1.1 Понятие стоимости бизнеса и особенности ее использования в управлении, стр. 2 — из дипломной работы Определение рыночной стоимости бизнеса ООО Фотоклуб

Управление стоимостью — это интегрирующий процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации общих усилий на ключевых факторах стоимости. Но управление стоимостью не должно сводиться к методологии стоимостной оценки. Его главная задача — наметить цели и пути изменения корпоративной культуры. Менеджера, ориентированного на стоимость, тонкости организационного поведения заботят не в меньшей мере, чем использование стоимости в качестве критерия эффективности и инструмента для принятия решений.

В настоящее время актуальность управления стоимостью компании все более возрастает в силу усиления конкурентной борьбы компаний за капитал инвесторов и акционеров. Кроме того, необходимость управления стоимостью компании продиктована современными требованиями к ведению бизнеса.

Управление стоимостью компании необходимо в равной степени и акционерам, и инвесторам, и менеджменту. Только эта цель — рост стоимости компании — является общей для всех участников деятельности компании и совпадает с их разнонаправленными интересами.

Концепция управления стоимостью основывается не на бухгалтерских показателях успешности деятельности компании. Во внимание принимается только один критерий, наиболее простой и понятный для собственников, инвесторов и менеджеров, — вновь добавленная стоимость.

Оценку бизнеса осуществляют с позиций трех подходов: доходного, затратного и сравнительного. При доходном подходе используются метод капитализации и метод дисконтирования денежных потоков. Оценка при сравнительном подходе осуществляется методом рынка капитала, методом сделок или методом отраслевых коэффициентов. При затратном подходе используются метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.

Оценка стоимости бизнеса и организации как имущественного комплекса не является единственным направлением использования существующей методологии оценки. Метод дисконтирования денежных потоков может быть использован для оценки ущербов от событий, влияющих на величину валового внутреннего продукта. Затратный подход при оценке бизнеса, в частности, может быть использован для повышения финансовой устойчивости организации. Исходной информацией для проведения оценки бизнеса любым из методов служат результаты анализа финансового состояния организации.

На данный момент существуют различные толкования понятия «стоимость компании», сформировано несколько направлений и подходов в области управления стоимостью компании, разработано немало способов измерения стоимости.

Стоимость — лучшая мера результатов деятельности компании, потому что ее оценка требует исчерпывающей информации. Оценка стоимости бизнеса базируется на ряде принципов, непосредственно связанных с эффективностью деятельности компании. Назначение принципов оценки бизнеса — отразить закономерные тенденции поведения субъектов рыночной экономики относительно бизнеса.

Несмотря на то, что существуют и другие показатели результатов деятельности компании, стоимость является наиболее всеобъемлющим. В отличие от других показателей стоимость не бывает краткосрочной. Прибыль в расчете на акцию и рентабельность акционерного капитала, как правило, отражают «близорукий» взгляд на вещи, так как в этих показателях закладывается информация в лучшем случае на несколько последующих лет.

Кроме того, такие показатели, как рентабельность акционерного (собственного) капитала и прибыль, ориентированы главным образом на управление бюджетом доходов и расходов и не отражают фактических объемов и сроков возникновения денежных потоков. Даже разница между рентабельностью инвестированного капитала и затратами на привлечение капитала, если она используется только для краткосрочных целей, может оказаться неудачным показателем, поскольку побуждает к недостаточному инвестированию («выжиманию соков» из предприятия ради увеличения рентабельности вложенного капитала).

Каждой компании приходится решать сложнейшую задачу — создавать стоимость, зарабатывая в долгосрочной перспективе прибыль, превышающую затраты на привлечение капитала.

Переход на стоимостные принципы управления предполагает, как и все нововведения, некоторую структурную перестройку, в частности:

  • выбор приоритетов исходя из принципов создания стоимости;
  • переориентацию систем планирования;
  • изменение системы оценки результатов деятельности компании и систем материального поощрения;
  • установление взаимоотношений с инвесторами на новой основе.

Безусловно, особенности российской деловой среды не могут не создавать определенных трудностей для внедрения концепции управления стоимостью. Перечень препятствий, на взгляд И. В. Ивашковской[1], следует начинать именно с внутренних характеристик российских компаний, определяющих их подходы к построению бизнеса. Первая группа проблем связана со сложившимися традициями анализа и управления. К факторам этого рода надо отнести следующие: неразвитость систем финансового планирования и разработки прогнозных данных; слабую взаимосвязь между финансовым и маркетинговым планированием; неадекватность систем внутреннего управленческого учета, не позволяющих или затрудняющих выделение данных по сегментам бизнеса, по отдельным уровням управления и центрам ответственности, по отдельным функциям бизнеса; нехватку культуры анализа бизнес-процессов. Острой проблемой является сильная приверженность бухгалтерскому мышлению, рассуждения профессиональных менеджеров о будущем компании в терминах объемов продаж и бухгалтерских прибылей, отвечающих уровню оперативного управления, неразвитость привычки и вкуса к стратегическому управлению даже в традиционных его формах.

[1] Ивашковская И. В.  Управление стоимостью компании: вызовы российскому менеджменту // Российский журнал менеджмента № 4, 2004. С. 113–132.