Контрольные полномочия федерального собрания РФ
Федеральное Собрание РФ вправе осуществлять
контрольные полномочия в отношении Президента РФ и Правительства РФ. Эти полномочия Федеральное Собрание осуществляет в форме: 1) установленной процедуры отрешения Президента РФ от должности; 2) осуществления контрольных полномочий за исполнением бюджета РФ; 3) объявления Правительству РФ «вотума недоверия».
Отрешение Президента РФ от должности возможно только на основании выдвинутого Государственной Думой РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должны быть приняты не менее чем 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. После выдвижения обвинения Президенту РФ Государственной Думой Совет Федерации должен принять решение об отрешении Президента РФ в течение 3 месяцев, если же в этот срок решение об отрешении Президента РФ от должности не принято, то обвинение против Главы государства считается отклоненным. В случае принятия в установленном порядке решения об отрешении Президента РФ от должности назначаются досрочные выборы Президента не позднее 3 месяцев отрешения. В сфере
бюджетного контроля нижняя палата Федерального Собрания РФ: 1) рассматривает представленный Правительством РФ федеральный бюджет и отчет о его исполнении; 2) заслушивает отчеты о ходе исполнения федерального бюджета.
«Вотум недоверия» Правительству РФ – принципиальное несогласие Государственной Думы с правительственной политикой вообще или по какому-то весьма важному вопросу, в результате чего их дальнейшее взаимодействие невозможно. Решение Государственной Думы о недоверии Правительству РФ считается принятым в случае, если за это решение проголосовало большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ, т. е. не менее 226 голосов. Вотум недоверия Правительству РФ влечет за собой обязанность Президента РФ согласиться с мнением Федерального Собрания и отправить Председателя Правительства РФ в отставку (а значит, и весь состав Правительства, так как все члены обязаны уйти в отставку в случае ухода Председателя) либо не согласиться и распустить Государственную Думу с назначением досрочных выборов. При этом если Президент РФ не согласился с Государственной Думой по вопросу недоверия Правительству, то Президент должен предложить Государственной Думе повторно рассмотреть вопрос о доверии Правительству. Если же Государственная Дума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то только в этом случае Президент РФ вправе распустить Государственную Думу, если по-прежнему не согласен с мнением депутатов. Если же Президент РФ согласился с мнением Государственной Думы, он должен представить кандидатуру нового Председателя Правительства РФ.
Конституционное право России как отрасль права и отрасль науки |
Предмет и методы Российского конституционного права |
Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты |
Источники конституционного права РФ |
Конституция: сущность, содержание, свойства и виды |
Развитие конституции в России |
Конституция РФ 1993 г.: принципы верховенства и прямого действия |
Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции РФ |
Правовая охрана конституции РФ |
Понятие и общая характеристика основ конституционного строя РФ |
Российское государство и его конституционные характеристики |
Государственный суверенитет РФ |
Экономические и политические основы конституционного строя России |
Принципы социального и правового государства в конституции РФ |
Народовластие – основа конституционного строя РФ. Виды и формы народовластия |
Понятие и виды референдумов в РФ |
Всероссийский референдум: порядок организации и проведения |
Основы правового статуса личности в РФ: понятие и основные элементы |
Принципы конституционного статуса человека и гражданина в РФ |
Гражданство РФ: понятие и общие принципы |
Основания и порядок приобретения гражданства РФ |
Основания и порядок прекращения гражданства РФ |
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право убежища |
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России |
Институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ |
Личные права и свободы граждан РФ |
Свобода совести и вероисповедания в РФ. Основы правового статуса религиозных объединений |
Политические права граждан РФ |
Право на объединение в РФ: содержание и нормативная основа. Основы правового статуса общественных объединений |
Политические партии в России |
Свобода информации. Основы правового положения средств массовой информации |
Социально-экономические и культурные права и свободы по конституции РФ |
Конституционные обязанности личности в РФ |
Конституционные гарантии основных прав, свобод человека и гражданина в РФ |
Институт уполномоченного по правам человека в РФ |
Правовой режим военного и чрезвычайного положения в РФ |
Принципы федеративного устройства РФ |
Принцип равноправия и самоопределения народов и формы его реализации. Правовое положение коренных малочисленных народов и национальных меньшинств в РФ |
Конституционно-правовой статус субъектов РФ |
Автономные округа и автономная область: конституционно-правовой статус |
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и ее субъектов |
Правовые формы разграничения полномочий и взаимодействия РФ и ее субъектов. юридическое значение договоров и соглашений между органами государственной власти РФ и субъектов РФ |
Соотношение законодательства РФ и ее субъектов |
Принятие в состав РФ и образование нового субъекта федерации в России |
Государственные символы и правовой статус столицы России |
Правовой статус языков в РФ |
Избирательное право: понятие, структура, нормативная база |
Принципы Российского избирательного права |
Типы избирательных систем и их использование в формировании органов государственной власти Российской федерации |
Избирательный процесс в РФ: общая характеристика |
Назначение выборов, образование избирательных округов как стадия избирательного процесса |
Избирательные комиссии по выборам депутатов: понятие, система, порядок образования, состав, срок полномочий, компетенция |
Выдвижение кандидатов как стадия избирательного процесса |
Регистрация кандидатов. Статус зарегистрированных кандидатов |
Информирование избирателей и предвыборная агитация |
Финансирование выборов в России |
Голосование и определение результатов выборов |
Признание выборов недействительными и несостоявшимися |
Порядок определения результатов выборов депутатов государственной думы по общефедеральному избирательному округу |
Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в РФ |
Президент РФ как глава государства, основные направления деятельности |
Выборы президента РФ |
Полномочия президента РФ |
Прекращение полномочий президента РФ и гарантии президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий |
Органы при президенте РФ. Администрация президента РФ. Совет безопасности РФ |
Государственный совет РФ. Институт полномочных представителей президента РФ |
Акты президента РФ: порядок опубликования и вступления в силу |
Конституционно-правовой статус федерального собрания РФ |
Структура и компетенция государственной думы РФ |
Порядок работы государственной думы РФ |
Порядок формирования совета федерации РФ |
Структура и компетенция совета федерации РФ |
Порядок работы совета федерации РФ |
Статус депутата государственной думы и члена совета федерации федерального собрания РФ |
Законодательный процесс в РФ: общая характеристика |
Право законодательной инициативы в РФ и субъектах РФ |
Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов |
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания |
Контрольные полномочия федерального собрания РФ |
Конституционные основы организации системы органов исполнительной власти в РФ |
Конституционные основы статуса правительства РФ: порядок формирования, полномочия, акты |
Конституционные основы судебной власти в России |
Конституционный суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности |
Конституционное судопроизводство в РФ |
Решения конституционного суда РФ |
Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ |
Органы законодательной власти субъектов РФ |
Органы исполнительной власти субъектов РФ |
Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ |
Местное самоуправление в РФ: общие принципы организации и деятельности
Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России | Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации | Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации
|