Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России

Право законодательной инициативы в РФ и субъектах РФ

Право законодательной инициативы – это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке.

Законопроект – это надлежащим образом оформленный текст (в виде готового документа, содержащего статьи, главы и т. п.) возможного будущего закона.

Надлежащим образом оформленный законопроект должен иметь следующее: 1) пояснительную записку к законопроекту, в которой указывается предмет законодательного регулирования и излагаются концепции предлагаемого законопроекта; 2) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; 3) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; 4) финансово-экономическое обоснование (все законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ, предварительно должны быть одобрены Правительством РФ по вопросу экономического обоснования законопроекта); 5) заключение Правительства РФ в случаях, когда вносятся законопроекты финансового характера (о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства) или законопроекты, предусматривающие бюджетные расходы.

Требования к законопроектам, вносимым на рассмотрение законодательного органа власти субъектов РФ, устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Законопредложение представляет собой не оформленную окончательно идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самом законодательном органе власти, если он согласится с законопредложением.

Правом внесения законопредложения обладают те же субъекты законодательной инициативы, что и правом внесения законопроектов на рассмотрение Государственной Думы.

Законодательная инициатива является первой стадией законодательного процесса в РФ. Все законопроекты и законопредложения, внесенные в порядке законодательной инициативы правомочными субъектами, обязательно должны быть рассмотрены на заседаниях Государственной Думы ФС РФ.

Субъекты, обладающие правом законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации и его члены; 3) депутаты Государственной Думы РФ; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 6) Конституционный Суд РФ; 7) Верховный Суд РФ; 8) Высший Арбитражный Суд РФ.

Перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в органы законодательной власти субъектов РФ, устанавливается конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ.

Субъекты законодательной инициативы в Государственную Думу РФ вправе вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. Исключение составляют высшие судебные органы РФ, которые могут вносить законопроекты и законопредложения только по вопросам своего ведения.


Конституционное право России как отрасль права и отрасль науки | Предмет и методы Российского конституционного права | Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты | Источники конституционного права РФ | Конституция: сущность, содержание, свойства и виды | Развитие конституции в России | Конституция РФ 1993 г.: принципы верховенства и прямого действия | Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции РФ | Правовая охрана конституции РФ | Понятие и общая характеристика основ конституционного строя РФ | Российское государство и его конституционные характеристики | Государственный суверенитет РФ | Экономические и политические основы конституционного строя России | Принципы социального и правового государства в конституции РФ | Народовластие – основа конституционного строя РФ. Виды и формы народовластия | Понятие и виды референдумов в РФ | Всероссийский референдум: порядок организации и проведения | Основы правового статуса личности в РФ: понятие и основные элементы | Принципы конституционного статуса человека и гражданина в РФ | Гражданство РФ: понятие и общие принципы | Основания и порядок приобретения гражданства РФ | Основания и порядок прекращения гражданства РФ | Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право убежища | Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России | Институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ | Личные права и свободы граждан РФ | Свобода совести и вероисповедания в РФ. Основы правового статуса религиозных объединений | Политические права граждан РФ | Право на объединение в РФ: содержание и нормативная основа. Основы правового статуса общественных объединений | Политические партии в России | Свобода информации. Основы правового положения средств массовой информации | Социально-экономические и культурные права и свободы по конституции РФ | Конституционные обязанности личности в РФ | Конституционные гарантии основных прав, свобод человека и гражданина в РФ | Институт уполномоченного по правам человека в РФ | Правовой режим военного и чрезвычайного положения в РФ | Принципы федеративного устройства РФ | Принцип равноправия и самоопределения народов и формы его реализации. Правовое положение коренных малочисленных народов и национальных меньшинств в РФ | Конституционно-правовой статус субъектов РФ | Автономные округа и автономная область: конституционно-правовой статус | Принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и ее субъектов | Правовые формы разграничения полномочий и взаимодействия РФ и ее субъектов. юридическое значение договоров и соглашений между органами государственной власти РФ и субъектов РФ | Соотношение законодательства РФ и ее субъектов | Принятие в состав РФ и образование нового субъекта федерации в России | Государственные символы и правовой статус столицы России | Правовой статус языков в РФ | Избирательное право: понятие, структура, нормативная база | Принципы Российского избирательного права | Типы избирательных систем и их использование в формировании органов государственной власти Российской федерации | Избирательный процесс в РФ: общая характеристика | Назначение выборов, образование избирательных округов как стадия избирательного процесса | Избирательные комиссии по выборам депутатов: понятие, система, порядок образования, состав, срок полномочий, компетенция | Выдвижение кандидатов как стадия избирательного процесса | Регистрация кандидатов. Статус зарегистрированных кандидатов | Информирование избирателей и предвыборная агитация | Финансирование выборов в России | Голосование и определение результатов выборов | Признание выборов недействительными и несостоявшимися | Порядок определения результатов выборов депутатов государственной думы по общефедеральному избирательному округу | Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в РФ | Президент РФ как глава государства, основные направления деятельности | Выборы президента РФ | Полномочия президента РФ | Прекращение полномочий президента РФ и гарантии президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий | Органы при президенте РФ. Администрация президента РФ. Совет безопасности РФ | Государственный совет РФ. Институт полномочных представителей президента РФ | Акты президента РФ: порядок опубликования и вступления в силу | Конституционно-правовой статус федерального собрания РФ | Структура и компетенция государственной думы РФ | Порядок работы государственной думы РФ | Порядок формирования совета федерации РФ | Структура и компетенция совета федерации РФ | Порядок работы совета федерации РФ | Статус депутата государственной думы и члена совета федерации федерального собрания РФ | Законодательный процесс в РФ: общая характеристика | Право законодательной инициативы в РФ и субъектах РФ | Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов | Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания | Контрольные полномочия федерального собрания РФ | Конституционные основы организации системы органов исполнительной власти в РФ | Конституционные основы статуса правительства РФ: порядок формирования, полномочия, акты | Конституционные основы судебной власти в России | Конституционный суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности | Конституционное судопроизводство в РФ | Решения конституционного суда РФ | Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ | Органы законодательной власти субъектов РФ | Органы исполнительной власти субъектов РФ | Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ | Местное самоуправление в РФ: общие принципы организации и деятельности
Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России | Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации | Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации