1.1 Понятие стоимости бизнеса и особенности ее использования в управлении, стр. 1 — из дипломной работы Определение рыночной стоимости бизнеса ООО Фотоклуб

В настоящее время концепция управления стоимостью компании принята экономическим сообществом в качестве ключевой управленческой парадигмы и получает все большее распространение на практике, в том числе в России. С развитием рынков капитала и других институтов рыночной экономики у российских компаний появляется возможность прямого привлечения акционерного капитала, а взаимоотношения с инвесторами выходят на качественно новый уровень.

Появилась необходимость в выявлении таких показателей эффективности деятельности компании, которые бы надлежащим образом учитывали интересы и собственников, и менеджеров, и инвесторов особенно актуальны в период финансового кризиса. Именно показатели стоимости компании соответствуют данному критерию, поскольку позволяют учесть как доходность компании, которая важна для собственника, так и риски и альтернативные издержки инвестора[1].

«Все фирмы должны следить за результатами своей деятельности и исследовать различные стратегии, открывающиеся перед ними. Ключевой частью этого процесса является наблюдение за тем, какая стоимость привносится теми или иными существующими частями фирмы и как можно увеличить стоимость…»[2].

Суть концепции управления стоимостью компании: управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости компании, а процесс принятия управленческих решений — сфокусирован на ключевых факторах стоимости.

Практической разработкой концепции управления стоимостью одними из первых стали заниматься А. Раппапорт и Дж. Штерн, которые продолжили исследования нобелевских лауреатов М. Миллера и Ф. Модильяни. Значительный вклад в развитие концепции управления стоимостью компании был внесен Б. Стюартом и консалтинговой компанией Stern Stewart & Со, основанной им в 80-х гг. XX в. и имеющей зарегистрированную торговую марку EVA.

Популяризации стоимостного подхода к управлению способствовали также разработки консалтинговой компании McKinsey и книга партнеров компании Т. Коупленда, Т. Колера и Дж. Муррина «Стоимость компаний: оценка и управление»[3].

Концепция управления стоимостью советует отказаться от исключительно бухгалтерских критериев успешности функционирования компании и принимать во внимание наиболее простой и понятный для акционеров и инвесторов критерий — стоимость компании или вновь добавленную стоимость, что позволит принимать более обоснованные и оптимальные управленческие решения.

Под стоимостью предприятия следует понимать комплексный показатель, определяющий эффективность ведения текущей, финансовой, инвестиционной и прочей деятельности, посредством определения суммы денежных потоков, генерируемых предприятием в прогнозном и продленном периоде с учетом всех его активов и за вычетом обязательств[4].

Для определения рыночной или другого вида стоимости применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату и все методы являются рыночными, т.к. учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую «реакцию» рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.

В зависимости от факторов стоимости, являющихся основными переменными в алгоритмах, методы оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый подход позволяет «уловить» определенные факторы стоимости. Так, при оценке с позиции доходного подхода, во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше вели чина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Доходный подход — это определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания[5].

[1] Управление  стоимостью:   Оценочные  технологии  в управлении предприятием: Учеб. пособие по специальности «Финансы и кредит» / В.В. Криворотов, О.В. Мезенцева. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. с. 3.

[2] Грегори А. Стратегическая оценка компаний: практическое руководство. Пер. с англ. — М.: Квинто-Консалтинг, 2003..

[3] Коупленд Т.,. Колер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. — М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2002.

[4] Грязнова А.Г., Федотова М.А, Оценка бизнеса Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. 2-е издание, переработанное и доп. М. 2009. С. 14.

[5] Оценка стоимости предприятия (бизнеса)/А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, М.А. Эскиндаров, Т.В. Тазихина, Е.Н. Иванова, О.Н. Щербакова. — М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003.