| Методы оценки конкурентоспособностиПроблема оценки конкурентоспособности предприятия является 
сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для 
осуществления ряда мероприятий, таких как выработка основных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы 
продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения 
оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособности обусловливается многообразием подходов к ее оценке. Среди 
основных методов анализа в экономической литературе выделяются следующие: горизонтальный анализ, или анализ тенденций, при котором показатели 
сравниваются с такими же за другие периоды;вертикальный анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий 
уровень детализации;факторный анализ – анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические 
показатели;сравнительный анализ – сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.
 Как 
правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия: оценка с позиции сравнительных 
преимуществ;оценка с позиции теории равновесия;оценка исходя из теории эффективности конкуренции;оценка на базе качества продукции;профиль 
требований;профиль полярностей;матричный метод;SWOT – анализ;построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности».
 Метод 
экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте 
эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, 
необходимую для выработки управленческого решения. Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с 
последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.
 Структура национальной экономики | 
Понятие и черты предпринимательской деятельности | 
Этапы развития предпринимательства | 
Цели предприятия. Функции предпринимателя | 
Сфера предпринимательства | 
Инфраструктура рынка | 
Классификация предприятий | 
Структура и инфраструктура предприятий | 
Внутренняя и внешняя среда предприятия | 
Предпринимательские права | 
Хозяйственные товарищества | 
Хозяйственные общества | 
Коммерческие и некоммерческие организации | 
Предпринимательские ассоциации | 
Основные производственные и непроизводственные фонды. Основной капитал предприятия | 
Виды учета и методы оценки основного капитала, показатели его использования | 
Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация | 
Эффективность использования основного капитала | 
Оборотный капитал. Источники его формирования. Кругооборот | 
Показатели оборачиваемости оборотных средств. Расчет нормативов | 
Трудовые ресурсы. Рабочая сила | 
Рынок труда и его регулирование | 
Производительность труда | 
Организация, нормирование и оплата труда | 
Мотивация труда | 
Классификация затрат, образующих себестоимость продукции | 
Издержки производства | 
Товар. Товарная политика | 
Деньги и их функции | 
Методы ценообразования | 
Виды цен | 
Уставный капитал и имущество предприятий. Финансовые ресурсы | 
Доходы и расходы предприятия. Выручка от продажи продукции (работ, услуг) | 
Сущность прибыли, ее структура | 
Понятие инвестиций | 
Источники инвестиций и их кредитное обеспечение | 
Расчет эффективности инвестиций | 
Понятие и классификация инноваций. Субъекты инвестиционной деятельности | 
Сущность стратегии, ресурсы и возможности предприятия | 
Риск в деятельности предприятия | 
Сущность планирования | 
Виды планов | 
Методика и порядок планирования | 
Основные показатели плана производства | 
Разработка производственной программы предприятия. Этапы разработки производственной программы | 
Планирование производственной мощности предприятия | 
Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия | 
Понятие конкуренции | 
Методы оценки конкурентоспособности | 
Понятие факторов, влияющих на классификация. Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия | 
Определение, понятие, задачи и функции логистики | 
Результативность деятельности предприятия и критерии ее оценки | 
Важнейшие факторы экономического роста предприятия | 
Качество, стандарты качества | 
Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их расчета | 
Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
 Васильева Н.А. Экономика предприятия | Душенькина Е. Экономика предприятия | Кушнир И.В. Экономика предприятия | Петрова Ю.А. Экономика предприятия
 |