| Право законодательной инициативы в РФ и субъектах РФ
Право законодательной инициативы – это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке. 
Законопроект – это надлежащим образом оформленный текст (в виде готового документа, содержащего статьи, главы и т. п.) возможного будущего закона. Надлежащим образом оформленный законопроект должен иметь следующее: 1) пояснительную записку к законопроекту, в которой указывается предмет законодательного регулирования и излагаются концепции предлагаемого законопроекта; 2) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; 3) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; 4) финансово-экономическое обоснование (все законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ, предварительно должны быть одобрены Правительством РФ по вопросу экономического обоснования законопроекта); 5) заключение Правительства РФ в случаях, когда вносятся законопроекты финансового характера (о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства) или законопроекты, предусматривающие бюджетные расходы. Требования к законопроектам, вносимым на рассмотрение законодательного органа власти субъектов РФ, устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ. 
Законопредложение представляет собой не оформленную окончательно идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самом законодательном органе власти, если он согласится с законопредложением. Правом внесения законопредложения обладают те же субъекты законодательной инициативы, что и правом внесения законопроектов на рассмотрение Государственной Думы. Законодательная инициатива является первой стадией законодательного процесса в РФ. Все законопроекты и законопредложения, внесенные в порядке законодательной инициативы правомочными субъектами, обязательно должны быть рассмотрены на заседаниях Государственной Думы ФС РФ. 
Субъекты, обладающие правом 
законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации и его члены; 3) депутаты Государственной Думы РФ; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 6) Конституционный Суд РФ; 7) Верховный Суд РФ; 8) Высший Арбитражный Суд РФ. Перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в органы законодательной власти субъектов РФ, устанавливается конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ. Субъекты законодательной инициативы в Государственную Думу РФ вправе вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. Исключение составляют высшие судебные органы РФ, которые могут вносить законопроекты и законопредложения только по вопросам своего ведения.
 Конституционное право России как отрасль права и отрасль науки | 
Предмет и методы Российского конституционного права | 
Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты | 
Источники конституционного права РФ | 
Конституция: сущность, содержание, свойства и виды | 
Развитие конституции в России | 
Конституция РФ 1993 г.: принципы верховенства и прямого действия | 
Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции РФ | 
Правовая охрана конституции РФ | 
Понятие и общая характеристика основ конституционного строя РФ | 
Российское государство и его конституционные характеристики | 
Государственный суверенитет РФ | 
Экономические и политические основы конституционного строя России | 
Принципы социального и правового государства в конституции РФ | 
Народовластие – основа конституционного строя РФ. Виды и формы народовластия | 
Понятие и виды референдумов в РФ | 
Всероссийский референдум: порядок организации и проведения | 
Основы правового статуса личности в РФ: понятие и основные элементы | 
Принципы конституционного статуса человека и гражданина в РФ | 
Гражданство РФ: понятие и общие принципы | 
Основания и порядок приобретения гражданства РФ | 
Основания и порядок прекращения гражданства РФ | 
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право убежища | 
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России | 
Институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ | 
Личные права и свободы граждан РФ | 
Свобода совести и вероисповедания в РФ. Основы правового статуса религиозных объединений | 
Политические права граждан РФ | 
Право на объединение в РФ: содержание и нормативная основа. Основы правового статуса общественных объединений | 
Политические партии в России | 
Свобода информации. Основы правового положения средств массовой информации | 
Социально-экономические и культурные права и свободы по конституции РФ | 
Конституционные обязанности личности в РФ | 
Конституционные гарантии основных прав, свобод человека и гражданина в РФ | 
Институт уполномоченного по правам человека в РФ | 
Правовой режим военного и чрезвычайного положения в РФ | 
Принципы федеративного устройства РФ | 
Принцип равноправия и самоопределения народов и формы его реализации. Правовое положение коренных малочисленных народов и национальных меньшинств в РФ | 
Конституционно-правовой статус субъектов РФ | 
Автономные округа и автономная область: конституционно-правовой статус | 
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и ее субъектов | 
Правовые формы разграничения полномочий и взаимодействия РФ и ее субъектов. юридическое значение договоров и соглашений между органами государственной власти РФ и субъектов РФ | 
Соотношение законодательства РФ и ее субъектов | 
Принятие в состав РФ и образование нового субъекта федерации в России | 
Государственные символы и правовой статус столицы России | 
Правовой статус языков в РФ | 
Избирательное право: понятие, структура, нормативная база | 
Принципы Российского избирательного права | 
Типы избирательных систем и их использование в формировании органов государственной власти Российской федерации | 
Избирательный процесс в РФ: общая характеристика | 
Назначение выборов, образование избирательных округов как стадия избирательного процесса | 
Избирательные комиссии по выборам депутатов: понятие, система, порядок образования, состав, срок полномочий, компетенция | 
Выдвижение кандидатов как стадия избирательного процесса | 
Регистрация кандидатов. Статус зарегистрированных кандидатов | 
Информирование избирателей и предвыборная агитация | 
Финансирование выборов в России | 
Голосование и определение результатов выборов | 
Признание выборов недействительными и несостоявшимися | 
Порядок определения результатов выборов депутатов государственной думы по общефедеральному избирательному округу | 
Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в РФ | 
Президент РФ как глава государства, основные направления деятельности | 
Выборы президента РФ | 
Полномочия президента РФ | 
Прекращение полномочий президента РФ и гарантии президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий | 
Органы при президенте РФ. Администрация президента РФ. Совет безопасности РФ | 
Государственный совет РФ. Институт полномочных представителей президента РФ | 
Акты президента РФ: порядок опубликования и вступления в силу | 
Конституционно-правовой статус федерального собрания РФ | 
Структура и компетенция государственной думы РФ | 
Порядок работы государственной думы РФ | 
Порядок формирования совета федерации РФ | 
Структура и компетенция совета федерации РФ | 
Порядок работы совета федерации РФ | 
Статус депутата государственной думы и члена совета федерации федерального собрания РФ | 
Законодательный процесс в РФ: общая характеристика | 
Право законодательной инициативы в РФ и субъектах РФ | 
Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов | 
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания | 
Контрольные полномочия федерального собрания РФ | 
Конституционные основы организации системы органов исполнительной власти в РФ | 
Конституционные основы статуса правительства РФ: порядок формирования, полномочия, акты | 
Конституционные основы судебной власти в России | 
Конституционный суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности | 
Конституционное судопроизводство в РФ | 
Решения конституционного суда РФ | 
Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ | 
Органы законодательной власти субъектов РФ | 
Органы исполнительной власти субъектов РФ | 
Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ | 
Местное самоуправление в РФ: общие принципы организации и деятельности
 Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России | Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации | Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации
 |