Салов А.И. Экономика. Конспект лекций | ||||
Теория мультипликатораОбоснование мультипликационного эффекта в национальной экономикеИнвестиции – важный фактор экономического развития. При этом они подвержены действию особого мультипликационного механизма, умножающего их воздействие на рост валового национального продукта (ВНП). Мультипликатор инвестиций – это числовой коэффициент, показывающий увеличение ВНП на 1 + n при росте инвестиций на 1. Мультипликационный эффект является своеобразным экономическим эхом, которое, подобно его акустическому аналогу, многократно повторяет исходный импульс. Доход состоит из потребления и сбережений. Поэтому эффект мультипликатора можно выразить с помощью предельной склонности к потреблению (МРС) и сбережению (MPS):
Чем доля потребления в доходе больше, тем сильнее будет проявляться в экономике эффект мультипликатора, так как рост потребления (расход) одних людей приводит к увеличению доходов других, продавших свои товары и услуги. Эта цепочка (эхо) будет продолжаться до тех пор, пока постепенно исходный уровень потребления не будет полностью замещен сбережениями. Мультипликатор инвестиций можно изобразить графически (рис. 49.1).
Мультипликатор умножает не только прирост инвестиций, но и их сокращение, т. е. работает в обе стороны. Чтобы убедиться в этом, достаточно на графике 49.1 ниже линии I построить линию I". Тогда УE – УE2 покажет воздействие мультипликатора на снижение ВНП. Акселератор инвестицийЭффект мультипликатора инвестиций дополняется эффектом акселератора. Акселератор инвестиций – коэффициент, показывающий соотношение между приростом инвестиций в данном году и приростом ВНП в предыдущем.
Мир благ, окружающий человека Потребности как основной мотив деятельности людей Ресурсы хозяйственной деятельности Экономический выбор и границы производственных возможностей Экономические отношения между людьми Виды и модели экономических систем Эволюция идей в теоретической экономической науке Предмет экономической теории. Методы исследования и анализа экономических процессов Рынок как экономическая категория Спрос и предложение Поведение продавцов и покупателей на рынке Потребительские предпочтения на рынке и закон убывающей предельной стоимости Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ Эластичность спроса и предложения Закон убывающей предельной производительности Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масштаба Организация предпринимательской деятельности. Фирма Издержки производства: их виды, динамика Выручка и прибыль Принципы максимизации прибыли Рыночна власть: монополия Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия) Олигополия Антимонопольное регулирование рынка Спрос на факторы производства Рынок труда Заработная плата и занятость Рынок капитала Процентная ставка и инвестиции Рынок земли Земельная рента Общее равновесие и благосостояние Распределение доходов и неравенство Внешние эффекты и общественные блага Национальная экономика как целое Кругооборот доходов и продуктов Валовой национальный продукт и способы его измерения Национальный доход Располагаемый личный доход Индексы цен Безработица и ее формы Инфляция и ее виды Цикличность экономического развития Макроэкономическое равновесие в народном хозяйстве Совокупный спрос и совокупное предложение Стаблизационная политка Потребление и сбережения Функциональная роль инвестиций в экономике Теория мультипликатора Государственный бюджет и налоги Бюджетно-налоговая политка Деньги и их функции Пропорции денежного сектора экономики и денежный мультипликатор Равновесие на денежном рынке Банковская система Денежно-кредитная политка регулирования рыночной экономики Экономический рост и развитие Международные экономические отношения Внешняя торговая и товарная политика Платёжный баланс Валютный курс Булатов А.С. Экономика | Кушнир И.В. Экономика | Салов А.И. Экономика |