Салов А.И. Экономика. Конспект лекций

Поведение продавцов и покупателей на рынке

Конкуренция

В основе взаимодействия продавцов и покупателей лежит конкуренция. Конкуренция – соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие результаты торговли и рынки сбыта.

Конкуренция обеспечивает взаимодействие спроса и предложения и уравновешивает рыночную цену. Она находится в прямой зависимости от числа рыночных агентов: чем их больше, тем трудней отдельным продавцам и покупателям влиять на цену.

Конкуренция носит не только ценовой, когда покупатель привлекается более низкой ценой, но и неценовой характер, при котором она разворачивается на фоне гарантий, сервиса, повышения качества товаров, маркетинговых услуг.

Конкуренция может проявляться в двух видах:

  • совершенной конкуренции – системе свободного, никем и ничем не ограниченного ценообразования;
  • несовершенной конкуренции, при которой эти условия не соблюдаются.

Совершенная и несовершенная конкуренция

Совершенная конкуренция – это идеальное представление об условиях купли-продажи товаров на рынке. Она предполагает, что:

  • никто в отдельности не может повлиять на рыночные цены, так как количество продавцов и покупателей на рынке очень велико и, как следствие, доля каждого в сделках купли-продажи чрезмерно мала;
  • на рынке отсутствуют входные барьеры, и он доступен каждому;
  • обмен осуществляется стандартизованными товарами, исключающими предпочтения как для покупателей, так и для продавцов;
  • информация доступна всем в равной мере;
  • покупатели и продавцы ведут себя рационально.

Экономическая теория, в целях упрощения анализа, часто рассматривает сначала рынок совершенной конкуренции, а в дальнейшем, сделав теоретические выводы, корректирует их на условия несовершенной конкуренции.

Разновидности несовершенной конкуренции

Несовершенная конкуренция предполагает контроль над ценообразованием на рынке, уровень которого может быть различным. Поэтому она имеет следующие формы (рис. 11.1):


Рис. 11.1. Формы несовершенной конкуренции

Монополия – форма несовершенной конкуренции, при которой цену на рынке контролирует один продавец. Такая ситуация возможна при соблюдении следующих условий:

  1. у товара нет аналогов, и покупатель вынужден его приобретать;
  2. доступ на рынок для других продавцов закрыт посредством финансовых, юридических, технических и др. преград.

Если монополизм возникает на стороне покупателя, то такую разновидность монополии называют монопсонией. В случае, когда монополист встречается на рынке с монопсонистом, возникает билатеральная, или двусторонняя, монополия.

Олигополия – форма несовершенной конкуренции, при которой цену на рынке контролируют несколько продавцов. Олигополию можно оценить как монополию с небольшой добавкой конкуренции между продавцами.

Если на рынке существуют только два конкурента-продавца, то такую структуру называют дуополией. В случае, когда олигополия возникает на стороне покупателя, она называется олигопсонией.

Монополистическая конкуренция – форма несовершенной конкуренции, при которой множество продавцов продают товар одного вида, но различающийся по своим свойствам.

Монополистическую конкуренцию можно оценить как конкуренцию с небольшой добавкой монополии.


Мир благ, окружающий человека Потребности как основной мотив деятельности людей Ресурсы хозяйственной деятельности Экономический выбор и границы производственных возможностей Экономические отношения между людьми Виды и модели экономических систем Эволюция идей в теоретической экономической науке Предмет экономической теории. Методы исследования и анализа экономических процессов Рынок как экономическая категория Спрос и предложение Поведение продавцов и покупателей на рынке Потребительские предпочтения на рынке и закон убывающей предельной стоимости Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ Эластичность спроса и предложения Закон убывающей предельной производительности Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масштаба Организация предпринимательской деятельности. Фирма Издержки производства: их виды, динамика Выручка и прибыль Принципы максимизации прибыли Рыночна власть: монополия Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия) Олигополия Антимонопольное регулирование рынка Спрос на факторы производства Рынок труда Заработная плата и занятость Рынок капитала Процентная ставка и инвестиции Рынок земли Земельная рента Общее равновесие и благосостояние Распределение доходов и неравенство Внешние эффекты и общественные блага Национальная экономика как целое Кругооборот доходов и продуктов Валовой национальный продукт и способы его измерения Национальный доход Располагаемый личный доход Индексы цен Безработица и ее формы Инфляция и ее виды Цикличность экономического развития Макроэкономическое равновесие в народном хозяйстве Совокупный спрос и совокупное предложение Стаблизационная политка Потребление и сбережения Функциональная роль инвестиций в экономике Теория мультипликатора Государственный бюджет и налоги Бюджетно-налоговая политка Деньги и их функции Пропорции денежного сектора экономики и денежный мультипликатор Равновесие на денежном рынке Банковская система Денежно-кредитная политка регулирования рыночной экономики Экономический рост и развитие Международные экономические отношения Внешняя торговая и товарная политика Платёжный баланс Валютный курс
Булатов А.С. Экономика | Кушнир И.В. Экономика | Салов А.И. Экономика