| Законодательный процесс в РФ: общая характеристика
Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов. 
Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона. Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона. Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса. Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу. После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней. Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий. После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом. Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации. 
Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации). Подписание и обнародование федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления. Президент РФ обладает 
правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).
 Конституционное право России как отрасль права и отрасль науки | 
Предмет и методы Российского конституционного права | 
Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты | 
Источники конституционного права РФ | 
Конституция: сущность, содержание, свойства и виды | 
Развитие конституции в России | 
Конституция РФ 1993 г.: принципы верховенства и прямого действия | 
Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции РФ | 
Правовая охрана конституции РФ | 
Понятие и общая характеристика основ конституционного строя РФ | 
Российское государство и его конституционные характеристики | 
Государственный суверенитет РФ | 
Экономические и политические основы конституционного строя России | 
Принципы социального и правового государства в конституции РФ | 
Народовластие – основа конституционного строя РФ. Виды и формы народовластия | 
Понятие и виды референдумов в РФ | 
Всероссийский референдум: порядок организации и проведения | 
Основы правового статуса личности в РФ: понятие и основные элементы | 
Принципы конституционного статуса человека и гражданина в РФ | 
Гражданство РФ: понятие и общие принципы | 
Основания и порядок приобретения гражданства РФ | 
Основания и порядок прекращения гражданства РФ | 
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право убежища | 
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России | 
Институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ | 
Личные права и свободы граждан РФ | 
Свобода совести и вероисповедания в РФ. Основы правового статуса религиозных объединений | 
Политические права граждан РФ | 
Право на объединение в РФ: содержание и нормативная основа. Основы правового статуса общественных объединений | 
Политические партии в России | 
Свобода информации. Основы правового положения средств массовой информации | 
Социально-экономические и культурные права и свободы по конституции РФ | 
Конституционные обязанности личности в РФ | 
Конституционные гарантии основных прав, свобод человека и гражданина в РФ | 
Институт уполномоченного по правам человека в РФ | 
Правовой режим военного и чрезвычайного положения в РФ | 
Принципы федеративного устройства РФ | 
Принцип равноправия и самоопределения народов и формы его реализации. Правовое положение коренных малочисленных народов и национальных меньшинств в РФ | 
Конституционно-правовой статус субъектов РФ | 
Автономные округа и автономная область: конституционно-правовой статус | 
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и ее субъектов | 
Правовые формы разграничения полномочий и взаимодействия РФ и ее субъектов. юридическое значение договоров и соглашений между органами государственной власти РФ и субъектов РФ | 
Соотношение законодательства РФ и ее субъектов | 
Принятие в состав РФ и образование нового субъекта федерации в России | 
Государственные символы и правовой статус столицы России | 
Правовой статус языков в РФ | 
Избирательное право: понятие, структура, нормативная база | 
Принципы Российского избирательного права | 
Типы избирательных систем и их использование в формировании органов государственной власти Российской федерации | 
Избирательный процесс в РФ: общая характеристика | 
Назначение выборов, образование избирательных округов как стадия избирательного процесса | 
Избирательные комиссии по выборам депутатов: понятие, система, порядок образования, состав, срок полномочий, компетенция | 
Выдвижение кандидатов как стадия избирательного процесса | 
Регистрация кандидатов. Статус зарегистрированных кандидатов | 
Информирование избирателей и предвыборная агитация | 
Финансирование выборов в России | 
Голосование и определение результатов выборов | 
Признание выборов недействительными и несостоявшимися | 
Порядок определения результатов выборов депутатов государственной думы по общефедеральному избирательному округу | 
Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в РФ | 
Президент РФ как глава государства, основные направления деятельности | 
Выборы президента РФ | 
Полномочия президента РФ | 
Прекращение полномочий президента РФ и гарантии президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий | 
Органы при президенте РФ. Администрация президента РФ. Совет безопасности РФ | 
Государственный совет РФ. Институт полномочных представителей президента РФ | 
Акты президента РФ: порядок опубликования и вступления в силу | 
Конституционно-правовой статус федерального собрания РФ | 
Структура и компетенция государственной думы РФ | 
Порядок работы государственной думы РФ | 
Порядок формирования совета федерации РФ | 
Структура и компетенция совета федерации РФ | 
Порядок работы совета федерации РФ | 
Статус депутата государственной думы и члена совета федерации федерального собрания РФ | 
Законодательный процесс в РФ: общая характеристика | 
Право законодательной инициативы в РФ и субъектах РФ | 
Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов | 
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания | 
Контрольные полномочия федерального собрания РФ | 
Конституционные основы организации системы органов исполнительной власти в РФ | 
Конституционные основы статуса правительства РФ: порядок формирования, полномочия, акты | 
Конституционные основы судебной власти в России | 
Конституционный суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности | 
Конституционное судопроизводство в РФ | 
Решения конституционного суда РФ | 
Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ | 
Органы законодательной власти субъектов РФ | 
Органы исполнительной власти субъектов РФ | 
Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ | 
Местное самоуправление в РФ: общие принципы организации и деятельности
 Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России | Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации | Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации
 |