Индексы цен
Характеристика цены
Цена – стоимость единицы товара, выраженная в деньгах. Все товары и услуги, включенные в рыночный оборот, имеют цены, которые устанавливаются под воздействием рыночного механизма спроса и предложения.
Существуют разнообразные классификации цен в зависимости от критерия их оценки. Например, по объему продаж и виду товаров различают оптовые, розничные цены и тарифы (расценки), а по степени свободы формирования – твердые (фиксированные), регулируемые и рыночные.
Величины цен, их рост и падение задевают каждого в рыночной экономике, влияют на уровень жизни, поэтому их динамику важно отслеживать. Делается это с помощью макроэкономического показателя общего уровня цен, который рассчитывается в виде денежной оценки произведенных в обществе благ. Общий уровень цен в различные периоды времени неодинаков, поэтому его изменение фиксируется с помощью индекса цен.
Потребительская корзина
Государственные статистические органы ведут учет изменения уровня цен с помощью целой системы индексных показателей. В частности, индексы различаются по охвату товаров, включенных в набор, т. е. сопоставимой «корзины», по которой идет сравнение цен. Существуют:
- индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий изменение в потреблении основных товаров и услуг средней семьей. Обычно потребительская «корзина» насчитывает 300–400 наиболее употребительных в быту благ;
- индекс цен производителя, рассчитываемый по «корзине», включающей свыше 3000 товаров промышленного назначения. Этот индекс более динамичен по сравнению с ИПЦ, так как более чувствителен к научно-техническому прогрессу;
- дефлятор ВНП представляет собой наиболее общий из перечисленных индексов цен, так как в качестве «корзины» предполагает все конечные товары и услуги.
Мир благ, окружающий человека
Потребности как основной мотив деятельности людей
Ресурсы хозяйственной деятельности
Экономический выбор и границы производственных возможностей
Экономические отношения между людьми
Виды и модели экономических систем
Эволюция идей в теоретической экономической науке
Предмет экономической теории. Методы исследования и анализа экономических процессов
Рынок как экономическая категория
Спрос и предложение
Поведение продавцов и покупателей на рынке
Потребительские предпочтения на рынке и закон убывающей предельной стоимости
Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ
Эластичность спроса и предложения
Закон убывающей предельной производительности
Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масштаба
Организация предпринимательской деятельности. Фирма
Издержки производства: их виды, динамика
Выручка и прибыль
Принципы максимизации прибыли
Рыночна власть: монополия
Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия)
Олигополия
Антимонопольное регулирование рынка
Спрос на факторы производства
Рынок труда
Заработная плата и занятость
Рынок капитала
Процентная ставка и инвестиции
Рынок земли
Земельная рента
Общее равновесие и благосостояние
Распределение доходов и неравенство
Внешние эффекты и общественные блага
Национальная экономика как целое
Кругооборот доходов и продуктов
Валовой национальный продукт и способы его измерения
Национальный доход
Располагаемый личный доход
Индексы цен
Безработица и ее формы
Инфляция и ее виды
Цикличность экономического развития
Макроэкономическое равновесие в народном хозяйстве
Совокупный спрос и совокупное предложение
Стаблизационная политка
Потребление и сбережения
Функциональная роль инвестиций в экономике
Теория мультипликатора
Государственный бюджет и налоги
Бюджетно-налоговая политка
Деньги и их функции
Пропорции денежного сектора экономики и денежный мультипликатор
Равновесие на денежном рынке
Банковская система
Денежно-кредитная политка регулирования рыночной экономики
Экономический рост и развитие
Международные экономические отношения
Внешняя торговая и товарная политика
Платёжный баланс
Валютный курс
Булатов А.С. Экономика | Кушнир И.В. Экономика | Салов А.И. Экономика
|