1.3. Структура учреждений
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
На сегодняшний день оказание социальной защиты возложено на учреждения Министерства труда и социальной защиты населения РБ.
Министерство труда и социальной зашиты населения Республики Башкортостан (далее – Министерство) является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях Республики Башкортостан, печать с изображением Государственного герба Республики Башкортостан и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
Местонахождение (юридический адрес) Министерства – г. Уфа, улица Большая Гражданская, дом 24.
Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции единую государственную политику в области труда и социальной защиты населения на территории республики.
Министерство осуществляет свою деятельность на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов Республики Башкортостан, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Республики Башкортостан, а также в соответствии с настоящим Положением.
Основными задачами Министерства являются: осуществление мер по практической реализации основных направлений государственной политики в области труда и социальной защиты населения на территории республики, разработка предложений и реализация мероприятий по решению комплексных проблем социального развития, поддержанию уровня жизни и доходов населения, организации социального обслуживания населения, совершенствованию оплаты и организации труда, развитию социального партнерства, улучшению условий и охраны труда, соблюдение государственных гарантий, предусмотренных законодательством о труде и социальной защите населения.
Министерство в соответствии с законодательством и возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
1. В области комплексных проблем социального развития:
– проводит анализ и оценку положения, тенденций развития в сфере труда и социальной защиты населения, разрабатывает и вносит в вышестоящие органы предложения по основным направлениям государственной политики в указанных областях;
– представляет в Кабинет Министров Республики Башкортостан доклады о положении дел в области труда и социальной защиты населения и предложения по прогнозам социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
– проводит разработку и согласование с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти проектов программ направленных на обеспечение социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и иных социально незащищенных категорий населения, улучшение условий и охраны труда, организует выполнение указанных программ и контроль за целевым использованием средств, выделенных на их реализацию;
– осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности министерств, государственных комитетов, ведомств, администрацией районов и городов, организацией в области труда и социальной защиты населения;
– участвует в проведении мониторинга в сфере труда и социальной защиты населения;
2. В области поддержания уровня жизни и доходов, социальной защиты населения:
– вносит предложения в вышестоящие органы по усилению адресности при оказании социальной поддержки населению, участвует в работе по расчету и обоснованию потребительской корзины и величины прожиточного минимума;
– организует предоставление отдельных видов льгот определенным категориям граждан в соответствии с законодательством;
– осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, предоставлением льгот и компенсаций, установленных законодательством для отдельных категорий граждан;
– реализует меры по организации и развитию государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграции в общество;
– выполняет функции государственной службы по делам ветеранов;
– осуществляет организационно-методическое руководство работой по назначению и выплате пособий гражданам, имеющим детей;
– участвует совместно с заинтересованными органами в разработке мер по устранению детской безнадзорности;
– организует в соответствии с законодательством протезно-ортопедическую помощь населению;
– содействует развитию сети комплексных и специализированных государственных и муниципальных социальных служб, осуществляет координацию и методическое обеспечение их деятельности. Участвует совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти в разработке государственных стандартов в области социального обслуживания населения;
– участвует в разработке предложений по совершенствованию системы льгот и компенсаций, оказанию социальной помощи, предоставлению социальных услуг населению;
– осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью управлений социальной защиты населения администраций районов и городов;
– содействует развитию благотворительной помощи нетрудоспособным и малообеспеченным гражданам, а также малообеспеченным семьям;
3. В области оплаты и организации труда:
– осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий по оплате труда;
– разрабатывает совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан предложения по организации оплаты труда работников организаций и учреждений, финансируемых из республиканского и местных бюджетов;
– подготавливает предложения по повышению ставок и окладов работников бюджетной сферы и осуществляет контроль за применением Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы;
– разрабатывает предложения по установлению межотраслевых соотношений тарифных ставок (окладов) работников предприятий и организаций, не относящихся к бюджетной сфере;
– разрабатывает рекомендации и оказывает методическую помощь организациям по вопросам совершенствования оплаты, организации и нормирования труда;
4. В области социального партнерства в трудовых отношениях:
– участвует в работе Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в ведении переговоров, разработке и заключении соглашений между республиканскими органами исполнительной власти, соответствующими профсоюзами, иными представительными органами работников и объединениями работодателей, регистрирует двух - и трехсторонние отраслевые (тарифные) соглашения;
– организует проведение территориальными органами Министерства экспертизы и регистрации коллективных договоров, контроля за их выполнением;
– выполняет функции службы по урегулированию коллективных трудовых споров;
5. В области осуществления демографической политики в пределах своей компетенции совместно с республиканскими органами исполнительной власти, администрациями районов и городов принимает участие в разработке и реализации программ демографического развития;
6. В области улучшения условий и охраны труда:
– осуществляет в организациях, расположенных на территории республики, государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области условий и охраны труда, а также оказывает им организационно - методическую помощь в разработке и реализации мер по улучшению условий и охране труда;
– разрабатывает и осуществляет меры по предупреждению и снижению уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
– проводит государственную экспертизу условий труда;
– включающую контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
– выдает в установленном порядке организациям и лабораториям разрешения на выполнение работ по изучению условий труда на рабочих местах;
7. В области совершенствования законодательства и осуществления контроля за его соблюдением:
– разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Башкортостан проекты законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
– в пределах своей компетенции дает разъяснения по применению законодательных и иных нормативных правовых актов;
– осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, обобщает практику применения законодательства по вопросам, отнесенным к его ведению, анализирует причины нарушений законодательства и принимает меры по их устранению;
Министерство в соответствии с законодательством и возложенными на него задачами имеет право:
вносить в установленном порядке на рассмотрение вышестоящих органов государственной власти Республики Башкортостан предложения по развитию сферы труда и социальной защиты населения, а также проекты нормативных правовых актов по указанным вопросам;
издавать приказы и инструкции по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательные для исполнения республиканскими органами исполнительной власти, администрациями районов и городов, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы;
принимать в необходимых случаях совместные с другими республиканскими органами исполнительной власти решения;
вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия нормативных правовых актов и иных правовых актов республиканских министерств и ведомств, администраций районов и городов, коммерческих и некоммерческих организаций, противоречащих законодательству о труде, охране труда и социальной защите населения;
осуществлять в пределах своей компетенции государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
вносить в установленном законодательством порядке требования о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда;
предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде, о привлечении лиц, виновных в казанных нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
привлекать в установленном законодательством порядке руководителей и иных должностных лиц, не выполняющих требования законодательства о труде, к административной ответственности.
передавать в необходимых случаях материалы в соответствующие органы для рассмотрения вопроса о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
заслушивать отчеты руководителей организаций по вопросам, относящимся к его ведению;
разрабатывать организационно-методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к его компетенции;
запрашивать и получать в установленном порядке от республиканских органов исполнительной власти, администраций районов и городов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций;
использовать в установленном порядке финансовые и материально-технические ресурсы;
вносить предложения в Министерство труда и социального развития Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти, а также запрашивать нормативные и методические материалы.
Министерство наряду с выполнением перечисленных функций:
участвует в деятельности координационных и консультативных органов, образованных решениями органов государственной власти Республики Башкортостан;
осуществляет учет материальных и финансовых средств, находящихся в его распоряжении, а также внутриведомственный контроль за их использованием. Производит в установленном порядке финансирование деятельности подведомственных учреждений, а также республиканских программ и мероприятий по социальной защите населения;
рассматривает обращения и заявления граждан, ведет их прием и принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
дает заключения по проектам строительства новых и реконструкции действующих предприятий в части наличия и использования трудовых ресурсов, соответствия условий и охраны труда действующим нормативам. Участвует в формировании государственной политики в области градостроительства в целях обеспечения доступности для инвалидов и граждан пожилого возраста объектов социальной инфраструктуры;
осуществляет лицензирование деятельности по социальному обслуживанию населения, по содействию занятости населения, а также в области реабилитации инвалидов;
участвует в разработке и организует внедрение единых информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации по соответствующим направлениям деятельности Министерства;
организует выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с требованиями законодательства по этим вопросам;
проводит кадровую политику в системе органов труда и социальной защиты населения, организует переподготовку и повышение квалификации работников;
Финансирование расходов на содержание аппарата Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Башкортостан.
Министерству подведомственны Главное бюро медико-социальной экспертизы, стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания населения, государственное учреждение Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда.
Всего на 1 января 2003 г. в РБ функционируют 32 ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов, 16 реабилитационных центров для инвалидов, 243 отделения социальной помощи на дому, 27 специализированных учреждений для несовершеннолетних, 20 стационарных учреждений для инвалидов и граждан пожилого возраста, 2 дома ночного пребывания (в Калининском районе г. Уфы и в г. Салавате).
О структуре учреждений системы социальной защиты населения и закономерности их формирования дает представление анализ Номенклатуры учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, разработанную Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Министерства труда и социального развития РФ, которая рекомендована органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В ней даны следующие группы учреждений:
На сегодняшний день оказание социальной защиты возложено на учреждения Министерства труда и социальной защиты населения РБ.
Министерство труда и социальной зашиты населения Республики Башкортостан (далее – Министерство) является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях Республики Башкортостан, печать с изображением Государственного герба Республики Башкортостан и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
Местонахождение (юридический адрес) Министерства – г. Уфа, улица Большая Гражданская, дом 24.
Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции единую государственную политику в области труда и социальной защиты населения на территории республики.
Министерство осуществляет свою деятельность на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов Республики Башкортостан, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Республики Башкортостан, а также в соответствии с настоящим Положением.
Основными задачами Министерства являются: осуществление мер по практической реализации основных направлений государственной политики в области труда и социальной защиты населения на территории республики, разработка предложений и реализация мероприятий по решению комплексных проблем социального развития, поддержанию уровня жизни и доходов населения, организации социального обслуживания населения, совершенствованию оплаты и организации труда, развитию социального партнерства, улучшению условий и охраны труда, соблюдение государственных гарантий, предусмотренных законодательством о труде и социальной защите населения.
Министерство в соответствии с законодательством и возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
1. В области комплексных проблем социального развития:
– проводит анализ и оценку положения, тенденций развития в сфере труда и социальной защиты населения, разрабатывает и вносит в вышестоящие органы предложения по основным направлениям государственной политики в указанных областях;
– представляет в Кабинет Министров Республики Башкортостан доклады о положении дел в области труда и социальной защиты населения и предложения по прогнозам социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
– проводит разработку и согласование с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти проектов программ направленных на обеспечение социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и иных социально незащищенных категорий населения, улучшение условий и охраны труда, организует выполнение указанных программ и контроль за целевым использованием средств, выделенных на их реализацию;
– осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности министерств, государственных комитетов, ведомств, администрацией районов и городов, организацией в области труда и социальной защиты населения;
– участвует в проведении мониторинга в сфере труда и социальной защиты населения;
2. В области поддержания уровня жизни и доходов, социальной защиты населения:
– вносит предложения в вышестоящие органы по усилению адресности при оказании социальной поддержки населению, участвует в работе по расчету и обоснованию потребительской корзины и величины прожиточного минимума;
– организует предоставление отдельных видов льгот определенным категориям граждан в соответствии с законодательством;
– осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, предоставлением льгот и компенсаций, установленных законодательством для отдельных категорий граждан;
– реализует меры по организации и развитию государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграции в общество;
– выполняет функции государственной службы по делам ветеранов;
– осуществляет организационно-методическое руководство работой по назначению и выплате пособий гражданам, имеющим детей;
– участвует совместно с заинтересованными органами в разработке мер по устранению детской безнадзорности;
– организует в соответствии с законодательством протезно-ортопедическую помощь населению;
– содействует развитию сети комплексных и специализированных государственных и муниципальных социальных служб, осуществляет координацию и методическое обеспечение их деятельности. Участвует совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти в разработке государственных стандартов в области социального обслуживания населения;
– участвует в разработке предложений по совершенствованию системы льгот и компенсаций, оказанию социальной помощи, предоставлению социальных услуг населению;
– осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью управлений социальной защиты населения администраций районов и городов;
– содействует развитию благотворительной помощи нетрудоспособным и малообеспеченным гражданам, а также малообеспеченным семьям;
3. В области оплаты и организации труда:
– осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий по оплате труда;
– разрабатывает совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан предложения по организации оплаты труда работников организаций и учреждений, финансируемых из республиканского и местных бюджетов;
– подготавливает предложения по повышению ставок и окладов работников бюджетной сферы и осуществляет контроль за применением Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы;
– разрабатывает предложения по установлению межотраслевых соотношений тарифных ставок (окладов) работников предприятий и организаций, не относящихся к бюджетной сфере;
– разрабатывает рекомендации и оказывает методическую помощь организациям по вопросам совершенствования оплаты, организации и нормирования труда;
4. В области социального партнерства в трудовых отношениях:
– участвует в работе Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в ведении переговоров, разработке и заключении соглашений между республиканскими органами исполнительной власти, соответствующими профсоюзами, иными представительными органами работников и объединениями работодателей, регистрирует двух - и трехсторонние отраслевые (тарифные) соглашения;
– организует проведение территориальными органами Министерства экспертизы и регистрации коллективных договоров, контроля за их выполнением;
– выполняет функции службы по урегулированию коллективных трудовых споров;
5. В области осуществления демографической политики в пределах своей компетенции совместно с республиканскими органами исполнительной власти, администрациями районов и городов принимает участие в разработке и реализации программ демографического развития;
6. В области улучшения условий и охраны труда:
– осуществляет в организациях, расположенных на территории республики, государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области условий и охраны труда, а также оказывает им организационно - методическую помощь в разработке и реализации мер по улучшению условий и охране труда;
– разрабатывает и осуществляет меры по предупреждению и снижению уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
– проводит государственную экспертизу условий труда;
– включающую контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
– выдает в установленном порядке организациям и лабораториям разрешения на выполнение работ по изучению условий труда на рабочих местах;
7. В области совершенствования законодательства и осуществления контроля за его соблюдением:
– разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Башкортостан проекты законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
– в пределах своей компетенции дает разъяснения по применению законодательных и иных нормативных правовых актов;
– осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, обобщает практику применения законодательства по вопросам, отнесенным к его ведению, анализирует причины нарушений законодательства и принимает меры по их устранению;
Министерство в соответствии с законодательством и возложенными на него задачами имеет право:
вносить в установленном порядке на рассмотрение вышестоящих органов государственной власти Республики Башкортостан предложения по развитию сферы труда и социальной защиты населения, а также проекты нормативных правовых актов по указанным вопросам;
издавать приказы и инструкции по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательные для исполнения республиканскими органами исполнительной власти, администрациями районов и городов, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы;
принимать в необходимых случаях совместные с другими республиканскими органами исполнительной власти решения;
вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия нормативных правовых актов и иных правовых актов республиканских министерств и ведомств, администраций районов и городов, коммерческих и некоммерческих организаций, противоречащих законодательству о труде, охране труда и социальной защите населения;
осуществлять в пределах своей компетенции государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
вносить в установленном законодательством порядке требования о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда;
предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде, о привлечении лиц, виновных в казанных нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
привлекать в установленном законодательством порядке руководителей и иных должностных лиц, не выполняющих требования законодательства о труде, к административной ответственности.
передавать в необходимых случаях материалы в соответствующие органы для рассмотрения вопроса о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
заслушивать отчеты руководителей организаций по вопросам, относящимся к его ведению;
разрабатывать организационно-методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к его компетенции;
запрашивать и получать в установленном порядке от республиканских органов исполнительной власти, администраций районов и городов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций;
использовать в установленном порядке финансовые и материально-технические ресурсы;
вносить предложения в Министерство труда и социального развития Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти, а также запрашивать нормативные и методические материалы.
Министерство наряду с выполнением перечисленных функций:
участвует в деятельности координационных и консультативных органов, образованных решениями органов государственной власти Республики Башкортостан;
осуществляет учет материальных и финансовых средств, находящихся в его распоряжении, а также внутриведомственный контроль за их использованием. Производит в установленном порядке финансирование деятельности подведомственных учреждений, а также республиканских программ и мероприятий по социальной защите населения;
рассматривает обращения и заявления граждан, ведет их прием и принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
дает заключения по проектам строительства новых и реконструкции действующих предприятий в части наличия и использования трудовых ресурсов, соответствия условий и охраны труда действующим нормативам. Участвует в формировании государственной политики в области градостроительства в целях обеспечения доступности для инвалидов и граждан пожилого возраста объектов социальной инфраструктуры;
осуществляет лицензирование деятельности по социальному обслуживанию населения, по содействию занятости населения, а также в области реабилитации инвалидов;
участвует в разработке и организует внедрение единых информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации по соответствующим направлениям деятельности Министерства;
организует выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с требованиями законодательства по этим вопросам;
проводит кадровую политику в системе органов труда и социальной защиты населения, организует переподготовку и повышение квалификации работников;
Финансирование расходов на содержание аппарата Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Башкортостан.
Министерству подведомственны Главное бюро медико-социальной экспертизы, стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания населения, государственное учреждение Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда.
Всего на 1 января 2003 г. в РБ функционируют 32 ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов, 16 реабилитационных центров для инвалидов, 243 отделения социальной помощи на дому, 27 специализированных учреждений для несовершеннолетних, 20 стационарных учреждений для инвалидов и граждан пожилого возраста, 2 дома ночного пребывания (в Калининском районе г. Уфы и в г. Салавате).
О структуре учреждений системы социальной защиты населения и закономерности их формирования дает представление анализ Номенклатуры учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, разработанную Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Министерства труда и социального развития РФ, которая рекомендована органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В ней даны следующие группы учреждений: