Познание природы человеком
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9Теперь можно перейти к ответам на вопросы и парадоксы о познаваемости природы. В философии этому посвящено множество работ. В античном мире выдающиеся философы были одновременно и “естественниками” (в современном смысле областей науки). Начиная от Ньютона, выделилась натурфилософия как описание природы на языке математики. Вплоть до последней трети XIX века выдающиеся философы ещё сохраняли способность понимать то, что создавалось в области естественных наук. Поэтому в их работах содержались для своего времени существенные результаты. Некоторые из них с определёнными оговорками можно использовать и сегодня. Однако начиная от рубежа ХХ века естественные науки усложнились и узко специализировались. Их математический аппарат сильно абстрагировался. Понимание философами естественных наук исчезло. Одновременно философия получила функции аппарата политики, а потому потеряла необходимое для науки право на свободу мнений. Это не только исключило продуктивность результатов самих философов, но и создало препятствия для естественников, когда они пытались внести свой вклад в развитие философии. Наиболее остро это проявилось в вопросе о познаваемости природы.
Двадцатый век настолько дискредитировал философию, что нужно немалое время, чтобы стал возможным объективный анализ её прошлых результатов. Но постановка задачи и результаты [1] – [9] имеют общий натурфилософский смысл, не требующий обращаться к аналогиям с философией прошлого.
Как было объяснено в предыдущих параграфах, в неживой природе понятию – познание – отвечает способность объектов и процессов самопроизвольно себя реализовать. В этом решающий первый принцип – иерархический синтез действия-энтропии-информации. Он остаётся главным и при работе мозга. В процессе познания в мозге синтезируется энтропия-информация. Но возникает отличие от неживой природы – в мозге синтез энтропии-информации завершается сопоставлением несопоставимого. Слово обучение есть синоним сопоставления несопоставимого. Оно возможно в силу описанной выше роли нейромедиаторов при синтезе информации в мозге. Обучение и его “человеческие” результаты присутствуют у форм жизни, которые намного проще и древнее человека.
Например, пчёлы и осы способны создать в своей нервной системе карту местности и выбирать на ней маршрут полётов за пищей. Их полёт к одной и той же цели может происходить по путям, отличающимся друг от друга в деталях. У них существуют языки, позволяющие передавать друг другу маршруты движения к пище. Особь может лететь по пути, который впервые найден не ею самой. Двойная сигнальная система как филогенетический исток возникновения мозга есть морфологическая основа такого познания природы. Образование карты и обучение использует признаки, которые непосредственно не связаны с пищей, например, поляризацию излучения небосвода.
Карта в нервной системе пчелы есть иррациональный фантом. Однако обучение, закрепляющее с участием нейромедиаторов этот фантом, проверяется выживанием особей, то есть существованием вида как такового. Метаболизм организма, его выживание в данных условиях есть то, что превращает иррациональное в тривиально необходимое. Пчела с нервной системой ничтожного объёма (меньше тысячи нейронов) без всяких кавычек познаёт природу, например, в виде жизненно важной для неё абстрактной карты.
Познание природы человеком отличается от такого же процесса, например у пчелы, количественно, а не качественно – у него в мозге больше уровней иерархии при синтезе энтропии-информации, сложнее цепочка, связывающая метаболизм и иррациональные объекты (фантомы или как привычнее называть – образы).
Как впервые показано в [9], теорема Гёделя о неполноте есть строгое доказательство в терминах языка-математики познаваемости природы в описанном выше смысле. Мозг и мышление способны иррационально синтезировать в себе любые объекты природы. Фантомы, исходные для творчества человека, реализующего познание природы, есть аксиомы в их математическом смысле.
Познание природы человеком продолжает принцип самопроизвольного “неживого” проекта, но завершается фантомами – иерархия роста энтропии-информации продолжается новыми ступенями, Теперь они выражаются состояниями и связями нейронов. При этом, в частности, появляется наука и её развитие, которое привело к определению информации как устранённой неопределённости для достижения предзаданной цели (то есть в смысле теории информации).
В терминах биофизики природа познаваема потому, что иерархия синтеза информации в мозге основана на тех же принципах и тех же реализующих их классах процессов и состояниях, как везде и всегда в природе – на иерархическом синтезе информации со всеми его описанными в начале доклада свойствами и особенностями.
В частности, можно сформулировать ответ на вопрос – что значит понять? Ответ – свести к привычному и его аксиомам. Но возьмите любую свою задачу, которую вы понимаете в совершенстве, во всех деталях и подробностях. Задумайтесь над тем, что же для вас есть понимание? И вы убедитесь, что, минимум, половина того, к чему сведено ваше понимание, есть термины, не требующие пояснений только потому, что они привычны. Если вы попробуете их раскрывать в деталях, то окажется, что возникают далеко не тривиальные вопросы. Они накапливаются. В результате то, что, казалось бы, совершенно понятно требует бесконечно длинного описания. В частности, одна из формулировок теоремы Гёделя состоит в том, что попытки логически обосновать то, что относится к понятному (как привычному), приводит к бесконечной длине доказательств. Модели основаны на аксиомах, не имеющих абсолютизированных средств контроля.
Научные теории неоднозначно описывают окружающую природу. К сожалению, такое не воспринимается даже среди исторически выдающихся научных работников.
Теперь можно перейти к ответам на вопросы и парадоксы о познаваемости природы. В философии этому посвящено множество работ. В античном мире выдающиеся философы были одновременно и “естественниками” (в современном смысле областей науки). Начиная от Ньютона, выделилась натурфилософия как описание природы на языке математики. Вплоть до последней трети XIX века выдающиеся философы ещё сохраняли способность понимать то, что создавалось в области естественных наук. Поэтому в их работах содержались для своего времени существенные результаты. Некоторые из них с определёнными оговорками можно использовать и сегодня. Однако начиная от рубежа ХХ века естественные науки усложнились и узко специализировались. Их математический аппарат сильно абстрагировался. Понимание философами естественных наук исчезло. Одновременно философия получила функции аппарата политики, а потому потеряла необходимое для науки право на свободу мнений. Это не только исключило продуктивность результатов самих философов, но и создало препятствия для естественников, когда они пытались внести свой вклад в развитие философии. Наиболее остро это проявилось в вопросе о познаваемости природы.
Двадцатый век настолько дискредитировал философию, что нужно немалое время, чтобы стал возможным объективный анализ её прошлых результатов. Но постановка задачи и результаты [1] – [9] имеют общий натурфилософский смысл, не требующий обращаться к аналогиям с философией прошлого.
Как было объяснено в предыдущих параграфах, в неживой природе понятию – познание – отвечает способность объектов и процессов самопроизвольно себя реализовать. В этом решающий первый принцип – иерархический синтез действия-энтропии-информации. Он остаётся главным и при работе мозга. В процессе познания в мозге синтезируется энтропия-информация. Но возникает отличие от неживой природы – в мозге синтез энтропии-информации завершается сопоставлением несопоставимого. Слово обучение есть синоним сопоставления несопоставимого. Оно возможно в силу описанной выше роли нейромедиаторов при синтезе информации в мозге. Обучение и его “человеческие” результаты присутствуют у форм жизни, которые намного проще и древнее человека.
Например, пчёлы и осы способны создать в своей нервной системе карту местности и выбирать на ней маршрут полётов за пищей. Их полёт к одной и той же цели может происходить по путям, отличающимся друг от друга в деталях. У них существуют языки, позволяющие передавать друг другу маршруты движения к пище. Особь может лететь по пути, который впервые найден не ею самой. Двойная сигнальная система как филогенетический исток возникновения мозга есть морфологическая основа такого познания природы. Образование карты и обучение использует признаки, которые непосредственно не связаны с пищей, например, поляризацию излучения небосвода.
Карта в нервной системе пчелы есть иррациональный фантом. Однако обучение, закрепляющее с участием нейромедиаторов этот фантом, проверяется выживанием особей, то есть существованием вида как такового. Метаболизм организма, его выживание в данных условиях есть то, что превращает иррациональное в тривиально необходимое. Пчела с нервной системой ничтожного объёма (меньше тысячи нейронов) без всяких кавычек познаёт природу, например, в виде жизненно важной для неё абстрактной карты.
Познание природы человеком отличается от такого же процесса, например у пчелы, количественно, а не качественно – у него в мозге больше уровней иерархии при синтезе энтропии-информации, сложнее цепочка, связывающая метаболизм и иррациональные объекты (фантомы или как привычнее называть – образы).
Как впервые показано в [9], теорема Гёделя о неполноте есть строгое доказательство в терминах языка-математики познаваемости природы в описанном выше смысле. Мозг и мышление способны иррационально синтезировать в себе любые объекты природы. Фантомы, исходные для творчества человека, реализующего познание природы, есть аксиомы в их математическом смысле.
Познание природы человеком продолжает принцип самопроизвольного “неживого” проекта, но завершается фантомами – иерархия роста энтропии-информации продолжается новыми ступенями, Теперь они выражаются состояниями и связями нейронов. При этом, в частности, появляется наука и её развитие, которое привело к определению информации как устранённой неопределённости для достижения предзаданной цели (то есть в смысле теории информации).
В терминах биофизики природа познаваема потому, что иерархия синтеза информации в мозге основана на тех же принципах и тех же реализующих их классах процессов и состояниях, как везде и всегда в природе – на иерархическом синтезе информации со всеми его описанными в начале доклада свойствами и особенностями.
В частности, можно сформулировать ответ на вопрос – что значит понять? Ответ – свести к привычному и его аксиомам. Но возьмите любую свою задачу, которую вы понимаете в совершенстве, во всех деталях и подробностях. Задумайтесь над тем, что же для вас есть понимание? И вы убедитесь, что, минимум, половина того, к чему сведено ваше понимание, есть термины, не требующие пояснений только потому, что они привычны. Если вы попробуете их раскрывать в деталях, то окажется, что возникают далеко не тривиальные вопросы. Они накапливаются. В результате то, что, казалось бы, совершенно понятно требует бесконечно длинного описания. В частности, одна из формулировок теоремы Гёделя состоит в том, что попытки логически обосновать то, что относится к понятному (как привычному), приводит к бесконечной длине доказательств. Модели основаны на аксиомах, не имеющих абсолютизированных средств контроля.
Научные теории неоднозначно описывают окружающую природу. К сожалению, такое не воспринимается даже среди исторически выдающихся научных работников.