Антимонопольное регулирование рынка
Антимонопольная политика государства
Рынок действует по определенным принципам, которые монополия подрывает. Поэтому борьба с монополией является одновременно защитой основных принципов рыночной экономики.
Антимонопольная политика – это целенаправленная деятельность государственных органов по защите и усилению конкурентных начал в экономике и созданию препятствий для возникновения чрезмерной власти монополий.
Эта политика находит выражение в следующих действиях:
- предупреждение образования и сокращения существующей сферы монопольного ценообразования;
- разработка антимонопольного законодательства и применение его в хозяйственной практике;
- исключение условий для возникновения дефицита в экономике;
- проведение децентрализации ресурсов при их чрезмерной концентрации в одних руках;
- принудительное разукрупнение фирм, монопольно контролирующих рынок.
Регулирование деятельности естественной монополии
Естественная монополия – это неустранимый без ущерба для общества вид монополии.
Она возникает в сферах, где один производитель, используя положительный эффект масштаба производства, удовлетворяет полностью рыночный спрос. Если при этих условиях ввести принудительную конкуренцию между производителями, то их суммарные затраты превысят уровень издержек прежнего монополиста, что неминуемо вызовет рост цен (например, подвод конкурирующих водопроводных, электрических, газовых сетей к жилому городскому дому).
Антимонопольная политика государства
Государство заинтересовано в том, чтобы естественные монополисты не злоупотребляли своим положением.
В наиболее развитом виде антимонопольное законодательство существует в США, где оно впервые и возникло в 1890 г. с принятием антитрестовского закона Шермана.
Потребности как основной мотив деятельности людей
Ресурсы хозяйственной деятельности
Экономический выбор и границы производственных возможностей
Экономические отношения между людьми
Виды и модели экономических систем
Эволюция идей в теоретической экономической науке
Предмет экономической теории. Методы исследования и анализа экономических процессов
Рынок как экономическая категория
Спрос и предложение
Поведение продавцов и покупателей на рынке
Потребительские предпочтения на рынке и закон убывающей предельной стоимости
Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ
Эластичность спроса и предложения
Закон убывающей предельной производительности
Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масштаба
Организация предпринимательской деятельности. Фирма
Издержки производства: их виды, динамика
Выручка и прибыль
Принципы максимизации прибыли
Рыночна власть: монополия
Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия)
Олигополия
Антимонопольное регулирование рынка
Спрос на факторы производства
Рынок труда
Заработная плата и занятость
Рынок капитала
Процентная ставка и инвестиции
Рынок земли
Земельная рента
Общее равновесие и благосостояние
Распределение доходов и неравенство
Внешние эффекты и общественные блага
Национальная экономика как целое
Кругооборот доходов и продуктов
Валовой национальный продукт и способы его измерения
Национальный доход
Располагаемый личный доход
Индексы цен
Безработица и ее формы
Инфляция и ее виды
Цикличность экономического развития
Макроэкономическое равновесие в народном хозяйстве
Совокупный спрос и совокупное предложение
Стаблизационная политка
Потребление и сбережения
Функциональная роль инвестиций в экономике
Теория мультипликатора
Государственный бюджет и налоги
Бюджетно-налоговая политка
Деньги и их функции
Пропорции денежного сектора экономики и денежный мультипликатор
Равновесие на денежном рынке
Банковская система
Денежно-кредитная политка регулирования рыночной экономики
Экономический рост и развитие
Международные экономические отношения
Внешняя торговая и товарная политика
Платёжный баланс
Валютный курс
Булатов А.С. Экономика | Кушнир И.В. Экономика | Салов А.И. Экономика
|