оздоровление детей в рамках  Республиканской  целевой программы  «Организация  досуга,  отдыха  и оздоровления детей» на 1999-2005 годы.

Мероприятия по  оказанию   социальной   помощи   молодежи   и студентам предусматривают:

компенсацию удорожания  питания   студентам   республиканских учреждений среднего и высшего профессионального образования;

выплату дополнительного специального  социального  пособия  в размере   115   рублей   семьям   студентов   высших   и   средних профессиональных учебных заведений очной формы  обучения,  имеющим детей,  в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 22 января 1998 года № УП-26 «О проведении Года семьи,  усилении  защиты материнства и детства в Республике Башкортостан»;

организацию диетического  питания  для   хронически   больных  студентов;

предоставление льгот по  проезду  на  всех  видах  транспорта (кроме  такси  и воздушных видов транспорта) в пределах Республики Башкортостан два раза в год от места учебы и обратно  студентам  и учащимся    республиканских    учреждений   среднего   и   высшего профессионального образования;

предоставление льгот   по  проезду  на  городском  транспорте (кроме такси) студентам-сиротам;

организацию летнего оздоровительного отдыха студентов.

В качестве  критериев  оказания  адресной  социальной  помощи  используются два основных условия:

сложившиеся размеры   среднедушевого  дохода  семьи  (одиноко проживающего гражданина) ниже величины прожиточного минимума;

принадлежность гражданина к определенной социальной категории населения.

К малоимущим  категориям граждан,  имеющим право на получение социального пособия, относятся:

инвалиды и дети-инвалиды;

неработающие пенсионеры   (одинокие   пенсионеры,    одинокие супружеские пары,  не имеющие близких родственников,  обязанных по закону их содержать);

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

беременные женщины с 20 недель беременности;

неработающие трудоспособные   лица,  осуществляющие  уход  за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, за инвалидом 1 группы;

дети из многодетных семей;

дети из неполных семей;

студенты государственных высших и средних специальных учебных заведений очной формы обучения;

несовершеннолетние, освобожденные из мест лишения свободы.

Социальное пособие не облагается  налогом,  не  включается  в средний  заработок для исчисления отпускных,  алиментов,  пенсий и предоставления  компенсаций   (субсидий)   на   оплату   жилья   и коммунальных услуг.

Социальное пособие выплачивается  в  денежной  и  натуральной форме, в виде оплаты предоставленных услуг.

Выплата социальных   пособий   малоимущим    гражданам    при необходимости  производится  социальными  чеками  в  счет платы за товары  народного  потребления,  жилищно-коммунальные  услуги, сетевой  и сжиженный газ,  электроэнергию и теплоэнергию,  а также путем использования других неденежных форм выплаты.

С учетом  финансового положения семей комиссиям по социальной защите населения администраций районов и  городов  предоставляется право   определять  конкретную  форму  предоставления  социального пособия малоимущим гражданам: денежную или натуральную.

Предоставление социального   пособия   в  денежном  выражении осуществляется  через  филиалы  Башкирского  отделения  Уральского банка   Сбербанка   России,   сельские  советы,  кассы  управлений социальной защиты населения,  почтовыми переводами через отделения связи.

Предоставление социального пособия  в  натуральном  выражении осуществляется  в  размере  не более начисленной суммы социального пособия в виде:

продовольственных и  (или) непродовольственных товаров первой необходимости, выдаваемых предприятиями торговли;

оплаты жилищно-коммунальных услуг,  сетевого и сжиженного газа, электроэнергии и теплоэнергии;

талонов на  организацию малого подворья – приобретение птицы молодняка сельскохозяйственных животных,  крупного рогатого скота комбикормов  и  т.п.  через организации,  занимающиеся реализацией сельскохозяйственной продукции;

талонов на  обеспечение  горячим  питанием  через предприятия общественного питания (социальные столовые), определенные для этих целей администрациями районов и городов.

В исключительных случаях,  в соответствии с решением комиссии по социальной защите населения администрации района,  города,  при оказании адресной социальной помощи на организацию малого подворья социальное  пособие может предоставляться в размере,  рассчитанном на текущий квартал;  многодетным  семьям,  имеющим  пять  и  более несовершеннолетних детей, - рассчитанном на текущий год.

В 2003  году   будет   продолжена   работа    по    оказанию единовременной   материальной   помощи,  а  также  по  организации благотворительного  питания   для   нуждающихся   семей   (одиноко проживающих  граждан).  При  этом  в  части  оказания материальной помощи   предусматривается   разработать   порядок   разграничения полномочий между администрациями районов и городов и Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Кроме того,  будет  оказываться  социальная помощь малоимущим гражданам за счет средств бюджетов районов  и  городов  Республики Башкортостан,   привлечения   средств   предприятий,   хозяйств  и организаций,  благотворительных фондов,  благотворительных взносов граждан   в  денежной  или  натуральной  форме  (горячее  питание, продукты,  одежда,  сено,  фураж для хозяйства, организация малого подворья),  содействие  в  ремонте  жилых  помещений,  помощь  при заготовке на зиму овощей и топлива бесплатно или по  более  низким ценам для нетрудоспособных малообеспеченных граждан,  материальная помощь на газификацию жилья инвалидам Великой Отечественной войны, будет  осуществляться  льготное  торговое  и  бытовое обслуживание малоимущих   слоев   населения,   выдача   напрокат   пенсионерам, инвалидам,  малоимущим  семьям предметов длительного пользования и предметов домашнего обихода.

Работа в  части оказания социально приоритетных видов бытовых  услуг  для  малоимущих  слоев  населения  будет  осуществляться  в  соответствии   с   постановлением  Кабинета  Министров  Республики Башкортостан от 17 марта 1997 года № 50 «О муниципальном заказе на социально приоритетные виды бытовых услуг».

Предусматривается организация    социальных    столовых     с бесплатным  питанием  на  базе предприятий общественного питания  муниципальных   центров   социального   обслуживания    населения, реализация комплекса мер по созданию запаса (банка) вещей, который формируется  из  ассортимента  гуманитарной  и   благотворительной помощи,  частных  пожертвований,  некондиционной продукции местных предприятий для последующей выдачи малоимущим гражданам,  а  также служб социального такси.

В районах  и  городах  республики проводятся  акции, привлекающие внимание к проблемам пожилых людей,  инвалидов, семей с детьми и других  категорий  граждан,  нуждающихся  в социальной защите: месячники,  недели, дни милосердия, День Победы (9 мая), Международный день семьи (15 мая), Международный день защиты детей (1 июня),   Международный   день   пожилых  людей  (1 октября), Всероссийский  день  матери  (24 ноября), Международный   день инвалидов (3 декабря) с организацией   и   проведением благотворительных  вечеров  и  концертов,   выставок,   спортивных мероприятий, аукционов, средства от которых будут перечисляться на адресную  социальную   поддержку   населения,   а   также   встреч представителей администраций  районов  и  городов,  депутатов  с ветеранами войны, труда, инвалидами, многодетными семьями.

В таблице представлены данные по финансированию Программ социальной поддержки населения Республики Башкортостан на 2000 - 2002 года (в тыс. руб.).

                                                                                            Таблица 1

Финансирование основных мероприятий по социальной

поддержке населения Республики Башкортостан, т. руб.

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Всего по Республике

Башкортостан:

 

       4922197,8

 

       3981548,5

 

       4797609,6

 

Общая сумма расходов, предполагаемая в бюджете Республики Башкортостан, на 2003 г. (это и республиканский и местный бюджеты районов и городов) на реализацию Программы социальной поддержки – 5,6 млрд. руб. [40].

Однако запланированные значения отличаются от фактически выделенных средств на реализацию Программ социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Финансирование социальной помощи населению республики возрастает с каждым годом, это связанно с увеличения численности малоимущих граждан, увеличение расходов на покрытие разницы между тарифами и фактическими расходами: на транспорт, жилищно-коммунальные услуги, повышением расходов на детей-сирот, подростков и студентов, увеличение расходов на дотации и тому подобное.

Особое место в социальной защите в РБ уделяется инвалидам.

Инвалид – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливаются I, II или III группы инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются законодательством (см. Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 сентября 1997 года № 173 «О порядке признания граждан инвалидами и создании государственной службы медико-социальной экспертизы Республики Башкортостан»)[8].

Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности инвалидам гарантируется социальная поддержка, социальная помощь или социальное обеспечение. Социальная поддержка в системе социальной зашиты инвалидов включает меры, направленные на создание условий самостоятельного преодоления ограничений жизнедеятельности. Социальная помощь в системе социальной защиты инвалидов включает адекватные потребности инвалида меры, позволяющие при условии их предоставления самостоятельно осуществлять свою жизнедеятельность. Социальное обеспечение в системе социальной зашиты инвалидов включает меры материального обеспечения и социального обслуживания лиц не способных по состоянию здоровья обеспечить свою жизнедеятельность.

Реабилитация инвалидов – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Целями реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Реабилитация инвалидов включает в себя:

         1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии и протезирования;

         2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;

         3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

В РБ происходят перемены в улучшении социальной сферы. Министерство труда и социальной защиты населения активно работает в этом направлении.

Общие требования к деятельности учреждений, предоставляющих социальные услуги, отражены в типовом уставе государственной (муниципальной) организации социального обслуживания, утвержденном постановлением коллегии Министерства от 26 марта 1998 года, в соответствии с которым разработаны и утверждены уставы государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания.

Нормативы обеспеченности населения объектами социальной сферы закреплены постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 14 декабря 2000 года № 347 «О совершенствовании системы планирования государственных капитальных вложений в строительство объектов социальной сферы».

Во исполнение Закона Республики Башкортостан «О минимальных социальных нормативах Республики Башкортостан» постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 декабря 2000 года № 368 утвержден Порядок разработки и использования минимальных социальных нормативов.

Кризис российского общества, в котором все больше нарастают сомнения относительно нормального функционирования общественных институтов в условиях переходной, «больной» экономики, чрезмерно ориентированной на получение прибыли для отдельных личностей или компаний, заставляет государство пересмотреть свои подходы к добровольным гражданским организациям – неправительственным организациям, определить их место и роль в социуме.

Новым вектором социальной политики, имеющим фундаментальный характер, должен стать принцип социального диалога и социального партнерства с неправительственными организациями [85; c.6].

В Республике Башкортостан приняты следующие нормативно-правовые акты, на основе которых строится политика государственных органов по отношению к неправительственным организациям, в том числе и социальной сферы:

Закон Республики Башкортостан от 4 июня 1999 г. «О территориальном общественном самоуправлении в Республике Башкортостан» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 25 июля 2001 г. № 229-з «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан «О территориальном общественном самоуправлении в Республике Башкортостан»);

Закон Республики Башкортостан от 6 марта 2001 г. № 189-з «Об обеспечении свободы деятельности общественных объединений в Республике Башкортостан»;

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 21 июня 2000 года № 173 «Об утверждении Правил государственной регистрации общественных объединений в Республике Башкортостан»;

Постановление Законодательной палаты Государственного собрания Республики Башкортостан от 13 июля 1995 года № ЗП-103 «Об оказании финансовой помощи благотворительным фондам, общественным организациям и предприятиям, находящимся на частичном бюджетном финансировании»;

Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 октября 2000 г. № 1099-р «О совете по взаимодействию с республиканскими общественными объединениями»;

Решение Координационного совета по вопросу о государственной поддержке предприятий ВОИ в Республике Башкортостан от 19 декабря 2000 г. № 2 «О государственной поддержке предприятий общественных организаций инвалидов в Республике Башкортостан».

В республике зарегистрировано 462 республиканских общественные объединения, 560 религиозных организаций. Свыше 10 % из них оказывают социальные услуги.

В Республике Башкортостан сложилась практика проведения совместных мероприятий органов социальной защиты населения и неправительственных общественных организаций, юридических и физических лиц в различных формах: поддержке менее благополучных слоев населения, оказании услуг и др.

Функция непосредственного осуществления социального диалога с общественными территориальными объединениями возложена на администрации районов и городов.

Расширению рынка предоставляемых социальных услуг населению способствует практика оказания шефской помощи. Предприятиями районов и городов пенсионерам и инвалидам, работавшим там ранее, оказывается социальная помощь в виде заготовки на зиму кормов, доставки топлива, вспашки огородов и уборки урожая, ремонта жилья и др. По данным администраций районов и городов в 2001 г. такую шефскую помощь получили более 227 тысяч нуждающихся граждан.

В ряде районов и городов республики также оказывается шефская помощь одиноким престарелым и инвалидам школьниками в традициях тимуровских команд: школьники закрепляются практически за всеми ветеранами, вдовами погибших, умерших участников Великой Отечественной войны, одинокими престарелыми гражданами и инвалидами и оказывают, как правило, помощь в решении бытовых вопросов.

В республике наряду с государственным финансированием учреждений социального обслуживания населения используются и благотворительные средства, направляемые на социальные нужды.

Так, в 2000 г. в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10 февраля 2000 г. № 102-р органами социальной защиты проводилась работа по оказанию гуманитарной помощи слабозащищенным категориям населения, поступившей из США в виде продуктов переработки зерна в объеме 2042,6 тонн муки и 30,86 тонн крупы манной.

В 2001 г. проведена аналогичная работа по оказанию гуманитарной помощи малоимущим гражданам согласно предложения Межрегиональной Благотворительной Общественной организации «Организация Помощи и Утешения». Общий объем помощи, поступившей в Республику Башкортостан – 800 тонн, из них 380,7 тонн – для малоимущих граждан и 57,8 тонн для республиканских стационарных и муниципальных нестационарных учреждений, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Большая работа в осуществлении указанных мероприятий проводится в районах и городах совместно с Республиканским комитетом Общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Названной организацией через управления социальной защиты районов и городов осуществляется выдача малоимущему населению продуктовых посылок, предметов первой необходимости, медикаментов, перевязочных материалов.

В течение 2001 г. специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, была оказана спонсорская помощь в виде промышленных и продовольственных товаров, бытовой и оргтехники. Оказанная помощь осуществлялась не на договорной основе и носила разовый характер. В основном, спонсорами являлись частные предприниматели, различные организации (банки, лесхозы, дорожные управления и т.д.), частные лица, церкви и мечети.

Например, Зианчуринскому приюту для детей и подростков общественным фондом «Толпар» г. Салавата были выделены денежные средства в размере 10 тыс. руб., Кугарчинским социальным приютом на средства Юмагузинского водохранилища было закуплено кухонное оборудование на сумму 30 тыс. руб. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Стерлитамака активно сотрудничает со 170 учреждениями, организациями и предприятиями, в их числе и общественные организации «Пионеры Башкортостана» и «Возрождение».

В 45 районах и городах республики социальная поддержка населения осуществляется в виде раздачи малоимущим гражданам вещей, бывших в употреблении, из так называемых Банков вещей, формируемых из вещей, сданных частными лицами, предприятиями и организациями различных форм собственности.

В районах и городах ведется работа по оказанию социальной помощи малоимущим гражданам за счет благотворительных средств, а также средств общественных и религиозных объединений. Сложилась практика перечислений части заработной платы работников предприятий, учреждений, организаций республики в детские дома, приюты, а также добровольные пожертвования граждан на социальные нужды.

В 2001 г. благодаря поступившим на социальные нужды благотворительным средствам, получили помощь свыше 2 тыс. человек, нуждающихся в помощи; средствами общественных объединений республики была оказана помощь более 3,6 тыс. гражданам, религиозные объединения оказали помощь свыше 7 тыс. нуждающимся гражданам.

Указанные средства направлялись для помощи малообеспеченным слоям населения на приобретение предметов первой необходимости, продуктов питания, оказание помощи в ремонте жилья, приобретении скота, кормов для скота, оказание материальной помощи и др.

В тесном сотрудничестве, с государственными органами, администрациями районов и городов, органами социальной защиты населения работают республиканские общественные организации Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, осуществляя социально реабилитационную деятельность в области обучения, трудоустройства инвалидов, организации спортивной, культурно-массовой работы, развитию туризма и др. При финансовой, организационной, технической поддержке администраций районов и городов в республике проводятся спартакиады, спортивные соревнования, зональные и республиканские творческие конкурсы, организуемые названными республиканскими организациями.

В республике с апреля 1987 г. действует Союз женщин Республики Башкортостан. Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан утверждена Республиканская целевая программа «Женщины Башкортостана».

Решение проблем в области социальной защиты ветеранов и граждан, пострадавших от воздействия радиации, осуществляется в тесном сотрудничестве органов социальной защиты Башкирским республиканским советом ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Республиканским комитетом ветеранов войны и  военной  службы. Башкирской республиканской организацией Всероссийского общества инвалидов, общественным объединением «Союз-Чернобыль», республиканской организацией Общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» России, региональным  комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации в Республике Башкортостан и соответствующими организациями в районах и городах.

Названные организации принимают активное участие в подготовке предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам социальной защиты соответствующих категорий граждан, ведут разъяснительную работу и содействуют предоставлению льгот и выплате компенсаций, предусмотренных законодательством для данных категорий граждан.

В целях развития активности граждан и некоммерческих общественных объединений в городе Уфе действует автономная некоммерческая организация «Центр поддержки общественных инициатив». В тесном сотрудничестве с органами социальной защиты населения г. Уфы создается кризисный центр «Биришма» для женщин, пострадавших от насилия в семье, одним из звеньев которого является телефон доверия.

Учитывая важность и необходимость активного участия общественных объединений и неправительственных организаций в процессах формирования и реализации государственной политики в области решения социальных проблем, считаем необходимым и далее развивать социальное партнерство неправительственных организаций и государственных структур.