1.3. Структура учреждений

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 

На сегодняшний день оказание социальной защиты возложено на учреждения Министерства труда и социальной защиты населения РБ.

Министерство  труда  и   социальной   зашиты   населения Республики    Башкортостан   (далее – Министерство)   является юридическим лицом, имеет самостоятельный  баланс,  расчетный  и  иные  счета  в  банковских учреждениях   Республики   Башкортостан,   печать  с  изображением Государственного  герба  Республики  Башкортостан и   со   своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.

Местонахождение (юридический адрес) Министерства – г.  Уфа, улица Большая Гражданская, дом 24.

Министерство является республиканским органом исполнительной  власти,  осуществляющим  в пределах  своей  компетенции  единую  государственную  политику  в области  труда  и  социальной  защиты  населения   на   территории республики.

Министерство осуществляет свою деятельность на основе  и во  исполнение   Конституции  Российской  Федерации,  Конституции Республики  Башкортостан,  федеральных  конституционных   законов, федеральных  законов,  законов Республики Башкортостан, указов и распоряжений   Президента Российской Федерации, указов и распоряжений  Президента Республики Башкортостан,  постановлений и распоряжений Правительства  Российской   Федерации   и   Кабинета Министров  Республики  Башкортостан,  а  также  в  соответствии  с настоящим Положением.

Основными задачами Министерства  являются:  осуществление мер    по    практической    реализации    основных направлений государственной политики в  области  труда  и  социальной  защиты населения  на  территории  республики,  разработка  предложений  и реализация мероприятий по решению комплексных проблем  социального развития,   поддержанию   уровня   жизни   и доходов населения, организации социального обслуживания населения,  совершенствованию оплаты  и  организации труда,  развитию  социального партнерства, улучшению  условий  и  охраны  труда,  соблюдение государственных гарантий, предусмотренных законодательством о труде и социальной защите населения.

Министерство в  соответствии с  законодательством    и возложенными  на  него  задачами  осуществляет  следующие основные функции:

  1. В области комплексных проблем социального развития:

– проводит анализ и оценку положения, тенденций развития в  сфере  труда  и  социальной  защиты населения,  разрабатывает и вносит в вышестоящие органы предложения по  основным  направлениям государственной политики в указанных областях;

– представляет   в    Кабинет    Министров    Республики Башкортостан  доклады о положении дел в области труда и социальной защиты  населения  и  предложения   по   прогнозам  социально-экономического развития  Республики Башкортостан на долгосрочную,  среднесрочную и краткосрочную перспективу;

– проводит разработку и согласование с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти проектов программ направленных  на обеспечение социальной поддержки граждан пожилого возраста,  инвалидов, семей с детьми и иных социально незащищенных категорий населения,  улучшение условий и охраны труда, организует выполнение указанных программ и контроль за целевым использованием средств, выделенных на их реализацию;

– осуществляет в пределах своей компетенции  координацию деятельности министерств,  государственных  комитетов,  ведомств, администрацией районов и городов, организацией в области труда и социальной защиты населения;

– участвует в проведении мониторинга  в  сфере  труда  и социальной защиты населения;

2. В области поддержания уровня жизни и доходов, социальной защиты населения:

– вносит предложения в вышестоящие  органы  по  усилению адресности при оказании социальной поддержки населению, участвует в работе  по  расчету  и  обоснованию  потребительской  корзины  и величины прожиточного минимума;

– организует  предоставление отдельных видов льгот определенным категориям граждан в соответствии с законодательством;

– осуществляет  в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных  гарантий, предоставлением   льгот и компенсаций, установленных законодательством   для   отдельных категорий граждан;

– реализует  меры  по организации и развитию государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также детей с   ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграции в общество;

– выполняет функции государственной  службы  по  делам ветеранов;

– осуществляет организационно-методическое руководство  работой по назначению и выплате пособий гражданам, имеющим детей;

– участвует  совместно  с  заинтересованными  органами в разработке мер по устранению детской безнадзорности;

– организует в соответствии с законодательством протезно-ортопедическую помощь населению;

– содействует     развитию     сети     комплексных    и специализированных государственных  и  муниципальных   социальных служб, осуществляет координацию и  методическое  обеспечение их деятельности.    Участвует    совместно    с     заинтересованными республиканскими   органами  исполнительной  власти  в  разработке государственных  стандартов  в  области  социального  обслуживания населения;

– участвует в  разработке предложений по совершенствованию системы льгот и компенсаций, оказанию социальной помощи, предоставлению социальных услуг населению;

– осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью управлений социальной  защиты  населения администраций районов и городов;

– содействует  развитию благотворительной помощи нетрудоспособным    и    малообеспеченным   гражданам,   а   также малообеспеченным семьям;

 3.  В области оплаты и организации труда:

–  осуществляет контроль за обеспечением  государственных гарантий по оплате труда;

– разрабатывает совместно с Министерством финансов Республики  Башкортостан  предложения  по организации оплаты труда работников организаций и учреждений,    финансируемых из республиканского и местных бюджетов;

– подготавливает  предложения  по  повышению  ставок   и окладов работников бюджетной сферы и осуществляет контроль за применением Единой  тарифной  сетки  по  оплате  труда  работников бюджетной сферы;

– разрабатывает предложения  по установлению межотраслевых соотношений  тарифных  ставок  (окладов) работников предприятий и организаций, не относящихся к бюджетной сфере;

– разрабатывает рекомендации и оказывает методическую помощь организациям по вопросам совершенствования   оплаты, организации и нормирования труда;

4.  В области социального партнерства в трудовых отношениях:

– участвует в работе Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,  а также в ведении переговоров,  разработке и заключении соглашений между республиканскими органами исполнительной власти,  соответствующими профсоюзами,   иными   представительными   органами  работников  и объединениями работодателей,  регистрирует двух -  и  трехсторонние отраслевые (тарифные) соглашения;

– организует проведение   территориальными    органами Министерства  экспертизы  и  регистрации  коллективных  договоров, контроля за их выполнением;

– выполняет  функции    службы    по    урегулированию коллективных трудовых споров;

5. В области осуществления демографической политики в пределах    своей    компетенции    совместно    с  республиканскими органами исполнительной власти,  администрациями районов и городов принимает  участие  в  разработке  и  реализации программ демографического развития;

 6.  В области улучшения условий и охраны труда:

– осуществляет в организациях, расположенных на территории республики, государственное управление охраной  труда, государственный   надзор  и  контроль  за  соблюдением  требований законодательных  и  иных  нормативных  правовых  актов  в  области условий  и  охраны  труда,  а  также оказывает им организационно - методическую помощь в разработке и  реализации  мер  по  улучшению условий и охране труда;

– разрабатывает и осуществляет меры по предупреждению  и снижению  уровня  производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

– проводит государственную экспертизу  условий  труда;

– включающую  контроль  за  условиями  и  охраной  труда,  качеством проведения   аттестации   рабочих   мест   по   условиям   труда, правильностью  предоставления  компенсаций  за  тяжелую  работу  и работу с вредными или опасными условиями труда;

– выдает  в   установленном   порядке   организациям   и лабораториям  разрешения  на  выполнение работ по изучению условий труда на рабочих местах;

7.  В области совершенствования законодательства и осуществления контроля за его соблюдением:

– разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Башкортостан проекты законов и иных нормативных правовых актов  по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

– в пределах  своей  компетенции  дает  разъяснения  по применению законодательных и иных нормативных правовых актов;

– осуществляет  государственный  надзор  и  контроль  за соблюдением  законодательства  о  труде  и охране труда,  обобщает практику применения законодательства по вопросам, отнесенным к его ведению, анализирует   причины   нарушений   законодательства  и принимает меры по их устранению;

Министерство  в   соответствии  с  законодательством  и возложенными на него задачами имеет право:

вносить в  установленном  порядке на рассмотрение вышестоящих органов государственной власти Республики Башкортостан предложения по  развитию  сферы  труда и социальной защиты населения,  а также проекты нормативных правовых актов по указанным вопросам;

издавать приказы  и инструкции по вопросам,  отнесенным к его компетенции, обязательные для исполнения республиканскими органами исполнительной власти,  администрациями районов и городов, а также организациями  независимо  от  их  ведомственной  подчиненности  и организационно-правовой формы;

принимать в  необходимых   случаях   совместные   с   другими республиканскими органами исполнительной власти решения;

вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или  отмене  действия  нормативных  правовых актов и иных правовых актов  республиканских  министерств  и   ведомств,   администраций районов  и  городов,  коммерческих  и  некоммерческих организаций, противоречащих законодательству о труде, охране труда и социальной защите населения;

осуществлять в  пределах  своей  компетенции  государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

вносить в  установленном законодательством порядке требования о  ликвидации  организации   или   прекращении   деятельности ее структурного  подразделения вследствие нарушения требований охраны труда;

предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об  устранении нарушений законодательства о труде,  о привлечении лиц, виновных в казанных нарушениях, к  дисциплинарной  ответственности  или  об отстранении их от должности в установленном порядке;

привлекать в установленном законодательством    порядке руководителей  и  иных должностных лиц,  не выполняющих требования законодательства  о  труде,  к  административной  ответственности.

передавать в необходимых случаях материалы в  соответствующие органы для рассмотрения вопроса  о  привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

заслушивать отчеты  руководителей  организаций  по  вопросам, относящимся к его ведению;

разрабатывать организационно-методические материалы   и рекомендации по вопросам, отнесенным к его компетенции;

запрашивать и получать в установленном порядке от республиканских органов исполнительной власти,  администраций районов и городов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций;

использовать в установленном порядке финансовые и материально-технические ресурсы;

вносить предложения в Министерство труда и  социального развития  Российской  Федерации  и   другие   федеральные   органы исполнительной   власти,   а   также   запрашивать  нормативные  и методические материалы.

Министерство наряду с выполнением перечисленных функций:

участвует  в деятельности координационных и консультативных органов,    образованных    решениями   органов государственной власти Республики Башкортостан;

осуществляет  учет  материальных и финансовых средств, находящихся  в  его  распоряжении,  а  также   внутриведомственный контроль за их использованием.  Производит в установленном порядке финансирование деятельности подведомственных учреждений,  а  также республиканских   программ  и  мероприятий  по  социальной  защите населения;

рассматривает обращения и заявления граждан,  ведет их прием  и  принимает  решения  по  вопросам,   отнесенным   к   его компетенции;

дает заключения  по  проектам  строительства  новых  и реконструкции   действующих   предприятий   в   части   наличия  и использования трудовых ресурсов,  соответствия  условий  и  охраны труда    действующим    нормативам. Участвует в формировании государственной политики  в  области  градостроительства  в  целях обеспечения  доступности для инвалидов и граждан пожилого возраста объектов социальной инфраструктуры;

осуществляет лицензирование деятельности по социальному  обслуживанию  населения,  по   содействию   занятости населения, а также в области реабилитации инвалидов;

участвует в разработке и организует  внедрение  единых информационных технологий и  автоматизированных систем обработки информации по соответствующим    направлениям    деятельности Министерства;

организует выполнение мероприятий по  мобилизационной подготовке  и  гражданской  обороне  в соответствии с требованиями законодательства по этим вопросам;

проводит  кадровую  политику в системе органов труда и социальной защиты населения, организует переподготовку и повышение квалификации работников;

Финансирование расходов на содержание аппарата Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Башкортостан.

Министерству подведомственны Главное бюро медико-социальной экспертизы, стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания  населения, государственное учреждение Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда.

 Всего на 1 января 2003 г.  в РБ функционируют 32 ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов, 16 реабилитационных центров для инвалидов, 243 отделения социальной помощи на дому, 27 специализированных учреждений для несовершеннолетних, 20 стационарных учреждений для инвалидов и граждан пожилого возраста, 2 дома ночного пребывания (в Калининском районе г. Уфы и в г. Салавате).

О структуре учреждений системы социальной защиты населения и закономерности их формирования дает представление анализ Номенклатуры учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, разработанную Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Министерства труда и социального развития РФ, которая рекомендована органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

В ней даны следующие группы учреждений:

На сегодняшний день оказание социальной защиты возложено на учреждения Министерства труда и социальной защиты населения РБ.

Министерство  труда  и   социальной   зашиты   населения Республики    Башкортостан   (далее – Министерство)   является юридическим лицом, имеет самостоятельный  баланс,  расчетный  и  иные  счета  в  банковских учреждениях   Республики   Башкортостан,   печать  с  изображением Государственного  герба  Республики  Башкортостан и   со   своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.

Местонахождение (юридический адрес) Министерства – г.  Уфа, улица Большая Гражданская, дом 24.

Министерство является республиканским органом исполнительной  власти,  осуществляющим  в пределах  своей  компетенции  единую  государственную  политику  в области  труда  и  социальной  защиты  населения   на   территории республики.

Министерство осуществляет свою деятельность на основе  и во  исполнение   Конституции  Российской  Федерации,  Конституции Республики  Башкортостан,  федеральных  конституционных   законов, федеральных  законов,  законов Республики Башкортостан, указов и распоряжений   Президента Российской Федерации, указов и распоряжений  Президента Республики Башкортостан,  постановлений и распоряжений Правительства  Российской   Федерации   и   Кабинета Министров  Республики  Башкортостан,  а  также  в  соответствии  с настоящим Положением.

Основными задачами Министерства  являются:  осуществление мер    по    практической    реализации    основных направлений государственной политики в  области  труда  и  социальной  защиты населения  на  территории  республики,  разработка  предложений  и реализация мероприятий по решению комплексных проблем  социального развития,   поддержанию   уровня   жизни   и доходов населения, организации социального обслуживания населения,  совершенствованию оплаты  и  организации труда,  развитию  социального партнерства, улучшению  условий  и  охраны  труда,  соблюдение государственных гарантий, предусмотренных законодательством о труде и социальной защите населения.

Министерство в  соответствии с  законодательством    и возложенными  на  него  задачами  осуществляет  следующие основные функции:

  1. В области комплексных проблем социального развития:

– проводит анализ и оценку положения, тенденций развития в  сфере  труда  и  социальной  защиты населения,  разрабатывает и вносит в вышестоящие органы предложения по  основным  направлениям государственной политики в указанных областях;

– представляет   в    Кабинет    Министров    Республики Башкортостан  доклады о положении дел в области труда и социальной защиты  населения  и  предложения   по   прогнозам  социально-экономического развития  Республики Башкортостан на долгосрочную,  среднесрочную и краткосрочную перспективу;

– проводит разработку и согласование с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти проектов программ направленных  на обеспечение социальной поддержки граждан пожилого возраста,  инвалидов, семей с детьми и иных социально незащищенных категорий населения,  улучшение условий и охраны труда, организует выполнение указанных программ и контроль за целевым использованием средств, выделенных на их реализацию;

– осуществляет в пределах своей компетенции  координацию деятельности министерств,  государственных  комитетов,  ведомств, администрацией районов и городов, организацией в области труда и социальной защиты населения;

– участвует в проведении мониторинга  в  сфере  труда  и социальной защиты населения;

2. В области поддержания уровня жизни и доходов, социальной защиты населения:

– вносит предложения в вышестоящие  органы  по  усилению адресности при оказании социальной поддержки населению, участвует в работе  по  расчету  и  обоснованию  потребительской  корзины  и величины прожиточного минимума;

– организует  предоставление отдельных видов льгот определенным категориям граждан в соответствии с законодательством;

– осуществляет  в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных  гарантий, предоставлением   льгот и компенсаций, установленных законодательством   для   отдельных категорий граждан;

– реализует  меры  по организации и развитию государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также детей с   ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграции в общество;

– выполняет функции государственной  службы  по  делам ветеранов;

– осуществляет организационно-методическое руководство  работой по назначению и выплате пособий гражданам, имеющим детей;

– участвует  совместно  с  заинтересованными  органами в разработке мер по устранению детской безнадзорности;

– организует в соответствии с законодательством протезно-ортопедическую помощь населению;

– содействует     развитию     сети     комплексных    и специализированных государственных  и  муниципальных   социальных служб, осуществляет координацию и  методическое  обеспечение их деятельности.    Участвует    совместно    с     заинтересованными республиканскими   органами  исполнительной  власти  в  разработке государственных  стандартов  в  области  социального  обслуживания населения;

– участвует в  разработке предложений по совершенствованию системы льгот и компенсаций, оказанию социальной помощи, предоставлению социальных услуг населению;

– осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью управлений социальной  защиты  населения администраций районов и городов;

– содействует  развитию благотворительной помощи нетрудоспособным    и    малообеспеченным   гражданам,   а   также малообеспеченным семьям;

 3.  В области оплаты и организации труда:

–  осуществляет контроль за обеспечением  государственных гарантий по оплате труда;

– разрабатывает совместно с Министерством финансов Республики  Башкортостан  предложения  по организации оплаты труда работников организаций и учреждений,    финансируемых из республиканского и местных бюджетов;

– подготавливает  предложения  по  повышению  ставок   и окладов работников бюджетной сферы и осуществляет контроль за применением Единой  тарифной  сетки  по  оплате  труда  работников бюджетной сферы;

– разрабатывает предложения  по установлению межотраслевых соотношений  тарифных  ставок  (окладов) работников предприятий и организаций, не относящихся к бюджетной сфере;

– разрабатывает рекомендации и оказывает методическую помощь организациям по вопросам совершенствования   оплаты, организации и нормирования труда;

4.  В области социального партнерства в трудовых отношениях:

– участвует в работе Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,  а также в ведении переговоров,  разработке и заключении соглашений между республиканскими органами исполнительной власти,  соответствующими профсоюзами,   иными   представительными   органами  работников  и объединениями работодателей,  регистрирует двух -  и  трехсторонние отраслевые (тарифные) соглашения;

– организует проведение   территориальными    органами Министерства  экспертизы  и  регистрации  коллективных  договоров, контроля за их выполнением;

– выполняет  функции    службы    по    урегулированию коллективных трудовых споров;

5. В области осуществления демографической политики в пределах    своей    компетенции    совместно    с  республиканскими органами исполнительной власти,  администрациями районов и городов принимает  участие  в  разработке  и  реализации программ демографического развития;

 6.  В области улучшения условий и охраны труда:

– осуществляет в организациях, расположенных на территории республики, государственное управление охраной  труда, государственный   надзор  и  контроль  за  соблюдением  требований законодательных  и  иных  нормативных  правовых  актов  в  области условий  и  охраны  труда,  а  также оказывает им организационно - методическую помощь в разработке и  реализации  мер  по  улучшению условий и охране труда;

– разрабатывает и осуществляет меры по предупреждению  и снижению  уровня  производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

– проводит государственную экспертизу  условий  труда;

– включающую  контроль  за  условиями  и  охраной  труда,  качеством проведения   аттестации   рабочих   мест   по   условиям   труда, правильностью  предоставления  компенсаций  за  тяжелую  работу  и работу с вредными или опасными условиями труда;

– выдает  в   установленном   порядке   организациям   и лабораториям  разрешения  на  выполнение работ по изучению условий труда на рабочих местах;

7.  В области совершенствования законодательства и осуществления контроля за его соблюдением:

– разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Башкортостан проекты законов и иных нормативных правовых актов  по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

– в пределах  своей  компетенции  дает  разъяснения  по применению законодательных и иных нормативных правовых актов;

– осуществляет  государственный  надзор  и  контроль  за соблюдением  законодательства  о  труде  и охране труда,  обобщает практику применения законодательства по вопросам, отнесенным к его ведению, анализирует   причины   нарушений   законодательства  и принимает меры по их устранению;

Министерство  в   соответствии  с  законодательством  и возложенными на него задачами имеет право:

вносить в  установленном  порядке на рассмотрение вышестоящих органов государственной власти Республики Башкортостан предложения по  развитию  сферы  труда и социальной защиты населения,  а также проекты нормативных правовых актов по указанным вопросам;

издавать приказы  и инструкции по вопросам,  отнесенным к его компетенции, обязательные для исполнения республиканскими органами исполнительной власти,  администрациями районов и городов, а также организациями  независимо  от  их  ведомственной  подчиненности  и организационно-правовой формы;

принимать в  необходимых   случаях   совместные   с   другими республиканскими органами исполнительной власти решения;

вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или  отмене  действия  нормативных  правовых актов и иных правовых актов  республиканских  министерств  и   ведомств,   администраций районов  и  городов,  коммерческих  и  некоммерческих организаций, противоречащих законодательству о труде, охране труда и социальной защите населения;

осуществлять в  пределах  своей  компетенции  государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

вносить в  установленном законодательством порядке требования о  ликвидации  организации   или   прекращении   деятельности ее структурного  подразделения вследствие нарушения требований охраны труда;

предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об  устранении нарушений законодательства о труде,  о привлечении лиц, виновных в казанных нарушениях, к  дисциплинарной  ответственности  или  об отстранении их от должности в установленном порядке;

привлекать в установленном законодательством    порядке руководителей  и  иных должностных лиц,  не выполняющих требования законодательства  о  труде,  к  административной  ответственности.

передавать в необходимых случаях материалы в  соответствующие органы для рассмотрения вопроса  о  привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

заслушивать отчеты  руководителей  организаций  по  вопросам, относящимся к его ведению;

разрабатывать организационно-методические материалы   и рекомендации по вопросам, отнесенным к его компетенции;

запрашивать и получать в установленном порядке от республиканских органов исполнительной власти,  администраций районов и городов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций;

использовать в установленном порядке финансовые и материально-технические ресурсы;

вносить предложения в Министерство труда и  социального развития  Российской  Федерации  и   другие   федеральные   органы исполнительной   власти,   а   также   запрашивать  нормативные  и методические материалы.

Министерство наряду с выполнением перечисленных функций:

участвует  в деятельности координационных и консультативных органов,    образованных    решениями   органов государственной власти Республики Башкортостан;

осуществляет  учет  материальных и финансовых средств, находящихся  в  его  распоряжении,  а  также   внутриведомственный контроль за их использованием.  Производит в установленном порядке финансирование деятельности подведомственных учреждений,  а  также республиканских   программ  и  мероприятий  по  социальной  защите населения;

рассматривает обращения и заявления граждан,  ведет их прием  и  принимает  решения  по  вопросам,   отнесенным   к   его компетенции;

дает заключения  по  проектам  строительства  новых  и реконструкции   действующих   предприятий   в   части   наличия  и использования трудовых ресурсов,  соответствия  условий  и  охраны труда    действующим    нормативам. Участвует в формировании государственной политики  в  области  градостроительства  в  целях обеспечения  доступности для инвалидов и граждан пожилого возраста объектов социальной инфраструктуры;

осуществляет лицензирование деятельности по социальному  обслуживанию  населения,  по   содействию   занятости населения, а также в области реабилитации инвалидов;

участвует в разработке и организует  внедрение  единых информационных технологий и  автоматизированных систем обработки информации по соответствующим    направлениям    деятельности Министерства;

организует выполнение мероприятий по  мобилизационной подготовке  и  гражданской  обороне  в соответствии с требованиями законодательства по этим вопросам;

проводит  кадровую  политику в системе органов труда и социальной защиты населения, организует переподготовку и повышение квалификации работников;

Финансирование расходов на содержание аппарата Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Башкортостан.

Министерству подведомственны Главное бюро медико-социальной экспертизы, стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания  населения, государственное учреждение Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда.

 Всего на 1 января 2003 г.  в РБ функционируют 32 ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов, 16 реабилитационных центров для инвалидов, 243 отделения социальной помощи на дому, 27 специализированных учреждений для несовершеннолетних, 20 стационарных учреждений для инвалидов и граждан пожилого возраста, 2 дома ночного пребывания (в Калининском районе г. Уфы и в г. Салавате).

О структуре учреждений системы социальной защиты населения и закономерности их формирования дает представление анализ Номенклатуры учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, разработанную Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Министерства труда и социального развития РФ, которая рекомендована органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

В ней даны следующие группы учреждений: