Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России

Порядок работы совета федерации РФ

Совет Федерации в настоящее время является постоянно действующим органом власти, тогда как ранее он собирался периодически для решения своих непосредственных задач. Поэтому в Совет Федерации сегодня входят не собственно высшие должностные лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители.

Непосредственная работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды сессий (с 1 октября по 31 июля каждого года) с перерывами на парламентские каникулы.

В работе Совета Федерации имеются еще перерывы заседаний палаты, которые представляют собой процессуальные перерывы в работе в связи с необходимостью отдыха парламентариев либо устранением препятствий в работе (недостатков, неясностей в поставленных на заседании вопросах). В этом случае работа палаты Федерального Собрания считается продолжающейся и непрерывной.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, его Регламентом и решениями.

Заседания Совета Федерации всегда открытые, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом палаты, когда могут проводиться закрытые заседания.

Они всегда проходят отдельно от нижней палаты Федерального Собрания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. В этих случаях работа палат Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках совместного заседания.

Заседания Совета Федерации правомочны, если на них присутствуют более половины членов палаты от общего числа членов палаты.

Совет Федерации принимает решения на общем заседании палаты путем прямого тайного или открытого голосования по каждому вынесенному на обсуждение вопросу. Однако основная работа по подготовке вопросов к обсуждению в Совете Федерации осуществляется специальными комитетами, например по рассмотрению вновь принятого Государственной Думой федерального закона.

Вся непосредственная работа Совета Федерации РФ осуществляется в рамках заседаний палаты и работы специально формируемых в ее составе рабочих групп.

Особый порядок предусмотрен для такой деятельности, как одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой.

Совет Федерации должен выразить свое одобрение специальным постановлением в течение 14 дней со дня поступления в Совет федерального закона либо в течение этого же срока выразить свое неодобрение. Если такое неодобрение не выражено в течение 14-дневного срока, то считается, что Совет Федерации выразил молчаливое согласие.

К обсуждению ответственный комитет Совета Федерации должен подготовить и представить сопроводительные документы в течение 14 дней со дня поступления в Совет Федерации федерального закона. Если ответственный комитет не подготовил соответствующие документы, то Совет Федерации сразу направляет федеральный закон на подписание Президенту РФ, таким образом обеспечивается скорейшее принятие федерального закона. Для тех же целей установлен срок направления постановления Совета Федерации в Государственную Думу об отклонении поступившего федерального закона или о его одобрении – 5 дней.


Конституционное право России как отрасль права и отрасль науки | Предмет и методы Российского конституционного права | Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты | Источники конституционного права РФ | Конституция: сущность, содержание, свойства и виды | Развитие конституции в России | Конституция РФ 1993 г.: принципы верховенства и прямого действия | Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции РФ | Правовая охрана конституции РФ | Понятие и общая характеристика основ конституционного строя РФ | Российское государство и его конституционные характеристики | Государственный суверенитет РФ | Экономические и политические основы конституционного строя России | Принципы социального и правового государства в конституции РФ | Народовластие – основа конституционного строя РФ. Виды и формы народовластия | Понятие и виды референдумов в РФ | Всероссийский референдум: порядок организации и проведения | Основы правового статуса личности в РФ: понятие и основные элементы | Принципы конституционного статуса человека и гражданина в РФ | Гражданство РФ: понятие и общие принципы | Основания и порядок приобретения гражданства РФ | Основания и порядок прекращения гражданства РФ | Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право убежища | Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России | Институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ | Личные права и свободы граждан РФ | Свобода совести и вероисповедания в РФ. Основы правового статуса религиозных объединений | Политические права граждан РФ | Право на объединение в РФ: содержание и нормативная основа. Основы правового статуса общественных объединений | Политические партии в России | Свобода информации. Основы правового положения средств массовой информации | Социально-экономические и культурные права и свободы по конституции РФ | Конституционные обязанности личности в РФ | Конституционные гарантии основных прав, свобод человека и гражданина в РФ | Институт уполномоченного по правам человека в РФ | Правовой режим военного и чрезвычайного положения в РФ | Принципы федеративного устройства РФ | Принцип равноправия и самоопределения народов и формы его реализации. Правовое положение коренных малочисленных народов и национальных меньшинств в РФ | Конституционно-правовой статус субъектов РФ | Автономные округа и автономная область: конституционно-правовой статус | Принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и ее субъектов | Правовые формы разграничения полномочий и взаимодействия РФ и ее субъектов. юридическое значение договоров и соглашений между органами государственной власти РФ и субъектов РФ | Соотношение законодательства РФ и ее субъектов | Принятие в состав РФ и образование нового субъекта федерации в России | Государственные символы и правовой статус столицы России | Правовой статус языков в РФ | Избирательное право: понятие, структура, нормативная база | Принципы Российского избирательного права | Типы избирательных систем и их использование в формировании органов государственной власти Российской федерации | Избирательный процесс в РФ: общая характеристика | Назначение выборов, образование избирательных округов как стадия избирательного процесса | Избирательные комиссии по выборам депутатов: понятие, система, порядок образования, состав, срок полномочий, компетенция | Выдвижение кандидатов как стадия избирательного процесса | Регистрация кандидатов. Статус зарегистрированных кандидатов | Информирование избирателей и предвыборная агитация | Финансирование выборов в России | Голосование и определение результатов выборов | Признание выборов недействительными и несостоявшимися | Порядок определения результатов выборов депутатов государственной думы по общефедеральному избирательному округу | Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в РФ | Президент РФ как глава государства, основные направления деятельности | Выборы президента РФ | Полномочия президента РФ | Прекращение полномочий президента РФ и гарантии президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий | Органы при президенте РФ. Администрация президента РФ. Совет безопасности РФ | Государственный совет РФ. Институт полномочных представителей президента РФ | Акты президента РФ: порядок опубликования и вступления в силу | Конституционно-правовой статус федерального собрания РФ | Структура и компетенция государственной думы РФ | Порядок работы государственной думы РФ | Порядок формирования совета федерации РФ | Структура и компетенция совета федерации РФ | Порядок работы совета федерации РФ | Статус депутата государственной думы и члена совета федерации федерального собрания РФ | Законодательный процесс в РФ: общая характеристика | Право законодательной инициативы в РФ и субъектах РФ | Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов | Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания | Контрольные полномочия федерального собрания РФ | Конституционные основы организации системы органов исполнительной власти в РФ | Конституционные основы статуса правительства РФ: порядок формирования, полномочия, акты | Конституционные основы судебной власти в России | Конституционный суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности | Конституционное судопроизводство в РФ | Решения конституционного суда РФ | Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ | Органы законодательной власти субъектов РФ | Органы исполнительной власти субъектов РФ | Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ | Местное самоуправление в РФ: общие принципы организации и деятельности
Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России | Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации | Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации