Салов А.И. Экономика. Конспект лекций

Индексы цен

Характеристика цены

Цена – стоимость единицы товара, выраженная в деньгах. Все товары и услуги, включенные в рыночный оборот, имеют цены, которые устанавливаются под воздействием рыночного механизма спроса и предложения.

Существуют разнообразные классификации цен в зависимости от критерия их оценки. Например, по объему продаж и виду товаров различают оптовые, розничные цены и тарифы (расценки), а по степени свободы формирования – твердые (фиксированные), регулируемые и рыночные.

Величины цен, их рост и падение задевают каждого в рыночной экономике, влияют на уровень жизни, поэтому их динамику важно отслеживать. Делается это с помощью макроэкономического показателя общего уровня цен, который рассчитывается в виде денежной оценки произведенных в обществе благ. Общий уровень цен в различные периоды времени неодинаков, поэтому его изменение фиксируется с помощью индекса цен.

Потребительская корзина

Государственные статистические органы ведут учет изменения уровня цен с помощью целой системы индексных показателей. В частности, индексы различаются по охвату товаров, включенных в набор, т. е. сопоставимой «корзины», по которой идет сравнение цен. Существуют:

  1. индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий изменение в потреблении основных товаров и услуг средней семьей. Обычно потребительская «корзина» насчитывает 300–400 наиболее употребительных в быту благ;
  2. индекс цен производителя, рассчитываемый по «корзине», включающей свыше 3000 товаров промышленного назначения. Этот индекс более динамичен по сравнению с ИПЦ, так как более чувствителен к научно-техническому прогрессу;
  3. дефлятор ВНП представляет собой наиболее общий из перечисленных индексов цен, так как в качестве «корзины» предполагает все конечные товары и услуги.

Мир благ, окружающий человека Потребности как основной мотив деятельности людей Ресурсы хозяйственной деятельности Экономический выбор и границы производственных возможностей Экономические отношения между людьми Виды и модели экономических систем Эволюция идей в теоретической экономической науке Предмет экономической теории. Методы исследования и анализа экономических процессов Рынок как экономическая категория Спрос и предложение Поведение продавцов и покупателей на рынке Потребительские предпочтения на рынке и закон убывающей предельной стоимости Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ Эластичность спроса и предложения Закон убывающей предельной производительности Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масштаба Организация предпринимательской деятельности. Фирма Издержки производства: их виды, динамика Выручка и прибыль Принципы максимизации прибыли Рыночна власть: монополия Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия) Олигополия Антимонопольное регулирование рынка Спрос на факторы производства Рынок труда Заработная плата и занятость Рынок капитала Процентная ставка и инвестиции Рынок земли Земельная рента Общее равновесие и благосостояние Распределение доходов и неравенство Внешние эффекты и общественные блага Национальная экономика как целое Кругооборот доходов и продуктов Валовой национальный продукт и способы его измерения Национальный доход Располагаемый личный доход Индексы цен Безработица и ее формы Инфляция и ее виды Цикличность экономического развития Макроэкономическое равновесие в народном хозяйстве Совокупный спрос и совокупное предложение Стаблизационная политка Потребление и сбережения Функциональная роль инвестиций в экономике Теория мультипликатора Государственный бюджет и налоги Бюджетно-налоговая политка Деньги и их функции Пропорции денежного сектора экономики и денежный мультипликатор Равновесие на денежном рынке Банковская система Денежно-кредитная политка регулирования рыночной экономики Экономический рост и развитие Международные экономические отношения Внешняя торговая и товарная политика Платёжный баланс Валютный курс
Булатов А.С. Экономика | Кушнир И.В. Экономика | Салов А.И. Экономика