Шерстнева Г.С. Финансовая статистика

Виды государственных доходов и расходов

Доходы включают обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет и делятся на три группы:

  1. налоговые;
  2. неналоговые;
  3. безвозмездные перечисления.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоговые поступления от юридических и физических лиц (налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на прибыль, на доходы от банковской и страховой деятельности, от операций с ценными бумагами, подоходный налог и др.). Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают органам государственной власти необходимые источники денежных средств, а также регулируют доходы разных социальных групп населения. Освобождаются от налогов лица, находящиеся за чертой бедности. Налоговые доходы являются конечным источником для большинства бюджетных расходов. Соответственно, более низкие доходы ведут к бюджетному дефициту, а низкие доходы могут сыграть отрицательную роль для привлечения инвестиций.

Неналоговые доходы являются составной частью государственных доходов и к ним относятся довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания, но их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

К капитальным доходам относятся доходы от продажи основных фондов, государственных запасов и резервов, земли, целевые перечисления на строитель10б ство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования. К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

  1. финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
  2. субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
  3. субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
  4. иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;
  5. безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
  6. безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Расходы включают все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными (в обмен на что-то) или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущих или капитальных). Динамика расходов анализируется по направлениям на народное хозяйство, социально-культурные нужды, управление, оборону и др.


История возникновения финансовой статистики | Предмет, метод и задачи финансовой статистики | Статистика финансов как наука | Метод финансовой статистики | Задачи финансовой статистики | Статистические термины | Экономическое развитие | Государственные финансы | Виды бюджетов | Виды государственных доходов и расходов | Дефицит и профицит бюджета | Статистика доходов и расходов | Субфедеральные бюджеты | Инвестиционный фонд | Банковская статистика | Источник информации | Показатели эффективности банка | Статистика страхования | Виды страхования | Денежная масса | Денежная эмиссия | Каналы введения денег в оборот | Показатели денежной массы | Рынок золота | Понятие инфекции | Инфляционное таргетирование | Ширина диапазона | Валютный курс | Ценные бумаги | Статистика кредитных отношений | Социально-экономический анализ | Классификация кредитов | Кредитный мультипликатор | Оборачиваемость кредита | Займ государства | Статистика процентных ставок | Статистика финансов предприятия | Показатели финансовой деятельности предприятия | Показатели финансовой устойчивости предприятия | Коэффициенты устойчивости предприятия | Система «директ-костинг» | Статистика инвестиций | Характеристика инвестиционного процесса | Статистические методы | Статистические модели | Ранжирование проектов | Фондовый рынок | Фондовая биржа | Биржевые индексы | Статистика сбережений | Источники информации о сбережениях | Статистика платежного баланса и внешнеэкономических связей | Информация для платежного баланса | Финансовый счет | Внешнеэкономическая политика | Система внешнеторговой связи