Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов
Порядок рассмотрения, принятия и одобрения законов охватывается стадиями законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая внесением федерального закона Президенту РФ на подписание. После
внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет назначает специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ в компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрению законопроекта в первом чтении.
Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит по истечении 14 дней со дня его представления. Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в 3 чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен.
Первое чтение рассмотрения законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная Дума может вынести одно из следующих решений: 1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок; 2) отклонить законопроект; 3) принять закон (закон может быть принят в первом же чтении только в случае, если за его принятие проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы).
Второе чтение законопроекта должно пройти в течение 4 месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом и включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений: 1) возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет; 2) принять законопроект во втором чтении; 3) отклонить законопроект и снять его с рассмотрения; 4) вернуть законопроект к процедуре первого чтения; 5) принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены). После принятия во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения технических недостатков и окончательной доработки. В
третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками. По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение. С момента принятия Государственной Думой законопроект считается принятым федеральным законом.
Конституционное право России как отрасль права и отрасль науки |
Предмет и методы Российского конституционного права |
Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты |
Источники конституционного права РФ |
Конституция: сущность, содержание, свойства и виды |
Развитие конституции в России |
Конституция РФ 1993 г.: принципы верховенства и прямого действия |
Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции РФ |
Правовая охрана конституции РФ |
Понятие и общая характеристика основ конституционного строя РФ |
Российское государство и его конституционные характеристики |
Государственный суверенитет РФ |
Экономические и политические основы конституционного строя России |
Принципы социального и правового государства в конституции РФ |
Народовластие – основа конституционного строя РФ. Виды и формы народовластия |
Понятие и виды референдумов в РФ |
Всероссийский референдум: порядок организации и проведения |
Основы правового статуса личности в РФ: понятие и основные элементы |
Принципы конституционного статуса человека и гражданина в РФ |
Гражданство РФ: понятие и общие принципы |
Основания и порядок приобретения гражданства РФ |
Основания и порядок прекращения гражданства РФ |
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право убежища |
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России |
Институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ |
Личные права и свободы граждан РФ |
Свобода совести и вероисповедания в РФ. Основы правового статуса религиозных объединений |
Политические права граждан РФ |
Право на объединение в РФ: содержание и нормативная основа. Основы правового статуса общественных объединений |
Политические партии в России |
Свобода информации. Основы правового положения средств массовой информации |
Социально-экономические и культурные права и свободы по конституции РФ |
Конституционные обязанности личности в РФ |
Конституционные гарантии основных прав, свобод человека и гражданина в РФ |
Институт уполномоченного по правам человека в РФ |
Правовой режим военного и чрезвычайного положения в РФ |
Принципы федеративного устройства РФ |
Принцип равноправия и самоопределения народов и формы его реализации. Правовое положение коренных малочисленных народов и национальных меньшинств в РФ |
Конституционно-правовой статус субъектов РФ |
Автономные округа и автономная область: конституционно-правовой статус |
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и ее субъектов |
Правовые формы разграничения полномочий и взаимодействия РФ и ее субъектов. юридическое значение договоров и соглашений между органами государственной власти РФ и субъектов РФ |
Соотношение законодательства РФ и ее субъектов |
Принятие в состав РФ и образование нового субъекта федерации в России |
Государственные символы и правовой статус столицы России |
Правовой статус языков в РФ |
Избирательное право: понятие, структура, нормативная база |
Принципы Российского избирательного права |
Типы избирательных систем и их использование в формировании органов государственной власти Российской федерации |
Избирательный процесс в РФ: общая характеристика |
Назначение выборов, образование избирательных округов как стадия избирательного процесса |
Избирательные комиссии по выборам депутатов: понятие, система, порядок образования, состав, срок полномочий, компетенция |
Выдвижение кандидатов как стадия избирательного процесса |
Регистрация кандидатов. Статус зарегистрированных кандидатов |
Информирование избирателей и предвыборная агитация |
Финансирование выборов в России |
Голосование и определение результатов выборов |
Признание выборов недействительными и несостоявшимися |
Порядок определения результатов выборов депутатов государственной думы по общефедеральному избирательному округу |
Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в РФ |
Президент РФ как глава государства, основные направления деятельности |
Выборы президента РФ |
Полномочия президента РФ |
Прекращение полномочий президента РФ и гарантии президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий |
Органы при президенте РФ. Администрация президента РФ. Совет безопасности РФ |
Государственный совет РФ. Институт полномочных представителей президента РФ |
Акты президента РФ: порядок опубликования и вступления в силу |
Конституционно-правовой статус федерального собрания РФ |
Структура и компетенция государственной думы РФ |
Порядок работы государственной думы РФ |
Порядок формирования совета федерации РФ |
Структура и компетенция совета федерации РФ |
Порядок работы совета федерации РФ |
Статус депутата государственной думы и члена совета федерации федерального собрания РФ |
Законодательный процесс в РФ: общая характеристика |
Право законодательной инициативы в РФ и субъектах РФ |
Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов |
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания |
Контрольные полномочия федерального собрания РФ |
Конституционные основы организации системы органов исполнительной власти в РФ |
Конституционные основы статуса правительства РФ: порядок формирования, полномочия, акты |
Конституционные основы судебной власти в России |
Конституционный суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности |
Конституционное судопроизводство в РФ |
Решения конституционного суда РФ |
Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ |
Органы законодательной власти субъектов РФ |
Органы исполнительной власти субъектов РФ |
Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ |
Местное самоуправление в РФ: общие принципы организации и деятельности
Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России | Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации | Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации
|