Для анализа используются следующие критерии.
Показатель А – важность для отрасли:
а) 1балл – незначительная степень важности;
б) 2 балла – средняя степень важности;
в) 3 балла – значительная степень важности.
Показатель В – влияние на организацию:
а) 0 баллов – влияние отсутствует;
б) 1 балл – слабое влияние;
в) 2 балла – среднее влияние;
г) 3 балла – сильное влияние.
Показатель С – направленность влияния:
а) +1 – положительное влияние;
б) –1 – отрицательное влияние.
Таблица 2.1
Pest-анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии организации на перспективу до 2010 года
Фактор внешней среды | Показатель, балл | |||
А | В | С | Степень
важности, Р = А·В·С |
|
Политика Р
1 Выборы Президента с последующим изменением экономической политики 2 Выборы в Государственную думу 3 Изменения законодательства 4 Отношения с правительством Москвы и местными органами управления 5 Государственное влияние в отрасли 6 Государственное регулирование рекламы, товарных знаков и т.п. |
1 1 3 3
3 2 |
1 1 3 2
2 1
|
+1 -1 -1 +1
+1 -1 |
+1 -1 -9 +6
+6 -2 |
Экономика Е
1 Общая характеристика экономической ситуации (подъем, спад, стабилизация) 2 Инфляция 3 Динамика курса рубля к доллару США 4 Динамика процентной ставки 5 Основные внешние издержки, в т.ч. затраты на материальные ресурсы, энергоносители и т.д. |
3
2 2 3 3 |
3
2 2 3 3
|
+1
-1 -1 -1 -1 |
+9
-4 -4 -9 -9 |
Социум S
1 Изменения в базовых ценностях 2 Изменения в уровне и стиле жизни 3 Экологический фактор 4 Демографические изменения |
1 3 1 2 |
1 3 1 2 |
+1 +1 -1 -1 |
+1 +9 -1 -4 |
Технология Т
1 Государственная технологическая политика 2 Значимые тенденции в области НИОКР 3 Новые патенты 4 Технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта организации |
2 2 3 3
|
2 2 3 3 |
+1 +1 +1 -1 |
+4 +4 +9 -9 |
Pest-анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии организации показывает, что из политических факторов наиболее значимыми являются возможности изменения законодательства в сфере таможенной политики и налогообложения. Возможно снижение таможенных пошлин на импорт, что сделает продукцию конкурентов дешевле и более конкурентоспособной. Причем наиболее вероятный вариант – их ужесточение, что неблагоприятно отразится на деятельности фирмы.
В экономике действуют разнонаправленные силы. Экономическая ситуация в России коренным образом отличается на первых порах мирового кризиса от мировой – экономический рост на фоне роста цен на сырье только усиливается.
Неблагоприятно для ценовой политики и набирающая силу инфляция.
Социальные факторы макроокружения более благоприятны, но также разнонаправлены. Изменения в базовых ценностях затруднены из-за медленного роста среднего класса. Более заметно изменение в стиле жизни и они благоприятны для фирмы.
Фактор экологии действует неблагоприятно, так как при наличии вредных производств на предприятии и вредных веществ в изделии необходимо вкладывать дополнительные средства в развитие технологий и экологические платежи.
Технологические факторы складываются в пользу фирме, так как все больше возможностей для применения в производстве более дешевых и малозатратных услуг. Однако они есть и у конкурентов.
1.1.1 Анализ финансовых и экономических показателей
Таблица 2.2
Основные показатели деятельности ЗАО «СвязьИнТех»
Наименование показателя | Ед.изм. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г | 2011 г |
Объем выручки от продажи услуг | |||||
1. Строительство объектов телекоммуникаций | тыс руб. | 693766 | 722071 | 501992 | 779430 |
2. Монтаж телекоммуникационного оборудования | тыс руб. | 548625 | 591007 | 807153 | 886974 |
3. Проектирование, переоборудование объектов электроэнергетики | тыс руб. | 258694 | 313766 | 348624 | 402095 |
4. Прочие виды | 239793 | 275899 | 189873 | 109942 | |
ВСЕГО | тыс руб. | 1740877 | 1902743 | 1847641 | 2178441 |
Доля от общего объема выручки | |||||
1. Строительство объектов телекоммуникаций | % | 39,9% | 37,9% | 27,2% | 35,8% |
2. Монтаж телекоммуникационного оборудования | % | 31,5% | 31,1% | 43,7% | 40,7% |
3. Проектирование, переоборудование объектов электроэнергетики | % | 14,9% | 16,5% | 18,9% | 18,5% |
4. Прочие виды | % | 13,8% | 14,5% | 10,3% | 5,0% |
Собственная торговая сеть | % | 98,81 | 98,56 | 98,35 | 99,97 |
Прямые продажи | % | 1,19 | 1,44 | 1,65 | 0,03 |
Рис. 2.4 Структура выручки ЗАО «СвязьИнТех» 2011 года
Таблица 2.3
Основные производственно-финансовые показатели ЗАО «СвязьИнТех»
Наименование показателя | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Выручка, тыс.руб. | 1740877 | 1902743 | 1847641 | 2178441 |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 61408 | 125605 | 99315 | 134287 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | -4143 | 11643 | 4714 | 29043 |
Рентабельность собственного капитала, % | -0,85 | 2,33 | 0,76 | 4,93 |
Рентабельность активов, % | -0,42 | 0,99 | 0,38 | 1,797 |
Коэффициент чистой прибыльности, % | -0,24 | 0,61 | 0,26 | 1,333 |
Рентабельность основной деятельности, % | 1,84 | 4,95 | 3,94 | 5,0 |
Оборачиваемость капитала, раз | 3,47 | 3,49 | 3,3 | 1,83 |
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса, % | 0,01 | 0,01 | 0 | 0 |
На протяжении рассматриваемого периода доля валовой прибыли в объеме выручки от реализации услуг стабильна, сохраняется положительная динамика таких показателей, как рентабельность активов, рентабельность основной деятельности за исключением показателей 2009 года.
1.2 Анализ системы управления организацией
ЗАО «СвязьИнТех» руководит директор.
Рис. 2.5. Структура предприятия ЗАО «СвязьИнТех»
Исходная структура предприятия имеет следующие организационные характеристики:
- общий критерий департаментизации — «ресурсы».
В частности, первые три уровня управления сгруппированы по функциям (общим: плановая, бухгалтерская, финансовая; обеспечивающим: технологическая, энергетическая, ремонтное обслуживание, контроль качества; основным: закупки, производство, маркетинг, сбыт).