Шешукова Т.Г. Аудит |
Обязательный аудит как инструмент обеспечения экономической безопасности государстваВ соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» [30, ст. 7] под обязательным аудитом понимается ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Случаи обязательного аудита предусмотрены самим законом [30], а также иными нормативными актами. Остановимся на этом обстоятельстве подробнее. В международной практике термин обязательный аудит носит название «аудит по закону». У тех, кто впервые знакомится с содержанием отечественного закона [30], неизбежно возникает следующий вопрос: с какой целью законодатель устанавливает случаи ежегодной обязательной аудиторской проверки отдельных категорий юридических и физических лиц? Само по себе привлечение аудиторских организаций сопряжено со значительными издержками для любого предприятия, которые в конечном итоге уменьшают его прибыль. Поэтому может сложиться ошибочное мнение о том, что обязательный аудит представляет собой изъятие из прибыли указанных юридических и физических лиц в пользу аудиторских организаций. Установив данное требование законодательно, государство защищает экономические интересы не предприятий, а аудиторских организаций. При дальнейшем изучении закона [30] читатель сталкивается еще с одним небезынтересным обстоятельством: обязательный аудит может проводиться исключительно аудиторскими организациями. Индивидуальные аудиторы оказались лишены права проводить такие проверки. После вступления закона [30] в силу многие аудиторы, которые работали ранее в качестве предпринимателей без образования юридического лица, лишились своего участия на рынке оказания аудиторских услуг. Именно последнее обстоятельство и стало предметом дела, рассмотренного в Конституционном суде РФ1. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли данное законоположение Конституции РФ. В своей жалобе в Конституционный суд РФ заявитель утверждал, что Федеральный закон [30], не допуская проведение обязательного аудита индивидуальными аудиторами, необоснованно ограничивает свободу предпринимательской деятельности, осуществляемую на основе равенства всех перед законом и судом, и тем самым нарушает положения Конституции РФ. Так, согласно Конституции РФ свобода экономической деятельности, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право собственности гарантируются в Российской Федерации в качестве основных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, и реализуются на основе общеправовых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство участников гражданско-правовых отношений. Указанные принципы провозглашаются в ГК РФ в числе основных начал гражданского законодательства [11, ст. 1 п. 1]. Вместе с тем постановлением от 1 апреля 2003 г. № 4-П Конституционный суд РФ отклонил жалобу заявителя и оставил оспариваемое положение закона [30, ст. 7 п. 2] в силе. Анализ содержания данного постановления позволяет выявить особенности обязательного аудита и необходимость его осуществления именно аудиторскими организациями. Необходимость обязательного аудита [30, ст. 7 п. 1] обусловлена следующими обстоятельствами:
При написании данного раздела использованы материалы информационно-правовой базы «Консультант-Плюс». Можно добавить, что вложение средств в открытое акционерное общество, по сравнению с иными организационно-правовыми формами, сопряжено с повышенным риском для инвесторов. Акции, выпускаемые открытыми акционерными обществами, свободно обращаются на фондовых рынках. При этом сам фондовый рынок представляет собой особую сферу хозяйственной деятельности, возникающую в процессе вторичного обращения ценных бумаг, в которой информация об эмитентах акций играет крайне важную роль. Участники фондовых рынков заинтересованы в получении достоверной финансовой информации об эмитентах. Кроме того, стабильное состояние фондовых рынков в государстве образует основу его привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов. Другая группа организаций (кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные фонды) образует так называемый монетарный сектор и в силу этого обладает специфическими видами рисков, которые в деятельности остальных организаций (реального сектора экономики) не играют решающей роли. Так, для коммерческих банков наиболее актуальной является проблема управления кредитным риском. Страховые организации, помимо кредитного, вынуждены учитывать влияние также и рисков, принимаемых по договорам страхования. Любые форс-мажорные обстоятельства, природные явления, катастрофы и иные чрезвычайные ситуации в массовом масштабе могут привести к тому, что страховые компании будут не в состоянии обеспечить всех выплат по договорам страхования и прекратят свою деятельность, что в дальнейшем может спровоцировать общеэкономический кризис. Яркий исторический пример подобной ситуации описывает Т. Драйзер в романе «Финансист»: «И вот ... грянула буря - нежданно, как гром среди ясного неба и вне всякой зависимости от человеческой воли и намерений. Вначале это был всего только пожар, к тому же случившийся вдали от Филадельфии - исторический чикагский пожар 7 октября 1871 года, когда город, вернее его обширный торговый район, выгорел дотла, и эта катастрофа мгновенно вызвала отчаянную, хотя и непродолжительную панику в финансовом мире Америки. Пожар, вспыхнувший в субботу, с неослабной силой продолжался вплоть до среды, уничтожив банки, торговые предприятия, пристани, железнодорожные пакгаузы и целые кварталы жилых домов. Наибольший урон, естественно, понесли страховые компании, и большинство их прекратило платежи. Вследствие этого вся тяжесть убытков легла на иногородних промышленников и оптовых торговцев, имевших дела с Чикаго, а также на чикагских коммерсантов. ... И держатели акций и облигаций ... начали выбрасывать их на рынок, с целью выручить наличные деньги. Банки, естественно, стали требовать погашения ссуд, и в результате на фондовой бирже возникла паника, по своим размерам равная «Черной пятнице», случившейся за два года до этого в Нью-Йорке». Инвестиционные фонды в силу специфики своей деятельности принимают на себя повышенный риск вложения средств в ценные бумаги. При этом инвестиционные фонды рискуют не только суммой дохода, которая может быть получена от инвестиций в ценные бумаги и складывается из двух факторов: выплата доходов по ценным бумагам (дивидендов, процентов) и рост курсовой стоимости ценных1 бумаг, но и всей суммой инвестированных средств. Вместе с тем банки, другие кредитные организации, страховые компании, инвестиционные институты образуют инфраструктуру экономики государства, без которой невозможно достижение экономической и, как следствие, социальной стабильности в обществе. Именно поэтому столь значителен механизм государственного контроля и нормативного регулирования монетарного сектора экономики. Однако осуществление такого контроля невозможно без получения достоверной информации о состоянии дел в данном секторе экономики. Именно по этим причинам и введен институт обязательного аудита для указанной категории организаций. Теперь становится понятным, почему «аудит по закону» введен и для крупнейших организаций. Данные организации, являясь также и крупнейшими налогоплательщиками, формируют базис, основу любого государства. Государство получает большую часть своих доходов в виде налоговых и неналоговых поступлений именно от данной категории организаций. Указанные предприятия, как правило, обладают уникальными технологиями, производственными мощностями, формируют оборонный потенциал государства. В свою очередь государственные органы должны постоянно отслеживать их финансово-экономическое состояние с тем, чтобы не допустить их банкротства и резкого сокращения поступлений в бюджет. Исходя из вышеизложенного, обязательный аудит является инструментом, обеспечивающим экономическую безопасность государства. Именно такая позиция изложена в постановлении Конституционного суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П: «Необходимость обязательного аудита обусловлена ... такими обстоятельствами, которые - в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации - требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц». И далее: «...обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации». Официальный, публичный характер бухгалтерского учета вызывает необходимость наличия таких гарантий, которые позволили бы обеспечить достоверность учетной информации. Одной из таких гарантий и выступает обязательный аудит, который проводится независимыми аудиторскими организациями, уполномоченными на то в силу закона и не имеющими права заниматься иной деятельностью, помимо аудита и сопутствующих ему услуг. В содержании постановления Конституционного суда РФ акцентируется внимание на общественном интересе обязательного аудита, который осуществляется, по существу, в интересах неопределенного круга лиц и государства - внешних и внутренних пользователей финансовой отчетности. То же самое положение упоминается и в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», утвержденном Международной федерацией бухгалтеров. Та же идея практически дословно повторяется и в Кодексе этики аудиторов России (п. 9): «Профессия аудитора является общественно значимой, что подразумевает признание своей ответственности перед обществом. Применительно к профессиональному сообществу аудиторов общество включает аудируемые организации, кредиторов, правительство, работодателей, служащих, инвесторов, аккредитованные профессиональные объединения аудиторов, деловое и финансовое сообщество, а также других лиц, которые полагаются на объективность и честность аудиторов в целях упорядоченного ведения коммерческой деятельности. Это налагает на аудиторов ответственность за соблюдение общественных интересов». И именно исходя из того, что проведение обязательного аудита направлено на защиту публичных интересов, федеральный законодатель правильно определил и организационно-правовую форму деятельности независимых аудиторов, осуществляющих обязательный аудит. Действительно, аудиторская организация:
Таким образом, рассмотренная выше позиция Конституционного суда РФ по вопросу проведения обязательного аудита еще раз доказывает высокую значимость аудита как атрибута инфраструктуры рыночной экономики. Контрольные вопросы
Сущность контроля и аудита Цель и основные принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности Условия аудиторских заданий (обязательств) Основные этапы процесса аудиторской проверки и приемы аудита Существенность в аудите Оценки риска и внутренний контроль Планирование аудита Аудит в среде компьютерных информационных систем Аудиторское доказательство Аудиторская выборка Заключение аудитора по финансовой отчетности Развитие международной теории и практики аудита Обязательный аудит как инструмент обеспечения экономической безопасности государства Качество аудита и ответственность аудиторов Стандарты аудиторской деятельности | Шеремет А.Д. Аудит | Ерофеева В.А. Аудит. Конспект лекций | Шешукова Т.Г. Аудит: теория и практика применения международных стандартов | Налетова И.А. Аудит | Соколова Е.С. Основы аудита | Камзолов В.А. Аудит | Лукьянчук У.Р. Аудит |