Законодательный процесс в РФ: общая характеристика
Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.
Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона. Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона. Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса. Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу. После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней. Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий. После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом. Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации.
Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации). Подписание и обнародование федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления. Президент РФ обладает
правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).
Конституционное право России как отрасль права и отрасль науки |
Предмет и методы Российского конституционного права |
Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты |
Источники конституционного права РФ |
Конституция: сущность, содержание, свойства и виды |
Развитие конституции в России |
Конституция РФ 1993 г.: принципы верховенства и прямого действия |
Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции РФ |
Правовая охрана конституции РФ |
Понятие и общая характеристика основ конституционного строя РФ |
Российское государство и его конституционные характеристики |
Государственный суверенитет РФ |
Экономические и политические основы конституционного строя России |
Принципы социального и правового государства в конституции РФ |
Народовластие – основа конституционного строя РФ. Виды и формы народовластия |
Понятие и виды референдумов в РФ |
Всероссийский референдум: порядок организации и проведения |
Основы правового статуса личности в РФ: понятие и основные элементы |
Принципы конституционного статуса человека и гражданина в РФ |
Гражданство РФ: понятие и общие принципы |
Основания и порядок приобретения гражданства РФ |
Основания и порядок прекращения гражданства РФ |
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право убежища |
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России |
Институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ |
Личные права и свободы граждан РФ |
Свобода совести и вероисповедания в РФ. Основы правового статуса религиозных объединений |
Политические права граждан РФ |
Право на объединение в РФ: содержание и нормативная основа. Основы правового статуса общественных объединений |
Политические партии в России |
Свобода информации. Основы правового положения средств массовой информации |
Социально-экономические и культурные права и свободы по конституции РФ |
Конституционные обязанности личности в РФ |
Конституционные гарантии основных прав, свобод человека и гражданина в РФ |
Институт уполномоченного по правам человека в РФ |
Правовой режим военного и чрезвычайного положения в РФ |
Принципы федеративного устройства РФ |
Принцип равноправия и самоопределения народов и формы его реализации. Правовое положение коренных малочисленных народов и национальных меньшинств в РФ |
Конституционно-правовой статус субъектов РФ |
Автономные округа и автономная область: конституционно-правовой статус |
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и ее субъектов |
Правовые формы разграничения полномочий и взаимодействия РФ и ее субъектов. юридическое значение договоров и соглашений между органами государственной власти РФ и субъектов РФ |
Соотношение законодательства РФ и ее субъектов |
Принятие в состав РФ и образование нового субъекта федерации в России |
Государственные символы и правовой статус столицы России |
Правовой статус языков в РФ |
Избирательное право: понятие, структура, нормативная база |
Принципы Российского избирательного права |
Типы избирательных систем и их использование в формировании органов государственной власти Российской федерации |
Избирательный процесс в РФ: общая характеристика |
Назначение выборов, образование избирательных округов как стадия избирательного процесса |
Избирательные комиссии по выборам депутатов: понятие, система, порядок образования, состав, срок полномочий, компетенция |
Выдвижение кандидатов как стадия избирательного процесса |
Регистрация кандидатов. Статус зарегистрированных кандидатов |
Информирование избирателей и предвыборная агитация |
Финансирование выборов в России |
Голосование и определение результатов выборов |
Признание выборов недействительными и несостоявшимися |
Порядок определения результатов выборов депутатов государственной думы по общефедеральному избирательному округу |
Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в РФ |
Президент РФ как глава государства, основные направления деятельности |
Выборы президента РФ |
Полномочия президента РФ |
Прекращение полномочий президента РФ и гарантии президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий |
Органы при президенте РФ. Администрация президента РФ. Совет безопасности РФ |
Государственный совет РФ. Институт полномочных представителей президента РФ |
Акты президента РФ: порядок опубликования и вступления в силу |
Конституционно-правовой статус федерального собрания РФ |
Структура и компетенция государственной думы РФ |
Порядок работы государственной думы РФ |
Порядок формирования совета федерации РФ |
Структура и компетенция совета федерации РФ |
Порядок работы совета федерации РФ |
Статус депутата государственной думы и члена совета федерации федерального собрания РФ |
Законодательный процесс в РФ: общая характеристика |
Право законодательной инициативы в РФ и субъектах РФ |
Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов |
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания |
Контрольные полномочия федерального собрания РФ |
Конституционные основы организации системы органов исполнительной власти в РФ |
Конституционные основы статуса правительства РФ: порядок формирования, полномочия, акты |
Конституционные основы судебной власти в России |
Конституционный суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности |
Конституционное судопроизводство в РФ |
Решения конституционного суда РФ |
Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ |
Органы законодательной власти субъектов РФ |
Органы исполнительной власти субъектов РФ |
Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ |
Местное самоуправление в РФ: общие принципы организации и деятельности
Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России | Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации | Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации
|