Глава 1 Теоретико-методические основы анализа структуры капитала коммерческой организации
1.1 Капитал организации как экономическая и учетная категории
Рыночная трансформация экономической системы России существенно изменила условия и принципы формирования финансовых ресурсов предприятий. У них, с одной стороны, появились новые возможности наращивания финансового потенциала расширенного воспроизводства (эмиссия ценных бумаг, заимствования на рынке капитала, гарантированные кредиты и др.), с другой стороны, заметно расширился спектр решаемых задач, отличающихся повышенной сложностью и ограниченностью временных горизонтов решения (реструктуризация производства, обновление на инновационной основе его материально-технической базы, освоение конкурентоспособной продукции при повышающемся уровне открытости национальной экономики и др.). Очевидна потребность в формировании нового механизма привлечения финансовых ресурсов на микроэкономическом уровне, ориентированного на их рост и эффективное использование.
Кроме того, интеграция России в мировое экономическое пространство инициирует потребность в компаративном анализе современной практики, позволяющем осуществить селекцию продуктивных инструментов привлечения финансовых ресурсов с последующей их адаптацией к российской институциональной среде.
Финансовые ресурсы предприятий трансформируются в их деловой оборот через соответствующие источники. Они представляют собой совокупность инструментов, используемых для привлечения финансовых ресурсов, необходимых для обслуживания производственных и прочих расходов предприятия. Именно в таком толковании определяются источники собственных и заемных средств в Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия, утвержденных Приказом Министерства экономики РФ от 01.10.1997 N 118[1]. В соответствии с данными Рекомендациями источниками собственных средств могут служить эмиссия акций, реализация ненужного и выбывающего имущества, основных фондов, чистая прибыль и амортизация, источниками заемных средств — коммерческие кредиты и займы.
За счет самофинансирования или внутренних источников обеспечивается подавляющая часть ресурсов российских компаний. В то же время собственные источники средств ограничены у любого предприятия и не позволяют ему обеспечить эффективный рост, поэтому компании вынуждены выходить на финансовый рынок в поисках внешних источников финансирования.
Как отмечает И.В. Шевченко, «опора отечественных предприятий на собственные источники финансирования является вынужденной мерой и свидетельствует не о достаточной насыщенности предприятий денежными средствами, а о невозможности по тем или иным причинам организовать внешнее финансирование, в том числе ввиду слабого развития отечественной кредитной системы и фондового рынка»[2].
Тем не менее по мере развития отечественного финансового рынка все большее значение приобретают внешние источники финансирования, прежде всего банковские кредиты, эмиссия акций и облигаций. Эта тенденция особенно ярко высветилась в связи с мировым финансовым кризисом, который сильно затронул приобщенные к этим источникам предприятия.
Финансовые ресурсы организации — это совокупность собственных денежных средств и поступлений извне, находящихся в распоряжении фирмы и предназначенных для выполнения ее финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства[3].
Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах, а также эффективное их использование предопределяют финансовое благополучие предприятия, финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса.
Предприятие не может существовать без финансирования. Под внутренними и внешними источниками финансирования понимают собственные и привлеченные (заемные) средства. Известны различные классификации источников средств. Одна из возможных и наиболее общих группировок представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Структура капитала коммерческой организации
Основным элементом приведенной схемы является собственный капитал.
Источниками собственных средств являются (рис. 1.2.)[4]:
- уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);
- резервы, накопленные предприятием;
- прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).
- Резервный капитал
Рис. 1.2. Структура собственного капитала предприятия
К основным источникам привлеченных средств относятся:
1) ссуды банков;
2) заемные средства;
3) средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;
4) кредиторская задолженность;
5) дотации, субсидии, господдержка.
[1] Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций) // Экономика и жизнь, N 49 — 52, 1997, N 2, 1998.
[2] Шевченко И.В. Сравнительный анализ источников финансирования инвестиций российскими компаниями / И.В. Шевченко, П.Ю. Малеев // Финансы и кредит. — 2006. — N 18(222). — С. 28.
[3] Левчаев П.А. Финансовые ресурсы и стоимостные отношения предприятий национальной экономики. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. С. 15.
[4] Титов В.И. Экономика предприятия : учебник /В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008. С. 361.