Принятие в состав РФ и образование нового субъекта федерации в России
Изменение субъектного состава РФ возможно в 2 случаях: 1) принятия в состав РФ нового субъекта РФ; 2) образования внутри РФ нового субъекта РФ. Главный
принцип принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта – добровольность. При изменении субъектного состава РФ должны учитываться государственные интересы, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.
Принятие в РФ нового субъекта – процедура изменения состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.
Образование нового субъекта в составе РФ – это также процедура изменения состава субъектов РФ, но она осуществляется в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Иностранное государство принимается в состав РФ только при изъявлении добровольного желания и при наличии заключения о целесообразности для РФ такого принятия нового субъекта в состав РФ. Иностранное государство (или его часть) может быть принято в состав РФ на правах республики, если международным договором о принятии РФ в свой состав нового субъекта не предусматривается предоставление этому субъекту статуса края или области. Предложение о принятии в РФ в качестве нового субъекта РФ иностранного государства или его части может быть внесено только самим иностранным государством. Полномочия по рассмотрению такого предложения и принятию решения по этому вопросу принадлежат Президенту РФ после консультации с Советом Федерации ФС РФ и Государственной Думой ФС РФ. По данному вопросу должен быть подписан международный договор рФ с иностранным государством о его принятии в состав РФ в качестве нового субъекта. Такой международный договор должен регулировать вопросы: 1) наименования и статуса нового субъекта РФ; 2) порядка приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина РФ; 3) правопреемства в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов; 4) действия законодательства РФ на территории нового субъекта РФ; 5) функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ. Международный договор РФ о принятии в свой состав нового субъекта подлежит ратификации федеральным законом после получения заключения Конституционного Суда РФ. Предложение заинтересованных субъектов РФ об образовании в составе РФ нового субъекта должно содержать: 1) социально-экономическое обоснование; 2) предполагаемое наименование и статус; 3) примерные границы нового субъекта РФ. По вопросу об образовании нового субъекта в составе РФ обязательно проводятся референдумы на территории заинтересованных субъектов рФ. После этого уже Президент РФ рассматривает предложение об образовании в составе РФ нового субъекта РФ. Он сообщает об этом Федеральному Собранию, которое в свою очередь принимает по данному вопросу федеральный конституционный закон.
Конституционное право России как отрасль права и отрасль науки |
Предмет и методы Российского конституционного права |
Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты |
Источники конституционного права РФ |
Конституция: сущность, содержание, свойства и виды |
Развитие конституции в России |
Конституция РФ 1993 г.: принципы верховенства и прямого действия |
Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции РФ |
Правовая охрана конституции РФ |
Понятие и общая характеристика основ конституционного строя РФ |
Российское государство и его конституционные характеристики |
Государственный суверенитет РФ |
Экономические и политические основы конституционного строя России |
Принципы социального и правового государства в конституции РФ |
Народовластие – основа конституционного строя РФ. Виды и формы народовластия |
Понятие и виды референдумов в РФ |
Всероссийский референдум: порядок организации и проведения |
Основы правового статуса личности в РФ: понятие и основные элементы |
Принципы конституционного статуса человека и гражданина в РФ |
Гражданство РФ: понятие и общие принципы |
Основания и порядок приобретения гражданства РФ |
Основания и порядок прекращения гражданства РФ |
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право убежища |
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России |
Институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ |
Личные права и свободы граждан РФ |
Свобода совести и вероисповедания в РФ. Основы правового статуса религиозных объединений |
Политические права граждан РФ |
Право на объединение в РФ: содержание и нормативная основа. Основы правового статуса общественных объединений |
Политические партии в России |
Свобода информации. Основы правового положения средств массовой информации |
Социально-экономические и культурные права и свободы по конституции РФ |
Конституционные обязанности личности в РФ |
Конституционные гарантии основных прав, свобод человека и гражданина в РФ |
Институт уполномоченного по правам человека в РФ |
Правовой режим военного и чрезвычайного положения в РФ |
Принципы федеративного устройства РФ |
Принцип равноправия и самоопределения народов и формы его реализации. Правовое положение коренных малочисленных народов и национальных меньшинств в РФ |
Конституционно-правовой статус субъектов РФ |
Автономные округа и автономная область: конституционно-правовой статус |
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и ее субъектов |
Правовые формы разграничения полномочий и взаимодействия РФ и ее субъектов. юридическое значение договоров и соглашений между органами государственной власти РФ и субъектов РФ |
Соотношение законодательства РФ и ее субъектов |
Принятие в состав РФ и образование нового субъекта федерации в России |
Государственные символы и правовой статус столицы России |
Правовой статус языков в РФ |
Избирательное право: понятие, структура, нормативная база |
Принципы Российского избирательного права |
Типы избирательных систем и их использование в формировании органов государственной власти Российской федерации |
Избирательный процесс в РФ: общая характеристика |
Назначение выборов, образование избирательных округов как стадия избирательного процесса |
Избирательные комиссии по выборам депутатов: понятие, система, порядок образования, состав, срок полномочий, компетенция |
Выдвижение кандидатов как стадия избирательного процесса |
Регистрация кандидатов. Статус зарегистрированных кандидатов |
Информирование избирателей и предвыборная агитация |
финансирование выборов в России |
Голосование и определение результатов выборов |
Признание выборов недействительными и несостоявшимися |
Порядок определения результатов выборов депутатов государственной думы по общефедеральному избирательному округу |
Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в РФ |
Президент РФ как глава государства, основные направления деятельности |
Выборы президента РФ |
Полномочия президента РФ |
Прекращение полномочий президента РФ и гарантии президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий |
Органы при президенте РФ. Администрация президента РФ. Совет безопасности РФ |
Государственный совет РФ. Институт полномочных представителей президента РФ |
Акты президента РФ: порядок опубликования и вступления в силу |
Конституционно-правовой статус федерального собрания РФ |
Структура и компетенция государственной думы РФ |
Порядок работы государственной думы РФ |
Порядок формирования совета федерации РФ |
Структура и компетенция совета федерации РФ |
Порядок работы совета федерации РФ |
Статус депутата государственной думы и члена совета федерации федерального собрания РФ |
Законодательный процесс в РФ: общая характеристика |
Право законодательной инициативы в РФ и субъектах РФ |
Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов |
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания |
Контрольные полномочия федерального собрания РФ |
Конституционные основы организации системы органов исполнительной власти в РФ |
Конституционные основы статуса правительства РФ: порядок формирования, полномочия, акты |
Конституционные основы судебной власти в России |
Конституционный суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности |
Конституционное судопроизводство в РФ |
Решения конституционного суда РФ |
Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ |
Органы законодательной власти субъектов РФ |
Органы исполнительной власти субъектов РФ |
Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ |
Местное самоуправление в РФ: общие принципы организации и деятельности
Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России | Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации | Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации
|