Глава 2
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23
2.1. Структура и воспроизводство населения
Состояние и развитие общества в значительной степени определятся количеством и составом его населения. Под населением понимается совокупность люден, живущих на определенной территории— районе, городе, регионе, стране.
Трудовые ресурсы — это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, способная производить материальные блага или оказывать услуги, т.е. трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, тех людей, которые заняты в экономике, а с другой, не занятых, но способных трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.
Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста. В ранний и зрелый период жизни человека они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.
Прежде чем рассматривать основные понятия различных направлений изучения трудовых ресурсов, целесообразно посмотреть на состав и структуру населения и на изменение ее численности.
Под воспроизводством населения понимается процесс непрерывного возобновления поколения людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности. Различают три типа воспроизводства населения:
• расширенное воспроизводство характеризуется превышением числа рождений над числом смертей;
• простое воспроизводство — в этом случае нет прироста, поскольку число рождений равно числу смертей;
• суженное — смертность превышает рождаемость, происходит абсолютное сокращение населения.
Воспроизводство населения имеет не только демографический, но также экономический и социальный аспекты. Оно определяет формирование трудовых ресурсов, освоение территорий, состояние производительных сил, развитие социальной инфраструктуры и т.п.
Население и трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики, которые необходимы для анализа и оценки демографических процессов и выработки стратегии в области управления трудовыми ресурсами. Для характеристики воспроизводства населения применяются показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.
Рождаемость и смертность рассчитываются на 1000 человек населения (в промилле) и измеряются с помощью систем коэффициентов и таблиц. Разница между числом родившихся и умерших при положительном результате называется естественным приростом населения.
и
где КР и КС — соответственно коэффициенты рождаемости и смертности;
Р — число родившихся за год;
С — число умерших за год;
ЧС — среднегодовая численность населения.
Среднегодовая численность определяется на середину года как средняя арифметическая из данных численности населения на начало и конец года или путем прибавления к начальной численности населения половины ее прироста.
Из табл. 2.1 видно, что численность постоянного населения России сокращается при неизменной структуре городского и сельского населения. Падение численности населения вызвано, с одной стороны, уменьшением относительного числа родившихся, с другой — увеличением относительного числа умерших, что предопределило за последние три года естественную убыль населения на 5-6 промилле в год. Относительное число браков и разводов за рассматриваемый период существенных изменений не претерпело.
Таблица 2.1
Численность, состав и показатели естественного
движения населения России
Наименование
|
Единица измерения
|
Годы
|
||
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
Численность постоянного населения (на начало года) млн. чел. 148,7 в том числе: городского % 73 сельского % 27 На тыс. населения: число родившихся чел. 10,7 число умерших чел. 12,2 естественный прирост (+), убыль (-) чел. -1,5 число браков ед. 7,1 число разводов ед. 4,3
|
148,? 73 27 9.4 14,5 -5,1 7,5 4,5
|
: 148,4 73 27 9,6 15,7 -6,1 7,4 4,6
|
148,3 73 27 9,3 15,0 -5,7 7,3 4,5
|
148,0 73 27 8,8 14,3 -5,5 5,9 3,8
|
Источник: Россия в цифрах. Краткий статистический сборник / Госкомстат России. — М., 1997. - С. 8,17, 23.
|
Численность, состав населения во всех странах мира определяется с помощью переписей. Последняя перепись в нашей стране состоялась в 1989 г. Ее основные данные опубликованы и служат базой для получения демографических данных в последующий период. Очередная перепись намечена на 1999 г. Переписи населения дают наиболее точные данные о его численности.
Прогнозирование численности населения позволяет .выявить ожидаемые изменения численности населения; оценить демографическую ситуацию, складывающуюся как в отдельных регионах, так и в целом по стране; определить численность трудовых ресурсов, развитие их образовательного и профессионально-квалификационного уровня; проследить влияние других социально-экономических и экологических факторов на воспроизводственный процесс. Для того чтобы определить перспективную численность населения, при составлении краткосрочного прогноза используется метод ретроспективной экстраполяции, на более долгие сроки — метод передвижки по возрастам.
Т а б л и ц а 2.2
Численность постоянного населения России
(на начало года, тыс. чел.)
|
1990
|
1995
|
1997
|
2000
|
2005
|
2010
|
РФ Районы: Северный Северо-Западный в том числе Санкт-Петербург Центральный в том числе Москва Волго-Вятский Центральночерноземный Поволжский Северо-Кавказский Уральский Западно-Сибирский Восточно-Сибирский Дальневосточный
|
147662,0 6151,2 8255,8 5002,4 30267,5 8910,9 8500,2 7743,1 16387,5 16747,0 20350,0 15969,2 9203,9 8017,5
|
147938,5 5958,2 8050,1 4805,2 29825,5 8625,4 8480,7 7871,2 16883,1 17548,2 20447,7 15148,8 9164,0 7634,7
|
147137,2 5851,3 7981,0 4746,1 29584,4 8546,6 8419,0 7864,1 16888,9 17580,0 20382,0 15107,7 9112,5 7430,8
|
145950 5712 7838 4629 29097 8361 8338 7808 16890 17781 20295 15028 9041 7182
|
143945 5520 7579 4429 28281 8062 8239 7704 16867 18015 20113 14879 8927 6888
|
141569 5336 7312 4225 27420 7760 8138 7585 16751 18137 19865 14619 8825 6666
|
Источник: Статистический бюллетень Госкомстата РФ, 1997.
|
Прогноз численности населения делается с учетом долговременных тенденций рождаемости и смертности, а также возрастно-полового состава населения. Уже с середины 60-х годов рождаемость в стране не обеспечивает простого воспроизводства населения: детей числено меньше, чем их родителей. К началу 70-х годов доминирующей стала двухдетная семья, затем постепенно выросло число семей с одним ребенком. Почти три десятилетия естественный прирост населения благодаря многочисленным поколениям женщин детородного возраста увеличивался, но в 90-х годах доля этих поколений уменьшилась. В ближайшее десятилетие рождаемость будет несколько более высокой, чем в настоящее время. Однако этого будет недостаточно дня возобновления естественного прироста населения.
2.2. Структура формирования трудовых ресурсов
Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой государственных законодательных актов. В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин 16—59 лет включительно и у женщин 16—54 года. Границы трудоспособного возраста в разных странах не одинаковы. В ряде стран нижняя граница трудоспособного возраста установлена в 14— 15 лет (в отдельных — 18 лет), а верхняя — во многих 65 лет для всех, или 65 лет для мужчин и 60—62 года для женщин.
Таблица 2.3
Средняя продолжительность жизни и возраст выхода на пенсию (лет)
Страна
|
Средняя продолжительность жизни
|
Возраст выхода на пенсию (общий)
|
||
Мужчины
|
Женщины
|
Мужчины
|
Женщины
|
|
Россия 64 США 71 Германия 72 Англия 72 Австрия 72 Венгрия 65 Польша 67 Франция 72 Австралия 74 Швеция 80
|
74 60 78 65 78 65 79 65 79 65' 74 60 76 . 65 81 60 80 65 83,7 65
|
55 65 60 60 60 55 60 60 60 65
|
||
Источник: Отчет о Мировом развитии. Кризис старения населения. — Вашинг- тон, 1994.
|
||||
В России не первый год ставится вопрос о необходимости подъема возрастного порога, после достижения которого устанавливается пенсия по возрасту с 60 до 65 лет для мужчин, с 55 до 60 лет для женщин. Такой процесс будет происходить постепенно, поэтапно — вначале до 62-63 лет у мужчин и до 57-58 лет у женщин. Имеются сторонники и противники такого решения. Например, одним из аргументов, выдвигаемым противниками увеличения возраста выхода на пенсию, является ссылка на тяжелое экономическое положение работающего населения в целом.
Начиная с 1993 г. в РФ осуществлен переход на международную систему квалификации состава населения. В соответствии с данной классификацией на рис. 2.1 представлена схема состава трудовых ресурсов.
Рис. 2.1. Трудовые ресурсы и экономически активное население
Экономически активное население — часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных, измеряется по отношению к обследуемому периоду. Для того чтобы определить экономическую активность населения, рассматривается ее уровень:
,
где УЭА — уровень экономической активности населения;
dЭА — доля численности экономически активного населения;
ЧН — общая численность населения.
Как видно из табл. 2.4, остается неизменной тенденция сохранения экономически активного населения и удельного веса занятости населения. В то же время возрастает численность безработных, что дает возможность охарактеризовать картину в целом как негативную.
Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для измерения экономически активного населения. Величина экономически неактивного населения измеряется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории:
• учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры);
• лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии из-за потери кормильца при достижении им пенсионного возраста;
• лица, получающие пенсии по инвалидности (1,2, 3 групп);
• лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.;
• отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
• другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
Таблица 2.4
Численность и состав экономически активного населения России
Наименование показателей
|
Тыс. человек
|
Процент от экономически активного населения
|
||||||||
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
|
Экономически активное население: всего 75665 мужчины 38880 женщины 36785 занятые: всего 72071 мужчины 37063 женщины 35008 безработные: всего* 3594 мужчины 1817 женщины 1777
|
75012 38702 36298 70852 36560 34292 4110 2154 2006
|
73962 39077 34885 68484 36132 32352 5498 2945 2533
|
72872 38899 33973 66441 35413 31028 6431 3486 2945
|
72788 100 38839 100 33949 100 66000 98,3 35112 95,3 30888 95,2 6788 4,7 3727 4,7 3061 4,8
|
100 100 100 94,5 94,4 94,5 5,5 5,6 5,5
|
100 100 100 92,6 92,5 92,7 7,4 7,5 7,3
|
100 100 100 91,2 91.0 91.3 8,3 8,4 8,1
|
100 100 100 90,7 90,4 91,0 9,3 9,6 9,0
|
||
Источник: Россия сии. —в цифрах: Краткий статистический сборник / Госкомстат Рос- М. 1996. - С. 33.
|
||||||||||
*На конец года.
Содержание и характеристику других компонентов трудовых ресурсов мы рассмотрим в разделе “Занятость населения”.
Структура трудовых ресурсов многогранна. Она включает различные компоненты, характеризующие те или иные стороны трудовых ресурсов. Рассмотрим ее составляющие.
Рис. 2.2. Структура трудовых ресурсов
Структура трудовых ресурсов по полу имеет важное значение для формирования эффективной структуры занятости по сферам приложения труда в профессионально-отраслевом и территориальном разрезах и определяется путем выявления соотношений мужчин и женщин, занятых в общественном производстве, домашнем и личном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства и тд. Она различается по территории страны и сферам занятости.
Прежде всего отметим, что в составе трудовых ресурсов России удельный вес мужчин больше, чем женщин. Соотношение такое: мужчины — 62,5%, женщины — 51,2%. Это связано с тем, что трудоспособный возраст у мужчин на 5 лет выше. Однако такое соотношение меняется из-за возрастания смертности мужчин в трудоспособном возрасте.
Уровень образования трудовых ресурсов — важнейшая их качественная характеристика. Он определяется средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, удельным весом специалистов с высшим образованием и другими показателями общества. Уровень образования характеризуется такими показателями, как процент грамотности, среднее число лет обучения, распределение населения по группам в зависимости от полученного образования.
Таблица 2.5
Уровень образования населения
Показатель
|
1989
|
1994
|
Из 1000 человек населения в возрасте 15 лет и старше имеют образование, чел.: высшее незаконченное высшее среднее специальное среднее общее неполное среднее начальное
|
113 17 . 192 274 210 129
|
133 18 219 285 202 100
|
Источник: Россия в цифрах. — М., 1W. — С. 74-75.
|
Как видно из таблицы, число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование, возросло с 322 чел. в 1989 г. до 370 в 1994 г., или на 15%. Средний уровень образования работающего населения в России возрос с 8,1 года в 1970 г. до 11,0 лет в настоящее время, это существенно ниже, чем в США, где он составляет сейчас около 14 лет.
Важную информацию о качестве интеллектуального потенциала дает направленность профессиональной подготовки в системе высшего образования. Сейчас ее структура у нас и на Западе отличается довольно значительно.
Таблица 2.6
Численность выпускников высшей школы по направленности
обучения, в процентах к итогу
|
США
|
Канада
|
Великобритания
|
Франция
|
Россия
|
Сфера образования 9,8 11,1 8,3 3,0 25,8 Гуманитарные и социальные науки 42,2 45,5 39,6 42,7 25,7 Медицина 10,0 10,6 16,8 8,6 7,0 Инженерные науки 5,5 8,0 14,3 3,5 33,7 Сельское хозяйство 1,6 0,8 0,9 0,2 7,8 Другие 30,9 24,0 20,2 42,0
|
|||||
Источник: Экономика и жизнь. - Декабрь 1997. — № 51. — С. 27.
|
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в нашей стране по сравнению с развитыми государствами преобладает подготовка по инженерным специальностям. Зато в области гуманитарных и социальных наук мы серьезно отстаем от других стран.
Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов.
Абсолютный прирост определяется как разность между численностью трудовых ресурсов на начало и конец рассматриваемого периода; обьпно это может быть год или более длительный отрезок времени.
Темп роста рассматривается как отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периодов к их величине в начале периода. Если берется темп за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как средняя геометрическая по следующей формуле:
,
где ТРС_ — среднегодовой темп роста;
n — число лет;
Rn — численность в конце периода;
RO - численность в начале периода.
Темп прироста рассчитывается по формуле:
,
где ТПС - среднегодовой темп прироста.
2.3. Трудовой потенциал: сущность, показатели
Словом “потенциал” обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановке.
Во всем мире пришли к признанию решающей роли главной производительной силы — человека, возможностей и способностей каждого работника, отдельных групп и общества в целом осуществлять и' совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность. В этой связи возникает вопрос, почему же до 80-х годов наша экономическая наука не применяла данный термин? В первую очередь это связано с тем, что на протяжении длительного времени экономическая наука хотя и занималась проблемами трудовых ресурсов. но изучались только три группы населения: трудоспособные в трудоспособном возрасте, фактически занятые в сфере экономики, подростки и пенсионеры. Следовательно, охватывалась только часть трудового потенциала страны, да и то в основном с точки зрения укрупненных объемных характеристик.
Термин “трудовой потенциал” и его понятие начали входить в государственные и правительственные документы с 90-х годов. Так, в мае 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ № 434 “О целевом проекте "формирования трудового потенциала для наукоемкого производства"”. Оно было связано с поддержанием и развитием в этот сложный для России период космической отрасли промышленности.
Можно говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города, области, всего общества, поскольку он представляет собой совокупность всех способностей человека трудиться. Рассмотрим понятие трудовой потенциал с позиции общества, отдельного предприятия, организации, учреждения.
Трудовой потенциал — это ресурсная категория; он должен включать в себя источники, средства, ресурсы труда, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в конкретной области. Таким образом, применительно к пред-, приятию трудовой потенциал — это предельная величина возможного участия трудящихся в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.
Трудовой потенциал предприятия включает несколько половозрастных групп работников, обладающих разными потенциальными возможностями, качественно характеризуется образовательным и профессионально-квалификационным уровнем и стажем работы по избранной специальности. Он формируется под воздействием технических и организационных факторов, так как с целью осуществления производственного процесса с учетом специализации каждое предприятие оснащается необходимым оборудованием.
При определении величины потенциала и его использования, важным является правильный выбор показателя измерения. В качестве главного показателя объема принималась и принимается до сих численность, а показателя использования— человек-год. Исследования, проведенные радом ученых, показывают, что разница в оценке затрат труда в промышленности страны по величине отработанных человеко-часов и среднесписочной численности работников составляет 15%. Следовательно, среднесписочная численность работников, имеющая переменную величину, не может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики ее можно применять только с поправочным коэффициентами. А так как такие коэффициенты разработать очень трудно, то требуется нахождение нового объемного показателя.
Некоторые ученые предлагают в качестве объемного показателя использовать человеко-час, так как он стабилен и потому хорошо отражает динамику, требует корректировку (при сравнении по разным периодам) только по числу рабочих дней, позволяет учесть не только полногодовых работников, но и тех, кто может работать лишь часть установленного времени. Применяя этот показатель, можно также выделить в общем потенциале суммарную величину неиспользуемого рабочего времени в связи с неблагоприятными условиями труда на производствах, где законодательно установлен сокращенный рабочий день, а также суммарное время неработы тех исполнителей, которые получают дополнительные отпуска в связи с неблагоприятными условиями труда. Такое выделение позволит организовать работу по коренному улучшению условий труда и эффективному управлению этим процессом. Неиспользуемое рабочее время будет состоять из трех неравнозначных величин, а именно: часов, на которые сокращается продолжительность рабочего дня, дней дополнительного отпуска исполнителей, занятых на данных работах, а также дней сокращения неявок по общей заболеваемости в результате улучшения условий труда.
Исследования, проведенные рядом российских экономистов, в том числе и работниками кафедры экономики труда ВЗФЭИ, убедительно показали, что в качестве основного объемного показателя трудового потенциала может выступать только человеко-час. Он обладает стабильностью и возможностью применения во всех экономических расчетах и на любом уровне.
Величина совокупного потенциального фонда рабочего времени производственного коллектива представляет собой разность между величиной календарного фонда (ФК) и суммарной величиной нерезервообразующих неявок и перерывов, т.е. объемная величина времени работы для выполнения производственного задания данным коллективом работников. К нерезервообразующим (ТНП) относятся регламентированные затраты, которые по своей правовой и экономической сущности являются необходимыми и не могут служить резервом увеличения времени непосредственной работы (выходные и праздничные дни, основные и дополнительные отпуска и другие законодательно обусловленные неявки и перерывы). В этом фонде, как в зеркале, находит отражение весь объем потенциальных возможностей работающих за любой (плановый, отчетный) период времени.
Поскольку базовой расчетной величиной может выступать фонд рабочего времени, то и показателем, характеризующим его возможности, должна выступать одноименная единица измерения, имеющая не качественное, а только количественное отличие. Правильный выбор единого измерителя имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как создает научно обоснованную базу приведения разновеликих величин к единому показателю.
Размеры величины трудового потенциала предприятия определяются по формуле:
или
где ФП — совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия, ч.;
ФК —величина календарного фонда времени, ч.;
ТНП — нерезервообразующие неявки и перерывы, ч.;
Ч — численность работающих, чел.;
Д — количество дней работы в периоде, дн.;
ТСМ — продолжительность рабочего дня, ч.
Следовательно, потенциальная величина производственного коллектива в часах — это произведение численности работающих (Ч) на законодательно установленную продолжительность рабочего дня в часах (ТСМ) с учетом количества дней (Д) работы в периоде. Отсюда представляется возможным в общем виде выразить и величину трудового потенциала общества (региона):
,
где ФП.ОБЩ — потенциальный фонд времени общества, ч.;
— численность населения, способного участвовать в общественном производстве по группам;
ТР - законодательно установленная величина времени работы по группам работников в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Она представляет собой произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.
Поскольку трудовой потенциал включает всех граждан, способных участвовать в процессе общественного производства, с учетом их физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков при нормальном уровне интенсификации труда, то и в расчет должны быть включены все группы работников с учетом характерных для них особенностей. Так как структура этих групп неоднородна по возможностям участия в общественном производстве, то для правильного определения величины трудового потенциала общества необходимо каждую отдельную группу лиц привести к базовой величине. Такой величиной является полногодовой работник. Трудовой потенциал общества, исчисленный в таких работниках, можно определить по формуле:
,
где ПОБЩ — трудовой потенциал общества полногодовых работников;
tP — расчетное время работы одного трудящегося в течение года, ч.
Следовательно, необходимо правильно определелить группу лиц с различным уровнем потенциальных возможностей, участвующую в общественном производстве. Причем продолжительность календарного периода такого участия отдельных работников не всегда является однозначным критерием величины потенциала. Например, мужчины и женщины в силу физиологических особенностей организма при прочих равных условиях в одну и ту же единицу рабочего времени производят различное количество потребительских стоимостей (выполняют неодинаковый объем работ). Эти и другие особенности обязательно должны быть учтены при группировке трудящихся по основному признаку, каким являются в данном случае способность и возможность участия в общественно полезном труде.
В 1990г. в международном лексиконе и терминологии социальных работников появилось новое определение — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или сокращенно — индекс человеческого развития (ИЧР). Указанный индекс содержит четыре парадигмы (греч. — пример, образец) и измеряется показателями. К важнейшим парадигмам развития человеческого потенциала относятся:
• продуктивность как результат эффективной деятельности, направленной на повышение дохода и экономического роста;
• равенство, понимаемое как равенство возможностей в реализации способностей использования благами;
• устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к достижению цивилизации не только нынешним, но и будущим поколениям;
• расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и благодаря их усилиям.
Среди ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала, выделяют три: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный душевой валовой продукт (ДВП). Взятые вместе они отражают три главных качества: здоровую жизнь, уровень знаний, достойный человека уровень жизни. Однако следует отметить, что ни один индекс неспособен полностью отразить такое сложное понятие, как человеческий потенциал. Каждый показатель описывается отдельными пунктами: продолжительность жизни — годами жизни, образование — годами обучения, доход — покупательской способностью, грамотность взрослого населения — процентами. Для того чтобы можно было использовать данные показатели в единой системе, применяется шкала 0-1, где 0 это минимум, а 1 — максимум (табл. 2.7).
Таблица 2.7
Установленные минимальные и максимальные показатели для ИЧР
Показатель
|
Min
|
Max
|
Продолжительность жизни (годы) Грамотность взрослого населения (%) Среднее количество лет обучения Доход (реальный ВВП на душу населения в покупательской способности доллара)
|
25 0 0 200
|
85 100 15 40000
|
И с т о ч н и к: Кадомцева С. В. Экономические основы системы социальной защиты - М., 1997. - С. 23. .
|
Трудовые ресурсы являются важнейшей и активной частью ресурсов общества. Это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, которая может производить материальные блага или оказывать услуги. Для характеристики трудовых ресурсов используется их деление по возрасту, полу, образованию и т.д. Исходным пунктом воспроизводства трудовых ресурсов является их формирование, которое обусловливается естественным воспроизводством населения. Естественное движение населения определяется разницей коэффициентов рождаемости и смертности.
Большое социальное и экономическое значение имеет состав населения по образованию. Он характеризуется процентом грамотных, средним числом лет обучения и т.д. Весьма важным является прогнозирование численности населения. Оно позволяет выявить ожидаемые изменения численности населения, оценить демографическую ситуацию, определить численность трудовых ресурсов.
Трудовой потенциал Предприятия — это предельная величина возможного участия работников в производстве с учетом их психологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта. При определении его величины важно правильно выбрать показатель измерения, а именно человеко-час. Величину трудового потенциала можно определять на любом уровне: общество, предприятие, человек.
Вопросы для контроля и обсуждения
1. Что вы понимаете под термином “трудовые ресурсы”? Назовите возрастные границы трудоспособного населения.
2. Из каких составных частей складываются трудовые ресурсы, экономически активное и неактивное население?
3. Какие показатели применяются для характеристики количественных изменений трудовых ресурсов и как они рассчитываются?
4. В чем заключается сущность воспроизводства населения?
5. Какие изменения в возрастной структуре населения происходят и России и в мире? Почему в РФ низкая продолжительность жизни?
6. В чем сущность трудового потенциала и его отличие от трудовых ресурсов?
7. Дайте количественную характеристику трудового потенциала. Рассчитайте величину трудового потенциала предприятия. . Я. Индекс развития человеческого потенциала. Какие показатели его измеряют? Назовите их минимальные и максимальные значения.
2.1. Структура и воспроизводство населения
Состояние и развитие общества в значительной степени определятся количеством и составом его населения. Под населением понимается совокупность люден, живущих на определенной территории— районе, городе, регионе, стране.
Трудовые ресурсы — это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, способная производить материальные блага или оказывать услуги, т.е. трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, тех людей, которые заняты в экономике, а с другой, не занятых, но способных трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.
Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста. В ранний и зрелый период жизни человека они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.
Прежде чем рассматривать основные понятия различных направлений изучения трудовых ресурсов, целесообразно посмотреть на состав и структуру населения и на изменение ее численности.
Под воспроизводством населения понимается процесс непрерывного возобновления поколения людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности. Различают три типа воспроизводства населения:
• расширенное воспроизводство характеризуется превышением числа рождений над числом смертей;
• простое воспроизводство — в этом случае нет прироста, поскольку число рождений равно числу смертей;
• суженное — смертность превышает рождаемость, происходит абсолютное сокращение населения.
Воспроизводство населения имеет не только демографический, но также экономический и социальный аспекты. Оно определяет формирование трудовых ресурсов, освоение территорий, состояние производительных сил, развитие социальной инфраструктуры и т.п.
Население и трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики, которые необходимы для анализа и оценки демографических процессов и выработки стратегии в области управления трудовыми ресурсами. Для характеристики воспроизводства населения применяются показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.
Рождаемость и смертность рассчитываются на 1000 человек населения (в промилле) и измеряются с помощью систем коэффициентов и таблиц. Разница между числом родившихся и умерших при положительном результате называется естественным приростом населения.
и
где КР и КС — соответственно коэффициенты рождаемости и смертности;
Р — число родившихся за год;
С — число умерших за год;
ЧС — среднегодовая численность населения.
Среднегодовая численность определяется на середину года как средняя арифметическая из данных численности населения на начало и конец года или путем прибавления к начальной численности населения половины ее прироста.
Из табл. 2.1 видно, что численность постоянного населения России сокращается при неизменной структуре городского и сельского населения. Падение численности населения вызвано, с одной стороны, уменьшением относительного числа родившихся, с другой — увеличением относительного числа умерших, что предопределило за последние три года естественную убыль населения на 5-6 промилле в год. Относительное число браков и разводов за рассматриваемый период существенных изменений не претерпело.
Таблица 2.1
Численность, состав и показатели естественного
движения населения России
Наименование
|
Единица измерения
|
Годы
|
||
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
Численность постоянного населения (на начало года) млн. чел. 148,7 в том числе: городского % 73 сельского % 27 На тыс. населения: число родившихся чел. 10,7 число умерших чел. 12,2 естественный прирост (+), убыль (-) чел. -1,5 число браков ед. 7,1 число разводов ед. 4,3
|
148,? 73 27 9.4 14,5 -5,1 7,5 4,5
|
: 148,4 73 27 9,6 15,7 -6,1 7,4 4,6
|
148,3 73 27 9,3 15,0 -5,7 7,3 4,5
|
148,0 73 27 8,8 14,3 -5,5 5,9 3,8
|
Источник: Россия в цифрах. Краткий статистический сборник / Госкомстат России. — М., 1997. - С. 8,17, 23.
|
Численность, состав населения во всех странах мира определяется с помощью переписей. Последняя перепись в нашей стране состоялась в 1989 г. Ее основные данные опубликованы и служат базой для получения демографических данных в последующий период. Очередная перепись намечена на 1999 г. Переписи населения дают наиболее точные данные о его численности.
Прогнозирование численности населения позволяет .выявить ожидаемые изменения численности населения; оценить демографическую ситуацию, складывающуюся как в отдельных регионах, так и в целом по стране; определить численность трудовых ресурсов, развитие их образовательного и профессионально-квалификационного уровня; проследить влияние других социально-экономических и экологических факторов на воспроизводственный процесс. Для того чтобы определить перспективную численность населения, при составлении краткосрочного прогноза используется метод ретроспективной экстраполяции, на более долгие сроки — метод передвижки по возрастам.
Т а б л и ц а 2.2
Численность постоянного населения России
(на начало года, тыс. чел.)
|
1990
|
1995
|
1997
|
2000
|
2005
|
2010
|
РФ Районы: Северный Северо-Западный в том числе Санкт-Петербург Центральный в том числе Москва Волго-Вятский Центральночерноземный Поволжский Северо-Кавказский Уральский Западно-Сибирский Восточно-Сибирский Дальневосточный
|
147662,0 6151,2 8255,8 5002,4 30267,5 8910,9 8500,2 7743,1 16387,5 16747,0 20350,0 15969,2 9203,9 8017,5
|
147938,5 5958,2 8050,1 4805,2 29825,5 8625,4 8480,7 7871,2 16883,1 17548,2 20447,7 15148,8 9164,0 7634,7
|
147137,2 5851,3 7981,0 4746,1 29584,4 8546,6 8419,0 7864,1 16888,9 17580,0 20382,0 15107,7 9112,5 7430,8
|
145950 5712 7838 4629 29097 8361 8338 7808 16890 17781 20295 15028 9041 7182
|
143945 5520 7579 4429 28281 8062 8239 7704 16867 18015 20113 14879 8927 6888
|
141569 5336 7312 4225 27420 7760 8138 7585 16751 18137 19865 14619 8825 6666
|
Источник: Статистический бюллетень Госкомстата РФ, 1997.
|
Прогноз численности населения делается с учетом долговременных тенденций рождаемости и смертности, а также возрастно-полового состава населения. Уже с середины 60-х годов рождаемость в стране не обеспечивает простого воспроизводства населения: детей числено меньше, чем их родителей. К началу 70-х годов доминирующей стала двухдетная семья, затем постепенно выросло число семей с одним ребенком. Почти три десятилетия естественный прирост населения благодаря многочисленным поколениям женщин детородного возраста увеличивался, но в 90-х годах доля этих поколений уменьшилась. В ближайшее десятилетие рождаемость будет несколько более высокой, чем в настоящее время. Однако этого будет недостаточно дня возобновления естественного прироста населения.
2.2. Структура формирования трудовых ресурсов
Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой государственных законодательных актов. В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин 16—59 лет включительно и у женщин 16—54 года. Границы трудоспособного возраста в разных странах не одинаковы. В ряде стран нижняя граница трудоспособного возраста установлена в 14— 15 лет (в отдельных — 18 лет), а верхняя — во многих 65 лет для всех, или 65 лет для мужчин и 60—62 года для женщин.
Таблица 2.3
Средняя продолжительность жизни и возраст выхода на пенсию (лет)
Страна
|
Средняя продолжительность жизни
|
Возраст выхода на пенсию (общий)
|
||
Мужчины
|
Женщины
|
Мужчины
|
Женщины
|
|
Россия 64 США 71 Германия 72 Англия 72 Австрия 72 Венгрия 65 Польша 67 Франция 72 Австралия 74 Швеция 80
|
74 60 78 65 78 65 79 65 79 65' 74 60 76 . 65 81 60 80 65 83,7 65
|
55 65 60 60 60 55 60 60 60 65
|
||
Источник: Отчет о Мировом развитии. Кризис старения населения. — Вашинг- тон, 1994.
|
||||
В России не первый год ставится вопрос о необходимости подъема возрастного порога, после достижения которого устанавливается пенсия по возрасту с 60 до 65 лет для мужчин, с 55 до 60 лет для женщин. Такой процесс будет происходить постепенно, поэтапно — вначале до 62-63 лет у мужчин и до 57-58 лет у женщин. Имеются сторонники и противники такого решения. Например, одним из аргументов, выдвигаемым противниками увеличения возраста выхода на пенсию, является ссылка на тяжелое экономическое положение работающего населения в целом.
Начиная с 1993 г. в РФ осуществлен переход на международную систему квалификации состава населения. В соответствии с данной классификацией на рис. 2.1 представлена схема состава трудовых ресурсов.
Рис. 2.1. Трудовые ресурсы и экономически активное население
Экономически активное население — часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных, измеряется по отношению к обследуемому периоду. Для того чтобы определить экономическую активность населения, рассматривается ее уровень:
,
где УЭА — уровень экономической активности населения;
dЭА — доля численности экономически активного населения;
ЧН — общая численность населения.
Как видно из табл. 2.4, остается неизменной тенденция сохранения экономически активного населения и удельного веса занятости населения. В то же время возрастает численность безработных, что дает возможность охарактеризовать картину в целом как негативную.
Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для измерения экономически активного населения. Величина экономически неактивного населения измеряется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории:
• учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры);
• лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии из-за потери кормильца при достижении им пенсионного возраста;
• лица, получающие пенсии по инвалидности (1,2, 3 групп);
• лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.;
• отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
• другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
Таблица 2.4
Численность и состав экономически активного населения России
Наименование показателей
|
Тыс. человек
|
Процент от экономически активного населения
|
||||||||
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
|
Экономически активное население: всего 75665 мужчины 38880 женщины 36785 занятые: всего 72071 мужчины 37063 женщины 35008 безработные: всего* 3594 мужчины 1817 женщины 1777
|
75012 38702 36298 70852 36560 34292 4110 2154 2006
|
73962 39077 34885 68484 36132 32352 5498 2945 2533
|
72872 38899 33973 66441 35413 31028 6431 3486 2945
|
72788 100 38839 100 33949 100 66000 98,3 35112 95,3 30888 95,2 6788 4,7 3727 4,7 3061 4,8
|
100 100 100 94,5 94,4 94,5 5,5 5,6 5,5
|
100 100 100 92,6 92,5 92,7 7,4 7,5 7,3
|
100 100 100 91,2 91.0 91.3 8,3 8,4 8,1
|
100 100 100 90,7 90,4 91,0 9,3 9,6 9,0
|
||
Источник: Россия сии. —в цифрах: Краткий статистический сборник / Госкомстат Рос- М. 1996. - С. 33.
|
||||||||||
*На конец года.
Содержание и характеристику других компонентов трудовых ресурсов мы рассмотрим в разделе “Занятость населения”.
Структура трудовых ресурсов многогранна. Она включает различные компоненты, характеризующие те или иные стороны трудовых ресурсов. Рассмотрим ее составляющие.
Рис. 2.2. Структура трудовых ресурсов
Структура трудовых ресурсов по полу имеет важное значение для формирования эффективной структуры занятости по сферам приложения труда в профессионально-отраслевом и территориальном разрезах и определяется путем выявления соотношений мужчин и женщин, занятых в общественном производстве, домашнем и личном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства и тд. Она различается по территории страны и сферам занятости.
Прежде всего отметим, что в составе трудовых ресурсов России удельный вес мужчин больше, чем женщин. Соотношение такое: мужчины — 62,5%, женщины — 51,2%. Это связано с тем, что трудоспособный возраст у мужчин на 5 лет выше. Однако такое соотношение меняется из-за возрастания смертности мужчин в трудоспособном возрасте.
Уровень образования трудовых ресурсов — важнейшая их качественная характеристика. Он определяется средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, удельным весом специалистов с высшим образованием и другими показателями общества. Уровень образования характеризуется такими показателями, как процент грамотности, среднее число лет обучения, распределение населения по группам в зависимости от полученного образования.
Таблица 2.5
Уровень образования населения
Показатель
|
1989
|
1994
|
Из 1000 человек населения в возрасте 15 лет и старше имеют образование, чел.: высшее незаконченное высшее среднее специальное среднее общее неполное среднее начальное
|
113 17 . 192 274 210 129
|
133 18 219 285 202 100
|
Источник: Россия в цифрах. — М., 1W. — С. 74-75.
|
Как видно из таблицы, число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование, возросло с 322 чел. в 1989 г. до 370 в 1994 г., или на 15%. Средний уровень образования работающего населения в России возрос с 8,1 года в 1970 г. до 11,0 лет в настоящее время, это существенно ниже, чем в США, где он составляет сейчас около 14 лет.
Важную информацию о качестве интеллектуального потенциала дает направленность профессиональной подготовки в системе высшего образования. Сейчас ее структура у нас и на Западе отличается довольно значительно.
Таблица 2.6
Численность выпускников высшей школы по направленности
обучения, в процентах к итогу
|
США
|
Канада
|
Великобритания
|
Франция
|
Россия
|
Сфера образования 9,8 11,1 8,3 3,0 25,8 Гуманитарные и социальные науки 42,2 45,5 39,6 42,7 25,7 Медицина 10,0 10,6 16,8 8,6 7,0 Инженерные науки 5,5 8,0 14,3 3,5 33,7 Сельское хозяйство 1,6 0,8 0,9 0,2 7,8 Другие 30,9 24,0 20,2 42,0
|
|||||
Источник: Экономика и жизнь. - Декабрь 1997. — № 51. — С. 27.
|
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в нашей стране по сравнению с развитыми государствами преобладает подготовка по инженерным специальностям. Зато в области гуманитарных и социальных наук мы серьезно отстаем от других стран.
Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов.
Абсолютный прирост определяется как разность между численностью трудовых ресурсов на начало и конец рассматриваемого периода; обьпно это может быть год или более длительный отрезок времени.
Темп роста рассматривается как отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периодов к их величине в начале периода. Если берется темп за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как средняя геометрическая по следующей формуле:
,
где ТРС_ — среднегодовой темп роста;
n — число лет;
Rn — численность в конце периода;
RO - численность в начале периода.
Темп прироста рассчитывается по формуле:
,
где ТПС - среднегодовой темп прироста.
2.3. Трудовой потенциал: сущность, показатели
Словом “потенциал” обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановке.
Во всем мире пришли к признанию решающей роли главной производительной силы — человека, возможностей и способностей каждого работника, отдельных групп и общества в целом осуществлять и' совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность. В этой связи возникает вопрос, почему же до 80-х годов наша экономическая наука не применяла данный термин? В первую очередь это связано с тем, что на протяжении длительного времени экономическая наука хотя и занималась проблемами трудовых ресурсов. но изучались только три группы населения: трудоспособные в трудоспособном возрасте, фактически занятые в сфере экономики, подростки и пенсионеры. Следовательно, охватывалась только часть трудового потенциала страны, да и то в основном с точки зрения укрупненных объемных характеристик.
Термин “трудовой потенциал” и его понятие начали входить в государственные и правительственные документы с 90-х годов. Так, в мае 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ № 434 “О целевом проекте "формирования трудового потенциала для наукоемкого производства"”. Оно было связано с поддержанием и развитием в этот сложный для России период космической отрасли промышленности.
Можно говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города, области, всего общества, поскольку он представляет собой совокупность всех способностей человека трудиться. Рассмотрим понятие трудовой потенциал с позиции общества, отдельного предприятия, организации, учреждения.
Трудовой потенциал — это ресурсная категория; он должен включать в себя источники, средства, ресурсы труда, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в конкретной области. Таким образом, применительно к пред-, приятию трудовой потенциал — это предельная величина возможного участия трудящихся в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.
Трудовой потенциал предприятия включает несколько половозрастных групп работников, обладающих разными потенциальными возможностями, качественно характеризуется образовательным и профессионально-квалификационным уровнем и стажем работы по избранной специальности. Он формируется под воздействием технических и организационных факторов, так как с целью осуществления производственного процесса с учетом специализации каждое предприятие оснащается необходимым оборудованием.
При определении величины потенциала и его использования, важным является правильный выбор показателя измерения. В качестве главного показателя объема принималась и принимается до сих численность, а показателя использования— человек-год. Исследования, проведенные радом ученых, показывают, что разница в оценке затрат труда в промышленности страны по величине отработанных человеко-часов и среднесписочной численности работников составляет 15%. Следовательно, среднесписочная численность работников, имеющая переменную величину, не может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики ее можно применять только с поправочным коэффициентами. А так как такие коэффициенты разработать очень трудно, то требуется нахождение нового объемного показателя.
Некоторые ученые предлагают в качестве объемного показателя использовать человеко-час, так как он стабилен и потому хорошо отражает динамику, требует корректировку (при сравнении по разным периодам) только по числу рабочих дней, позволяет учесть не только полногодовых работников, но и тех, кто может работать лишь часть установленного времени. Применяя этот показатель, можно также выделить в общем потенциале суммарную величину неиспользуемого рабочего времени в связи с неблагоприятными условиями труда на производствах, где законодательно установлен сокращенный рабочий день, а также суммарное время неработы тех исполнителей, которые получают дополнительные отпуска в связи с неблагоприятными условиями труда. Такое выделение позволит организовать работу по коренному улучшению условий труда и эффективному управлению этим процессом. Неиспользуемое рабочее время будет состоять из трех неравнозначных величин, а именно: часов, на которые сокращается продолжительность рабочего дня, дней дополнительного отпуска исполнителей, занятых на данных работах, а также дней сокращения неявок по общей заболеваемости в результате улучшения условий труда.
Исследования, проведенные рядом российских экономистов, в том числе и работниками кафедры экономики труда ВЗФЭИ, убедительно показали, что в качестве основного объемного показателя трудового потенциала может выступать только человеко-час. Он обладает стабильностью и возможностью применения во всех экономических расчетах и на любом уровне.
Величина совокупного потенциального фонда рабочего времени производственного коллектива представляет собой разность между величиной календарного фонда (ФК) и суммарной величиной нерезервообразующих неявок и перерывов, т.е. объемная величина времени работы для выполнения производственного задания данным коллективом работников. К нерезервообразующим (ТНП) относятся регламентированные затраты, которые по своей правовой и экономической сущности являются необходимыми и не могут служить резервом увеличения времени непосредственной работы (выходные и праздничные дни, основные и дополнительные отпуска и другие законодательно обусловленные неявки и перерывы). В этом фонде, как в зеркале, находит отражение весь объем потенциальных возможностей работающих за любой (плановый, отчетный) период времени.
Поскольку базовой расчетной величиной может выступать фонд рабочего времени, то и показателем, характеризующим его возможности, должна выступать одноименная единица измерения, имеющая не качественное, а только количественное отличие. Правильный выбор единого измерителя имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как создает научно обоснованную базу приведения разновеликих величин к единому показателю.
Размеры величины трудового потенциала предприятия определяются по формуле:
или
где ФП — совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия, ч.;
ФК —величина календарного фонда времени, ч.;
ТНП — нерезервообразующие неявки и перерывы, ч.;
Ч — численность работающих, чел.;
Д — количество дней работы в периоде, дн.;
ТСМ — продолжительность рабочего дня, ч.
Следовательно, потенциальная величина производственного коллектива в часах — это произведение численности работающих (Ч) на законодательно установленную продолжительность рабочего дня в часах (ТСМ) с учетом количества дней (Д) работы в периоде. Отсюда представляется возможным в общем виде выразить и величину трудового потенциала общества (региона):
,
где ФП.ОБЩ — потенциальный фонд времени общества, ч.;
— численность населения, способного участвовать в общественном производстве по группам;
ТР - законодательно установленная величина времени работы по группам работников в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Она представляет собой произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.
Поскольку трудовой потенциал включает всех граждан, способных участвовать в процессе общественного производства, с учетом их физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков при нормальном уровне интенсификации труда, то и в расчет должны быть включены все группы работников с учетом характерных для них особенностей. Так как структура этих групп неоднородна по возможностям участия в общественном производстве, то для правильного определения величины трудового потенциала общества необходимо каждую отдельную группу лиц привести к базовой величине. Такой величиной является полногодовой работник. Трудовой потенциал общества, исчисленный в таких работниках, можно определить по формуле:
,
где ПОБЩ — трудовой потенциал общества полногодовых работников;
tP — расчетное время работы одного трудящегося в течение года, ч.
Следовательно, необходимо правильно определелить группу лиц с различным уровнем потенциальных возможностей, участвующую в общественном производстве. Причем продолжительность календарного периода такого участия отдельных работников не всегда является однозначным критерием величины потенциала. Например, мужчины и женщины в силу физиологических особенностей организма при прочих равных условиях в одну и ту же единицу рабочего времени производят различное количество потребительских стоимостей (выполняют неодинаковый объем работ). Эти и другие особенности обязательно должны быть учтены при группировке трудящихся по основному признаку, каким являются в данном случае способность и возможность участия в общественно полезном труде.
В 1990г. в международном лексиконе и терминологии социальных работников появилось новое определение — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или сокращенно — индекс человеческого развития (ИЧР). Указанный индекс содержит четыре парадигмы (греч. — пример, образец) и измеряется показателями. К важнейшим парадигмам развития человеческого потенциала относятся:
• продуктивность как результат эффективной деятельности, направленной на повышение дохода и экономического роста;
• равенство, понимаемое как равенство возможностей в реализации способностей использования благами;
• устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к достижению цивилизации не только нынешним, но и будущим поколениям;
• расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и благодаря их усилиям.
Среди ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала, выделяют три: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный душевой валовой продукт (ДВП). Взятые вместе они отражают три главных качества: здоровую жизнь, уровень знаний, достойный человека уровень жизни. Однако следует отметить, что ни один индекс неспособен полностью отразить такое сложное понятие, как человеческий потенциал. Каждый показатель описывается отдельными пунктами: продолжительность жизни — годами жизни, образование — годами обучения, доход — покупательской способностью, грамотность взрослого населения — процентами. Для того чтобы можно было использовать данные показатели в единой системе, применяется шкала 0-1, где 0 это минимум, а 1 — максимум (табл. 2.7).
Таблица 2.7
Установленные минимальные и максимальные показатели для ИЧР
Показатель
|
Min
|
Max
|
Продолжительность жизни (годы) Грамотность взрослого населения (%) Среднее количество лет обучения Доход (реальный ВВП на душу населения в покупательской способности доллара)
|
25 0 0 200
|
85 100 15 40000
|
И с т о ч н и к: Кадомцева С. В. Экономические основы системы социальной защиты - М., 1997. - С. 23. .
|
Трудовые ресурсы являются важнейшей и активной частью ресурсов общества. Это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, которая может производить материальные блага или оказывать услуги. Для характеристики трудовых ресурсов используется их деление по возрасту, полу, образованию и т.д. Исходным пунктом воспроизводства трудовых ресурсов является их формирование, которое обусловливается естественным воспроизводством населения. Естественное движение населения определяется разницей коэффициентов рождаемости и смертности.
Большое социальное и экономическое значение имеет состав населения по образованию. Он характеризуется процентом грамотных, средним числом лет обучения и т.д. Весьма важным является прогнозирование численности населения. Оно позволяет выявить ожидаемые изменения численности населения, оценить демографическую ситуацию, определить численность трудовых ресурсов.
Трудовой потенциал Предприятия — это предельная величина возможного участия работников в производстве с учетом их психологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта. При определении его величины важно правильно выбрать показатель измерения, а именно человеко-час. Величину трудового потенциала можно определять на любом уровне: общество, предприятие, человек.
Вопросы для контроля и обсуждения
1. Что вы понимаете под термином “трудовые ресурсы”? Назовите возрастные границы трудоспособного населения.
2. Из каких составных частей складываются трудовые ресурсы, экономически активное и неактивное население?
3. Какие показатели применяются для характеристики количественных изменений трудовых ресурсов и как они рассчитываются?
4. В чем заключается сущность воспроизводства населения?
5. Какие изменения в возрастной структуре населения происходят и России и в мире? Почему в РФ низкая продолжительность жизни?
6. В чем сущность трудового потенциала и его отличие от трудовых ресурсов?
7. Дайте количественную характеристику трудового потенциала. Рассчитайте величину трудового потенциала предприятия. . Я. Индекс развития человеческого потенциала. Какие показатели его измеряют? Назовите их минимальные и максимальные значения.