Методы оценки конкурентоспособности
Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является
сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для
осуществления ряда мероприятий, таких как выработка основных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы
продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения
оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособности обусловливается многообразием подходов к ее оценке. Среди
основных методов анализа в экономической литературе выделяются следующие: - горизонтальный анализ, или анализ тенденций, при котором показатели
сравниваются с такими же за другие периоды;
- вертикальный анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий
уровень детализации;
- факторный анализ – анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические
показатели;
- сравнительный анализ – сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.
Как
правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия: - оценка с позиции сравнительных
преимуществ;
- оценка с позиции теории равновесия;
- оценка исходя из теории эффективности конкуренции;
- оценка на базе качества продукции;
- профиль
требований;
- профиль полярностей;
- матричный метод;
- SWOT – анализ;
- построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности».
Метод
экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте
эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию,
необходимую для выработки управленческого решения. Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с
последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.
Структура национальной экономики |
Понятие и черты предпринимательской деятельности |
Этапы развития предпринимательства |
Цели предприятия. Функции предпринимателя |
Сфера предпринимательства |
Инфраструктура рынка |
Классификация предприятий |
Структура и инфраструктура предприятий |
Внутренняя и внешняя среда предприятия |
Предпринимательские права |
Хозяйственные товарищества |
Хозяйственные общества |
Коммерческие и некоммерческие организации |
Предпринимательские ассоциации |
Основные производственные и непроизводственные фонды. Основной капитал предприятия |
Виды учета и методы оценки основного капитала, показатели его использования |
Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация |
Эффективность использования основного капитала |
Оборотный капитал. Источники его формирования. Кругооборот |
Показатели оборачиваемости оборотных средств. Расчет нормативов |
Трудовые ресурсы. Рабочая сила |
Рынок труда и его регулирование |
Производительность труда |
Организация, нормирование и оплата труда |
Мотивация труда |
Классификация затрат, образующих себестоимость продукции |
Издержки производства |
Товар. Товарная политика |
Деньги и их функции |
Методы ценообразования |
Виды цен |
Уставный капитал и имущество предприятий. Финансовые ресурсы |
Доходы и расходы предприятия. Выручка от продажи продукции (работ, услуг) |
Сущность прибыли, ее структура |
Понятие инвестиций |
Источники инвестиций и их кредитное обеспечение |
Расчет эффективности инвестиций |
Понятие и классификация инноваций. Субъекты инвестиционной деятельности |
Сущность стратегии, ресурсы и возможности предприятия |
Риск в деятельности предприятия |
Сущность планирования |
Виды планов |
Методика и порядок планирования |
Основные показатели плана производства |
Разработка производственной программы предприятия. Этапы разработки производственной программы |
Планирование производственной мощности предприятия |
Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия |
Понятие конкуренции |
Методы оценки конкурентоспособности |
Понятие факторов, влияющих на классификация. Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия |
Определение, понятие, задачи и функции логистики |
Результативность деятельности предприятия и критерии ее оценки |
Важнейшие факторы экономического роста предприятия |
Качество, стандарты качества |
Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их расчета |
Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
Васильева Н.А. Экономика предприятия | Душенькина Е. Экономика предприятия | Кушнир И.В. Экономика предприятия | Петрова Ю.А. Экономика предприятия
|