Глава 10
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23
ТРУДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (КОЛЛЕКТИВ). СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ В ТРУДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
10.1. Роль и значение трудовой организации в
В условиях существования разнообразных форм собственности, рынка и конкуренции значительно изменяются роль и значение трудовых организаций. Постепенно расширяются их полномочия и самостоятельность в принятии различного рода решений, в развитии управления и самоуправления. Однако прежде чем вести разговор о трудовой организации, необходимо остановиться на некоторых часто употребляемых, особенно в нашей отечественной литературе, понятиях и характеристиках.
Трудовой коллектив — это объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на государственном, кооперативном, общественном, частном предприятии, учреждении, организации. В составе единого трудового коллектива действуют трудовые коллективы цехов, отделов, участков, бригад и других подразделений.
Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей). Чтобы организация состоялась как таковая, необходимо наличие по крайней мере:
• двух людей, которые сознательно считают себя частью этой группы;
• одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы;
• членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Трудовая организация — это организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг. Такие трудовые организации часто называют трудовыми коллективами. Мы в дальнейшем будем пользоваться понятием “трудовая организация”. Трудовые организации исторически возникают для удовлетворения общественных и личных потребностей людей на основе общественного разделения труда.
Необходимо выяснить различия между трудовой и производственной организациями. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ. Трудовая организация значительно шире производственной и охватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских, культурно-просветительских, административных и других организаций. Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни. Их можно различать по двум основаниям:
по форме собственности: государственная, кооперативная, акционерная, собственность трудового коллектива, частная, совместная с иностранным капиталом, иностранная.
по с ф е р а м деятельности: организации, действующие в сфере материального производства (в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве итд.), и организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.).
Роль и значение трудовых организаций в развитии общества огромны. От эффективности и качества труда работников в конечном счете зависят процветание общества, уровень и качество жизни людей. Путь к успеху каждой трудовой организации — это снижение себестоимости и издержек производства, повышение его эффективности, технического и технологического уровня и уровня организации производства; повышение объемов и качества выпускаемой продукции и услуг; максимальный учет запросов потребителя и снижение цен с целью завоевания рынка сбыта, в конечно счете — путь улучшения всей экономики и уровня жизни населе ния в частности. Каждой такой трудовой организации присущ своя трудовая среда.
10.2. Понятие и элементы трудовой среды
Человеческий труд с социологической точки зрения определяется как целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он создает материальные и духовные ценности для удовлетворения существенных'человеческих потребностей, совершается всегда в определенном пространстве и времени, определенными средствами труда в рамках конкретных общественных отношений, возникающих между людьми в процессе их трудовой деятельности. Отсюда под средой можно понимать совокупность условий и воздействий, имеющихся в некотором окружении. Человеческая трудовая деятельность осуществляется в трудовой среде. Поэтому под трудовой средой понимаются средства, условия труда и взаимоотношения индивидов, участвующих в прудовом процессе. Трудовая среда включает физические факторы — это воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т.д. и технико-технологические факторы — это средства труда, предметы труда и технологический процесс.
Средства труда представляют собой вещи, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда и видоизменяют их. К средствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, все виды транспорта, линии электропередач и тд. Ведущая роль в средствах труда принадлежит орудиям производства, так как именно от них зависит сила воздействия на природу. Средства труда и предметы труда составляют средства производства. Но сами средства производства никаких материальных благ произвести не могут. Поэтому решающим фактором всякого производства, трудовой организации является сам человек, его рабочая сила.
Средства труда, предметы труда и люди в трудовой организации находятся в постоянном взаимодействии. Элементы физической трудовой среды подвержены постоянным изменениям. Эти изменения лроисходят быстрее среди элементов физической трудовой среды, являющихся продуктом человеческого труда, и порождают целый ряд социальных последствий. Изменение материальных элементов физичкой трудовой среды, составляющих часть природы, происходит медленнее и до определенного момента с меньшим числом социальныx последствий. Положение человека в трудовой среде различно и зависит от того, преобладают ли в физической трудовой среде материальные факторы, являющиеся частью природы, или материальные факторы, являющиеся продуктом человеческого труда.
Отношения, в которые вступают люди в процессе трудовой деятельности, образуют социальную трудовую среду. С социологической точки зрения труд в первую очередь представляет собой отношение, возникающее между конкретными людьми — участниками процесса труда. В ходе трудовой деятельности люди вступают в общественные отношения, и в рамках этих отношений формируются межличностные отношения, взаимное поведение индивидов. Характер межличностных отношений в трудовой среде определяется социальным статусом и ролью индивида в трудовой организации и оказывает существенное влияние на поведение человека в трудовой среде и достижение эффекта трудовой деятельности.
Наряду с вышеуказанными факторами трудовой среды на поведение работников и эффективность трудовой деятельности существенно влияют: формы организации и оплаты труда, производственно-бытовые условия, жизненное окружение работников, внепроизводст-венная деятельность людей и т д.
Наличие большого количества факторов и разнообразие выполняемых работником трудовых функций свидетельствуют о социальной неоднородности труда. В этой связи актуальным становится изучение социальной структуры трудовой организации.
10.3. Социальная структура трудовой
Сандальная структура трудовой организации — это ее строение, которое определяется составом и сочетанием в ней различных социальных групп. Под социальной группой понимают обычно совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и тд.
Социальная структура трудовой организации — это важный параметр, влияющий на эффективность деятельности предприятия. Благоприятная социальная структура способствует развитию трудовой активности, творческой инициативы, высокой дисциплины труда и pосту его эффективности. Неблагоприятная — затрудняет эффективное решение производственных задач.
В зависимости от наличия тех или иных социальных групп обра^ зуются различные социальные срезы трудовой организации. В это связи выделяют следующие разновидности социальной структуры: функционально-производственная, национальная, профессионально-квалификационная, демографическая, социально-психологическая и др.
Функционально-производственная структура складывается из функций, выполняемых работниками, и их функциональных групп: служащих, рабочих, младшего обслуживающего персонала, учеников, военизированной и пожарной охраны итд. Эти функциональные группы объединяются в производственные подразделения, имеющие иерархию и подчиняющиеся определенным должностным лицам.
Национальная структура коллектива еще сравнительно недавно имела второстепенное значение. Однако с распадом СССР, ростом сепаратизма и национального самосознания национальный состав трудовой организации становится заметным фактором стабильности или, наоборот, повышенной напряженности.
Профессионально-квалификационная структура образуется работниками разных профессиональных групп, подразделяемых по уровню квалификации, образованию, производственному стажу.
Демографическая структура трудовой организации (коллектива) определяется его составом по возрасту, полу. Социологические исследования подтверждают, что однополый коллектив менее эффективен, чем разнополый. Большое значение имеет также "сочетание "возрастных групп. Преобладание людей старшего возраста характеризуется высокой трудовой и производственной дисциплиной, но при этом возрастают элементы консерватизма к новациям, повышается уровень потерь рабочего времени из-за роста заболеваний работников и т.д. Преобладание молодежи также отличается специфическими проявлениями: повышенной текучестью кадров, более быстрой реакцией на нововведения и др.
Социально-психологические группы формируются по общности интересов, ценностных ориентации, увлечений. В их состав могут входить работники разных целевых групп.
Совокупность указанных, а также других социальных групп формирует в трудовой организации определенный морально-психологический климат, особенности отношения к труду, состояние сплоченности или разобщенности, большей или меньшей заинтересованности в достижении общих целей производства и тд.
В задачи социологов на предприятии входит изучение социальной структуры организации, ее изменений, выявление позитивных и негативных тенденций в динамике социальных групп, разработка мер, направленных на оптимизацию социальных процессов через изменение социальной структуры.
10.4. Социальная организация, ее структура
Социальная организация (от позднелатинского organize — сообщаю стройный вид) — в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле — социальная подсистема. Социальная организация представляет собой систему социальных групп и отношений между ними. В ней взаимодействуют различные социальные группы, члены которых интегрированы интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности Социальная организация промышленного предприятия представляет собой систему социальных групп, выполняющих определенные производственные функции, которые способствуют достижению общей цели или целеу. Это обычно работники (организационно оформленная общность людей), объединяющиеся для создания или производства определенной продукции с помощью материальных средств и предметов труда.
Социальная организация обычно характеризуется следующими основными признаками:
• наличие единой цели (производство продукции или оказание услуг);
• существование системы власти, управления, которые подразумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности;
• распределение функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, находящихся во взаимодействии друг с другом.
Социальная организация относится к наиболее сложному типу организационных систем, поскольку в ее природе заложена известная Двойственность: во-первых, она создается для решения определенных задач и, во-вторых, выступает социальной средой общения и предметной деятельности людей. На заранее созданную социальную организацию накладывается целая система межличностных отношений.
Перед трудовой социальной организацией, как правило, ставится две задачи: повышение экономической эффективности производства и качества выпускаемой продукции и труда, а также социальное развитие коллектива или работника как личности. На основании этих задач в трудовой организации можно выделить два типа структур социальной организации: производственную и непроизводственную.
Производственный тип структуры формируется в зависимости от производственных факторов деятельности людей и включает такие компоненты общей структуры, как: функциональную (содержание труда); профессиональную (подготовка и переподготовка кадров); социально-психологическую (межличностные отношения) и управленческую (система управления). Качественными признаками функционирования этого типа структуры выступают потребности и интересы, требования работника к труду и в первую очередь к содержанию и условиям труда, к условиям своего профессионального роста, к организации труда. Специфическую область явлений, связанных с производственной структурой, составляет система мероприятий по развитию мотивации производственной активности (моральное и материальное стимулирование и т.д.).
Рис. 10.1. Структура социальной организации трудовою коллектива
Непроизводственный тип структуры возникает, когда члены трудовой организации (коллектива) участвуют в различных видах внепроизводственной деятельности, заполняющей внерабочее и свободное от работы время работников. К непроизводственной структуре можно отнести значительную часть деятельности общественных, культурных, спортивных и других организаций.
Общая структура социальной организации промышленного предприятия возникает и развивается как в рабочее, так и в свободное от работы время. Эти социальные организации взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга (рис. 10.1).
В социальную структуру трудовой организации (коллектива) входят социальные процессы и явления, знание которых также крайне необходимо.
10.5. Основные социальные процессы и
явления в трудовой организации
В трудовой организации как целостной системе происходят непрерывное движение всех ее структурных элементов, их воспроизводство и более или менее значительные изменения. Эти изменения представляют собой совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других.
Под социальным процессом в трудовой организации понимается последовательная смена социальной организации в целом или отдельных ее структурных элементов. Эта смена может быть прогрессивной, когда она отвечает требованиям общественного прогресса и направлена на реализацию прогрессивных целей, регрессивной, когда идет разрушение имеющихся структур и не предлагается ничего нового взамен, и изменения в рамках сохранения исходного состояния. Все эти процессы можно сгруппировать и классифицировать в трудовой организации в три основные группы.
1 группа — процессы формирования и развития организации как целостной социальной общности. Они включают в себя:
прогнозирование потребности в кадрах. Трудовая организация может функционировать эффективно лишь при количественном и качественном соответствии ее подсистем друг другу и целям организации. В условиях рынка, научно-технического прогресса и конкуренции необходимо предусматривать и проводить подготовку и переподготовку кадров в соответствии с последними техническими и технологическими изменениями. Целесообразно прогнозировать и естественное движение кадров (выход на пенсию, служба в армии и т.д.), принимать меры для их профессиональной подготовки и своевременного восполнения потребностей организации в них;
подбор и расстановка кадров. Предусматривает профессиональную ориентацию молодежи в соответствии с потребностями трудовой организации; профессиональный отбор, когда трудовая организация направляет на профессиональную учебу своих работников с учетом их индивидуальных особенностей и склонностей;
подбор для работы в трудовой организации людей, которые могут быть использованы на предприятии (организации) с наибольшей эффективностью как для производства, так и для самого работника;
адаптацию работников, когда в организации создаются все необходимые условия для сокращения срока вживаемости новых работников в коллектив; расстановку кадров, когда при предоставлении работы учитываются способности и склонности индивида; высвобождение и переподготовку кадров, когда не справляющиеся со своей работой работники или переучиваются, или освобождаются;
стабилизация коллектива, социальной организации. В данном случае постоянно изучаются и анализируются причины миграции (увольнения) работников из трудовой организации. Если количество увольняемых превышает 7—8%, то необходимо принимать меры по устранению причин увольнения. Причины необходимо рассматривать всесторонне. Они могут быть внешние и внутренние, объективные и субъективные.
2 группа — процессы изменения условий и качества труда и жизни членов коллектива. Сюда входят:
условия использования трудового потенциала. Все работники трудовой организации должны использоваться в процессе труда с наибольшей эффективностью (с учетом специальности, профессии, образования и способностей);
условия удовлетворения первичных жизненных потребностей. Необходимо повышать материальную заинтересованность всех категорий работников с помощью обоснованной дифференцированной оплаты труда, а уровень оплаты труда поставить в прямую зависимость от трудового вклада работника. При этом ни в коем случае не допускать уравниловки и снять все ограничения с заработка;
условия труда, развитие социально, производственной инфраструктуры. Прежде всего это создание необходимых санитарно-гигиенических условий труда, комфортности. В систему факторов, определяющих комфортность труда, входят: социально-психологические условия; организационно-технические (уровень механизации и автоматизации производственных процессов, организация и оперативность управления, компетентность и т.д.), психофизиологические; эстетические (особенности формирования эмоций, удобство рабочего места и т.д.);
условия быта, развитие социально-бытовой инфраструктуры. Трудовым организациям необходимо принимать участие или самостоятельно решать проблему по развитию социально-бытовой инфраструктуры с учетом перспективных норм, комфорта и благоустроенности;
условия удовлетворения духовных потребностей. Трудовой организации, ее руководителям не должно быть безразлично, как ее сотрудники проводят свое свободное от работы время. Необходимо, чтобы отдых был активным и способствовал восстановлению (рекреации) физических и духовных сил человека;
условия удовлетворения трудовых и гражданских прав. Безусловно, трудовые и гражданские права работников должны соблюдаться. По этому вопросу администрация трудовой организации должна работать в контакте с профсоюзом;
условия участия трудящихся в управлении делами коллектива (организации). В условиях расширения производственной самостоятельности необходимо активно внедрять “партисипативные методы управления”, когда наемному работнику на всех уровнях делегируются дополнительные полномочия в управлении производством, участии в собственности, распределении прибыли и т.д. Очевидно, что новая философия взаимоотношений внутри предприятий, фирм должна формироваться и в российской экономической среде.
3 группа — динамика формирования и развития социальных качеств людей. Данная группа включает:
изменения в системе потребностей и ценностных ориентациях работников. Рыночная система хозяйствования больше, чем командно-административная, ориентирована на учет потребностей и интересов людей. Поэтому одной из основных целей реформирования общества является переход от режима запретов к условиям, наиболее благоприятствующим раскрытию творческих начал людей, на максимум свободы в экономической деятельности. Следовательно, ориентация на социальные интересы людей, их потребности — постоянный, возобновляемый источник экономического развития;
динамика состояния дисциплины и правопорядка в трудовой организации. В целях эффективного регулирования проблем трудовой дисциплины и правопорядка в трудовой организации должны изучаться и регулироваться следующие вопросы: состояние трудовой дисциплины и тенденции ее изменения; состав нарушителей трудовой дисциплины и их причины (по категориям работников, социальным и демографическим группам); влияние условий и организации труда, бытовых условий на состояние трудовой дисциплины;
существующая практика морального и материального воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, ее эффективность и т.д.;
изменения в уровне и направленности трудовой, социальной и других видах активности. Уровень и направленность всех видов активности необходимо периодически изучать и вносить коррективы в различные формы ее стимулирования. У каждого вида активности есть свои показатели (критерии), которые можно измерить с помощью социологических исследований;
изменения в образовательной подготовке и культурном уровне развития работников. Необходимо постоянно измерять средний уровень образования работников трудовой организации и принимать меры по его повышению. Чем выше образовательный и культурный уровень работника, тем выше эффективность и качество его труда. Поэтому в трудовых организациях должна существовать система непрерывного Развития образовательного и культурного уровня работников;
Динамика формирования и готовности работников к инновационной деятельности:
В условиях рынка и жесткой конкуренции работники должны быть предрасположены к инновационной деятельности, научиться искать и находить новые пути улучшения производственной деятельности ^и наименьших затратах труда, сырья, материалов и тд.
Рассмотренные три группы процессов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Выделение их в группы является чисто условным, но такое абстрагирование предоставляет возможность операционализи-ровать и измерить каждый процесс в отдельности с помощью социологических методов исследования.
Американскими социологами Р. Парку и Э. Берджесу была разработана классификация социальных процессов, которая относится и к трудовой организации. Среди них: кооперация, конкуренция, приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамизация. К ним обычно добавляются социальные процессы, происходящие только в группах. Это поддержание границ и систематические связи.
10.6. Специфика исследований проблем
трудовой организации в условиях рынка
Специфика исследований состоит в использовании специальных социологических и социально-психологических методов, которые взаимно дополняют друг друга и несут большое количество новой информации. Социологическое исследование включает пять взаимосвязанных этапов:
• подготовка исследования;
• сбор первичной информации, необобщенных сведений, подлежащих дальнейшей обработке;
• подготовка собранной информации к обработке и ее обработка;
• анализ обработанной информации;
• написание по результатам исследования отчета с выводами и рекомендациями.
На первом этапе исследования составляются программа или проект исследования, устанавливается выборка (единица наблюдения), определяются методы сбора информации, проводится пробное (пилотажное) исследование. Программа исследования содержит общий контур исследования. В ней формулируются проблема, объект и предмет исследования, цели, задачи и гипотезы исследования, определяется его новизна, осуществляется операционализация понятий (когда теоретические характеристики и понятия каких-либо процессов и явлений переводятся на эмпирический уровень, могут быть измерены), разрабатывается рабочий план исследования с установлением сроков, исполнителей, материальной базы.
Для сбора информации используют: анализ документов, опрос, эксперимент. Вот лишь некоторые проблемы, требующие исследования в условиях рыночной системы хозяйствования:
• проблемы, связанные с условием и содержанием труда;
• материальное положение работников и их социальная защита;
• перспективы развития трудовой организации в условиях разнообразия форм собственности, проблемы его выживания;
• трудовое поведение, факторы и условия, на него влияющие;
• проблемы, связанные с удовлетворенностью трудом, его мотивацией;
• отношение к труду и трудовая адаптация;
• трудовой конфликт, причины, пути разрешения и т.д. В настоящее время проблемы собственности и приватизации становятся крайне актуальными. Поэтому всегда необходим анализ не только их экономических, но и социальных аспектов. Рассматривая собственность с точки зрения социологии, мы видим, что она является объектом внимания людей, играет очевидную или скрытую роль в их жизни, трудовой и экономической деятельности, к ней стремятся, т.е. собственности свойственны социальные аспекты. В качестве наиболее универсальных можно назвать следующие:
• условия достижения, поддержания и реализации власти, господства над людьми, подчинения конкретных индивидов, групп, субъектов;
• способ максимального богатства, самого привлекательного и легкого вида дохода, получения перспективной прибыли, а не текущей заработной платы;
• социальный престиж, условия вхождения в класс собственников, более привлекательный, нежели класс наемных работников;
• фактор свободы и самостоятельности, реализации предпринимательской психологии;
• возможность принятия управленческих решений;
• механизм защиты в трудовых отношениях, гарантии рабочего места, контроля заработной платы, условий труда и реализации его продукта и т.д.
Понимание социального значения собственности еще не дает полного ответа на вопрос о том, почему люди ведут себя определенным образом в конкретных ситуациях урегулирования отношений собственности, согласования и споров по поводу прав владения и распоряжения. Существует немало причин этого поведения. Попробуем сформулировать лишь некоторые из них.
Прежде всего люди различаются в своих потребностях и интересах, поэтому в разной степени нуждаются в собственности как средстве их реализации. Если одни стремятся быть собственниками во что бы то ни стало, то другим собственность безразлична, они не связывают с ней собственное благополучие вообще или не считают ее необходимой в каком-то частном случае.
Большое количество людей относится к государственной собственности как к наилучшему социально-экономическому устройству или, наоборот, рассматривает частную собственность как естественный образ жизни и способ решения всех проблем. Даже среди реальных собственников мы найдем противников приватизации, а среди несобственников — ее “бескорыстных” сторонников. Целые слои населения относятся к приватизации как к очередной политической кампании, либо “большой политике”, в которую не следует вмешиваться и которая скоро пройдет. Поэтому они занимают либо пассивно-безразличную позицию, либо активно-критическую. Ведь собственность в случае приватизации — это не только блага и прибыль, но и ответственность. Все люди в разной степени способны к ответственности и это необходимо учитывать при изучении данного вопроса.
В отношении к собственности и приватизации наглядно проявляются социально-психологические факторы подражания. С одной стороны, естественны быстрые действия из-за боязни отстать от других, оказаться последним, упустить момент для занятия достойной позиции в новых условиях труда и хозяйствования; с другой — осторожность, вытекающая из стремления не выполнять рискованную роль лидера, а следовать уже реальным примерам благополучной реформы. При исследовании трудовой организации необходимо учитывать как разнообразие форм собственности, так и процент собственников (процент собственности у администрации; специалистов в области инженерного и экономического труда; работников, выполняющих квалифицированные функции, рабочих, предпринимателей, иностранных лиц и компаний и т.д.), так как это сказывается на социальных процессах и внутренних взаимоотношениях работников в трудвой организации.
Анализ изменения форм собственности позволит изучить, как меняется менталитет отдельных работников, целых социальных групп, их трудовое поведение. Например, исчезают конфликты и забастовки, поскольку в сознании людей повышается цена рабочего времени, ослабевает необходимость строгого административного контроля за трудом, люди начинают освобождаться от иждивенческих отношений, ожиданий дотаций и т.д. Даже рабочие в случае изменения собственности начинают более критически и принципиально относиться к штату и персоналу, структуре и эффективности рабочих мест. Изменение трудового поведения можно заметить и на обыденном уровне. Сами работники начинают оценивать частные организации и предприятия более высоко, чем государственные, и судят об этом по заработной плате, качеству товаров, стилю взаимоотношений с клиентами, ответственности и переживанию работников за авторитет предприятия.
Однако есть факты, показывающие, что изменение собственности не влияет на менталитет работника. Когда предприятие продолжает работать “по старинке”, низок уровень оплаты труда, нет ожидаемого всплеска трудовой активности работников, сказывается фактор социальной инерции и тд. И это тоже необходимо изучать.
В новых условиях хозяйствования должно изучаться и отношение работников к личному, чужому, общему. Людям свойственна сложная психология в этом вопросе. Если одни воспринимают чужое и общее как личное, то другие — личное как чужое и общее. Это может проявляться в отношении к собственности на средства производства в трудовых организациях и во влиянии этого отношения на трудовое поведение. Нельзя упускать из виду и процесс криминализации собственности, так как эти проблемы беспокоят разные слои населения.
Подводя итоги анализа роли и значения трудовой организации в Развитии общества, необходимо подчеркнуть следующие моменты.
1. Существуют разные подходы к определению и изучению трудовой организации, трудового коллектива. Мы считаем, что в условиях рыночной экономики необходимо очень осторожно относиться к понятию “трудовой коллектив” и шире использовать понятие “трудовая организация”.
2. Изучение трудовой организации, ее социальной структуры имеет фундаментальной значение, так как необходимо обеспечить эффективную работу трудовой организации как важного и необходимого условия вывода страны из затянувшегося кризиса.
3. Учитывая, что трудовая организация объединяет людей для совместной деятельности и возрастает значение человеческого фактора в повышении эффективности производства, в главе подробно анализируются социальная организация, основные социальные процессы и явления, которые протекают в ней. Данный подход позволяет более плодотворно подойти к поиску резервов в повышении эффективности и качества труда.
Вопросы для контроля и обсуждения
1. Дайте характеристику понятий “трудовой коллектив”, “трудовая организация”. Что у них общего и какие различия?
2. По каким основаниям можно различать трудовые организации?
3. Дайте характеристику понятия “трудовая среда”.
4. Определите, что понимается под социальной структурой трудовой организации.
5. Перечислите разновидности социальных структур трудовой организации.
6. Охарактеризуйте такое понятие, как “социальная организация”.
7. Перечислите основные признаки социальной организации.
8. Раскройте содержание структуры социальной организации.
9. Что понимается под социальным процессом?
10. Какие бывают социальные процессы в трудовой организации?
11. Раскройте содержание первой группы социальных процессов.
12. Дайте характеристику второй группы социальных процессов.
13. Расскажите о третьей группе социальных процессов в трудовой организации.
14. В чем специфика исследования проблем трудовой организации
социологическими методами?
15. Перечислите некоторые исследовательские направления актуальных проблем трудовой организации в условиях рынка.
ТРУДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (КОЛЛЕКТИВ). СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ В ТРУДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
10.1. Роль и значение трудовой организации в
В условиях существования разнообразных форм собственности, рынка и конкуренции значительно изменяются роль и значение трудовых организаций. Постепенно расширяются их полномочия и самостоятельность в принятии различного рода решений, в развитии управления и самоуправления. Однако прежде чем вести разговор о трудовой организации, необходимо остановиться на некоторых часто употребляемых, особенно в нашей отечественной литературе, понятиях и характеристиках.
Трудовой коллектив — это объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на государственном, кооперативном, общественном, частном предприятии, учреждении, организации. В составе единого трудового коллектива действуют трудовые коллективы цехов, отделов, участков, бригад и других подразделений.
Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей). Чтобы организация состоялась как таковая, необходимо наличие по крайней мере:
• двух людей, которые сознательно считают себя частью этой группы;
• одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы;
• членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Трудовая организация — это организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг. Такие трудовые организации часто называют трудовыми коллективами. Мы в дальнейшем будем пользоваться понятием “трудовая организация”. Трудовые организации исторически возникают для удовлетворения общественных и личных потребностей людей на основе общественного разделения труда.
Необходимо выяснить различия между трудовой и производственной организациями. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ. Трудовая организация значительно шире производственной и охватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских, культурно-просветительских, административных и других организаций. Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни. Их можно различать по двум основаниям:
по форме собственности: государственная, кооперативная, акционерная, собственность трудового коллектива, частная, совместная с иностранным капиталом, иностранная.
по с ф е р а м деятельности: организации, действующие в сфере материального производства (в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве итд.), и организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.).
Роль и значение трудовых организаций в развитии общества огромны. От эффективности и качества труда работников в конечном счете зависят процветание общества, уровень и качество жизни людей. Путь к успеху каждой трудовой организации — это снижение себестоимости и издержек производства, повышение его эффективности, технического и технологического уровня и уровня организации производства; повышение объемов и качества выпускаемой продукции и услуг; максимальный учет запросов потребителя и снижение цен с целью завоевания рынка сбыта, в конечно счете — путь улучшения всей экономики и уровня жизни населе ния в частности. Каждой такой трудовой организации присущ своя трудовая среда.
10.2. Понятие и элементы трудовой среды
Человеческий труд с социологической точки зрения определяется как целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он создает материальные и духовные ценности для удовлетворения существенных'человеческих потребностей, совершается всегда в определенном пространстве и времени, определенными средствами труда в рамках конкретных общественных отношений, возникающих между людьми в процессе их трудовой деятельности. Отсюда под средой можно понимать совокупность условий и воздействий, имеющихся в некотором окружении. Человеческая трудовая деятельность осуществляется в трудовой среде. Поэтому под трудовой средой понимаются средства, условия труда и взаимоотношения индивидов, участвующих в прудовом процессе. Трудовая среда включает физические факторы — это воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т.д. и технико-технологические факторы — это средства труда, предметы труда и технологический процесс.
Средства труда представляют собой вещи, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда и видоизменяют их. К средствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, все виды транспорта, линии электропередач и тд. Ведущая роль в средствах труда принадлежит орудиям производства, так как именно от них зависит сила воздействия на природу. Средства труда и предметы труда составляют средства производства. Но сами средства производства никаких материальных благ произвести не могут. Поэтому решающим фактором всякого производства, трудовой организации является сам человек, его рабочая сила.
Средства труда, предметы труда и люди в трудовой организации находятся в постоянном взаимодействии. Элементы физической трудовой среды подвержены постоянным изменениям. Эти изменения лроисходят быстрее среди элементов физической трудовой среды, являющихся продуктом человеческого труда, и порождают целый ряд социальных последствий. Изменение материальных элементов физичкой трудовой среды, составляющих часть природы, происходит медленнее и до определенного момента с меньшим числом социальныx последствий. Положение человека в трудовой среде различно и зависит от того, преобладают ли в физической трудовой среде материальные факторы, являющиеся частью природы, или материальные факторы, являющиеся продуктом человеческого труда.
Отношения, в которые вступают люди в процессе трудовой деятельности, образуют социальную трудовую среду. С социологической точки зрения труд в первую очередь представляет собой отношение, возникающее между конкретными людьми — участниками процесса труда. В ходе трудовой деятельности люди вступают в общественные отношения, и в рамках этих отношений формируются межличностные отношения, взаимное поведение индивидов. Характер межличностных отношений в трудовой среде определяется социальным статусом и ролью индивида в трудовой организации и оказывает существенное влияние на поведение человека в трудовой среде и достижение эффекта трудовой деятельности.
Наряду с вышеуказанными факторами трудовой среды на поведение работников и эффективность трудовой деятельности существенно влияют: формы организации и оплаты труда, производственно-бытовые условия, жизненное окружение работников, внепроизводст-венная деятельность людей и т д.
Наличие большого количества факторов и разнообразие выполняемых работником трудовых функций свидетельствуют о социальной неоднородности труда. В этой связи актуальным становится изучение социальной структуры трудовой организации.
10.3. Социальная структура трудовой
Сандальная структура трудовой организации — это ее строение, которое определяется составом и сочетанием в ней различных социальных групп. Под социальной группой понимают обычно совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и тд.
Социальная структура трудовой организации — это важный параметр, влияющий на эффективность деятельности предприятия. Благоприятная социальная структура способствует развитию трудовой активности, творческой инициативы, высокой дисциплины труда и pосту его эффективности. Неблагоприятная — затрудняет эффективное решение производственных задач.
В зависимости от наличия тех или иных социальных групп обра^ зуются различные социальные срезы трудовой организации. В это связи выделяют следующие разновидности социальной структуры: функционально-производственная, национальная, профессионально-квалификационная, демографическая, социально-психологическая и др.
Функционально-производственная структура складывается из функций, выполняемых работниками, и их функциональных групп: служащих, рабочих, младшего обслуживающего персонала, учеников, военизированной и пожарной охраны итд. Эти функциональные группы объединяются в производственные подразделения, имеющие иерархию и подчиняющиеся определенным должностным лицам.
Национальная структура коллектива еще сравнительно недавно имела второстепенное значение. Однако с распадом СССР, ростом сепаратизма и национального самосознания национальный состав трудовой организации становится заметным фактором стабильности или, наоборот, повышенной напряженности.
Профессионально-квалификационная структура образуется работниками разных профессиональных групп, подразделяемых по уровню квалификации, образованию, производственному стажу.
Демографическая структура трудовой организации (коллектива) определяется его составом по возрасту, полу. Социологические исследования подтверждают, что однополый коллектив менее эффективен, чем разнополый. Большое значение имеет также "сочетание "возрастных групп. Преобладание людей старшего возраста характеризуется высокой трудовой и производственной дисциплиной, но при этом возрастают элементы консерватизма к новациям, повышается уровень потерь рабочего времени из-за роста заболеваний работников и т.д. Преобладание молодежи также отличается специфическими проявлениями: повышенной текучестью кадров, более быстрой реакцией на нововведения и др.
Социально-психологические группы формируются по общности интересов, ценностных ориентации, увлечений. В их состав могут входить работники разных целевых групп.
Совокупность указанных, а также других социальных групп формирует в трудовой организации определенный морально-психологический климат, особенности отношения к труду, состояние сплоченности или разобщенности, большей или меньшей заинтересованности в достижении общих целей производства и тд.
В задачи социологов на предприятии входит изучение социальной структуры организации, ее изменений, выявление позитивных и негативных тенденций в динамике социальных групп, разработка мер, направленных на оптимизацию социальных процессов через изменение социальной структуры.
10.4. Социальная организация, ее структура
Социальная организация (от позднелатинского organize — сообщаю стройный вид) — в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле — социальная подсистема. Социальная организация представляет собой систему социальных групп и отношений между ними. В ней взаимодействуют различные социальные группы, члены которых интегрированы интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности Социальная организация промышленного предприятия представляет собой систему социальных групп, выполняющих определенные производственные функции, которые способствуют достижению общей цели или целеу. Это обычно работники (организационно оформленная общность людей), объединяющиеся для создания или производства определенной продукции с помощью материальных средств и предметов труда.
Социальная организация обычно характеризуется следующими основными признаками:
• наличие единой цели (производство продукции или оказание услуг);
• существование системы власти, управления, которые подразумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности;
• распределение функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, находящихся во взаимодействии друг с другом.
Социальная организация относится к наиболее сложному типу организационных систем, поскольку в ее природе заложена известная Двойственность: во-первых, она создается для решения определенных задач и, во-вторых, выступает социальной средой общения и предметной деятельности людей. На заранее созданную социальную организацию накладывается целая система межличностных отношений.
Перед трудовой социальной организацией, как правило, ставится две задачи: повышение экономической эффективности производства и качества выпускаемой продукции и труда, а также социальное развитие коллектива или работника как личности. На основании этих задач в трудовой организации можно выделить два типа структур социальной организации: производственную и непроизводственную.
Производственный тип структуры формируется в зависимости от производственных факторов деятельности людей и включает такие компоненты общей структуры, как: функциональную (содержание труда); профессиональную (подготовка и переподготовка кадров); социально-психологическую (межличностные отношения) и управленческую (система управления). Качественными признаками функционирования этого типа структуры выступают потребности и интересы, требования работника к труду и в первую очередь к содержанию и условиям труда, к условиям своего профессионального роста, к организации труда. Специфическую область явлений, связанных с производственной структурой, составляет система мероприятий по развитию мотивации производственной активности (моральное и материальное стимулирование и т.д.).
Рис. 10.1. Структура социальной организации трудовою коллектива
Непроизводственный тип структуры возникает, когда члены трудовой организации (коллектива) участвуют в различных видах внепроизводственной деятельности, заполняющей внерабочее и свободное от работы время работников. К непроизводственной структуре можно отнести значительную часть деятельности общественных, культурных, спортивных и других организаций.
Общая структура социальной организации промышленного предприятия возникает и развивается как в рабочее, так и в свободное от работы время. Эти социальные организации взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга (рис. 10.1).
В социальную структуру трудовой организации (коллектива) входят социальные процессы и явления, знание которых также крайне необходимо.
10.5. Основные социальные процессы и
явления в трудовой организации
В трудовой организации как целостной системе происходят непрерывное движение всех ее структурных элементов, их воспроизводство и более или менее значительные изменения. Эти изменения представляют собой совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других.
Под социальным процессом в трудовой организации понимается последовательная смена социальной организации в целом или отдельных ее структурных элементов. Эта смена может быть прогрессивной, когда она отвечает требованиям общественного прогресса и направлена на реализацию прогрессивных целей, регрессивной, когда идет разрушение имеющихся структур и не предлагается ничего нового взамен, и изменения в рамках сохранения исходного состояния. Все эти процессы можно сгруппировать и классифицировать в трудовой организации в три основные группы.
1 группа — процессы формирования и развития организации как целостной социальной общности. Они включают в себя:
прогнозирование потребности в кадрах. Трудовая организация может функционировать эффективно лишь при количественном и качественном соответствии ее подсистем друг другу и целям организации. В условиях рынка, научно-технического прогресса и конкуренции необходимо предусматривать и проводить подготовку и переподготовку кадров в соответствии с последними техническими и технологическими изменениями. Целесообразно прогнозировать и естественное движение кадров (выход на пенсию, служба в армии и т.д.), принимать меры для их профессиональной подготовки и своевременного восполнения потребностей организации в них;
подбор и расстановка кадров. Предусматривает профессиональную ориентацию молодежи в соответствии с потребностями трудовой организации; профессиональный отбор, когда трудовая организация направляет на профессиональную учебу своих работников с учетом их индивидуальных особенностей и склонностей;
подбор для работы в трудовой организации людей, которые могут быть использованы на предприятии (организации) с наибольшей эффективностью как для производства, так и для самого работника;
адаптацию работников, когда в организации создаются все необходимые условия для сокращения срока вживаемости новых работников в коллектив; расстановку кадров, когда при предоставлении работы учитываются способности и склонности индивида; высвобождение и переподготовку кадров, когда не справляющиеся со своей работой работники или переучиваются, или освобождаются;
стабилизация коллектива, социальной организации. В данном случае постоянно изучаются и анализируются причины миграции (увольнения) работников из трудовой организации. Если количество увольняемых превышает 7—8%, то необходимо принимать меры по устранению причин увольнения. Причины необходимо рассматривать всесторонне. Они могут быть внешние и внутренние, объективные и субъективные.
2 группа — процессы изменения условий и качества труда и жизни членов коллектива. Сюда входят:
условия использования трудового потенциала. Все работники трудовой организации должны использоваться в процессе труда с наибольшей эффективностью (с учетом специальности, профессии, образования и способностей);
условия удовлетворения первичных жизненных потребностей. Необходимо повышать материальную заинтересованность всех категорий работников с помощью обоснованной дифференцированной оплаты труда, а уровень оплаты труда поставить в прямую зависимость от трудового вклада работника. При этом ни в коем случае не допускать уравниловки и снять все ограничения с заработка;
условия труда, развитие социально, производственной инфраструктуры. Прежде всего это создание необходимых санитарно-гигиенических условий труда, комфортности. В систему факторов, определяющих комфортность труда, входят: социально-психологические условия; организационно-технические (уровень механизации и автоматизации производственных процессов, организация и оперативность управления, компетентность и т.д.), психофизиологические; эстетические (особенности формирования эмоций, удобство рабочего места и т.д.);
условия быта, развитие социально-бытовой инфраструктуры. Трудовым организациям необходимо принимать участие или самостоятельно решать проблему по развитию социально-бытовой инфраструктуры с учетом перспективных норм, комфорта и благоустроенности;
условия удовлетворения духовных потребностей. Трудовой организации, ее руководителям не должно быть безразлично, как ее сотрудники проводят свое свободное от работы время. Необходимо, чтобы отдых был активным и способствовал восстановлению (рекреации) физических и духовных сил человека;
условия удовлетворения трудовых и гражданских прав. Безусловно, трудовые и гражданские права работников должны соблюдаться. По этому вопросу администрация трудовой организации должна работать в контакте с профсоюзом;
условия участия трудящихся в управлении делами коллектива (организации). В условиях расширения производственной самостоятельности необходимо активно внедрять “партисипативные методы управления”, когда наемному работнику на всех уровнях делегируются дополнительные полномочия в управлении производством, участии в собственности, распределении прибыли и т.д. Очевидно, что новая философия взаимоотношений внутри предприятий, фирм должна формироваться и в российской экономической среде.
3 группа — динамика формирования и развития социальных качеств людей. Данная группа включает:
изменения в системе потребностей и ценностных ориентациях работников. Рыночная система хозяйствования больше, чем командно-административная, ориентирована на учет потребностей и интересов людей. Поэтому одной из основных целей реформирования общества является переход от режима запретов к условиям, наиболее благоприятствующим раскрытию творческих начал людей, на максимум свободы в экономической деятельности. Следовательно, ориентация на социальные интересы людей, их потребности — постоянный, возобновляемый источник экономического развития;
динамика состояния дисциплины и правопорядка в трудовой организации. В целях эффективного регулирования проблем трудовой дисциплины и правопорядка в трудовой организации должны изучаться и регулироваться следующие вопросы: состояние трудовой дисциплины и тенденции ее изменения; состав нарушителей трудовой дисциплины и их причины (по категориям работников, социальным и демографическим группам); влияние условий и организации труда, бытовых условий на состояние трудовой дисциплины;
существующая практика морального и материального воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, ее эффективность и т.д.;
изменения в уровне и направленности трудовой, социальной и других видах активности. Уровень и направленность всех видов активности необходимо периодически изучать и вносить коррективы в различные формы ее стимулирования. У каждого вида активности есть свои показатели (критерии), которые можно измерить с помощью социологических исследований;
изменения в образовательной подготовке и культурном уровне развития работников. Необходимо постоянно измерять средний уровень образования работников трудовой организации и принимать меры по его повышению. Чем выше образовательный и культурный уровень работника, тем выше эффективность и качество его труда. Поэтому в трудовых организациях должна существовать система непрерывного Развития образовательного и культурного уровня работников;
Динамика формирования и готовности работников к инновационной деятельности:
В условиях рынка и жесткой конкуренции работники должны быть предрасположены к инновационной деятельности, научиться искать и находить новые пути улучшения производственной деятельности ^и наименьших затратах труда, сырья, материалов и тд.
Рассмотренные три группы процессов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Выделение их в группы является чисто условным, но такое абстрагирование предоставляет возможность операционализи-ровать и измерить каждый процесс в отдельности с помощью социологических методов исследования.
Американскими социологами Р. Парку и Э. Берджесу была разработана классификация социальных процессов, которая относится и к трудовой организации. Среди них: кооперация, конкуренция, приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамизация. К ним обычно добавляются социальные процессы, происходящие только в группах. Это поддержание границ и систематические связи.
10.6. Специфика исследований проблем
трудовой организации в условиях рынка
Специфика исследований состоит в использовании специальных социологических и социально-психологических методов, которые взаимно дополняют друг друга и несут большое количество новой информации. Социологическое исследование включает пять взаимосвязанных этапов:
• подготовка исследования;
• сбор первичной информации, необобщенных сведений, подлежащих дальнейшей обработке;
• подготовка собранной информации к обработке и ее обработка;
• анализ обработанной информации;
• написание по результатам исследования отчета с выводами и рекомендациями.
На первом этапе исследования составляются программа или проект исследования, устанавливается выборка (единица наблюдения), определяются методы сбора информации, проводится пробное (пилотажное) исследование. Программа исследования содержит общий контур исследования. В ней формулируются проблема, объект и предмет исследования, цели, задачи и гипотезы исследования, определяется его новизна, осуществляется операционализация понятий (когда теоретические характеристики и понятия каких-либо процессов и явлений переводятся на эмпирический уровень, могут быть измерены), разрабатывается рабочий план исследования с установлением сроков, исполнителей, материальной базы.
Для сбора информации используют: анализ документов, опрос, эксперимент. Вот лишь некоторые проблемы, требующие исследования в условиях рыночной системы хозяйствования:
• проблемы, связанные с условием и содержанием труда;
• материальное положение работников и их социальная защита;
• перспективы развития трудовой организации в условиях разнообразия форм собственности, проблемы его выживания;
• трудовое поведение, факторы и условия, на него влияющие;
• проблемы, связанные с удовлетворенностью трудом, его мотивацией;
• отношение к труду и трудовая адаптация;
• трудовой конфликт, причины, пути разрешения и т.д. В настоящее время проблемы собственности и приватизации становятся крайне актуальными. Поэтому всегда необходим анализ не только их экономических, но и социальных аспектов. Рассматривая собственность с точки зрения социологии, мы видим, что она является объектом внимания людей, играет очевидную или скрытую роль в их жизни, трудовой и экономической деятельности, к ней стремятся, т.е. собственности свойственны социальные аспекты. В качестве наиболее универсальных можно назвать следующие:
• условия достижения, поддержания и реализации власти, господства над людьми, подчинения конкретных индивидов, групп, субъектов;
• способ максимального богатства, самого привлекательного и легкого вида дохода, получения перспективной прибыли, а не текущей заработной платы;
• социальный престиж, условия вхождения в класс собственников, более привлекательный, нежели класс наемных работников;
• фактор свободы и самостоятельности, реализации предпринимательской психологии;
• возможность принятия управленческих решений;
• механизм защиты в трудовых отношениях, гарантии рабочего места, контроля заработной платы, условий труда и реализации его продукта и т.д.
Понимание социального значения собственности еще не дает полного ответа на вопрос о том, почему люди ведут себя определенным образом в конкретных ситуациях урегулирования отношений собственности, согласования и споров по поводу прав владения и распоряжения. Существует немало причин этого поведения. Попробуем сформулировать лишь некоторые из них.
Прежде всего люди различаются в своих потребностях и интересах, поэтому в разной степени нуждаются в собственности как средстве их реализации. Если одни стремятся быть собственниками во что бы то ни стало, то другим собственность безразлична, они не связывают с ней собственное благополучие вообще или не считают ее необходимой в каком-то частном случае.
Большое количество людей относится к государственной собственности как к наилучшему социально-экономическому устройству или, наоборот, рассматривает частную собственность как естественный образ жизни и способ решения всех проблем. Даже среди реальных собственников мы найдем противников приватизации, а среди несобственников — ее “бескорыстных” сторонников. Целые слои населения относятся к приватизации как к очередной политической кампании, либо “большой политике”, в которую не следует вмешиваться и которая скоро пройдет. Поэтому они занимают либо пассивно-безразличную позицию, либо активно-критическую. Ведь собственность в случае приватизации — это не только блага и прибыль, но и ответственность. Все люди в разной степени способны к ответственности и это необходимо учитывать при изучении данного вопроса.
В отношении к собственности и приватизации наглядно проявляются социально-психологические факторы подражания. С одной стороны, естественны быстрые действия из-за боязни отстать от других, оказаться последним, упустить момент для занятия достойной позиции в новых условиях труда и хозяйствования; с другой — осторожность, вытекающая из стремления не выполнять рискованную роль лидера, а следовать уже реальным примерам благополучной реформы. При исследовании трудовой организации необходимо учитывать как разнообразие форм собственности, так и процент собственников (процент собственности у администрации; специалистов в области инженерного и экономического труда; работников, выполняющих квалифицированные функции, рабочих, предпринимателей, иностранных лиц и компаний и т.д.), так как это сказывается на социальных процессах и внутренних взаимоотношениях работников в трудвой организации.
Анализ изменения форм собственности позволит изучить, как меняется менталитет отдельных работников, целых социальных групп, их трудовое поведение. Например, исчезают конфликты и забастовки, поскольку в сознании людей повышается цена рабочего времени, ослабевает необходимость строгого административного контроля за трудом, люди начинают освобождаться от иждивенческих отношений, ожиданий дотаций и т.д. Даже рабочие в случае изменения собственности начинают более критически и принципиально относиться к штату и персоналу, структуре и эффективности рабочих мест. Изменение трудового поведения можно заметить и на обыденном уровне. Сами работники начинают оценивать частные организации и предприятия более высоко, чем государственные, и судят об этом по заработной плате, качеству товаров, стилю взаимоотношений с клиентами, ответственности и переживанию работников за авторитет предприятия.
Однако есть факты, показывающие, что изменение собственности не влияет на менталитет работника. Когда предприятие продолжает работать “по старинке”, низок уровень оплаты труда, нет ожидаемого всплеска трудовой активности работников, сказывается фактор социальной инерции и тд. И это тоже необходимо изучать.
В новых условиях хозяйствования должно изучаться и отношение работников к личному, чужому, общему. Людям свойственна сложная психология в этом вопросе. Если одни воспринимают чужое и общее как личное, то другие — личное как чужое и общее. Это может проявляться в отношении к собственности на средства производства в трудовых организациях и во влиянии этого отношения на трудовое поведение. Нельзя упускать из виду и процесс криминализации собственности, так как эти проблемы беспокоят разные слои населения.
Подводя итоги анализа роли и значения трудовой организации в Развитии общества, необходимо подчеркнуть следующие моменты.
1. Существуют разные подходы к определению и изучению трудовой организации, трудового коллектива. Мы считаем, что в условиях рыночной экономики необходимо очень осторожно относиться к понятию “трудовой коллектив” и шире использовать понятие “трудовая организация”.
2. Изучение трудовой организации, ее социальной структуры имеет фундаментальной значение, так как необходимо обеспечить эффективную работу трудовой организации как важного и необходимого условия вывода страны из затянувшегося кризиса.
3. Учитывая, что трудовая организация объединяет людей для совместной деятельности и возрастает значение человеческого фактора в повышении эффективности производства, в главе подробно анализируются социальная организация, основные социальные процессы и явления, которые протекают в ней. Данный подход позволяет более плодотворно подойти к поиску резервов в повышении эффективности и качества труда.
Вопросы для контроля и обсуждения
1. Дайте характеристику понятий “трудовой коллектив”, “трудовая организация”. Что у них общего и какие различия?
2. По каким основаниям можно различать трудовые организации?
3. Дайте характеристику понятия “трудовая среда”.
4. Определите, что понимается под социальной структурой трудовой организации.
5. Перечислите разновидности социальных структур трудовой организации.
6. Охарактеризуйте такое понятие, как “социальная организация”.
7. Перечислите основные признаки социальной организации.
8. Раскройте содержание структуры социальной организации.
9. Что понимается под социальным процессом?
10. Какие бывают социальные процессы в трудовой организации?
11. Раскройте содержание первой группы социальных процессов.
12. Дайте характеристику второй группы социальных процессов.
13. Расскажите о третьей группе социальных процессов в трудовой организации.
14. В чем специфика исследования проблем трудовой организации
социологическими методами?
15. Перечислите некоторые исследовательские направления актуальных проблем трудовой организации в условиях рынка.