Душенькина Е. Экономика предприятия

Виды цен

Ценовая система – совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков.

Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей народного хозяйства и включает следующие виды цен:

  1. оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности;
  2. закупочные цены на продукцию сельского хозяйства – цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением;
  3. цены на строительную продукцию – сметная стоимость объекта либо усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за м 2жилой площади);
  4. тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;
  5. цены на потребительские товары – используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;
  6. тарифы на услуги – система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям;
  7. внешнеторговые цены – цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг;
  8. экспортные цены – цены, по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары и услуги на мировом рынке;
  9. импортные цены – цены, по которым российские фирмы закупают товары и услуги за рубежом.

Рыночная цена товара, работ, услуг – цена, складывающаяся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их фондирования подразделяется на свободные, монопольные и демпинговые.

Регулируемая цена складывается на рынке в процессе прямого государственного воздействия, подразделяется на фиксированные и предельные.

Дифференциация цен по стадиям образования – количественная взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара от производителя к конечному потребителю. Они подразделяются на оптовые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и розничные цены.

Дифференциация цен по характеру ценовой информации строится на учете ценовой специфики этой информации и включает аукционные цены, биржевые цены, цены фактических сделок, справочные цены и ценовые индексы.

Ценовые индексы – информационные показатели динамики цен за определенный период.


Структура национальной экономики | Понятие и черты предпринимательской деятельности | Этапы развития предпринимательства | Цели предприятия. Функции предпринимателя | Сфера предпринимательства | Инфраструктура рынка | Классификация предприятий | Структура и инфраструктура предприятий | Внутренняя и внешняя среда предприятия | Предпринимательские права | Хозяйственные товарищества | Хозяйственные общества | Коммерческие и некоммерческие организации | Предпринимательские ассоциации | Основные производственные и непроизводственные фонды. Основной капитал предприятия | Виды учета и методы оценки основного капитала, показатели его использования | Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация | Эффективность использования основного капитала | Оборотный капитал. Источники его формирования. Кругооборот | Показатели оборачиваемости оборотных средств. Расчет нормативов | Трудовые ресурсы. Рабочая сила | Рынок труда и его регулирование | Производительность труда | Организация, нормирование и оплата труда | Мотивация труда | Классификация затрат, образующих себестоимость продукции | Издержки производства | Товар. Товарная политика | Деньги и их функции | Методы ценообразования | Виды цен | Уставный капитал и имущество предприятий. Финансовые ресурсы | Доходы и расходы предприятия. Выручка от продажи продукции (работ, услуг) | Сущность прибыли, ее структура | Понятие инвестиций | Источники инвестиций и их кредитное обеспечение | Расчет эффективности инвестиций | Понятие и классификация инноваций. Субъекты инвестиционной деятельности | Сущность стратегии, ресурсы и возможности предприятия | Риск в деятельности предприятия | Сущность планирования | Виды планов | Методика и порядок планирования | Основные показатели плана производства | Разработка производственной программы предприятия. Этапы разработки производственной программы | Планирование производственной мощности предприятия | Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия | Понятие конкуренции | Методы оценки конкурентоспособности | Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия | Определение, понятие, задачи и функции логистики | Результативность деятельности предприятия и критерии ее оценки | Важнейшие факторы экономического роста предприятия | Качество, стандарты качества | Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их расчета | Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
Васильева Н.А. Экономика предприятия | Душенькина Е. Экономика предприятия | Кушнир И.В. Экономика предприятия | Петрова Ю.А. Экономика предприятия