Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения законов охватывается стадиями законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая внесением федерального закона Президенту РФ на подписание. После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет назначает специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ в компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрению законопроекта в первом чтении.

Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит по истечении 14 дней со дня его представления.

Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в 3 чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен.

Первое чтение рассмотрения законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная Дума может вынести одно из следующих решений: 1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок; 2) отклонить законопроект; 3) принять закон (закон может быть принят в первом же чтении только в случае, если за его принятие проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы).

Второе чтение законопроекта должно пройти в течение 4 месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом и включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений: 1) возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет; 2) принять законопроект во втором чтении; 3) отклонить законопроект и снять его с рассмотрения; 4) вернуть законопроект к процедуре первого чтения; 5) принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены). После принятия во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения технических недостатков и окончательной доработки.

В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками.

По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение.

С момента принятия Государственной Думой законопроект считается принятым федеральным законом.


Конституционное право России как отрасль права и отрасль науки | Предмет и методы Российского конституционного права | Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты | Источники конституционного права РФ | Конституция: сущность, содержание, свойства и виды | Развитие конституции в России | Конституция РФ 1993 г.: принципы верховенства и прямого действия | Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции РФ | Правовая охрана конституции РФ | Понятие и общая характеристика основ конституционного строя РФ | Российское государство и его конституционные характеристики | Государственный суверенитет РФ | Экономические и политические основы конституционного строя России | Принципы социального и правового государства в конституции РФ | Народовластие – основа конституционного строя РФ. Виды и формы народовластия | Понятие и виды референдумов в РФ | Всероссийский референдум: порядок организации и проведения | Основы правового статуса личности в РФ: понятие и основные элементы | Принципы конституционного статуса человека и гражданина в РФ | Гражданство РФ: понятие и общие принципы | Основания и порядок приобретения гражданства РФ | Основания и порядок прекращения гражданства РФ | Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право убежища | Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России | Институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ | Личные права и свободы граждан РФ | Свобода совести и вероисповедания в РФ. Основы правового статуса религиозных объединений | Политические права граждан РФ | Право на объединение в РФ: содержание и нормативная основа. Основы правового статуса общественных объединений | Политические партии в России | Свобода информации. Основы правового положения средств массовой информации | Социально-экономические и культурные права и свободы по конституции РФ | Конституционные обязанности личности в РФ | Конституционные гарантии основных прав, свобод человека и гражданина в РФ | Институт уполномоченного по правам человека в РФ | Правовой режим военного и чрезвычайного положения в РФ | Принципы федеративного устройства РФ | Принцип равноправия и самоопределения народов и формы его реализации. Правовое положение коренных малочисленных народов и национальных меньшинств в РФ | Конституционно-правовой статус субъектов РФ | Автономные округа и автономная область: конституционно-правовой статус | Принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и ее субъектов | Правовые формы разграничения полномочий и взаимодействия РФ и ее субъектов. юридическое значение договоров и соглашений между органами государственной власти РФ и субъектов РФ | Соотношение законодательства РФ и ее субъектов | Принятие в состав РФ и образование нового субъекта федерации в России | Государственные символы и правовой статус столицы России | Правовой статус языков в РФ | Избирательное право: понятие, структура, нормативная база | Принципы Российского избирательного права | Типы избирательных систем и их использование в формировании органов государственной власти Российской федерации | Избирательный процесс в РФ: общая характеристика | Назначение выборов, образование избирательных округов как стадия избирательного процесса | Избирательные комиссии по выборам депутатов: понятие, система, порядок образования, состав, срок полномочий, компетенция | Выдвижение кандидатов как стадия избирательного процесса | Регистрация кандидатов. Статус зарегистрированных кандидатов | Информирование избирателей и предвыборная агитация | Финансирование выборов в России | Голосование и определение результатов выборов | Признание выборов недействительными и несостоявшимися | Порядок определения результатов выборов депутатов государственной думы по общефедеральному избирательному округу | Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в РФ | Президент РФ как глава государства, основные направления деятельности | Выборы президента РФ | Полномочия президента РФ | Прекращение полномочий президента РФ и гарантии президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий | Органы при президенте РФ. Администрация президента РФ. Совет безопасности РФ | Государственный совет РФ. Институт полномочных представителей президента РФ | Акты президента РФ: порядок опубликования и вступления в силу | Конституционно-правовой статус федерального собрания РФ | Структура и компетенция государственной думы РФ | Порядок работы государственной думы РФ | Порядок формирования совета федерации РФ | Структура и компетенция совета федерации РФ | Порядок работы совета федерации РФ | Статус депутата государственной думы и члена совета федерации федерального собрания РФ | Законодательный процесс в РФ: общая характеристика | Право законодательной инициативы в РФ и субъектах РФ | Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов | Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания | Контрольные полномочия федерального собрания РФ | Конституционные основы организации системы органов исполнительной власти в РФ | Конституционные основы статуса правительства РФ: порядок формирования, полномочия, акты | Конституционные основы судебной власти в России | Конституционный суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности | Конституционное судопроизводство в РФ | Решения конституционного суда РФ | Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ | Органы законодательной власти субъектов РФ | Органы исполнительной власти субъектов РФ | Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ | Местное самоуправление в РФ: общие принципы организации и деятельности
Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России | Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации | Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации