Салов А.И. Экономика. Конспект лекций

Пропорции денежного сектора экономики и денежный мультипликатор

Денежный сектор экономики

Денежный сектор экономики – связующее звено между всеми агентами рыночных отношений. Денежный рынок имеет специфическую особенность, выделяющую его из среды других рынков: здесь обращается особый товар – деньги. У них имеется специальная цена – процентная ставка, являющаяся альтернативной стоимостью денег. Поэтому на этом рынке деньги не продаются и не покупаются, а обмениваются на другие финансовые активы.

Пропорции, складывающиеся между спросом и предложением на денежном рынке, зависят от динамики: денежной массы, коэффициента депонирования, депозитного мультипликатора.

Денежная масса. Ликвидность

В современной экономической теории преобладает функциональный подход к деньгам: все, что используется как деньги, является деньгами. При этом доля собственно денег в общем объеме платежных средств не превышает 25 %. По этим причинам наравне с понятием денег используется и более широкое понятие денежной массы.

Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, которыми располагают население, фирмы и государство.

Обычно денежную массу классифицируют по двум признакам: по физическому виду и по ликвидности (рис. 53.1).


Рис. 53.1. Классификация денежной массы

Ликвидность денежной массы – это способность денежного актива превращаться в наличные деньги и выполнять их функции.

По принципу ликвидности вся денежная масса разбивается на несколько агрегатов, формирующихся по принципу матрешки.

Агрегат М1 в своем составе имеет наличные деньги и банковские вклады, по которым ведутся расчеты.

Агрегат М2 включает М1 и дополняется сберегательными вкладами, паями взаимных фондов и др. Он примерно в четыре раза превышает агрегат М1. Оба эти агрегата принято относить к высоколиквидным.

Агрегат М3 помимо М2 учитывает ценные бумаги крупных вкладчиков банков, акции инвестиционных фондов.

Агрегат L наравне с М3 содержит банковские акцепты, коммерческие бумаги, краткосрочные ценные бумаги и облигации Центрального банка страны. Денежные агрегаты М3 и L принято относить к низколиквидным.

Близок по смыслу к денежной массе показатель денежной базы, который рассчитывается как сумма находящихся в обращении наличных денег и банковских резервов.

Показатель денежной базы позволяет рассчитывать депозитный мультипликатор, демонстрирующий возможности расширения депозитов коммерческих банков при росте денежной базы на 1:
(53.1)
где MD – депозитный мультипликатор; rr – коэффициент обязательного резервирования по требованию Центробанка; fr – доля собственных резервов банков, сверх обязательных резервов.

Расчет денежного мультипликатора

Государство полностью контролирует выпуск денег в обращение, но оно не может этого сделать в отношении денежной массы, так как банки своей профессиональной деятельностью существенно увеличивают денежную массу.

Отношение новых денег, создаваемых банками, к их резервам получило название денежного мультипликатора.

Денежный мультипликатор – это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате изменения денежной базы на единицу.

Мультипликатор находится в обратной зависимости от уровня резервов и может быть описан упрощенной формулой:
(53.2)
где М – денежный мультипликатор; R – банковские резервы.

Основными факторами роста денежной массы за счет мультипликационного эффекта являются:

  • размер минимальной ставки резервов;
  • спрос на новые кредиты.

Пользуясь этими рычагами, Центральный банк может воздействовать на денежную массу в стране, а через нее регулировать:

  • хозяйственную активность агентов рынка;
  • макроэкономические пропорции;
  • инфляционные процессы;
  • инвестиции и т. д.

Мир благ, окружающий человека Потребности как основной мотив деятельности людей Ресурсы хозяйственной деятельности Экономический выбор и границы производственных возможностей Экономические отношения между людьми Виды и модели экономических систем Эволюция идей в теоретической экономической науке Предмет экономической теории. Методы исследования и анализа экономических процессов Рынок как экономическая категория Спрос и предложение Поведение продавцов и покупателей на рынке Потребительские предпочтения на рынке и закон убывающей предельной стоимости Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ Эластичность спроса и предложения Закон убывающей предельной производительности Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масштаба Организация предпринимательской деятельности. Фирма Издержки производства: их виды, динамика Выручка и прибыль Принципы максимизации прибыли Рыночна власть: монополия Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия) Олигополия Антимонопольное регулирование рынка Спрос на факторы производства Рынок труда Заработная плата и занятость Рынок капитала Процентная ставка и инвестиции Рынок земли Земельная рента Общее равновесие и благосостояние Распределение доходов и неравенство Внешние эффекты и общественные блага Национальная экономика как целое Кругооборот доходов и продуктов Валовой национальный продукт и способы его измерения Национальный доход Располагаемый личный доход Индексы цен Безработица и ее формы Инфляция и ее виды Цикличность экономического развития Макроэкономическое равновесие в народном хозяйстве Совокупный спрос и совокупное предложение Стаблизационная политка Потребление и сбережения Функциональная роль инвестиций в экономике Теория мультипликатора Государственный бюджет и налоги Бюджетно-налоговая политка Деньги и их функции Пропорции денежного сектора экономики и денежный мультипликатор Равновесие на денежном рынке Банковская система Денежно-кредитная политка регулирования рыночной экономики Экономический рост и развитие Международные экономические отношения Внешняя торговая и товарная политика Платёжный баланс Валютный курс
Булатов А.С. Экономика | Кушнир И.В. Экономика | Салов А.И. Экономика