Свобода воли

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 

В мозге для из­ме­­нение признаков элементов системы, на основе ко­торых синтези­рует­ся энтропия-информация достаточно пе­ре­рас­пре­деления нейромедиаторов, завися­ще­го от малых деталей ме­та­бо­лизма (см. параграф 6) вплоть до вульгар­но­го сыт человек или го­­ло­­ден. В этом факте за­к­лю­чена реальная фи­зи­ко-химическая основа фе­­но­мена сознания как способности разума человека соз­да­вать у себя в мозге многоступенчатую иррациональ­ную иерархию синтеза инфор­мации. Это же есть основа поня­тия о сво­боде воли человека, которое обычно трактуют полумистическим обра­зом. Одиозное выражение это­го – при­пи­сывание человеку “души” как его отличия от животных.

Обычно вводят противопоставление инстинктивного, врождённого поведения (реакций на окружающую среду) животных (от их прос­тей­ших видов до высших форм) и человеческой свободы воли в таких реакциях. Однако всё дело в том, что это некорректное противопос­тав­­ление по двум причинам. Для пояснения первой из них вернусь к определению детерминизма [8], [9] и в начале этой работы.

В неживой природе детерминизм (например, при росте кристалла) выражается тем, что он как объект не зависит от конкретных “но­ме­ров” образующих его атомов. При этом координаты и импульсы ато­мов “свободны” в пределах порогов, выраженных соотношением (3) или его приближённой формы (4). Это есть “свобода воли” в не­жи­вой природе, необходимая для её детерминизма – результат не за­ви­­­сит от малых изменений поведения элементов системы в пре­де­лах порогов (в частности, заданных её адиабатическим инвариантом). Ес­ли внеш­ние воздей­ст­вия выводят элементы системы за пределы этих по­ро­гов, то “сво­бода во­ли” совместима с возникновение новой систе­мы.

Для эволюции жизни характерна специфическая форма “свободы воли”. Функционально одни и те же результаты метаболизма у раз­ных видов жизни достигаются с небольшими отличиями веществ и про­цессов, уча­ствующих в их образовании. Пример – нейт­ра­листские изменения, которые в синтетической теории эволюции оши­боч­но [9] считают ис­точ­ником случайностей для работы дарви­нов­­ского отбора. Подоб­ный пример “свободы воли” даёт иммунологическая несовме­с­ти­мость органов разных особей в пределах одного и того же вида [9].   

Начиная от простейших одноклеточных видов жизни, реакция ор­га­низма (в конечном счёте его движения) получает “свободу”, новую по от­ношению к неживой природе – “сопоставление несо­пос­тави­мо­го”. За счёт этого соотно­шение неопределённости (3), то есть детер­ми­низм природы, гарантирует диа­па­зон движений, которые приводят к одинаковым ре­зуль­татам (на­при­мер, в получении пищи, защите от опасности и по­доб­ном). Это есть “сво­бо­да воли” амёбы. Реально она шире, чем задано (3), так как в детер­минизм природы входит окрест­ность экстремума энтропии, понимае­мая в виде его остроты.

Если поведение особи выйдет за пределы порогов, заданных ади­а­­батическим ин­вари­ан­том её нервной сис­те­мы и малыми окрест­нос­тями экстремумов энтропии-инфорации, то свобода во­ли станет при­чи­ной ги­бели этой особи. Однако одна особь не мо­жет в пределах сво­ей свобо­ды унич­тожить свой улей или муравейник. В это могут вме­шиваться не­ожиданные факторы, изменяющие ре­зуль­­тат. Напри­мер инфекцию, летальную для всего муравейника, мо­жет принести и единственная особь. Но это от её свободы воли зави­сит косвенно.

Метаболизм человека сохраняет те же прямые связи “органы чувств – движение”, что и простейшие формы жизни. Например, из­ве­с­тен слу­чай, когда мужчина с череп­но-моз­говой травмой и непов­реж­дёнными глазами ослеп. Несмотря на это, он мог точно повторять про­изводимые перед ним движения яр­ко­го источ­ни­ка света. Травма моз­га разрушила системы образо­ва­ния ир­ра­циональ­ных фантомов как ответа на сигналы сетчатки. Од­на­­ко сис­те­ма пря­мых связей сетчатка-движение (филоге­не­ти­чески полу­чен­ная от прос­тей­ших животных) у него работает. По опре­делению такие пря­­мые связи минуют сознание.

С этим связана вторая причина некорректности про­ти­во­постав­ле­ния сознания и свободы воли у животных и у человека. Между инс­тинк­­тив­ным поведением животных и реакциями сознания и свободы воли человека существует об­щее и различное

Общее – первые принципы работы всех нервных систем и мозга, а именно: формирование экстремумов энтропии-информации и её про­из­водства для состояний и связей нейронов, которое происходит с по­мощью веществ в виде нейромедиаторов, нейропептидов, гормо­нов.

Отличное – источники этих веществ и число уровней иерархии син­теза информации, в которых они рабо­та­ют.

Известно у животных и человека врож­дённое  инстинктивное по­ведение (в том числе и весьма сложное). Механизм его возникновения обычно вызывает недоумение. Сформулированные здесь и в [1] – [9] первые принципы это устранили.

Не адресные ко­манды (вещества или электрические импульсы), а из­менения свойств элементов (нейронов) системы, в которой синте­зи­руется ин­фор­­мации, управляют реакцией живой системы на внешние и внутренние условия. Синтез информации в форме экстремумов энт­ро­пии-информации и её производства (как объектов в нервных систе­мах и мозге) задаёт сложнейшие формы поведения.

Врождённое инстинктивное поведение – это есть запомненные с по­мощью естественного от­­бора морфология и метаболизм организма, которые приводят к выделению конк­ретных нейромедиаторов как од­но­значному следствию данной морфологии и метаболизма. В [9] при­водился пример роли серотонина во врож­дённом пищевом поведении пьявки. Па­ра­докс Любищева при размно­жении рыбы горчак и дву­ст­вор­­чатого мол­люска, устранённый в [1], имеет аналогичные причины (хотя участвующие в нём конкретные вещества пока не исследованы). Таких примеров можно привести много.

Например, ново­рож­ден­ные чешуйчатые пресмыкающиеся не толь­ко обладают врож­дён­­ной спо­собностью различать запахи добычи и глав­ных врагов, но она за­ви­сит от запаховой среды, в которой на­хо­дилась мать в процес­се внутриутробного развития детёнышей. Это кажется необъяснимым. Но первые принципы, изложенные здесь и в [1] – [9], утверждают, что поведен­чес­кая реакция орга­низ­ма, в част­­нос­ти, на запахи задаётся единич­ными веществами – ней­роме­ди­ато­ра­ми. В организме матери они синтезируются как результат обучения и циркулируют в её крови при вы­на­шивании плода, а потому посту­па­ют в него. Реакция на ней­ро­­ме­ди­а­тор­ы – это и есть физическая основа тех об­ра­зов в нервных системах и мозге, которые запоми­наются с учас­тием ме­таболизма. Ве­щества, поступившие от матери, или синте­зированные де­­тёнышем, дают эквивалентные экстре­мумы энтропии-инфор­ма­ции и её производства  как образы в нервной системе.

 Обучение в процессе жизни (в том числе для человека в абстракт­ных формах) в конечном счёте это перераспределение нейромедиа­торов. Как “обучающие про­дукты” они создан­ы основным метаболиз­мом. Филоге­не­тически они связаны с выживанием и его пищевыми, репродук­тив­ными, защитными требованиями.  Но на уровне соз­на­ния человека ней­ро­­ме­диаторы должны работать в новых условиях – ис­тин­ность фантомов и их взаимодействий в мозге должна подтверж­дать­ся “пищевыми” (и аналогичными) нейромедиаторами, хотя на­пря­­мую с ними не связана.

У высших животных, имеющих кору головного мозга, и у чело­ве­ка, для которого она гипертрофировано велика, выходят на первый план “бесцельные” образы и реализующие их дви­жения. Например, это игра детё­ны­шей или взрос­лых особей, пес­­ни птиц и животных. У человека уве­ли­чение объёма коры головного мозга и дополнительных ступеней в её иерар­хии приводит к возникновению объяснённых вы­ше иррацио­наль­ных фантомов как самостоятельных объектов. Свобо­да воли стано­вит­ся гипертрофированной, так как способ физиоло­ги­чес­­кого действия “пи­щевых” ней­роме­диаторов универсален и этим отры­ва­ет понятие ис­тин­ности от прямого контроля метаболизмом.

Иррациональный фантом в виде состояний нейронов и их связей для человека есть модель реальных объектов. Он выражает собст­вен­­но человеческую свободу воли – спо­соб­ность предварительно пос­т­ро­ить в мозгу любые объекты как экстре­му­­мы комплексной энтропии-инфор­мации и её производства для сос­то­я­ний и связей нейронов; осу­ществить с ними манипуляции; выбрать из них одну и реализовать её в виде движений. Если это проходит в филогене­ти­чес­ки древних от­де­лах мозга, то результат минует сознание.

Фантомы в мозге человека по определению неоднозначны. Прак­­ти­­ка науки и человеческих отношений говорит, что наблюдения и экс­­пери­мен­ты полезны в уточнении фантомов. Но бесспорным ито­гом разви­тия человечества является утверждение, что ни отрица­тель­ные, ни по­ло­жи­тель­ные результаты экспериментов са­ми по себе, ав­то­матически не га­ран­тирую истинности проверяемого ими (часто по­мо­гают уста­но­вить её, но не гарантируют результат). Для мно­гих это покажется про­тивореча­щим авторитетам, но это есть факт.

Свобода воли, иррациональность в отображении окружающей сре­ды, отнюдь, не означают, что человек может с их помощью игнори­ровать законы природы, устанав­ли­вать вместо них – свои. Сознание человека имеет свой адиабатический инвариант, свои пороги, внутри ко­то­рых детерминизм природы обеспечивает его выживание как вида. Отличие человека от животных в том, что выход за пределы этих по­рогов самоуничтожит не особь или популяцию, а вид в целом [22].

В мозге для из­ме­­нение признаков элементов системы, на основе ко­торых синтези­рует­ся энтропия-информация достаточно пе­ре­рас­пре­деления нейромедиаторов, завися­ще­го от малых деталей ме­та­бо­лизма (см. параграф 6) вплоть до вульгар­но­го сыт человек или го­­ло­­ден. В этом факте за­к­лю­чена реальная фи­зи­ко-химическая основа фе­­но­мена сознания как способности разума человека соз­да­вать у себя в мозге многоступенчатую иррациональ­ную иерархию синтеза инфор­мации. Это же есть основа поня­тия о сво­боде воли человека, которое обычно трактуют полумистическим обра­зом. Одиозное выражение это­го – при­пи­сывание человеку “души” как его отличия от животных.

Обычно вводят противопоставление инстинктивного, врождённого поведения (реакций на окружающую среду) животных (от их прос­тей­ших видов до высших форм) и человеческой свободы воли в таких реакциях. Однако всё дело в том, что это некорректное противопос­тав­­ление по двум причинам. Для пояснения первой из них вернусь к определению детерминизма [8], [9] и в начале этой работы.

В неживой природе детерминизм (например, при росте кристалла) выражается тем, что он как объект не зависит от конкретных “но­ме­ров” образующих его атомов. При этом координаты и импульсы ато­мов “свободны” в пределах порогов, выраженных соотношением (3) или его приближённой формы (4). Это есть “свобода воли” в не­жи­вой природе, необходимая для её детерминизма – результат не за­ви­­­сит от малых изменений поведения элементов системы в пре­де­лах порогов (в частности, заданных её адиабатическим инвариантом). Ес­ли внеш­ние воздей­ст­вия выводят элементы системы за пределы этих по­ро­гов, то “сво­бода во­ли” совместима с возникновение новой систе­мы.

Для эволюции жизни характерна специфическая форма “свободы воли”. Функционально одни и те же результаты метаболизма у раз­ных видов жизни достигаются с небольшими отличиями веществ и про­цессов, уча­ствующих в их образовании. Пример – нейт­ра­листские изменения, которые в синтетической теории эволюции оши­боч­но [9] считают ис­точ­ником случайностей для работы дарви­нов­­ского отбора. Подоб­ный пример “свободы воли” даёт иммунологическая несовме­с­ти­мость органов разных особей в пределах одного и того же вида [9].   

Начиная от простейших одноклеточных видов жизни, реакция ор­га­низма (в конечном счёте его движения) получает “свободу”, новую по от­ношению к неживой природе – “сопоставление несо­пос­тави­мо­го”. За счёт этого соотно­шение неопределённости (3), то есть детер­ми­низм природы, гарантирует диа­па­зон движений, которые приводят к одинаковым ре­зуль­татам (на­при­мер, в получении пищи, защите от опасности и по­доб­ном). Это есть “сво­бо­да воли” амёбы. Реально она шире, чем задано (3), так как в детер­минизм природы входит окрест­ность экстремума энтропии, понимае­мая в виде его остроты.

Если поведение особи выйдет за пределы порогов, заданных ади­а­­батическим ин­вари­ан­том её нервной сис­те­мы и малыми окрест­нос­тями экстремумов энтропии-инфорации, то свобода во­ли станет при­чи­ной ги­бели этой особи. Однако одна особь не мо­жет в пределах сво­ей свобо­ды унич­тожить свой улей или муравейник. В это могут вме­шиваться не­ожиданные факторы, изменяющие ре­зуль­­тат. Напри­мер инфекцию, летальную для всего муравейника, мо­жет принести и единственная особь. Но это от её свободы воли зави­сит косвенно.

Метаболизм человека сохраняет те же прямые связи “органы чувств – движение”, что и простейшие формы жизни. Например, из­ве­с­тен слу­чай, когда мужчина с череп­но-моз­говой травмой и непов­реж­дёнными глазами ослеп. Несмотря на это, он мог точно повторять про­изводимые перед ним движения яр­ко­го источ­ни­ка света. Травма моз­га разрушила системы образо­ва­ния ир­ра­циональ­ных фантомов как ответа на сигналы сетчатки. Од­на­­ко сис­те­ма пря­мых связей сетчатка-движение (филоге­не­ти­чески полу­чен­ная от прос­тей­ших животных) у него работает. По опре­делению такие пря­­мые связи минуют сознание.

С этим связана вторая причина некорректности про­ти­во­постав­ле­ния сознания и свободы воли у животных и у человека. Между инс­тинк­­тив­ным поведением животных и реакциями сознания и свободы воли человека существует об­щее и различное

Общее – первые принципы работы всех нервных систем и мозга, а именно: формирование экстремумов энтропии-информации и её про­из­водства для состояний и связей нейронов, которое происходит с по­мощью веществ в виде нейромедиаторов, нейропептидов, гормо­нов.

Отличное – источники этих веществ и число уровней иерархии син­теза информации, в которых они рабо­та­ют.

Известно у животных и человека врож­дённое  инстинктивное по­ведение (в том числе и весьма сложное). Механизм его возникновения обычно вызывает недоумение. Сформулированные здесь и в [1] – [9] первые принципы это устранили.

Не адресные ко­манды (вещества или электрические импульсы), а из­менения свойств элементов (нейронов) системы, в которой синте­зи­руется ин­фор­­мации, управляют реакцией живой системы на внешние и внутренние условия. Синтез информации в форме экстремумов энт­ро­пии-информации и её производства (как объектов в нервных систе­мах и мозге) задаёт сложнейшие формы поведения.

Врождённое инстинктивное поведение – это есть запомненные с по­мощью естественного от­­бора морфология и метаболизм организма, которые приводят к выделению конк­ретных нейромедиаторов как од­но­значному следствию данной морфологии и метаболизма. В [9] при­водился пример роли серотонина во врож­дённом пищевом поведении пьявки. Па­ра­докс Любищева при размно­жении рыбы горчак и дву­ст­вор­­чатого мол­люска, устранённый в [1], имеет аналогичные причины (хотя участвующие в нём конкретные вещества пока не исследованы). Таких примеров можно привести много.

Например, ново­рож­ден­ные чешуйчатые пресмыкающиеся не толь­ко обладают врож­дён­­ной спо­собностью различать запахи добычи и глав­ных врагов, но она за­ви­сит от запаховой среды, в которой на­хо­дилась мать в процес­се внутриутробного развития детёнышей. Это кажется необъяснимым. Но первые принципы, изложенные здесь и в [1] – [9], утверждают, что поведен­чес­кая реакция орга­низ­ма, в част­­нос­ти, на запахи задаётся единич­ными веществами – ней­роме­ди­ато­ра­ми. В организме матери они синтезируются как результат обучения и циркулируют в её крови при вы­на­шивании плода, а потому посту­па­ют в него. Реакция на ней­ро­­ме­ди­а­тор­ы – это и есть физическая основа тех об­ра­зов в нервных системах и мозге, которые запоми­наются с учас­тием ме­таболизма. Ве­щества, поступившие от матери, или синте­зированные де­­тёнышем, дают эквивалентные экстре­мумы энтропии-инфор­ма­ции и её производства  как образы в нервной системе.

 Обучение в процессе жизни (в том числе для человека в абстракт­ных формах) в конечном счёте это перераспределение нейромедиа­торов. Как “обучающие про­дукты” они создан­ы основным метаболиз­мом. Филоге­не­тически они связаны с выживанием и его пищевыми, репродук­тив­ными, защитными требованиями.  Но на уровне соз­на­ния человека ней­ро­­ме­диаторы должны работать в новых условиях – ис­тин­ность фантомов и их взаимодействий в мозге должна подтверж­дать­ся “пищевыми” (и аналогичными) нейромедиаторами, хотя на­пря­­мую с ними не связана.

У высших животных, имеющих кору головного мозга, и у чело­ве­ка, для которого она гипертрофировано велика, выходят на первый план “бесцельные” образы и реализующие их дви­жения. Например, это игра детё­ны­шей или взрос­лых особей, пес­­ни птиц и животных. У человека уве­ли­чение объёма коры головного мозга и дополнительных ступеней в её иерар­хии приводит к возникновению объяснённых вы­ше иррацио­наль­ных фантомов как самостоятельных объектов. Свобо­да воли стано­вит­ся гипертрофированной, так как способ физиоло­ги­чес­­кого действия “пи­щевых” ней­роме­диаторов универсален и этим отры­ва­ет понятие ис­тин­ности от прямого контроля метаболизмом.

Иррациональный фантом в виде состояний нейронов и их связей для человека есть модель реальных объектов. Он выражает собст­вен­­но человеческую свободу воли – спо­соб­ность предварительно пос­т­ро­ить в мозгу любые объекты как экстре­му­­мы комплексной энтропии-инфор­мации и её производства для сос­то­я­ний и связей нейронов; осу­ществить с ними манипуляции; выбрать из них одну и реализовать её в виде движений. Если это проходит в филогене­ти­чес­ки древних от­де­лах мозга, то результат минует сознание.

Фантомы в мозге человека по определению неоднозначны. Прак­­ти­­ка науки и человеческих отношений говорит, что наблюдения и экс­­пери­мен­ты полезны в уточнении фантомов. Но бесспорным ито­гом разви­тия человечества является утверждение, что ни отрица­тель­ные, ни по­ло­жи­тель­ные результаты экспериментов са­ми по себе, ав­то­матически не га­ран­тирую истинности проверяемого ими (часто по­мо­гают уста­но­вить её, но не гарантируют результат). Для мно­гих это покажется про­тивореча­щим авторитетам, но это есть факт.

Свобода воли, иррациональность в отображении окружающей сре­ды, отнюдь, не означают, что человек может с их помощью игнори­ровать законы природы, устанав­ли­вать вместо них – свои. Сознание человека имеет свой адиабатический инвариант, свои пороги, внутри ко­то­рых детерминизм природы обеспечивает его выживание как вида. Отличие человека от животных в том, что выход за пределы этих по­рогов самоуничтожит не особь или популяцию, а вид в целом [22].