Шерстнева Г.С. Финансовая статистика

Субфедеральные бюджеты

Бюджетная система РФ отличается концентрацией финансовых ресурсов на федеральном уровне при постоянном дефиците средств субфедеральных бюджетов.

Так как в последние годы наблюдалось сокращение доходов местных бюджетов, то произошло это в связи с принятием части II Налогового кодекса РФ (НК РФ), который отменил основной для муниципалитетов местный налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы, ввел плоскую шкалу подоходного налога, централизовал в федеральном бюджете весь НДС, отменил налог с продаж. Одновременно Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определил принцип самостоятельности бюджетов, а также принцип их сбалансированности, т. е. предусмотренные в бюджете минимально необходимые расходы должны обеспечиваться доходами, а при допустимом законодательством дефиците следует иметь источник его покрытия. Органы местного самоуправления в сложившихся условиях были поставлены в полную зависимость от решений федеральных и региональных органов власти и отчислений от налогов, дотаций и субвенций, которые они получают сверху. Местные налоги и сборы должны были стать основой самостоятельности местных бюджетов. В местные бюджеты были переданы наиболее трудоемкие (по сбору) и малопроизводительные (по доходности) налоги. Значительные изменения произошли и в расходной части территориальных бюджетов. Общегосударственные расходы на социально-культурные мероприятия финансируются за счет территориальных бюджетов на 82 %, из них региональных – на 25 %, местных – 57 %.

В устранении диспропорций бюджетной системы, имеющих место на субфедеральном и местном уровнях, важную роль призвана сыграть проводимая в последние годы реформа межбюджетных отношений.

С 2005 г. основные новации вводимой системы межбюджетных отношений состоят в следующем:

  1. в соответствии с реформой местного самоуправления вводятся два уровня (типа) местных бюджетов, т. е. бюджетная система РФ становится четырехуровневой;
  2. вводятся четкие правила разграничения расходных обязательств по уровням бюджетной системы РФ;
  3. предусматривается определенное расширение налоговой автономии субнациональных властей;
  4. устанавливается закрепление нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ Бюджетным кодексом РФ, а не ежегодными законами о бюджете;
  5. вводятся новые формы и принципы распределения межбюджетных трансфертов;
  6. законодательно устанавливаются единые принципы построения межбюджетных отношений в субъектах РФ при обеспечении самостоятельности региональных властей в их конкретной реализации.

История возникновения финансовой статистики | Предмет, метод и задачи финансовой статистики | Статистика финансов как наука | Метод финансовой статистики | Задачи финансовой статистики | Статистические термины | Экономическое развитие | Государственные финансы | Виды бюджетов | Виды государственных доходов и расходов | Дефицит и профицит бюджета | Статистика доходов и расходов | Субфедеральные бюджеты | Инвестиционный фонд | Банковская статистика | Источник информации | Показатели эффективности банка | Статистика страхования | Виды страхования | Денежная масса | Денежная эмиссия | Каналы введения денег в оборот | Показатели денежной массы | Рынок золота | Понятие инфекции | Инфляционное таргетирование | Ширина диапазона | Валютный курс | Ценные бумаги | Статистика кредитных отношений | Социально-экономический анализ | Классификация кредитов | Кредитный мультипликатор | Оборачиваемость кредита | Займ государства | Статистика процентных ставок | Статистика финансов предприятия | Показатели финансовой деятельности предприятия | Показатели финансовой устойчивости предприятия | Коэффициенты устойчивости предприятия | Система «директ-костинг» | Статистика инвестиций | Характеристика инвестиционного процесса | Статистические методы | Статистические модели | Ранжирование проектов | Фондовый рынок | Фондовая биржа | Биржевые индексы | Статистика сбережений | Источники информации о сбережениях | Статистика платежного баланса и внешнеэкономических связей | Информация для платежного баланса | Финансовый счет | Внешнеэкономическая политика | Система внешнеторговой связи