Душенькина Е. Экономика предприятия

Товар. Товарная политика

Товар – конечный продукт вложенного в него труда, имеющий натурально-вещественную форму, производимый для обмена на другие продукты, а не для собственного потребления.

Свойство товара, способное удовлетворить потребности человека, формирует потребительскую стоимость. Данная стоимость находится в зависимости от естественных свойств товара, и величина труда не оказывает на нее влияние. Если товар не обладает потребительской стоимостью, он не будет реализовываться.

Меновая стоимость представляет собой товар, который способен обмениваться в фиксированном количественном объеме на другие различные товары.

Товарная политика представляет собой определенный набор действий, методов или принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается преемственность и целенаправленность мер по формированию и управлению ассортиментом товаров.

В основе товарной политики лежат следующие понятия:

  1. товарная единица – это воплощение товара, которое характеризуется конкретными размерами, ценой и другими индивидуальными характеристиками;
  2. товарный ассортимент – это группа товаров, выполняющих схожие функции, предназначенных для удовлетворения нужд определенной группы населения;
  3. товарная номенклатура – это совокупность всех ассортиментных групп и товарных единиц, предлагаемых определенной организацией.

Задачи товарной политики: управление конкурентоспособностью товаров, управление жизненным циклом товаров, управление товарным ассортиментом товара и его номенклатурой.

Инструменты товарной политики: марка, упаковка, гарантии, дополнительное сервисное обслуживание, фирменный стиль.

Каждый товар имеет свой жизненный цикл, т. е. период времени, когда объем продаж изменяется с течением времени. Существует четыре фазы жизненного цикла:

  1. фаза внедрения товара на рынок – это время выведения и распространения товара на рынке. Данная фаза характеризуется медленным ростом продаж и значительными затратами;
  2. фаза роста – это время резкого увеличения объема продаж нового товара. Объем продаж возрастает из-за того, что популярность товара у потребителей увеличивается. Увеличение объемов производства товара приводит к снижению себестоимости и увеличению прибыли предприятия;
  3. фаза созревания – это этап замедления темпов роста продаж товара. Это приводит к накапливанию запасов непроданной продукции, к обострению конкуренции, увеличению затрат на рекламу;
  4. фаза насыщения и падения – это период времени, когда отдельные группы покупателей перестают приобретать данный товар и перемещаются на более современные. Сбыт товара резко снижается и чаще всего товар снимается с производства или модифицируется.

Структура национальной экономики | Понятие и черты предпринимательской деятельности | Этапы развития предпринимательства | Цели предприятия. Функции предпринимателя | Сфера предпринимательства | Инфраструктура рынка | Классификация предприятий | Структура и инфраструктура предприятий | Внутренняя и внешняя среда предприятия | Предпринимательские права | Хозяйственные товарищества | Хозяйственные общества | Коммерческие и некоммерческие организации | Предпринимательские ассоциации | Основные производственные и непроизводственные фонды. Основной капитал предприятия | Виды учета и методы оценки основного капитала, показатели его использования | Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация | Эффективность использования основного капитала | Оборотный капитал. Источники его формирования. Кругооборот | Показатели оборачиваемости оборотных средств. Расчет нормативов | Трудовые ресурсы. Рабочая сила | Рынок труда и его регулирование | Производительность труда | Организация, нормирование и оплата труда | Мотивация труда | Классификация затрат, образующих себестоимость продукции | Издержки производства | Товар. Товарная политика | Деньги и их функции | Методы ценообразования | Виды цен | Уставный капитал и имущество предприятий. Финансовые ресурсы | Доходы и расходы предприятия. Выручка от продажи продукции (работ, услуг) | Сущность прибыли, ее структура | Понятие инвестиций | Источники инвестиций и их кредитное обеспечение | Расчет эффективности инвестиций | Понятие и классификация инноваций. Субъекты инвестиционной деятельности | Сущность стратегии, ресурсы и возможности предприятия | Риск в деятельности предприятия | Сущность планирования | Виды планов | Методика и порядок планирования | Основные показатели плана производства | Разработка производственной программы предприятия. Этапы разработки производственной программы | Планирование производственной мощности предприятия | Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия | Понятие конкуренции | Методы оценки конкурентоспособности | Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия | Определение, понятие, задачи и функции логистики | Результативность деятельности предприятия и критерии ее оценки | Важнейшие факторы экономического роста предприятия | Качество, стандарты качества | Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их расчета | Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
Васильева Н.А. Экономика предприятия | Душенькина Е. Экономика предприятия | Кушнир И.В. Экономика предприятия | Петрова Ю.А. Экономика предприятия