Внешняя стратегия компании — страница 5-8

Глава 1               Особенности построения и реализации внешней стратегии компании

1.1        Понятие, задачи и методы стратегического управления

Неотъемлемыми атрибутами современной экономики информационного типа являются высокий динамизм и сложность бизнес-среды, интенсивность бизнес-процессов различного уровня, жесткая рыночная конкуренция экономических субъектов. В этих условиях долгосрочное развитие и достижение стратегической финансовой устойчивости компании требуют грамотного стратегического управления[1]. Стратегия становится важной как никогда вне зависимости от сферы и масштабов бизнеса фирмы. Наличие стратегии компании характеризует понимание ее топ-менеджментом направления, интенсивности, главной цели развития организации, ресурсов, необходимых для ее достижения, а также проблем и ограничений, требующих преодоления[2].

Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы. «Стратегия есть логика бизнеса, определяющая, за счёт чего фирма может получить конкурентные преимущества и завоевать себе «место под солнцем». Известный специалист в области стратегического планирования И. Ансофф дал следующее определение стратегии: «Набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности»[3].

Минцберг Г. определяет понятие стратегии через так называемую комбинацию 5- ти «П»:

  • стратегия – план действий;
  • стратегия – прикрытие, т.е. действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников;
  • стратегия – порядок действий, т.е. план может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;
  • стратегия – позиция в окружающей среде, т.е. связь со своим окружением;
  • стратегия – перспектива, т.е. видение того состояния, к которому надо стремиться[4].

Основа хорошей стратегии заключается в занятии на рынке сильной позиции и построении такой организации, которая могла бы успешно работать, несмотря на непредвиденные обстоятельства, мощную конкуренцию и внутренние проблемы. Формулировка стратегии заключается в формировании миссии организации, определении целей деятельности и создании стратегии. Конечным продуктом формулировки целей является стратегический план[5].

Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 1950-е гг., когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Новые условия хозяйствования, порождаемые рыночными преобразованиями, потребовали соответствующей парадигмы управления, специальных методов и механизмов, которые помогали бы предвосхищать возможные изменения внешней среды на рынках сбыта, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах[6].

Из сказанного выше следует: управление компанией требует применения обоснованной стратегии. Без перемен в среде, в которой действует компания, новые возможности для бизнеса не могут появиться. Использование Интернета, например, положило начало взрывообразному росту электронной коммерции. Компании практически любой отрасли получили как почти неограниченные возможности по предложению новых видов продукции, так и новые способы выхода на потребителей. Но надо иметь в виду, что в условиях конкурентного окружения новые каналы, как и новые продукты недолго остаются таковыми. Стратегия, используемая компанией, быстро превращается в типовую, т.е. уже не дает конкурентных преимуществ, хотя и порождает изменения в общем контексте конкуренции. Поэтому следует уделять особое внимание управлению этими изменениями, что требует не просто понимания этого процесса, но и его правильного использования. Для этого стратегический менеджмент должен решить три взаимосвязанные задачи[7]:

  1. Управление стратегией на рынке: разработка, реализация и уточнение стратегий, обеспечивающих победу на рынке. Стратегия — это средство, с помощью которого из меняются взаимоотношения организации с партнерами и конкурентами. За счет этого она получает конкурентные преимущества.
  2. Управление организацией: внутренние перемены организации, определяющие и ее действия на рынке, и направленность этих действий. Без подобных перемен организация не может надеяться изменить свои ТОП-характеристики (совокупность технического оснащения компании, ее организационной структуры и профессионального мастерства ее руководителей и сотрудников). Это позволяет ей адекватно реагировать на изменения окружающей среды, адаптироваться к ним и использовать в своих целях.
  3. Реализация стратегического менеджмента: взаимодействие между стратегией (тем, что организация делает на рынке) и организационными процессами (тем, что происходит в самой организации).

Развитие системы стратегического менеджмента в значительной степени определяет, сможет ли компания добиться победы на рынке уже сегодня и как она позиционирует себя для будущего. Основная задача высшего руководства современной фирмы – решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды[8]

конечным продуктом стратегического управления являются внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде[9].

Таким образом, методология стратегического управления направлена на обоснование стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях.

Задачи методологии стратегического управления состоят в том, чтобы: выявить необходимость и провести стратегические изменения в организации; создать организационную архитектонику, способствующую стратегическим изменениям; помочь подобрать способные провести стратегические изменения в жизнь[10].

Примером корпоративной стратегии может служить стратегия организации в определенной стратегической зоне хозяйствования (определенный сегмент рынка). Бизнес-стратегию может иллюстрировать стратегия подразделения по производству бытовых холодильников многоотраслевой электротехнической компании. Функциональная стратегия может быть представлена стратегией управления персоналом организации, производством, финансами и стратегиями в других сферах деятельности.

[1] Зенкина И.В. Основы формирования системы показателей экономического субъекта в русле современных концепций стратегического управления // Экономический анализ: теория и практика. 2009. N 27.

[2] Волков А.С. Создание рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности / А. Волков, М. Куликов, А. Марченко. Вершина, 2008. С. 14.

[3] Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер Ком, 2010.

[4] Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Стратегическое сафари – экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Пер. с анг. Ю.Н. Каптулевского. СПб.: Питер, 2000, с. 16.

[5] Корнилов Д.А. Формирование классификации видов стратегий в области стратегического управления // Экономический анализ: теория и практика, 2007, N 21.

[6] Шумилова А.В. Механизмы реализации стратегии организации // Проблемы современной экономики. – 2009. — № 1/2 (17/18).

[7] Лайм Фаэй, Роберт Рэнделл. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер.с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2010. С. 31.

[8] Ансофф И. Стратегическое управление / Сокращенный перевод с англ. под ред. Л.И. Евенко. М.: Экономика, 2009, с. 19.

[9] Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, НА. Саломатина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. С. 142.

[10] Балабан И.Ю., Костюковский Ю.М. Элементы методологии стратегического управления предприятиями, -М., ИПМ им. М.В.Келдыша РАН, 2011. С. 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *